Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Я голос ваш, жар вашего дыханья. Я отраженье Вашего лица»




Скачать 89.45 Kb.
Дата29.06.2017
Размер89.45 Kb.
ТипУрок
Поэма А.А. Ахматовой «Реквием»

Тема урока «Я голос ваш, жар вашего дыханья. Я отраженье Вашего лица».

Автор: учитель русского языка и литературы Левашова И.А.

Цель. Познакомиться с поэмой А. Ахматовой «Реквием» и третьем, заключительным периодом её жизни. Проанализировать поэму «как настоящую драму», пытаясь услышать «многоголосье»: голос поэта, матери и историка.

Оформление. Портрет поэта, цитаты из поэмы, презентация…, свечи, цветы.

Ход урока.

Звучит «Реквием» Моцарта. На его фоне Учитель читает Эпилог из поэмы:

«Опять поминальный приблизился час».

Идёт презентация фотографий поэта (портреты Ахматовой, её сына, мужа)

Ребята, мы продолжаем знакомиться с биографией и последним десятилетием творчества поэта. Последнее десятилетие ахматовской поэтической биографии так же зеркально по отношению к первому, как осень зеркальна по отношению к весне. Её «плодоносная осень» пришлась на то время, которое принято называть «хрущёвской оттепелью». Это время Эренбурга и Солженицына, Шостаковича и Юдиной, Пастернака и Ахматовой. За десять последних лет, обременённых болезнями, размолвкой с единственным сыном, постоянным чувством бездомности, Анна Ахматова приобретает в литературных и общественных кругах непререкаемый авторитет.

Вашим домашним заданием было подготовить краткую биохронику жизни и творчества Ахматовой в последние десять лет.

Презентация.



Учитель. Предметом нашего пристального внимания сегодня на уроке будет поэма «Реквием».

Что такое реквием? Это католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. (Запись на доске)

И начнём знакомство с поэмой, заслушав сообщение историка литературы о непростой истории её создания и публикаций.

Учитель. Так поэма ли «Реквием»? Не цикл ли отдельных стихотворений, написанных в разное время и более или менее случайно объединённых авторской волей под общим заголовком?..

Учащиеся анализируют композицию. Поэма включает 10 небольших – от 5 до 20 строк – стихотворений, обрамлённых прологом и эпилогом. Как пролог, так и эпилог состоят из двух частей, пролог: 25+12, эпилог:12+34..

Сюжетный центр поэмы – главки 5 и 6: обе посвящены сыну и движению Времени – времени его заключения… Этим двум центральным главкам предшествует 4 коротких, в которых звучат различные голоса, отнюдь не тождественные с авторским и от него, авторского, более или менее удалённые: 1 – женщина из российской истории, может быть петровской эпохи; 2 – женщина из русской народной песни; 3 – женщина из трагедии; 4 – некий голос, обращающийся к Ахматовой десятых годов и к Ахматовой тридцатых, но отдалённой как от той, так и от другой – событиями биографии…

Учитель. Вашим домашним заданием было проанализировать голоса, звучащие в поэме: голос поэта, историка и матери. Прослушав, вы попробуйте ответить на вопрос.

Согласны ли вы с мнением Солженицына о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына». Подобную точку зрения высказывает и, Бродский, говоря о том, что «Реквием» - автобиография поэта, не народная трагедия.

Ответ первой группы. Голос поэта.

Гневный голос поэта – страдающего гражданина своей страны – слышится в 6 главах поэмы. Ахматова уже в эпиграфе открыто заявляет о своей главной роли в жизни – роли поэта, который разделил со своим народом трагедию страны. «Я была тогда с моим народом, // Там, где мой народ, к несчастью, был». Она не конкретизирует, где это «там» - в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; - «там» - это значит вместе, в широком смысле слова.

И сразу же после эпиграфа мы слышим голос поэта в прозаическом отрывке «Вместо предисловия – это завещание её, поэту, наказ «это… описать».

Вновь голос поэта становится слышим в 3 и 4 главах. Только поэт может так почувствовать и так сказать «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. // Я бы так не могла».

Поэтическая партия вновь звучит в10 главе и 1 части эпилога. Каждая из матерей, потерявшей сына, подобна Богоматери. Поэт слышит речь Иисуса (и своего сына), но не слышит голоса матери. В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают, и если Иисусу смерть, ей – страдания: старость, страх, молитва.

В композиционной схеме можно отметить главы, в которых звучит голос поэта.






Пролог




Сюжетный центр




Эпилог

стих.

I

II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

II

Число строк

25

12

8

8

5

11

14

8

12

16

20

8

12

34

Голос матери.

Голос матери мА слышим в 7 главах, и если сравнить это с голосом поэта, то получается примерно одинаковое их количество. Во всех главках голос матери - монотонный, как молитва, - едва слышим. Это рассказ о происшедшем, о своей судьбе и судьбе сына. Очень личный. Это по жанру – не то молитва, не то причитание. Последнее подтверждает историческая аналогия: «Буду я, как стрелецкие жёнки, // Под кремлёвскими башнями выть». Очень личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей – в пространстве России и во времени. Каждая из глав бесконечно горестного монолога трагична: невыносимее всего лаконизм последней – девятой главы. Смерть не приходит. Память жива. Главный враг - память. «Надо память до конца убить». Выхода нет. В этих главах поэт и историк не приходят на помощь матери. Она страдает одна.

Таблица.







Пролог




Сюжетный центр




Эпилог

стих.

I

II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

II

Число строк

25

12

8

8

5

11

14

8

12

16

20

8

12

34

Голос историка. Начиная с эпиграфа, во многих главах по крупицам растворены исторические реалии. Когда всё происходит? «В страшные годы ежовщины» Где? «Там, где мой народ, к несчастью, был»» - в России, в Ленинграде. Непосредственно голос историка слышен в двух главах – во «Вступлении» и во второй части «Эпилога».

Эпоха, в которую суждено было страдать народу, описана достаточно образно и зримо. И очень жёстко: «…безвинная корчилась Русь // Под кровавыми сапогами // И под шинами чёрных Марусь». Кто жертва? Весь народ, «осуждённых полки», вся Русь. Кто палач? Он только однажды назван: «Кидалась в ноги к палачу» Он один. Зато есть его помощники, разъезжающие на «чёрных марусях». Их определяет только одна деталь – «верх шапки голубой».

Последняя глава – самая длинная. В ней представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах – это мужья и сыновья: другая половина – в тюремных очередях, это матери и жёны. Все слова бедны для описания истории их жизни, а души их заполнены единым страданием. Матери, жёны, поэтессы, историки – все они в этой очереди. Вся Россия.

В последней главе голоса поэта и историка подавляет хор женского не крика, не плача – воя. С ним слит и голос матери. Но они (поэт и историк) не должны перестать слышать этот крик. К сожалению, нельзя свершить возмездие: как наказать историю, судьбу? Как наказать палача? Став палачом? И поэтому нужно призвать Память на помощь. Память, голос поэта, не позволяющий забыть ни крупицы.

Интересен конфликт между «голосами»: мать мечтает о забвении, считая память своим главным врагом; для историка Память – главный помощник, без которого не возможно сохранить верность прошлому ради будущего.

Последняя глава как мартиролог, только мартиролог без имен («отняли список, и негде узнать»).






Пролог




Сюжетный центр




Эпилог

стих.

I

II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

II

Число строк

25

12

8

8

5

11

14

8

12

16

20

8

12

34

Учитель: согласны ли вы с мнениями Солженицына и Бродского об автобиографичности поэмы?

Солженицын имеет в виду женское понимание событий. Даже о мучениях сына сказано очень скупо: «Смертный пот на челе». Но замысел Ахматовой был шире. В основе поэмы лежит метафора: мать и сын как Иисус и Богородица. Страдания матери и страдания сына через искупление вины всего народа. Почему только один палач назван в поэме? Почему нет проклятий?

Два тысячелетия тому назад весь народ осудил на казнь сына Божьего, предав его. А теперь весь народ, предавая друг друга, спешит друг друга казнить. По сути – палачи сами люди. Они молчат, они терпят, они страдают, они предают, они казнят. Поэт описывает происходящее, постоянно испытывая чувство вины за весь народ, за всю «безвинную Русь».



Учитель: почему же безвинную, ведь сажают и казнят не иностранцы, не захватчики, а свои, «в кровавых сапогах»? Слова «Реквиема» обращены ко всем «умершим» на семьдесят лет согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. Тем, кто мучил, и тем, кто был замучен и в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объему поэме показано очень горькая страница жизни всего народа. Три голоса, звучащие в ней: матери, поэта и историка – в конце поэмы сплетаются с голосами целого поколения, всего народа. Автобиографическая линия только делает картины всеобщей глобальной трагедии более проникновенными и личными.
Домашнее задание. Выучить наизусть наиболее понравившиеся строки поэмы.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Конкурс «Использование новых информационных и коммуникационных технологий»
DswMedia -> Страничка биографии
DswMedia -> "Фантастический и реальный мир сказок. Х. К. Андерсен "Снежная королева". 5-й класс
DswMedia -> Предмет: Литература, 10 класс. Место занятия в структуре образовательного процесса : урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану : Этапы биографии А. А. Фета. Основные мотивы лирики Фета. Номер урока по теме : 1
DswMedia -> Тема урока : «А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве» класс: 8 (ОО)
DswMedia -> Рабочая программа учебного предмета «Литература»
DswMedia -> Роль деталей в создании художественного образа в стихотворениях А. А. Ахматовой «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить»
DswMedia -> Наименование издания
DswMedia -> «Незабываемый мир детства в произведениях литературы девятнадцатого столетия»