Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Введение. Многообразие живых организмов




страница1/23
Дата01.07.2017
Размер3.03 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

I четверть




УРОК 1 (1)

ТЕМА: «Введение. Многообразие живых организмов»



ЦЕЛИ УРОКА:

показать разнообразие форм жизни, отметить длительность ее существования на Земле, указать на взаимосвязи живых организмов во времени и пространстве.



ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки и фотографии животных, включая представителей семейства собачьих, а также растений, грибов и бактерий; схемы строения биосферы и других уровней организации живой материи; портреты знаменитых естествоиспытателей: Аристотеля, Чарлза Дарвина, Карла Линнея.

Организационный момент

На доске:

Многообразие живых организмов.

Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос .

1. Назовите признаки, отличающие живые организмы от неживой природы. (Клеточное строение, рост и развитие, движение, питание, обмен веществ, размножение и т. д.)

2. Перечислите уровни организации живой природы. (Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.)

3. Перечислите основные химические элементы, из которых состоит живой организм. (Углерод, кислород, водород и азот.)



Объяснение нового материала

1. Строение живых организмов .

Активизация знаний . На основании ранее полученных знаний об окружающем мире учитель предлагает учащимся вспомнить: из чего состоят живые организмы (молекулы, клетки, ткани, органы).

Пояснение . Используя схему в учебнике (с. 7), учитель уточняет, что основные систематические категории – виды – существуют во времени и распространены в пространстве в форме популяций (населения определенных территорий). В свою очередь, видовые популяции образуют многовидовые сообщества – биоценозы (территориальные объединения разнообразных живых организмов, связанных преимущественно пищевыми отношениями), экосистемы (комплексы живых организмов и условий их существования, например: экосистема пруда, луга, тайги, океана и т. д.) и биосферу Земли (совокупность земных экосистем, составляющая живую оболочку планеты).

2. Происхождение видов. Учение Ч. Дарвина .

Сопоставление целенаправленного формирования разнообразных пород домашних животных путем искусственного отбора и удивительного многообразия форм диких животных привело английского натуралиста Чарлза Дарвина к заключению о действии сходного процесса происхождения видов в природе путем естественного отбора и борьбы за существование.



Пояснение . Искусственный отбор – скрещивание особей домашних животных с желательными человеку признаками и выбор из потомства для дальнейшего размножения животных, у которых необходимые свойства проявились наиболее полно. Естественный отбор – выбраковка наименее приспособленных особей хищниками, болезнями, климатическими и другими факторами, благодаря чему выживают животные, наиболее приспособленные к новым условиям.Борьба за существование – конкуренция за жизненные ресурсы, в результате которой выживают и размножаются животные с признаками, наиболее соответствующими меняющимся условиям жизни. Это ведет к их накоплению в популяции и в случае возникновения ее географической изоляции приводит, в конечном счете, к репродуктивной несовместимости с другими популяциями и тем самым к появлению нового вида.

Дополнение . Знаменитый английский ученый Чарлз Дарвин (1809–1882) прославился созданием теории эволюции живых организмов, признаваемой и поныне абсолютным большинством биологов во всем мире. Следует отметить, что самый значительный фактический научный материал для будущей теории он собрал в молодости. Еще школьником, а затем студентом медицинского факультета Эдинбургского университета (который не закончил) и богословского факультета Кембриджского университета, Чарлз увлекался изучением живой природы (известны, например, два его сообщения в студенческом кружке о малоизученных беспозвоночных животных: мшанках и пиявках), совершал натуралистические экскурсии, подолгу засиживался в университетской библиотеке, был знаком со многими учеными. Один из них, ботаник Джон Генсло, рекомендовал 22-летнего Ч. Дарвина капитану Роберту Фитц-Рою для участия в кругосветном путешествии на корабле «Бигль» в качестве натуралиста. Поначалу не все складывалось удачно: отец, Роберт Дарвин, настойчиво требовал от сына приступить к карьере священника, а капитану Фитц-Рою не понравился... нос Чарлза («он сомневался, чтоб человек с таким носом мог обладать достаточной для совершения путешествия энергией и решительностью», – сетовал позднее Ч. Дарвин в своей «Автобиографии»). Но дядя убедил отца Чарлза в полезности экспедиции, а с формой его носа капитан смирился, и 27 декабря 1831 г. Ч. Дарвин отправился на «Бигле» в 5-летнее плавание, завершившееся 2 октября 1836 г.

Большую часть времени в экспедиции он изучал животный и растительный мир Южной Америки, где собрал богатые коллекции. Особое его внимание привлекли птицы Галапагосских островов, отделенных от материка широким простором Атлантики; именно их изменчивость в сравнении с материковыми формами породили у молодого натуралиста мысли о возможных путях формирования новых видов. Только в октябре 1835 г. «Бигль» отправился на запад от берегов Южной Америки – через Тихий океан к Австралии, острову Маврикий в Индийском океане, в Южную Африку, Атлантический океан и Англию. Сопоставление ныне живущих и вымерших видов млекопитающих, разнообразие пород домашних животных, выводимых человеком путем намеренного скрещивания и селекции потомства, укрепили Дарвина в понимании сходных процессов видообразования в природе. Но только после 20-летней кропотливой работы над дневниками путешествия и их публикации, а также работы с коллекциями и книгами в кабинетной тиши была, наконец, сформулирована и опубликована в 1859 г. его эволюционная теория. Она была опубликована в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение избранных пород в борьбе за жизнь». Эта теория «витала в воздухе» и, несомненно, появилась бы в любом случае, но стал бы ее создателем именно Чарлз Дарвин без путешествия на корабле «Бигль» – неизвестно... Впрочем, исследователи его учения убеждены: «Не будь путешествия на „Бигле“, не было бы и великого Дарвина» (По материалам Е.Е. Сыроечковского, Предисловие к 4-му изданию книги Ч. Дарвина «Путешествия натуралиста вокруг света на корабле „Бигль“», 1983).



Закрепление изученного материала

1. Приведите примеры многочисленных и редких видов животных.

2. Назовите основных представителей растительного и животного мира биоценоза (сообщества) хвойного леса.

3. Какие наблюдения Ч. Дарвина оказали наиболее существенное влияние на формирование его взглядов на происхождение видов?

Домашнее задание

1. Повторить уровни организации живого, основные отличия живой материи от неживой.

2. Используя дополнительную литературу, познакомиться с биографией Ч. Дарвина. Изучить по карте маршрут кругосветного путешествия Ч. Дарвина на корабле «Бигль».



Каталог: Dokument
Dokument -> Методические рекомендации по созданию и ведению официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет г. Дубна 2013
Dokument -> Установа адукацыі “Беларуская дзяржаўная акадэмія музыкі” нотна-навуковая бібліятэка бюлетэнь новых паступленняў
Dokument -> 2014 – 2015 учебный год Информационно-аналитическая часть
Dokument -> Рабочая программа Курс: литература Класс: 5
Dokument -> Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе «Литературно-краеведческое общество «Спутники Достоевского»
Dokument -> Контрольная работа по курсу «Документная лингвистика»
Dokument -> Контрольно-измерительные материалы к курсу
Dokument -> А. С. Пушкин великий русский поэт
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

  • Организационный момент
  • Объяснение нового материала
  • Закрепление изученного материала
  • Домашнее задание