Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Всероссийская олимпиада школьников по истории Муниципальный этап 2008 2009 учебный год 10 класс Тест




Скачать 208.12 Kb.
Дата15.05.2017
Размер208.12 Kb.

Максимальное количество – 93 балла

Всероссийская олимпиада школьников по истории

Муниципальный этап

2008 - 2009 учебный год
10 класс

1. Тест

1. Найдите лишнее в ряду и объясните свой выбор:

2 балла

Полюдье, стрелецкие деньги, тамга, гривна, подушная подать.
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо-Восточной Руси было(а)

1 балл

  1. Рязанское княжество

  2. Тверское княжество

  3. Новгородская земля

  4. Суздальско-Нижегородское княжество



3. Что объединяет эти имена?

2 балла

Пересвет, Ослабляя, Дмитрий Боброк-Волынский, Владимир Андреевич Серпуховский
Ответ: ______________________________________________________________________
4. И. Мазепа, Карл XII, Август II были современниками:

1 балл

1) Петра I

2) Павла I

3) Ивана IV Грозного

4) Бориса Годунова


5. Соотнесите имя деятеля культуры XV – XVI вв. и вид искусства, в котором он проявил себя:

2 балла




Деятель культуры

Вид искусства

1. Алевиз Новый

2. Дионисий

3. Афанасий Никитин

4. Иван Пересветов



А) публицистика

Б) живопись

В) литература

Г) архитектура



Ответ:

1

2

3

4















6. По какому принципу образован ряд. Дайте краткий ответ:

2 балла

А.Адашев, митрополит Макарий, А. Курбский, И. Висковатый –

_____________________________________________________________________________
7. Назовите первый русский орден и время его возникновения.


2 балла

Ответ: _________________________


8. Установите соответствие между мерой и ее названием




2 балла

Мера

Название

  1. алтын

  2. пуд

  3. аршин

  4. десятина

А) мера веса

Б) мера длины

В) мера площади

Г) деньги




Ответ:

1

2

3

4














9. Соотнесите событие всемирной истории и современного ему политического деятеля России:

2 балла




Событие всемирной истории

Политический деятель России

1) «Славная революция» в Англии

2) Начало Тридцатилетней войны

3) протекторат Кромвеля в Англии

4) правление Фридриха II в Пруссии



А) Петр I

Б) Алексей Михайлович

В) Елизавета Петровна

Г) Михаил Романов


Ответ:


1

2

3

4














10. Заполните пропуски в таблице:


2 балла

Архитектура XVIII-XIX вв.


Архитектор

Архитектурный памятник

Стиль

К.А. Тон

Большой кремлевский дворец

1.

Дж. Кваренги

Нарвские триумфальные ворота

Ампир

2.

Дом Пашкова

Классицизм


11. Этот приказ, отданный Петром после Нарвской конфузии, закрепил за ним титул Антихриста.

1 балл

Ответ:________________________________________________________________________
12. Под каким именем взошла на престол Марта Скавронская?

1 балл

Ответ:________________________________________________________________________


13. Какое из названных событий произошло позже всех остальных

1 балл

1) основание Адмиралтейства в Сакт-Петербурге

2) строительство Транссибирской железной дороги

3) основание Печатного двора в Москве

4) строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом



2 балла
14. Соотнесите художников XIX в. и их произведения.


Художники:

Произведения:

1. В.М. Васнецов

А) «Явление Христа народу»

2. В.И. Суриков

Б) «Покорение Ермаком Сибири»

3. А.А. Иванов

В) «Богатыри»

4. К.П. Брюллов

Г) «Последний день Помпеи»


Ответ:

1

2

3

4















15. Что было одной из причин экономического подъема в России в 1880- 1890-х гг.:

1 балл

1) введение труда приписных, посессионных крестьян

2) проведение П.А. Столыпиным аграрной реформы

3) запрет на иностранные инвестиции в российскую промышленность

4) правительственные заказы, субсидии промышленникам


16. Первая Государственная дума в России в ХХ в. Была создана в

1 балл

1) годы экономического кризиса в 1900-1903 гг

2) ходе революции 1905-1907 гг.

3) годы Первой мировой войны

4) в начале 20-х гг.


17. В результате проведения денежной реформы С.Ю. Витте (1897 г.)

1 балл

  1. основой денежной системы стал золотой рубль

  2. основой денежной системы стал серебряный рубль

  3. из обращения были изъяты бумажные деньги

  4. было восстановлено обращение бумажных денег


18. Объясните следующие выражения:*

2 балла


1) «Златоустовская бойня» _____________________________________________________

2) «Ленский расстрел» _________________________________________________________
19. Установите соответствие между фамилиями ученых и теми отраслями науки, которыми мы занимались.

2 балла




Ученые

Науки

  1. С.Ф. Платонов

  2. Н.Е. Жуковский

  3. И.И. Мечников

  4. В.И. Вернадский

А) учение о биосфере

Б) история

В) аэродинамика

Г) иммунология



Ответ:


1

2

3

4














20. Массовые демонстрации под лозунгом «Вся власть Советам!» в Петрограде в дни кризиса 3-5 июля 1917 г. привели в августе к:


1 балл

1) выступлению генерала Л.Г. Корнилова

2) попыткам монархистов восстановить монархию

3) наступлению на фронте

4) укреплению союза кадетов
21. Найдите лишнее в ряду и объясните свой выбор:


2 балла

Столыпинская аграрная реформа:

право крестьянина объявить надел земли, находящийся в его пользовании, частной собственностью; свободный выход из общины; выкуп у помещика пахотного надела; право крестьянина создать хутор; организация крестьянского переселения в Сибирь - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



22. По какому принципу образован ряд. Дайте краткий ответ:

2 балла

Л. Дегтярев, А. Судаев, Г. Шпагин –______________________________________________ ____________________________________________________________________________



23. Вставьте вместо пропусков:

2 балла

1) ______________________________- представительное законодательное учреждение России с 1906 по 1917 г. Учреждена Манифестом Николая II.
2) _____________________________ - первый единый перспективный план восстановления и развития экономики Советской России на 10-15 лет, принятый в1920 г. Предусматривал коренную реконструкцию хозяйства на основе электрификации.
24. В канун Великой Отечественной войны СССР был исключен из Лиги Наций за

1 балл

1) введение войск в Польшу

2) участие в гражданской войне в Испании

3) участие в конфликте у озера Хасан

4) нападение на Финляндию
25. Расположите в хронологической последовательности события Великой Отечественной войны:


2 балла




  1. «Рельсовая война»

  2. Бои за «Дом Павлова»

  3. Решение союзников о распространении ленд-лиза на СССР

  4. Начало операции «Багратион»

  5. Первый залп катюши

  6. Первое исполнение Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича

Ответ: ____________________


26. Соотнесите имена деятелей с фактами их биографий*:

2 балла


Деятели

Факты из биографии

1.Н.Г.Гарин-Михайловский

А) Годы жизни: 1879-1921. Участник Первой мировой войны, деятель белого движения, атаман, генерал-лейтенант (1919). В 1917 году захватил власть в Оренбурге. В 1918-1920 гг. - командующий Оренбургской армией. Смертельно ранен чекистами в Китае при попытке похищения.

2.А.И.Дутов

Б) Годы жизни: 1915– 1945. Участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, уроженец пос. Коелга Челябинской области. Погиб в Берлинской операции 17 апреля 1945 года.

3.К.В.Рындин

В) Годы жизни: 1852 – 1906. Русский писатель, видный инженер-путеец. Участник строительства железной дороги Уфа-Златоуст - Челябинск (1888-1892 гг.). В этот период впервые пробует себя на литературном поприще: написаны очерки "Несколько лет в деревне", рассказ "Вариант", сюжетом которого стал подлинный эпизод со строительством туннеля на перевале через Урал в районе Сулеи.

4.С.В.Хохряков

Г) Годы жизни: 1893–1938. Член партии большевиков с 1915 г., член ЦК ВКП(б) с 1930 г. В 1933 г. секретарь Московского обкома, в 1934–1937 гг. первый секретарь Челябинского обкома ВКП(б). Расстрелян.

1

2

3

4













27. Определите лишнюю в этом ряду фамилию. Объясните свой выбор*.
П.С. Паллас, И.П.Фальк, И.Г. Гмелин, К.В. Сальников, И.И. Лепехин
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Задание с развернутым ответом

(5 баллов)

Ниже приведены две точки зрения на пакт Молотова-Риббентропа:



  1. Подписание пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР.

  2. Подписание пакта стало ошибкой, имевшей тяжелые последствия для СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
3. Задание на анализ источника

(16 баллов)

Перед вами портреты древнерусских князей, которые упоминаются в летописи как основатели городов или как строители русских святынь.

1. Укажите имена князей (впишите их в соответствующем порядке в приведенную ниже таблицу).

2. Укажите название названия святынь, построенных во время их правления.

2. Установите соответствие между князьями и святынями. Результаты запишите в таблицу, используйте для этого цифры, которыми обозначены иллюстрации.
1.
2. 3.
4. 5.
6.



Князья









Святыни











4. Задание на анализ статистических данных

Ознакомьтесь со статистической таблицей. Выполните задания.



Движение переселенцев за Урал в период проведения столыпинской аграрной реформы



Год

Прошло за Урал

Прошло обратно

Осталось в Азиатской России




Абс.

в %
















1906

139 064

13 659

9,8

А

1907

427 339

27 195

6,4

400 144

1908

664 777

45 102

6,8

619 675

1909

616 320

82 287

13,3

537 033

1910

316 163

114 893

36,3

201 270

1911

189 791

116 308

61,3

73 483

1912

201 027

57 319

28,5

143 708

1913

240 978

45 478

18,9

195 500

1914

241 874

27 594

11,4

214 280

Итого

3 040 333

529 835

17,4

Б

1. Заполните пропуски в таблице, вместо букв вставьте соответствующие цифры, производя необходимые расчеты.

2. Проанализируйте результаты переселенческой политики с 1906 г. по 1914 г. Какие(-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите букву(-ы), обозначающую(-ие) такие утверждения.

А) наиболее успешной политика была 1906-1908 гг.

Б) в 1909-1912 гг. резко увеличивается число переселенцев и уменьшается количество возвратившихся

В) 1913-1914 гг. число вернувшихся снижается, но и направляется за Урал значительно меньше людей

Г) количество вернувшихся переселенцев за период с 1906 г. по 1914 г. в абсолютном значении превышает количество обосновавшихся на новых территориях

3. Назовите причины неудач социально-экономических преобразований П.И. Столыпина в области переселенческой политики в 1913-1914 гг.

5. Эссе


1. Проанализируйте высказывание И. Карацубы: «Идеалистическая картина «добровольного признания» варягов не соответствует действительности… Варяги совершили «государственный переворот», сопровождавшийся избиением словенских предводителей». Согласны ли вы с ним, сформулируйте собственное суждение к данному утверждению? Свое мнение аргументируйте конкретными историческими фактами.

2. Проанализируйте высказывание А. Данилова: «Столкновение между регулярными частями Красной и Белой армии являлось лишь фасадом Гражданской войны… Между тем победа той или иной стороны зависела прежде всего от сочувствия и поддержки… крестьянства». Согласны ли вы с ним, сформулируйте собственное суждение к данному утверждению? Свое мнение аргументируйте конкретными историческими фактами.



Эталоны ответов

Тест

10 класс





Правильный ответ

Баллы



гривна – денежная единица, все остальное денежный сбор

2



2

1



участники Куликовской битвы_

2



1

1



ГБВА

2



деятели Избранной Рады

2



Орден Андрея Первозванного, 1698 г.

2



1Г, 2А, 3Б, 4В

2



1А, 2Г, 3Б, 4В

2



1) Русско-византийский стиль,

2) В.И. Баженов



2



Приказ перелить колокола на пушки

1



Екатерина I, российская императрица с 1725 г., вторая жена Петра I

1



2

1



ВБАГ

2



4

1



2

1



1


1



  1. Расстрел рабочих в городе Златоусте в 1903 г.

  2. Расстрел рабочих на Ленских золотых приисках в 1912 г.

2



БВГА

2



1

1



выкуп у помещика пахотного надела – мера реформы 1861 г., а не столыпинской реформы

2



конструкторы стрелкового оружия

2



1) Индустриализация

2) ГОЭЛРО



2



4

1



536214

2



ВАГБ

2



К.В.Сальников,

все люди в списке – исследователи Южного Урала ХVIII века, а К.В. Сальников изучал край в ХХ веке.



2




Максимальный балл

44

Задание с открытым ответом


10 класс

Ответы

(5 баллов)

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть выбрана одна из названных точек зрения, но при этом необходимо привести подтверждающие документы:

При выборе первой точки зрения:

- подписание пакта стало необходимым в итоге провала переговоров с Англией и Францией;

- подписав пакт с Германией, СССР направил фашистскую Германию на Запад;

- было выиграно время, необходимое для подготовки к войне;

- союз СССР и Германии заставил Японию переориентироваться на войну с США, и СССР избежал войны на два фронта;

- подписание пакта и секретного протокола к нему позволило СССР включить в свой состав новые территории, которые остались за ним и после войны.



При выборе второй точки зрения:

- пакт развязал руки Германии для завоевания половины Европы, что привело к росту военно-экономического потенциала немецкого фашизма;

- СССР дискредитировал себя, подписав договор с фашистами и выступив, как агрессор по отношению к Польше, прибалтийским государствам, Финляндии и Румынии;

- советское руководство не смогло воспользоваться в достаточной степени временем, выигранным от подписания договора;

- подписание договора дезориентировало советский народ, армию, которые не могли определиться в отношении к Германии (союзник или враг), что нанесло вред обороноспособности страны;

- подписание пакта и секретного протокола к нему привело к насильственному присоединению к СССР территорий, часть населения которых поддержала в последствии гитлеровские войска в борьбе с советской армией.






Каждый названный элемент ответа по 1 баллу

1-5

Максимальный балл

5



Задание на анализ источника

Ответы

( 16 баллов)


Князья

4

Ярослав Мудрый



6

Владимир I



3

Андрей Боголюбский



Святыни

2

Софийский собор в Новгороде



1

Десятинная церковь



5

Церковь Покрова на Нерли




Комментарии:

Сумма – до 16 баллов. По 2 балла за подписи (12 баллов). По одному баллу за группировку (1-3 балла), 1 балл за установление последовательности правления князей.




Задания на анализ статистических данных

10 класс


Ответы:

    1. А - 125 405; Б – 214 280

    2. А, В

    3. Ответ принимается в любой формулировке, если он содержит следующие положения:

- непродуманность реформы;

- неподготовленность и не желание проводить реформу принимающей стороной;

- плохие условия (и бытовые и экономические), в которых оказались переселенцы;

- противоречивость самой реформы


Комментарии:

Сумма – до 10 баллов. По 1 баллу за каждую цифру в таблице, по 2 балла за правильно выбранный вывод, по 1 баллу за каждый правильный элемент ответа на вопрос 3 (4 балла).


Критерии оценивания эссе

    1. Знание исторических фактов

    2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.)

    3. Аргументация суждений и выводов по предложенной проблеме.

    4. Знание историографии проблемы, взглядов и оценок историков.

    5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме

    6. Оригинальность решения проблемы, аргументации

Комментарии:

Сумма – до 18 баллов. По каждому критерию от 0 до 3 баллов.




 звездочкой и курсивом обозначены задания по истории Южного Урала

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Конкурс «Использование новых информационных и коммуникационных технологий»
DswMedia -> Страничка биографии
DswMedia -> "Фантастический и реальный мир сказок. Х. К. Андерсен "Снежная королева". 5-й класс
DswMedia -> Предмет: Литература, 10 класс. Место занятия в структуре образовательного процесса : урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану : Этапы биографии А. А. Фета. Основные мотивы лирики Фета. Номер урока по теме : 1
DswMedia -> Тема урока : «А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве» класс: 8 (ОО)
DswMedia -> Рабочая программа учебного предмета «Литература»
DswMedia -> Роль деталей в создании художественного образа в стихотворениях А. А. Ахматовой «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить»
DswMedia -> Наименование издания
DswMedia -> «Незабываемый мир детства в произведениях литературы девятнадцатого столетия»

  • 5. Эссе
  • Задание с открытым ответом
  • 10 класс