Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вечер портрет Шепель Марина Валентиновна г. Новопавловск, 2016г. Слайд




Скачать 114.86 Kb.
Дата07.07.2018
Размер114.86 Kb.


Муниципальное казенное учреждение культуры

«Межпоселенческая центральная библиотека Кировского района»

Отдел обслуживания





вечер - портрет

Шепель Марина Валентиновна

г. Новопавловск, 2016г.



Слайд

Добрый день! “Она всегда была ни на кого не похожа, всегда неповторима и необычна” - так говорили о Фаине Раневской.

И сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Фаины Раневской и посмотрим, на сколько, эти слова правдивы.

Настоящее имя актрисы - Фаина Фельдман. Свой псевдоним – Раневская – Фаина позаимствовала у горячо любимого Антона Павловича Чехова, а конкретнее – у Любови Андреевны Раневской, помещицы из «Вишневого сада». Легенда гласит, что однажды у Фанечки выпали деньги из сумочки, купюры подхватил ветер, а она только смеялась: «Как красиво они летят!». А её кавалер заметил, что она «совсем как Раневская, только она могла так сказать».

Позже, когда пришлось выбирать псевдоним, Фаина решила взять фамилию чеховской героини.

Слайд

Фаина Раневская родилась 27 августа 1896 года в еврейской семье. Родители: отец-Гирш Фельдман, мать - Милька Заговайлова. Помимо Фаины в семье уже было два старших сына и дочь Белла. К моменту рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, был владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода “Святой Николай”, того самого на котором Лев Толстой в 1902 году возвращался в Крым.



Слайд

Живя без всяких материальных проблем в семье, где у нее были еще братья и сестра, горячо любимая мать, девочка чувствовала себя несчастливой и одинокой! Возможно, причина в ее повышенной ранимости из-за легкого заикания, которым Фаина страдала от рождения.



Слайд

Обучалась она в таганрогской Мариинской женской гимназии. В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание: обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать. Увлеклась театром с 14-ти лет. После посещения городского театра в ее душе остались неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле “Вишневый сад” А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра.



Слайд

Как признавалась Раневская, профессию она не выбирала – она в ней таилась. После увиденного на сцене, она уже знала, что будет актрисой обязательно.

Фаина стала посещать занятия в частной театральной студии А. Ягелло. Девушка училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание.

В 1915 году уехала в Москву, поступать в театральное училище, но на экзамене она заикалась от волнения, и её не приняли.



Слайд

В самую трудную минуту бездомную провинциалку приютила Екатерина Васильевна Гельцер. Знаменитая балерина вышла из Большого театра, где у колон ее поджидали поклонники, и спросила: “Кто тут самый замерший?” Самой замершей оказалась Раневская...

Екатерина Гельцер ввела ее в круг своих друзей, брала на спектакли во МХАТ, возила слушать цыган.

Слайд

Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским; произошла её первая встреча с Василием Ивановичем Качаловым (настоящая фамилия Шверубович) ведущим актёром труппы Станиславского, одного из первых Народных артистов СССР (1936). Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой.



Слайд

Не окончив частную театральную школу, играла во многих театрах. Первым был театр в Малахове, где начинающей актрисе дали крошечную роль без слов. Меняя театры и труппы, она переезжала из города в город: Архангельск, Смоленск, Баку и Ростов – на – Дону. Именно здесь Фаина Раневская встречается с известной провинциальной актрисой Павлой Вульф.

Павла вспоминала, что «после спектакля к ней ворвалась нескладная рыжая девица со словами признательности и восхищения. Нежданная гостя тут же стала проситься в актрисы, и что бы только девушка отстала, предложила выучить любую роль на выбор и явиться через неделю».

Фаина Фельдман, выбрав роль итальянской актрисы, нашла единственного в городе итальянца - булочника и репетировала с ним. И когда она показала наработанное Павле Вульф, та поняла, что пред ней настоящее дарование.

Фаина Раневская всю жизнь была благодарна Павле Вульф и признавалась, что именно она научила ее трудиться: работать, работать и работать. «Никаких ночных посиделок с актерской братией. Она водила меня смотреть в музее то, что создавало для меня смысл бытия. Она научила быть человечной»- из воспоминаний Фаины Георгиевны.

Слайд

В 1917 году семья Фаины Раневской на собственном пароходе уплыла в Турцию, оставив в России заупрямившуюся Фаину. Спустя многие годы, уже став известной актрисой, она получила письмо из Румынии от материи, отца и старшего брата, они узнали о её популярности из газет, а встретились они лишь только в 1957 году. Фаина Раневская сама поехала в Румынию повидаться с мамой, с которой она рассталась 40 лет назад ...



Слайд

С 1931 года Раневская становится актрисой московского Камерного театра. Дебютирует в Москве ролью в спектакле “Патетическая соната”. Причем дебютирует удачно, но спустя некоторое время спектакль снимают с репертуара.

Поскольку других ролей у нее не было, Раневская в 1935 году уходит в Центральный театр Красной Армии. Здесь ей довелось сыграть мать в пьесе “Чужой ребенок”, сваху в пьесе Островского “Последняя жертва”, Оксану в пьесе Корнейчука “Гибель эскадры” и главную роль в пьесе Горького “Васса Железнова”.

Слайд

Дебют в кино Фаины Раневской состоялся в 1934 году, в фильме “Пышка” по знаменитой мопассановской новелле. Фильм снимался в немом варианте.



Слайд

В 1939 году Раневскую пригласили в Малый театр. Раневская соглашается, но тут возникают неожиданные препятствия. Из театра Красной Армии ее отпускать не хотели и актриса ушла со скандалом. В то же время старейшины Малого оказались категорически против ее прихода в труппу. В итоге Раневская осталась без работы.

Именно поэтому, когда режиссер Игорь Савченко предложил ей сняться в роли попадьи в фильме “Дума про казака Голоту”, она согласилась, и кино захватило ее.

Слайд (видео - отрывок из к/ф «Дума про казака Голоту»)

Слайд

В 1939 году Фаина Раневская снимается сразу в трех кинокартинах: “Человек в футляре”, “Ошибка инженера Кочина” и комедии Татьяны Лукашевич “Подкидыш”, которая принесла актрисе настоящую известность.



Слайд (видео - отрывок из к/ф «Подкидыш»)

Слайд

Много - много лет спустя, когда Леонид Ильич Брежнев вручал Фаине Георгиевне Раневской орден Ленина, то и он не смог удержаться - скорчил рожу и пропищал: “Муля, не нервируй меня!”. Фаина Георгиевна презрительно пожала плечами и сказала: “Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!” Брежнев страшно смутился и тихо ответил: “Извините, просто я вас очень люблю”. На чем инцидент был исчерпан.



Слайд

В 1940 году вышел фильм “Мечта”.

После начала войны Фаина Раневская была эвакуирована в Ташкент, где пробыла до 1943 года. В 1942 году на экраны вышел фильм «Александр Пархоменко», где Фаина Раневская сыграла роль тапёрши.

Слайд (видео - отрывок из к/ф «Александр Пархоменко»)

Слайд

В 1943 году Раневская вернулась в Москву, и была принята в Театр драмы (ныне - театр имени Владимира Маяковского). Она снялась в нескольких рядовых фильмах, после чего была приглашена на роль Мамаши в фильме “Свадьба”.

Комедия “Свадьба” на долгие годы стала одним из любимейших зрителями фильмов. Сколько фраз из этого фильма стали крылатыми: “В Греции все есть”, “Хочут свою образованность показать”.

Слайд (видео - отрывок из к/ф» Свадьба»)
Слайд

В 1947 году на экраны вышла комедия “Весна”, с Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях. Фаине Раневской в сценарии отводился лишь один эпизод - ее героиня Маргарита Львовна.

Александров предложил актрисе самой сделать себе роль. Раневская придумала множество веселых фраз и диалогов. Предлагаем посмотреть небольшой фрагмент из этого фильма.

Слайд (видео - отрывок из к/ф «Весна»)

Слайд

В итоге, играющие роли второго плана, Фаина Раневская и Ростислав Плятт запомнились зрителям даже больше, чем главные герои.



Слайд

В этом же 1947 году Раневская сыграла мачеху в знаменитой сказке “Золушка”. Одна из самых замечательных сцен в фильме с участием Раневской это, безусловно, охота за знаками внимания короля и принца на балу.



Слайд (видео - отрывок из к/ф «Золушка»)

Мачеха - одна из лучших комедийных ролей Раневской. Удивительно, но она – сугубо отрицательный персонаж сказки – вызывает у зрителей настоящий восторг!



Слайд

В 1947 году Фаина Раневская снялась в роли военврача в картине “Рядовой Александр Матросов”.

В 1949 году – «Встреча на Эльбе» и «У них есть Родина».

Почти 10 лет Фаина Раневская не снималась.



Слайд

В 1958 году вышел фильм «Девушка с гитарой».

1960 год - «Осторожно, бабушка!» и короткометражный фильм «Драма».

Слайд

1963 - Фаина Раневская играет в телеспектакле «Так и будет».

1964 - «Лёгкая жизнь»,

1965 - «Первый посетитель»,

1966 - «Сегодня - новый аттракцион»,

1978 - «Дальше - тишина...»,

1980 - «Комедия давно минувших дней».

Слайд

Кроме кинофильмов Фаина Раневская снималась в юмористическом журнале “Фитиль” № 25 - сюжет “Карты не врут” в роли гадалки, а в № 33 - сюжет “Не поеду”.

А также озвучивала 2 мультфильма: «Сказка о царе Салтане» (1943г.) и «Карлсон вернулся» (1970г.).

Слайд

В 1949 году Раневская уходит из Театра Драмы и поступает на работу в Театр им. Моссовета. Здесь она играла очень мало.

1955 году она покинула Театр Драмы и перешла в Театр Пушкина - бывший Камерный театр. Одной из причин было то, что именно в Камерном она когда-то начинала свою карьеру. Здесь она проработала до 1963 года, но затем ушла обратно в театр им. Моссовета.

В 1983 году Раневская навсегда оставила сцену – буднично, без проводов и речей.

Раневская театрально переосмыслила и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический “спектакль”; в этой особенности кроется секрет её сугубо личной популярности, независимо от сценической известности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской превратились в крылатые выражения. Мы видим, что эти высказывания и сегодня актуальны.

Едкость её высказываний некоторые принимали за желчность характера, но на самом деле это была лишь защита от жестокого и несправедливого мира.

К большому сожалению, у великой актрисы не сложилась личная жизнь; она никогда не была замужем.

Слайд

Несмотря на большой круг знакомых, Фаина Георгиевна всегда чувствовала одиночество, от которого не спасал даже преданный пёс Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила.


Пользуясь доверчивостью и наивностью актрисы, домработницы часто её обманывали, обирая старую женщину.

Слайд. Однако в начале 60-х был у Фаины Раневской период, когда она не чувствовала себя одинокой. Она получила письмо от своей сестры Беллы (Изабелла Георгиевна Аплеен), которая жила одно время во Франции, а потом, похоронив мужа, перебралась в Турцию. Сестра была тоже одинока и просила помочь вернуться в СССР. Фаине Раневской помогла министр культуры Екатерина Фурцева. Несколько лет сестры прожили вместе. Вскоре у Беллы обнаружили рак. Раневская вызывала лучших врачей, проводила с ней, уже безнадежной, ночи. Больница, операция – все было бессмысленно. В 1964 году Белла умерла.

Раневскую долго уговаривали отметить восьмидесятилетний юбилей. “Нет, - решительно отказалась Фаина Георгиевна. – Вы мне сейчас наговорите речей. А что же будете говорить на моих похоронах?”



Слайд

У Фаины Раневской не было детей, она никогда не была замечена в бурных романах.

Однажды её спросили, была ли она когда - нибудь влюблена.

- А как же, - сказала Раневская - вот было мне девятнадцать лет, поступила я в провинциальную труппу - сразу же и влюбилась. В первого героя - любовника!

Уж такой красавец был! А я-то, в правду сказать, страшна была, как смертный грех… Но очень любила ходить вокруг, глаза на него таращила, он конечно, ноль внимания….

А однажды вдруг подходит и говорит шикарным своим баритоном: «Деточка, вы ведь возле театра комнату снимаете? Так ждите сегодня вечером, буду к вам в семь часов».

Я побежала к антрепренеру, денег в счёт жалования взяла, вина купила, еды всякой, оделась, накрасилась – сижу, жду.

В семь нету, в восемь нету, в девятом часу приходит… пьяный и с бабой! «Деточка, - говорит, - погуляйте где - нибудь пару часиков, дорогая моя!».

С тех пор не то, что влюбляться – смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!»

Слайд

Единственным существом, скрасившим её одиночество, стал пёс по имени Мальчик, подобранная ею дворняжка с перебитыми лапами. Мальчик так любил Раневскую, что, когда она уезжала на репетиции, он так выл, что его специально везли на машине в театр, чтобы пёс убедился, что хозяйка его не бросила. Пёс околел вскоре после смерти Раневской - от тоски. На могиле Раневской установлена фигура маленькой дворняги с грустными глазами - в память о её любимом существе.

Фаина Раневская прожила длинную и насыщенную жизнь. В кино её великий дар не был использован в полной мере. Ведь нельзя же считать подобающим использованием подобного таланта 25 киноролей, да и то в основном эпизодических.

Театральная карьера сложилась более удачно, хотя, например, с режиссером Театра им. Моссовета Юрием Завадским у Фаины Георгиевны сложились непростые отношения. Один раз в сердцах режиссер выкрикнул актрисе:

- Вон из театра!

На это великая актриса театра Раневская с не меньшим пафосом ответила:

- Вон из искусства!

У неё почти не было подруг, за исключением, пожалуй, поэтессы Анны Ахматовой.

Две знаменитости. Две незаурядные личности. Две выдающиеся женщины. Два символа своей эпохи - Поэтесса и Актриса. Две совершенно непохожие друг на друга женщины. Разные характеры, разное происхождение, разные жизненные обстоятельства… На первый взгляд, сложно даже представить, что между ними могло быть что-то общее, не говоря уже о дружбе, причем дружбе настоящей, искренней.

Невзгоды сплачивают людей. Но не в одних невзгодах дело и не в трудных временах. Дружбу Анны Ахматовой и Фаины Раневской нельзя сводить к обычной взаимовыручке, взаимопомощи, как это делали некоторые завистники из числа современников. То был одухотворенный союз двух творческих людей, дружба, которую по праву можно назвать задушевной, искренней, светлой, дружба из разряда тех отношений, которые обогащают жизнь.



Слайд

Смерть Фаины Раневской наступила 19 июля 1984 года. Похороны начались с гражданской панихиды в Театре имени Моссовета, а завершились - на Новом Донском кладбище. Актриса была похоронена рядом со своей сестрой Изабеллой.

На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта.

Редакционным советом английской энциклопедии “Кто есть кто” в 1992 году Фаина Раневская включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.



Слайд

Раневскую помнят и любят до сих пор.

В Тюмени открыта “Чайная у Раневской” - с полным антуражем и множеством её цитат повсюду. Названия блюд взяты исключительно из фильмов.

В 2008 году проходит Первый международный театральный фестиваль им. Фаины Раневской “Великая провинция”.

16 мая 2008 года рядом с домом, в котором родилась Фаина Георгиевна, открыт первый в России памятник Раневской.

В 2009 году неподалёку от дома отца Раневской, открылась кофейня «Фрекен Бок» со знаменитыми плюшками в меню. Кофейня оформлена большим количеством фотографий Раневской.

Именем Фаины Раневской названа одна из улиц в городе, в котором она родилась.

К большому сожалению, Фаина Георгиевна не написала мемуаров, хотя ей, конечно же, было что рассказать.

Но вот о самой Раневской написано немало. О великой актрисе писали Виталий Вульф и Глеб Скороходов, а издательство «Захаров» выпустило книгу «Фаина Раневская: случаи, шутки, афоризмы». Не забыта актриса и родным городом Таганрогом, где в краеведческом музее хранится часть её вещей и архива. А на доме, где родилась великая актриса, 29 августа 1986 года была установлена мемориальная доска.

Она всегда была ни на кого не похожа, всегда неповторима и необычна.

Фаина Раневская в фильмах и спектаклях песни исполняла сама, но больше всего ей нравилась песня из кинофильма “Слон и веревочка”.
Слайд (видео - отрывок из к/ф «Слон и верёвочка»)

Список литературы:


1. Брем, Вера. Ахматова и Раневская. Загадочная дружба /Вера Брем.- М.: Яуза: Эксмо,2014.- 256с.
2. Щеглов, А.В. Фаина Раневская. Вся жизнь /А. Щеглов.- Переизд.- М.: «Захаров», 2007.- 352с.: ил. – (Биографии и мемуары).


Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Организация самостоятельной работы учащихся
2014 -> Пояснительная записка Программа Гусаковой В. О. «Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции Российской армии»
2014 -> Дэн Иванов Вальдшмидт Будь лучшей версией себя
2014 -> Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию»
2014 -> Осьмнадцатое столетие непреходящее значение
2014 -> -
2014 -> «Деятельность Абылай хана по укреплению казахского ханства»
2014 -> Великие личности в потоке национальной истории
2014 -> Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Литература»

  • Слайд
  • Слайд (видео - отрывок из к/ф «Дума про казака Голоту») Слайд
  • Слайд ( видео - отрывок из к/ф «Подкидыш») Слайд
  • Слайд ( видео - отрывок из к/ф «Александр Пархоменко») Слайд
  • Слайд ( видео - отрывок из к/ф» Свадьба») Слайд
  • Слайд ( видео - отрывок из к/ф «Весна») Слайд
  • Слайд ( видео - отрывок из к/ф «Золушка»)
  • Слайд ( видео - отрывок из к/ф «Слон и верёвочка»)