Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


В. Д. Шадриков 17 марта 2000 года Номер государственной регистрации 235 гум/сп Вводится с момента утверждения государственный образовательный стандарт




страница1/3
Дата23.02.2017
Размер0.52 Mb.
ТипГосударственный образовательный стандарт
  1   2   3
Документ предоставлен КонсультантПлюс

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

В.Д.ШАДРИКОВ

17 марта 2000 года
Номер государственной

регистрации 235 гум/сп


Вводится

с момента утверждения



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020400 "ПСИХОЛОГИЯ"
КВАЛИФИКАЦИЯ - ПСИХОЛОГ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020400 "ПСИХОЛОГИЯ"
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.

1.2. Квалификация выпускника - психолог, преподаватель психологии. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки психолога по специальности 020400 "Психология" при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом - их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

- диагностическую и коррекционную;

- экспертную и консультативную;

- учебно-воспитательную;

- научно-исследовательскую;

- культурно-просветительную.

Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики.

1.4. Возможности продолжения образования.

Психолог (специалист), освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020400 "Психология", подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования или высшего профессионального образования.


3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020400 "ПСИХОЛОГИЯ"


Задача основной образовательной программы подготовки специалиста - сопряжение профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности.

3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественно-научные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС - дисциплины специализации;

ФТД - факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020400 "ПСИХОЛОГИЯ"


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего

часов


1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и

ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные

особенности полного стиля произношения, характерные для

сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических

единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения

(бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и

другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,

фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без

искажения смысла при письменном и устном общении общего

характера; основные грамматические явления, характерные

для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом,

научном стилях, стиле художественной литературы.

Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила

речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с

использованием наиболее употребительных и относительно

простых лексико-грамматических средств в основных

коммуникативных ситуациях неофициального и официального

общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи

в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и

тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат,

тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо,

биография



340

ГСЭ.Ф.02

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая культура в общекультурной и профессиональной

подготовке студентов. Ее социально-биологические основы.

Физическая культура и спорт как социальные феномены

общества. Законодательство Российской Федерации о

физической культуре и спорте. Физическая культура

личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности

использования средств физической культуры для оптимизации

работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе

физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем

физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка

студентов.

Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за

состоянием своего организма



408

ГСЭ.Ф.03

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и

источники изучения истории. Понятие и классификация

исторического источника. Отечественная историография в

прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и

теория исторической науки. История России - неотъемлемая

часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.

Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы

становления государственности. Древняя Русь и кочевники.

Византийско-древнерусские связи. Особенности социального

строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-

политические процессы становления русской

государственности. Принятие христианства. Распространение

ислама. Эволюция восточно-славянской государственности в

XI - XII вв. Социально-политические изменения в русских

землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы

взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии.

Специфика формирования единого российского государства.

Возвышение Москвы. Формирование сословной системы

организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины.

Предпосылки и особенности складывания российского

абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития

России. Эволюция форм собственности на землю. Структура

феодального землевладения. Крепостное право в России.

Мануфактурно-промышленное производство. Становление

индустриального общества в России: общее и особенное.

Общественная мысль и особенности общественного движения

России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская

культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общест-

венных процессов. Проблема экономического роста и модерни-

зации. Революция и реформы. Социальная трансформация

общества. Столкновение тенденций интернационализма и

национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и

авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриаль-

ной модернизации России. Российские реформы в контексте

общемирового развития в начале века. Политические партии

России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризи-

са. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их

результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-

экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование

однопартийного политического режима. Образование СССР.

Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его

последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е

гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление

сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая

жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные

годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных

явлений.

Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка

государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад

СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993.

Становление новой российской государственности (1993 -

1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономи-

ческой модернизации. Культура в современной России.

Внешнеполитическая деятельность в условиях новой

геополитической ситуации





ГСЭ.Ф.04

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Структура и состав современного культурологического

знания. Культурология и философия культуры, социология

культуры, культурная антропология. Культурология и история

культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация,

морфология культуры, функции культуры, субъект культуры,

культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры,

культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные

ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина

мира, социальные институты культуры, культурная

самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная

и массовая культуры. Восточные и западные типы культур.

Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры.

Место и роль России в мировой культуре. Тенденции

культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и

глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация





ГСЭ.Ф.05

ПОЛИТОЛОГИЯ

Объект, предмет и метод политической науки. Функции

политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место

политики в жизни современных обществ. Социальные функции

политики.

История политических учений. Российская политическая

традиция: истоки, социокультурные основания, историческая

динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности.

Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть.

Политическая система. Политические режимы, политические

партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты

и способы их разрешения. Политические технологии.

Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты.

Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности

мирового политического процесса. Национально-государствен-

ные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы

политического знания. Экспертное политическое знание;

политическая аналитика и прогностика






ГСЭ.Ф.06

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Государство и право. Их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности. Международное

право как особая система права. Источники российского

права.


Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе.

Правовое государство.

Конституция Российской Федерации - основной закон

государства.

Особенности федеративного устройства России. Система

органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и

юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их

нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности

супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному

праву.


Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и

ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная

ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за

совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей

профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны.

Законодательные нормативно-правовые акты в области защиты

информации и государственной тайны






ГСЭ.Ф.07

ПЕДАГОГИКА

Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.

Основные категории педагогики: образование, воспитание,

обучение, педагогическая деятельность, педагогическое

взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая

задача.


Образование как общечеловеческая ценность. Образование как

социокультурный феномен и педагогический процесс. Образо-

вательная система России. Цели, содержание, структура

непрерывного образования, единство образования и

самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная

и развивающая функция обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок,

лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия,

диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные

занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления

педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и

социокультурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами





ГСЭ.Ф.08

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Стили современного русского литературного языка.

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании

литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная

и письменная разновидности литературного языка.

Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и

письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка.

Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных

языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и

научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования.

Жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных

документов. Приемы унификации языка служебных документов.

Интернациональные свойства русской официально-деловой

письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов.

Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль

инструктивно-методологических документов. Реклама в

деловой речи. Правила оформления документов. Речевой

этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в

публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи.

Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов.

Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала,

начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы

поиска материала и виды вспомогательных материалов.

Словесное оформление публичного выступления. Понятливость,

информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей

русского литературного языка. Условия функционирования

разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования

навыков грамотного письма и говорения





ГСЭ.Ф.09

СОЦИОЛОГИЯ

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии

как науки. Социологический проект О. Конта. Классические

социологические теории. Современные социологические

теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и

процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и

личность. Малые группы и коллективы. Социальная

организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная

мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения.

Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие

экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и

девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы.

Концепция социального прогресса. Формирование мировой

системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования





ГСЭ.Ф.10

ФИЛОСОФИЯ

Предмет философии. Место и роль философии в культуре.

Становление философии. Основные направления. Школы

философии и этапы ее исторического развития. Структура

философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции

бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и

идеального. Пространство, время. Движение и развитие,

диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и

статистические закономерности. Научные, философские и

религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество

и его структура. Гражданское общество и государство. Чело-

век в системе социальных связей. Человек и исторический

процесс; личность и массы; свобода и необходимость.

Формационная и цивилизационная концепции общественного

развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода

и ответственность. Мораль, справедливость, право.

Нравственные ценности. Представления о совершенном

человеке в различных культурах. Эстетические ценности и

их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и

свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность.

Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание

и объяснение. Рациональное и иррациональное в познаватель-

ной деятельности. Проблема истины. Действительность,

мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание.

Критерии научности. Структура научного познания, его

методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и

смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего





ГСЭ.Ф.11

ЭКОНОМИКА

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности,

ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения.

Экономические системы. Основные этапы развития

экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение.

Потребительские предпочтения и предельная полезность.

Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект

дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его

факторы. Закон убывающей предельной производительности.

Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль.

Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно

конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных

рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая

конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование.

Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и

предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок

капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли.

Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение

доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные

блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Круго-

оборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения.

Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы

цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономи-

ческие циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный

спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика.

Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения.

Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект

мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их

функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный

мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная

политика. Экономический рост и развитие. Международные

экономические отношения. Внешняя торговля и торговая

политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация.

Формы собственности. Предпринимательство. Теневая

экономика. Рынок труда. Распределение и доходы.

Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в

экономике. Формирование открытой экономики






ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

300

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые

вузом


240

ЕН

Общие математические и естественно-научные дисциплины

1200

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

900

ЕН.Ф.01

МАТЕМАТИКА

Введение в дискретную математику; элементы теории

множеств; векторная алгебра; матрицы; элементы

функционального анализа; вероятность и статистика; теория

вероятностей; статистическое оценивание и проверка

гипотез; параметрические и непараметрические методы;

элементы дисперсионного анализа; статистические методы

обработки экспериментальных данных



300

ЕН.Ф.02

ИНФОРМАТИКА И ЭВМ В ПСИХОЛОГИИ

Назначение и устройство персонального компьютера;

понятие формализации, алгоритмизации, программирования;

офисные приложения; работа с текстом; защита информации;

компьютерные сети; Интернет; поиск информации;

психологические ресурсы Интернет; электронные базы данных

в психологии; компьютерные статистические системы


100

ЕН.Ф.03

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод;

история естествознания; панорама современного естествозна-

ния; тенденции развития; корпускулярная и континуальная

концепции описания природы; порядок и беспорядок в

природе; хаос; структурные уровни организации материи;

микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы

относительности; принципы симметрии; законы сохранения;

взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние;

принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности;

динамические и статистические закономерности в природе;

законы сохранения энергии в макроскопических процессах;

принцип возрастания энтропии; химические процессы,

реакционная способность веществ; особенности биологическо-

го уровня организации материи; принципы эволюции,

воспроизводства и развития живых систем; многообразие

живых организмов - основа организации и устойчивости

биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология,

здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика,

человек, биосфера и космические циклы: ноосфера,

необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой

природе; принципы универсального эволюционизма; путь к

единой культуре


60


Каталог: sveden -> files
files -> Основная образовательная программа основного общего образования
files -> Рабочая программа учебного предмета
files -> Рабочая программа учебного предмета 2015 2016 учебный год Учебно-методическое планирование по английскому языку
files -> Рабочая программа по английскому языку для учащихся 11 класса срок реализации 1 год
files -> В. Д. Шадриков 17 марта 2000 года Номер государственной регистрации 180эк/сп Вводится с момента утверждения государственный образовательный стандарт
files -> Ы плана работы школы
files -> Рабочая программа по истории 6 класс Содержание
files -> Программа дисциплины «Историография»
  1   2   3

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020400 "ПСИХОЛОГИЯ"