Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок внеклассного чтения в 7 классе. «Певец морозного края»




Скачать 51.77 Kb.
Дата28.06.2017
Размер51.77 Kb.
ТипУрок
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 классе.

« ПЕВЕЦ МОРОЗНОГО КРАЯ»

( 100-летию Н.М. Чисхана – Заболоцкого посвящается)

Якутия – родной народ,

Что стойко переносит стужу,

У самых северных широт

Работает, живет, не тужит.

Л. Попов. «Якутия»

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Наш урок сегодня посвящен 100- летию якутского писателя Н.М. Чисхана-Заболоцкого. Готовясь к уроку, вы узнали, что

Н.М. Заболоцкий, крупный мастер якутского художественного слова, известный прозаик, драматург, очеркист, детский писатель, является нашим земляком. На уроке мы подробней познакомимся с его биографией, поговорим о его творчестве, о произведениях, которые вы прочитали.

Н. Заболоцкий – человек нелегкой личной и творческой судьбы. Его путь как писателя был долгим и трудным. Прожил Н.М. большую и интересную жизнь, связанную с литературой и культурой родного народа. Начал он работать в редакции молодежной газеты «Эдер большевик»(1928 год), потом сотрудничал в газете «Кыым», работал инспектором Наркомпроса ЯАССР, преподавал в Чурапчинском и Якутском педучилищах, заведовал сектором литературы и фольклора института языка и культуры при СНК ЯАССР. По окончании. Якутского пединститута преподавал в этом же институте. В якутской литературе он занимает особое место. Это талантливый критик, большую ценность представляют его мемуары, в которых он осветил богатую значительными событиями жизнь зачинателей якутской литературы Кулаковского, Ойунского, Софронова.

Якутские читатели знают его и как талантливого переводчика многих произведений русской классической и советской литературы. Среди них «Капитанская дочка»,»Повести Белкина», «Дубровский» А.С. Пушкина, рассказы А.П. Чехова и т.д.

Любителям театрального искусства хорошо известны получившие широкое распространение пьесы « Санардыыттан», «Бисиип умнубаппыт» и «Тарабукиннар кэрэттэрэ» и т.д. Он был учителем, затем принимал участие в создании программ, учебников, хрестоматии по якутской литературе. Им создано 7 учебников для учащихся 5-6-7-8-10 классов.

Родина высоко оценила заслуги писателя. Он был награжден орденом «Знак Почета», медалями, Почетными грамотами Президиума Верховного совета ЯАССР, ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры ЯАССР».

- Что узнали вы о биографии писателя? Где он родился, учился?



2. Выступления учащихся:

а) Н.М. Заболоцкий родился 21 ноября 1908года в 1 Борогонском наслеге Оймяконского наслега ( с. Ючюгей) в семье зажиточного крестьянина.



ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ

1908г - 21 ноября родился в 1 Борогонском наслеге Оймяконского улуса.

1917 – 1921гг. - ученик Оймяконской школы.

1924г. – ученик Олбинской школы Таттинского улуса.

1925 – 1929гг.- студент Якутского педтехникума.

1928г. – первый рассказ «Биир буульа бэйэбэр»(«Одна пуля для себя»)

опубликован в газете «Хотугу ыччат» («Северная молодежь»).

1928 – 1933 – сотрудник газет «Эдер бассабыык» и «Кыым».

1933 – 1935гг. – учитель Чурапчинского , затем Якутского педучилища.

1935 – 1938 гг. – заведующий сектором литературы и фольклора

Института языка и культуры при Совнаркоме

Якутской АССР

1938г. - необоснованно репрессирован по политическим мотивам.

1944 – 1948гг. – преподаватель Якутского пединститута.

1949г. – становится профессиональным писателем.

1964 – 1970гг. – заведующий отделом прозы объединенной редакции

журналов « Хотугу сулус» и « Полярная звезда».

1987г - 1 апреля на 79 – м году жизни умер в г. Якутске. Похоронен в с. Томтор Оймяконского района.

Творческая и общественная работа талантливого писателя были оценены высоко. Он награжден орденом «Знак Почета», многими медалями и почетными грамотами. Ему было присвоено звание « Заслуженный работник культуры Якутской АССР».

УЧИТЕЛЬ:


  1. Как называется рассказ, посвященный родному очагу, детским годам писателя?-( «На земле Ючюгея»).

2) Как он рассказывает здесь о себе? ( Сообщения учащихся).

3)Ребята, кто из вас был в селе ЮЧЮГЕЙ, изменилось ли оно, как живут ючюгейцы сегодня? ( Рассказ Н. Шарги)



4. Расскажите о вступлении Заблоцкого в литературу.

1) Вступление Н.М. Заболоцкого в литературу было в некоторой степени необычным, и в то же время типичным для своего времени. Первый рассказ им был написан в порядке комсомольского поручения и назывался «Последняя пуля самому» 1927г. Затем последовали еще 2-3 рассказа ,но, как сам заметил в воспоминаниях, этого было недостаточно, чтобы стать писателем.

Первое писательское признание он получил благодаря рассказу « На летнике»(«На сайылыкке». Этот рассказ посвящен детям, он с большим интересом читают его и взрослые.

2) Первый успех был закреплен рассказом «Подъем»(«Восхождение на муран»).

(Коротко содержание рассказа).

Учитель: Давно покорил Н.М. сердца самых юных читателей замечательными детскими рассказами, которые увлекательны по сюжету, безупречны по исполнению:

«На летнике», «Батыр с маленькой фермы», «Приключения маленького батрака Болота».

В повести «Рассказы Джэллика» он с неистощимойвыдумкой описывает фантастические приключения охотника Джэллика.

На протяжении всей своей жизни обращался писатель к устному народному творчеству. Веками выражал якутский народ свои мечты, думы, чаяния в песнях и сказаниях. Печальная поэтическая легенда «Девушка в камусах»- одна из лучших произведений писателя. «Много таких сказок сложил наш народ, - говорит писатель. – Они живут, как мечта о несбыточном счастье, как память о тяжелых временах».

Теме гражданской войны посвящен рассказ «Наследство».

Сборник « Индигирка»- первое произведение, изданное для русского читателя.

Учитель: О чем бы ни писал Чисхан, одно объединяет все его произведения: во всем этом живет и дышит Якутия, прекрасная, суровая, неприкрашенная, зримая, почти осязаемая. Оленеводы и охотники, каюры и учителя, сказители и школьники, представители колхозной и городской интеллигенции населяют книги Чисхана. Он хорошо знает этих трудолюбивых и мужественных людей, с очень многими из них он общался лично.

Вместе с ними живем и мы, читатели, узнаем и горестное прошлое , и трудные времена борьбы за Советскую власть, и годы войны, вместе с ними радуемся жизни, сегодняшнему дню.

Местом действия своих героев писатель выбирает весь север, всю Якутию, центральные районы, г. Якутск.

Но сроднился он душой с Севером, с его самоотверженными тружениками, с родным Оймяконом, воспел родную Индигирку, которую любил всем сердцем. И псевдоним его недаром ЧИСХАН.

-- Ребята, кто знает, почему за ним укрепился этот псевдоним? Что он означает?

- (Ответы учащихся).

- Да, по одной версии – это старинное название Оймякона, по другой, с перевода с якутского языка – резкий, пронзительный ветер, жестокий мороз. Примечательно, что обе версии так или иначе причастны к Оймякону, к его знаменитому морозу.

Но у этого человека, как вы уже могли заметить, вопреки псевдониму, мягкий, добродушный юмор, щедро рассыпанный по всем его произведениям. Люди, знавшие его, вспоминают о нем с теплотой. Это был необыкновенный рассказчик, очень скромный, добрый человек, стойко переносящий все невзгоды, которые выпали ему на долю.

И где бы он ни был, его неудержимо тянуло в Оймякон, где лютуют знаменитые «чисханы». И на склоне лет он вернулся в свой родной очаг, несколько лет прожил в селе Томтор. Томторцы гордятся своим земляком. Его именем названа одна из улиц села, носит имя писателя школа, в котором открыт музей имени Н.М. Заболоцкого.

( Фотографии, слайды о жизни Н.М. Заболоцкого).

Есть улица имени Чисхана- Заболоцкого и в нашем поселке.



- Заканчивая урок, посвященный памяти нашего земляка Н.М. Чисхана – Заболоцкого, хочу спросить вас, ребята, что нового о родном крае, Якутии открыл вам писатель?

СТИХОТВОРЕНИЕ о Севере( С. Данилов, А. Михайлов и др.)
Каталог: files
files -> Урок литературы в 7 классе «Калейдоскоп произведений А. С. Пушкина»
files -> Краткая биография Пушкина
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Обзор электронных образовательных ресурсов
files -> Внеклассное мероприятие Иван Константинович Айвазовский – выдающийся художник – маринист Цель

  • 1.Вступительное слово учителя.
  • Что узнали вы о биографии писателя Где он родился, учился 2. Выступления учащихся
  • ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ
  • Как называется рассказ, посвященный родному очагу, детским годам писателя
  • Ребята, кто из вас был в селе ЮЧЮГЕЙ, изменилось ли оно, как живут ючюгейцы сегодня ( Рассказ Н. Шарги) 4. Расскажите о вступлении Заблоцкого в литературу.
  • Сборник « Индигирка»- первое произведение, изданное для русского читателя. Учитель
  • - Ребята, кто знает, почему за ним укрепился этот псевдоним Что он означает - (Ответы учащихся).