Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок по литературе «Серебряного века силуэт»




Скачать 168.78 Kb.
Дата24.06.2017
Размер168.78 Kb.
ТипУрок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 городского округа Тольятти

Открытый урок по литературе

«Серебряного века силуэт»

(по поэзии Серебряного века),

проведенный в 11 «А» классе




Подготовила и провела:

Зылева Т.В., учитель

русского языка и литературы,


г.о. Тольятти - 2008

Тип урока: вводный,

Вид урока: урок-практикум

Цели урока:


  • обучающие:

- познакомиться с модернистскими литературными течениями поэзии начала 20 века, знать их особенности;

- уметь видеть разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века;

- уметь различать особенности творческой манеры поэтов символистов, акмеистов, футуристов;


  • развивающие:

- развивать речь, навык выразительного чтения стихов, умение анализировать лирическое стихотворение;

- развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности, творческую активность;



  • воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус, интерес к поэтическому слову.

Оборудование: портреты К. Бальмонта, Н. Гумилева, В. Маяковского, плакаты «Символизм. Акмеизм. Футуризм», приготовленные самими учащимися к предметной декаде русского языка и литературы, раздаточный материал «Сравнительная таблица литературных течений рубежа 19-20 веков».

План урока:


  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Сообщение темы и целей урока (2 мин)

  3. Формирование новых понятий, умений, навыков (30)

  4. Закрепление полученных знаний (5)

  5. Подведение итогов (1)

  6. Домашнее задание (1)

Подготовительная работа: индивидуальное задание 8 учащимся:

- подготовить сообщение «Символизм», «Акмеизм», «Футуризм» (в выступлении отразить следующие моменты: время возникновения, цель, девиз, характерные черты),

- выучить наизусть стихотворения К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…», Н.Гумилева «Жираф», В. Маяковского «Нате!»,

- выучить наизусть отрывки из стихотворений И. Анненского, О. Мандельштама, Д.Мережковского, В. Хлебникова,

- на уроке у учащихся должны быть стихотворения К. Бальмонта, Н. Гумилева, В. Маяковского.

Эпиграф к уроку:



Воплощение мечтаний,

Жизни с грезой игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

Ход урока



  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и целей урока

- слово учителя:

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью.

По Неве или против теченья,

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком плыл.

- Так Анна Ахматова сказала о периоде рубежа 19 – 20 веков, который получил название «Серебряный век».

Конец XIX - начало XX века - это один из сложных периодов в истории России. Это эпоха величайших катаклизмов и грандиозных революционных битв. В воздухе носится ощущение тревоги, бури, катастрофы. И в то же время это один из самых плодотворных периодов в русской культуре. Подлинный расцвет мысли, талантов. Наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия. Творчество поэтов Серебряного века сложно и неоднозначно.



Итак, тема нашего сегодняшнего урока "Серебряного века силуэт".

Цель нашего урока: мы познакомимся с модернистскими течениями рубежа 19-20 веков и постараемся увидеть особенности поэтического творчества разных литературных направлений на основе анализа стихотворений поэтов.



Конечной целью нашего урока должно стать заполнение сравнительной таблицы (она есть у каждого на парте, увеличенный вариант представлен на доске). Сведения в нее мы заносим в результате прослушанных сообщений учащихся и анализа стихотворений.
Сравнительная таблица литературных течений рубежа 19 - 20 веков

КРИТЕРИИ ДЛЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ

СИМВОЛИСТЫ


АКМЕИСТЫ

ФУТУРИСТЫ

1. Цель творчества










2. Отношение к миру, реальности










3. Отношение к слову










4.Особенности формы










5. Взгляд на призвание поэта










6.Близкий род искусств









III. Формирование новых понятий, умений, навыков (выступления учащихся и практическая работа)

- Мы уже знаем, что Серебряный век русской поэзии связывают, как правило, с модернистскими литературными направлениями. Какие направления вам известны? (символизм, акмеизм и футуризм)

Послушаем историю возникновения, характерные черты каждого из модернистских направлений (выступления учащихся). Отметим в тетрадях существенные признаки этих течений по плану:

- время возникновения;

- цель;


- девиз;

- характерные черты.



1. Символизм (краткие выводы из выступления ученика):

  • возник во Франции во второй половине XIX века, в Россию пришёл в 90-х годах;

  • цель — вывести искусство из глубокого кризиса;

  • девиз — слова Гёте: "Всё преходяще, есть только символ";

  • характерные черты: попытка познать запредельную суть мира, отсюда интерес к мистическому, символическому;

  • создание собственного поэтического языка, музыкального в своей основе, построенного на тончайших смыслах слова.

Практическая работа

- Попробуем найти отражение особенностей этого литературного направления в творчестве одного из поэтов-символистов: К. Бальмонт, стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени...», написанное в 1894г. (чтение наизусть стихотворения подготовленным учеником и его анализ):


Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертания вдали...

И какие-то звуки вокруг раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор...

И сиянием прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

А внизу подо мною уж ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И все выше я шел, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

  • В чем заключается «непосредственно-конкретное» содержание? (восхождение лирического героя на башню во время захода солнца)

  • С какой целью лирический герой поднимается на башню? (восходя на башню, герой покидает привычный земной мир, чтобы приблизиться к свету, к вечности)

- Что автор подразумевает под «тенями»? (Тени ассоциируются с чем-то неосознанным, непонятным, недоступным — значит, это символ)

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня

  • охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения (гордый, одинокий, стремящийся возвыситься над всем земным, хочет уйти от здешнего, земного, мира к миру высшему, потустороннему, идеальному, от Земли - к Небесам)

  • На каком приеме построено стихотворение? Какие картины противопоставлены в стихотворении? (контраст между верхом «И чем выше я шел...» и низом («А внизу подо мною...», между днем (светом) и тьмой (ночью), между Небесами и Землей)

- Оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы, значит, им придается исключительно весомое символическое значении. Какое? (незнание и истина)

- Какими образами автор рисует картину угасания дня? (погасавший, уснувшая, потускневший - контекстуальные синонимы, дремлющих гор, погасавшего дня, уснувшей Земли - олицетворения)

- Какие краски преобладают в этом стихотворении? (здесь нет ярких красок, все туманно, и только в конце стихотворения ощущение света, яркости, мажора)

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали

- То есть, несмотря на то, что л/г окружал полный мрак, он видел впереди свет, свет, который освещал ему путь.


  • Каковы особенности настроения стихотворения? (настроение подъема, движения вверх)

  • Какие художественно-изобразительные средства его создают? (повторы в каждой строке
    ... ловил уходящие тени

Уходящие тени погасавшего дня.

...и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня)

Они создают впечатление тяжелого переступания со ступеньки на ступеньку башенной лестницы. Мотив движения-преодоления.



  • Как считаете, удалось лирическому герою приблизиться к свету, к вечности? (Это ему вполне удается). Найдите строки, подтверждающие это ( «..и чем выше я шел, тем ясней рисовались... очертанья вдали», «Я узнал, как ловить уходящие тени»)

- Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались… Вкруг меня раздавались от Небес и Земли»). Это знаменует его полное слияние с высшим миром. Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете, и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).

  • Итак, каково «скрытое» содержание стихотворения? (устремление человеческого духа от тьмы к свету, в мир идеала, красоты и истины)

  • Какова интонация стихотворения? (напевность, плавность). Какой вид искусства напоминает? (музыку).

Заполнение таблицы

2. Акмеизм (краткие выводы из выступления ученика):

  • возник в России в 1910-е годы;

  • цель - вернуть слову зримую точность;

  • девиз: "Искусство тем прекрасней, Чем взятый матерьял бесстрастней — Стих, мрамор иль металл ". Т.Готье

• акмеизм движется от идеи - к конкретному образу, от запредельного - к обыденному, от вечности - к истории, от Вечной Женственности - к мужскому началу; мир снова полон красок, звуков, форм; в произведениях акмеистов - зримая точность, реализм подробностей, достоверность, доведённая до виртуозности.

Практическая работа

- Прослушать и проанализировать стихотворение Н.Гумилёва «Жираф» (1910), найти в нем признаки акмеизма (чтение наизусть стихотворения подготовленным учеником):


Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

- Каков статус нарисованной в стихотворении картины: воспоминание, рассказ об увиденном во время путешествия, сказка, мечта? (воспоминание о путешествии в экзотическую страну, Африку, рассказанное героем своей возлюбленной)



  • Зачем л/г рассказывает об этом? (чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной туманами и дождями России)

  • Что вы можете сказать о мироощущении, кругозоре, жизненных ценностях рассказчика? (он жизнерадостен, наблюдателен, много видел, способен чувствовать и восхищаться прекрасным, умеет преобразить и без того прекрасную реальность)

  • С помощью каких изобразительно-выразительных средств он рисует «прекрасную реальность»? (красочные эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», «немыслимые травы», «изысканный жираф», сравнения: жираф сравнивается с цветными парусами корабля, бег его уподобляется радостному птичьему полету)

  • Для чего автор насыщает свой рассказ эпитетами, сравнениями? (чтобы как можно точнее, ярче нарисовать прекрасную картину)

  • В чем разница в отношении к изображаемой картине между рассказчиком и той, кому он адресует свой рассказ? (он восхищается, она все больше грустит. «Веселые сказки таинственных стран» могли бы спасти от скуки и тяжести обыденности, но лишь усугубляют одиночество и отчужденность героев: последние строчки почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно: ты плачешь?...)

Заполнение таблицы

3. Футуризм (краткие выводы из выступления ученика):

  • возник в конце XIX века, в России - с 1910-х годов;

  • цель - провозгласить и утвердить новое искусство, искусство будущего;

  • девиз:

"А один говорил: «Дыр бул щир!»

В ожидании гнева Господня ". Е.Рейн

• характерные черты: разрушение традиций в языке, в форме произведения, желание дать новое название вещам, словотворчество, коренные сдвиги в поэтическом синтаксисе и ритмике, внимание к звуковой стороне стиха.

Практическая работа

- прослушайте стихотворение В. Маяковского «Нате!», докажите его принадлежность к футуризму (чтение наизусть стихотворения подготовленным учеником и его анализ):



Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется —

и вот я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот.


  • Какую традиционную тему развивает В. Маяковский в этом стихотворении? (противопоставление поэта и толпы)

  • Почему толпа неприятна поэту? (потребительское отношение к поэзии)

  • Охарактеризуйте обе стороны этого конфликта

(буржуазное общество, мещанство: тупой, самодовольный обыватель, равнодушный к искусству, красоте, бездуховный. С помощью каких средств автор рисует толпу? обилие предметов потребления - щи, белила, вещи, калоши; собирательный образ мещанской толпы - «ощетинит ножки стоглавая вошь». Поэт: грубый гунн, «бабочка поэтиного сердца»)

  • Как ведет себя поэт? (бросает открытый вызов ей, скандализирует, эпатирует публику)
    Словарная работа:

Эпатаж -

  • Как понимаете финал стихотворения? (поэт не хочет мириться с бездуховностью и пошлостью буржуазного мира, выражает гневный протест против него, готов к преобразованию окружающей действительности)

Заполнение таблицы

КРИТЕРИИ ДЛЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ

СИМВОЛИСТЫ


АКМЕИСТЫ

ФУТУРИСТЫ

1. Цель творчества

Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество

Возвращение поэзии ясности, вещности

Вызов традиции

2. Отношение к миру, реальности

Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты.

Неприятие реального мира



Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков.

Безусловное приятие реальности



Одержимость идеей разрушения старого мира.

Революционное преображение реальности



3. Отношение к слову

Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи.

Стремление придать слову определенное, точное значение.

Интерес к "самовитому слову", создание неологизмов.

4.Особенности формы

Господство намеков и иносказания,  знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога. Обилие метафор

Конкретная образность, "прекрасная ясность".

Много эпитетов.



Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа.

5. Взгляд на призвание поэта

Поэт-маг, заклинатель, пророк

Поэт-ремесленник, мастер

Поэт-бунтарь, революционер

6.Близкий род искусств

музыка

архитектура

живопись

IV. Закрепление полученных знаний (викторина)

Мы познакомились с особенностями модернистских течений русской поэзии рубежа 19 – 20 веков, с творческой манерой поэтов этих литературных направлений.

А сейчас попробуем «угадать», используя материал заполненной сравнительной таблицы, поэту какого направления принадлежат эти стихотворные строки (чтение наизусть отрывков стихотворений подготовленными учащимися):



  1. Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя ...

Не потому, что я ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими...

И. Анненский (символизм)



  1. Мне холодно. Прозрачная весна

В зеленый пух Петрополь одевает,
Но, как Медуза, невская волна
Мне отвращенье легкое внушает.
По набережной северной реки
Автомобилей мчатся светляки,
Летят стрекозы и жуки стальные,
Мерцают звезд "булавки" золотые,
Но никакие звёзды не убьют
Морской воды тяжёлый изумруд.
О. Мандельштам (акмеизм)

  1. В сияньи бледных звёзд, как в мертвенных очах
    Неумолимое, холодное бесстрастье;
    Последний луч зари чуть брезжит в облаках,
    Как память о минувшем счастьи;
    Безмолвным сумраком полна душа моя:


Ни страсти, ни любви с их сладостною мукой,

Всё замерло в груди ...лишь чувство бытия

Томит безжизненною скукой.

Д. Мережковский (символизм)



4.Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

«Линь, пинь, пинъ!» - тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

В. Хлебников (футуризм)

V. Подведение итогов урока (и выставление отметок)

Итак, мы заполнили сравнительную таблицу литературных течений рубежа 19 - 20вв., проанализировав стихотворения, увидели своеобразие поэтического мастерства символистов, акмеистов и футуристов. Отношение к ним долгое время в нашей, советской, стране было неоднозначным. Считалось, что это течения буржуазные, упаднические. Так ли это?

Поэзия Серебряного века открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. Эпоха рубежа веков удивительна: в ней царил дух свободы творчества, когда на стыке времен каждый человек, наделенный даром слова, мог творить. Поэзия Серебряного века - это страницы, пронизанные светом добра и любви, мира и красоты. И может быть, прикоснувшись к этим страницам, мы станем чуть добрее, мягче, умнее... Серебряный век открылся нам, современным читателям, чтобы еще раз напомнить, что красота может спасти мир.

Суть этой поэзии удивительно точно передаёт Валерий Брюсов



Это - область чьей-то грезы,

Это - призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым,

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Это мир очарований,

Этот мир из серебра!

VI. Домашнее задание.



- написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

  1. Вслушиваясь в стихи Серебряного века.

  2. Моё открытие поэтов Серебряного века.

  3. Мое первое знакомство с поэзией Серебряного века.

- подготовить биографию В. Брюсова (инд.), читать стихи В. Брюсова