Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературы в 11 классе Тема урока : И. А. Бунин «Холодная осень» Любовь, жизнь и смерть в понимании писателя




Скачать 182.5 Kb.
Дата15.05.2017
Размер182.5 Kb.
ТипУрок
О.В.Коновалова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области
Урок литературы в 11 классе

Тема урока: И.А. Бунин «Холодная осень»

Любовь, жизнь и смерть в понимании писателя.



Цели урока:

- обучающая: познакомить учащихся с рассказом из цикла «Тёмные аллеи», в котором он развивает тему любви, жизни и смерти;

- развивающая: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся;

- воспитывающая: приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам писателя; прививать любовь к слову.


Тип урока: урок – исследование.

Оформление доски: портрет И.А. Бунина

Эпиграфы.

Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, - цените их, живите ими.

Л.Н. Толстой
Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память. В живую воду сердца, в чистую воду любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого.

И. Бунин


Стихотворение А. Фета.

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот;

Смотри: из-за дремлющих сосен

Как будто пожар восстаёт.
Сияние северной ночи

Я помню всегда близ тебя,

И светят фосфорные очи,

Да только не греют меня.


Словарная работа: фабула, рефрен, сюжет, подтекст, художественная деталь, типизация, композиция
Оборудование: карточки с планом эпизода рассказа (на партах).

Выставка книг. Краеведческая карта Липецкой области.


Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.

Книга – это всегда путешествие. Только книга может перенести нас в далёкое прошлое, дать возможность почувствовать себя настоящим рыцарем, пережить сильную любовь и ощутить муки разлуки.

Чтение книги – это приобщение к волшебству. И сегодня мы отправляемся в путешествие по рассказу И.А. Бунина «Холодная осень».

Давайте посмотрим на карту. Вот она – наша огромная Россия, и в центре её – маленький городок Воронеж, где родился писатель; Елец, Бутырки, Озёрки, Каменка – места, где прошли детство и юность писателя.

Особую ценность для нас приобретают сегодня произведения писателей – земляков, ибо несут они сияние, ауру былых времён, сильных чувств.

Вот оценка творчества И. Бунина Нобелевским комитетом, когда Нобелевская премия 1933 года досталась ему:

«За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер».

Любовь, жизнь и смерть – вечные вопросы, поднимаемые русской литературой. Эти темы – одни из самых важных в творчестве И.Бунина. И сегодня мы попробуем выяснить, как развивает их писатель в рассказе «Холодная осень».

Запишите тему урока.

Любовь для Бунина – это самая могучая сила на земле, которая даёт великое счастье единения двух душ, но счастье это подобно зарнице – вспыхнуло – и погасло. Писатель признает и воспевает любовь – страсть, подчиняющую всю душу человека. Такая любовь не может быть длительной. Вихрем ворвавшись в жизнь влюблённых, она поднимает их на девятый вал человеческого блаженства, чтобы затем, захлестнувшись, волнами жизненных невзгод, самой разбиться вдребезги.

Но, завершаясь разлукой, гибелью, катастрофой, такая любовь неизменно остаётся в памяти самым сильным и самым прекрасным переживанием человека, озаряющим всю его жизнь. Это философия любви Бунина.

«Холодная осень» - маленький шедевр бунинской прозы. Рассказ из его вершинной книги «Тёмные аллеи».

«Я написал лучшую свою книгу, - пишет он. Всего в ней 3 части, 37 рассказов. Среди них уже известные вам: «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи», «Поздний час», «Руся», «Натали».

К пониманию и осмыслению Бунина все приходят по – разному. Моё открытие писателя началось именно с этого рассказа. Послушайте его.



2. На фоне музыки учитель читает (наизусть) рассказ И.А. Бунина «Холодная осень».

  1. Беседа.

Сейчас мне бы хотелось узнать о ваших первых впечатлениях после прочтения рассказа после того, как вы прослушали его. Изменилось ли что в восприятии? Как вы поняли этот рассказ, умом или сердцем?
Вывод учителя после высказываний уч-ся.

Не стоит стремиться читать Бунина «залпом», запоем: впечатление от его искусного владения словом рождается не количеством, а глубиной и обстоятельностью прочтения. И только тогда можно достичь желания перечитать Бунина, каждый раз находя у него особое , неповторимое, чего не заметил раньше.

Итак, вы самостоятельно прочитали рассказ, услышали его в моём восприятии. А теперь давайте вместе попробуем разобраться в осмыслении Буниным любви, жизни и смерти. Это и будет задачей нашего урока.

Посмотрите на эпиграфы (прочтение), вдумайтесь в них. В конце урока я попрошу вас выбрать один из них. В нём вы отразите своё восприятие рассказа.



  1. Анализ рассказа «Холодная осень».

  1. Одна из главных особенностей прозы Бунина, как вы, наверное, успели заметить, - это отсутствие фабулы. Помните, что означает этот литературоведческий термин? (Строгая хронологическая последовательность событий).

  2. А каков же сюжет рассказа – эпический или лирический? (Основан на событиях или переживаниях героев?)

Вывод учителя. Да, для Бунина главное – это лирическое начало. И многие исследователи творчества писателя отмечают лиризм его прозы, музыку прозаического письма». Любовь, жизнь и смерть – основные мотивы этого рассказа.


  1. Давайте обратимся к началу рассказа и его концу. Что вы можете сказать о композиции рассказа? С какого события начинается рассказ и каким воспоминанием заканчивается?

(Начинается рассказ описанием осеннего холодного вечера и заканчивается воспоминанием о нём же. Бунин использует кольцевую композицию – т.е. круг жизни героини , ей пора «Идти», «возвращаться».

  1. Какая же фраза рефреном проходит через весь рассказ?

(«Ты поживи, порадуйся на свете, а потом приходи ко мне»).

  1. Как вы поняли название рассказа?

(Название многозначно; с одной стороны, конкретно называется время года, когда развернулись события, с другой, - это состояние души героя, отрезок времени).

6. Что касается исторического времени рассказа. Обратите внимание на дату написания рассказа – 3 мая 1944 года. О чём говорит эта дата?

Великая Отечественная война. Бунин во Франции . В 1920 году он покинул Россию, но мыслями ни на минуту не оставался вне её.

7. Какие же события охватывает Бунин в этом коротком рассказе? Подтвердите примерами из текста.

(1-ая мировая война, революция, послереволюционные годы, гражданская война).

А вот ещё эпизод: «Мама надела ему на шею тот роковой мешочек, что зашивала вечером – в нём был золотой образок, который носили на войне её отец и дед, - и мы перекрестили его с каким –то порывистым отчаянием». О каких же исторических событиях ещё идёт речь?



Вывод учителя. Итак, 1-ая мировая война, революция, послереволюционные годы – всё это выпало на долю героини – цветущей женщины и близкой к смерти, уже старой женщины.

8. А почему у Бунина герои – безымянные? Какой принцип использует писатель?

(Принцип типизации. Трагедия героини – это трагедия всей России)

9. Так незримо входит война в судьбу героев. Она разбивает мечты, надежды, любовь. Наступает «холодная осень». И перед нами те же, но на самом деле уже другие люди. Давайте обратимся к эпизоду беседы в комнате. С помощью каких приёмов Бунин рассказывает нам о внутреннем мире героев?

(Диалоги, дежурные фразы, замечание о погоде говорят о тревожном состоянии героев).

Вывод учителя. За всем этим – «подводное течение» (подтекст), которым так умело пользуется писатель, передавая нарастание тревоги, призрак войны, смерть.

10. Стихотворение А. Фета – ключ к эпизоду последней встречи. Как вы думаете, о чём оно? Сравните стихотворение А. Фета и вариант у Бунина. Оно звучит в новой интерпретации у Бунина в рассказе.



11. Анализ эпизода рассказа. (Беседа героев в саду и сцена прощания). Самостоятельная работа в группах. Карточки.

- Что мы узнаём о герое из этого эпизода? Какими качествами характера он обладает и что запоминает героиня? Отметьте детали, которыми пользуется Бунин.

(Он великодушный, бескорыстный, любящий). Героиня запоминает «швейцарскую накидку», «наклон головы», «чёрные сучья».

- Как природа в эпизоде помогает понять внутреннее состояние героев?

- Какие художественные средства при этом использует писатель?

(По- особому «смотрят окна дома», «минерально блестят звёзды». Природа помогает понять внутреннее состояние героев, контрастирует с ним – солнечное, сверкающее изморозью утро и слёзы прощания).

- Найти ключевые слова в эпизоде. Найти слово – символ.

(Сад – слово – символ у Бунина и во всей русской культуре, что-то чрезвычайно красивое, солнечное, спокойное. Это красота, родина. Потеря этого сада для героини – это и потеря любви, родины. Холод, зимний воздух – предвестники смерти).


Вывод и переход к дальнейшей работе.

(Книга с выставки). К. Паустовский писал о Бунине: «Из необъятного числа слов он безошибочно выбирал для каждого рассказа слова наиболее живописные, наиболее сильные, скреплённые какой-то незримой и почти таинственной связью с повествованием и единственно для этого повествования необходимые».

Я думаю, что вы убедились в справедливости этих слов на основе анализа эпизода рассказа.

12. Ещё К. Паустовский писал о том, что язык И. Бунина «прост, почти скуп, лаконичен». Давайте обратимся ко 2 части рассказа.

Целых 30 лет героиня выписаны «простым, почти «скупым» бунинским языком.

-Чем же отличается вторая часть рассказа от первой.

(Появляются новые образы, звучит трагедия России. В чём она?)

- Какие же новые качества героини открываются нам здесь? Что ей пришлось пережить, как и многим русским людям тогда?

(Работа с текстом. Зачитать фразы об этом).

Вывод.

Сухими, скупыми словами Бунин рассказывает, что случилось с героиней, но для неё это не жизнь. И мы вдруг узнаём, что живёт героиня всего лишь один вечер в своей жизни – тот «холодный осенний вечер». Вот почему она так равнодушно рассказывает обо всём, что было после: настоящая её жизнь обрывается в момент получения известия о гибели жениха, и все остальные 30 лет существования без него – «ненужный сон». И все эти тягостные годы освещены изнутри любовью – горестью о несбывшейся мечте. И это печальное, но светлое чувство не позволяет отчаяться, окончательно потерять смысл жизни, даёт силы «тяжёлым чёрным трудом» вырастить чужого ребёнка.

Поразительный, всего лишь на несколько страниц рассказ ещё раз подтверждает старую истину: нет настоящей жизни там, где нет любви!

IY. Итог урока.

А теперь выберите тот эпиграф, который, на ваш взгляд, соответствует вашему пониманию рассказа. Объясните свой выбор. Запишите выбранный эпиграф. Думаю, что дома, в небольшом сочинении вы отразите свои мысли.

Итак, ваша очередная встреча с Буниным состоялась. Я надеюсь, что, читая «Войну и мир» Л. Н. Толстого, «Машеньку» В.Набокова, «Вишнёвый сад» А.П Чехова, в вашей памяти возникнут ассоциации с «Холодной осенью» И.А. Бунина.

Всем своим творчеством писатель говорит нам: «Человек родится для Любви». И пусть для одного «холодного осеннего вечера»… Отчаянно призывая ценить любовь, жизнь, Бунин своими рассказами очеловечивает наши чувства. И сегодня мы вновь убедились, что чтение высокохудожественной литературы, и не просто чтение, а вдумчивое чтение, помогает видеть прекрасное, ценить каждое мгновение жизни.



О.В.Коновалова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области

Урок литературы в 10 классе

Тема урока: А.А.Фет. «Целый мир от красоты…»

Цели урока:

- обучающая: раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета, познакомить уч-ся с характерными особенностями лирики поэта;

- развивающая: развитие навыков выразительного чтения, восприятия и оценки лирического произведения;

- воспитывающая: нравственно – эстетическое воспитание, приобщение к культурным ценностям.



Тип урока: проблемный

Оформление урока: портрет А. Фета, репродукции картин художников – импрессионистов, литературная выставка, карточки с высказываниями о Фете, музыкальные произведения композиторов – импрессионистов, романс на стихи поэта.

Словарная работа: импрессионизм, лирическая поэзия

Эпиграфы:

Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты.

А. Фет

Поэт прошёл разные фазисы внутреннего своего развития. Гармонически соединяя своё Я со Всемирностью, он проникся желанием слиться со Вселенной, … или наоборот жгучим желанием ярко вспыхнуть в узких рамках своего Я, прежде чем навеки исчезнуть в Бесконечном море Мировой красоты.



К. Бальмонт

На слайдах – положения статьи В. Соловьёва, особенности поэтики А. Фета


Особенности поэтического мира А. Фета

- Крупнейший поэт «чистого искусства».

- Любимые темы А. Фета – любовь и природа.

- Человек – частица природы.

- Любил изображать «переходные состояния» природы.

- Художественный мир создаётся разнообразием ритмов, звуков, особенным поэтическим синтаксисом.

- Фет – мастер композиции; использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафору, рефрен).

- Метафоричность, фрагментарность в изображении чувства, состояния природы.




Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о том, что, по словам В. Белинского, является «откровением, осуществлением души – идеи – о поэзии, поэзии Фета.

Чтение учителем отрывков из знакомых стихов А. Фета: «Робко месяц смотрит в очи…», «Какая холодная осень..», «Облаком волнистым..», «Я пришёл к тебе с приветом…».

Это был Фет, немного известный вам, а сегодня нам предстоит познакомиться с другим Фетом, поэтом, который утверждает, что «целый мир от красоты».

И личность, и судьба, и творческая биография Фета необычны и полны загадок, некоторые из них (тайна рождения, например) до сих пор не разгаданы. Чистая поэзия, далёкая от реалий жизни, тонкий лиризм и жизненный практицизм, жизнь поэта, полная драматизма и противоречий – все эти парадоксы переплетаются в одном человеке, вызывая неоднозначное к нему отношение. Популярность Фета и сейчас велика, хотя, может быть, не в такой мере, как популярность Ф.Тютчева.

Современный читатель, несомненно, испытывает интерес к его стихам. Но как это соотнести с активным неприятием поэзии Фет демократическими читателями в 60- е годы IXX века?

А, может быть, не давать однозначный ответ, а просто вчитываясь в музыкальные строки и размышления над фактами жизни, любви и смерти, как непостижимыми тайнами природы и человеческой сущности, каждому постараться найти ответы в стихах поэта на многие волнующие вопросы бытия. И, может быть, многие из вас согласятся с утверждением Фета, что «целый мир от красоты», а других будет иная точка зрения. (Создание проблемной ситуации). Это и тема нашего урока, и проблема, которую предстоит обсудить.


II. Работа по теме и проблеме урока.

Пик поэтической славы А.Фета пришёлся на 50-60-е годы IXX века.

- О чём-то говорят вам эти годы в области общественно - политической жизни?

Выводы. Время реформ и перемен, общественных сдвигов, бурных решений. Литература призывалась к горячему участию в общественных делах – и охотно откликалась на эти призывы.

В одном многочисленном собрании в Москве, в январе 1858 года, где предметом шумных обсуждений были пути решения только что возбужденного тогда «крестьянского вопроса», к Фету подошёл редактор модного тогда журнала «Русский вестник» М.И.Катков и восторженно призвал: «Вот бы вашим поэтическим пером иллюстрировать события!»

«Я, - вспоминал впоследствии Фет ,- не отвечал ни слова, не чувствуя в себе никаких сил иллюстрировать какие бы то ни было события. Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем – либо помимо красоты».

Фет « не мог понят», чего от него хотели, - и навсегда остался живым действительным лицом русской поэзии.



- Чтение стихотворения «Целый мир от красоты».

Ещё при жизни Фета философ и критик В.Соловьёв написал статью «О лирической поэзии. По поводу стихотворений Фета и Полонского». В ней он пишет о том, что почти каждый человек в молодости пробует сочинять стихи – и у многих это неплохо получается. Более того – каждая литературная эпоха предлагает «на выбор» значительное количество вроде бы «состоявшихся» поэтов, издающих сборники, признанных и даже «увенчанных». А потом оказывается, что только немногие из «увенчанных» сумели достичь высот мастерства, перешагнуть никому не нужный «хороший средний уровень». И только единицы из этих «немногих» - не более 5 – 10 имён в столетие – остаются не просто в истории литературы, а и в памяти будущих поколений. Фет – в этой десятке.

«Лирическая поэзия, - утверждает В.Соловьёв, - после музыки представляет самое прямое откровение человеческой души».

Первая особенность лирической поэзии – способность к отражению «существенной красоты мировых явлений».

Вторая особенность : «В истинно лирическом стихотворении нет содержания, отдельного от формы. Стихотворение, содержание которого может быть толково и связно рассказано своими словами в прозе, или не принадлежит к чистой лирике, или никуда не годится».

Третья особенность: «Лирическая поэзия относится к основной постоянной стороне явлений, чуждаясь всего, что связано с процессом, с историей»

Итак, мы видим, что в этой философской статье В. Соловьёв пытается защитить поэзию Фета от нападок и в то же время показать особенности его поэтики. Давайте обратимся к стихам поэта. Они ответят на все возникшие вопросы.





  1. Анализ пейзажной и любовной лирики поэта.

1). Читая стихи Фета, вы, наверное, заметили, что любимые темы его лирики, - это…. (любовь и природа).

Давайте послушаем стихотворения Фета «Вечер» и «Ещё майская ночь». Кто – то их уже знает наизусть.


- Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о стихах Фета.

- Каково основное настроение поэта, переданное им в стихах?

- Каковы особенности поэтического языка каждого стихотворения?

- Каким образом Фет выразил свои ощущения в этих стихах?

- Реализуется ли в данных стихотворениях Фета положения В. Соловьёва об особенностях лирической поэзии?

Выводы. Неброская красота русской природы отражена здесь своеобразно. Фет замечает её неуловимые, переходные состояния, мгновения. Для него природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий..
- С каким направлением в русском искусстве конца 19 – начала 20 века роднит Фета способность к воспроизведению случайного, сильного, мгновенного, фрагментарного?

- Давайте сравним пейзажные зарисовки Фета с картинами художников – импрессионистов, вспомним, как работают художники – импрессионисты?
(Репродукции картин художников – импрессионистов

И. Грабарь, К. Моне, Ренуар, Дега и др.)

Художники импрессионисты работают быстрыми маленькими мазками, накладывая чистые несмешанные краски рядом, без плавных переходов и оттенков, так что многие предметы лишь только намечались, очертания света и теней, дробясь и рассыпаясь, переходили одно в другое.

Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостном, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается , а фиксируется обрывками и не складывается в целую картину.



И. Грабарь «Февральская лазурь». Звучит музыкальная композиция К. Дебюсси (композитора – импрессиониста).

Вывод. Если сравнить пейзажные зарисовки Фета с картинами художников – импрессионистов, то обнаружим много общего: то же стремление художника обыкновенное показать необычно и ту же субъективность мировосприятия и формы выражения.

2). Фет видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений.

От внешнего мира, социальных проблем Фет уходит в глубинные переживания души, апеллируя к возвышенным чувствам, к красоте. Для поэта красота разлита во всём: в окружающей действительности, в природе, в женщине как высшем воплощении красоты.

Знаменитое «фетовское» стихотворение «Шёпот, робкое дыханье».

Послушайте его.

Это стихотворение относится к ранним стихотворениям, подлинно новаторским, было новым поэтическим словом как для русской литературы, так для самого Фета, написано в конце 40-ых годов. Их всех ранних стихотворений оно самое необычное и нетрадиционное. Оно не могло не обратить на себя внимание критики, как положительного, так и отрицательного. О стихотворении много писалось, и по разным поводам сочинялись пародии. (Демонстрация подборок из журнала «Свисток», пародия А. Жемчужникова). А некоторые называли его великолепным, своеобразным поэтическим автопортретом Фета.

- Правы ли были критики, сказавшие так?

- Ваши мысли, чувства, вызванные этим стихотворением?

- На основе какого же художественного принципа строит Фет своё стихотворение?

(Параллелизм в изображении человека и природы. То, что происходит в природе и в человеческой душе равнозначно).

- Как оно построено? В чём своеобразие синтаксического строя стихотворения?

(Всё стихотворение – одно сложное предложение, состоящее из назывных, безглагольное, насыщено действием, развитием, сменой картин и настроений. Перемещением света и теней создаётся движущаяся картина ночи, а также фиксируется сложное душевное состояние героини. Движенье создают и отглагольные существительные колыханье, дыханье).

-В чём же своеобразие фонетического, грамматического, лексического строя стихотворения?

(Шипящие глухие звуки создают тишину. Отсутствие союзов в 1-ых двух строфах .

В начале – вечер, она пришла на свидание к нему, встреча влюблённых. Затем – ночь, проведённая наедине, в упоении любви. Наконец утро, слёзы счастья и расставанья. Называя ту или вещь, поет вызывает не прямое представление о вещи, а те ассоциации, которые могут быть с нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения – за словами.)

- В стиле какого же направления в искусстве написано стихотворение?

(В стиле импрессионизма. Истинно лирическое стихотворение прозой пересказано быть не может).

- Какие изобразительно - выразительные средства помогают нам представить картины, созданные поэтом.

(Метафоры – заря, серебро ручья, эпитеты – робкое дыханье, пурпур розы, дымные тучки, волшебные изменения лица», олицетворение – сонный ручей).

- Какая нагрузка падает на последнюю строку стихотворения?

- В чём заключается многозначность повторяющегося слова «заря»?

(В стихотворении не плотская, а духовная любовь, на это указывает финал стихотворения. Заря – это не очередное явление, а сильная метафора, сильная концовка. В контексте стихотворения заря – высшее выражение чувства, свет любви. Это «автопортрет» Фета).

3) А теперь давайте сравним это стихотворение со стихотворением «Это утро, радость эта».

(Смысловая нагрузка та же, близка импрессионизму. Время, пространство не имеют конца. Это целый мир, вселенная , миг, мгновение красоты в вечности. Эти стихи сходны своим строением - синтаксическим и грамматическим строем. Это также безглагольное стихотворение, всё стихотворение одно предложение с однородными членами. Местоимение это повторяется 18 раз и 6 раз – в середине строк).



4). Чтение стихотворения «Старые письма».

- Чьим образом навеяно это стихотворение?

- Что же воскрешают слова старых писем?

- Какие ощущения переживает лирический герой?


(Всё стихотворение – метафора, где старые письма – это и «черты заветные», и «задушевных слов поблёкшие узоры», и «свидетели немые весны души моей и сумрачной зимы»).

- В какой строфе, на ваш взгляд, таится ключ, философский смысл стихотворения?


(4-ая строфа – в ней весь смысл, весь пафос стихотворения. Нет ничего в мире, кроме любви, так страшно потерянной когда-то лирическим героем А.Фета. Лирический герой предупреждает читателя о том, что потерять любовь – значит потерять душу. Тем не менее не может сам расстаться со старыми письмами, своей вечной мукой. А это значит, что даже мука бывшей любви всё-таки лучше, чем её отсутствие.

Вывод. В этом стихотворении мы видим, как А.Фет вновь изображает нюансы, детали, тонкие оттенки. И здесь опять уклон Фета в импрессионизм. И вновь подтверждаются положения статьи В.Соловьёва об особенностях лирической поэзии.

Музыкальность этого стихотворения, его элегический настрой завораживает нас, погружает в мир ощущений, в мир красоты и неопределённости, потому что определить красоту нельзя, её можно только почувствовать, ощутить в порыве вдохновения.



5). У Фета есть ещё одно замечательное стихотворение. Как вспоминает Татьяна Кузьминская, (урождённая Берс, сестра жены Л.Н.Толстого), на одном из «Эдемских вечеров» у Дьяковых , где были и Фет с женой, и Соловьёвы, и Толстые, она пела романсы. Очарованный её пением, Фет попросил её дважды исполнить романс Глинки «Я помню чудное мгновенье». « Когда вы поёте, слова летят на крыльях», - воскликнул он. А Марья Петровна (жена Фета) сказала, что этот вечер не пройдёт даром голубчику Фету. Он что-нибудь да напишет в эту ночь.

И, действительно, на другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошёл Фет и протянул стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад». (Чтение).

Учитель цитирует последние слова стихотворения .

- Кому относятся они? Отдельному человеку, женщине?

- Какие картины вы представляете, читая стихотворение?

(У Фета существуют воедино: и «рыдающие звуки», и любовь, и женщина. Всё это явления прекрасного. Веровать в это прекрасное, любить прекрасное – высокое счастье поэта и высшая его цель Поэтому стихи такого рода – многозначные, музыкальные, не могут восприниматься слишком прямолинейно).

- Какие темы прослеживаются в этом стихотворении?

(Любовь и искусство. Они слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Значит, стихотворение о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте. Подтверждается вновь положение статьи В. Соловьёва о лирической поэзии).



6). Чудо, которое происходит со словом в поэтическом тексте у Фета, - это чудо озвучания. «Творить музыку, используя средства языка, - дар, которым наделены немногие. Фету это было доступно. Его стихи – и живопись, и музыка одновременно. Недаром на его стихи написано столько романсов. Чайковский говорит о том, что он «сделал шаг в нашу сторону».

Звучит романс на стихи А.Фета.

  1. И всё-таки, почему же так неоднозначно отзывались некоторые современники о поэзии А.Фета. Посмотрите на высказывания о нём его современников. (Карточки с высказываниями о Фете, положительные и отрицательные).

– С какими из них вы не согласны, а какое бы взяли за утверждение?

- Согласны ли вы с положением учебника?



Вывод. Л.Н. Толстой сказал о Фете, что «сияние его стихов будет очень далёкое». Поэт оказал воздействие на русскую поэзию первозданной свежестью картин, чувств, мыслей. Всей своей стилевой системой, своим особым строем художественных средств и приёмов.

Зачитать 2-ой эпиграф. Эти слова можно в полной мере отнести и к самому К.Бальмонту.



IY. Итак, думаю, что многие из вас согласны с утверждением, что «Целый мир от красоты. Кто создал красоту? Как? Не красивость, а именно красоту? Современное искусство (особенно популярное) озабочено прежде всего поисками красивости, необычности, торжественности: костюмы, эффекты, желание «говорить красиво». Даже рок- искусство, по форме противоположное традиционному, по существу, исходит из того же: ищет свою, особенную красивость…

А подлинная красота, как и подлинная культура, сложнее и серьёзнее. Она трудна для осмысления. Что, в сущности, означает «Целый мир от красоты…»? Красота всегда непредсказуема и до конца не понята, как и утверждает Фет:

Целый мир от красоты

От велика и до мала.



И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало.
Каталог: olderfiles
olderfiles -> Классный час «Александр Невский личность нации»
olderfiles -> 1. Основная часть. Изучение творчества Андерсена-поэта
olderfiles -> Контрольная работа по биографии и творчеству поэтов А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина, В. В. Маяковского
olderfiles -> Чернышов М. Р. Жанр молитвы в русской и английской поэзии XIX века
olderfiles -> Программа курса "История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков"
olderfiles -> Биография Августина Блаженного 5 Политические учения средневековья 6

  • Тип урока
  • Словарная работа
  • Ход урока. Вступительное слово учителя.
  • 2 . На фоне музыки учитель читает (наизусть) рассказ И.А. Бунина «Холодная осень». Беседа.
  • Вывод учителя после высказываний уч-ся.
  • Анализ рассказа «Холодная осень». Одна из главных особенностей прозы Бунина, как вы, наверное, успели заметить, - это отсутствие фабулы
  • 11. Анализ эпизода рассказа. (Беседа героев в саду и сцена прощания). Самостоятельная работа в группах. Карточки.
  • Вывод и переход к дальнейшей работе.
  • О.В.Коновалова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области Урок литературы в 10 классе
  • Тема урока: А.А.Фет. «Целый мир от красоты…» Цели урока
  • Особенности поэтического мира А. Фета
  • Ход урока. Вступительное слово учителя.
  • (Создание проблемной ситуации
  • - Чтение стихотворения «Целый мир от красоты».
  • Первая особенность
  • Анализ пейзажной и любовной лирики поэта. 1)
  • (Репродукции картин художников – импрессионистов
  • И. Грабарь «Февральская лазурь». Звучит музыкальная композиция К. Дебюсси (композитора – импрессиониста). Вывод.
  • «Шёпот, робкое дыханье».
  • «Сияла ночь. Луной был полон сад».
  • Звучит романс на стихи А .Фета.