Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история и методология химии




Скачать 314.42 Kb.
Дата30.01.2017
Размер314.42 Kb.
ТипОсновная образовательная программа


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГБОУ ВПО МГПУ)


Институт математики, информатики и естественных наук
КАФЕДРА ХИМИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ХИМИИ
Основная образовательная программа

ООП 050101.65 (032300) по специальности «Химия»

Программа подготовки специалиста


Институт естественных наук

Курс: V, семестр: VII


Москва-2007

Департамент образования города Москвы


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГБОУ ВПО МГПУ)


Институт математики, информатики и естественных наук
КАФЕДРА ХИМИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ХИМИИ

Часть I. Программа учебной дисциплины
Основная образовательная программа


ООП 050101.65 (032300) по специальности «Химия»

Программа подготовки специалиста


Институт естественных наук

Курс: V, семестр: VII

Москва-2007

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры общей химии (протокол № 3 от 3.12.07), утверждена на заседании ученого совета химико-биологического факультета (протокол №2 от 18.02.08).

Программа рекомендована к печати Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ.

Составитель:

Ассистент Никольская М.С.
Заведующий кафедрой:

Доктор химических наук, профессор, академик РАЕН Петросян В.С.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛЬ КУРСА. Целью курса является формирование полного, системного, научного представления об истории становления и развития химии, как науки. Курс нацелен на формирование у студентов исторических знаний в химии и умений использования исторических сведений в рамках школьного курса химии. Особое внимание уделяется рассмотрению развития методологии химии, отличию современных общенаучных и специальных химических методов в исследовании химических задач от тех методов, которые использовались на ранних этапах развития химии. Курс предназначен для студентов химико-биологического факультета Московского городского педагогического университета, обучающихся по специальности: 032300 «Химия».
ЗАДАЧИ КУРСА:

  • изучение основных периодов становления химии, как науки, в соответствии с периодами развития человеческой цивилизации;

  • изучение развития химических понятий, теорий, воззрений в зависимости от уровня исторического развития общества, в зависимости от социального заказа;

  • изучение становления и развития современного методологического аппарата химии;

  • рациональное использование исторического компонента содержания в школьном курсе химии.


МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ. Дисциплина базируется на знаниях, приобретённых студентами при изучении дисциплин: общая и неорганическая химия, органическая химия, неорганический синтез, физическая химия, экология, аналитическая химия. Она занимает промежуточное место между химией, историей и философией. Полученные знания дадут возможность студентам расширить свой кругозор, и использовать этот материал при выполнении дипломных работ и в своей будущей работе.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Студент, приступающий к изучению дисциплины, должен иметь не ниже оценки «удовлетворительно» по предметам: общая и неорганическая химия, органическая химия, физическая химия, аналитическая химия.
ДИСЦИПЛИНА ОРИЕНТИРУЕТ на профессиональную деятельность учителя XXI века, знакомого с закономерностями формирования химии как науки и готового применять исторический подход в обучении.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

После изучения раздела студенты должны:



  • знать основные периоды становления химии, как науки, уметь проследить связь этих периодов в соответствии с периодами развития человеческой цивилизации;

  • иметь представления о развитии химических понятий, теорий, воззрений в зависимости от уровня исторического развития общества, в зависимости от социального заказа;

  • уметь провести анализ становления и развития современного методологического аппарата химии, выделить его основные особенности и отличия от методов, используемых на ранних этапах развития химии;

  • уметь рационально использовать исторические компоненты содержания в школьном курсе химии.


ФОРМА СЕМЕСТРОВОГО КОНТРОЛЯ – ЗАЧЁТ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



  1. Введение. Место химии в системе наук. Основные этапы развития химии как науки. Химия как учебная дисциплина.




  1. Химические знания в древности. Накопление отдельных эмпирических фактов, результаты наблюдений. Зачатки ремесленной химии. Античные натурфилософские учения. Химия в эллинистическом Египте и Древнем Риме. Металлы и сплавы, стекло, крашение. Первые химические теории: Анаксимен, Гераклит, Аристотель. Делимость материи, Левкипп, Демокрит, Эпикур и эпикурейцы.




  1. Алхимический период развития химического знания. Основные элементы алхимических теорий. Греко-египетская алхимия. Арабская алхимия. Западноевропейская алхимия. Основные итоги.




  1. Эпоха технической химии и иатрохимии. Эпоха возрождения и ее влияние на развития химического знания. Сочинения по металлургии в эпоху Возрождения. Техническая химия в XVI и XVII столетиях. Союз химии и медицины: иятрохимия. Развитие атомистических представлений.



  1. Эпоха теории флогистона. Условия развития естествознания во второй половине XVII века. Роберт Бойль. Новые представления о горении и дыхании. Теория флогистона. Г.Э. Шталь. Пневматическая химия. Дж. Блэк, Д. Резерфорд, Г. Кавендиш, Дж. Пристли, К.В. Шееле. Развитие аналитической химии. И. Ньютон, А. Маргграф, Т. Бергман.




  1. Химия в России в XVIII веке. Основные черты развития химии в России во второй половине XVIII столетия. Работы М.В. Ломоносова. Корпускулярная философия. Закон сохранения вещества и движения. «Размышления о причине теплоты и холода». «Слово о пользе химии». 1755 г. - основание Московского государственного университета.




  1. Развитие химии в Европе в конце XVIII столетия. Французская буржуазная революция и наука. Кислородная теория горения. Кризис теории флогистона. Элементарный курс химии Лавуазье. Открытие А. Л. Лавуазье закона сохранения массы и эры количественных измерений в химии.




  1. Развитие химии в начале XIX века. Период количественных законов и развитие химической атомистики. Стехиометрия. Теория химического сродства Бертолле. Полемика между К. Бертолле и Ж. Прустом о постоянстве состава химических соединений. Возникновение химической атомистики. Джон Дальтон и его атомное учение. Новая система химической философии. Открытие гальванического электричества. Электрохимическая теория Берцелиуса. Работы Ж.Л. Гей-Люссака. Молекулярная теория Авогадро. Закон Дюлонга и Пти. Общие положения атомистики Берцелиуса.




  1. Возникновение и становление органической химии. Истоки и ранние исследования. Открытие изомерии. Первоначальные представления о составе и конституции органических веществ. И. Либих, Ф. Вёлер, Ж.Б. Дюма. Теория радикалов. Развитие теории сложных радикалов.




  1. Развитие органической химии. Теоретическая борьба в органической химии в середине XIX столетия. Теория замещения. Теория ядер Лорана. Старая теория типов. Теория многоосновных кислот Ю.Либиха. Ш. Жерар, его понятие «эквиваленты». Классификация органических веществ (по Жерару). Унитарная теория. Развитие Л.Лораном идей Жерара. Теория типов Жерара. Учение о валентности. Г. Кольбе, Э. Франклайд, У. Одлинг, Ф. Кекуле.




  1. Развитие неорганической и аналитической химии в первой половине и в середине XIX столетия. Становление аналитической химии. Открытие спектрального анализа. Р. Бунзен, Г. Кирхгоф. Понятие атомной массы в первой половине XIX века. Международный химический конгресс в Карлсруэ в 1860г.




  1. Структурная химия и создание теории химического строения органических соединений. Развитие представлений о конституции органических соединений в конце 50-х годов XIX века. А. Купер. Теория химического строения А.М. Бутлерова. Дальнейшее развитие теории химического строения. Борьба за признание теории. Стереохимия. Развитие органического синтеза.




  1. Развитие химических знаний в России в XIX. Русские химические школы. Попытки классификации и систематизации химических элементов до открытия периодического закона. Открытие периодического закона химических элементов Д.И. Менделеевым. Возможности предсказания свойств новых элементов, гидратная теория растворов, уравнение состояния идеального газа.




  1. Развитие физической химии. Исследования в области физической химии в первой половине XIX века. Законы газового состояния. Теория растворов. Теория электролитической диссоциации. Учение о химическом равновесии. Термохимия, химическая термодинамика, кинетика. Учение о катализе. Коллоидная химия.




  1. Успехи химии в конце XIX столетия. Основные направления развития органической химии на базе теории химического строения. Органическая химия в середине XIX века. Начало синтетической химии. Синтетические красители. Синтез и структура некоторых природных веществ. Успехи неорганической химии в конце XIX века. Открытие инертных газов. Открытие и исследование редкоземельных элементов. Получение свободного фтора. Атомные веса (массы) во второй половине XIX века. Радиоактивность и строение атома. Открытия в области физики в конце XIX века. Исследования радиоактивности М. и П. Кюри. Радиоактивные превращения. Радиоактивность и периодическая система химических элементов. Строение атома Резерфорда. Теория строения атома Н. Бора. Теория резонанса Полинга.




  1. Основные черты развития химии в XX веке. Координационная теория А. Вернера. Представления о теории химической связи. Электроотрицательность. Теория ковалентной связи, метод валентных схем, молекулярных орбиталей. Исследование отдельных классов неорганических соединений. Некоторые новые химические соединения, полученные в XX веке. Важнейшие направления развития органической химии. Новые теоретические проблемы. Изучение строения органических молекул, реакционной способности органических соединений. Химия элементорганических соединений. Развитие биологической химии. Антибиотики. Важнейшие направления развития физической химии. Успехи физической химии в XX веке. Коллоиды и высокомолекулярные вещества. Методы анализа химических соединений: электронной спектроскопии, хроматографии, масс-спектроскопии, ИК-анализа, атомно-адсорбционного анализа и др.




  1. Направления развития химии в начале XXI в. Химический синтез. Поверхностно-активные вещества. Переработка нефти и нефтехимический синтез. Компьюторное моделирование молекул и химических реакций. Нанохимия. Синтез фуллеренов и нанотрубок. Спиновая химия. Фемтохимия. Химия одиночной молекулы. Электровзрывная активация пульпы и растворов. Синтез полупроводников. Развитие медицинской химии. Радиационная химия. Экологические проблемы человечества, роль химии в их решении.




  1. Уровень общенаучной и предметно-специфической методологии. Номенклатура методологических знаний, их многообразие, высокая степень абстракции. Наиболее употребительные компоненты методологических знаний уровня общенаучной методологии. Понятия: абстракция, аддитивность, аксиома, закон, идея, идеализация, изменения, иерархия, качество, количество, константность, концепция, объект и предмет, объяснение, определение, отношение и т.д. Методы: аналогии, аналитический, генетический, дедукции, индукции, классификации, моделирования, наблюдения, системный, теоретический, эксперимента. Уяснение содержания методологических знаний, ориентирующих учащегося в условиях задачи и последующая их обработка на основе создания задачных ситуаций, предполагающих рефлексию метода. Предметно-специфической (конкретно-научной) уровень: методы фиксации наблюдений, экспериментального исследования изучаемых объектов; методы анализа и решения задач, опирающиеся на законы предметной области. Химический эксперимент, его организация, условия проведения. Методы качественного химического анализа. Методы количественного химического анализа, расчеты искомых параметров. Современные методы анализа химических соединений.

  2. Использование исторического компонента в школьном курсе химии. Методология школьного курса химии. Анализ использования методологических знаний в курсе химии.



ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

  1. Азимов. А. Краткая история химии / А. Азимов. – М.: Мир, 1983. – 187 с.

  2. Джуа. М. История химии / Пер. с итал. – М.: Мир, 1975. – 480 с.

  3. Кузнецов В.И. Тенденции развития химии: История и ее роль в прогнозировании развития химических наук / В.И. Кузнецов. – М.: Знание, 1976. – 346 с.

  4. Нанотехнология в ближайшем десятилетии. Прогноз направления исследований / Под ред. М.К. Роко, Р.С. Уильямса, П. Аливисатоса. Пер. с англ. – М.: Мир, 2002. – 292 с.

  5. Ожерельев Д.И. Формирование научного мировоззрения в преподавании химии / Д.И. Ожерельев. - М.: Просвещение, 1982. – 254с.

  6. Сенько Ю. В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения: Учебное пособие / Ю.В. Сенько. – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. – 102 с.

  7. Смирнова Т. В. Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении химии: Пособие для учителя / Т.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 1984. – 175с.

  8. Соловьев Ю.И. История химии / Ю.И. Соловьёв. – М.: Просвещение, 1983. – 369 с.

  9. Соловьев Ю.И. История химии: Развитие основных направлений соврем. химии. Кн. для учителя / Ю.И. Соловьёв, Д.Н. Трифонов, А.Н. Шамин. 2-е изд., перераб.. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.

  10. Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем в химии / Ю.И. Соловьёв. – М.: Наука, 1971. – 379 с.

  11. Фигуровский Н.А. История химии: Учеб. Пособие для студентов ин-тов по хим. и биол. спец. / Н.А. Фигуровский. – М.: Просвещение, 1979. – 311 с.

Дополнительная

  1. Волков В.А. Выдающиеся химики мира / В.А. Волков, Е.В. Вонский, Г.И. Кузнецова. – М.: Высшая школа, 1991. – 656 с.

  2. Кедров Б.М. Проблема научного метода / Б.М. Кедров. – М.: Мир, 1994. – 278 с.

  3. Соловьев Ю.И. Химия на перекрёстке наук: Исторический процесс развития взаимодействия естественнонаучных знаний / Ю.И. Соловьёв, В.И. Курашов // История науки и техники / Отв. ред. М.А. Ельяшевич. – М.: Наука, 1989. – 192 с.

  4. Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в. / Н.А. Фигуровский. – М.: Наука, 1969. – 455 с.

  5. Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. Развитие классической химии в XIX столетии. / Н.А. Фигуровский. – М.: Наука, 1979. – 477 с.

  6. Химия: Энциклопедия химических элементов / Под ред. А.М. Смолеговского. – М.: Дрофа, 2000. – 432 с.

  7. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание / С.А. Шапоринский. – М.: Педагогика, 1981. – 208с.

  8. Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий химии. XVII-XIX вв.: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999. – 320 с.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/HIMII_ISTORIYA.html
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.alhimikov.net/histori/Page-1.html
http://www.alhimik.ru/index.html
http://www.isc-ras.ru/elibrary/lecture/Berezin/table_contents-w.htm
http://allchem.ru/pages/history/90
http://www.physchem.narod.ru/Source/History/Sketch_0.html
http://www.chem.msu.su/zorkii/istkhim/materials.htm
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГБОУ ВПО МГПУ)


Институт математики, информатики и естественных наук
КАФЕДРА ХИМИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ХИМИИ
Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной

дисциплины

Основная образовательная программа



ООП 050101.65 (032300) по специальности «Химия»

Программа подготовки специалиста


Институт естественных наук

Курс: V, семестр: VII

Форма обучения: очная
Лекции: 20 часов

Семинары: 16 часов

Самостоятельная работа: 36 часов

Экзамен (зачет): VII семестр

Всего: 72 часа по учебному плану

Москва-2014


Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры химии (протокол №1 от 26.08.2014).

Составитель:

Старший преподаватель Холина Н.А.
Заведующий кафедрой:

Доцент, кандидат химических наук, доцент Ройтерштейн Д.М.



Распределение нагрузки


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

72

Аудиторные занятия


36

Лекции


20

Семинары (С)


16

Лабораторные работы (ЛР) и/или другие виды аудитор­ных занятий


-

Самостоятельная работа


36

Курсовой проект (работа)


-

Расчетно-графические работы


-

Реферат и/или другие виды самостоятельной работы


-

Вид семестрового контроля

(зачет, экзамен)




VII семестр – зачет


Распределение тематических разделов дисциплины


Наименование тем


Виды аудиторных занятий (часы)

Самостоятельная работа (часы)




лекция

семинар



Введение. Истоки возникновения химии, как науки.

1









Химические знания в древности.

1




2



Алхимический период развития химического знания.

1




2



Эпоха технической химии и иатрохимии.

1




2



Эпоха теории флогистона.

2

1

2



Химия в России в 18 в. Ломоносов.




2

2



Развитие химии в Европе в конце 18 в.

2




2



Период количественных законов в химии. Атомно-молекулярная теория.

2

1

2



Возникновение и становление органической химии.

1

1

2



Развитие органической химии.

1

1

2



Развитие неорганической и аналитической химии в 19 в.

1




2



Создание теории химического строения органических соединений.

1

1

2



Развитие химических знаний в России в 19 в.




2

2



Развитие физической химии.

2

1

2



Успехи химии в конце 19 столетия.

1

1

2



Развитие химии в 20 столетии.

1

1

2



Направления развития химии в начале 21 в.




2

2



Общенаучная и предметно-специфическая методология.

2




2



Использование исторического компонента в школьном курсе химии.




2

2




Всего:

20 часов

16

часов

36

часов


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ




Тема занятия

Литература



Введение. Химические знания в древности.

1,3,5,10,13,15



Алхимический период развития химического знания.

1,3,10,15, 18



Эпоха теории флогистона.

1,2,3,10,15,18, 19



Развитие химии в Европе в конце 18 в.

1,2,3,10,15,19



Период количественных законов в химии.

1,2,3,10,12,16



Возникновение и становление органической химии.

1,2,3,10,16



Развитие неорганической и аналитической химии в 19 в.

1,2,3,10,16



Развитие физической химии.

1,2,3,10,16



Успехи химии в конце 19 -20 вв.

1,2,3,10,11,16



Общенаучная и предметно-специфическая методология.

4,5,7,8,9,13, 17, 18, 19



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (СЕМИНАРОВ)




Тема занятия

Вопросы, домашнее задание

Литература*



Эпоха теории флогистона.

Контрольная точка №1.



Роберт Бойль, Г.Э. Шталь. Пневматическая химия. Дж. Блэк, Д. Резерфорд, Г. Кавендиш, Дж. Пристли, К.В. Шееле. Развитие аналитической химии. И. Ньютон, А. Маргграф, Т. Бергман.

Тест по пройденным темам.



1,2,3,10,15, 19



Химия в России в 18 в. Ломоносов.

Контрольная точка №2.



Работы М.В. Ломоносова.

1,2,10,15, 19



Развитие органической химии.

Контрольная точка №3.



Теория замещения. Теория ядер Лорана. Старая теория типов. Теория многоосновных кислот Ю.Либиха. Ш. Жерар, Л.Лоран. Теория типов Жерара. Учение о валентности. Г. Кольбе, Э. Франклайд, У. Одлинг, Ф. Кекуле

1,2,3,10,16



Создание теории химического строения органических соединений.

А. Купер. Теория химического строения А.М. Бутлерова. Дальнейшее развитие, борьба за признание теории. Стереохимия. Развитие органического синтеза.

1,2,3,10,12, 16



Развитие химических знаний в России в 19 в.

Русские химические школы. Попытки классификации и систематизации химических элементов. Работы Д.И. Менделеева.

1,2,10,16



Развитие физической химии.


Законы газового состояния. Теория растворов. Теория электролитической диссоциации. Учение о химическом равновесии. Термохимия, химическая термодинамика, кинетика. Учение о катализе. Коллоидная химия.

1,2,10,16



Направления развития химии в начале 21 в.

Химический синтез. Поверхностно-активные вещества. Переработка нефти и нефтехимический синтез. Компьюторное моделирование молекул и химических реакций. Нанохимия. Синтез фуллеренов и нанотрубок. Спиновая химия. Фемтохимия. Химия одиночной молекулы. Электровзрывная активация пульпы и растворов. Синтез полупроводников. Развитие медицинской химии. Радиационная химия. Экологические проблемы человечества, роль химии в их решении.

6



Использование исторического компонента в школьном курсе химии.

Контрольная точка №4.



Составление конспекта урока и анализа методической литературы.

4,5,7,8,9,13, 17 ,18,19

* К семинарам студент должен проработать материал соответствующей лекции.

КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА №1

(тест)

Алхимический период развития химии. Техническая химия. Иатрохимия.
Задание: К каждому утверждению подобрать имя соответствующего учёного, если приводится цитата, то найти имя её автора.
Вариант №1

1. В «Книге тайн» делит весь материал на 3 раздела: познание вещества, познание приборов, познание операций.

2. За выдающиеся способности коллеги дали прозвище «удивительный доктор». По обвинению в колдовстве дважды сидел в тюрьме.

3. Псевдоним неизвестного достаточно хорошо образованного алхимика, который переводится как «могущественный царь».

4. Учитель Фомы Аквинского. Один из основоположников средневековой схоластической философии.

5. Последователь Аристотеля. Разработал серно-ртутную теорию металлов.

6. Автор обширного курса химии, из двух разделов: энхерия и химия. Этот курс долгое время служил основным пособием для практикующих врачей и на медицинских факультетах.

7. Автор сочинений «Канон врачебной науки» и «Книга исцеляющих средств».

8. Изучал народный опыт лечения болезней. Читал лекции на немецком языке в Базельском ун-те. Отличался высокомерием и неуживчивостью.

9. Открыл, что соли образуются при взаимодействии кислот и щелочей. Проводил количественный весовой и качественные анализы.

10. Открыл, выделив и исследовав кристаллический сульфат натрия.

11. Ввёл термин «газ». Признавал газы за особые вещества, а не за «испорченный воздух».

12. Современник и ученик Бэкона. Склонен к мистицизму. Работал в области схоластической логики.

13. Один из первых представителей экспериментально-технического направления в химии. В течение 15 лет разрабатывал рецептуры глазурей и эмалей.

14. Имел диплом врача, занимался металлургией, написал сочинение, которое в течение 200 лет служило пособием для металлургов и химиков.

15. Автор книги «Пиротехния», главный литейщик Ватикана.


Вариант №2

1. Признавал возможность трансмутации металлов, состав металлов из серы, ртути и воды. Объявлен святым.

2. Автор версии о трёх началах металлов – ртути, серы и соли.

3. В своей книге «Алхимия» изложил сведения, важные для практикующего химика и врача. Составил проект «идеальной химической лаборатории».

4. Один из первых заметил увеличение веса металлов при их обжиге на воздухе, но дал этому фантастическое объяснение: огонь закрывает поры, а чем плотнее, тем тяжелее.

5. «Можно искусственно приготовить металлы, подражая природе….В печи, имеющей форму рудной жилы, нужно нагревать вещество для получения философского камня».

6. «Сера – отец металлов, образуется в недрах земли при сухом испарении, свойство горючести. Ртуть – мать металлов, образуется в недрах земли при влажном испарении, свойство металличности. »

7. Широко прославился своими фаянсовыми изделиями. Опубликовал книгу « О гончарном искусстве, о его пользе, об эмалях и огне».

8. Впервые в истории дал классификацию веществ.

9. Выдвинул химическую теорию функций живого организма.

10. Его сочинения были переведены на латинский язык и служили руководством для врачей до 18 века.

11. Технолог, хорошо знакомый с химической стороной процессов обработки и анализа руд, выплавки металлов. Написал сочинение «12 книг о металлах».

12. Автор «логического колеса» - наиболее совершенного средства для получения правильных умозаключений.

13. Впервые применил количественный метод для исследования процессов.

Поставил опыт с отростком ивы.

14. Автор соч. «Новые философские печи». Разработал способ получения уксуса из вина.

15. Ввёл в практику некоторые реактивы для качественного определения частей минералов. Один из основоположников аналитической химии.
Вариант №3

1. Современник и ученик Бэкона. Склонен к мистицизму. Работал в области схоластической логики.

2. Разделяет все вещества на 3 класса: землистые (минеральные) – 6 групп, растительные, животные – 10 шт.

3. Псевдоним неизвестного достаточно хорошо образованного алхимика, который переводится как «могущественный царь».

4. Один из первых представителей экспериментально-технического направления в химии. В течение 15 лет разрабатывал рецептуры глазурей и эмалей.

5. Последователь Аристотеля. Разработал серно-ртутную теорию металлов.

6. Учитель Фомы Аквинского. Один из основоположников средневековой схоластической философии.

7. Сторонник учения Василия Валентина о трёх началах. Отвергал учение Аристотеля. Признавал существование «верховного духа Архея»

8. Автор руководства по аналитической химии металлов и минералов, написанного поразительно ясным языком и с прекрасно выполненными рисунками. Оно долгое время было главным пособием для горняков и металлургов.

9. Сформулировал 4 источника ошибок: вера в авторитеты, сила привычки…,…

10. Автор сочинений «Канон врачебной науки» и «Книга исцеляющих средств».

11. Впервые поставил вопрос о простых телах как компонентах сложных. Принял воду за основную составную часть многих тел.

12. Автор обширного курса химии, из двух разделов: энхерия и химия. Этот курс долгое время служил основным пособием для практикующих врачей и на медицинских факультетах.

13. Открыл, что соли образуются при взаимодействии кислот и щелочей. Проводил количественный весовой и качественные анализы.

14. Сделал вывод, что соли состоят из двух начал – кислотного и щелочного. Оценивал «силу кислот» по их способности вытеснять другие кислоты из солей.

15. Автор книги «Пиротехния», главный литейщик Ватикана.


Вариант №4

1. Главной задачей алхимии он считал изготовление лекарств. «Я – иатрохимик, потому что знаю медицину и химию»

2. Предположил существование и важную роль ферментов. Детально исследовал углекислый газ («лесной газ»), изучив различные способы его образования.

3. Автор сочинения под названием «Книга тайны тайн».

4. Его сочинения были переведены на латинский язык и служили руководством для врачей до 18 века.

5. Широко прославился своими фаянсовыми изделиями. Опубликовал книгу « О гончарном искусстве, о его пользе, об эмалях и огне».

6. «Сера – отец металлов, образуется в недрах земли при сухом испарении, свойство горючести. Ртуть – мать металлов, образуется в недрах земли при влажном испарении, свойство металличности. »

7. Автор соч. «Новые философские печи». Разработал способ получения уксуса из вина.

8. Один из первых заметил увеличение веса металлов при их обжиге на воздухе, но дал этому фантастическое объяснение: огонь закрывает поры, а чем плотнее, тем тяжелее.

9. Технолог, хорошо знакомый с химической стороной процессов обработки и анализа руд, выплавки металлов. Написал сочинение «12 книг о металлах».

10. Признавал возможность трансмутации металлов, состав металлов из серы, ртути и воды. Объявлен святым.

11. «Существует два метода исследования – умозрительный и опытный. Только опытным путём можно убедиться в справедливости умозаключений»

12. Ввёл в практику некоторые реактивы для качественного определения частей минералов. Один из основоположников аналитической химии.

13. В своей книге «Алхимия» изложил сведения, важные для практикующего химика и врача. Составил проект «идеальной химической лаборатории».

14. Автор «логического колеса» - наиболее совершенного средства для получения правильных умозаключений.

15. Автор версии о трёх началах металлов – ртути, серы и соли.


Варианты ответов:

а) Джабир ибн Гайян (Гебер)

б) Ар-Рази

в) Авиценна

г) Альберт Великий

д) Роджер Бэкон

е) Раймонд Луллий

ж) Василий Валентин

з) Теофраст Парацельс

и) Андреас Либавий

к) ван Гельмонт

л) Отто Тахений

м) Ванноччо Бирингуччо

н) Георгий Агрикола

о) Бернар Палисси

п) Иоганн Рудольф Глаубер


КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА №2

(самостоятельная работа)



Химия в России в 18 в. Ломоносов.
Вариант №1.

1. Перечислите исследования и охарактеризуйте взгляды основателя кислородной теории.

2. Назовите английского учёного, который дал название и описал «фиксируемый воздух». Укажите его важнейшие исследования.
Вариант №2

1. Охарактеризуйте аналитический период второй половины XVIII в. Укажите важнейшие работы химиков-аналитиков того времени.

2. Какой учёный получил и описал «горючий воздух»; получил и назвал «флогистированный воздух» (т.к. работу не опубликовал, открытие приписывается Резерфорду). Перечислите его исследования.
Вариант №3

1. Приведите физические, химические и теоретические исследования основателя «научной химии».

2. Назовите учёного, получившего «дефлогистированный воздух» в 1774 году. Укажите его исследования и взгляды.
Вариант №4

1. Раскройте содержание и значение теории «флогистона». Какие работы явились основой для этого учения? Назовите имена учёных, поддерживающих эту теорию.

2. Назовите учёного, получившего и исследовавшего «огненный воздух» в 1772 году. Сформулируйте его взгляды и назовите исследования.

КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА №3

(контрольная работа)

Развитие органической химии.
1. Раскрыть сущность данной теории. (по вариантам)

Теория этерина.

Теории радикалов.

Теория замещения.

Теория ядер Лорана.

Старая теория типов.

Теория многоосновных кислот Ю.Либиха.

Эквиваленты Жерара.

Теория типов Жерара.

Учение о валентности.

2. Оценить роль Международного химического конгресса в 1860г.

3. Охарактеризовать влияние работ Кекуле и Купера на развитие представлений о химическом строении органических веществ.

4. Как происходила борьба за признание теории химического строения?

5. Каковы основные направления развития органической химии на базе теории химического строения?


КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА №4

(Составление конспектов и анализ методической литературы)



Использование исторического компонента в школьном курсе химии.

  1. Заполнить таблицу «История формирования науки химии в учебнике».

Учебник 8 (или 10 класса):

Тема

Биография и исследования учёного

Информация о развитии химических представлений (становление теорий, открытие законов, …)









Место данной информации в учебнике:

-в параграфе,

-в дополнительном материале к параграфу,

-в вопросах и заданиях,

-исследовательский эксперимент

Ваша точка зрения о необходимости и объёме этой информации.

2. Составить конспект урока с использованием исторического материала.

3. Составить конспект внеклассного мероприятия с моделированием научного исследования.
Преподаватель оставляет за собой право на любом семинаре без предварительного предупреждения провести опрос по пройденной теме.

На семинарах предполагается чтение и обсуждение докладов учащихся.

Литературу по теме доклада студент должен обсудить с преподавателем.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ



  1. Работы и биография Р. Бойля.

  2. Г.Э Шталь и его теория.

  3. Пневматическая химия XVII в, открытие кислорода.

  4. Работы и биография М.В. Ломоносова.

  5. Работы и биография А.Л. Лавуазье.

  6. Полемика между К. Бертолле и Ж. Прустом.

  7. Джон Дальтон и его атомное учение.

  8. Молекулярная теория А. Авогадро.

  9. Возникновение органической химии.

  10. Теоретическая борьба в органической химии в середине XIX столетия.

  11. Работы и биография А.М. Бутлерова.

  12. Русские химические школы в XIX в.

  13. Попытки классификации и систематизации химических элементов до открытия периодического закона. Работы Д.И. Менделеева.

  14. Открытие инертных газов, редкоземельных элементов.

  15. Открытие радиоактивности.

  16. Новые теоретические проблемы органической химии. Химия элементорганических соединений. Развитие биологической химии. Антибиотики.

  17. Успехи физической химии в XX веке.

  18. Методы анализа химических соединений: электронной спектроскопии, хроматографии, масс-спектроскопии, ИК-анализа, атомно-адсорбционного анализа и др.

  19. Методы высокого давления. 1931г. Нобелевская премия. Методы микроанализа органических соединений. 1923 Нобелевская премия

  20. Лайнус Полинг – великий учёный тысячелетия.

  21. Открытие тяжёлого водорода.

  22. Ленгмюр : начало химии поверхностных явлений.

  23. Использование изотопов в качестве меченых атомов. 1943 г. Нобелевская премия.

  24. Работы по каротиноидам и витаминам. Кун, Каррер.

  25. Открытие бесклеточного брожения. Бухнер.

  26. Исследование половых гормонов. Бутенандт.

  27. Химический синтез. Производство красителей и вспомогательных материалов. Поверхностно-активные вещества. XX в.

  28. Фармацевтические препараты. Взрывчатые и отравляющие вещества. Переработка нефти и нефтехимический синтез. XX в.

  29. Синтетические каучуки. Пластмассы и высокополимерные материалы. Искусственные и синтетические волокна. XX в.

  30. Физико-химические основы черной и цветной металлургии.

  31. Экологические проблемы человечества, роль химии в их решении.

  32. Компьютерное моделирование молекул (молекулярный дизайн) и химических реакций.

  33. Спиновая химия.

  34. Синтез и исследование наноструктур, развитие и применение нанотехнологий.

  35. Синтез полимерных полупроводников.

  36. Химия чрезвычайно быстротекущих реакций (фемтохимия).

  37. Синтез фуллеренов и нанотрубок.

При составлении УМК дисциплины были использованы материалы источников, указанных в списке литературы, и адаптированные составителем к уровню требований, предъявляемым к студентам, на химико-биологическом факультете МГПУ.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Для получения зачета студент должен сдать все контрольные точки на оценку, не ниже «удовлетворительно», сделать доклад.


ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

  1. Азимов. А. Краткая история химии / А. Азимов. – М.: Мир, 1983. – 187 с.

  2. Джуа. М. История химии / Пер. с итал. – М.: Мир, 1975. – 480 с.

  3. Кузнецов В.И. Тенденции развития химии: История и ее роль в прогнозировании развития химических наук / В.И. Кузнецов. – М.: Знание, 1976. – 346 с.

  4. Нанотехнология в ближайшем десятилетии. Прогноз направления исследований / Под ред. М.К. Роко, Р.С. Уильямса, П. Аливисатоса. Пер. с англ. – М.: Мир, 2002. – 292 с.

  5. Ожерельев Д.И. Формирование научного мировоззрения в преподавании химии / Д.И. Ожерельев. - М.: Просвещение, 1982. – 254с.

  6. Сенько Ю. В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения: Учебное пособие / Ю.В. Сенько. – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. – 102 с.

  7. Смирнова Т. В. Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении химии: Пособие для учителя / Т.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 1984. – 175с.

  8. Соловьев Ю.И. История химии / Ю.И. Соловьёв. – М.: Просвещение, 1983. – 369 с.

  9. Соловьев Ю.И. История химии: Развитие основных направлений соврем. химии. Кн. для учителя / Ю.И. Соловьёв, Д.Н. Трифонов, А.Н. Шамин. 2-е изд., перераб.. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.

  10. Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем в химии / Ю.И. Соловьёв. – М.: Наука, 1971. – 379 с.

  11. Фигуровский Н.А. История химии: Учеб. Пособие для студентов ин-тов по хим. и биол. спец. / Н.А. Фигуровский. – М.: Просвещение, 1979. – 311 с.


Дополнительная

  1. Волков В.А. Выдающиеся химики мира / В.А. Волков, Е.В. Вонский, Г.И. Кузнецова. – М.: Высшая школа, 1991. – 656 с.

  2. Кедров Б.М. Проблема научного метода / Б.М. Кедров. – М.: Мир, 1994. – 278 с.

  3. Соловьев Ю.И. Химия на перекрёстке наук: Исторический процесс развития взаимодействия естественнонаучных знаний / Ю.И. Соловьёв, В.И. Курашов // История науки и техники / Отв. ред. М.А. Ельяшевич. – М.: Наука, 1989. – 192 с.

  4. Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в. / Н.А. Фигуровский. – М.: Наука, 1969. – 455 с.

  5. Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. Развитие классической химии в XIX столетии. / Н.А. Фигуровский. – М.: Наука, 1979. – 477 с.

  6. Химия: Энциклопедия химических элементов / Под ред. А.М. Смолеговского. – М.: Дрофа, 2000. – 432 с.

  7. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание / С.А. Шапоринский. – М.: Педагогика, 1981. – 208с.

  8. Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий химии. XVII-XIX вв.: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999. – 320 с.



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/HIMII_ISTORIYA.html
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.alhimikov.net/histori/Page-1.html
http://www.alhimik.ru/index.html
http://www.isc-ras.ru/elibrary/lecture/Berezin/table_contents-w.htm
http://allchem.ru/pages/history/90
http://www.physchem.narod.ru/Source/History/Sketch_0.html
http://www.chem.msu.su/zorkii/istkhim/materials.htm


Каталог: materials
materials -> 1 Петровские реформы государственного строя и управления, Табель о рангах
materials -> Учебно-методический комплекс дисциплины русская литература ХХ века
materials -> Д. И. Победаш Международные режимы
materials -> Биография Что-то с памятью моей стало
materials -> История древнерусской литературы
materials -> Название набора/коллекции ресурсов
materials -> Учебно-методический комплекс дисциплины
materials -> «практический курс иностранного языка. I и II семестры» учебно-методический комплекс дисциплин