Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс риц тгаки тюмень 2007 в оформлении обложки использована работа Натальи Леонтьевой




страница1/22
Дата24.01.2017
Размер3.77 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры и искусств»

Кафедра культурологии




История и теория кино

Учебно-методический комплекс




РИЦ ТГАКИ

Тюмень

2007

В оформлении обложки использована работа Натальи Леонтьевой.

Рецензент: Т. И. Борко, канд. филос. наук, доцент ТюмГУ.
История и теория кино : учеб.-метод. комплекс / авт.-сост. Н. П. Соколова ; каф. культурологии Тюм. гос. акад. культуры и искусств. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. – 240 с.

Оглавление


Пояснительная записка 5

Тематический план курса «История и теория кино» 7

Содержание курса 8

Конспект лекций 12



Введение. Основы киноискусства 12

Часть I. Основы теории кино 17



Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса 17

1.1. Особенности языка киноискусства 17

2.2. Организационная структура кинопроцесса 20

Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства 25

Часть II. История кино 31



Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка 31

Раздел 1. Первые шаги европейского кино 32



Раздел 2. Кинематограф США: 1895–1919 гг. 34

Раздел 3. Начало кинематографа в России 37

Тема 2. 1920-е: Время, вперед! 40

Раздел 1. Рождение и взлет советского кино 40

Раздел 2. Экспериментаторство в Европе 45

Раздел 3. Американское кино 20-х годов 53

Тема 3. 1930-е: Опасная игра 62

Раздел 1. Золотой век Голливуда 62

Раздел 2. Европейское кино 82

Раздел 3. Веселые дни советского кино 99

Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности 112



Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции 112

Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран 128

Раздел 3. СССР: период «малокартинья». Мировой дебют японского кино 139

Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт 146

Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы 171

Тема 7. 1990-е: Возможно все 184

Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века 201

Литература 210



Справочная литература 210

Основная литература 211

Темы рефератов 215

Приложения 218

Периоды (этапы) истории киноискусства 218

Основные этапы развития киноязыка 218

Лучшие фильмы всех времен и народов 219

Лучшие фильмы по Сьюзен Зонтаг 220

Лучшие мюзиклы 222

Лучшие романтические комедии 222

Кино в Интернете 223

Журналы о кино. Кино в журналах 224

Выдающиеся историки и теоретики кино 225

Пояснительная записка

Возникновение кинематографа явилось закономерным этапом в истории художественной культуры человечества. Обладая свойствами «зримой литературы», «движущейся живописи», «цветомузыки», кинематограф отвечал потребности в синтетической форме творчества, расширяющей потенциал образной выразительности. Кино – это не только искусство, но и средство информации, документатор, фиксатор событий, своеобразный архив. А также средство массовой коммуникации, являющееся важнейшим фактором социальной жизни. Эти функции кинематографа, проявившиеся с самого раннего периода, стали особенно очевидны в современной культуре ХХI века. Кино остается лидирующим видом искусства.

Педагоги, социологи, психологи, культурологи России единодушно отмечают тот факт, что на рубеже XXI века произошла окончательная переориентация молодежной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному. Исследователи сравнивают ситуацию, в которую попала современная российская молодежь, с «девятым информационным валом», последствия которого трудно предугадать. Поэтому столь актуальным является решение внедрения в образовательную практику российских школ, колледжей и вузов системы медиаобразования. Под медиаобразованием понимается процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей индивида, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

Повсеместное распространение медиа и появление новых информационных технологий, по мнению теоретиков и практиков медиаобразования, позволяют в современных условиях успешно применять и развивать практически все существующие отечественные модели медиаобразования, интегрировать и синтезировать их. Примером подобной интеграции указанных моделей может служить данный курс «История и теория кино».

В 2005 г. произошел настоящий прорыв в отечественном киноведении. Впервые одновременно вышло два учебника: «История зарубежного кино (1945–2000)» и «История отечественного кино». Основательные учебники, написанные ведущими российскими киноведами, в первую очередь адресованы студентам кинематографических вузов, изучающим подобный курс в течение нескольких учебных семестров.

Данный учебно-методический комплекс предназначен для более широкой студенческой аудитории. Более того, в комплексе дана попытка культурологического подхода к истории и теории кино, при котором эволюция кинематографа рассматривается в многообразном культурном контексте. Представленный материал организован исходя из хронологически-исторического принципа. Границы этапов кинопроцесса совпадают с социальными рубежами. Вертикальное хронологическое построение курса дополняется горизонтальными срезами, рассматривающими историю различных национальных кинематографий.

При подготовке комплекса учитывался государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.

Особое внимание уделено не только специфике кино, но и межпредметным связям – с культурологией, эстетикой, историей театра, изобразительным искусством, музыкой, историей танца.

Курс предусматривает чтение лекций, просмотр видеоматериалов, выполнение творческих работ, подготовку докладов, самостоятельную работу над источниками и литературой. Курс рассчитан на 34 аудиторных часа и завершается зачетом. (Объем курса для студентов заочного отделения составляет 10 часов).

История кино многослойна. Она включает в себя историю развития кинотехники и системы кинопроизводства, становления киноязыка, теории кино и самой концепции искусства экрана. Вряд ли возможно написать абсолютно полную историю кино, поэтому автор-составитель оставляет за собой право отбора материала. Это относится и к отдельным страницам истории кино, и к персоналиям художников кино.



Каталог: storage -> files
files -> ""Имя прилагательное" 6 класс
files -> А. барто. Уехали
files -> Информация управления образования города Дагестанские Огни о проведенных мероприятиях, посвященных Международному дню родного языка, в рамках подпроекта «Просвещенный Дагестан»
files -> Методическое пособие для учреждений системы повышения квалификации Москва 2012
files -> Наименование мо, (администр центр) Фото
files -> Вклад чиркейцев в победу в Великой Отечественной войне
files -> П. Мирский история русской литературы с древней­ших времен по 1925 год
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

  • История и теория кино
  • Введение. Основы киноискусства 12
  • 1.1. Особенности языка киноискусства 17 2.2. Организационная структура кинопроцесса 20 Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства 25
  • Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка 31 Раздел 1. Первые шаги европейского кино 32 Раздел 2. Кинематограф США: 1895–1919 гг. 34
  • Раздел 2. Экспериментаторство в Европе 45 Раздел 3. Американское кино 20-х годов 53 Тема 3. 1930-е: Опасная игра 62
  • Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности 112 Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции 112
  • Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт 146 Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы 171 Тема 7. 1990-е: Возможно все 184
  • Периоды (этапы) истории киноискусства 218 Основные этапы развития киноязыка 218 Лучшие фильмы всех времен и народов 219
  • Журналы о кино. Кино в журналах 224 Выдающиеся историки и теоретики кино 225