Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс по дисциплине История




страница1/23
Дата26.01.2017
Размер5.15 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Дорогие коллеги!
Высылаем Вам УМК для доработки, т.е подгонки под Ваше направление. Для этого надо:

1. Дооформить титульный лист (указать Вашу фамилию, название дисциплины, № и название направления)


2. Переоформить 2-ю страницу.
3. Внести коррективы в «Рабочую программу», обратив особое внимание на разделы 1, 2, 3, 4, 5, и другие
4. Просмотреть лекционные материалы и проставить название СВОЕЙ истории «История» или «История России», или «История Отечества», или «Отечественная история»
5. Все вносимые Вами правки обозначать цветом. Все слова, которые вставляете, обозначайте зеленым цветом, слова, буквы или цифры, которые надо убрать, обозначьте красным, то, что вызывает сомнение, обозначьте желтым. Ошибочные слова не убирать, чтобы с Вашего текста правку можно было перенести в основной текст. Только после перенесения поправим Ваш текст, т.е. уберем не нужное.
6. Возможны Ваши правки текста и вставки любого рода и любого объема, но все, что вставляете, раскрашивайте в зеленый цвет.
К 1 июля 2011 г. надо сделать всё и в электронном виде передать (или переслать) на кафедру и мне suslovmi@yandex.ru
Успешной Вам работы!

М. Суслов




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО "ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра_общей отечественной истории __________________________________________

(название кафедры)


Ф.и.о. автора Суслов М.Г., Карпов И.А., Долгова А.В., Подпрятов Н.В.


Учебно-методический комплекс по дисциплине


История

(название)


020100.62 направление Химия

____________________________________________


(код по ОКСО) (наименование специальности)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 2011 г. «___» ___________ 2011 г.

________________________ Зав. кафедрой _________

Пермь 2011



Автор -составитель:

Суслов М.Г., Карпов И.А., Долгова А.В., Подпрятов Н.В.

Учебно-методический комплекс по История

(название дисциплины) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта



020100.62 направление Химия

(наименование специальности)

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специализации и является обязательной для изучения.
Educational-methodical complex on History (discipline) has been prepared in accordance with the requirements of the State educational standard 020100.62 direction of Chemistry (name profession) Discipline in the Federal component of the cycle of general humanitarian and socio-economic disciplines of specialization and is mandatory for study.

Согласование с деканом химического факультета

Декан А.Б.Шеин

Директор библиотеки Н.В. Якшина

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.


1. Основные понятия…………… …………………………………………………………4

  1. Цели и задачи изучения дисциплины ………………………………………….4

3. Входные требования. Порядок проведения входного контроля ……….4

  1. Объем дисциплины…………………………………………………………………..5

4.1.Объем дисциплины и виды учебной работы по действующему учебному плану..5

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы (с предельными максимальными значениями аудиторной работы)…………………………….……………………….....6

4.3.Объем дисциплины и виды учебной работы (с предельными максимальными значениями самостоятельной работы)……………………………………………….


5.Содержание дисциплины..……………………………………………………………7

6. Аннотация УМК по дисциплине……………………………………………………

6.1. Аннотация (на русском языке)……………………………………………………

6.2. аннотация (на английском языке)…………………………………………………

7. Результаты обучения…………………………………………………………………

7.1. Описание результатов…………………………………………………………….

7.2. Критерии оценки результата………………………………………………………

8. Порядок освоения разделов и тем дисциплины…………………………………..11

9. Текущий контроль. Организация текущего контроля.…………………………….19

10. Промежуточная аттестация (итоговая аттестация студента по дисциплине)..…19

11. Учебно-методическое обеспечение дисциплины..………………………………..23
11.1Литература………………………………………………………………………....23

11.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины…26

11.3. Методические указания преподавателю…. …………………….………...........26

11.4. Методические рекомендации студентам ……..………………………………..27

11.5. Лекционные материалы к темам курса……………………………………………….
I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «История»
1. Основные понятия

Знания – основных событий, дат, имен, фактов исторического прошлого России; основных исторических терминов и категорий.

Умение – делать выводы из истории для сегодняшнего дня; искать и понимать причины исторических явлений.

Навык – работы с историческими источниками и исторической литературой; аннотирования, реферирования текстов, обзоров.

Компетенция – способность применения исторических знаний и исторического опыта для понимания современных общественно-политических процессов.

Результаты обучения – реально достигнутый конкретным обучающимся уровень освоения конечной цели дисциплины.
2.Цели и задачи изучения дисциплины

Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов всех форм обучения по направлению 020100.62 «Химия». Он составлен с целью оказания помощи студентам в усвоении курса истории.

Отечественная история рассматривается в контексте развития истории мировой цивилизации, с учетом регионального компонента, профиля и специфики учебного заведения.

Изучение «Истории» предполагается как в лекционной форме, так и в виде семинарских занятий. Значительное время отводится самоподготовке, которая включает не только самостоятельную работу с историческими источниками и литературой, но и написание докладов и рефератов.

Студенту важно уяснить, что история не только и не столько наука о прошлом, сколько о едином историческом процессе, где неразрывно связаны: прошлое, настоящее и будущее, где прошлое помогает понять настоящее и прогнозировать будущее.

Курс «Истории» призван способствовать формированию гражданственности, патриотического воспитания, гордости за свое Отечество. Изучение истории позволит не только познать прошлое, но и ориентироваться в сложных явлениях общественной жизни на современном этапе.



Целью дисциплины. является организация образовательного процесса в соответствии с требованиями основной образовательной программы и федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- дать научное представление об основных этапах в истории развития Российского государства содержании истории России с древнейших времен до наших дней



  • показать роль и значение внутренних и внешних факторов развития России во взаимосвязи с историей мировой цивилизации;

  • способствовать формированию личности студента, сочетающей в себе научное мировоззрение, патриотизм, верность трудовым, боевым и культурным традициям нашего Отечества.

  • знать основные даты, имена исторических деятелей и их роль в развитии российского общества;

  • научить студентов выражать и обосновывать свою позицию по вопросам касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.




№ п/п

Названия разделов и тем


Тип цели (промежуточная или конечная)

Вид цели

Номер цели в УМК

Конечный уровень

Номер следующей цели, логически связанной с данной целью

Номер компетенции ФГОС

1.

История как наука

Промежуточная

Компонента

ЗН/ПР-1

-

ЗН/Пр-2

ОК-1

2.

Древняя Русь в IX - XII вв.

Промежуточная

Компонента

ЗН/Пр-2; НВ/Пр-2

-

ЗН/Пр-3

ОК-1

3.

Русские земли в эпоху феодальной раздробленности

Промежуточная

Компонента

ЗН/Пр;

НВ/Пр-3


-

ЗН/Пр-4

ОК-1

4.

Московское государство в XIV - XVII вв.

Промежуточная

Компонента

ЗН/Пр-4;

НВ/Пр-4


-

ЗН/Пр-5

ОК-1

5.



Социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в XVIII – первой половине X1X в.


Промежуточная

Компонента

ЗН/Пр-5;

НВ/Пр-5


-

ЗН/Пр-6

ОК-1

6.

Трансформация Российского общества во второй половине Х1Х – начале ХХ вв.

Промежуточная

Компонента

ЗН/Пр-6;

НВ/Пр-6


-

ЗН/Пр-7

ОК-1

7.

Капиталистическая моденизация, реформы и революции в России в начале XX вв.

Промежуточная

Компонента

ЗН/Пр-7; НВ/Пр-7

-

ЗН/Пр-8

ОК-1

8.

Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса

Промежуточная

Компонента

ЗН/Пр-8;

НВ/Пр-8


-

ЗН/Пр-9

ОК-1

9.

Становление и развитие советского государства в 20-е гг.

Промежуточная

Компонента

ЗН/Пр-9; НВ/Пр-9

-

ЗН/Пр-10

ОК-1

10.

Социально-экономические преобразования в СССР в 30-е годы

Промежуточная

Компонента

ЗН/Пр-10; НВ/Пр-10

-

ЗН/ПР-11

ОК-1

11.

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период

Промежуточная

Компонента

ЗН/Пр-11; НВ/Пр-11

-

ЗН/Пр-12

ОК-1

12.

Советское общество в 50 – 80-е годы XX в.

Промежуточная

Компонента

ЗН/Пр-12; НВ/Пр-12

-

ЗН/Пр-13

ОК-1

13.

Реформирование российского общества в 1993 – 2010 гг.

конечная

Компетенция

ЗН/Пр-13; НВ/Пр-13; КО/Кн-1







ОК-1



3. Входные требования. Порядок проведения входного контроля

Студент должен знать основные имена, даты и события отечественной истории, усвоенные при изучении школьного курса истории и обществознания.

Входной контроль осуществляется в ходе первого семинарского занятия преподавателем, ведущим данное занятие в форме тестирования или опроса студентов по курсу отечественной истории в рамках школьного ЕГЭ.

ТЕСТ ДЛЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ
Часть 1


При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А27) поставьте знак «×» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.


A1

В каком году князь Юрий Долгорукий послал приглашение своему

союзнику: «Прииди ко мне, брате, в Москов», считающееся первым

упоминанием о Москве в письменных источниках?

1) 988 г. 2) 1147 г. 3) 1242 г. 4) 1325 г.

A2

Кто из названных лиц были современниками?

1) Александр Невский и хан Тохтамыш

2) Иван III и хан Батый

3) Иван IV и Шамиль

4) Дмитрий Донской и Мамай
A3

Избранная Рада – это

1) законодательный орган

2) духовная коллегия

3) орган местного самоуправления

4) неофициальное правительство

A4

Утверждение основ христианской веры в Древней Руси проявилось в

1) укреплении государственности и власти князя

2) полном искоренении языческих обычаев

3) распространении идеи «Москва – третий Рим»

4) создании свода церковной литературы «Великие Четьи-Минеи»
A5

Кто из государей приказал «…старинное российское платье отменить, а

всем своим подданным носить по обычаю европейских христианских

государств, такожде и бороды… сбрить»?

1) Иван IV 2) Борис Годунов 3) Петр I 4) Алексей Михайлович


A6

Какое из приведённых положений относится к церковной реформе

патриарха Никона?

1) замена двоеперстного крестного знамения троеперстным

2) открытие славяно-греко-латинской академии

3) учреждение Святейшего Синода

4) отделение церкви от государства
A7

В результате принятия Екатериной II «Жалованной грамоты дворянству»

1) учреждены ассамблеи

2) закреплен широкий круг привилегий дворянства

3) служба для дворян стала обязательной

4) созданы земства, руководимые дворянством
A8

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, к кому из князей

Древней Руси относится эта характеристика.

«Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого… Князь, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным, и – всего ужаснее – братоубийцею, он, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры».

1) Владимиру Святославовичу

2) Владимиру Мономаху

3) Ярославу Мудрому

4) Александру Невскому
A9

26 августа 1812 г. произошло сражение

1) за Смоленск 2) у реки Березины 3) под Бородино 4) при Тарутино


A10

В конце XIX – начале XX вв. Гучковы, Морозовы, Рябушинские были

1) владельцами крупных предприятий

2) художниками-передвижниками

3) представителями столбового дворянства

4) представителями актерских династий
A11

Представители русской общественной мысли с конца 1830-х – 1850-х гг.,

считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем, а не

следовать образцам ведущих европейских стран, назывались

1) западниками 2) социал-демократами 3) славянофилами 4) декабристами


A12

Что было одной из характерных черт развития искусства в России в первой четверти XIX в.?

1) следование образцам античного искусства

2) возникновение передвижничества

3) возникновение авангарда

4) участие в основном разночинцев в художественном творчестве
A13

Что было одной из непосредственных причин осуществления Николаем I жесткого внутриполитического курса в начале его царствования?

1) дворцовый переворот, убийство Павла I

2) убийство народовольцами Александра II

3) выступление декабристов

4) поражение России в Крымской войне
A14

Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о событиях которой идет речь.

«Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского ополчения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля… После блистательных атак Скобелев выстроил перед <Шипкой-Шейново> Владимирский полк…

Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, – кончим и мы как следует.

Постараемся…

Смотрите же… Идти стройно… Турки почти уже разбиты… Благословясь, с Богом!»

1) русско-турецкая война 1806–1812 гг.

2) русско-турецкая война 1828–1829 гг.

3) Крымская война 1853–1856 гг.

4) русско-турецкая война 1877–1878 гг.


A15

Какое из перечисленных событий произошло раньше всех других?

1) начало Первой российской революции

2) вступление России в Первую мировую войну

3) издание Манифеста о законосовещательной (булыгинской) Думе

4) начало русско-японской войны
A16

Понятия «червонец» и «концессия» относятся к экономической политике Советского государства периода

1) 1918–1920 гг.

2) первой половины 1920-х гг.

3) первой половины 1930-х гг.

4) второй половины 1930-х гг.
A17

Основателями новых театров в 1920-е гг. были

1) Б.М. Кустодиев, К.С. Малевич

2) В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов

3) М.А. Булгаков, Н.Ф. Погодин

4) С.М. Эйзенштейн, И.А. Пырьев
A18

Одной из причин антибольшевистского выступления левых эсеров в июле 1918 г. стал их протест против

1) созыва Учредительного собрания

2) антицерковной политики большевиков

3) подписанного большевиками «позорного мира с империалистами» –

Брестского мира

4) желания большевиков ликвидировать комитеты бедноты в деревне


A19

Прочтите отрывок из статьи, написанной в апреле 1917 г., и укажите,

программные установки какой партии нашли в ней отражение.

«В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов. Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными

Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов

депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на

общественный счет».

1) кадетов 2) эсеров 3) октябристов 4) большевиков


A20

В битве под Москвой особую стойкость и героизм проявила дивизия под

командованием генерала

1) Я.Ф. Павлова

2) В.Г. Клочкова

3) И.В. Панфилова

4) П.М. Гаврилова
A21

Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите, о каком

событии Великой Отечественной войны идет речь. «В тот день на командный пункт Брянского фронта мне позвонил Верховный и приказал срочно вылететь в район Прохоровки и принять на себя координацию действий Воронежского и Степного фронтов… Над

полем боя стояли тучи пыли и дыма. Это был переломный момент в

сражении на белгородском направлении. Обескровленные и потерявшие

веру в победу гитлеровские войска постепенно переходили к оборонительным действиям».
1) битва на Курской дуге

2) Сталинградское сражение

3) снятие блокады Ленинграда

4) операция «Багратион»


A22

Какой ряд дат связан с созданием международных организаций

социалистических стран во главе с СССР?
1) 1946 г., 1960 г.

2) 1949 г., 1955 г.

3) 1953 г., 1965 г.

4) 1961 г., 1967 г.


A23

В начале 1970-х гг. был исключен из Союза писателей СССР и выслан из

страны писатель

1) С.В. Михалков

2) М.А. Шолохов

3) К.М. Симонов

4) А.И. Солженицын
A24

Какой фактор способствовал разрядке международной напряженности в

1970-е гг.?

1) объединение ГДР и ФРГ в одно государство

2) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и

сотрудничеству в Европе

3) разработка в СССР концепции «нового политического мышления»

4) окончание Корейской войны


A25

Что было одним из последствий реформы политической системы СССР в период перестройки?

1) учреждение нового органа власти – Государственного Совета

2) урегулирование межнациональных отношений

3) укрепление КПСС

4) становление многопартийности

A26

Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике

Куба А.И. Алексеева и укажите, в каком году происходили описываемые

события.

«…Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущева, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран».

1) 1954 г. 2) 1962 г. 3) 1975 г. 4) 1985 г.



A27

Какое событие относится к периоду президентства В.В. Путина?

1) создание Государственной Думы и Совета Федерации

2) принятие Декларации о суверенитете России

3) учреждение института представителей президента в округах

4) создание Содружества Независимых Государств (СНГ)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

  • Учебно-методический комплекс по дисциплине
  • Пермь 2011