Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры




страница1/4
Дата26.01.2017
Размер0.82 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал
Кафедра Теории и истории права и государства
Копелян М.М.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Учебно-методический комплекс для студентов специальности

030901 Правовое обеспечение национальной безопасности

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Протокол №……..от «….»………………………г.


Зав. кафедрой:………………………………………

Волгоград 2013

Содержание

Наименование раздела

стр.

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины История политических и правовых учений

3

1.1.

Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт

3

1.2

Цели и задачи учебной дисциплины

3

1.3

Требования к результатам освоения дисциплины

4

1.4.

Тематический план учебной дисциплины

4

1.5.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

5

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

44

2.1.

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса

44

2.2.

Рекомендации по работе с литературой

46

2.3.

Советы по подготовке экзамену (зачёту)

47

Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций

48

Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)

53


Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины


    1. Требования образовательного стандарта

по учебной дисциплине «История политических и правовых учений»

Дисциплина «история политических и правовых учений» относится к базовой (общеобязательной) части профессионального цикла дисциплин ФГОС по направлению подготовки 030900.68 – юриспруденция. Обучающися должен ЗНАТЬ:

Критерии оценки политико-правовых доктрин, становление и развитие политико-правовой идеологии, политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков, теории естественного права, теорию разделения властей, ранний социализм, политические и правовые учения в России, либеральные политико-правовые доктрины, социалистические политико-правовые теории, марксистские политико-правовые учения, основные политические и правовые учения современности.

Дидактические единицы

по учебной дисциплине «История политических и правовых учений»
ДЕ 1. Политико-правовая мысль Древнего мира

ДЕ 2. Политико-правовая мысль Древней Греции

ДЕ 3. Политико-правовые учения Древнего Рима

ДЕ 4. Политико-правовая идеология христианства

ДЕ 5. Политические и правовые учения эпохи средневековья, Возрождения и Реформации

ДЕ 6. Политико-правовая мысль Нового времени

ДЕ 7. Политико-правовая мысль XIX в.

ДЕ 8. Политико-правовая мысль XX в.


1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
Целью учебной дисциплины «История политических и правовых учений» является формирование у студентов целостного научно-обоснованного представления об основных положениях всемирной истории политических и правовых учений применительно к основным этапам их эволюции и приобретении понятия о мировоззренческих основах конкретных концептуальных схем, существующих в рамках этой истории.

Задача изучаемого курса - формирование у студента понимания закономерностей и принципов существования и познания взаимосвязи власти, государства (с его возможностью насилия) и личности (с ее правами и свободой). В силу этого общая цель изучения данной дисциплины заключается в вооружении будущего специалиста научной методологией познания сущности основных политико-правовых доктрин в их связи с направлением развития исторического процесса.

Учебная дисциплина «История политических и правовых учений» - необходимый элемент теоретической, мировоззренческой, методологической и специальной подготовки юристов, политологов. Изучение курса позволяет студентам познать, осмыслить, конкретизировать процесс возникновения, становления и развития политико-правовой мысли.



1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правоприменительной деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных

сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального

права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в области научно-исследовательской деятельности:



способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-26).

1.4. Тематический план курса

«История политических и правовых учений»

на 2012-2013 уч. год.

для студентов ПНБ-100


Наименование тем

Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Практические занятия

Самостоят. работа

Всего часов по теме

Очная форма обучения

Политико-правовая мысль Древнего мира.

2


2

4

8

Политическая и правовая мысль Древней Греции

2

2

4

8

Политико-правовые учения Древнего Рима

2

2

4

8

Политико-правовая идеология христианства

2

2

2

6

Политические и правовые учения эпохи средневековья, Возрождения и Реформации



2

4

6

Политический идеал эпохи Возрождения

2

2

2

6

Реформация и ее политико-правовые итоги

2

2

2

6

Политико-правовая мысль Нового времени

4

8

4

16

Политико-правовая мысль XIX в.

2

6

4

12

Политико-правовая мысль XX в.

2

4

4

10

Итоговая конференция, защита рефератов




2

4

6

Итого по курсу:



20

34

38

92

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Тема 1. Политико-правовая мысль Древнего мира.

Объект и предмет науки. Место ИП и ПУ в системе юридических наук.

Связь с другими гуманитарными науками.

Методологические проблемы изучения ИП и ПУ. Соотношение исторического и логического.

Право и государство как объекты исследований с позиции юриспруденции, философии и других дисциплин. Взаимосвязи преемственности и новизны в истории учения о праве и государстве.
Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории восточного общества. Марксистская концепция азиатского способа производства. Запад и Восток; проблема синтеза цивилизаций.

Политико-правовое учение в Египте и Вавилоне. Религиозное и обыденное; специфика и механизмы взаимодействия. Вера в духовном мире личности. Религия и государство. Обожествление верховного правителя как способ легитимизации существующей формы государства. Природа власти.

«Поучение гераклеопольского царя»; поиск средств и методов эффективного управления и усиления централизации государства. Законы Хаммурапи; сакральный характер права, представления о различных видах вины, утверждение незыблемости сословного деления общества, неравное положение представителей различных слоев перед законом.

Политико-правовая мысль в Древней Индии.Ведийский период (1500-600 Г.г. до н.э.) Догма о божественном создании общественного строя - основа взглядов на духовную и светскую власть, отношения между ними, долг правителя и поданных.положение о божественном установлении сословно-кастового строя. Предмаурийский период (600-325 г.г. до н.э.). Появление новой отросли знания- политической науки или науки управления. «Артхашастра» ; представления о политической организации, о ее структуре, стадиях развития, зачатки теории внешней политики. «Законы Ману» как кодекс социальной жизни древней Индии. Возникновение буддизма, его политическая роль. Основные политико-правовые категории: рита, дхарма, карма, данда. Раштра, кшатра, брахма.

Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Общество, государство и право в учении Конфуция (551-479 Г.г. до н.э.). Государство как большая семья, основные заповеди умелой администрации, идея морального самоусовершенствования. Конфуций о соотношении морали и закона. Школа легистов. Шан Ян (400-338 Г.г. до н.э.). Государство как машина принуждения, высший смысл и цель деятельности, абсолютный институт. Закон — средство достижения этой цели. «Хань Фэй-цзы» - кульминация древнекитайского легизма. Даосизм. Учение о Дао. Метод недеяния (увэй). Специфика древнекитайской политической и правовой мысли: социальность, слабая связь с религией, практичность, внимание к вопросам этики, сочетание расчета и утопии.

Древнегреческие учения. Идеал совершенной автаркии. Первоначальное отношение греческой философии к политике. Софисты. Учения софистов о естественном праве. Сократ. Отношение Сократа к естественному праву. Его политический идеал. Платон. Значение метафизики Платона для его построения общественного идеала.

Учение Платона о естественном праве. «Апология Сократа», «Горгий» первое начертание политического идеала. Философско-историческая концепция Платона в «Политике» и «Законах». Классификация Платоном форм политического устройства и их критика. Проект «идеального государства» Платона, условия существования идеального общественного строя и важнейшие добродетели, присущие ему; сословное деление в «идеальном государстве» (философы-правители, воины-стражи, ремесленники-производители); справедливость как основной принцип гармоничной государственной жизни.

Классификация политических режимов Аристотелем, положительные и отрицательные типы государственного строя (монархия-тирания, аристократия олигархия, полития-демократия). Понятие устойчивого государственного строя. Полития и аристократия - устойчивый и идеальный типы государства.

Деление прав на теономное (fac), естественное (jus natllrale) и позитивное (lex). Цицерон о происхождении и роли государства и права. Юридизация понятия государства. Цицерон о формах правления; царская власть, власть оптиматов (аристократия), народная власть (демократия). Смешанная форма государства. Обязанности гражданина. Цицерон о естественном праве и справедливом законе.

Римские стоики о духовной свободе, равенстве и нравственном совершенствовании людей.

Римские юристы о праве. Деление права на частное и публичное. Система римского права. Становление светской науки о праве – юриспруденции.

Эволюция отношения к власти в раннем христианстве. Истоки христианской эсхатологии в Ветхом завете (Книги пророков Иезикииля и Даниила). Эсхатологические воззрения христиан по Откровению Иоанна Богослова. Идеи конца времени, Страшного суда, царства божьего на земле.

Развитие христианской эсхатологии Августином Блаженным в его книге «О граде Божием»: противопоставление двух государств земного (светского) и небесного (божественного). Государственное право и его роль в жизни христианина.
Основные понятия: политико-правовая мысль, политико-правовое учение, общественных идеал, государство, право, государственное, политическое, метод, функции метода, исторический и логический методы, традиция, новация. формация, цивилизация, миф и мифологическое, религия, власть, порядок, легитимация, рита, дхарма, карма, данда, раштра, кшатра, брахма, мораль, закон, благородный муж, даосизм, дао, увэй, конфуцианство, легизм, миф, логос, рациональное, полис, исегория, исономия, гражданство, монархия, аристократия, демократия, тирания, охлократия, деспотия, естественное право (фюзис), позитивное право (номос), свобода, равенство, справедливость (уравнительная и распределительная), идеальное государство, республика, империя, jus, lex, космополитизм, справедливость, идеальное государство, форма государства, гражданин Рима, право частное и публичное, юриспруденция,эсхатология, мессия, власть светская и духовная, спасение, град земной и град божий, евангелие, экклесия.
Тема 5. Политические и правовые учения эпохи средневековья, Возрождения и Реформации.

Проблема соотношения духовной и светской власти в политических учениях.Теократическая идея в трудах Иоанна Солсберийского и Фомы Аквинского.

Фома Аквинский о государстве и праве. Определение закона. Иерархия законов.

Средневековые ереси. Марсилий Падуанский о народном суверенитете и государстве, основанном на земном законе. Идея разделения властей.

Гуманизм философской и политико-правовой мысли Возрождения. Становление национальных государств.

Республиканские убеждения Н.Макиавелли. Интерес как центральная категория политической философии Макиавелли. Эгоизм «естественного состояния» человека - предпосылка создания государства для ограничения эгоистических устремлений индивидов; теория «общественного договора». Взгляд Н.Макиавелли на правителя в «Государстве»; успех - решающий критерий в политической деятельности, оправдание насилия со стороны правителя, тактика политической борьбы («правитель-лев» и («правитель-лисица»), разграничение морали и политики. Роль закона в создании сильного самостоятельного государства.

Реформация. Историко-религиозные предпосылки. Отношения церкви и государства в католической Европе.Основные черты идеологии Реформации; раннепротестанское учение о Боге и мире, учение о человеке, учение о спасении. Лютер об отношении церкви и общества. Социальные и политико-юридические итоги Реформации; формирование новых личностных установок, идея «всесвященства» М.Лютера, религиозное санкционирование буржуазной предприимчивости. Ж. Кальвин и его теория божественного предопределения.

Протестантизм и буржуазно-демократические институты. Концепция «естественного права» с 16-17 в.в. Понятие прирожденных личных свобод индивида. Государство как продукт добровольного соглашения. Теория «общественного договора». Теологическое мировоззрение; церквоцентризм и отчуждение совести; грех и правовой статус мирянина. Проблема несовпадения закона и права. Раннебуржуазная правовая идея как идея нравственно-религиозная. Свобода совести. Вера и правовые обязанности государственной власти.

Гражданская междоусобица и ее воздействие на политическое мышление 17 столетия. Переход от теологического к юридическому мировоззрению.

Основные понятия: теократия, иерархия, ересь, божественное право, разделение властей, Церковь, каноническое право, феодальное право, государство, нация, доблесть (virtu), политический интерес, свобода воли, судьба (fatum), цели и средства политики, природа человека, гуманизм, «добродетели» политика, благочестивая жестокость, равнодостоинство, раскаяние, свобода по крещению, свобода совести, всесвященство, суверенная воля, секуляризация власти, отделение церкви от государства, свобода проповеди, свобода печати, кальвинизм (пуританство), лютеранство.


Тема8. Политическая и правовая мысль Нового времени.

Т.Гоббс. Естественное и общественное состояние людей, «теория общественного договора». Власть правителя и «естественные законы». Противоречивость абсолютной власти государства. Антидемократизм Т.Гоббса. Прогрессивное значение учения Т.Гоббса о государстве как социальном институте, возникшем без участия сверхестественного начала.

Дж.Локк Теория буржуазного конституционного правления, политика и учение о разделении властей. Локковский вариант естественного права и общественного договора.

Ш.Л. Монтескье о разделении законодательной, судебной и исполнительной власти. Значение географической среды и климата как определяющей причины различия форм государственной власти и законодательства. Естественное право и общественный договор.

Политические идеалы Ж.-Ж. Руссо. Первоначальное «естественное» состояние человечества. Частная собственность и появление социального неравенства. Установление государства как результат общественного договора и углубления социального неравенства. Перерастание государственного правления в деспотизм и тиранию. Народный суверенитет. Роль закона и место Законодателя в обществе.

Т.Пейн о различении общества и государства, естественных и гражданских прав. Идеи Т.Джефферсона о равенстве граждан (перед законом), о народном суверенитете. Основные идеи Декларации независимости. Дж. Мэдисон о роли факций в политической жизни. А. Де Токвиль о демократии в Америке.

Основные понятия: естественные права и свободы, правовое государство, общественный договор, гражданское общество, гражданские права, политические права, абсолютная монархия, ограниченная монархия, разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), этатизм, суверенитет, естественное состояние, гражданское состояние, государство как арбитр, ограничение власти, источник нормативности права, право на восстание, географический детерминизм, воля частная, воля всех, общая воля, права человека, факции.
Тема 10.Политико-правовая мысль в 19 веке

Учение о государстве и праве И.Канта. систематическое обоснование либерализма. Нравственный закон. Понятие права. Необходимость государства.

И.Г.Фихте. понятие прав. Индивидуальная и общая воля. Происхождение государства. Проект идеального государства.

Г.Ф.Гегель. эволюция взглядов Гегеля на гocyдapство от идеи преодоления до обожествления. Типы государственного устройства. Правовой характер государства. «Политическое государство». Права и свободы индивидов. Философия права.

Историческая школа права. Г.Гуго, К.Савиньи, Г.Пухта. Критика теории «естественного права». «Национальный дух» - источник права.

Буржуазный либерализм во Франции. Констан. Либерализм в Англии. Взгляды Бентама на право и государство. Политические взгляды социалистов-утопистов.

Миф и утопия. Генезис утопического сознания. Утопия и идеология. Утопии социальные и социалистические. Развитие социализма от утопии к науке. Критический утопический социализм Ш.Фурье, A.Cен-Симона, Р.Оуэна.

Марксизм о государстве и праве. Становление взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса на

проблему власти и государства . Сущность государства. Опыт буржуазно-демократических революций в Европе конца 1840-х годов. К.Маркс о сущности и типах буржуазных реформ, об ограниченности буржуазной демократии. Необходимость слома старой государственной машины, феномен «революции сверху». Осмысление опыта парижской коммуны. Спор С анархистами по вопросу о государстве. Ф.Энгельс о государстве и власти. Пути и форма развития государства. Факторы, обуславливающие отмирание государства. Марксизм о праве.

Социологическая школа права (Л.Гумплович). Неокантианское учение о праве. Р.Штаммлер. Ницше о государстве, политике, праве. Учение Дж. Остина о праве. Позитивизм в праве.

Основные понятия: либерализм, консерватизм ,анархизм, утилитаризм, социализм, утопический социализм, утопия, марксизм, категорический императив, объективное права, субъективное право, общественно-экономическая формация, революция, отмирание государства, базис, надстройка, способ производства, формы общественного сознания, материалистическое понимание истории, классы, классовая борьба, прибавочная стоимость, капитал, цель в праве, право как интерес, социологизм, позитивизм, воля к власти, раса.
Тема 10. Политико-правовая мысль в 20 веке

Социология политических отношений начала 20 века. Концепция «политического класса» и теория элит Г.Моски и В.Парето.

Основные типы политической организации: город-государство, феодальное государство, бюрократическое государство, современное представительное государство. Политическая власть и формы ее реализации. Понятие и критерии формирования «политического класса». Деление общества на страты. Понятие «элита». Критерии принадлежности к элите. «Циркуляция» элит.

Концепция «форм господства» М.Вебера. соотношение понятий «господство» и «власть».

Три формы господства: «традиционное», «харизматическое», «легальное». «Плебисцитарная» демократия. Две модели власти: рационально-правовая и харизматическая. Анализ и критика бюрократии.

«Железный закон олигархии» Р.Михельса. критика парламентской демократии. Категория «массы». Основные свойства «массового человека». Переход от «спонтанного лидерства» к «олигархии».

Аналитическая юриспруденция (Г. Харт).

Позитивистский нормативизм Г. Кельзена. «Чистая теория права» Предмет и цель общей теории права. Значимость позитивного права. Основная Норма Кельзена. Государство как юридическая корпорация.

Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма, Л. Дюги и М. Ориу. Устранение «метафизических» понятий в праве. Пересмотр предмета публичного права и прав человека. Понятие социальной солидарности и социальной нормы. М. Ориу и его идея равновесия правопорядка. Государство и государственный режим как предмет публичного права.

Социологическая юриспруденция (Е. Эрлих, Г. Гурвич). Юриспруденция интереса Р. Иеринга.

Психологическая теория права Л. И. Петражицкого. Право как явление индивидуальной психики. Роль права и роль нравственности в общественной жизни.

Возрожденное естественное право (Л. Фуллер, Р. Дворкин, А Кауфман).

Основные понятия: элита, политический класс, круговорот элит, господство, власть, легальное, традиционное, харизматическое господство, железный закон олигархии, иерархия норм, основная норма, чистое право, солидарность, социальное право, прецедент (судебный и административный), интуитивное право, «первичные» и «вторичные» правила, юридическая ситуация, взаимная зависимость, свободное судейское усмотрение, императивность, императивно-атрибутивный характер права.
Темы, выносимые на самостоятельное изучение

по курсу История политических и правовых учений.
Тема :Русская философия права

Возникновение и становление русской философии права конца XIX - начала XX в.в. Роль философии в развитии основ теории государства и права. Вопрос об отношении права и нравственности. Ценность права. «Юридический позитивизм» Г.Ф Шершеневича. «Социологический позитивизм» С. А. Муромцева., Н.М. Коркунова. Либеральный консерватизм Б.Н. Чичерина. И. А. Ильин о правосознании. Теория правовой монархии. П.И. Новгородцев об общественном идеале. Н. Н. Алексеев о социальном правовом государстве. Русская философия права о религиозно-нравственных основаниях права.



Тема:. Ислам о государстве и праве

Шариат – «закон жизни мусульманина». Источники мусульманского права: Коран, сунна, иджма, кийяс. Основные школы мусульманского права –масхабы: суннитские и шиитские. Понятие уммы как мусульманского братсва. Умма и государство. Личный статус мусульманина. Всеобщая исламская декларация прав человека от 19 сентября 1981 г.




Планы семинарских занятий

по курсу «История политических и правовых учений»
ПНБ-I00
ВНИМАНИЕ! Источники, обозначенные в списках литературы цифрами, обязательны к прочтению и конспектированию

.

Тема 1.Политико-правовая мысль Древнего мира

1.Особенности религиозно-мифологического мировоззрения в странах Древнего Востока.

2.Представления о власти и порядке в древней Индии.

3. Политико-правовые течения в Древнем Китае.
Литература

История политических правовых учений.// Под редакцией Нерсесянца В.С. Любое издание.

Древние цивилизации / С.С.Аверинцев, В.П.Алексеев, В.Г.Ардзинба и др.;

под общ. ред. Г.М.Бонгард-Левина. М., 1989.

Васильев Л.С. История Востока.В 2-х томах. М., 1993.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

Книга правителя области Шан. М., 1993.

Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.


Темы докладов и рефератов
Зарождение политико-правовой мысли.

Миф и Логос: сравнительная характеристика.

Представления о власти и законе в Древнем Египте (Вавилоне и др.)

Тема2. Политическая мысль Древней Греции

1. Софисты о праве естественном и позитивном.

2. Политический идеал Сократа.

3. Идеальное государство Платона.

4. Политический проект Аристотеля.
Литература

1. Платон. Государство. - Соч. В3 т. Т.3 ч.1. -М., 1971.

2. Аристотель. Политика. - Соч. В4 т. Т.4. - М., 1984.

. Вернан ж.п. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988. . Асмус В.Ф. Платон. - М., 1969.

. Виндельбанд В. Платон. - М., 1993.

. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.

. Кессиди Ф.Х. Сократ. - М., 1976.

. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. - М., 1993.

. Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1995.

. Нерсенянц В.С. Сократ. - М., 1977.

. Нерсенянц В.С. Политические учения Древней Греции. - М., 1979.

. Нерсевянц В.С. Платон. - М., 1984.

. Штраус Лео. Введение в политическую философию., С.204.- М.: Логос,Праксис,2000.

. Доватур А. Политика и Политии Аристотеля. - М.-Л., Наука, 1965.


Темы докладов и рефератов


  1. Классификация форм государственного устройства Платоном и Аристотелем.

  2. Жизнь и дело Сократа.

  3. Общественный идеал античности.


Тема3. Политико-правовые учения Древнего Рима

1. Цицерон о государстве и законах.

2. Римские юристы оправе.

3. Философия римских стоиков.


Литература

1. Цицерон. Диалоги о государстве и о законах. - М., 1994.

2. Римские стоики. - М.. 1986.

Кнабе г.с. Древний Рим - история и повседневность. - М., 1986. .

Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. - М., 1977. .

Утченко С.Л. Цицерон и его время. - М., 1972.



Темы докладов и рефератов


  1. Полис Древней Греции и Космополис Древнего Рима.

  2. Цицерон о праве и законе.

  3. Идеальный правитель Древнего Востока и Древнего Рима.



Тема 4. Политико-правовая идеология христианства (4ч.)

1. Политико-правовая проблематика раннего христианства. Эволюция отношения к власти.

2. Светская и духовная власть (государство и церковь) Августина Блаженного.

3. Фома Аквинский о государстве и праве.

4. Ереси. Марсилий Падуанский.
Литература

1. Августин. О Граде Божием. В 4-х т., КН.1-22. - М., 1994.

2. Фома Аквинский. Оправлении государей// Политические структуры эпохи

феодализма в Западной Европе (VI-XVII в.в.). - Л., 1990.

3. Новый Завет. Любое издание.

. Алексеев Н.Н. Идея «земного града» в христианском вероучении.! / Путь.

КН.1 (I- VI). - М., 1992.

. Алексеев Н.Н. Христианство и идея монархии. - М., 1992.

. Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 197.

.. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.

. Малашенко И.Е. Данте и Фома Аквинский. Два подхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти// Вестник :rv1ГY. Сер.7. Философия. 1980, N2 4.

. Малашенко И.Е. Социально-философская концепция Данте и его полемика с Августином// История зарубежной философии и современность. - М., 1980.

. Срединская Н.Б. Трактат Фомы Аквинского «О правлении государей»// Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI-XVII в.в.).

- Л., 1990.

Честертон Г.К. Святой Фома Аквинский// Честертон Г.К. Вечный человек.

М., 1991. .

Коплстон Ф.И. История средневековой философии. - М., 1997.

Данте Алигьери. Монархия // Данте Алигьери. Малые произведения. М.,1968.


Темы докладов и рефератов


  1. История возникновения христианства.

  2. Сравнительная характеристика моральных ценностей в Ветхом и Новом Завете.

  3. Основания негативного отношения к светской власти в иудаизме и христианстве.

  4. Фома Аквинский о светской власти.

  5. Данте Алигьери. «Монархия».

  6. Основные течения в средневековой еретической мысли.


Темы 6,7. Политические идеи эпохи Возрождения и Реформации (4ч.)

1. Политический идеал Н. Макиавелли.

2. Содержание и итоги Реформации.

3. Переход от теологического к юридическому мировоззрению.


Литература

1. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства; О светской власти. В какой мере ей следует повиноваться // Лютер М. Время молчания прошло: Избр.произв. 1520-1526 г. Харьков,1992.

2. Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. О во енном искусстве. М., 1996.

Баткин Л.М. Макиавелли // Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995.

Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное. Т.1. М., 1986.

Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. В 2-х т. СПб., 1906. М., 1996. .

Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Никколо Макиавелли. М., 1980.

Виппер Р.Ю. Кальвин // Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х т. Т.1. М., 1993.

Гуттен У. Вадиск или римская троица; Разбойники // Гуттен Ульрих фон. Диалоги; Публицистика; ПИсьма. М., 1959.

Гуттен У. Разбойники // Гуттен Ульрих фон. Диалоги; Публицистика; Письма. М., 1959.

Дживилегов А.К. Никколо Макиавелли // Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве. М., 1996. .

Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. .

Эразм Роттердаиский. Оружие христианского воина // Эразм Роттердаиский. Философские произведения. М., 1987. .

Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990. .

Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М. 1995. . Щедровицкий Д. Библия в переводе Лютера / / Христианин. 1991. NQ 1. .

Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984.



Темы рефератов

  1. Н. Макиавелли о преимуществах республиканской формы правления.

  2. Формирование светской политической науки.

  3. Утопические проекты идеального государства.

  4. Сравнительная характеристика Северного и Южного Возрождения.

  5. М. Вебер о протестантской этике и духе капитализма.

  6. М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин (Доклад о жизни и делах по выбору).


Тема 9. Политико-правовая мысль Нового времени.

1. Концепции «естественного права» и «общественного договора» в ХVII-XVIII В.в.

2. Политическая мысль в Голландии ХVII в.

3. Политико-правовые теории в Англии в ХVII в.

4. Политико-правовые идеи французского Просвещения.
Литература

1. Гуго Гроций. О праве войны и мира. М., 1994.

2. Гоббс Т. О грая(данине // Гоббс Т. Избр.произв. В 2-х т. Т.1. М., 1965.

3. Локк Д. Два трактата о государственном правлении // Избр. произв. В 2-х т.ьТ.2. М., 1960.

4. Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избр. произв. В 2-х т. Т.2. М., 1960.

5. Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Трактаты. М.,1998.

6. Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре или Принципы политического

права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988.

Асмус В.Ф. Руссо. М., 1962.

Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

Темы рефератов


  1. Т. Гоббс: основные противоречия политико-правовой доктрины.

  2. Свободный труженик – собственник по Дж. Локку

  3. Вольтер о свободе.

  4. Т. Пейн о правах человека.

  5. Сравнительная характеристика восточного деспотизма и западного абсолютизма.



Тема 7. Политико-правовая мысль в XIX веке

1. Кант о государстве и праве.

2. Философия права Гегеля.

3. Марксизм о государстве и праве.

4. Либерализм, консерватизм, социализм как политические идеологии.
Литература

1. Гегель Г.-В.-Ф. Философия права. М, 1990.

2. Кант И. Метафизические начала учения оправе // Кант И. Соч. В 6-и т. Т.4. Ч.2. М., 1965.

Гулыга А. Гегель. М., 1970.

ГулыгаА.В. Кант. М., 1994.

Гулыга А.В. Учение Канта о вечном мире // Философия Канта и современность. М., 1974.

Дробницкий О.Г. Теоретические основы этики Канта // Философия Канта и современность. М., 1974.

Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. М.,1991.

Пионтковский А.А. Теория права и государства Канта // Философия Канта и современность. М., 1974.

Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: история и современность. М.,1974.

Соловьев З.Ю. Теория «общественного договора» и кантовское моральное обоснование права // Философия Канта и современность. М., 1974.

Хейде Л. Осуществление свободы: Введение в гегелевскую философию права. М., 1995. . История политических и правовых учений - Учебник (любой). .

Розин З.Л. Возникновение марксистского учения о государстве и праве. М., 1967.

Марксистско-ленинское учение о государстве и праве. М., 1977.


Темы рефератов

  1. Утилитаризм И. Бентама.

  2. Консерватизм Ж. де Местра.

  3. Либерализм Д.С. Милля.

  4. Б. Констан о власти, политике, государстве.

  5. А. де Токвиль о демократии.

  6. Теория надклассовой монархии Л. Штайна.

  7. Идеология и утопия.

  8. Марксизм об отмирании государства.

  9. Позитивизм в праве.

  10. Ницше о государстве и праве.

  11. Социологическая юриспруденция и прецедентное право.


Тема 8. Политико-правовые теории в ХХ веке

1. Аналитическая юриспруденция.

2. Социологическая юриспруденция.

3. Психологическая теория права.

4. Возрожденное естественное право.

5. Теория элит.


Литература

1. Дж. Роулз Теория справедливости. Новосибирск, 1996.

2. Современный либерализм. М., 1998.

Геллнер Эрнст. Условия свободы. М., 1995.

Отфрид Хеффе. Политика. Право. Справедливость. М., 1994.

Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.

Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

Рикёр П. Topжeство языка над насилием. Герменевтический подход к философии права // Вопросы философии. 1996. N24.



Темы рефератов


  1. «Чистое учение оправе» Г. Кельзена.

  2. Психологическая теория права Л. Петражицкого.

  3. Социализм в XXв: большевизм, фашизм, национал-социализм.


Организация самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «_________» включает следующие виды работ:

п/п


Тема

Вопросы, выносимые на СРС

Содержание СРС

Форма контроля СРС

Учебно-методическое обеспечение

1

2

3

4

5

6

1

Политико-правовая мысль Древнего мира.

Сравнительная характеристика деспотии и абсолютной монархии.

УМ, СК

Б, КО

ОЛ 0, ДЛ 56

2

Политическая и правовая мысль Древней Греции

Полис как политический идеал античности

СМ, УМ, ПКР, СК

Б, КР, ОБС

ОЛ 0, ДЛ 5,12,13,14, 15,54,55,72,73,74,76, 108,109,110.

3

Политико-правовые учения Древнего Рима

Идея космополитизма римских стоиков.

СМ, СК, ПКР

Б, КР, ОБС

ОЛ 0, ДЛ 59,76,81,89,100,103,121,

123,128,129,144,145



4

Политико-правовая идеология христианства

Эволюция отношения к власти в раннем христианстве.

СК, СМ, УМ ,ПДР

Б, КО, РПР

ОЛ 0, ДЛ 1,2,3,7,9,10,11,75,87,130

5

Политические и правовые учения эпохи средневековья.

Право и религия.

СК, СМ, УМ

Б, З, ОБС

ОЛ 0, ДЛ 20,33,34,60,61,

62,79,83,86,92,

93,94,95,96,97,98

136,137,138



6

Политический идеал эпохи Возрождения

Политика и мораль.

СК, ПДР, ДИ

КО, РПР

ОЛ 0, ДЛ 18,23,24,29,50,126

7

Реформация и ее политико-правовые итоги

Протестантская этика и формирование западно-европейской цивилизации.

СК, СМ, УМ

КО, РПР

ОЛ 0, ДЛ

26,27,132,133,148,164,168



8

Политико-правовая мысль Нового времени

Переход от теологического к юридическому мировоззрению.

СК, СМ, ПКР, УМ

КР, ОБС

ОЛ 0, ДЛ 8,4,25,32,37,38,39,43,

49,58,69,70,71,78,85,

104,105,11,112,

116,120,125,147



9

Политико-правовая мысль XIX в.

Зарождение социализма как политической идеологии.

СК, СМ, УМ

КО, З, ОБС

ОЛ 0, ДЛ 166,167,149

10

Политико-правовая мысль XX в.

Постмодерн о политике и праве.

СК, СМ, УМ

КО, З, ОБС

ОЛ 0 ДЛ самостоятельное составление библиографии


Контрольные вопросы для подготовки к экзамену

1. Религиозно-мифологические представления о власти в странах Древнего мира.

2. Политико-правовая мысль в Древней Индии.

3. Политические школы в Древнем Китае.

4. Политический идеал античности.

5. Политико-правовые взгляды софистов.

6. Политико-правовой идеал Сократа.

7. Платон: проект идеального государства.

8. Политико-правовая доктрина Аристотеля.

9. Цицерон о государстве и законах.

10.Политико-правовые взгляды римских стоиков.

11.Политико-правовая идеология раннего христианства.

12.Теократический идеал средневековья.

13.Фома Аквинский о государстве и праве.

14.Политический идеал эпохи Возрождения.

15.Политический проект Н.Макиавелли.

16.Реформация и ее политико-правовые итоги.

17.Политико-правовой идеал эпохи ранних буржуазных революций.

18.Теория «естественного права» и «общественного договора» в ИП и ПУ.

19.Политико-правовые учения в Голландии в ХУН веке.

20.Политико-правовые течения в английской буржуазной революции.

21.Политико-правовая идеология французского Просвещения.

22.Американские просветители о свободе и правах человека.

23.Кант о государстве и праве.

24. Философия права Гегеля.

25. Политико-правовая теория «исторической школы права».

26. Марксизм о государстве и праве.

27. Основные течения в политико-правовой мысли первой половины XIX в.

28. Основные течения в политико-правовой мысли второй половины XIX в.

29. Основные направления политико-правовой мысли в ХХ в.

30. Платон. «Государство».

31. Аристотель. «Политика».

32. Цицерон. Диалоги о государстве.

33. Цицерон. Диалоги о законах.

34. Римские стоики (работа по выбору)

35. А. Августин. «О граде Божием».

36. Ф. Аквинский. «О правлении государей».

37. М. Лютер. «О светской власти».

38. Н. Макиавелли «Государь».

39. Н. Макиавелли. «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»

40. Г.Гроций. «О праве войны и мира».

41. Б. Спиноза. «Богословско-политический трактат».

42. Т.Гоббс. «О гражданине».

43. Дж. Локк. «Два трактата оправлении».

44. Ш.Л.Монтескье. «О духе законов».

45. Ж.-Ж. Руссо. «Об общественном договоре».

45. И.Кант. «Метафизические начала учения оправе».

46. Г. Гегель. «Философия права».

47. Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

48. К. Маркс «Критика Гегелевской философии права. Введение».

49. В. И. Ленин «Государство и революция».

50. Русская философия права (работа по выбору).



Список литературы

Учебник:


  1. История политических правовых учений.// Под редакцией Нерсесянца В.С. Любое издание.

1. Августин. О Граде Божием. В 4-х т., кн. 1-22: Репринт с издан. 1996-] 9] Огг.

М., 1994.

2. Аверинцев С.С. Византия и Русь: Два типа духовности // Новый мир. 1988.

N2 7, 9.

3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

4. Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988.

5. Актон Д История свободы в античности / / Полис. 1993. N23.

6. Алексеев Н.Н. Идея «земного града» в христианском вероучении // Путь.

Кн. 1 (I- VI: Репринт с издан. 1925-1927гг. М., 1992.

7. Алексеев Н.Н. Христианство и идея монархии // Путь. КН.1 (1- VI): Репринт с

издан. 1925 - 1927 гг. М., 1992.

8. Алексеев-Попов В.С. О социальных и политических идеях Руссо // Руссо

Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

9. Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983.

10.Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1961.

11.Апокрифы древних христиан: Исследования; Тексты; Комментарии, М.,

1989.


12.Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Собр.соч. В 4-х т. Т. 4. М.,

1984.


13.Аристотель. Политика // Аристотель. Собр. соч. В 4-х т. Т.4. М., 1984

14.Асмус В.Ф, Античная философия. М., 1965.

15.Асмус В.Ф. Платон. М., 1969.

16.Асмус В.Ф. Руссо. М., 1962.

17 .Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965.

18.Баткин Л.М. Макьявелли // Итальянское Возрождение: Проблемы и люди.

М., 1995.

19.Библия. М., 1968.

20.Блок М. Феодальное общество // Блок М. Апология истории или Ремесло

историка. М., 1986,

21.БоргошЮ. Фома Аквинский. М., 1975.

22.Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное. Т. 1. М.,

1986.

23.Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. В 2-х т. Спб., 1906.



М., 1996.

24.Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Никколо Макиавелли. М., 1980.

25.Валлон А. Педагогические и психологические идеи романа- трактата Ж.-Ж.

Руссо «Эмиль, или о воспитании» // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 2. М., 1981.

26.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные

произведения. М., 1990.

27.Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли, М., 1988.

27.Виппер Р.Ю. Кальвин // Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х

т. Т. 1. М, 1993.

28.Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М., 1954.

29.Гвардини Р. Конец нового времени. Возникновение картины мира нового

времени // Вопросы философии. 1990. N~4. 30.Гегель Г.-В.-Ф. Философия права. М, 1990. 31 . Герье В. Блаженный Августин. М, .191 О.

32.Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Избр. произв.В 2-х т. Т.1. М., 1965. 33.Грабарь В.З. Свяrценная Римская империя в представлении публицистов

начала XIV в. // Средние века. Вып. 1. М., 1942.

34.Григорий (Борисоглебский). Сочинение блаженного Августина «О Граде божием», как опыт христианской философии истории. Харьков, 1891.

35.Гуго Гроций. О праве войны и мира. М., 1994.

36.Гулыга А. Гегель. М., 1970.

37 .Гулыга А.В. Кант сегодня // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

38.Гулыга А.В. Кант. М., 1994.

39.Гулыга А.В. Учение Канта о вечном мире // Философия Канта и современность. М., 1974.

43.Гурвич Г.С. Руссо и Декларация прав. Пг., 1918.

44.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

45.Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

46.Гуттен У. Вадиск или римская троица; Разбойники // Гуттен Ульрих фон.

Диалоги; Публицистика; Письма. М.; 1959.

47.Гуттен У. Разбойники // Гуттен Ульрих фон. Диалоги; Публицистика;

Письма. М., 1959.

48.Данте Алигьери. Монархия // Данте Алигьери. Малые Произведения. М.,

1968.

49.Джибладзе Г.Н. Жан-Жак Руссо и его педагогическое наследие // Руссо Ж.



Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. М., 1981.

50.Дживилегов А.К. Никколо Макиавелли // Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве. М., 1996.

51.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.

М., 1971.

52.Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или рождение идеи суверенной личности. М., 1995.

53.Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. М., 1990.

54.Доватур А.Н. «Политика» Аристотеля // Аристотель. Собр. соч. В 4-х т. Т.4.

М., 1984.

55.Доватур А.Н. Политика и политии Аристотеля. М. - Л., 1965.

56.Древние цивилизации / С.С.Аверинцев, В.П.Алексеев, В.Г.Ардзинба и др.;

под общ. ред. Г.М.Бонгард-Левина. М., 1989.

57.Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.

58.Дробницкий О.Г. Теоретические основы этики Канта // Философия Канта и

современность. М., 1974.

59.Дройзен И.Г. История эллинизма. В 2-х т. М., 1997. 60.Ефремова Н.В. Философия, теология и политика в творчестве У.Оккама //История политической мысли и современности. М., 1988.

61.Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние Века // Богословие в культуре

средневековья. Киев. 1992.

62. Зелинский Ф.Ф. Идея нравственного оправдания // Мир БО)l(ИЙ. 1899. N22. 63.Зелинский Ф.Ф. Рим и его религия // Вестник Европы. 1903. N2 1- 2.

64.Зелинский Ф.Ф. Цицерон в истории европейской культуры // Вестник Европы. 1896. N22.

65.Иллюстрированная история религии / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей.

В 2-х т.: Репринт с издан. 1899 г. М., 1992.65.

66.Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М.,1997.

67.Ильин М.В., Цымбурский В.Л. Общества: «Открытые» и «закрытые», Миф

и его рационализация // Космополис, Альманах, 1997, - М.: Полис, 1997. 68. Итальянские гуманисты ХУ в. о церкви и религии. М., 1963.

69.Кант И. Конец всего сущего 1794 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

70.Кант И. Метафизические начала учения оправе // Кант И. Соч. В 6-и т. Т.4. Ч.2. М., 1965.

71.Кант К Предполагаемое начало человеческой истории 1786 // Кант И. Соч.

В 6-и т. Т. 4. Ч 2. М. 1965.

72.Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.

73.Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976.

74.Кессиди Ф.Х. Этические сочинения Аристотеля // Аристотель. Соч. В 4-х т.

Т. 4. М., 1984.

75.Ключ к пониманию Священного Писания. Брюссель, 1982.

76.Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность. М., 1986. 77.Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

78.Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. М., 1998.

79.Койре А. От мира «приблизительности» к универсуму прецизионности // Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.

80.Коллингвуд р.Дж, Идея истории. Автобиография. М., 1980.

81.Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных

людей // Полис. 1993. N22.

82.Котляревский С.А. Марк Аврелий // Римские стоики. М., 1995.

83.Крылова С.Е. О политических взглядах Иоанна Солсберийского // Проблемы социальной истории и культуры средних веков: Межвузовский сборник. Л., 1987.

84. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.

85.Лабрюйер Жан де. Характеры, или Нравы нынешнего века. М.-Л., 1964. 86.Ле Гофф Ж Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

87.Лившиц Г.М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого

моря. Минск, 1967.

88.Локк Д. Два трактата о государственном правлении // Избр. произв. В 2-х т.

Т. 2. М., 1960.

89.Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977.

90.Лосев А.Ф. Поздние стоики // Римские стоики. М., 1995.

91.Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении

христианства; О светской власти. В какой мере ей следует повиноваться // Лютер М. Время молчания прошло: Избр. произв. 1520 - 1526 г. Харьков, 1992.

92. Мажуга В.И. Королевская власть и церковь во франкском государстве У! в. // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе СУ! - УН вв.). Л., 1990.

93.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. 94.Майоров Г.Г. Этика в Средние века. М., 1986. 95.Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996. 96. Макиавелли Н. История Флоренции. М., 1984. 97.Малашенко И.Е. Данте и Фома Аквинский: Два подхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1980. Ж 4.

98.Малашенко И.Е. Социально-философская концепция Данте и его полемика

с Августином // История зарубежной философии и современность. М., 1980.

99.Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление, М.,

1991.

100. Марк Туллий Цицерон, Диалоги. М., 1994.



101. Медведев И.П. Некоторые правовые аспекты византийской государственности // Полити:ческие структуры эпохи феодализма в Западной Европе

СУ! - УН вв.). Л., 1990.

102. Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

103. Мирзоев С.Б. Политическое учение Полибия. М., 1986.

104. Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избр. произв. В 2-х т, Т. 2.

М., 1960

105. Монтескье Ш. Персидские письма. М., 1956.

106. Наумов Е.П. Сословные монархии средневековой Европы в политической

концепции Данте // Дантовские чтения. М., 1979.

107. Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: история и современность.

М., 1974.

108. Нерсесянц В.С. Платон. М., 1984.

109. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979.

110. Нерсесянц В.С. Сократ. М.; 1977.

111. Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель // Ницше Ф. Полн, собр. соч. Т. 2.

М., 1909.

112. Пионтковский А.А. Теория права и государства Канта // Философия Кан

та и современность. М., 1974.

113: Платон. Апология Сократа // Платон. Собр. соч. В 4-х т. Т. 1. М., 1990. 114. ПЛатон. Государство // Платон. Соч. в 3-х т. Т. 3. Ч. 1. М., 197.

115. Плутарх. Соч. М., 1983.

116. Покровский Н.Е. Ранняя американская философия: Пуританизм. М., 1989. 117. Полибий. Всеобщая история. В 3-х т., 40 кн. Т. 1. СПб., 1994.

118. Попов Н.В. Личность и учение Блаженного Августина. Т. 1. Ч. 1 -2. Сер

гиев Посад, 1916.

119. Поснов М.З. История христианской церкви: (До разделения церквей

1054г.). Киев, 1991.

120. Рассел Б. История западной философии. Т. 1 - 2. М., 1993.

121. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.

Т. 2. Средневековье. СПб., 1994.

122. Решетников Ф.М. Беккариа. М., 1987.

123. Римские стоики: Сенека; Зпиктет; Марк Аврелий. М., 1995.

124. Родников К. Учение Блаженного Августина о взаимных отношениях ме

жду государством и церковью, Казань, 1897.

125. Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического

права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

126. Ротенбург В .И. Итальянский город от раннего средневековья до Возрож

дения. Л., 1987.

127. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: Страницы истории. М., 1987.

128. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Кемерово, 1986.

129. Словарь античности. М., 1992.

130. Словарь библейского богословия / Под ред. К.Леон-Дюфура и др. Брюс

сель, 1990.

131. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

132. Соловьев З.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М.,

1984.


133. Соловьев З.Ю. Политико-юридические завоевания Реформации

//Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

134. Соловьев З.Ю. Теория «общественного договора» и кантовское мораль

ное обоснование права // Философия Канта и современность. М., 1974.

135. Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Трактаты.

М., 1998.

136. Срединская Н.Б. Трактат Фомы Аквинского «О правлении государей» !!

Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (У! - УН

вв.). Л., 1990.

137. Средневековая Европа глазами современников и историков. В 5-и ч. М.,

1994.

138. Тагуэл С. Блаженство // Христианин. 1990. N2 1.



139. Тексты Кумрана / Пер. с древнееврейск. и арамейск., введение и коммен

тарии И.Д.Амусина. Вып. 1. М., 1971.

140. Темнов Е.И. Макиавелли - политический писатель // Макиавелли Н. Го

сударь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве.

М., 1996.

141. Трубецкой Е.Н. Политические идеалы Платона и Аристотеля и их все

мирно-историческое значение // Вопросы философии и психологии. 1890.

N25.


142. Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства

в V в. Ч. 1. М., 1892.

143. Уколова В.И. Философия истории Аврелия Августина // Религии мира.

1985. М., 1986,

144. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.

145. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

146. Федотов Г.П. Христианская трагедия // Христианин. 1991. N22.

147. Философия права Гегеля и современность. М., 1977.

148. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

149. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

150. Флавий Иосиф. Иудейские древности. СПб., 1900.

151. Фома Аквинский. О правлении государей / / Политические структуры

эпохи феодализма в Западной Европе (У! - XVII вв.). Л., 1990.

152. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.

153. Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие, М., 1993.

154. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие.

М., 1993.

155. Хейде Л. Осуществление свободы: Введение в гегелевскую философию

права. М., 1995.

156. Христианство: Энциклопедический словарь. Т. 1 - 3. М., 1993 - 1995. 157. Цицерон. Диалоги. М., 1994.

158. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

159. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991.

160. Честертон Г.К. Святой Фома Аквинский // Честертон Г.К. Вечный чело

век. М., 1991.

161. Четвернин В.А. Политическое учение бл. Августина (метод исследования,

основные идеи и их историческое движение) // Политико-правовые идеи

и институты в их историческом развитии. М., 1980.

162. Шпренгер Я., Инсисторис Г. Молот ведьм. М., 1990.

163. Штаерман Е.М. Социальные основы римской религии. М., 1987.

164. Щедровицкий Д. Библия в переводе Лютера // Христиании. 1991. N2 1. 165. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М.; Л.,1934.

166. Энгельс Ф. О первоначальном христианстве. М., 1962.

167. Энгельс Ф. Юридический социализм // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2

е. Т. 21.

168. Эразм Роттердамский. Оружиее христианского воина // Эразм Роттердам

ский. Философские произведения. М., 1987. 169. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990. 170. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографиче

ские очерки. М., 1995.

171. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической

науке. М., 1997.



Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля
Варианты контрольных работ для осуществления текущего контроля уровня знаний студентов (аттестации).
Вариант 1.

1. Политический идеал античности.

2. Ницше о государстве и праве.
Вариант 2.

1. Локк о разделении властей.

2. Эволюция отношения к власти в христианстве.
Вариант 3.

1. Теория «естественного права» в ИП и ПУ.

2. Политический идеал Н.Макиавелли.
Вариант 4.

1. Кант о морали и праве.

2. Теория «общественного договора» в ИП и ПУ.
Вариант 5.

1. Марксизм о государстве и праве.

2. Спиноза о свободе.
Вариант 6.

1. Политический идеал Нового времени.

2. Цицерон о государстве.


Итоговые тесты по дисциплине


  1   2   3   4