Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы связей с общественностью» Блок дисциплин б 1




страница1/3
Дата04.07.2017
Размер0.58 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра связей с общественностью и рекламы


УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой СОиР

___________________

«___» ________ 2011г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Дисциплины «Основы связей с общественностью»

Блок дисциплин Б 3. 1

Направление 031600 «Реклама и связи с общественностью»

Институт гуманитарных наук

Форма обучения дневная, заочная

Сыктывкар 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра связей с общественностью и рекламы


УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой СОиР

___________________

«___» ________ 2011г.

.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «Основы связей с общественностью»

Блок дисциплин Б 3. 1

Направление 031600 «Реклама и связи с общественностью»

Институт гуманитарных наук

Форма обучения дневная, заочная


дневная

заочная

Семестр 2

Семестр 1-2

Общая трудоемкость дисциплины – 4 зачетных единицы, 144 часа

Общая трудоемкость дисциплины – 4 зачетных единицы

В том числе:

Аудиторных – 54 часов, из них:

Лекционных – 36 час.

Практических - 18 час.

Самостоятельных – 41 час.

Контроль самостоятельной работы – 4 часа

Контроль – 2 контрольных работы

Итоговый контроль – экзамен



В том числе:

Аудиторных – часов, из них:

Лекционных – 10 час.

Практических - 4 час.

Самостоятельных – 157 час.

Контроль – контрольная работа (2 семестр)

Итоговый контроль – экзамен




Сыктывкар 2011

Лист согласования и утверждения рабочей программы
Авторы рабочей программы (УМК)
к.и.н., доцент Л.А.Максимова
Рабочая программа (УМК) составлена на основании ФГОС ВПО (СПО) и

учебного плана направления 031600 «Реклама и связи с общественностью»


Рабочая программа (УМК) рассмотрена и одобрена

На заседании кафедры связей с общественностью и рекламы

Протокол заседания №.1 от «20» сентября 2011 г.

Заведующий кафедрой СОиР _______________


Согласовано:

Председатель учебно-методической комиссии



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель курса:

Целью данного курса является получение студентами базовых представлений о видах, средствах, формах и методах коммуникаций в рыночной среде, роли связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике, важнейших этапах истории зарождения, становления и развития СО как профессии, науки и отрасли бизнеса, принципы построения организационных структур и распределения функций управления, формы участия персонала в управлении; принципы организации работы отделов интегрированных коммуникаций».


Программа дисциплины «Основы связей с общественностью (Часть 1)

рассчитана на студентов первого курса, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью». Лекционный курс основан на критическом обобщении и сравнительном анализе теоретических исследований и практических наработок российской и зарубежных (главным образом европейской и американской) профессиональных школ «паблик рилейшенз». Он носит проблемный и прикладной характер.

Связи с общественностью рассматриваются как самостоятельная профессиональная сфера деятельности, направленная на обеспечение эффективных и гармоничных связей между каким-либо институтом (государственным учреждением, коммерческой структурой, общественной организацией или движением, политической партией) и обществом в целом.



Задачи курса:

- изучение базовых основ связей с общественностью как науки, профессии и отрасли бизнеса;


- определение места и роли СО в современном мире;

- сравнительный анализ роли и функций «паблик рилейшенз» в коммерческих структурах, государственных учреждениях и общественно-политических организациях;


- рассмотрение взаимоотношений «паблик рилейшенз», маркетинга, рекламы и promotion в информационно-коммуникационном процессе;

- формирование представлений об информационных основах связей с общественностью;

- анализ известных применений ПР на практике.

Место в структуре ООП по направлению
Примерная программа дисциплины «Основы связей с общественностью» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 031600 «Реклама и связи с общественностью» по циклу «Профессиональный цикл» - базовая (общепрофессиональная) часть, модуль 2 – интегрированные коммуникации.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК - 3 готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе;

ОК - 4 способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (Раскрываются особенности деятельности ПР-специалиста, формируется представление о креативности профессии, как важнейшем качестве специалиста по СО)

ОК - 5 (часть2)

ОК - 8 осознавать социальную значимость своей профессии. Обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ПК - 1 способность осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных и коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта. (В ходе изучения дисциплины происходит знакомство студентов с профессиональными функциями специалиста по СО)

ПК - 2 Владение знаниями и навыками работы в пресс-центрах, пресс-службах. В отделах печати, СМИ, отделах по связям с общественностью, центрах общественных связей, отделах рекламы, в коммуникационных агентствах;

ПК - 3 (Часть2)

ПК - 6 (Часть 2)
(модуля)…(Данные из ФГОС по направлению подготовки)………………………………. .

Если в результате освоения дисциплины (модуля) формируется та или иная компетен­ция (-ции) целиком, то указывается название (-ния) соответствующей (-их) компетенции (-ий).

Если в результате освоения дисциплины (модуля) формируется только часть той или иной компетенции, то это указывается и дополнительно раскрываются компоненты фор­мируемой компетенции в виде знаний, умений, владений.
Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.



Расчёт: количество зачётных единиц по дисциплине (из учебного плана) умножается на 36.

Для заполнения календарно-тематического плана (количество часов лекций, семинаров, практических, форм промежуточного и итогового контроля по дисциплине и т.д.) используется учебный план по направлению подготовки.

Распределение тем лекций по часам.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов дневного отделения



№ п/п

Темы лекций

Кол-во час.

Знания, навыки и умения, приобретаемые студентами в ходе изучения дисциплины


Сам. работа/ практ.

зан.


41/18

1.

Введение. Роль СО в современном обществе

2

Студент должен знать:

- основные определения СО;

- экономические, политические, идеологические и социальные причины возникновения профессии и отрасли бизнеса «паблик рилейшнз».

- раскрыт роль СО в современном гражданском обществе и рыночной экономике.



Студент должен уметь:

- дать характеристику определения ПР в системе классификации определений;



Самостоятельная работа:

  • подготовка к семинарскому занятию 1;

  • выполнение контрольной работы;

подготовка к экзамену

4/2

2.


ПР как социальный феномен


4

Студент должен знать:

- содержание ПР деятельностьи;

- субъекты и объекты ПР;

- цели и функции СО;

- классификацию и основные направления услуг в области связей с общественностью;

- принципы СО;

- средства СО.

Студент должен уметь:

- находить различие между Пр-деятельностью и рекламой, пропагандой, маркетингом;

- определить результат ПР-деятельности.



Самостоятельная работа:

  • подготовка к семинарскому занятию 2;

  • выполнение контрольной работы;

  • подготовка доклада (см. темы практических занятий);

подготовка к экзамену.

4/2

3.

Современный специалист по СО


4

Студент должен знать:

- содержание ПР-деятельности как профессии;

- сущностные характеристики ПР-деятельности;

- профессионально-должностную специализацию в ПР-профессии;

- знать профессиональные требования к специалисту по СО.

Студент должен уметь:

- сформировать в себе профессионально-личностные качества специалиста по связям с общественностью;

- выполнять простейшие функции специалиста по СО;

- определять круг решаемых задач при выполнении конкретного ПР-задания.



Самостоятельная работа:

  • подготовка к семинарскому занятию 3;

  • выполнение контрольной работы;

- подготовка к экзамену.

2/2

4.

Информационные основы связей с общественностью


4

Студент должен знать:

- содержание ПР-деятельности как профессии;

- сущностные характеристики ПР-деятельности;

- профессионально-должностную специализацию в ПР-профессии;

- знать профессиональные требования к специалисту по СО.

Студент должен уметь:

- сформировать в себе профессионально-личностные качества специалиста по связям с общественностью;

- выполнять простейшие функции специалиста по СО;

- определять круг решаемых задач при выполнении конкретного ПР-задания.



Самостоятельная работа:

  • подготовка к семинарскому занятию 3;

  • выполнение контрольной работы;

- подготовка к экзамену.

3/0

5.

Наука пиарология


2

Студент должен знать:

- экономические, политические, идеологические и социальные причины возникновения и развития науки ПР;

- истоки пиарологии;

- базисные науки пиарологии.

Студент должен уметь:

- выявить взаимосвязь пиарологии с другими науками.

Самостоятельная работа:


  • подготовка к семинарскому занятию 4;

  • выполнение контрольной работы;

  • подготовка к экзамену.

3\2

6.

Организационное построение структур в «паблик рилейшнз


2

Студент должен знать:

- функции отделов по СО в государственных организациях и учреждениях, общественных объединениях, коммерческих структурах, политических партиях;

- структуру типового ПР-агентства;



Студент должен уметь:

- определить тип ПР-структуры.

Самостоятельная работа:

  • подготовка к семинарскому занятию 5;

  • выполнение контрольной работы;

  • подготовка доклада по теме семинара;

  • подготовка к экзамену.

4/2

7.

ПР и психология масс


4

Студент должен знать:

- историю появления учения о массовом сознания;

- идеи основных ученых в области психологии массового сознания.



Студент должен уметь:

- находить информацию в поисковых системах по теме психологии массового сознания

Самостоятельная работа:

  • подготовка к семинарскому занятию 8;

  • выполнение контрольной работы;

  • работа с контрольным тестом по теме семинара.

  • Подготовка к экзамену

4/0

8.

Общественность в сфере ПР



4

Студент должен знать:

- понятие общественности в сфере СО;

- классификацию групп общественности;

- знать закономерности функционирования групп общественности.

Студент должен уметь:

- выделять целевые и приоритетные группы общественности;

Применять на практике алгоритм работы пиармена с группами общественности.



Самостоятельная работа:

  • подготовка к семинарскому занятию 7;

  • выполнение контрольной работы;

  • работа с контрольным тестом по теме семинара;

подготовка к экзамену.



4/4

9.

Коммуникации в ПР и принципы их функционирования


4

Студент должен знать:

- понятие коммуникации;

- соотношение коммуникации и информации;

- способы передачи информации;

- модели коммуникаций, существующие в науке.


Студент должен уметь:

- дать оценку успешности коммуникации в ПР.

Самостоятельная работа:

  • выполнение контрольной работы;

  • чтение основной и дополнительной литературы по теме лекции (см. список);

  • Работа с кейсом примеров «Виды медиатированных коммуникаций»

  • подготовка к экзамену

3/2

10.

Взаимодействие служб ПР с информационными агентствами, редакциями газет и журналов

2

Студент должен знать:

- способы передачи информации для СМИ;

- способы получения информации СМИ;

- требования СМИ к ПР-материалам;

- медиатированные коммуникации, используемые в СМИ.



Студент должен уметь:

- составлять простейшие тексты ПР-жанров.

Самостоятельная работа:

  • выполнение контрольной работы;

  • подготовка к экзамену;

  • работа с кейсом «Примеры эффективности и успешности ПР».

4/0

11.

Международные «паблик рилейшнз»


2

Студент должен знать:

- главные международные и национальные профессиональные объединения специалистов по связям с общественностью;

- главные российские и международные профессиональные издания в области СО.



Студент должен уметь:

- Пользоваться справочными и информационными ПР-службами: Lexis-Nexis, PR Newswire, RPRG, What Papers Say. Самостоятельная работа:

  • подготовка к семинарскому занятию 9;

  • выполнение контрольной работы;

  • подготовка к экзамену.

4/0

12.

Этика и профессиональные стандарты в СО

2

Студент должен знать:

- профессиональные стандарты в СО;

- виды Кодексов профессионального поведения ПР-специалиста;

- декларацию этических принципов РАСО.

Студент должен уметь:

- определить случаи неэтичного поведения ПР-специалистов на практике;

- руководствоваться профессиональными и этическими принципами в ПР-деятельности.

Самостоятельная работа:


  • подготовка к семинарскому занятию 9;

  • выполнение контрольной работы;

подготовка к экзамену.



4/2



















Всего:

36 часов




41/

18

















Распределение тем лекций по часам.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочного отделения



№№

Темы лекций

Кол-во час.

Знания, навыки и умения, приобретаемые студентами в ходе изучения дисциплины


Сам. работа/ практ. зан.

157/4


1.

Введение. Роль СО в современном обществе

2

Студент должен знать:

- основные определения СО;

- экономические, политические, идеологические и социальные причины возникновения профессии и отрасли бизнеса «паблик рилейшнз».

- раскрыт роль СО в современном гражданском обществе и рыночной экономике.



Студент должен уметь:

- дать характеристику определения ПР в системе классификации определений;



Самостоятельная работа:

  • подготовка к семинарскому занятию 1;

  • выполнение контрольной работы;

подготовка к экзамену

7/2

2.


ПР как социальный феномен


1

Студент должен знать:

- содержание ПР деятельностьи;

- субъекты и объекты ПР;

- цели и функции СО;

- классификацию и основные направления услуг в области связей с общественностью;

- принципы СО;

- средства СО.

Студент должен уметь:

- находить различие между Пр-деятельностью и рекламой, пропагандой, маркетингом;

- определить результат ПР-деятельности.



Самостоятельная работа:

  • подготовка к семинарскому занятию 1;

  • выполнение контрольной работы;

  • подготовка доклада (см. темы практических занятий);

подготовка к экзамену.

10/0

3.

Современный специалист по СО


1

Студент должен знать:

- содержание ПР-деятельности как профессии;

- сущностные характеристики ПР-деятельности;

- профессионально-должностную специализацию в ПР-профессии;

- знать профессиональные требования к специалисту по СО.

Студент должен уметь:

- сформировать в себе профессионально-личностные качества специалиста по связям с общественностью;

- выполнять простейшие функции специалиста по СО;

- определять круг решаемых задач при выполнении конкретного ПР-задания.



Самостоятельная работа:

  • подготовка к семинарскому занятию 1;

  • выполнение контрольной работы;

- подготовка к экзамену.

10/0

4.

Информационные основы связей с общественностью


2

Студент должен знать:

- содержание ПР-деятельности как профессии;

- сущностные характеристики ПР-деятельности;

- профессионально-должностную специализацию в ПР-профессии;

- знать профессиональные требования к специалисту по СО.

Студент должен уметь:

- сформировать в себе профессионально-личностные качества специалиста по связям с общественностью;

- выполнять простейшие функции специалиста по СО;

- определять круг решаемых задач при выполнении конкретного ПР-задания.



Самостоятельная работа:

  • подготовка к семинарскому занятию 2;

  • выполнение контрольной работы;

- подготовка к экзамену.

10/1

5.

Наука пиарология


0

Студент должен знать:

- экономические, политические, идеологические и социальные причины возникновения и развития науки ПР;

- истоки пиарологии;

- базисные науки пиарологии.

Студент должен уметь:

- выявить взаимосвязь пиарологии с другими науками.

Самостоятельная работа:


  • подготовка к семинарскому занятию 2;

  • выполнение контрольной работы;

  • подготовка к экзамену.

10\0

6.

Организационное построение структур в «паблик рилейшнз


2

Студент должен знать:

- функции отделов по СО в государственных организациях и учреждениях, общественных объединениях, коммерческих структурах, политических партиях;

- структуру типового ПР-агентства;



Студент должен уметь:

- определить тип ПР-структуры.

Самостоятельная работа:

  • подготовка к семинарскому занятию 2;

  • выполнение контрольной работы;

  • подготовка доклада по теме семинара;

  • подготовка к экзамену.

10/1

7.

ПР и психология масс


0

Студент должен знать:

- историю появления учения о массовом сознания;

- идеи основных ученых в области психологии массового сознания.



Студент должен уметь:

- находить информацию в поисковых системах по теме психологии массового сознания

Самостоятельная работа:

  • выполнение контрольной работы;

  • работа с контрольным тестом по теме семинара.

  • Подготовка к экзамену

20/0

8.

Общественность в сфере ПР



2

Студент должен знать:

- понятие общественности в сфере СО;

- классификацию групп общественности;

- знать закономерности функционирования групп общественности.

Студент должен уметь:

- выделять целевые и приоритетные группы общественности;

Применять на практике алгоритм работы пиармена с группами общественности.



Самостоятельная работа:

  • подготовка к семинарскому занятию 2;

  • выполнение контрольной работы;

  • работа с контрольным тестом по теме семинара;

подготовка к экзамену.



20/0

9.

Коммуникации в ПР и принципы их функционирования


0

Студент должен знать:

- понятие коммуникации;

- соотношение коммуникации и информации;

- способы передачи информации;

- модели коммуникаций, существующие в науке.


Студент должен уметь:

- дать оценку успешности коммуникации в ПР.

Самостоятельная работа:

  • выполнение контрольной работы;

  • чтение основной и дополнительной литературы по теме лекции (см. список);

  • Работа с кейсом примеров «Виды медиатированных коммуникаций»

  • подготовка к экзамену

10/0

10.

Взаимодействие служб ПР с информационными агентствами, редакциями газет и журналов

0

Студент должен знать:

- способы передачи информации для СМИ;

- способы получения информации СМИ;

- требования СМИ к ПР-материалам;

- медиатированные коммуникации, используемые в СМИ.



Студент должен уметь:

- составлять простейшие тексты ПР-жанров.

Самостоятельная работа:

  • выполнение контрольной работы;

  • подготовка к экзамену;

  • работа с кейсом «Примеры эффективности и успешности ПР».

20/0

11.

Международные «паблик рилейшнз»


0

Студент должен знать:

- главные международные и национальные профессиональные объединения специалистов по связям с общественностью;

- главные российские и международные профессиональные издания в области СО.



Студент должен уметь:

- Пользоваться справочными и информационными ПР-службами: Lexis-Nexis, PR Newswire, RPRG, What Papers Say. Самостоятельная работа:

  • выполнение контрольной работы;

  • подготовка к экзамену.

20/0

12.

Этика и профессиональные стандарты в СО

0

Студент должен знать:

- профессиональные стандарты в СО;

- виды Кодексов профессионального поведения ПР-специалиста;

- декларацию этических принципов РАСО.

Студент должен уметь:

- определить случаи неэтичного поведения ПР-специалистов на практике;

- руководствоваться профессиональными и этическими принципами в ПР-деятельности.

Самостоятельная работа:


  • подготовка к семинарскому занятию 2;

  • выполнение контрольной работы;

подготовка к экзамену.



10/0



















Всего:

36 часов




157/

4




















  1. Образовательные технологии.

В ходе изучения курса предусматривается чтение лекций, проведение практических занятий. Студентам предлагается программа курса и планы проведения практических занятий, в ходе которых будут применяться ролевые игры, проектирование, работа в командах по выполнению задания, встречи с ПР-практиками, анализ конкретных ситуаций, работа с кейсами заданий. «Основы связей с общественностью. Часть 1»
Программа курса


Роль СО в современном обществ

СО: многообразие определений и понятий. Экономические, политические, идеологические и социальные причины возникновения и развития науки, профессии и отрасли бизнеса «паблик рилейшнз».


Роль СО в современном гражданском обществе и рыночной экономике.


ПР как социальный феномен
Определения паблик рилейшнз. ПР как деятельность: субъекты и объекты ПР. Цели и функции СО. Соотношение понятий и функций: СО и реклама, СО и пропаганда, СО и маркетинг, СО и паблисити. Средства и результат ПР.

Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью. Принципы СО.




Современный специалист по СО
ПР: деятельность и профессия. Сущностные характеристики ПР-деятельности. Содержание ПР-профессии. Профессионально-должностная специализация в ПР-профессии. Профессионально-личностные качества специалиста по связям с общественностью


Общая характеристика функций специалиста по СО, его статус в компании, круг решаемых задач.

Профессиональные требования к специалисту по СО и профессиональные стандарты в России и за рубежом. Сертификация и лицензирование в «public relations».


Информационные основы связей с общественностью
Социальная информация и связи с общественностью. Понятие информации и социальной информации. Требования, предъявляемые для социальной информации. Характеристика источников социальной информации. Документ как источник социальной информации. Человек как источник социальной информации. Предметно-вещественная среда как источник информации. Прочие источники социальной информации.

Каналы информации и их особенности.

Работа с информацией в журналистике, рекламе и связях с общественностью.
Наука пиарология
История становления науки о СО. Предмет, задачи и методы науки о связях с общественностью. Пиарология в системе других наук.
Организационное построение структур в «паблик рилейшнз

Функции отделов по СО в государственных организациях и учреждениях, общественных объединениях, коммерческих структурах, политических партиях.


Структура типового ПР-агентства.


Основные организационные структуры в СО: независимый консультант-эксперт, отдел по СО в корпорации, агентство по СО, консультационная фирма по СО, ТНК по СО.


Общественность в сфере ПР
Понятие общественности в сфере СО. Классификация групп общественности. Целевые и приоритетные группы общественности. Закономерности функционирования групп общественности. Алгоритм работы пиармена с группами общественности
ПР и психология масс
Появление темы массового сознания в философии. Г.Лебон о «толпе» и «массе». С.Московичи об идеях Г.Лебона. Приемы воздействия на массы по С.Московичи. Методы и приемы воздействия в ПР.
Коммуникации в ПР и принципы их функционирования
Понятие коммуникации. Соотношение коммуникации и информации. Способы передачи информации. Оценка успешности коммуникации в ПР. Модели коммуникаций. Система связи по К.Шеннону. Классификация коммуникаций. Замкнутый цикл обращения с информацией в ПР. Идеальная схема коммуникации. Схема развитой коммуникации.

Этика и профессиональные стандарты в СО

Этика и профессиональные стандарты в СО. Виды Кодексов профессионального поведения ПР-специалиста: Афинский и Лиссабонский кодексы, Кодекс профессиональных стандартов PRSA, Декларация этических принципов РАСО.


Сертификация и лицензирование профессионалов в СО.

Особенности профессиональной подготовки специалистов в США. Европе и России.




Международные «паблик рилейшенз

Главные международные и национальные профессиональные объединения специалистов по связям с общественностью: IPRA, CERP, IABC, IPR, PRSA, РАСО, Гильдия пресс-секретарей и работников по связям с общественностью. Крупнейшие международные агентства и сети ПР-агентств. ПР-образование в Европе и США.


Главные российские и международные профессиональные издания в области СО: PR News, Jack O’Dwyer’s Newsletter, PR Journal, Советник.


«Паблик рилейшнз» во всемирной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ. Справочные и информационные ПР-службы: Lexis-Nexis, PR Newswire, RPRG, What Papers Say.


Основные профессиональные термины и понятия

Взаимодействие служб ПР с информационными агентствами, редакциями газет и журналов
Способы передачи информации для СМИ. Способы получения информации СМИ. Требования СМИ к ПР-материалам. Медиатированные коммуникации, используемые в СМИ.

Курс «Основы связей с общественностью». Часть 1.
Профессиональная терминология специалиста по СО
Аудиовизуальные материалы - слайды, фильмы, видеокассеты, лазерные диски и другие носители, на которых содержится информация, касающаяся компании (записи пресс-конференций, специальных событий и др.)
Базисный материал для формы «Вопрос-ответ» (англ. Standby statements) - вопросник для описания ситуации, позиции организации по поводу какого-либо события; готовится заранее, перед тем, как представитель организации будет отвечать на вопросы журналиста.
Беседа - обмен мнениями между представителями организации и СМИ по поводу интересующих общественность вопросов.
Биография - опорная фактическая информация о конкретном человеке.
Беседа - презентация, показ (англ. talk shows) - выступление на радио, телевидении представителя компании, сообщающего о каком-то проекте, программе, услуге, изделии.
Брифинг (англ. briefing) - встреча «лицом к лицу». Журналисты слушают выступающего или выступающих по вопросу, который представлен в бэкграундере. Краткая, сжатая во времени инструктивная встреча журналистов с руководством коммерческой фирмы или компании в присутствии органов государственной и законодательной власти.
Брошюра - печатное издание небольшого объема, содержащее краткую информацию об основных направлениях деятельности организации.
Бэкграундер (англ. backgrounder) - компиляция на какую-то определенную тему, составленная по имеющимся новостям, техническим текстам, сообщениям, отчетам. Предназначена для донесения предлагаемых сведений до общественности. Это информация текущего, событийного характера, не являющаяся сенсацией.
Видеоньюз-релиз - видеоновость длительностью 30-120секунд.
Видеопресс-релиз — отснятые информационные блоки о работе компании, которые предлагают телевидению.
Вопрос-ответ (Qs and As) — проект возможных вопросов журналиста, посвященных какой-то ситуации, и ответов на них представителя организации.
Выставки, ярмарки - средства РК, используемые для представления продукции или деятельности организации.
Выступление — одна из разновидностей статьи для прессы, сообщения на телевидении или радио представителя организации.
Газетно-журнальные статьи — статьи о компании, о ее товарах (услугах), событиях.

Годовой отчет — брошюра или проспект с информацией об успехах фирмы; содержит обращение к клиентам, описание компании, письмо к акционерам, финансовый обзор, его объяснения и анализ, обсуждение задач менеджмента и маркетинга, иллюстрации (графики, фотографии).

Горячая линия - специально созданная для кризисной ситуации телефонная линия, по которой могут быть установлены связи с людьми, обеспокоенными возникшей ситуацией. Номера телефонов горячей линии указываются во всех сообщениях для СМИ, выпускаемых организацией в кризисной ситуации, а также в сообщениях, размещаемых в сети Интернет.
Дайджест - собранная по публикациям информация о компании, может быть представлена в виде брошюры.
День открытых дверей - презентация проекта для привлечения к нему внимания общественности, с участием представителей различных подразделений фирмы. Организуется с целью представить фирму, ответить на различные вопросы о ее работе, которые могут возникать у общественности.
Заказное интервью — интервью на заданную тему для показа лица (организации) в определенном ракурсе, демонстрации четких политических или экономических принципов; сопровождается броским заголовком.
Заявление для СМИ - краткий и недвусмысленный документ, призванный объявить или объяснить позицию одной или нескольких организаций по какому-либо вопросу.
Интервью (англ.interview) - беседа, предназначенная для опубликования в прессе, передачи по радио или телевидению. Изложение фактов или высказывание о событиях ведется от имени человека, которого интервьюируют, а не от лица журналиста. Ценно мнения-ми, основанными на глубокой осведомленности, и личной привлекательностью для читателей лица или лиц, имеющих к поставленным вопросам самое близкое отношение. Формы интервью: интервью-монолог — интервьюируемому задается один важный вопрос, на который он отвечает; интервью-диалог - беседа в вопросах и ответах; коллективное интервью - свое мнение излагают несколько человек; интервью-зарисовка - журналист не только задает вопросы, но и высказывает свое мнение; анкетирование - для выяснения мнений больших групп людей.
Интернет-брифинги (англ. chat rooms) - беседы-презентации, обмен мнениями с помощью электронных и (или) интернет-возможностей.
Интернет-страница (англ. web-site) - страница в сети Интернет с зарегистрированным адресом организации и выделенным объемом для размещения информации.
Кейс-история (англ.case history) — случай-история о благоприятном использовании потребителем продукта или услуги компании и (или) о разрешении проблемной ситуации с увлекательным, необычным сюжетом. Иногда бывают истории и негативного содержания. Их общая задача — сформировать у потребителя необходимое решение — выбрать те или иные услуги или продукцию компании, или отказаться от них.
Колонка «Мнение» в прессе (англ. ор-ed piece) - место на газетной или журнальной полосе, где предлагается чья-либо точка зрения на предмет, который обсуждается в текущем номере. Такие материалы размером до 750 слов могут выходить ежедневно.

Комментарий — компетентное, требующее специальных знаний толкование общественно-экономического явления или группы фактов и документальных данных, объединенных тематическими, хронологическими, правовыми и временными рамками. Одна из разновидностей статьи.
Конференция - мероприятие, ориентированное непосредственно на целевые аудитории. Специально для прессы не предназначено, но не исключает ее приглашения и присутствия. Проводится для обсуждения действий или вопросов, представляющих взаимный интерес собравшихся.
Корреспонденция - сообщение фактов, сопровождаемое их анализом и обобщением. Такого рода материал часто публикуется под рубрикой «Пресс-конференция». Содержит информацию в виде обзора новостей, сообщенных журналистам представителями компании на пресс-конференции. В материале используется прямая речь представителей компании.
«Круглый стол» - встреча представителей организаций, задействованных в одной сфере деятельности, для обсуждения какого-то заранее поставленного вопроса и доведения точки зрения на этот вопрос до общественности. На проведение «круглого стола» приглашаются журналисты.
Листок (листки) новостей, внутренние газеты — внутреннее корпоративное издание. Могут размножаться типографским методом, а также с помощью малых форм печати.
Логотип - надпись с наименованием организации, также может включать графический рисунок.
Медиакарта (пресс-карта) - систематизированные и постоянно обновляемые сведения о СМИ.
Медиакит (англ.media-kit) - комплект информационных материалов для распространения в процессе подготовки и проведения новостных событий.
Медиатированная коммуникация (медиарилейшнз, пресс-релейшнз) — информационное сообщение, осуществляемое в сфере РК. с помощью средств массовой информации.
Мониторинг СМИ - отслеживание содержания массовых коммуникаций по ряду вопросов, в том числе о своей компании, публикаций в прессе.

Новостная статья (англ.news features ) — материал, содержащий реальное событие в обычной жизни. Оформлен в виде короткой статьи об аспектах бизнеса организации, ее услуг.
Новостной пресс-релиз - материал для распространения в процессе подготовки и проведения новостных событий; сообщение, содержащее важную новость или полезную для широкой аудитории информацию. Распространяется в ходе пресс-конференции.
Ньюз-конференции (англ. news conference) - конференции, специально подготовленные для передачи новости.
Ньюзмейкер — лицо, выступающее на пресс-конференции, брифинге от имени организации.

Обзор (англ.round-up article) — готовый материал для непосредственной публикации в СМИ, содержащий сведения об экономическом состоянии отдельных отраслей либо обобщающий отраслевой опыт нескольких компаний или фирм, деятельности правительства, органов власти в различных регионах и т.п.
Обзор прессы — обобщающая информация (о компании и ее конкурентах), представленная в СМИ за определенный период времени.
Общение по телефону — одна из форм публичных выступлений, осуществляется по специально подготовленному сценарию (плану телефонного общения).
Объявление общественных служб, социальная реклама — тексты, подготовленные в стиле рекламного сообщения. Конкретны и убедительны. Направлены на изменение отношения общества и государства к социально значимым вопросам.
Опровержение - реакция СМИ на тот или иной опубликованный материал, носящий предвзятый или неточный характер; отклик на ту или иную публикацию; высказывание мнения.
Оценка деятельности прессы - обзор опубликованных и печати материалов, которые прямо или косвенно затрагивают интересы организации.
Паблисити (англ.publicity) - известность, популярность.
Памятка («досье» для СМИ) — информация, распространяемая на пресс-конференциях или непосредственно после нее, в которой содержатся, в частности, выводы из речей руководителей на пресс-конференции.
Письмо в редакцию — публикации в колонках «Редакционная почта» СМИ. Может содержать комментарий на тему, представляющую общий или сугубо личный интерес; быть продолжением предыдущей переписки; содержать комментарий или частное мнение по поводу ранее опубликованного материала.
Письмо редактору - выступление организации по поводу общих или частных материалов, публикуемых изданием. Нет гарантии, что будет опубликовано, но предполагается, что может изменить точку зрения редакции на затрагиваемую проблему. Материал для рубрики «Редакционная почта».
Плакат — иллюстративный материал, представляющий положительные моменты деятельности фирмы: безопасность, надежность, профессионализм, порядочность.
Презентация - представление «материализованной информации» в виде нового продукта, услуги. Организуется не только для журналистов, но и для потенциальных потребителей, покупателей, инвесторов, партнеров, влиятельных госслужащих. Состоит из приглашения и встречи, пресс-конференции, собственно неформального общения, сопровождения, общения, прощания.
Пресс-клиппинг - материал с анализом вышедших в СМИ материалов, посвященных определенной теме (теме пресс-конференции).
Пресс-конференция — мероприятие, предусматривающее распространение (передачу) информации прессе. Проводится только тогда, когда необходимо продемонстрировать какие-то образцы и предметы или когда следует представить на рассмотрение важную тему, по поводу которой у присутствующих журналистов могут возникнуть вопросы.
Пресс-тур - посещение объекта журналистами, организованная для журналистов акция, сопровождаемая культурной программой.
Приложение — специальный выпуск периодического издания, содержащий тематические материалы, в том числе о работе компаний отрасли.
Прямая рассылка - рассылка информации, проспектов, плакатов, писем, телеграмм непосредственно в адрес потребителей, клиентов, представителей госучреждений.
Специалист по РR — специалист, осуществляющий деятельность по связям с общественностью в организации.
Специальные события (англ. special events) — мероприятия, проводимые компанией для привлечения внимания общественности к своей деятельности и продуктам. Предполагается освещение их в СМИ.
Спонсоринг — подбор или организация события (или иного объекта спонсирования), ведение и контроль события, а также ведение и/или контроль РR и рекламной кампании, обеспечивающие гарантию выполнения проекта с учетом интересов спонсора.
Спонсорство — современная форма покровительства. Один из видов предпринимательской деятельности, основная цель которой заключается в действиях на благо как самого спонсора, так и получателя его помощи.
Спутниковые медиатуры - конференции с участием отдельных лиц, которые проводятся с помощью спутниковой связи.
Статья - материал, отражающий, исследующий один или несколько вопросов, какую-то проблему, анализирующий ситуацию. В зависимости от поставленных задач бывает обзорной, ситуативной, проблемной, рекламной, а в зависимости от формы — экспертной, программной.
Факт-лист (англ. fact sheet) — краткий документ, отражающий профиль организации, сжатую характеристику должностного лица или события. Выполняется в форме необходимого дополнения к бэкграундерам, пресс-релизам и служит редактору дополнительным справочным источником материалов для статей.
Фактологическая информация — информационный материал, предназначенный для обнародования каких-то сведений, чаще всего официальных. В нем присутствуют цифры, сводные данные.
Фанд-рейзинг — целенаправленный систематический поиск спонсорских (или иных) средств для выполнения тех или иных проектов (программ акций) и /или поддержки тех или иных институтов. Может осуществляться в виде бизнеса, благотворительной и спонсорской деятельности.
Фирменный стиль — использование единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех форм рекламы (в печати, на радио, телевидении, в наружном варианте), деловых бумаг, технической и других видов документации, упаковки продукции, офиса, одежды сотрудников и других компонентов, которые имеют отношение к проекту.
Хроника — информационный материал, в котором поэтапно в «разрезе» временного периода описывается развитие какого-то события или явления.
Художественно-публицистическая статья — как вид медиатированных коммуникаций сочетает возможности художественно-публицистических и аналитических жанров журналистики. Это сложный аналитический материал, «скрываемый» под оболочкой художественно-публицистического текста.
Целевая аудитория - общественные круги (социальные, профессиональные, возрастные и иные общественные группы), для которых в первую очередь предназначается информация о компании и реакция которых планируется в целях получения необходимого резонанса или эффективности от РR.
Эффективность коммуникаций - достижение результативности использования коммуникаций (СМИ, медиатированных коммуникаций) при решении задач РR.



  1. Самостоятельная работа студентов

заключается в подготовке к практическим занятиям, в подготовке контрольной работы, в чтении основной и дополнительной литературы, работа с профессиональными интернет порталами. Для студентов разработаны вопросы для самостоятельного контроля знаний по курсу.
Семинарские занятия по курсу «Основы связей с общественностью» Часть1.

Для студентов дневного отделения
Занятие 1 (2 часа)

Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «Паблик рилейшнз».

  2. Социальные, экономические и политические причины возникновения и развития связей с общественностью.

  3. Связи с общественностью как профессия

  4. Связи с общественностью как отрасль бизнеса

  5. Сферы функционирования связей с общественностью в современном обществе


Литература:

  1. Емельянов С.М. Теория и практика СО. Вводный курс. М: - «Питер», 2006.

  2. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов на Дону: - Феникс, 1998.

  3. Катлип С.М., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика: Учебное пособие. М.: -Вильямс, 2000.

  4. Чумиков А.Н., БочаровМ.П., Связи с общественностью теория и практика: Учебное пособие. М.: - Дело, 2007.


Занятие 2 (2 часа)

PR как социальный феномен
Вопросы для обсуждения:

1. Определения паблик рилейшнз

2. Паблик рилейшнз как деятельность: субъекты ПР

3. Паблик рилейшнз как деятельность: объекты ПР

4. Цель и функции ПР.

5. Средства и результат ПР

6. Паблик рилейшнз и другие виды коммуникативной деятельности


Каталог: upload -> кафедра%20связи%20с%20общественностью
upload -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
upload -> Урок: Ледовое побоище (6 класс)
upload -> Александр невский в русской дореволюционной историографии
upload -> «Тосненские генералы -герои Отечественной войны 1812 года»
upload -> Г. С. Гадалова ангел–хранитель Тверского княжеского двора: Софья Ярославна княжна Тверская
upload -> Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах
upload -> Диалог культурных традиций в поэтическом мире и. А. Бродского
кафедра%20связи%20с%20общественностью -> Рабочая учебная программа дисциплины
кафедра%20связи%20с%20общественностью -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы интегрированных коммуникаций рекламы и связей с общественностью» Блок дисциплин опд, дс
  1   2   3