Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебнаяпрограмм а




страница1/4
Дата15.06.2018
Размер0.63 Mb.
  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н.А Добролюбова”



У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А

Дисциплина: ОПД.Ф.03.2. История зарубежной литературы

Специальность: 031001.65 – Филология

Квалификация: Филолог, преподаватель

Нижний Новгород

2010


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. В области обучения ЦЕЛЬ изучения дисциплины: дать целостное представление о развитии западноевропейской и американской литературы от античного периода до новейшего времени в контексте мировой культуры и во взаимосвязях с развитием русской литературы.

    2. ЗАДАЧИ изучения дисциплины: основательно ознакомиться с важнейшими тенденциями и явлениями литературы различных культурных эпох в области поэзии, драматургии и прозы (художественной и художественно-публицистической);

  • проанализировать важнейшие теоретические проблемы становления и развития литературы в ее национально-специфических формах;

  • выработать навыки анализа художественного текста с учетом жанровой разновидности, стилевых особенностей, общекультурного и исторического контекста, общих положений теории художественного перевода;

    1. В области воспитания ОБЩИМИ ЦЕЛЯМИ являются: гражданственность, толерантность, коммуникативность, организованность, трудолюбие, ответственность, повышение общей культуры обучающихся.




  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

А) социально-личностные и общекультурные компетенции:



  • умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей;

  • способность к самообразованию и постоянному совершенствованию в профессиональной деятельности;

  • владение наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач;

  • готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

  • способность понимать движущие силы и закономерности исторического культурного процесса;

  • овладение навыками сициокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов;

  • осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;

  • умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции.

Б) общенаучные компетенции:



  • умение использовать в профессиональной деятельности понятийный аппарат методологии литературоведческой науки;

  • умение творчески использовать теоретические положения фундаментальных положений литературоведения для решения практических и профессиональных задач;

  • умение структурировать знания из различных областей профессиональной деятельности и способность творчески использовать знания для их приращения в ходе решения профессиональных задач;

  • владение основами современной информационной библиографической культуры.

В) общепрофессиональные, литературоведческие компетенции:

  • умение проводить историколитературоведческий анализ текста/ дискурса с учетом специфики литературных, лингвистических и национально-культурологических характеристик;

  • владение навыками анализа структурной и смысловой архитектоники оригинального и переводного текста в целом и на уровне его микроструктур;

  • умение идентифицировать жанровую и стилевую специфику произведений зарубежных писателей в контексте их творческой биографии, использования художественного метода, принадлежности к художественному направлению и стилю определенной эпохи;

  • умение анализировать текст оригинала и его переводов на русский язык с учетом ведущих положений теории перевода и истории восприятия творчества конкретного автора в отечественной культуре.

Г) социолингвистические и прагматические компетенции:

  • владение знанием концептуальной и языковой картины мира носителя иноязычной культуры представителя зарубежной литературы;

  • умение использовать потенциал языка литературы для достижения коммуникативных целей и желаемого воздействия в преподавательской и переводческой практике.


  1. ОБЪЕМ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общий объем дисциплины по учебному плану – 584 ч.

Аудиторные занятия – 242 ч.

Лекции – 190 ч.

Семинары – 52 ч.

Самостоятельная работа – 342 ч.

Контроль – зачет, экзамен (по разделам).

3.1. Античная литература




Общий объем дисциплины по учебному плану

100

Аудиторных занятия

40

Лекции

30

Семинары

10

Самостоятельная работа

60

Контроль (зачет, экзамен)

экзамен

3.2. зарубежная литература средних веков и возрождения




Общий объем дисциплины по учебному плану

80

Аудиторных занятия

30

Лекции

24

Семинары

6

Самостоятельная работа

50

Контроль (зачет, экзамен)

зачет

3.3. ЗАРУбежная литература ХVII – ХVIII веков




Общий объем дисциплины по учебному плану

84

Аудиторных занятия

32

Лекции

24

Семинары

8

Самостоятельная работа

52

Контроль (зачет, экзамен)

зачет

3.4. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА




Общий объем дисциплины по учебному плану

80

Аудиторных занятия

30

Лекции

24

Семинары

6

Самостоятельная работа

50

Контроль (зачет, экзамен)

экзамен

3.5. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА




Общий объем дисциплины по учебному плану

84

Аудиторных занятия

32

Лекции

26

Семинары

6

Самостоятельная работа

52

Контроль (зачет, экзамен)

экзамен

3.6. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА конца XIX-начала XX века


Общий объем дисциплины по учебному плану

56

Аудиторных занятия

28

Лекции

22

Семинары

6

Самостоятельная работа

28

Контроль

зачет

3.7. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА




Общий объем дисциплины по учебному плану

52

Аудиторных занятия

26

Лекции

20

Семинары

6

Самостоятельная работа

26

Контроль

зачет

3.8. зарубежная литература второй половины ХХ века




Общий объем дисциплины по учебному плану

48

Аудиторных занятия

24

Лекции

20

Семинары

4

Самостоятельная работа

24

Контроль (зачет, экзамен)

экзамен


  1. ВИДЫ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ




    1. Курсовая работа- тематика в соответствии с содержанием изучаемого раздела - 4, 6, 8 семестры. Студент имеет право выбрать любую тему из числа тем, предложенных кафедрой по истории и теории зарубежной литературы. Вид контроля – дифференцированный зачет.



    1. Дипломная работа – тематика в соответствии с содержанием изучаемых разделов истории и теории литературы. Вид контроля – доклад на научной студенческой конференции, преддипломная защита на кафедре зарубежной литературы и ТМК, защита ВКР. Дипломная работа выполняется в течение пятого года обучения. Тема выбирается из числа тем предложенных кафедрой и утвержденных ученым советом факультета в сентябре.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


5.1. «Античная литература»
5.1.1. ЛЕКЦИИ

  1. Периодизация античной литературы. Архаический, классический, эллинистический периоды. Понятие о мифе. Античный миф в литературе и искусстве. Космогония в греческой мифологии. Происхождение мира и богов. Темные боги. Боги Олимпийцы. Их римские двойники. Превращение мира из Хаоса в Космос. Аид и царство мертвых. Посейдон и божества моря.

  2. Происхождение людей. Появление героев. Крупнейшие герои греческой мифологии. Геракл и его 12 подвигов. Персей. Сизиф. Тантал. Тезей и цикл об аргонавтах. Фиванский и троянский циклы.

  3. Понятие о героическом эпосе. Его основные жанровые доминанты. Илиада как образец древнегреческого героического эпоса. Сочетание исторической информации и вымысла. Герои Илиады. Неспешность эпического времени в поэме. Приемы ретардации. Особый приподнятый поэтический стиль. Перевод Гнедича – первый поэтический перевод с греческого оригинала. Жанровое своеобразие Одиссеи. Вопрос об авторстве поэм.

  4. Возникновение античной драмы из культа бога Диониса. Древнегреческая трагедия. Ее структура. Роль хора. Устройство театра в Древней Греции. Театральные состязания. Эсхил – отец трагедии. Эволюция жанра в его творчестве. «Умоляющие», «Персы», «Орестея».

  5. Век Перикла – эпоха наивысшего расцвета афинского полиса. Софокл. Введение третьего актера и декораций. Перенесение акцента с хора на действующих лиц. Трагедии «Эдип-царь» и «Антигона». Начало упадка афинского полиса. Еврипид как «самый трагичный из поэтов» и «философ на сцене». Психологизм его трагедий «Ипполит увенчанный» и «Медея».

  6. Древнеаттическая комедия. Ее происхождение из культа бога Диониса. Связь с политической жизнью афинского полиса. Структура комедии. Функции хора в комедии. Отец греческой комедии Аристофан. «Облака», «Лягушки» и «Лисистрата» как отклики на злободневные проблемы современности.

  7. Древнегреческая лирика. Ее появление и своеобразие. Виды лирики: ямбы, элегии, эпиграммы, исполняемые в сопровождении духовых инструментов, и мелика, исполняемая в сопровождении струнных инструментов. Творчество Архилоха, Солона, Феогнида, Сапфо, Алкея, Анакреонта.

  8. Прозаические жанры древнегреческой литературы. Философская проза. Сократ, его жизнь и учение. Платон. Его философская система и основные сочинения. Жанр диалога. Историческая проза. Отец истории Геродот. Сочинения Фукидида и Ксенофонта.

  9. Расцвет ораторского искусства в V-IV в. до н.э. Деятельность Демосфена. Его ораторское наследие. Последователи Демосфена. «Риторика» Аристотеля. Пять основных правил ораторского искусства.

  10. Эпоха Эллинизма. Периодизация. Завоевание Востока Александром Македонским и расширение греческой ойкумены. Взаимовлияние культур. Перемещение культурного центра из Афин на Восток. Александрия и Пергам. Знаменитые библиотеки. Создание Музея. Философские школы эллинистического периода. Александрийская поэзия. Каллимах. Аполлоний Родосский. Феокрит. Возникновение жанра идиллии. Появление романа. «Дафнис и Хлоя» Лонга.

  11. Новоаттическая комедия. Отличие от древнеаттической комедии. Творчество Менандра. Анализ комедии «Брюзга». Понятие о комедии характеров. Роль случая в комедии. Появление «камерных» божеств. Отсутствие связи с политикой.

  12. Древнеримская литература. Периодизация. Отличие от греческой литературы и связи с ней. Своеобразие римской мифологии. Исконные италийские божества. Янус. Лары и Маны. Гении и Юноны.

  13. Древнеримская комедия. Тогата и палеата. Творчество Плавта и Теренция. Из комедии в соотношении с греческими образцами. Анализ комедии Теренция «Свекровь». Жанровое своеобразие. Нетрадиционность образов. Отсутствие острого конфликта.

  14. «Золотой век» римской литературы. Императорский Рим и политика Октавиана Августа в отношении культуры. Меценат. Творчество Горация. Оды, послания и сатиры. Творчество Овидия. «Наука любви», «Метаморфозы». Творчество Вергилия. «Буколики», «Георгики».

  15. Философская, историческая и ораторская проза древнего Рима. Материализм Лукреция. Гай Юлий Цезарь «Записки о Галльской войне», «Записки о Гражданской войне». Своеобразие римской историографии. Политическая жизнь Рима и ораторская проза. Цицерон. «Жизнеописания» Плутарха.


5.1.2. СЕМИНАРЫ

  1. Одиссея как образец греческого героического эпоса. Черты сказки и новеллы. Своеобразие построения: ретроспективная композиция. Черты героического эпоса: пространные описания, эпические повторы, постоянные эпитеты, неспешность времени и др. Переводы Жуковского и Вересаева.

  2. «Энеида» Вергилия как образец искусственного героического эпоса. Понятие об искусственном эпосе. История создания поэмы. Образ главного героя. Параллели с «Илиадой» Гомера.

  3. Комедия Плавта «Горшок» как греческая комедия на римской сцене. Черты балагана. Гротескность. Кантики. Персонажи-маски: раб-интриган, хвастливый воин, сводник и проч. Греческий и римский элемент в комедии. Плавт и Мольер.

  4. «Сатирикон» Петрония. Эпоха заката императорского Рима. Автор романа. Своеобразие жанра «Сатирикона». Понятие «менипповой сатиры». Особенности композиции. Отражение в романе римской действительности. Основные темы. Образы Энклопия, Тримальхиона, Эвмолпа и др..

  5. Трагедия Сенеки «Федра». Эпоха двенадцати Цезарей. Жизнь и творчество Сенеки. Его политическая деятельность и философские воззрения. Своеобразие жанра «трагедии для чтения» Трагедия Сенеки как «драма идей». Связь римской трагедии с римскими образами. Сенека и Еврипид.

5.1.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

- Устный опрос. Обсуждение вопросов, включенных в планы семинарских занятий, и выставление оценок.

- Выполнение письменных работ на знание текста произведений.

- Примерное контрольное задание:



Контрольное задание по «Илиаде» Гомера. I вариант.

  1. Чем заканчивается «Илиада»?

  2. Когда в тексте впервые появляется Одиссей?

  3. Чем закончился поединок Менелая с Парисом?

  4. Что было изображено на щите Ахилла?

  5. К чему призывал Ферсей?

  6. Почему Зевс разгневался на ахейцев?

  7. С кем сражался Патрокл?

  8. Кто из богов участвует в битве?

  9. Кто уговаривает Ахилла вернуться в войско?

  10. В какой сцене проявляется великодушие Ахилла?


Образец экзаменационного билета.
1. Понятие о мифе. Мифы о происхождении. «Темные» боги Греции и титаны.

2. Комедия Менандра. Идеи и образы комедии «Третейский суд».


5.2. зарубежная литература средних веков и возрождения
5.2.1. ЛЕКЦИИ

  1. Понятие о средневековье как особом периоде европейской цивилизации. Объем термина, хронологические рамки средневековья, периоды развития средневековья. Раннее средневековье. Формирование системы феодальных отношений - возникновение вассальной и крепостной зависимости. Средневековая картина мира. Языческое начало в средневековой культуре. Невыделенность человека из мира природы. Формирование литературы раннего средневековья под влиянием традиций народного творчества, воздействия античности и христианства.

  2. Роль христианского вероучения в формировании мировоззрения средневекового человека. Верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности. Монополия церкви на образование, монастыри как очаги культуры. Философское осмысление действительности в трудах отцов церкви. “Исповедь” Аврелия Августина Сочетание автобиографии с обращением к проблемами нравственности, подсознания и противоречий человеческой личности.

  3. Эпос эпохи раннего средневековья. Литература периода разложения общинно-родового строя и зарождения феодальных отношений. Кельтский эпос. Саги героические. Бретонский цикл (“Смерть детей Лера”, “Изгнание сыновей Уснеха”). Особенности стиля, сочетание героического начала с любовным конфликтом. Уладский цикл о Кухулине. Историческая основа, особенности композиции цикла, эпический герой. Саги фантастические.

  4. Скандинавский эпос. “Старшая Эдда”, “Младшая Эдда”. Симметричность композиции, строгий стиль, сочетание стихотворных и прозаических отрывков. Основные герои. “Прорицания Вельвы”, “Речи Высокого”. Цикл о Нифлунгах как сюжетный источник “Песни о Нибелунгах”. “Песнь о Беовульфе” как основной памятник англосаксонской словесности раннего периода.

  5. Литература периода расцвета феодализма. Связь героического эпоса с историческими событиями, идеал эпического героя - вассальная верность королю. Французский эпос - “Песнь о Роланде”. Связь испанского эпоса с Реконкистой. Особенности “Песни о моем Сиде” - антифеодальные тенденции, “бытовой” колорит, отсутствие фантастических мотивов.

  6. Культура позднего средневековья. Расцвет искусства готики. Формирование рыцарства, идеализированный кодекс благородства и любви. Куртуазная поэзия. Основные формы, жанры и тематика поэзии трубадуров. Рождение рифмы. Поэзия “миннезанга” - любовной лирики немецкого рыцарства. Особенность трактовки темы куртуазной любви. Рыцарский роман - основные темы и циклы. Романы о рыцарях круглого стола. Роман о Тристане и Изольде, его бытование во Франции, Англии, Германии.

  7. Городская литература, основные жанры и стиль. Фаблио, шванки, новеллино. Сатирический животный эпос - “Роман о Лисе”. Дидактико-аллегорическая поэма - “Поэма о Розе”. Зарождение городского театра. Его связь с фаблио и с литургической церковной службой. Фарсы, мистерии, моралите. Расцвет поэзии вагантов в 12-13 веках в связи с развитием городских школ и университетов. Творчество Франсуа Вийона.

  8. Переход от средневековья к Возрождению. Большее внимание к земной жизни и человеку. Особенность экономической, политической и культурной жизни в Италии в 13-14 веках. Данте как “последний поэт средневековья и первый поэт нового времени”. Отражении политической борьбы во Флоренции и событий личной жизни в “Божественной комедии”. Этическое содержание и особенности композиции поэмы.

  9. Общая характеристика Возрождения. Социально-исторические и общечеловеческие идеалы Ренессанса. Влияние античности. Италия - родина Возрождения. Развитие городов. Ренессансная идея “реабилитации плоти”. Универсализм эпохи, интерес к знаниям. Светский характер культуры и образования, борьба со средневековой схоластикой. Новое понятие времени и пространства, его связь с великими географическими открытиями. Трактовка свободы титанами Возрождения. Понятие ренессансной личности.

  10. Возрождение в Италии. Его исторические предпосылки. Лирика Фр. Петрарки. Сонеты и канцоны, “Книга песен”. Политическая, философская, любовная лирика. Идеализация образа мадонны. Форма сонета. Петрарка в переводах русских поэтов.

  11. Дж.Боккаччо - создатель “Декамерона”. Композиция “десятидневника”. Флорентийская чума как обрамляющая рама сборника. Источники и сюжеты новелл. Их гуманистический пафос. Ренессансная реабилитация плоти, высмеивание религиозного ханжества и сословной спеси. “Декамерон” как начало современной итальянской прозы.

  12. Возрождение в Германии и Нидерландах. Реформация, особое внимание к вопросам нравственности и религиозной морали. Дидактическая направленность литературы. Себастиан Брант. “Корабль дураков”. Литературная деятельность Э.Роттердамского. ”Похвала глупости”. Литературная полемика и появление “Писем темных людей”.


Каталог: old
old -> Классный час «Александр Невский личность нации»
old -> Методические рекомендации по созданию и ведению официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет г. Дубна 2013
old -> 1. Основная часть. Изучение творчества Андерсена-поэта
old -> 1802–1870 Тюрколог, иранист, арабист и исламовед
old -> Контрольная работа по биографии и творчеству поэтов А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина, В. В. Маяковского
old -> Ю. В. Лебедев >(д ф. н., проф. Костромского Государственного университета), А. Н. Романова >(к ф. н., учитель Костромской гимназии №15) Методические рекомендации
old -> Поэтика современной башкирской прозы
old -> Учебно-методический комплекс дисциплины русская литература ХХ века
old -> Чернышов М. Р. Жанр молитвы в русской и английской поэзии XIX века
old -> Доклад правозащитного центра
  1   2   3   4

  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
  • ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  • ОБЪЕМ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
  • ВИДЫ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ Курсовая работа
  • Дипломная работа
  • СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. «Античная литература» 5.1.1
  • Контрольное задание по «Илиаде» Гомера. I вариант.
  • Образец экзаменационного билета.
  • 5.2. зарубежная литература средних веков и возрождения 5.2.1