Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Толмачева Раисия Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Оршанка 22 января 2013 г. Паспорт урока Класс 8б Дата проведения 22 января 2013 г. Дисциплина литература




Скачать 97.18 Kb.
Дата27.05.2017
Размер97.18 Kb.
ТипЛитература
МУ «Отдел образования и по делам молодёжи» администрации

МО «Оршанский муниципальный район»

МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»


«Нет, не забыть тебя сердцу вовек…»
Паспорт

открытого урока по литературе

Толмачева Раисия Михайловна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Оршанка


22 января 2013 г.

Паспорт урока

1.Класс 8б

2.Дата проведения – 22 января 2013 г.

3.Дисциплина – литература.

4.Продолжительность урока – 45 минут.

5.Место проведения - кабинет.

6.Тема: «Нет, не забыть тебя сердцу вовек…».

7.Тип урока: изучение нового материала.

8.Цель урока: чтение и анализ стихотворений С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шагане!», О.Э. Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…», А.А. Ахматовой «Мне голос был…».

9.Задачи:

9.1. Образовательные:

9.1.1.познакомить учащихся с фактами биографии Есенина, Мандельштама, Ахматовой, связанными с историей создания стихотворений;

9.1.2.закрепить материал по интерпретации стихотворного текста.

9.2.Развивающие:

9.2.1. способствовать развитию умения выразительного чтения;

9.2.2.способствовать развитию умения анализировать стихотворения.

9.2.3.Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

-формировать умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций (п);

-формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать (к);

-формировать умение на основе биографического материала и произведения поэта делать выводы (п);

-развивать интерес к литературе (п);

-организовать и осуществлять сотрудничество на уроках (к);

-формировать умение слушать и понимать других (к);

-уметь корректировать свои действия и других (р).

9.3.Воспитательные:

9.3.1.воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к Родине.

9.3.2.воспитывать в детях уважение к поэтам (УУД - л.);

9.3.3.способствовать формированию таких нравственных качеств, как верность и преданность родине.

10.Основной дидактический метод – практический.

11.Частные методы и приёмы – работа с текстом учебника , наглядно-иллюстративный (презентация), беседа, сообщение по биографическому материалу, интерпретация.

12.Дидактические средства: проектор, компьютер, презентация к уроку, фонограмма песни А. Пугачёвой «Ленинград» на стихи Мандельштама, тексты стихотворений, слова на карточках.

13.Список использованных источников:

13.1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. ( «Дом без стен»). Учебник в 2-х кн. Кн.1. – Изд. 3-е, испр.и доп. – М.: Баласс, 2009

13.2.Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – В 2 ч. Ч.1 / В.В. Агеносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова, М.: Дрофа, 2008

13.3.Барова Е.С. Уроки литературы в 8 классе по учебнику «Дом без стен». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2010

13.4.www.ru openclass

План урока


1.Организационный момент.

2.Постановка цели и задач.

3.Актуализация знаний.

4.Открытие новых знаний.

4.1.Знакомство с биографией С.А. Есенина.

4.2.Работа над стихотворением Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

4.2.1.Чтение наизусть учителем.

4.2.2. Самостоятельное чтение про себя обучающимися.

4.2.3. Анализ.

4.3. Работа над стихотворением Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».

4.3.1.Чтение обучающимися про себя.

4.3.2. Анализ.

4.3.3. Чтение вслух.

4.4.Знакомство с биографическими фактами О.Э. Мандельштама – сообщение обучающегося.

4.5.Прослушивание песни А. Пугачёвой «Ленинград».

4.6.Анна Ахматова и русская революция.

4.7. Работа над стихотворением А.Ахматовой «Мне голос был…».

4.7.1.Чтение стихотворения вслух.

4.7.2. Анализ.

5.Подведение итогов урока.

6.Рефлексия.

6.1. Самооценка обучающихся.

6.2.Оценка работы детей – выставление отметок.

7.Домашнее задание – на выбор:

7.1.Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

7.2.Написать анализ любого стихотворения.

7.3.Сделать сопоставительный анализ двух стихотворений.

Конспект урока литературы


Тема: «Нет, не забыть тебя сердцу вовек…»

Эпиграф: Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»

С.А. Есенин.



1.Организационный момент.

Добрый день, ребята и гости! Милости просим на открытый урок литературы.



2. Постановка цели и задач.

Продолжаем наблюдать за большим сценическим действием, которое происходит в Доме без стен. В данный момент - картина «Ностальгия».

-Кстати, что такое ностальгия? (тоска по родине)

Ностальгия неразрывно связана с любовью к родине.

О любви к родине сказали своё слово Евтушенко, Блок, Тютчев.

Сегодня познакомимся со стихотворением Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…», Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…». Интересно, что они сказали о своей родине?


3. Актуализация знаний.

Сначала повторим теорию по анализу лирического произведения.



  1. Что такое тема? (объект размышления поэта, о чём стихотворение)

  2. Что такое идея? (основная мысль, что хотел сказать данной темой поэт)

  3. Кто такой лирический герой? ( это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём)

  4. Назовите основные средства поэтики (это литературные тропы и стилистические фигуры)

  5. Назовите наиболее часто встречающиеся тропы (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение)

  6. Назовите наиболее распространённые стилистические фигуры (анафора, повтор, инверсия, риторические вопросы, восклицания, обращения)

Стихотворение становится понятным тогда, когда мы знаем факты биографии поэта, когда, по какому поводу написано стихотворение. Давайте познакомимся с основными биографическими фактами Сергея Александровича Есенина.
4.Окрытие новых знаний.

4.1.Знакомство с биографией С.А. Есенина

1. Презентация.

4.2.Сообщение ученика об истории создания стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
В 1924 году, в начале сентября, С.А. Есенин выезжает из Москвы в Закавказье, до конца февраля 1925 года он пробыл в Баку, Тифлисе, Батуме. Он много печатался в газетах «Заря Востока» и «Бакинский рабочий».

Редактор газеты «Бакинский рабочий» П.И. Чагин поселил Есенина на одной из бывших ханских дач с огромным садом, фонтаном, бассейном и всевозможными восточными украшениями, желая создать поэту иллюзию Персии. Эту иллюзию усиливала и атмосфера древней восточной поэзии, в которую погрузился Есенин, читая персидских лириков Фирдоуси, Саади и других. Здесь одно за другим были написаны 15 стихотворений, которые составили цикл «Персидские мотивы».

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» - одно из известнейших стихотворений этого цикла. Прообразом Шаганэ послужила батумская учительница Шаганэ Нерсесовна Тальян.
4.2.1.Чтение наизусть стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»(учитель)

- понравилось ли вам стихотворение?

- чем понравилось? ( удивительно легко воспринимается, стройностью)

4.2.2.Самостоятельное чтение про себя обучающимися.

4.2.3.Анализ стихотворения.

-Определите тему стихотворения ( о Шаганэ, которая напомнила лирическому герою Есенина о родине, о любимой, которая осталась там, на севере)

-Из каких образов складывается есенинская родина? ( поле, волнистая рожь, луна, рязанские раздолья, «девушка тоже, на тебя она страшно похожа»)

-Назовите основные средства поэтики ( повтор, метафора «эти волосы взял я у ржи»)

-Каким вам видится лирический герой стихотворения? (очень похож на Есенина – «эти волосы взял я у ржи», нежный, трепетный)

-Какова основная мысль стихотворения? ( выражена любовь к родине, ностальгия по северу, т.е. по малой родине лирического героя)



5.Чтение стихотворения учеником вслух.
4.3.Чтение стихотворения О.Э. Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…»

  • А теперь послушаем стихотворение Мандельштама (наизусть ученик)

  • Прочитайте стихотворение про себя.

  • Какое впечатление произвело это стихотворение на вас? (скорбное, ощущение трагичности)

  • Как создаётся трагическое настроение, которым веет от этого стихотворения? ( олицетворения «рыбий жир ленинградских речных фонарей», «у тебя телефонов моих номера», «в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок», оксюморон «мертвецов голоса», метафора «кандалы цепочек дверных», риторическое обращение «Петербург!»)

  • Захотелось ли вам узнать более подробно о Мандельштаме? (да)


4.4.Знакомство с биографическими фактами О.Э. Мандельштама

( сообщение ученика)



  • Необходимо заметить, что роль Петербурга – Петрограда – Ленинграда в жизни поэта была очень велика. В этот город он возвращается периодически. Приезд в Ленинград в конце 1930 года – приезд в город его детства и юности, в город революции – вызвал у поэта разные чувства и поэтому разные стихи: и ясные, просветлённые, и горькие, скорбные. В стихотворении «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» трагически выражено ощущение связи с прошлым. И вместе с тем Петербург для автора и его лирического героя – тот город, который властно тянет к себе, с которым связано слишком многое. Чувство этой связи не даёт бежать от него, какой бы ужас ни охватывал поэта, его героя и читателя.

А сейчас я вам предлагаю послушать песню Аллы Пугачёвой «Ленинград».
4.5. Прослушивание песни А.Пугачёвой «Ленинград».

-Как вы думаете, почему наша современница создаёт песню на стихи Мандельштама?

( чувства живут в человеке без времени, вне эпохи)

Здесь уместен афоризм «Вечно живая классика».


4.6. Анна Ахматова и русская революция. ( сообщение ученика)

Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…» было написано в 1917 году, когда перед поэтессой, высокообразованной женщиной, начавшейся печататься с 1907 года и связанной с изысканной поэтической средой, встал вопрос об эмиграции после Октябрьской революции 1917 года. Как и А.А. Блок, Ахматова не покинула своей страны.

Корней Чуковский вспоминал о Блоке: «Он ни за что не хотел уезжать из России, как бы тяжело ему ни было в ней… Покинуть Россию теперь – казалось ему изменой России. Он заучил наизусть недавно изданное стихотворение Анны Ахматовой и с большим сочувствием читал его в вагоне, по дороге в Москву: (читает ученик)
Мне голос был. Он звал утешно.

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

- Ахматова права, - говорил он. – Это недостойная речь. Убежать от русской революции – позор».
4.7. Чтение и анализ стихотворения А. Ахматовой « Мне голос был…»


  • Чтение стихотворения вслух.

  • О чём стихотворение Ахматовой? ( о преданности родине)

  • В чем главный смысл произведения? ( призыв оставить Россию навсегда – это недостойная речь)

  • Почему голос просит героиню стихотворения оставить Россию? («край глухой и грешный», « кровь» на руках, «чёрный стыд» в сердце)

  • С чем у вас ассоциируется эта лексика? ( с революцией)

  • Чтение стихотворения.


5. Подведение итогов урока.

1. Что объединяет и что отличает стихотворения Есенина, Мандельштама, Ахматовой? ( объединяет тема родины, отличает:

- стихосложение: у Есенина пять строф из пятистиший – мелодичность, гармония; у Мандельштама – строфа из двух длинных строчек – тяжёлый стих; у Ахматовой – всё стихотворение – одна строфа – на едином выдохе отвергла недостойную речь;

2. Как можно выразить то чувство, которое испытывают авторы наших стихов и их лирические герои? Вам нужно выбрать слово на карточке и прикрепить на доску. Слова: Преданность. Патриотизм. Ностальгия.



(Ответ: Преданность)
3. Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку я взяла Есенинские слова:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»

-Почему? (это главная мысль нашего урока)

4. Я назвала урок цитатой из стихотворения «Нет, не забыть тебя сердцу вовек…». Как бы вы назвали наш урок? (тема родины в творчестве Есенина, Мандельштама, Ахматовой / Есенин, Мандельштам, Ахматова о любви к родине)

6. Рефлексия.

6.1. Самооценка обучающихся.

- Давайте оценим нашу работу на уроке. Понравилось ли вам, как вы работали?



6.2. Оценка работы детей – выставление отметок.

Молодцы, ребята! Мне нравится ваша познавательная активность. Вы оказались неравнодушны к теме родины, вы выразили своё отношение к творчеству поэтов.

Оценки за сообщения

Оценки за чтение наизусть –

Оценки за активную работу на уроке –
7. Домашнее задание – на выбор:

7.1.выучить наизусть понравившееся стихотворение;



7.2.написать анализ любого стихотворения;

7.3.сделать сопоставительный анализ двух стихотворений.
Каталог: STORAGE 1 -> FILES -> article
article -> Дополнительного образования детей «первоуральская детская школа искусств» музыкальная гостиная
article -> Биография может служить примером настойчивости, упорства и веры в победу русского оружия
article -> «Фольклорные традиции в сказках Пушкина»
article -> Методическая разработка по русскому языку «Традиции эпистолярного жанра. Личные письма»
article -> Магнитное поле. Линии магнитного поля
article -> Факультатив «Мои первые путешествия»
article -> «Подготовка к сочинению по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» Учитель: Никифорова Е. А
article -> А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны
article -> Тема: «Афанасий Афанасьевич Фет. Личность, судьба и творчество. Цели: познакомиться с биографией и личностью Афанасий Афанасьевич Фета; познакомиться с основными темами и мотивами лирики поэта, с понятием «импрессионизм»
article -> Харитошина Н. М. урок по внеклассному чтению для 2 класса по фгос «Перспективная школа» Внеклассное чтение Тема: о любви, в произведениях современных поэтов и писателей.

  • Нет, не забыть тебя сердцу вовек…»
  • 1.Организационный момент.
  • 4.Окрытие новых знаний. 4.1.Знакомство с биографией С.А. Есенина
  • 4.3.Чтение стихотворения О.Э. Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…»
  • 4.5. Прослушивание песни А.Пугачёвой «Ленинград».
  • 4.6. Анна Ахматова и русская революция. (
  • 4.7. Чтение и анализ стихотворения А. Ахматовой « Мне голос был…»
  • 5. Подведение итогов урока.
  • Мандельштама
  • Слова: Преданность. Патриотизм. Ностальгия.
  • 6. Рефлексия. 6.1. Самооценка обучающихся.