Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тесты по роману «Преступление и наказание» 17 Вариант II 19 Итоговые вопросы по произведению «Преступление и наказание»




Скачать 338.01 Kb.
Дата29.06.2017
Размер338.01 Kb.
ТипТесты
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Брянское государственное училище олимпийского резерва»



Фёдор Михайлович Достоевский

и его роман

«Преступление и наказание»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Брянск - 2013



Рейх Е.И.

Фёдор Михайлович Достоевский и его роман «Преступление и наказание». Учебное пособие по литературе 19 века. // ФГБОУ СПО «БГУОР», Брянск, 2013 г. - 24с.

Учебное пособие содержит материалы по биографии Ф. М. Достоевского и его роману «Преступление и наказание», приводится анализ ключевых глав романа. В данном пособии раскрывается нравственная проблематика и философская глубина романа «Преступление и наказание»

После каждого раздела предусмотрены вопросы и задания на осмысление прочитанного. Предназначено для студентов 1 курса.

Рекомендовано методическим советом ФГБОУ СПО «БГУОР»

Протокол методического совета №____ от ________________2013г.

© ФГБОУ СПО «БГУОР», 2013

СОДЕРЖАНИЕ


Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского 4

Краткие биографические сведения о Ф.М. Достоевском 4

Мировоззрение писателя 8

В Петербурге Ф.М.Достоевского или «Лик мира сего» 10

Мир «Униженных и оскорблённых» в романе «Преступление и наказание» 12

Философская причина преступления Раскольникова 13

Раскольников и «сильные мира сего». «Двойники» Раскольникова 15

Тесты по роману «Преступление и наказание» 17

Вариант I 17

Вариант II 19

Итоговые вопросы по произведению «Преступление и наказание» 22

Темы сочинений по роману 23

Темы рефератов 24

Литература 24



Введение

Фёдор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. В разделе литературы 19 века творчество Ф.М. Достоевского занимает особое место.

Учебное пособие знакомит студентов с краткими биографическими сведениями о Ф. М. Достоевском, его мировоззренческой позицией, помогает осмыслить роман «Преступление и наказание». В пособии рассматривается взгляд писателя на нравственные проблемы, исследуется психология главного героя, предлагается анализ ключевых глав романа.

В данном учебном пособии предлагаются задания, которые направлены на формирование умений и навыков анализа художественного произведения. Отвечая на вопросы, студенты учатся давать оценку самостоятельно прочитанному произведению, поиску самостоятельных выводов и оценок.

В учебном пособии даны теоретические материалы, которые помогут осмыслить философскую и идейно-нравственную проблематику романа, и которые будут полезны студентам в самостоятельной работе. После каждого раздела с теоретическим материалом, предлагается задание на формирование таких практических умений как умение работы с текстом и сопоставительного анализа.

В данном пособии предлагается перечень итоговых вопросов по содержанию романа. Предлагается 2 варианта заданий в виде теста. Для самостоятельной работы студента предлагается перечень тем для написания сочинения.



Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского


Краткие биографические сведения о Ф.М. Достоевском

Федор Михайлович Достоевский родился в 1821 г. в довольно бедной семье. Его отец служил лекарем в одном из московских больниц для бедных, а положение лекаря в России было тогда весьма скромным, и семья Достоевских жила в довольно убогом квартале и в условиях, чрезвычайно далеких от роскоши. Его отец являл собой домашнего тирана и убит при невыясненных обстоятельствах. Критики фрейдистского толка склонны усматривать автобиографический момент в отношении Ивана Карамазова к убийству отца- хотя Иван и не был настоящим отцеубийцей, но, зная о готовящемся преступлении и не предотвратив его, стал соучастником. По мнению этих критиков, Достоевский, собственный отец которого был убит кучером, всю жизнь мучился похожим комплексом вины. Как бы то ни было, Достоевский несомненно страдал неврастенией и с детства был подвержен таинственному недугу - эпилепсии. Несчастья, выпавшие на его долю позже, усугубили болезненное состояние его духа и обострили недуг.

Сначала Достоевский учился в московском пансионе, а затем в Военно-инженерном училище в Петербурге. Он был равнодушен к военному делу, но отец мечтал о военной карьере для сына. Но и в училище он отдавал большую часть времени изучению литературы. После окончания, как все выпускники этого учебного заведения, он отслужил сколько полагалось в департаменте. В 1844г. Он оставил службу и целиком посвятил себя литературе. Его первая книга « Бедные люди» (1846) поразила и критиков, и читателей. Существует множество легенд о том, как она была встречена. Друг Достоевского, писатель Дмитрий Григорович, уговорил его показать рукопись Некрасову, в то время издававшему наиболее влиятельный литературный журнал « Современник». Напечататься в « Современнике» было достаточно, чтобы составить себе имя. Достоевский отдал роман Некрасову, а ночью в постели не мог отделаться от дурных предчувствий: « Они будут смеяться над моими «Бедными людьми»,- твердил он про себя. Но в четыре утра его разбудили Н.Некрасов и Д. Григорович. Они ворвались к нему в комнату, задушили сочными российскими поцелуями, рассказали, что сели читать рукопись вечером и не могли оторваться, пока не прочли ее до конца. От избытка чувств они решили разбудить автора и не медля ни секунд сообщить ему о своем впечатлении. « Ну и что же, что он спит, это поважнее сна», - решили они.

Н. Некрасов отдал рукопись В. Белинскому, объявил при этом, что родился новый Гоголь. « Гоголи у вас тут растут, как грибы», - сухо заметил В. Белинский. Но прочитав «Бедных людей», пришел в такой же восторг, тотчас потребовал, чтобы его представили новому автору, и сам обрушил на него поток комплиментов. Достоевский прослезился от радости; «Бедный люди» были напечатаны в некрасовском « Современнике». Успех был огромен, но к сожалению, непродолжителен. Его вторая повесть «Двойник» (1846)- лучшая и, конечно, значительно более совершенная, чем «Бедные люди», - была прията довольно холодно. Но Достоевский уже успел возомнить о себе невесть что и, наивный, неотесанный, плохо воспитанный, не раз умудрялся поставить себя в глупое положение и перессорился со своими новыми друзьями и поклонниками. И.С. Тургенев прозвал его прыщом на носу русской литературы.

Юношеские политические симпатии Достоевского были на стороне радикалов и от части западников. Он также примыкал к тайному обществу молодых людей, последователей Сен-Симона и Фурье, не являясь, однако, его фактическим членом. Эти молодые люди собирались в доме служащего государственного департамента Михаила Петрашевского, где зачитывали вслух и обсуждали сочинения Фурье, беседовали о социализме и критиковали правительство. После войны революций, захлестнувшей Европу в 1848г., в России началась реакция, правительство было встревожено и обрушилось на всех инакомыслящих. Петрашевцы были арестованы в том числе и Достоевский. Его обвинили в участии в заговоре, распространении «Письма Белинского к Гоголю», полного оскорбительных выражений в адрес православной церкви и царской власти, и в попытке распространение антиправительственных сочинений с помощью частной типографии. Приговор оказался суровым – восемь лет каторги в Сибири (этот срок позднее был наполовину уменьшен). Перед тем как приговорённым зачитали окончательное решение суда, с ними разыграли до предела жесткий фарс: что их ждет смертная казнь, привели на плац, раздели до белья и первую партию узников привязали к столбам. И лишь затем зачитали настоящий приговор. Один из приговоренных сошел с ума. Переживания этого дня оставили глубокий след в душе Достоевского и никогда не изгладились из памяти.

Четыре года каторжных работ Достоевский провел в обществе убийц и воров- никакого разграничения между уголовными и политическими преступниками еще не делалось. Свои впечатления он описал в «Записках из мертвого дома» (1862). Вещь страшная! Все унижения и тяготы, которые он вынес оттуда, описаны с щепетильной обстоятельностью, как и сами преступники, среди которых он жил. Чтобы не сойти с ума в этих условиях, Достоевский должен был найти какой-то выход. Им стала болезненная форма христианства, к которой он пришел за эти годы. Вполне очевидно, что осужденным, среди которых он жил, были присущи не только чудовищное зверство, но и некоторые признаки человечности. Достоевский сгустил отдельные проявления человечности и построил на них искусственную и совершенно патологическую концепцию, доходившую до крайней идеализации простого русского народа. Это был первый шаг на пути его долгого духовного развития. В 1854г, когда окончился срок заключения, его отдали в солдаты, в полк, стоявший в далеком сибирском городке. В 1855г. Умер Николая I и на престол взошел его сын, Александр II. Это был лучший русский царь за всю историю прошлого века. ( По иронии судьбы он погиб от рук революционеров, буквально разорванный пополам брошенной в него бомбой.) В начале его правления многие заключенные получили амнистию. Достоевского восстановили в правах. Через четыре года он получил разрешение вернуться в Петербург. Еще в последние годы, проведенные в Сибири, он снова взялся за перо и написал « Село Степанчикова» (1859) и « Записки из мертвого дома». А в Петербурге с головой ушел в литературную деятельность. Вместе с братом Михаилом он начал издавать журнал «Время». « Записки из подполья» и «Униженные и оскорбленные» (1861) впервые появились в этом журнале. Его отношение к властям претерпело значительное изменения по сравнению с юношескими крайними взглядами. Теперь его политическое кредо звучало как «православие, самодержавие и народность»- три кита, на которых держалось реакционное славянофильство. Социализм и западный либерализм стали для него воплощением западной заразы и дьявольским наваждением, призванным разрушить славянский и христианский мир.

Его личная жизнь складывалась неудачно. В Сибири он женился, но брак этот не принес ему счастья. В 1862-1863 гг. у него была связь с одной писательницей, они вместе посетили Англию, Францию и Германию. Эта женщина, которую он позднее называл «инфернальной», по всей видимости, была его злым гением. Эта женщина, вероятно, оказала не очень благотворное влияние на Достоевского, еще более расстроив его неустойчивую психику. В Германии впервые появилась его страсть к карточной игре - бич семьи и непреодолимое препятствие к хоть какому-нибудь достатку в доме.

После смерти брата журнал, который он издавал, закрылся. Достоевский обанкротился, и на него легло бремя забот о семье брата - обязанность, которую он сразу же добровольно взял на себя. Чтобы справиться с этой непосильной ношей, Достоевский рьяно принялся за работу. Все самые известные сочинения: «Преступление и наказание» (1866), «Игрок» (1867), «Идиот» (1868), «Бесы» (1872), «Братья Карамазовы» (1880) и др.- создавались в условиях вечной спешки: он не всегда имел возможность даже перечитать написанное, вернее - продиктованное стенографисткам. В лице одной из них он встретил, наконец, очень преданную ему женщину с изрядной практической жилкой, с ее помощью стал укладываться в сроки и выпутался из финансового кризиса. В 1867 г. он женился на ней. Это был счастливый брак с 1867-го по 1871 г. Они достигли относительного материального благополучия и смогли вернуться в Россию. С тех пор и до самой своей смерти Достоевский жил сравнительно спокойно. «Бесы» имели огромный успех. Вскоре после их появления ему предложили печататься в консервативном журнале «Гражданин», который издавал князь Мещерский. Перед смертью он работал над вторым томом романа «Братья Карамазовы», прославившегося больше всех остальных романов.

Но еще большую известность получила его речь на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 г. За этим грандиозным событием стояла страстная любовь России к Пушкину. Лучшие писатели 19 в. приняли в нем участие. Но самый ошеломляющий успех получила речь Достоевского. Суть ее сводилась к тому, что А.С. Пушкин есть выражение русского национального духа с его всемирной отзывчивостью, который чутко откликается на идеалы других народов, но духовно осмысливает и преображает их. В этой способности Достоевский видел свидетельство всемирной миссии русского народа. Читая речь сегодня, трудно понять причину ее оглушительного успеха. Но если вспомнить, что в это время вся Европа противостояла росту русского самосознания и могущества, мы лучше поймем, какую бурю чувств вызвала эта речь в патриотических душах слушателей.

Через год, в 1881 г., незадолго да смерти Александра II, Достоевский умер, заслужив всеобщее признание и почитание.




Вопросы и задания:

1.Попытайтесь создать портрет писателя, передав особенности его характера личности, творчества.

2.Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества Ф. М. Достоевского».

3.Расскажите о событиях, оказавших влияние на творчество Ф.М.Достоевского.

4.Что, по словам самого Ф. Достоевского, стало целью его жизни, а затем и творчества?

5.Как повлияли годы каторги на формирование Ф. Достоевского как личности и как писателя?

6.В чем Достоевский видит спасение мира от нравственности разложение?
Мировоззрение писателя

Ф.М. Достоевский в своих произведениях показал российскую действительность и общество, в котором страдания униженных и оскорблённых безмерны, а преступление, несправедливость, бесчеловечность выражает самую сущность социальных отношений.

Но осуждая бесчеловечность общества, автор выбрал утопический путь борьбы с ним. По его мысли, в бескорыстный добровольный товарищеский союз, свободный от жесткости и розни, объединит людей христианская религия с ее идеями братства и взаимного сострадания. Достоевский скептически относился к революционному движению, отрицал возможность революционного пути преобразования мира.

Каковы истоки этих взглядов писателя?

Все, что изображал писатель, было им мучительно выстрадано, а противоречивость его мысли непосредственно вытекает из живых противоречий русской истории 2-ой половины 19 века. 60-е гг. 19 в. ознаменовались подъемом революционного движения. В стране ширились крестьянские волнения. Росли студенческие беспорядки, расширялась сеть тайных революционных кружков. Центральный вопрос времени – вопрос о крепостном праве. Революционеры- демократы считали, что освобождение крестьян должно произойти революционным путем. Либералы же были сторонниками постепенных реформ освобождения крестьян «сверху». В 60-е гг. произошел раскол в группе писателей, объединённых вокруг журнала «Современник».

60-70-е года 19 века в России – эпоха глубоко драматическая. Происходит «быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых «устоев» старой России», и как следствие этого – неисчислимые бедствия, нищета, разорение самых широких масс. Об этом периоде в жизни Ф.М. Достоевский писал «….теперь беспорядок всеобщий, беспорядок везде и всюду, в обществе, в делах его, в руководящих идеях…в убеждениях…в разложении семейного начала…Треснули основы общества под революцией реформ, замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра и зла». После спада революционной волны объективная расстановка социальных сил в России сложилась трагически. «Старое бесповоротно, у всех на глазах рушилось, а новое только укладывалось, причем общественные силы, эту укладку творящие, впервые показали себя на деле…лишь в 1905 году».

В этих условиях возникают самые различные направления идейных исканий. Наивно - мужичьи, христианско-социалистические, патриархально-мещанские упования переплетаются с революционным бунтарством. Это было время, когда русская передовая мысль жадно искала правильной революционной теории.

Итак, «страшная разноголосица» в этот период русской общественной жизни. Период, когда появился роман «Преступление и наказание». Перед глазами писателя, когда он создавал роман, был не только опыт русской революционной борьбы, но и опыт Запада. Стабилизация капитализма вместо ожидаемого равенства, братства и свободы принесла распад и деградацию моральных принципов.

Из этого опыта Достоевский сделал свои всеобъемлющие выводы. Он стал утверждать, что любые теоритические проекты организации общества деспотичны и в случае их практического осуществления приведут к крови, насилию над живой жизнью.

Перед русским народом Достоевский преклонялся все жизнь. Писатель верил, что ключи к будущему в руках народа и народ скажет свое веское слово, правду народную, которая изменит мир: «…я лишь за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие силы, которого еще никто из нас не знает во всем объеме и величии их, - как в святыню верю…»

Впервые с крестьянской и солдатской массой писатель вплотную столкнулся на каторге, и остро почувствовал «глухую стену, отделявшую внутренний мир «черного народа» от настроений дворянских и разночинских революционеров, которые ему были известны.

И этот разрыв между образованной частью общества и народом стал предметом трагических размышлений Достоевского. Преодолеть этот разрыв, по мнению писателя, - основная задача русской жизни. Живую связь с народом можно обрести лишь в том случае, если приобщиться к народному миросозерцанию. Своеобразие русского национального характера, по мнению Достоевского, - в религиозности, а нравственная суть народной жизни – в смирении и способности к страданию и состраданию. Достоевский идеализировал отсталые, консервативные черты в мировоззрении русского народа.

В напряженных исканиях правды о человеке, Достоевский сосредоточил все внимание на несчастьях и страданиях, на болезнях мысли и сознания, на трудностях, стоящих на пути к тому времени, когда счастье будет доступно всем.

До конца жизни Достоевский оставался врагом угнетения и насилия, искал пути избавления людей от унижения и социальной несправедливости, мечтая о «золотом веке на земле».


Вопросы и задания:

1.Мировозрение писателя и связь его творчества с русской действительностью.

2. «Я никогда не мог понять мысль, что лишь одна десятая доля людей должна получать высшее развитие. А остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке…»

Как выдержка из «Дневника писателя» характеризуют самого автора?



В Петербурге Ф.М.Достоевского или «Лик мира сего»


Фоном, на котором разворачивается действие романа. Является Петербург середины 60-х годов. У Достоевского свой особый Петербург. Скудные материальные средства и бродящий дух писателя заставляют его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню.. Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса… В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

У Достоевского Петербург - это особый город. Петербург-это город-гигант, он поражает своими контрастами(один Петербург с роскошными особняками, дворцами, красивыми проспектами, богато разодетыми женщинами; другой Петербург-это трущобы, глухие дворы, доходные дома с комнатами-коморками, где теснота, грязь и вонь). Чтобы описать нищий Петербург и безнадежность существования в нем, автор использует желтые, черные, серые краски.

Достоевский описал нищий Петербург, где человек задыхается, где над личностью надругаются, где нет возможности заработать себе на жизнь. Именно в таком городе живет Раскольников, и здесь он находится в безвыходном положении.

Подробные описания улиц Петербурга, жилья героев неслучайны. Автор показал, что люди, живущие здесь, находятся в безвыходном положении, им некуда деться, не на что жить. Судьбы, описание в романе-трагические и страшные. Раскольников понимает, что не один он так бедствует. Жизнь семьи Мармеладовых - это безвыходное положение и для больной жены Мармеладова, и для Сони и для остальных подрастающих и голодных детей. Раскольников потрясен судьбой Сони, которая вынуждена идти зарабатывать таким путем. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жизненного тупика один- смерть.

После прочтения письма матери, герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как судьба Мармеладовых.

Сцены уличной жизни проводят к выводу: от такой жизни люди отупели, смотря друг на друга « враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры « петербургских углов » не похожи на человеческое жильё : «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатления города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.


Вопросы и задания:

  1. Каким вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?

  2. Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на улицах. Какое впечатление они произвели на вас и почему?

  3. Каково ваше самое сильное ощущение, когда вы, покидая улицы, «входите» в трактир, в комнату Мармеладовых?

  4. Найдите в тексте романа «Преступление и наказание» описание помещений (интерьеров): комнаты Раскольникова, старухи-процентщицы, Сони, Мармеладовых, распивочной. Что принципиально общего в этих описаниях? Какую роль играют интерьеры в раскрытии идеи романа?


Вопросы по содержанию текста :

1.Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников? (ч.1,гл.1).

2.В каких условиях живут герои Достоевского?

--- описание каморки Раскольникова (ч.1,гл.1,3).

--- описание комнаты старухи-процентщицы (ч.1, гл.1)

--- описание проходной комнаты Мармеладовых (ч.1, гл.2,)

--- описание комнаты Сони Мармеладовой (ч.4,гл.4)

3. Распивочная. Описание распивочной (ч.1,гл.1-2)

4. Раскольников. Описание внешности и одежды Раскольникова (ч.1, гл.1).

5. Расскажите о людях, которые встречались на пути Раскольникова( ч.1,гл.2,3.).

6.Как складывается судьба Мармеладова? (ч.1, гл.2)

7.Что мы узнали о судьбе Дуни Раскольниковой из письма матери? (ч.1. гл.3)

8.Какие эпизоды вас наиболее потрясли?

9. Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?




Мир «Униженных и оскорблённых» в романе «Преступление и наказание»


В романе «Преступление и наказание» показан мир « униженных и оскорблённых», показаны люди, которые стали жертвами несправедливости общества. К этим людям относится и семья Мармеладова, его дочь Соня, и семья Раскольникова, его сестра и мать, и Лизавета(сестра старухи) и сам Родион Раскольников.

Все эти люди живут в нищете, бесправии. Они попали в зависимость от «сильных мира сего». В крайней нищете живёт семья Мармеладова. У них нет возможности прокормиться, Мармеладов безработный, пропивает последнее, его жена больна, а у малолетних детей нет будущего. Семья Мармеладова не выдерживает столкновения с жизнью, она гибнет как морально, так и физически.

Сестра старухи Лизавета бесправна и лишена какого- то состояния, она вынуждена терпеть издевательства и деспотизм старухи. Лизавета день и ночь работает на старуху.

Бедность стала причиной унижения Дуни Раскольниковой. Дуня Раскольникова, чтобы поддержать мать и брата, вынуждена работать гувернанткой и терпеть унижения от хозяина дома. Чтобы помочь брату выбраться из нищеты, она решает выйти замуж за подлого и циничного дельца Лужина.

Главный герой романа Родион Раскольников – бывший студент. Ему нечем платить за учёбу в университете, он живёт в крайней бедности. По характеру он добрый, способен на сострадание, готов помогать нуждающимся. Последние деньги он отдаёт семье Мармеладова, т.к. ему больно смотреть в какой нищете они живут. Раскольников понимает, что многие петербургские семьи как и он оказались лицом к лицу с несправедливостью, вынуждены терпеть лишения, вынуждены жить в обществе, которое лишает людей права на достойное существование.

Раскольников осознаёт, что судьбы «униженных и оскорблённых» зависят в этом обществе от «сильных мира сего». И он решает противостоять несправедливости, царящей в Петербурге.

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие свое правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора за человека. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.
Вопросы и задания:


  1. Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в распивочной?

  2. Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»?

  3. В чём убеждает нас история семьи Мармеладовых?

  4. Как вы понимаете выражение: « Жизнь на аршине пространства»?

  5. Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

  6. Как повлияло решение Дуни выйти замуж за Лужина на поступок Раскольникова?

  7. Чем схожа судьба Сони Мармеладовой и Дуни Раскольниковой?

  8. Какие чувства возникают в душе Раскольникова после знакомства с семьей Мармеладовых?


Вопросы и задания по содержанию текста:

  1. Показать размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых (Ч. 1, гл. 4.)

  2. Показать мысли Раскольникова после чтение письма матери (Ч. 1, гл. 2.)




  1. Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовыми (со слов: «Ай-да Соня… Так тому и быть!»).



Философская причина преступления Раскольникова


Раскольников долго вынашивал идею убийства старухи, тщательно готовился к этому, всё учёл, но сам был потрясён содеянным. Значит главные причины кроются в философской теории Раскольникова.

Раскольников за 2 месяца до преступления опубликовал статью, в которой он описал психологическое состояние преступника. В своей теории он делит людей на два разряда, «обыкновенные» и «необыкновенные».



Низший разряд, «обыкновенные», материал, служащий единственно для рождения, продолжения рода. Это люди послушные, они должны быть такими, для них это не унизительно.


Высший разряд, «необыкновенные» Собственно Люди. Это люди, имеющие дар или талант, должны, по природе своей быть обязательно преступниками, переступить закон, разрушить настоящее во имя будущего. Этим людям разрешена «кровь по совести», т.е. они сами себе дают право совершить преступление. Эти люди должны иметь дар или талант, чтобы отличаться от всех других.

Два этих разряда людей имеют право на существование, поэтому между ними постоянно будет идти кровавая борьба. которая приведет к новому порядку жизни.

Философская причина преступления- проверить свою теорию, проверить к какому разряду относится Раскольников. Может ли он легко переступить закон и считаться необыкновенным человеком. «Мне нужно было узнать поскорей вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею».

Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма».

Совершив убийство, раскольников поставил себя в противоестественные отношения к окружающим людям. Он вынужден постоянно лгать и другим, и эта ложь опустошает душу героя. Преступление Раскольникова отрезал себя от людей. Он одинок. Автор показывает душевные муки Раскольникова. Раскольникова охватывает страх, болезненное чувство подозрительности, он раздражён, подавлен, его мучает советь, он болен. Его преступление оборачивается духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил а не старушонку».

Преступление Раскольникова-это испытание идеи. Раскольников думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна- это «лабиринт неизвестности». Раскольников осознаёт, что он ничтожен, как и все, «тварь дрожащая».


Вопросы и задания:

  1. Как вы понимаете сущность теории Раскольникова? В чем вы видите истоки теории Раскольникова?

  2. К какому выводу пришёл герой, размышляя над историей?

  3. С какими великими историческими личностями сравнивает себя Раскольников и почему?

  4. Кто, по мнению Раскольникова, относится к разряду гениев?

  5. Совместны ли, с точки зрения Раскольникова,гений и злодейство?

  6. К какому разряду людей принадлежит сам герой?

  7. В чем ошибочность теории Раскольникова?

  8. Какую роль в воплощении авторской идеи играют внутренние монологи Раскольникова?

  9. Что даёт право читателю считать, что теория Раскольникова рушится?


Задание с использованием исторических справок:

Вспомните, что вы знаете об исторической личности Наполеона ? Какую роль сыграла личность Наполеона в жизни России XIX века? Как отразился образ Наполеона в произведениях русских писателей?


Задание для самостоятельной работы:

Режиссёр-постановщик фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов говорит: «история Раскольникова – это история заблудшей души. Это развеянный миф о «сверхчеловеке», об избранных, которым всё дозволено».

1.Вы можете согласиться с тем, что Раскольников - «заблудшая душа»?

2.Вы можете согласиться с тем, что история Раскольников а – «это развеянный миф о «сверхчеловеке»?



Раскольников и «сильные мира сего». «Двойники» Раскольникова


Раскольников после убийства испытывает невыносимые душевные муки, страшное нервное потрясение. Раскольников «Терзался, мучился, впадал в бешенство. Стонал, припоминал, испытывал ужасный страх». Возникает страз одиночества, разобщенности с внешним миром.

Теория Раскольникова антигуманна. Убийство - страшное преступление, его невозможно рассчитать. Вместе со старухой-процентщицей Раскольников убивает добрую и смиренную Лизавету, одну из тех «униженных и оскорблённых», ради которых он идет на преступление.

Чтобы показать антигуманность, бесчеловечность теории Раскольникова, чтобы ее опровергнуть автор сравнивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым. Это люди «сильного мира сего». Именно такие как они являются виновниками всех человеческих страданий, унижают человека.

Лужин - равнодушный, расчетливый себялюбец. Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм. Нравственные понятия убогие и аморальные у Лужина. Его принцип жизни «возлюби прежде всего самого себя».

По такому принципу живет и Свидригайлов. Он считает, что таким как он все позволено. Эти люди уверены, что для достижения своих эгоистических целей они имеют право переступить через любые препятствия. через нравственные ценности.

Теория Раскольникова схожа с принципами жизни этих эгоистов. Сталкивая этих людей автор опровергает теорию Раскольникова о праве сильной личности. Раскольников испытывает отвращение к «сильным мира сего», он не может принять мир этих людей, и понимает, что их теории схожи.

У всех - у Раскольникова, Лужина, Свидригайлова – бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоутверждение за счёт других.

Поэтому наказание Раскольникова начинается еще до преступления. Душевные муки, страдания превратились в настоящую пытку. Раскольников осознает свою ничтожность, понимает бессмысленность своего преступления, крушения теории. Ложный путь, избранный Раскольниковым, ведет к нравственным мучениям, безысходности страданиям, к духовной смерти.


Вопросы и задания:

  1. Какие события в жизни Раскольникова стали решающими на пути его духовного возрождения?

  2. Какое место в системе персонажей романа «Преступление и наказание» занимает Порфирий Петрович?

  3. Образ Порфирия Петровича: почему его можно считать двойником Раскольникова?

  4. Какую роль в романе играют образы Лужина и Свидригайлова?

  5. Кто такой Лужин? Что мы о нём знаем?

  6. Какое впечатление о Лужине складывается у вас после прочтения письма матери?

  7. Что превыше всего ценил Лужин и почему его раздражал разрыв с Дуней?

  8. Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения из романа?

  9. Двойники Раскольникова: кого из персонажей можно считать двойниками героя?

  10. В чём заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

  11. В чем «двойничество» Сони Мармеладовой и Раскольникова?

Задание для самостоятельной работы:

«Лужин. Основное для него капитал и «дело». Этому отданы ум и чувства героя. Ум изворотливый, чувства извращенные. Способен для достижения своих целей на клевету, донос. Всё по расчёту, в том числе и брак. Как говорит автор, более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его».



Ю. Г. Кудрявцев. Три круга Достоевского.1979.

1. Дайте свою характеристику Лужину, обращаясь к тексту.

2. Можно ли встретить Лужина в наши дни? Чем он мог измениться, а что обязательно должен был сохранить чтобы остаться Лужиным?

Тесты по роману «Преступление и наказание»

Вариант I



  1. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы ради:

А) Семьи Мармеладовых в) оправдания своей теории

Б) Матери и сестры



2. Определите, портрет какой героини приводится: «Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

А) Дуня Раскольникова в) Девушка на мосту

Б) Соня Мармеладова

3. В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?

А)в Свидригайлове б) в Лебезятникове в) в Лужине



4. Кому принадлежат комнаты?

А) Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… походила как будто на сарай, имела угол, ужасно острый…; другой же угол был слишком безобразно тупой. Желноватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам.

Б) Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы… туалет с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках

В) Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стенки обоями…

1) Алене Ивановне 2) Соне 3) Раскольникову

5. С какого момента начинается наказание Раскольникова:

А)До убийства б) После убийства в) На каторге



6. Кто из героев романа по профессии юристы?

А) Порфирий Петрович б)Заметов в)Лужин



    7. Литературовед Б. Кузнецов пишет: «Произведения Достоевского полны действия, но, в сущности, это действие – эксперимент…»

    А) Как вы думаете, справедливы ли эти слова по отшошению к роману «Преступление и наказание»? Аргументируйте свой ответ.

    Б) Можете вы согласиться с тем, что в романе Достоевского действие носит характер эксперимента? Если да, то над кем или чем проводят эксперименты?

    8. Режиссер фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов говорит: «История Раскольникова –это история заблудшей души. Это развеянный миф о сверхчеловеке, об избранных, которым все дозволено.

    А) Вы сможете согласиться с тем, что история Раскольников – заблудшая душа ? Если да, то каковы причины такого превращения героя?

    Б) Вы можете согласиться с тем что история Раскольникова- это развеянный миф о <<сверхчеловеке>> ?

    9 <<Раскольников, в отличие от Наполеона, думал оправдать пролитую им кровь….>> (В.Л.Кирпотин)

    А) С чем связано и на сколько логично появление Наполеона в романе ?

    Б) Как и чем хотел оправдать Раскольников пролитую им кровь ? Удается ли, на ваш взгляд, это герою?



    10.Литературовед Г.А. Вялый пишет: <<… Родион Раскольников должен был совершить преступление и совершил его. Он был проведен к убийству <…> уже зараженный своей идеей, на каждом шагу встречает доказательства ее справедливости, жизнь развертывает перед ним картины, показывающие невозможность <<примирения со злом>> ?

    А) Можете вы согласиться с тем, что Раскольников <<был подведен к убийству>> ? Аргументируйте свой ответ.

    Б) Какой идеей <<заражен>> Раскольников? Эта идея как-то связана для героя с невозможностью <<примирения со злом>> ?

    11.Г.Н.Поспелов утверждает, что <<основная идейно-психологическая антитеза романа – рассудочные теории Раскольникова, ведущие к злу, и религиозно-нравственные порывы Сони, в которых так много добра>>.

    А) Как показывает Достоевский столкновение<<рассудочных теории Раскольникова>> с <<религиозно-нравственными порывами Сони>>?

    Б) Кто, на ваш взгляд, выходит в этом столкновении победителем?

    12. В одной из записных книжек Достоевского есть такая мысль: <<Женщина … если достойна того нравственно, всем равна, равна королям>>?

    А)<<Достойна>> ли, на ваш взгляд, нравственно Соня Мармеладова? Если да, то в чем достоинство ее нравственного поведения?

    Б) Могли бы вы утверждать, что Соня <<равна королям>>?

    13.<<Если трагедия Раскольникова – лишь трагедия совести, то как понять, что он, дважды убивший, грозится вновь обрушить топор на человеческую голову… И еще хуже…>> (В.Л.Кирпотин.)

    А) На чью грозится Раскольников ? <<обрушить топор>> уже после совершения преступления? Чем это вызвано?

    Б) На что еще был готов Раскольников?

    В) В самом деле,<< как понять >> такую <<трагедию совести>> героя Достоевского?



    14.Исследователь В.И.Кулешов считает, что в рассказе о следователе Достоевским изображена << отечески попечительная забота Порфирия Петровича о Раскольникове… Автор романа наделяет Порфирия Петровича некоторыми добрыми чертами…>>.

    А) Присутствует ли в разговорах Порфирия Петровича с Раскольниковым <<отечески попечительская забота>>? Обоснуйте свой ответ.

    Б) Можете вы согласиться с тем, что в образе Порфирия Петровича есть добрые черты?

    15.Литературовед У.Гуральник пишет:<<… не только личные боли и невзгоды терзают задавленного бедностью студента и не только нужда и страдание сестры и матери- его мучает нужда всеобщая,горе вселенское. Побуждения героя, таким образом, высоконравственные>>.

    А) Можете вы согласиться с тем, что Раскольникова терзают <<не только личные боли и невзгоды>>? Обоснуйте свой ответ.

    Б) Есть ли, на ваш взгляд, основания называть мотивы, побуждения героя к совершению убийства <<высоконравственными>>? Почему ?

    16.В записной книжке Достоевского есть такая мысль:<<Кто очень уж жалеет злодея ( вора, убийцу ) и проч., тот весьма часто не способен жалеть жертву его>>.

    А) Жалеет ли сам Достоевский своего Раскольникова? Как вы думаете, автору жалко старуху процентщицу? А сестру ее Лизавету?

    Б) Не противоречит ли, на ваш взгляд, приведенная выше запись тому, что рассказал ее автор в романе<<Преступление и наказание>> ?



Вариант II

  1. Теория «целых кафтанов» принадлежит:

    а) Раскольникову в) Лужину

    б) Лебезятникову г) Свидригайлову



  1. Определите, портрет какого героя приводится: «Это был человек лет 35, росту нижу среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстреженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно доброе и даже насмешливое».

    а) Залитов б) Разумихин в) Лужин

  1. Кто о Раскольникове отзывается так: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?

    а) Дмитрий Прокофьевич б) Петр Петрович

    в) Порфирий Петрович



  1. О ком идет речь: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он… чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало так тяжело и больно, что его так любят…»?

    а) Раскольников и Софья Семеновна

    б) Свидригайлов и Марфа Петровна

    в) Разумихин и Авдотья Романовна


  1. С какого момента начинается преступление Раскольникова:

    а) До убийства в) После убийства

    б) Во время убийства



  1. Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я … поклонился »,- как-то дико произнес он»

    а) «всем страдающим женщинам»;

    б) «всему страдающему человечеству»;

    в) «всем обиженным»;


  1. Исследовательница М.С Горячкина пишет: «Нищий студент Раскольников, пошедшая на улицу ради куска хлеба Соня … погибающая с детьми с голоду Катерина Ивановна думают и страдают не о хлебе насущном … а о поруганном самолюбии, о бездушии окружающего их мира, о невозможности существования со злом».

    а) Прокомментируйте это рассуждение исследовательницы. Можете вы с ним согласиться?

    б) Докажите, что герои, о которых говорит М.С Горячкина, думают именно о том, на что она указывает? Есть ли в романе «Преступление и наказание», те, кто думает только «о хлебе насущном»? Если да, то чем они еще отличаются от тех, кто об этом не думает?



  1. Е.Н Семенов утверждает: «Раскольников поставлен автором так, что он не может не пойти на реализацию своей идеи: для этого нужно, чтобы, до него был изменен мир. Он может, правда, испытывать колебания, но колеблется между бунтом и смирение вообще. Но смириться перед обществом означает примириться с тем, что объективно требует отрицания, бунтовать же значит нарушить объективные человеческие законы ».

    а) Справедлива ли мысль исследования о том, что Раскольников «не может не пойти на убийство»?

    б) Что в окружающей героя действительности, на ваш взгляд, «объективно требует отрицания»?

    в) Если согласиться с мыслями исследователя о «смирении» и о «бунте», то получается, что объективно у Раскольникова не выхода вообще?


  1. Режиссер фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов убежден в том, что «глубоко ошибаются те, которые считают, что обращаться к Достоевскому – значит оглядываться в прошлое».

    а) Каким предстанет «прошлое», его люди и идеи в романе «Преступление и наказание»

    б) Можете ли вы согласиться с утверждением Л. Кулиджанова? Аргументируйте свой ответ.



  1. Г. Н. Поспелов считает, что «Раскольников – человек, глубоко сочувствующий обездоленному люду, способный к стихийным демократическим стремлениям».

    а) Можете вы согласиться с тем, что «Раскольников – человек, глубоко сочувствующий обездоленному люду»? Если да, то на основании чего можно прийти к такому выводу?

    б) Что, на ваш взгляд, в романе Достоевского свидетельствует о способности героя «к стихийным демократическим стремлениям»? Есть ли какие-либо результаты таких стремлений Раскольникова?



  1. Писатель Д.С. Мережковский считал, что в «Преступлении и наказании» Достоевский «ставит вопрос»: «Спасет ли пролитая кровь?»

    а) Можете ли вы согласиться с тем, что такой вопрос поставлен Достоевским? Аргументируйте свой ответ.

    б) О каком, на ваш взгляд, спасении может идти речь в связи с романом «Преступление и наказание»?



  1. Литературовед Г.А Бялый утверждает: «… народные низы в «Преступлении и наказании» символизированы Соней Мармеладовой, она же прямо осуждает Раскольникова за гордыню, а ее устами говорят все «бедные, кроткие, с глазами кроткими», о которых с болью думает Раскольников. А «мужики наши», как язвительно замечает Порфирий Петровчи, для Раскольникова «те же иностранцы».

    а) Действительно ли Соня осуждает Раскольникова именно за «гордыню»? Как реагирует Раскольников на ее осуждение?

    б) Справедливо ли на ваш взгляд, утверждение, что «народные низы» символизирует собой Соня Мармеладова? Обоснуйте сове мнение.

    в) Как вы думаете, в чем отказывает Раскольникову Порфирий Петрович, когда говорит, что мужики для него- «те же иностранцы»?


  1. Исследователь В.В. Кожинов пишет: «И каморка, похожая … на шкаф и гроб, тоже пройдет через роман как необходимое художественное обстоятельство действия, вливающееся в общий смысл романа».

    а) Как вы думаете, что подчеркивается сравнением комнаты, где жил Раскольников, со шкафом и гробом?

    б) Можете вы согласиться с мыслью литературоведа о том, что эта деталь влияет на раскрытие общего смысла романа?



  1. «Осуждая убийцу Раскольникова, Порфирий Петрович, как и сам автор романа, не может отделаться от восхищения смелостью Раскольникова – бунтаря против человеческих страданий и несправедливости общества» (Г.М. Фридлендер).

    а) Можете вы согласиться с тем, что Порфирий Петрович «восхищается смелостью Раскольникова»? Что, на ваш взгляд, свидетельствует о том, что следователь видит в нем «бунтаря»?

    б) Каково отношение Достоевского к своему герою? Присутствует ли в этом отношении то, что можно назвать восхищением?


Итоговые вопросы по произведению «Преступление и наказание»


  1. Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы?

  2. В чем состоит «наполеонство» Раскольникова?

  3. Почему в сцене чтения Евангелия Раскольниковым и Соней редакции журнала, в котором впервые печатался роман Достоевского, увидела «Следы нигилизма» и потребовала ее изъятия?

  4. В чем состоит наказание Раскольникова?

  5. Прав ли Достоевский в своем суждении о герое времени?

  6. В чем суть внутренней борьбы Раскольникова до преступления?

  7. Каким образом повлияли на него встреча с Мармеладовыми в распивочной, эпизод с пьяной девочкой, письмо матери?

  8. С какой целью вводит Достоевский в роман сон Раскольникова перед преступлением?

  9. Почему теория Раскольникова изложена в романе после убийства?

  10. Почему Раскольников не вынес убийства нравственно?

  11. Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова?

  12. Что общего и различного у героя с Лужиным?

  13. Почему Раскольников пришел именно к Соне после убийства?

  14. Почему Порфирий Петрович не арестовал Раскольникова? Чего он хотел от него? Зачем в третий раз пришел к герою

  15. За что Раскольникова не любили на каторге? Чем объясняется его заболевание?

  16. Как вы думаете, почему Достоевский категорически отрицал, что он психолог, называя себя реалистом?

  17. Какое место в изображении героев занимает их внутренний монолог?

  18. Как вы докажите, что Достоевский – непревзойденный мастер диалога?

  19. Что нового внес Достоевский как художник в русскую литературу?



Темы сочинений по роману


  1. Гневное обличие мира насилия и несправедливости в романе

  2. «Их воскресила любовь»

  3. Христианские образы и мотивы в художественном мире романа

  4. Теория идеи Раскольникова и ее крах

  5. Образ Петербурга в романе

  6. Автор и герой в романе

  7. Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа

  8. Как развенчивается в романе теория Раскольникова

  9. Социальные и философские истоки теории Раскольникова

  10. Христианская концепция Достоевского и ее гуманизм в романе

  11. Бунт Родиона Раскольникова

  12. Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика

  13. Анализ человеческой психологии в романе «Преступление и наказание»

  14. Крушение и разочарование Родиона Раскольникова

  15. «Правда» Сони Мармеладовой

  16. Тема Внутренней свободы и несвободы в творчестве Достоевского

  17. Мастерство Достоевского в создании характера героя (на примере любого персонажа)

  18. Преступления Родиона Раскольникова

  19. О каком наказании идет речь в романе?

  20. Смысл названия романа «Преступление и наказание» Ф. М Достоевского.

Темы рефератов


  1. Смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

  2. Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

  3. Женские образы романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

  4. Значение снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

  5. Раскольников и его двойники в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

  6. Раскольников и Соня Мармеладова читают Евангелие (анализ эпизода романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

  7. Роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

  8. «Маленький человек» Мармеладов Ф. М. Достоевского и Акакий Акакиевич Башмачкин Н. В. Гоголя (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и повести Н. В. Гоголя «Шинель»).

  9. Мистический реализм Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»).

  10. «Преступление и наказание» - христианский роман.



Литература


1. Белкин А. «Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Разборы и анализы.-М.,1969.

2. Золоторёва И.В. Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс, 2 полугодие. -М.:ВАКО,2009.



3. Фогельсон И.А. Литература учит. 10 кл. Книга для учащихся. - М., Просвещение, 1990.


Каталог: doc -> education -> metodica -> 2013
doc -> Малярова Татьяна (гобой)
doc -> Г. Х. Андерсен писал:,,Да, мой отец был честным ремесленником, всему, чего я достиг, я обязан самому себе, а не деньгам или происхождению. Думаю, что я в праве этим гордиться
doc -> А. С. Пушкин в свое время внес большой вклад в духовную сокровищницу Украины и ее народа
doc -> Сто восемь минут…
doc -> Коммуникативная стратегия славянофильского журнала «русская беседа» (1856-1860 гг.) 10. 01. 10 Журналистика
doc -> Александр II и отмена крепостного права в россии объект исследования
doc -> Установите соответствие между войнами, которые вела Россия и мирными договорами. Ответ оформите в виде таблицы
2013 -> Творчество писателей

  • Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского
  • В Петербурге Ф.М.Достоевского или «Лик мира сего»
  • Мир «Униженных и оскорблённых» в романе «Преступление и наказание»
  • Философская причина преступления Раскольникова
  • Раскольников и «сильные мира сего». «Двойники» Раскольникова
  • Тесты по роману «Преступление и наказание»
  • Итоговые вопросы по произведению «Преступление и наказание»
  • Темы сочинений по роману
  • Темы рефератов
  • Литература