Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Составление биографической схемы




Скачать 332.74 Kb.
Дата25.06.2017
Размер332.74 Kb.




СОСТАВЛЕНИЕ БИОГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЫ
Первый этап относительно несложен и заключается в занесении в схему биографических данных. Сначала можно работать карандашом, поскольку только позже мы начнем осознавать по-настоящему значимые события, которые тогда заменят ранее записанные. Это длительный процесс.

Прежде всего надо сказать, что записи надо вести на отдельных листах бумаги, которые могут вместить больше информации, чем это позволяет предназначенное для них место биографической схемы. Позже мы выберем те события, которые окажутся важными. Значимость некоторых событий очевидна сразу. К таким событиям относятся несчастные случаи, болезни, встречи, осознанные как кармические знаки (подобные тем, о которых говорилось в шестой главе, или такие, которые сразу оказывают влияние на нас). Роль других событий в нашей жизни мы понимаем значительно позже, когда говорим: «Теперь я понимаю, что это значило!» или «Все это началось тогда!»

Что касается ранних лет, то записи родителей на левой стороне биографической схемы могли бы оказаться полезными в будущем их детям. Впоследствии схема может стать важным подарком молодому человеку, готовому вступить в бурное течение возраста вопросов и открытий. Она поможет ему сохранять бдительность у рулевого колеса, чтобы он мог двигаться вперед в верном направлении, и обеспечит его поддержкой, показывая очертания берегов, которых он может достичь. При просматривании ранних периодов жизни в поздние годы очень хорошо иметь записи о прожитых годах, которые иначе могут затеряться в глубинах памяти.

Колонка возраст/год показывает динамику: прожитые годы, уже исполнившийся возраст. Время уходит от нас, мы входим в определенный возраст. Год, соответствующий возрасту, вписывается в схему: рядом с датой года остается место для заполнения. Точка или черта может обозначать день рождения, так как схема начинается с первого января года рождения. А возраст означает возраст в соответствующий момент времени, то есть «мне идет 48-й год», а не «мне 48 лет», что означало бы «я уже прожил 48-й год жизни и мне идет 49-й». Таким образом, и дата и возраст употребляются в одном и том же значении.



group 258


line 169line 171


line 176

Сверху биографической схемы вместе с местом и временем записываются обстоятельства и особые моменты рождения. Несмотря на то, что их полное значение нельзя осознать до поздних лет жизни, тем не менее, то, как человек входит в жизнь может дать ранние указания об общих тенденциях биографии.


Аспекты и факторы.
Все элементы биографии относятся к той или другой из следующих, категорий или аспектов, каждый из которых относится к одному из членов четырехчленного человека в соответствии с описанием, данным духовной наукой. Это следующие категории:

- аспект физического тела: естественная среда обитания, включая физическое тело, в котором он обитает.

- жизненно-эфирный аспект: образ жизни и социальное окружение, включая здоровье и наклонности темперамента.

- душевно-астральный аспект: жизнь эмоций и чувств, симпатии и антипатии, например, душевное окружение и элементы сознания.

- духовный (Я) аспект: события или переживания, формирующие индивидуальную судьбу; они могут являться под разнообразными масками: в образе людей, несчастных случаев, кризисов, путешествий, так называемых счастливых случаев и др.

Каждый из этих аспектов вносит свой особый рисунок в картину биографии и вписывается в одну из четырех колонок.



В первой колонке записывается физический аспект биографии: географическая среда, или та деятельность, где необходимо физическое присутствие: места проживания (дом, город) и путешествий, посещаемые школы, работа (так как на физическом уровне она является поддержкой для существования физического тела). Все это наши «следы» на земной поверхности. Здесь можно отмечать характерные физические параметры: вес, рост, внешний вид и др.

Во вторую колонку заносятся жизненные аспекты биографии: люди, с которыми мы живем (семья, товарищи по комнате) или с которыми мы тесно связаны (учителя, друзья, приятели) – компания, в которой протекает наша жизнь. Также длительные спутники жизни: привычки, такие как ранний или поздний подъем, курение – когда начали и бросили) и др. Здоровье и болезни - поскольку они отражают ощущение благополучия. Болезни и жизненные кризисы, которые глубоко затронули нашу жизнь, когда их значение окончательно понято, следует записать в четвертой колонке (колонке судьбы). От этих более внешних аспектов перейдем к аспектам внутренней жизни.

В третьей колонке записываются душевные аспекты: все, что нас привлекает или отталкивает, наши симпатии и антипатии, в эмоциональной сфере и в сфере идей, жизненные интересы, длительные душевные настроения и др. Сюда относится наше образование, учеба, интересы, политические взгляды и членство в партиях, значимые прочитанные книги, жизненные модели, которым мы следуем и идеалы, освещающие наш жизненный путь. Из этого «потока осознанных» моделей появится душевная атмосфера.

В четвертой колонке отмечаются события, которые проясняют работу кармы: их наше высшее Я доводит до нашего сознания - мы их делаем себе сами. Сначала надо научиться узнавать подобные события: требуется время, чтобы скрытое значение события обнаружило себя и требуется мужество, чтобы принять его послание.

Некоторые заболевания приводят к радикальным, длительным изменениям в отношении жизненных привычек или физического тела, другие болезни, отстраняя человека на длительный период времени от ежедневных обязанностей, позволяют изменить взгляды и пересмотреть прошлый курс жизни, последовать более значительным стремлениям. Множество великих социальных инициатив появились из таких болезней, которые можно считать благодеянием под обманчивой маской.

Так называемые несчастные случаи являются наиболее очевидными примерами ударов судьбы. Замечательным примером может служить жизнь Jacques Lusseuran – ослепнув в результате несчастного случая в возрасте восьми лет, в подростковом возрасте он становится лидером французского подпольного сопротивления. Его рассказ об этом в автобиографии «And there was light» полон осознанности и благодарности за несчастный случай, посланный судьбой.

Значительно реже нами осознается тот факт, что удачное избежание несчастного случая является таким же важным: выжить в автомобильной катастрофе – случайность, связанная с перспективой судьбы. В результате происходит поворот в течении судьбы, даже если он осознается нами значительно позже. Если внимательно посмотреть на последствия, становится очевидным, что это была не простая удача, а деяние судьбы, которое привело к качественно иной жизни, человек возродился к новой жизни.

Некоторые люди, появляющиеся в нашей жизни, сильно влияют на ее ход: одни становятся моделью для подражания, другие - мешают. Эти последние, фактически, помогают разбудить волю, предоставляя необходимое противодействие. В пример можно привести школьного учителя. С одной стороны, замечательный учитель, который в качестве идеала становятся моделью для подражания ученикам в отношении взгляда на мир и способов проявления себя в мире. С другой стороны, недалекий учитель, чья неумелость является препятствием, которое надо преодолевать.

Происходят также случайные встречи, когда в случайном на первый взгляд разговоре, нечаянно услышанное замечание долгое время приносит плоды в жизни или радикально меняет ее.

Брак также иногда может быть чем-то большим, чем просто важными взаимоотношениями в жизни, иногда в жизненном спутнике находят коллегу, двое разделяют кармическое задание, значение которого выходит за пределы индивидуальной судьбы. Примером являются известные исторические пары.

В четвертой колонке также можно отметить кармические дары, которые мы несем: способности, наклонности, таланты.

Факторы, формирующие биографию, можно также рассмотреть в отношении к четырехчленному человеку. Классическая пара природа - воспитание может быть расширена таким образом: характер и наследственность как физический фундамент, характер и воспитание – для жизненного окружения, обстоятельства и благоприятные возможности, которые окружают стремления души, мотивации и задачи, воспламеняющие Я.

В целом четыре колонки будут показывать следующее:




Физическое

Жизненное

Душевное

Я

аспекты

Места

Работа


Внешний вид

Семья

Друзья


Здоровье

Привычки


Симпатии/антипатии

Образование

Учебы

Интересы


Идеалы

Кризисы

Болезни


Несчастные случаи

Таланты


Особенности

факторы

природа и наследственность

природа и

воспитание



обстоятельства и возможности

мотивации и

задачи




Существование во времени.
В первой главе ход человеческой жизни рассматривался с разных точек зрения: три фазы развития тела, души и духа; последовательность рождений в семилетиях; влияние предшествующих и последующих периодов на текущий период; две половины жизни. Метаморфозы человеческой жизни были проиллюстрированы образами появления цветка и бабочки. Из этих образов цветка или бабочки появляются основные модели: полярность, созидание (усиление) и трансформация (метаморфозы). Биографическая схема, существуя во времени, следует этим основным паттернам.

Полярность. Две половины жизни: молодость и зрелость, время построения физического тела и время построения духовного тела, время получать и отдавать, годы подготовки и годы творчества, формы великой полярности инкарнации и экскарнации, обрамленные воротами рождения и смерти. Эта полярность, уравновешенная на 32-ом году жизни, включает только годы, которые связаны с требованиями кармы. В биографии это соответствует полярности расположения внутренних и внешних планет. Годы после 63-х лет, управляемые другим аспектом судьбы, объединяются в рамках этой полярности в форме, которая будет рассмотрена позже.

Созидание (усиление). В рамках каждого из периодов 7, 21, 63 и 84 лет осуществляется постоянная работа по созиданию. Она идет от более физической к более духовной, от более внешней к более внутренней.

Семилетний цикл является основным строительным блоком в хронологической структуре биографии, он впервые упоминается в пятом веке до нашей эра Гиппократом. Созидательный процесс в семилетнем цикле, идущий от рождения к свершению, можно видеть на примере первого семилетия. Здесь созидание достигает своей кульминации с завершением построения физического тела (знаком служит появление твердых зубов), которое образует основу для внутренней жизни ребенка: высшее, более внутренне рождение становится возможным. С этого момента вместо обучения через подражание своему внешнему окружению, как это было прежде, ребенок учится через свой собственный внутренний опыт по мере того, как он строит внутреннюю душевную среду. Базовый семилетний цикл выделен в биографической схеме последовательностью цветов радуги: начиная с связанного с землей красного до прозрачного, духовно-интимного фиолетового – или от инфра- к ультра- на языке физиков.

В ходе семилетий можно отметить процесс созидания в трех формах. Семикратное развитие: физическое, эфирное, астральное тела, затем душевная организация, в которой живет «Я», затем Самодух, Жизнедух и Духочеловек. Этот ход развития выделен на биографической схеме с помощью планетарных символов и словами в колонках. Тем не менее, если три душевных аспекта (ощущающий, рассудочный и сознательный) рассматривать отдельно, тогда мы имеем девятикратное развитие. Рассмотрев еще и последнюю группу из трех семилетий. Мы получим двенадцатикратное развитие.
group 278

Прибавляя периоды по 21 году до 63-х лет мы видим три этапа развития: от физического тела к душе и духу. Если, однако, мы рассмотрим четыре группы по 21-му году до 84-х лет, то каждый период проявляет качественные характеристики четырехчленного человека: физического, эфирного, астрального тел и «Я».

Явное противоречие по отношению к предыдущим трем группам исчезает, когда мы рассмотрим физическое, эфирное и астральное тела как физическую основу, построенную к 21-му году. Наиболее драматические, длительные жизненные события происходят в периоде душевного строительства от 21 до 42-х лет. Это годы метаморфоз, наиболее динамичная стадия жизни. Этот душевный период (от 21 до 42) в 21-летнем ритме (от рождения до 84-х) соответствует периоду эфирного тела (от 7 до 14) в более коротком ритме (от рождения до 21-го) развития трех тел. С42-х до 63-х лет происходит духовное строительство, когда становится возможным пробуждение Самодуха, Жизнедуха и Духочеловека. Это соответствует юношескому возрасту от 14 до 21-го, в это время фундамент для более позднего духовного развития закладывается в астральном теле через пробуждение внутренней жизни, независимого мышления и морального чувства.

В четырехкратной последовательности из четырех групп по 21-му году в возрасте от рождения до 84-х лет три таких периода (0-21, 21-42, 42-63) являются «основными» ступенями, на которых происходит кармическое освобождение и человек потенциально становится «дитем Бога», точно также как в 21 год «Я» появляется в одеянии новорожденной душевной организации. «Годы милосердия (благодати)» от 63-х до 84-х могут соответствовать годам «Я» при четырехкратном развитии. Эти темы будут рассмотрены далее в этой главе.

Из вышесказанного видно, что один и тот же период жизни можно разными способами сопоставлять с другими жизненными периодами. То же можно видеть в музыке: один и тот же звук имеет разное качество или играет разную роль в той или иной музыкальной пьесе в соответствии с тональностью, в которой создана пьеса. Подобным образом любой жизненный период может иметь более чем одно значение в соответствии с выбранной последовательностью, на которой основана интерпретация. Данный аспект следует иметь ввиду, когда интерпретируется биографическая карта, поскольку он придает биографии характер симфонии: темы судьбы следуют одна за другой, глубоко проникая друг в друга или переплетаясь в гармонии или дисгармонии, что звучит в четырех аспектах, показанных в биографической схеме.

Метаморфозы (превращения). В течение трех душевных периодов (21-42) человек достигает глубочайшей точки инкарнации в тигле суровых душевных испытаний. Здесь под трансформирующим огнем Солнца и конденсирующей (уплотняющей) силой Земли, расплавляется старое и выковывается новое. Полученные ценности, которые помогали обрести форму и «опуститься на землю», должны быть сейчас переработаны в творческие, поднимающие убеждения. Тело медленно сгорает и высвобождается дух. То, что Чувственно понималось благодаря «крещению огнем», появляется как сознание, способное выдержать духовное существо, чтобы Высший человек мог родиться.

В возрасте 28-30 лет человек может решить в глубине своего существа хочет ли он нести ответственность за свое собственное развитие - это кризис 30-ти лет. Затем, часто около 33-х лет, драматические события могут сказать ему, что Ангел покинул его в точке глубочайшего падения, точке сильнейшей связи с землей. Достигнута критическая температура для внутренней трансформации: “внутренняя смерть” в 33! Затем возникает импульс для восхождения. В Мистерии Голгофы Христос осуществил архетип человека. Благодаря ей для человечества был открыт обратный путь в Рай. Силы падения “Древа познания и смерти” благодаря деянию Христа были замещены силами восхождения “Древа жизни и любви”. Через это внутреннее переживание смерти новые жизненные силы от внутреннего Солнца поднимут человека из кипящего горшка туда, где в 35 “он «пересекает так называемый мост. Здесь мир, откуда он пришел, удаляется и здесь он рождается к новому миру”. Сейчас он «выворачивается наизнанку».

Эта метаморфоза, происходящая в поворотной точке жизни в глубине “тигля суровых испытаний»” благодаря силам существа Христа, является центром серии метаморфоз и знаком начала обратного хода биографии. После этого высшие человеческие принципы - Самодух, Жизнедух и Духочеловек - могут пробудиться от сонного состояния Спящей сказочной красавицы, и человек может приблизиться к Иерархиям по собственной инициативе. Брачное торжество начинается.
Ритмы и модели.
В биографической схеме указаны следующие ритмы: это ритм из трех семилетий (21 год), девяти семилетий (63 года) и двенадцати (84 года); периоды по двадцати одному году; это периоды по 2 и треть года; и ритм лунных узлов – 18,6 лет (18 лет семь месяцев и четыре дня). Исследуем два еще не обсуждавшиеся аспекта: это качественно похожие годы в различных семилетиях и ритм 2 и треть года.

Годы, находящиеся в последовательности на одном и том же месте, имеют похожие характеристики. Поясним сказанное: первый год в каждом семилетии является годом рождения тела (первый, восьмой, пятнадцатый годы жизни), души (22-й, 29-й и 36-й), или годом пробуждения высших членов человека (43-й, 50-й, 57-й). Средний год является годом кульминации: например, в третьем жизненном периоде (возраст 14 – 21) молодой человек, после окончания 18-го года, готов взять значительную степень социальной ответственности – это реальное осуществление возраста независимости. В 32 года жизненный кризис стучится в дверь души. В 60 лет человек, потенциально, достиг духовной зрелости и реально может нести общественную ответственность, ответственность за своих людей здоровым, практическим образом. (Как свидетельствует история 60 лет - возраст, в котором человек получал право стать римским сенатором способным размышлять с мудростью реального практика, чтобы не вверять судьбу нации духовно незрелым). Седьмой, завершающий год, как это наиболее ярко видно по зубам около семи лет или по готовности организма к воспроизведению в возрасте около 14-ти лет, знаменует готовность организма к новой стадии. В каждом семилетии годы следуют в в последовательности по качеству и влиянию подобной той, в которой следуют семь семилетий, управляемые различными планетарными сферами. В упомянутых выше годах соответствующее влияние Луны, Солнца и Сатурна вполне очевидны: для восприимчивого наблюдателя любой год Луны качественно отличается от года Солнца или Меркурия, то же можно сказать и относительно других лет.

Цвет, использующийся для обозначения года в семилетней последовательности, имеет и другую функцию: он напоминает об отличительном качестве года или, скорее, развивает чувствительность к подобным качествам года. С одной стороны, он дает понимание данного качественного аспекта, с другой стороны, - возможность размышлять более иммагинативно. Так мы можем приблизиться к живой иммагинативной картине: «У меня голубой год» - о 26-м, 47-м годах, «У него красный год» - о 8-м, 43-м. Это будет скорее «увидено», чем подумано.

Второй аспект – ритм в 2 и треть года. В границах каждого семилетия существует полярность между первой третью и последней третью из двух целых и одной трети года. В первой главе во второй части обсуждалось влияние, которое прошлое и будущее оказывает на настоящее, в виде чего-то оставшегося из прошлого или чего-то намечающегося, приходящего из будущего, разделяя каждый период времени, в нашем случае семилетие, на трети. Этот принцип был проиллюстрирован для второго периода жизни. Через цвет это показано в полярности более теплых тонов красного в конце диапазона и более холодных тонов голубого, оставляя в центре яркий контраст между голубым и желтым и их переходом в зеленый. Это не случайно соответствует качествам планет: внутренние планеты – теплые краски, внешние планеты – холодные тона. Таким образом, последовательность из трех периодов по два с третью года повторяет в границах семилетий трехкратный ритм, существующий внутри периодов 21-го и 63-х лет.

На схеме можно заметить что лунные узлы имеют тенденцию попадать в точку, соответствующую трети семилетия (для первых двух) или трети 21-летних периодов (для следующих двух узлов). Хотя это происходит не строго точно, это указывает на связь между двумя ритмами. Период два и треть года содержит ровно 28 месяцев. То, что работает в физическом и эфирном организмах, в водных и репродуктивных процессах, как лунный ритм 28-ми дней, кажется работающим здесь тоже. Но здесь это работает внутренним образом и в большем цикле - месяцы вместо дней, осуществляя лунный ритм в рамках основных эволюционных периодов по семь лет. Здесь появляются разрезы, через которые может войти новый импульс. В третьей и девятой главах рассматривался момент, когда ребенок впервые называет себя Я, что происходит в возрасте около трех лет. Тогда в человека входит люциферический поток, вызывая первую стадию индивидуального самосознания, снимая защиту Высшего Я, которое работает с космической мудростью… (которая) начинает затемняться и в обмен человеческая душа получает сознание».

group 287

Следующий разрез через два с третью года появляется в пять лет и приносит импульс к появлению вопросов, период бесконечных «Почему?», когда ребенок пытается расширять свое познание мира и жизни, что указывает на подготовку к шагу за пределы семейного окружения. Следующие два разреза появляются: в девять и треть лет, когда ариманический поток входит в человека, что приводит к концу стадию подражательную стадию, появляется интеллектуальная сила благодаря которой мы начинаем отъединяться от мира; и в 11 лет и две трети года впервые появляются объективный, беспристрастный интерес к миру. В другие периоды можно найти другие разрезы, как это было сделано ранее для периода от 28 до 35, где кризис имеет тенденцию случаться около 31 и 33-го годов. Таков самый маленький ритм в биографии, составляющий два и треть года.

Таким образом, в карте можно прочитать гармонические ритмы из двух целых и одной трети года, семи лет и двадцати одного года.


Имеющиеся в биографической схеме паттерны, составляющие своего рода скрытую основную структуру архетипа, распадаются на три категории соответственно природе организма, существующего во времени: модели полярности, созидания и превращения. Многие аспекты этих моделей уже описаны и проиллюстрированы в книге. Далее они суммируются и организуются соответственно их смешанной природе; будут указаны некоторые новые аспекты.

ПОЛЯРНОСТЬ. Наиболее ярко видна в картине, изображающей две половины жизни. С левой стороны находится все, что мы получаем, с правой – все что выполняем. Слева перспективы юности, справа свершения зрелого возраста. То, что получено как подарок должно быть переработано и отдано обратно. В середине грань симметрии: Человек переходит в 35 по Лунно-Солнечному мосту после того, как он начал подъем из кризиса в 33 года. Это основной принцип биографии.


group 317

Множество форм, через которые проявляется основная полярность в биографии, можно описать с помощью разнообразных терминов, с разных углов и на разных уровнях. Примером могут служить три великих идеала, показанных в биографической схеме. Великодушие: познается в детстве, претворяется в жизнь в старости. Красота: удовольствие от жизни или от созданного образа жизни. Истина: идеалы впитываются, идеалам следуют. В человеке: воля юности, мудрость зрелости. Люцифер в юности, Ариман в зрелости. Человек и Мир: себя открывают в мире, мир открывают в себе; мир формирует личность, личность преобразует мир. В обществе: воспитание через общность, создание новой общности; либеральность/консерватизм; получение образования, выполнение работы в обществе. С левой стороны карты будущие цели уже работают, с правой стороны появляются результаты прошлых деяний. Работая с полярностями нельзя забывать, что каждая полярность в действительности нуждается в некоем третьем, независимом элементе. Это предусматривает границу симметрии, точку метаморфоз или гармонизирующую функцию серединной сферы, хотя существует тенденция, рассматривая полярности, игнорировать этот третий элемент. Приведенная выше диаграмма суммирует эти аспекты.

Для тех, кто учится «смотреть сразу», в момент, когда происходит событие (периферийное видение), жизненная схема начинает объединяться с Живой картиной жизни, в противоположность разделенному во времени взгляду на события и развитию размышляющего мышления.

Зеркальные отражения. Относительно структуры двух половин жизни: может быть прояснена иная сторона, имеющая важное значение для социальной жизни. Первый период от рождения до семи лет отражается в девятом периоде (возраст 56 - 63 года), второй период (возраст 7 – 14 лет) отражается в восьмом периоде (49 - 56), и третий период от 14 до 21 года отражается в седьмом семилетии (42- 49 лет). Глубокое сродство существует между этими группами периодов. Мы имеем дело с возможностью для старшего поколения действительно понять жизненный опыт, внутреннюю жизнь молодого поколения и в соответствии с нуждами последнего получить указание на то, что должно быть достигнуто в соответствующем более позднем периоде жизни. Когда соответствующий возраст достигнут, человек становится способным, так сказать, сознательно войти в душу ребенка или юноши, внутренне отобразив молодые внутренние жизненные переживания. До этого возраста мы можем только логически отследить их, делая предположения через внешнее исследование детского поведения.

Таким образом, чтобы стать действительно эффективным в преподавании в высшей школе, человек должен пройти период развития Самодуха или по крайней мере в нем находиться, то есть быть старше 42-х лет. Подобным образом в начальной школе дети нуждаются в понимании, внутреннем питании силами, инспирированными Жизнедухом. Дети детского сада расцветают наиболее гармоничным путем под любящей заботой тех, кто уже инспирирован Духочеловеком и является возможным прадедушкой или прабабушкой для них. Схематично это можно отобразить следующим образом:

0

Рождение


Подражание 63

Самоотверженность и любовь как образец.

Исследование образа человека

Архаи


7

Ученичество 56

Энергичность и рассудительность вдохновляют и побуждают к действиям

Исследование радости жизни Архангелы

14

Независимость 49



Инициатива и руководство чувствами

Поиск смысла жизни Ангелы

42

То, что здесь упоминалось как обучение не является зубрежкой информации или приобретением навыков – что, к несчастью, мы называем образованием в современные дни. Имеется ввиду истинное значение этого понятия: оно воодушевляет, призывает проснуться к жизни спящую духовную природу ребенка. В современном мире игнорирование этого в течение длительного времени имеет бедственные последствия для индивидуальной жизни и общества, тем не менее истинное значение может быть признано и широко распространено в области образования.

В личных отношениях в семейной жизни и их последующем включении в общественную жизнь, это означает, что дети нуждаются в бабушках и дедушках в семейной жизни: не для того, чтобы быть избалованными ими, но потому что они могут внести здоровое равновесие в элементы архетипа жизни. Старая восточная пословица предостерегает против потенциальной опасности для жизни общества: если нет стариков с их советами и насмешками, то деревне советуют приобрести их. Что касается структуры общества, то последствия неправильного понимания самой основной сущности человеческого развития очевидны: фундамент социальной структуры, которая строится в первой трети жизни, подрывается и естественный процесс нарушается. Старое поколение, не вступающее в общение с детьми, не может отдать, а молодое поколение не может получить. Среднее поколение, не получившее в свое время, живет в страхе старости.

Взглянем по другим углом: развитие тела, души и духа следует одним и тем же жизненным руслом, но в противоположных направлениях. С земной точки зрения тело движется в направлении от рождения к смерти: подобно растению, оно растет и достигает своей наивысшей точки во время цветения в средние годы, после чего начинается угасание. Дух, если смотреть с духовной стороны, идет от смерти к рождению, момент физического рождения переживается в духовной сфере как расставание, переход через порог, смерть; затем в кризисе середины жизни он достигает своей низшей точки в инкарнации, дальше идет подъем, кульминация наступает в сияющий момент, когда благодаря физической смерти происходит рождение в духовной сфере.

Душа участвует в двух противоположных путях. Для тела и духа ворота рождения и смерти являются периферией, началом и концом биографии. Для души они - центр биографии, в средние годы жизни происходит поворот от внешнему к внутреннему. Душа не просыпается полностью к своему потенциальному Я до тех пор пока не «умрет», она не становится полностью индивидуальной до тех пор пока не родится в кризисе середины жизни в 33, когда двое ворот открыты в жизни души.


ТЕЛО ДУША ДУХ

Значение этого душевного аспекта для полного понимания и исполнения жизни на Земле подчеркнуто словами Гете. «Пока ты не утверждаешь: умри и стань, ты только беспокойный гость на печальной земле».

СОЗИДАНИЕ (рост). Постоянный рост или интенсификация, происходящие в ходе человеческой жизни в развитии различных аспектов тела, души и духа от рождения до 63-х лет, когда с завершением периода Духочеловека, заканчиваются определенные кармой для человека годы, детально описаны в этой книге с различных точек зрения. Здесь мы добавим только один аспект частного случая «свободных лет» (после 63-х), когда человек становится потенциально «дитем Бога». Этот жизненный период объединяет аспекты роста, полярности и зеркальных отражений, не найденные в других жизненных периодах, и они не являются в строгом смысле частью архетипического развития, которое обсуждалось.

После 63-х лет человек, исполнивший кармические требования, вписанные в его жизненную карту до рождения, может окончательно родиться в истинно человеческом смысле. Освобожденный от требований личной кармы, он может посвятить себя как «духовно свободный человек» задачам, касающимся жизни человечества и сотрудничать с духом времени. Это идеал, которым можно вдохновляться в этот действительно творческий период, тогда творчество не обязанность, некое данное задание, а свободный выбор, оно имеет моральную природу.

В этом смысле можно сказать, что жизнь начинается в шестьдесят, как было заключено в статье «Minites, Magazine of Nationwide Insurance», доставившей старому поколению «несколько приятных слов от исследователей, рассмотревших жизни 400 известных человек: выдающихся политических деятелей, художников, поэтов и писателей. Тридцать пять процентов их величайших достижений приходится на возраст от 60 до 70-ти, двадцать три процента на возраст от 70 до 80 лет, и восемь процентов на возраст старше 80 лет. Другими словами 66 процентов величайших мировых работ сделано людьми старше 60-ти лет. Этот род новой духовной жизненной энергии, юности духа не является просто пережитком прошлого, прошлой кармой, здесь могут быть только достижения долгой прожитой жизни и трудной работы. Это является действительно важным для нашего времени. Эти свободные творческие люди пришли к творческой активности в старческом возрасте, юности духа.

Хронология Фауста Гете говорит: из интереса к теме, возникшего в 21 год последовал начальный фрагмент Предфауста, написанного на 24-м году, и Фауст: фрагмент, написанный и опубликованный на 41-м году (1790); первая часть Фауста была завершена и опубликована на 59-м году (1808). После этого он начал вторую часть Фауста, которая закончена им только на восемьдесят втором году жизни (1831) и опубликована двумя годами позже, после его смерти.

После 63-го года начинается новое качественно иное жизненное развитие. До этого течение жизни выглядит как спуск и восхождение в форме «космической ванны». В биографической схеме последний период в 21 год расположен между спускающимися и восходящими 21-летними периодами в начале и конце. Таким образом, большое жизненное движение начинается с момента рождения и после 63-х возвращается обратно в величественной спирали, знаменуя новое рождение на высшей ступени с началом 64-го года. Подобно тому как первое кармически-ограниченное физическое рождение ведет в Солнечные годы середины жизни к внутренней душевной смерти и возрождению в тридцать три, также это третье рождение в конце кармических лет в 63 года, очевидно, ведет к реальной Солнечной сфере, в которую человек входит через ворота физической смерти. Он возвращается домой после жизненного путешествия. Его земная биография подходит к концу, вместе с этим он имеет другие годы, его духовную жизнь между инкарнациями, «жизнь после жизни».

Последний период из 21-го года (возраст 63-84) был упомянут ранее в главе как соответствующий ступени Я в четырехкратном развитии: физической, эфирной, астральной и эго стадии. Человек вступает в период независимости от кармических требований также как юность, достигая независимости к 21-му году, входит в Солнечный период середины жизни (21-42).

Таким образом, годы от 63 до 84 являются зеркальным отображением среднего возраста от 21 до 42-х. Первый период от 63-х до 70-ти отражает период 21-28-ми лет, и является временем приключений, открытия мира в пенсионные годы; это поиск приключений на новом уровне.

Следующий период, 70-77 лет, отражает период 28-35 лет. После тридцати развитие становится возможным: наступает кризис и через дверь «умирания и становления» можно начать путь восхождение после 35-ти лет. «Разрез» после первых двух с третью лет (на 31-м году) подобен возрасту, соответствующему средней протяженности человеческой жизни, 72 года, отмеченные Солнечным освобождением звезды рождения. Это попадает на первую два с третью года периода 70-77 лет.


Человек, оставив позади вторую треть этого периода, в середине своих семидесятых, может пережить возрождение творческой энергии, второе дыхание, которое принесет ему в конце 70-х и 80-е годы обновление внутренних жизненных сил. Тогда часть истинного Я человека становится видна окружающим. Целительное присутствие и тепло, мягкий свет или пламенный энтузиазм для новых начинаний, тех которые будут достигнуты в 80-е годы, являются источником вдохновения для всего остального. Это духовный уровень последнего периода в 21 год. Наполненный любовью свет и юношеский энтузиазм выдают близость к Солнцу. Предварительно эта близость переживалась в кризисе середины жизни, сейчас она проживается как будто с высоты на восходящей структуре: это окончательное исполнение обещаний кризиса 33-х.

Это замечательное спиральное движение четырех периодов из 21-года, которое, благодаря своей форме, отображает себя трехкратным образом, имеет отношение к Солнцу. Оно берет начало в Солнечной сфере до рождения, когда от периферии Солнечной сферы индивидуальность, духовно уплотняясь, входит в земную сферу через ворота физического рождения. Оно заканчивается в центре Солнца, когда физически заново входят в сферу Солнца через точку смерти.

Кармически-свободные годы (63-84) по другому соотносятся с полярными третями (0-21 и 42-63) кармически-управляемого периода. После 63-х человек входит в потенциально наиболее свободный жизненный период, с внешней точки зрения он достигает обычного пенсионного возраста. Теперь либо он пойдет по прогрессивному пути жизни и будет полностью использовать обстоятельства и новые возможности, появляющиеся на его пути, или он не примет вызов и пойдет по регрессивному пути: остановка невозможна. Если человек окажется способен к внутреннему обновлению, заново родившись после 63-летней беременности, тогда это проявится так, как будто происходит повтор на более высокой ступени (при спиральном движении упомянутом выше) ранних лет левой стороны биографической схемы. Если это происходит, то хотя человек становится свободным от влияния планетарных сфер он, так сказать, уже прошел через них, тем не менее он может воспользоваться целительными силами, проходя над ними снова, теперь – над двумя сферами сразу. Положение периода, направленного к Солнцу, на схеме между двумя двадцатиоднолетними периодами, между внутренними и внешними планетами, делает это отношение очевидным.

Сначала приходит новое детство: создается «тело» жизненных привычек, происходит знакомство с новой общественной деятельностью, часто - новой среде. Затем активируются новые жизненные силы и с неподдельным переживанием удовлетворения от старости часто к человеку приходят новые интересы к учебе – многие посещают учебные заведения – или наступает новая творческая деятельность. В конечном итоге восьмидесятилетние юноши, взволнованные мудростью могут в новом бунте против затвердения старых социальных и культурных форм, встряхнуть их новыми идеями, вытянутыми из сферы ангелов, к которой они ближе всего.

В подобных случаях ощущаются позитивные влияния, источающиеся из планетарных сфер: с Луны приходит общее направление нового стиля, тогда как Сатурн усиливает почтительность к жизни и моральную высоту. С Меркурия приходят исцеляющие силы, прививающие новые жизненные силы и долголетие, тогда как Юпитер жалует обновленные творческие силы и королевские манеры. С Венеры дарится чистейшая красота, сияние пожилого возраста, в то время как Марс вооружает восьмидесятилетних чрезвычайной стойкостью и мужеством. (Тем не менее, надо подчеркнуть, что сейчас для большинства людей все это только в потенции, идеальный образ «свободных лет». Это осуществляется только для тех некоторым образом выдающихся индивидуальностей, которые до некоторой степени интегрированы в архетип. Все же несомненное увеличение средней продолжительности жизни указывает, что постепенно все больше и больше людей будут интегрированы в этом последнем периоде в своей биографии. Долго живущие творческие индивидуальности: сейчас - исключение, в будущем - норма.)



Если тем не менее, отнестись к этим годам только внешним образом, то рождается счастливый тип пенсионера, играющего в игры нового детства, от гольфа до бинго. Он обманут повторением лет подготовки, которые подготавливают эгоистическую основу, теперь только самомнение. В данном случае он негативным влиянием планет «отбрасывается» на левую сторону карты: луноподобная поверхностность, меркурианская скупость и постоянное занятие здоровьем, и затем, инспинированнные Венерой, сверхзанятость внешностью, чаще всего с нелепыми результатами.

Когда кто-то испытывает отвращение к тому, что он считает призраком старого возраста - в реальности страх свободы, дарованной «свободными годами» - и предпочитает фальшивую безопасность известного и привычного, то он идет обратно по пройденному пути, проходя назад по жизненным стадиям правой стороны карты. Он теряет контакт с будущим и, очевидно, с настоящим. Здесь проявляют себя негативные аспекты внешних планет: сатурнианский нрав и пессимизм, сильное затвердевание на фиксированных идеях или непрекращающийся кризис, воинственная агрессивность пожилого возраста.

Оба эти типа течения пожилого возраста, прогрессивный и регрессивный, ведут очевидно в сферу Солнца. Образно говоря, человек входя туда либо обжигается и ослепляется пылом и светом Солнца, или согревается и озаряется тем же самым очищенным и дающим жизненные силы Солнцем.

МЕТАМОРФОЗЫ. Как уже было показано, цели и результаты состоят в отношениях полярности: будущее можно подготовить заранее, прошедшее действие обнаруживает свои истинные результаты много позже. Дорога между прошлым и будущим состоит из периодических достижений на меньших или больших этапах. Актуальные изменения от одного этапа к другому осуществляются через метаморфозы. В биографии метаморфозы образуют сложные серии различной значимости и вида, описанные в этой книге. Метаморфозы растения и бабочки были нашей живописной иллюстрацией в главе 1. Форма ванны вносит порядок в последовательность метаморфоз в эти рисунках, в эволюционную серию слов в колонках, в биографическую схему. Форма ванны сама по себе имеет сходство с другим порядком: Рудольф Штайнер говорит о некоей похожей образности, вносимой средней Иерархией, «движущая сила мира», определяющая мировую жизнь, прививает духовные истины в динамические формы и отношения математическо-геометрической природы в формах, скорее воспринимаемых умом, нежели чувствами. Геометрические фигуры и символы использовались для обучения в мистериях. Штайнер также использовал данный тип образов в связи с тайнами мировой эволюции в Планетарных знаках и тайнами человеческой душа в его четырех Драмах Мистериях.

Жизненный архетип принято изображать в параболообразной форме ванны, но точно также его можно изобразить в треугольной форме, которая может раскрыть другие динамические взаимоотношения, которые не так легко увидеть в форме ванны. Здесь стороны треугольника представляют три периода по 21-му году, направление в каждом из них показано стрелками. Горизонтальная линия указывает левоправую полярность первого и третьего двадцатиоднолетнего периода, но сейчас правая сторона этой полярности проистекает из интенсиикации, происходящей благодаря медитации Я-организации трех душ от 21 до 42-х. Диагональные линии указывают на поворот взаимоотношений.

group 363

Детский период строительства физического тела до 7 лет теперь соотносится не только с соответствующим ему обычно периодом 56-63 года, но также и с возрастом 35-42 и 42-49 лет. Это можно увидеть в усиливающемся самосознании тела после 35-ти, когда тело начинает свой спуск вниз, погружаясь во внешнюю рутину жизни и в сороковые годы в карьере или семейной жизни, когда наши дети почти закончили школу или готовы начать свой собственный путь.

Юношество (14-21) соотносится через первый душевный период (21-28) с последним периодом Духочеловека (56-63), силы благоговения и морали устремляются из внутренней структуры вовне. Это основано на внутренней жизни и независимости, которые душа создает в юности и затем развивает благодаря жизни – «Я чувствую».

Группа средних семилетий (7-14, 28-35, 49-56) образуют точку опоры для этого изменения – творческий жизненный центр между телом и душой: от 7 до 14 жизненные силы впервые в детстве прививают веру в смысл и красоту жизни, нужен порядок (система), чтобы оставить семейный защитный футляр, и тогда тело наполняется творческими силами. С 28 до 35 внутренняя сила «Я думаю» трансформирует в беспримерном творческом порыве спускающийся ход жизни в восходящий. От 49 к 56, сопровождающие «жизненные перемены» творческие силы созрели в душе и могут быть использованы в социальной жизни.

Другая сторона, посредством которой те же три группы семилетий относятся к земной и духовной жизни с точки зрения Истины, Красоты и Благоговения, развита Рудольфом Штайнером в лекциях, прочитанных в Дорнахе: ребенок, приходя в мир, должен изучить реальность мира, отличающегося от того, который он только что оставил.

«Мы говорим об истине, мало осознавая что чувство истины связано с нашим осознанием физического тела… Когда кто-то мыслит истину, он в гармонии с чувством, которое имеет его физическое тело, даже более того с его чувством связи между физическим телом и предземным существованием. Если из лени или лживости он образует идею, которая не соответствует факту, то это как будто он прерывает нить, которая связывает его с предземным существованием. Неправда перерезает эту нить… В большинстве случаев сегодня человек заботится о своем физическом здоровье с чисто физической точки зрения. Но когда через неправду он разрубает нити которые связывают его с предземным существованием, это происходит непосредственно в физическом теле, его нервной системе. Чувство, которое имеет человек в своем физическом теле, дает ему духовное ощущение единства с космосом. И это духовное чувство зависит от сохранения этой нити, протянутой от физического тела к предземному существованию…. Ничего не укрепляет человеческое истинное и подлинное чувство жизни (существования) так прочно, как точность и правдивость. С этим чувством непосредственно связано осознание духа в физическом теле. Существует интимное родство между физическим телом и этим идеалом Истины». Самодух основывается на этой связи.

В юности просыпаются моральное чувство и моральная ответственность благодаря развитию абстрактного мышления и независимого суждения. Здесь берет начало импульс для возвращения к духовному при пересечении моста в 35 лет. «Как человек может развитить действительную силу, которая поведет его прямо в мир, оставленный им при спуске к земле из предземного существования? Ответом, когда он наполнен великодушием – великодушием, которое течет к другим людям и не связано с собственными интересами, является осознание того, что живет в нашем существе. Такое великодушие может вести душу к особенностям, сущности и переживаниям других. Если человек действительно добродетелен, то земная жизнь связывается непосредственно с предземным существованием. Добродетельный человек несет свою душу в душу другого. Истинная моральность зависит от этого, без истиной моральности не будет установлено никакого социального порядка среди земного человечества. Когда истинная моральность развивается в значительные импульсы воли, которые затем направляются в реальность в виде моральных действий, то возникает оживляющий, всепроникающий импульс в душе, так как человек может двигаться к реальной симпатии при взгляде на другого с интересом: его собственное астральное тело чувствует боль при виде страданий других. И астральное тело не может быть здоровым и сохранять правильное положение в мире, если человек не способен вылить сквозь него силы, происходящие из великодушия».

Средние периоды (годы 7-14 и 49-56) объединены переживанием Красоты и радости жизни, когда Жизнедух посылает силы энтузиазма, дающие энергию эфирному телу. «Чувство реальности эфирного тела усиливается через переживание Красоты. Высоко развитое чувство красоты дает нам правильное отношение к эфирным формирующим силам... Это станет ясным, если мы подумаем о значении Красоты, которое проявляет себя в искусстве…. Если мы пытаемся через скульптуру, изобразительное искусство или драму - в действительности через любое искусство – изобразить человека, мы стараемся создать некую фигуру, которая обоснована и завершена сама в себе – которая содержит весь мир, также как человек содержит целый мир в своем эфирном теле. Человек привлекает эфирные силы из целого космоса чтобы формировать эфирное тело в земном существовании. Человек не может по-настоящему быть человеком, если он не имеет чувства красоты. Подлинное чувство красоты создает связь, которая соединяет нас здесь с предземным существованием. Но «тот, кто игнорирует красоту, тот строит себя, сохраняя верность земле, где не может светить Солнце духа, где он блуждает в бездуховной тени».

Таким образом, в срединные году юности собираются силы энтузиазма для жизни на Земле. Они создают возможности в середине жизни для того, что в действительности является самым прекрасным произведением, которого он может достигнуть на земле: Я. Красота земных переживаний будет принесена обратно в космические сферы. И, инспирированный творческим серединным периодом духовных лет, Жизнедух может быть познан: «Прекрасный пастух». (Иоанн 10:11)

СТРЕМЛЕНИЯ – ДОСТИЖЕНИЯ. В момент физического рождения человек уже находится в своем физическом теле. Эта физическая форма постигается в физическом пространстве физическими глазами: как она растет и изменяется в течение жизни. Хотя этот процесс развертывается во времени, форма существует только в пространстве. С рождением также начинается ход земной жизни. Происходит развитие и рост формы, которая определена как тело, однако это форма развертывающаяся во времени, временная форма. Как ее увидеть? Как мы можем преобразовать простое обычное интеллектуальное абстрактное мышление в видящее мышление, способное постигнуть эту временную форму? Когда биографию постигают скорее как временную форму, чем как сумму абстрактных жизненных событий, тогда то, что таким образом получается является Имагинацией, живой картиной. В биографической схеме эта временная форма появляется только как отображение, помещенное в два измерения листа бумаги. В этой форме читается архетип биографии, он одинаков для всех точно также как каждый человек имеет один архетип физического тела, несмотря на бесконечные вариации, через которые этот архетип проявляется.

Не существует двух одинаковых биографий, точно также как не существует двух идентичных человеческих тел – даже для однояйцовых близнецов. Каждая индивидуальная биография соответствует в своей форме архетипу: это человеческая биография. Однако это не ограничивает возможности бесконечного разнообразия ее форм в пределах архетипа. Архетипы человеческого тела и человеческой жизни существуют в общих чертах во времени и пространстве, в их границах человек может свободно развиваться. Они гарантируют человеческую индивидуацию и человеческую свободу. Придерживаясь первоначальной аналогии для хода человеческой жизни, вспомним: русло реки, определяющее направление человеческой жизни не следует путать с множеством маршрутов, по которым можно плыть по этой реке. Вышеупомянутое соображение может встретить возражение, что подход к исследованию человеческой жизни и биографии, представленный на эти страницах, игнорирует возможность человеческой свободы.

Нота предостережения: термин иммагинация, когда используется в связи с жизненной схемой может быть неправильно понят. Необходимо отметить, что биографическая схема не является иммагинацией по себе, это только карта, инструмент, помощь в изучении биографии. Тем не менее это изучение может подготовить к созерцанию иммагинации, особой «живой картины», которая, как правило, недоступна обычному сознанию.

Нота подтверждения. Изучение биографии с помощью биографической схемы приносит результаты. С одной стороны, это помогает глубже понять различные аспекты и стадии индивидуальной биографии; подобно изучению истории человечества, история человека исследуется обычным сознанием, в рациональной научной манере. С другой стороны, это мощная помощь в развитии «видящего» мышления, «сердечного» мышления, благодаря объективизации для нас нашей собственной индивидуальной сущности.

«Чтобы развить мышление сердца, мы должны иметь силу выйти из себя и вернуться обратно. В обычном сознании человек находится в определенном месте и знает, что в высказывании «Это я» он подразумевает общую сумму того, что он думает и что значит. Кто однажды вошел в высшие миры, должен быть способен оставить позади свою обычную личность, выйти из себя и сказать подобным образом: Это ты. Прежнее Я должно быть способным по-настоящему стать «ты», точно также как мы говорим «ты» другому человеку. Это должно стать реальным переживанием, это достижимо в физическом мире через обучение. Мы должны делать относительно простые вещи этим путем и тогда мы получим мышление сердца.

«Все истинные представления о высших мирах происходят из мышления сердца, хотя извне они часто кажутся чисто логическими описаниями. Все описанное в Духовной науке пережито сердцем и должно быть представлено в виде мыслей рационально постижимых для людей».

Суммируя сказанное – главные цели работы с биографической схемой - можно выделить три ступени:

Наблюдать: свою жизнь и жизнь других как организм, модель, форму.

Пережить: сознательное построение биографии в течение жизни, узнавание в биографии жизненной модели.

Осознать: что вы вносите в биографию, что вы имеете сами и чем обязаны другим людям, что работает в биографии со стороны земной жизни, что - со стороны космоса; то, чему вы можете сказать: «Я понимаю» и то, о чем может быть сказано: «Я когда-нибудь пойму это», и наконец: «Это я сам посылаю свою судьбу себе».

Этот последний шаг уже является частью медитативной работы с биографической схемой.



biographicalcounselling.ru


Каталог: biograficheskaya rabota -> library -> library to read
library to read -> Гейл Шихи Возрастные кризисы
library to read -> Гудрун буркхард жизнь продолжается
library to read -> Кризисы жизни шансы жизни развитие человека между детством и старостью
library to read -> Об обращении с собственной биографией
library to read -> Диалог в практической психологии наука о душе
library to read -> Занятие 2 9 Диалогический метод в психотерапии 9 Самопознание в диалоге 16 Диалогическое выслушивание 17 Занятие 3 19
library to read -> Человеческие встречи в свете солнца и луны
library to read -> Гудрун буркхард взять жизнь в свои руки

  • Аспекты и факторы
  • Существование во времени.
  • Ритмы и модели.