Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Социально-этическое учение Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани




страница1/9
Дата15.06.2018
Размер2.15 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Академия наук Республики Таджикистан

Институт философии, политологии и права

им. А. Баховаддинова
На правах рукописи

Давуди Хассан Таги
Социально-этическое учение

Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани

(историко-философский анализ)

Специальность 09. 00. 03 – История философии
Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата философских наук
Научные руководители:

Мухаммедходжаев А.

член-корреспондент АНРТ, доктор философских наук, профессор,

Махмаджонова М.Т.

доктор философских наук

Душанбе–2016
Содержание

Введение…….……………………………………………………..…..……… 3

ГЛАВА I. СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ НАДЖИБУДДИНА СУХРАВАРДИ И АЙНУЛКУЗЗОТА ХАМАДАНИ………..…………………….………………………………….…11

§ 1.1. Исторические и социальные предпосылки формирования социально-этических аспектов гностицизма Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани……………………………..……………..12

§ 1.2. Жизнь и творчество Сухраварди и Айнулкуззота……………. 19

§ 1.3. Идейные истоки социально - этических воззрений Сухраварди и Айнулкуззота……………………………………………………………………35

ГЛАВА П. СОЦИАЛЬНО - ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГНОСТИЦИЗМА НАДЖИБУДДИНА СУХРАВАРДИ И АЙНУЛКУЗЗОТА ХАМАДАНИ ………………………………………………………………………………..…51

§ 2.1. Социально – этические аспекты гностицизма Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани……….…….………………..….. 51

§ 2.2. Проблема свободы воли в учении Сухраварди и Айнулкуззота.. 120

§ 2.3. Совершенный человек в социально-этическом учении Сухраварди и Айнулкуззота ……………………………………………………………..137

Заключение…..…………………………….……….……..……….……… 160

Список использованной литературы ………………….…..…………. 166
Введение

Актуальность темы. Одним из насущных проблем и психических затруднений современного человека являются градирующие пустоты в его нравственной конструкции воспитания. В зависимости от социального положения и наследственных традиций, каждый индивид становится объектом влияния окружающей среды. В некоторых ситуациях современный человек становится самым важным объектом столкновения исторически установленных ценностей с ценностями приходящими в период постмодерна. В этой связи каждый раз приходится оглянуться назад в прошлое и найти те категориальные нормы этики, которые можно было бы модернизовать и принести в соответствие с требованиями современности.

В средневековый период развития мусульманского мира, проблемы этических аспектов гностицизма стали одним из ключевых вопросов, требующих дать определение и установить границы приемлемого и неприемлемого поведения человека в обществе. Этика гностицизма обосабившись в отдельную отрасль теоретико-практического знания в просторах исламского мира средних веков, начинала играть существенную роль в общественно-политической жизни соответствующих регионов. Одна из ключевых ролей в деле определения и внедрения норм этики в обществе принадлежит отдельным представителям гностицизма (ирфана), личности и влиянию которых всегда оставались предметом спора у противоборствующих идеологических направлений. К таким личностям можно отнести Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани. Жизнь и творчество этих мыслителей неоднократно становились объектом исследования, но этические аспекты гностицизма в их творчестве до сих пор остались неисследованными. Этика гностицизма в их творчестве многогранна и имеет общие и специфические особенности, представляющие возможность исследования и внедрения некоторых категориальных норм этики в современном образе жизни подрастающего поколения молодёжи.

Актуальность темы исследования обусловлена так же нижеследующими факторами:

– происходит стремительное разрушение и трансформация категориальных норм этики, нехарактерное для культурного общества в целом, и создание относительно новых, противоречащих здравому смыслу норм поведения,

– ощущается значительное ослабление влияния рационально-умеренных и этически устойчивых школ на современную мусульманскую общину во всем мире, и искажение религиозно-политической мысли подрастающего поколения относительно религиозных ценностей;

– распространяется радикализация духовно неустойчивых и морально деградированных слоёв населения;

– поощряется религиозная нетерпимость и национальная вражда, основанная на ложной интерпретации основополагающих законов веры;

– появляется важность исследования этических аспектов гностицизма религиозно-философских школ Востока, доказавшие свою состоятельность на протяжении многих веков, и внедрение их в воспитательную программу современной молодёжи.

Актуальность исследуемой темы обосновывается и тем, что Наджибуддин Сухраварди и Айнулкуззот Хамадани будучи воспитанниками одного наставника, первый выбрал умеренный, второй радикальный образ проявления гностицизма, и в итоге по-разному сложилась их жизнь. Этические аспекты гностицизма в их философии и сама их жизнь может служить наглядным примером для изучения и добавляет важность в актуальность исследуемой темы.

Степень научной разработанности проблемы. Имея огромное влияние на территории своего распространения, исламский гностицизм, и особенно этические его аспекты, не раз становились объектом исследования учёных многих стран. Большинство учёных под исламским гностицизмом подразумевают суфизм и ирфан. К таким произведениям можно отнести труды В.А.Жуковского, Р.Никольсона, Л.Массиньона, А.Дж.Арбери, Е.Э. Бертельса, Дж.С.Тримингема, А.Мухаммедходжаева, К.Олимова, Р.Ходизода, А.А.Хисматулина, М.Т.Степанянц, А.В.Смирнова, А.Шиммель, А.Кныша, М.Хазраткулова, А.А.Шамолова, М.Т.Махмаджоновой и др.1

Вместе с тем, этическое воззрения Наджибуддина Сухраварди не были объектом отдельного исследования учёных, кроме некоторых биографических данных, как то, что он был родным дядей и наставником Шахаббуддина Умара Сухраварди – основателя суфийского течения Сухравардия, и косвенно является первооснователем этого течения. Кроме того известны некоторые биографические сведения о нём в печатных изданиях относительно гностицизма.2 Более детальное исследование о жизни и творчестве Наджибуддина Сухраварди было сделано иранским учёным Наджибом Моилом Хирави. Он переиздал книгу «Одоб ал-муридин» (Правила поведения суфийских послушников) Наджибуддина Сухраварди со своей редакцией и комментариями.3 Относительно Айнулкуззота Хамадани можно отметить книгу иранского учёного Рахима Фарманиша «Ахвол ва осори Айнулкуззоти Хамадани» (Жизнь и творчество Айнулкуззота Хамадани)4 и диссертационное исследование таджикского ученого Ибрагима Умарова «Философские и этические взгляды Айнулкузота».5 Исторические сведения о мыслителях вкратце можно найти в книгах по истории восточного средневековья и некоторых летописях относящихся к периоду их проживания.6



Источники исследования темы. Основными источниками данного исследования являются единственно сохранившееся произведение Наджибуддина Сухраварди «Одоб ал-муридин» (Правила поведения суфийских послушников). Из научного наследия Айнулкуззота Хамадани для нашего исследования были использованы трактаты Зубдат ал-хакоиок (Сущность истины), Рисолаи Джамоли (Трактат Джамоли). Лавойих (Скрижалы). Тамхидот (Введения). Мактубот (Письма). Шиква ал-гариб (Жалобы изгнанника). Так же для нашего исследования были использованы известные произведения Мухаммада и Ахмада Газали, Авариф ал-маариф Шахабуддина Умара Сухраварди, Нафахот ал-унс Абдуррахмана Джами и многие исторические и исследовательские произведения по гностицизму.

Цель и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является изучение этических аспектов гностицизма Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани, определения их места и роли в истории ирано-таджикской философии. Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

– определить исторические и социальные предпосылки формирования этики гностицизма Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани;

– изучить жизнь и творчество Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани и выявить идейные истоки формирования мировоззрения обоих мыслителей;

анализировать этику гностицизма с точки зрения Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани и выявить их специфические особенности;

– провести сравнительный анализ проблемы свободы воли в учении Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани и сопоставить основные постулаты гностического понимания проблемы;

– рассмотреть проблему совершенного человека в воззрениях Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани и выявить основные критерии его характеристики и внедрение их в жизнь современного человека.



Объектом исследования является религиозно–философское наследие Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани.

Предметом исследования являются социально-этические аспекты гностицизма Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани.

Научная новизна диссертации. Впервые в историко-философской науке объектом изучения становятся социально - этические аспекты гностицизма Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани, ученых-гностиков, внесшие огромный вклад в историю персидско-таджикской философии.

Новизну выполненной работы отражают следующие конкретные результаты:

– вводятся в научный оборот трактаты и рукописи Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани на языке оригинала. На их основе даётся оценка методике изучения основных постулатов социально-этических аспектов гностицизма обоих мыслителей;

– выявлены и систематизированы специфические положения социально-этических аспектов гностицизма Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани;

– анализированы основные философские вопросы средневекового гностицизма и указаны доминирующие признаки этического подхода к проблеме в философии Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани;

– проведен сопоставительный анализ проблемы свободы воли в учении Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани и выявлены точки соприкосновения и разногласия между ними;

– рассмотрено проблема совершенного человека в воззрениях Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани и дана объективная оценка социально-этическим аспектам гностического понимания проблемы самосовершенствования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Наджибуддин Сухраварди и Айнулкуззот Хамадани несмотря на то, что жили во времена относительно нестабильного социально-политического периода правления династии Сельджуков, благодаря функционированию медресе Низамия и их знакомства с Мухаммадом и Ахмадом Газали, сыграли существенную роль в формировании мировоззрения обоих мыслителей и становлении их зрелыми учёными. Но вражда и клевета завистников заставили Наджибуддина податься в уединение, а Айнулкуззота привела к заблаговременной смерти.

2. В единственно сохранившемся трактате Наджибуддина Сухраварди «Одоб ал-муридин» излагаются философские взгляды мыслителя и даётся трезвая оценка социально-этическим аспектам гностицизма средневековья. Огромное влияние Наджибуддина на своего племянника Шахабуддина Умара Сухраварди ощущается в известном трактате последнего «Авориф ал-маариф». Более плодовитым в теоретическом плане является Айнулкуззот Хамадани. Его научное наследие многогранно, несмотря на его непродолжительную жизнь (33 г.), и затрагивает основные философские проблемы, особенно проблемы эсхатологии.

3. При подробном описании жизни и творчества Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани указывается на идейные истоки формирования мировоззрения в целом и социально-этических аспектов их гностицизма в частности. Обоих мыслителей связывает то, что они были наместниками Ахмада Газали, и были под воздействием религиозно-философского учения Мухаммада Газали. Умеренная религиозно-гностическая позиция Наджибуддина становится причиной долгой и плодотворной его жизни, а радикальные и свободолюбивые высказывания Айнулкуззота приводят его к виселице.

4. В решении вопроса социально-этических аспектов гностицизма в философии Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани всплывает на первый план само определение этики с гностической точки зрения обоих мыслителей. Добро и зло, вера и неверие, искренность и предательство и другие этические категории рассматриваются обоими мыслителями в гностической плоскости понимания сути вещей. Последней стоянкой на пути нравственного совершенства человека оба мыслителя считают девиз «Тахаллаку би ахлокиллох», т.е. быть нравственно похожим на своего Создателя. Этика гностицизма в философии Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани ассоциируется с постоянным нахождением в морально устойчивом отношении со всевышним. У Наджибуддина эта связь согласия и смирения, а у Айнулкуззота связь влюбленного с Возлюбленным.

5. Относительно проблемы свободы воли человека Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани так же сходятся во мнении, что человек имеет незначительную и относительную свободу в выборе своих деяний и ответственен за свои поступки. Но в основном оба мыслителя склоняются к теории предопределения и принуждения человека волей судьбы, чем свободы своей воли. Нужно так же отметить, что совершенный человек в философии обоих мыслителей не подчиняется этой классификации и он абсолютно свободен и волен в своих деяниях, потому что его действия качественно приписываются ему, а истинно они относятся Создателю деяний, а он считается средством проявления этой воли.

6. Совершенный человек в интерпретации Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани в сущности ничем не отличается от соответствующих определений данных их наставником Ахмадом Газали и многими известными представителями мусульманского гностицизма. Есть некоторые специфические особенности характеристики совершенного человека в философии обоих мыслителей относящиеся к методике и пути достижения совершенства. Наджибуддин старается применять методику пошагово-постепенного (сулук) совершенствования путников, а Айнулкуззот в большинстве случаев склоняется к влюбленно-одномоментному (джазба) притягиванию влюбленного к Возлюбленной.

Теоретические и методологические основы диссертации. Теоретическую основу диссертации составляют труды иранских, таджикских, русских и европейских исследователей истории философии и гностицизма. Методологическую основу диссертации составляют объективно–исторический, научно–логический, сравнительно-сопоставительный и системный методы анализа.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты диссертационного исследования, основные выводы и положения диссертации способствуют в более детальном изучении этических аспектов гностицизма средневековья и дают возможность найти приемлемые решения современных этических проблем, особенности по проблемам деградации личности и трансформации общечеловеческих ценностей. А так же результаты исследования могут быть использованы в преподавании спецкурсов, обобщающих работ по истории персидско-таджикской и мировой философии, культурологии, истории и теории гностицизма.

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании Отдела истории философии Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. Основные моменты работы изданы в виде тезисов, докладов и статей. Материалы диссертации использованы в преподавании спецкурсов по истории и философии гностицизма по программе высшей школы Исламской Республики Иран.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Список публикаций:



  1. Чигунагии тавсеаи ахлоќи ирфонї (Качественные параметры развития этики ирфана)//Известия Института философии, политолгии и права им. А.Баховаддиинова АНРТ, № 1. 2011.-С. 14-19. ISSN 0235-005X

  2. Пажуњише кўтоњ дар худинтиќодии орифон ва суфиён (К характеристике самосознания суфия и арифа)//Известия Института философии, политолгии и права им. А.Баховаддиинова АНРТ, № 1. 2012.-С. 29-36. ISSN 0235-005X

  3. Analyzing tre Roots of Mystical Morality and its Application I the Modern Societies//Life Science Journal 2012, 9(4)/-PP 426-434/ http:// www.lifesciencesite.com

  4. Наджибуддин Сухраварди и его соратники./Вестник ТвГУ Серия: «Философия». 2016. № 2. УДК 37.025. ISSN – 1997-9908. – C.35-45.

  5. Эволюция философских взглядов Айнулкуззота Хамадани/Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2016. № 3-4(34). УДК 111.1, 1414, 1653. DOI:10.17223/1998863Х/34/6.

  6. Проблема свободы воли в воззрениях Наджибуддина Сухраварди. Вестник Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова АИ РТ. №4 2016.

  7. Проблема свободы воли в философии Айнулкуззота Хамадани. Вестник Национального Университета Таджикистана. № 3/7(214). 2016. С. 108-112.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ НАДЖИБУДДИНА СУХРАВАРДИ И АЙНУЛКУЗЗОТА ХАМАДАНИ
§ 1.1. Исторические и социальные предпосылки формирования социально-этических аспектов гностицизма Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани.

Наджибуддин Сухраварди и Айнулкузот Хамадани будучи крупнейшими представителями религиозно-философской мысли Востока XI–XII вв. и оставили после себя ценное наследие, которое должным образом повлияло на последующие поколения ученых Востока и Запада. Жизнь и творчество Наджибуддина Сухраварди и Айнулкузота Хамадани приходится на эпоху правления Сельджукидов. Это время (1040–1157гг.) насыщено социально-политическими событиями, острыми противоречиями между разными конфессиями, живущими в восточном регионе.

Династия Сельджукидов пришла на смену правления Газневидов. В период их правления отмечается усиление феодальных междоусобиц в Хорасане и Мавераннахре, разгул грабительских набегов в целом, и ослабление централизованного государства Саманидов. Сельджукиды создают собственное государство, называя его империей, которая занимала огромную территорию от границ Китайской империи до берегов Средиземного моря. Создание этой империи сопровождалось бесчисленными разрушениями и притеснением народных масс. Социо-культурный уровень завоевателей был намного ниже, чем у покоренных народов. Некоторые сельджукские султаны, как Тогрульбек и Альп-Арслан были неграмотными. Они проводили время в походах и завоеваниях, поручив сбор податей и надзор за порядком персидско-таджикским, арабским и др. чиновникам.

Таджикский учёный Ибрагим Умаров, исследуя философские и этические взгляды Айнулкуззота Хамадани, пишет, что: «После правления Маликшаха в империи Сельджукидов усиливается междоусобная борьба, в результате которой она распалась на 12 самостоятельных государств, каждое имевшее своего правителя. Отряды враждующих султанов и эмиров обирали мирное население, вымещая на нем свои взаимные обиды».1 Умаров И. также отмечает, что в годы царствования Альп-Арслана (1063–1072) и Маликшаха (1072–1092), благодаря стараниям видного государственного деятеля визиря Хасана ибн Али ибн Хорасани, известного под именем Низамулмулк,2 были несколько приведены в порядок государственные дела. Низамулмулк приложил немало усилий и для восстановления культуры. Как отмечает К. Маркс: Он «восстановил учебные заведения в Багдаде, учредил там Низамскую коллегию (одна из замечательнейших академий), основал школы во всех главных городах Западной Персии и дальше к Востоку на Герате».3

В этот период развивается наука и культура, литература и искусство, вследствие чего в научных кругах Востока появляются такие учёные-поэты, как Асадии Туси, Насир Хисрав, Омар Хайям, Фахруддин Гургани, Анвари, Муиззи, Адиб Сабир Тирмизи. В крупнейших городах Средней Азии организуются библиотеки и книгохранилища, в фондах которых собирают труды Хорезми, Закария Рази, Фараби, Беруни, Ибн Сины, переводы Аристотеля и других философов. Только в городе Мерве было 10 библиотек.

Однако положение народа оставалось невыносимым, а общий уровень науки, литературы и искусства в стране – крайне низким. Это усугублялось введением в завоеванных сельджукидами странах особой формы земельного надела — икта. Члены Сельджукской династии, отличившиеся воины получали наделы земли вместе с живущими там крестьянами и становились их полными хозяевами. Владельцы икта взимали не только большие налоги, но и покушались на жизнь и имущество крестьян, творили произвол и насилие. Против этого протестовал в своей книге «Сиясатнаме» Низамулмулк: «Мукта, у которых икта, пусть думают, что по отношению к народу им не приказано ничего, кроме как собирать добрым образом законную подать, что им и препоручено; когда они это собрали, пусть будут у народа безопасны тело, имущество, жены, дети, пусть будут безопасны их вещи и владения, пусть не будет мукта к ним никакого пути».1

Но в попытках улучшения доли людей усилия одного визиря Низамулмулка не давали должных результатов. Феодальный строй создавал все новые и новые формы эксплуатации и закабаления народа. Положение крестьян Средней Азии вплоть до начала XX века мало чем отличалось от положения крепостных. После убийства Низамулмулка и Маликшаха династия Сельджукидов вступает в пору упадка. Стремясь сохранить свое государство, сельджукидские султаны ведут постоянные войны. Во имя этой же цели, как говорит К. Маркс, «совершают варварства в Хорасане, Бухаре, Самарканде, Балхе и других цветущих городах. Искусство, богатые библиотеки, превосходное сельское хозяйство, дворцы и мечети – все летит к черту».2 В руины превращен Хамадан - родной город Айнулкузота, крупный культурный и торговый центр, соединявший торговыми путями Среднюю Азию и Иран через Казвин с Арабским Востоком.3

В этот период широкое распространение получили суфизм и исмаилизм, как оппозиционные по отношению к официальной идеологии течения. В средние века оппозиция облекалась в различные формы, от гностики до открытой ереси и даже восстания. Все эти формы находят выражение и в русле суфизма и исмаилизма.

Исмаилизм распространяется в X–XI веках на всем Востоке, особенно в Средней Азии и Иране. Это была одна из форм протеста против ортодоксального ислама, запрещавшего не только свободное истолкование Корана и вопросов богословия, но и любые научные изыскания, даже в области математики, астрономии и медицины. За малейшее проявление свободомыслия виновные объявлялись безбожниками и еретиками и казнились. В 1087 году исмаилитское движение низаритского направления возглавляет Хасан ибн Саббах. Он быстро сплотил вокруг себя единомышленников, сделал своим центром неприступный горный замок Аламут в Казвине.1 В 1127 году исмаилизм как религиозное течение, распространилось и в Алеппо, Шом, Дамаске. В X—XI вв. исмаилитское движение активно поддерживалось крестьянами, низшими слоями городского населения и вело ожесточенную борьбу против аристократии. В период открытых выступлений исмаилиты поддерживали маздакистские лозунги равенства, справедливости, свободы, а в период существования как тайного общества, занимались точными нayками и распространением своих философских взглядов.2

Вслед за движением исмаилитов большое распространение получает также и суфизм (тасаввуф). Как философское и религиозное учение он возникает первоначально в Аравии и Иране в VIII веке н.э. Суфизм явился одной из форм протеста народных масс против феодализма, опиравшегося на религию ортодоксального ислама. Суфизм характеризуется свободолюбием, протестом против тирании, общей антиклерикальностью. Как справедливо отмечает крупный советский ученый-востоковед Б. Г. Гафуров «Суфизм вырос на почве ислама, широко использовал Коран, хадисы и другие его элементы, однако многие формы суфизма, особенно на ранних этапах, в силу совершенно особого истолкования в нем элементов ислама, стали выражением оппозиции ортодоксальному вероучению».3 Большую популярность приобретает один из суфиев конца XI — начала XII века Абу Абдуллах Мухаммад ибн Хамуйа Джувайни, которого считали «великим шейхом, устодом суфизма в Хорасане и выдающимся гностиком своего времени».1 Известный таджикский поэт Санои, которого современники называли «хаким» (мудрый), был суфием. Наджибуддин Сухраварди и Айнулкузот Хамадани, высоко ценившие творчество Хакима Санои, приводили примеры из его творчества в подтверждении своих философских взглядах.

Наджибуддини Сухраварди и Айнулкузот Хамадани находились в центре острой идейной борьбы XI—XII вв. затронувшей интересы всех слоев населения. Господствующей идеологией ислама в эти века являлась калам, сторонники которого смогли убедить правящую элиту в правильности своих утверждений относительно основ религии. История сохранила страшные примеры проявления религиозного мракобесия, в том числе по отношению Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани. Это преследование Ибн Сины и его последователей, борьба мутакаллимов против прогрессивных суфийских мыслителей Санои, Аттора, Ибн Араби, Яхья Сухраварди и др.

Многие иранские и зарубежные исследователи отмечают, что суфизм во все периоды своего существования вплоть до наших времён был и остаётся весьма противоречивым и неоднородным течением. Он является одной из форм оппозиционного мышления и практики по отношению к интерпретации некоторых догм официальной мусульманской идеологии. Но даже его приверженцы понимали свои задачи; по-разному. Одни из них признавали теоретические положения суфизма, другие выполняли и практические задачи суфийской организации, были среди них и суфии - фанатики. Некоторые суфии выступали не только против калама, но и против философии перипатетиков, считая ее чуждой своим убеждениям. Противниками философии перипатетизма были, в первую очередь, мутакаллимы. Объявляя ее сторонников еретиками, они стремились вовлечь в их преследование даже официальные власти.

В эту эпоху прослеживается так же направление прогрессивной мысли, внешне вплотную приблизившееся к атеизму. Блестящим примером служит стихотворение «Спор с Богом», приписываемое Носиру Хисраву. Многие суфийские мыслители поднимали голос протеста против несправедливости, защищали гуманизм и просвещение. Эти прогрессивные идеи пронизывают произведения Ансори Герати, Абулмаджда Санои, Мавлави Руми, Фаридуддина Аттора, Саъдии Шерози, не лишенные, тем не менее, религиозности и пессимизма. Часть суфиев занимала открыто реакционную позицию, защищая интересы эксплуататорских классов. К ним можно отнести Юсуфа Хамадани с двумя известными его наместниками: Абдулхолик Гиждувони и Ахмад Ясави. О Ахмаде Ясави и его последователях известный узбекский ученый Ибрагим Муминов писал: «Ясавизм своим идеалистически-гностическим учением отвлекал трудящихся от классовой борьбы, внушал им покорность и смирение. Он усиленно внедрял в узбекскую литературу элементы религиозного фанатизма и гностицизма. С именем Ахмада Ясави связано развитие дервишского движения в Средней Азии. Ясавизм оказал отрицательное влияние на духовную жизнь народов Мавераннахра. Таким образом, Ахмад Ясави и его школа сыграли в истории Средней Азии сугубо реакционную роль».1

Картина политической и идеологической жизни средневековой эпохи во многом определяла взгляды мыслителей эпохи. Наджибуддин Сухраварди и Айнулкуззот Хамадани не являются исключением. Сложность и непоследовательность его мировоззрения отражает противоречия социальной жизни и идейной борьбы его эпохи. В особенности Айнулкуззот не стоял в стороне от политической и идейной борьбы. Защищая некоторые идеи Абуали ибн Сины, особенно по проблемам эсхатологии, он выступал с критикой ортодоксов ислама, протестовал против тенденциозного истолкования Корана и религиозных книг.

Как уже говорилось, в эпоху Сельджукидов в халифате основной идеологией была теология и фикх ислама распротраненные во всех сферах общественно-политической жизни общества. Наджибуддин Сухраварди и Айнулкуззот Хамадани являлись в первую очередь суфийскими мыслителями, и их мировоззрение складывалась в тесной связи с идеями и движением суфизма. Корни суфизма уходят вглубь веков. Он возник на почве ислама, но впитал в себя и доисламские религиозные и философские традиции – в частности, индийской и христианской религий. А так же суфизм испытал и влияние философии неоплатоников, особенно теории эманации. Зарождение суфизма относится к началу IX века. На первых порах его приверженцы лишь комментируют аяты Корана. Первые суфии – Хасан Басри, Иброхим Адхам, Робия Адавия, Маъруф Кархи, Сари Сакати были религиозными отшельниками. Путем аскетизма и отшельничества они искали единения с богом. Но ко второй половине IX века суфизм становится в оппозицию к ортодоксальному исламу.

В XI–XII вв. большую известность приобретают такие суфийские теоретики, как Хаким Тирмизи, Боязид Бистоми, Джунайд Багдади, Мансури Халладж, Шейх Абу Абдурахман Сулами, Абулхасан Харакони, Абусаид Абулхайр, Абулкасим Гургани, Бобо Тохир, Абдулло Ансори, Шейх Ахмад Газали, Кушайри. Их произведения, где развивается суфийская идея любви, повлияли на развитие жанра любовно-гностических поэм в таджикско-персидской поэзии. С появлением поэм таджикского поэта Санои, особенно его «Хадикат ул-хакоик» (Сад истины) возросло влияние философии и гностики на поэзию и стало обычным выражать философские мысли в стихах. В поэзии Санои сочетаются идеи неоплатонизма и суфизма. Он оказал огромное влияние на последующее поколение суфийских поэтов, в том числе и на Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани. Не случайно последний так часто ссылается на Хакима Санои и приводит его строки.1

В заключении этого параграфа можно сказать, что сложная историческая и социально-политическая обстановка эпохи, в которой жили и творили Наджибуддин Сухраварди и Айнулкуззот Хамадани во многом определила закономерности их жизненного и творческого пути. Оба мыслителя в значительной степени развивают и обогащают свободолюбивые и антиклерикальные тенденции своего времени.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • Специальность 09. 00. 03 – История философии Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Научные руководители
  • Мухаммедходжаев А. член-корреспондент АНРТ, доктор философских наук, профессор, Махмаджонова М.Т. доктор философских наук
  • Душанбе–2016 Содержание Введение…….……………………………………………………..…..……… 3
  • § 1.1. Исторические и социальные предпосылки формирования социально-этических аспектов гностицизма Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани……………………………..……………..12
  • § 1.2. Жизнь и творчество Сухраварди и Айнулкуззота……………. 19 § 1.3. Идейные истоки социально - этических воззрений Сухраварди и Айнулкуззота……………………………………………………………………35
  • ГЛАВА П. СОЦИАЛЬНО - ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГНОСТИЦИЗМА НАДЖИБУДДИНА СУХРАВАРДИ И АЙНУЛКУЗЗОТА ХАМАДАНИ ………………………………………………………………………………..…51
  • § 2.1. Социально – этические аспекты гностицизма Наджибуддина Сухраварди и Айнулкуззота Хамадани……….…….………………..….. 51
  • Заключение…..…………………………….……….……..……….……… 160 Список использованной литературы ………………….…..…………. 166 Введение Актуальность темы.
  • Степень научной разработанности проблемы.
  • Источники исследования темы.
  • Цель и задачи исследования.
  • Объектом исследования
  • Научная новизна диссертации.
  • Основные положения, выносимые на защиту
  • Теоретические и методологические основы диссертации.
  • Практическая значимость исследования.
  • Структура диссертационной работы.
  • ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ НАДЖИБУДДИНА СУХРАВАРДИ И АЙНУЛКУЗЗОТА ХАМАДАНИ