Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Социально-экономических и политических процессов




страница1/29
Дата03.07.2017
Размер5.59 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Источник книги – http://socioline.ru

О. М. Рой

ИССЛЕДОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление»
Издательская программа

300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ


Москва · Санкт-Петербург · Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону · Екатеринбург · Самара · Новосибирск Киев · Харьков · Минск 2004

ББК 60.553.37я7 УДК 316.4(075) Р65




Рецензенты:

В. В. Бирюков, доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономи­ки и права СибАДИ, декан факультета экономики и управления СибАДИ.

Ю. Р. Вишневский, доктор философских наук, профессор, заведующий кафед­рой социологии и социальных технологий управления УГТУ-УПИ.

В. В. Карпов, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ОмГГУ.

Г. Р. Латфулин, доктор экономических наук, профессор, директор Института государственного и муниципального управления ГУУ им. С. Орджоникидзе.


Рой О. М.

Р65 Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 364 с: ил. — (Рерия «Учебник для вузов»).

ISBN 5-469-00062-1

Учебник дает системное представление о методологии социального знания, социаль­ных технологиях в принятии эффективных решений. Автор знакомит учащихся с практикой социальных исследований. Особое внимание уделено методам анализа и проектирования социальных систем и процессов, формирования социально значимых объектов с заданными свойствами.

Предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальности 061000 «Государ­ственное и муниципальное управление», также может быть использован для ряда смежных специальностей, в системе дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки государственных н муниципальных служащих.


ББК 60.553.37Я7 УДК 316.4(075)

ISBN 5-469-00062-1

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2004


Оглавление

Введение 5

Глава 1. Методологические основы исследования социально-
экономических и политических процессов
9

1.1. Понятие социально-экономических и политических процессов,

их виды и типы 9


  1. Логика и методология научных исследований 30

  2. Социально-экономические и политические процессы как объект

социальных исследований 51

1.4. Логические основы системного подхода 83

Контрольные вопросы 105

Контрольные упражнения 107

Библиография 108

Глава 2. Технология разработки и реализации социальных

исследований 113

2.1. Типология научно-исследовательских программ: их цели

и ресурсное обеспечение 113

2.2. Фактологическая основа научно-исследовательских программ.

Требования к качеству фактологического материала 130

2.3. Организационное обеспечение научно-исследовательских

программ 153

2.4. Технология применения методов анализа

исследовательских объектов 172

Контрольные вопросы 203

Контрольные упражнения 204

Библиография 206



Глава 3. Социальные методы в практике исследования социально-
экономических и политических процессов
208

  1. Формы и методы проведения социологических исследований 208

  2. Социометрия как инструмент формирования

социальных групп 232

3.3. Методология экспертных оценок 247



4 Оглавление

Контрольные вопросы 269

Контрольные упражнения 270

Библиография 272



Глава 4. Технологии проектирования социально-экономических
и политических систем: принципы научного
конструирования
274

4.1. Моделирование как инструмент проектирования систем

с заданными свойствами 274


  1. Основы социального программирования 295

  2. Критерии выбора эффективных решений 319

Контрольные вопросы 339

Контрольные упражнения 341



Библиография 342

Приложение 345

Заключение 357

Глоссарий 359

Введение
Социальные явления, лежащие в основе обществознания, достаточ­но сложны для научного осмысления и фиксации результатов, по сравнению с естественными науками. В то же время потребность в ис­следовании протекающих в обществе процессов становится все более острой и требует организации четкой научно-исследовательской ме­тодологии, являющейся основой широкого круга общественных дис­циплин.

Осознание этой потребности стало возможным благодаря созданию в различных территориальных образованиях фундаментальных ин­ститутов, способствующих выработке этими обществами механизмов, оказывающих направленное влияние на формирование эффективных способов общественного развития.


1 Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук: Пер. с φρ. — М.: Про­гресс, 1972.

2 Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ.— М.: Весь Мир, 1997.

3 Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологи­ческих исследованиях. — Киев: Наукова думка, 1982.

4 Плотинский Ю. М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. — М.: Изд-во МГУ, 1992.

В научной и учебно-методической литературе ощущается замет­ный дефицит работ, посвященных методологии исследования соци­альных явлений и процессов. Вышедшие за последние 30 лет работы Р. Пэнто и М. Гравитц', Дж. Б. Мангейма и Р. К. Рича2, В. И. Паниот-то и В. С. Максименко3, Ю. М. Плотинского4 и других следует рас­сматривать как заметный вклад в развитие методологии социальных наук. Необходимость в разработке целостной методологической си­стемы обществознания возникает также в связи с интеграционными процессами в развитии науки и стремлением к освещению междис­циплинарных проблем, что особенно актуально в последние годы. Дефицит научных исследований в этой сфере можно объяснить дей­ствием ряда факторов. Во-первых, усилившаяся к середине XX века дифференциация между ведущими социальными дисциплинами: эко­номикой, социологией, политологией, психологией, правом и исто­рией.

Процесс обособления социальных дисциплин друг от друга, вызван­ный их развитием, привел к формированию характерных для каждой науки языка, методологических принципов, методов, сфер примене­ния исследовательских инструментов и т. д.

Однако автономность социальных наук, возможная на стадии их развития, недопустима в современных условиях, когда статус сто­ящих перед человечеством проблем начинает обретать глобальный характер.

Во-вторых, существенным фактором, повлиявшим на обществозна-ние, становится неравномерность развития социальных знаний. Од­ним из свидетельств неравномерности в развитии социальных наук является степень проникновения математических методов в методо­логию каждой из дисциплин, придающая получаемым в ходе исследо­ваний результатам максимально возможную в рамках принятых раци­ональных стандартов фактическую достоверность. Это обстоятельство обусловило различия в подходах отдельных социальных дисциплин, формирующих собственные стратегии в обретении обоснованности достигнутых ими результатов. Если для экономики, социологии и психо­логии применение математических методов сопоставимо с естествен­ными науками, то для других общественных дисциплин методологи­ческой основой стали методы сравнения, аналогии, кодификации, типизации и пр.

В-третьих, нельзя недооценивать и сложившееся мнение о невысо­кой способности социальных наук достигать общественно значимых результатов в использовании социальных технологий для решения практических задач. Неудивительно, что основная доля финансиро­вания социальных технологий пришлась в последние годы на PR -обеспечение избирательных кампаний.

С давних пор люди задавались вопросом, возможна ли наука об обществе. Причем не как одна из форм идеологии, представляемая в качестве суррогата такой науки, а как набор правил, законов и принципов, овладение которыми позволит целенаправленно влиять на поведение общественных групп, основываясь исключительно на знании структуры и механизмов динамики социальных систем.

По каким же основным критериям мы получаем представление об обществе? Среди основных направлений научного исследования со­циальных процессов можно выделить:

  • особенности индивидуального поведения (стереотипы, отклоне­ния и формы проявления);

  • механизмы формирования и развития социальных общностей;

  • способы институционального регулирования отношений соци­альных общностей и систем;

  • выявление центров социальной активности и исследование про­цессов социальных перемещений (миграций, трудовой мобиль­ности, карьерного роста).

Научная составляющая социальных знаний проявляется в том, что ученые обратились непосредственно к формулировке законов обще­ственного развития. Следует отметить, что характер этих законов обя­зан быть не предписывающим (вспомним: законы пропорциональ­ного развития, или повышения жизненного уровня при социализме), а констатирующим, поэтому методологическая база социальной науки требует серьезной доработки. Констатирующий характер социальных законов должен базироваться на подборе адекватных способов сбора и обработки информации.

Представленная вашему вниманию работа является попыткой си­стематизации имеющихся знаний в области методологии социального знания, социальных технологий в практике принятия эффективных решений. Выступающие в качестве предмета исследований социаль­но-экономические и политические процессы являются чрезвычайно сложными, динамичными, и поэтому именно в отношении к ним со­циальное знание мобилизует все свои способности, чтобы обеспечить их понимание, объяснение и возможность управления ими. Эти функ­ции социального знания выступают ключевыми признаками научного подхода в исследовании социальных процессов, используя результа­ты этих исследований в практических целях.

Основная цель данного издания заключается в ознакомлении уча­щихся с практикой социальных исследований, овладении ими метода­ми анализа и проектирования социальных систем и процессов, фор­мирования социально значимых объектов с заданными свойствами. Главными трудностями на пути достижения этой цели являются не­однородность социальной науки, различие отношений к тенденциям ее математизации, факт преломления наблюдаемых процессов через деятельность людей.

Первая глава посвящена выявлению специфических особенно­стей социальных наук, их проблематики и методологических под­ходов. Системный подход, о котором идет речь в этой главе, явля­ется методологической основой взаимодействия наук об обществе и природе.

Во второй главе проводится анализ научно-исследовательской про­граммы как организационно-практической модели научного исследо­вания. Раздел о фактологическом обеспечении научно-исследователь­ской деятельности включает информацию о способах формирования эмпирической базы исследования, требованиях, предъявляемых к ее качеству. Завершает главу раздел об аналитических методах, позволя­ющих реконструировать исследуемый объект с точки зрения его тео­ретического осмысления. В третьей главе учебника проводится ана­лиз социологических методов научного исследования, используемых в практике экономических, социальных, политических и психологи­ческих исследований, в том числе такие разновидности методов, как социометрический и экспертный опросы.

В четвертой главе рассмотрены вопросы, связаннные с проектив­ными функциями социального знания, которые осуществляются бла­годаря технологиям моделирования, программирования и принятия решений.

В процессе работы над учебником автор не ставил перед собой глобальных задач, ограничившись освещением наиболее популяр­ных и действенных методов социальных исследований. Поэтому за пределами учебника остались методы исторических, психологических, юридических дисциплин, располагающих определенным своеобрази­ем и требующих особого рассмотрения. Хочется надеется, что данное издание станет одним из этапов в систематизации и популяризации социального знания и послужит основой для дальнейших исследова­ний в этой области.

Глава 1

Методологические основы исследования социально-экономических и политических процессов
Ознакомившись с этой главой, вы сможете:

  • понимать суть и особенности социально-экономических и поли­тических процессов, знать их основные разновидности и причи­ны возникновения;

  • получить представление о том, как формировались основные те­оретические подходы, направленные на-объяснение и понимание происходящих в обществе изменений;

  • понимать суть научного подхода к действительности, иметь пред­ставление о различиях в методах естественных и гуманитарных наук, уметь выявлять общее и особенное в соотношении есте­ственных, социальных и исторических дисциплин;

  • обрести навыки в использовании принципов системного подхо­да, знать его категориальный аппарат и сферы его применения;

  • различать общенаучные и конкретно-предметные методы иссле­дования, знать особенности их применения.


1.1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы

Значительный прогресс наук в XVII-XVII веках, обусловленный величайшими достижениями научно-технической революции, не мог не обратить внимания научной общественности на низкий уровень знаний о социальных процессах, значительно уступающий сложи­вшимся образцам естественнонаучного знания по степени обоснован­ности и законосообразности. Объяснялось такое положение исклю­чительной сложностью общественных процессов, многоуровневостью объектов исследования и загадочностью самой природы человека, сто­ящего за всеми проявлениями общественных процессов. И тем не ме­нее разработанный О. Контом проект создания социологической на­уки стал первой научной концепцией, представившей развитие обще­ства в качестве предмета особого интереса.

Понятие социального процесса

Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, распола­гающими особыми корпоративными интересами, входящими в несо­ответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб. Сами люди, являясь непосредственными участниками социальных процессов, тем не ме­нее, не всегда в состоянии оказывать на них влияние. Причина этого заключается в том, что, вызывая соответствующие изменения в обще­стве, люди утрачивают контроль над ними в силу неготовности или неспособности понять внутренние механизмы этих изменений.

Например, изменения в обществе, ведущие к увеличению доли бед­ных в стратификационной структуре общества, могут обусловливаться несовершенством экономического механизма, не обеспечивающего оп­тимального распределения материальных ресурсов между людьми. По­стигая сложную природу пауперизации (процесса обнищания отдель­ных слоев населения), ученые и политики пытаются понять причину этого процесса, факторы, его формирующие, и последствия, к которым он может привести. Решение этой проблемы даже теоретически позво­лит определить возможные направления сдерживания этого процесса, создав необходимые условия для его фактической элиминации.

Наблюдая за происходящими в обществе изменениями, давая им оценку, не всегда можно точно предсказать последствия, к которым могут привести эти изменения. Увеличение способности общества оценивать и контролировать ход своих изменений становится состав­ным элементом социальной культуры и является важнейшим услови­ем его устойчивости.

Социальный процесс следует отличать от социального явления — понятия в большей степени распространенного в социологической литературе. П. Сорокин так определял содержание этого понятия: «Социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют "социальной душой", это то, что другие называ­ют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определяют терми­ном "мир ценностей", в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе. Всякое взаимодействие, между кем бы оно ни происходило, раз оно обладает психическим характером (в вышеука­занном смысле этого слова) — будет социальным явлением» '.

Социальный процесс имеет более выраженную временную состав­ляющую, придающую объективированный характер исследуемому объекту, позволяя рассматривать все свойства последнего в зависимо­сти от времени. Психическое сопровождение социальных процессов отходит при этом на второй план. Временная обусловленность про­цесса особенно интересна в исследовании социально-экономических и политических процессов, где фактор времени играет большое значение и служит одним из критериев формализации, объективации процесса.

Люди непрерывно находятся в фокусе беспорядочно наслаива­ющихся друг на друга процессов: экономических, политических, соци­альных, экологических, культурных, инновационных и пр. И если одни процессы могут служить предметом их внимательного изучения, то другие — создают фон для решения людьми их повседневных про­блем. Это различие обусловливает процедуру актуализации текущих процессов, разбиение ее на две формы: практическую и когнитивную. Подобные способы актуализации представлены на рис. 1.1.

Практическая актуализация процессов предполагает низкую сте­пень рефлексии с ориентацией на ценностные и ситуационные спосо­бы фиксации этих процессов. В ходе практической актуализации со­циального процесса человек склонен переживать его последствия для себя посредством ряда стратегий: полного игнорирования, адаптации, открытого противодействия и целенаправленного ухода. Избирая ту или иную стратегию своего отношения к процессам, человек осознан­но занижает значение одних и, напротив, усиливает значимость других, исходя из собственных представлений об этих процессах, достигну­тых на основе простого жизненного опыта. Ставя перед собой личные цели, человек стремится подчинить их логике внешние изменения.
1 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. — М: Политиз­дат, 1992. - С. 39.

Процесс



Описание



Полное | игнориро­вание

Практическая актуализация






Противо­действие

Прогноз


Рис. 1.1. Способы актуализации социальных процессов

Практическая актуализация выступает своеобразной формой ре­дукции сложности действительного мира, сведение актуализирован­ных им процессов до ограниченного перечня изменений, по отношению к которым необходимо выстроить оптимальную линию поведения. При такой тактике человек игнорирует природу процессов, протекающих вовне, причины, их вызвавшие, и даже последствия, к которым они могут привести. Приоритетной задачей является подчинение этих процессов собственной линии поведения, определению по отношению к некоторым из них своего варианта возможных действий.

В условиях когнитивной актуализации фактор рефлексии за проте­кающими в действительности процессами выходит на первое место. Суть когнитивной актуализации заключается в определении всей ин­фраструктуры процесса, его свойств, последствий и пр. То, что для обычного человека кажется несущественным и малозначимым, для ученого, являющегося главным субъектом когнитивной актуализации, обретает особый смысл, позволяющий понять природу процесса, и в пер­спективе — научиться им управлять. Основными функциями когни­тивной актуализации являются описание, объяснение, понимание и прогноз, выступающими в качестве ведущих инструментов науч­ного подхода к действительности. Целью когнитивной актуализации социального процесса является формулировка его идентификацион­ных признаков, выявление причин и факторов воздействия. Такое зна­ние позволит систематизировать информацию об актуальных событи­ях в обществе, определить степень их влияния на эти события, способ­ствовать созданию соответствующих институтов, призванных регули­ровать и контролировать объективные процессы.

В различные периоды становления человечества представления общества о происходящих в нем изменениях существенно различа­лись. Ученые долгое время стремились объяснить социальные явле­ния с позиций ведущей науки своего времени. В XVII-XVIII веках такой дисциплиной служила механика И. Ньютона, в XIX веке — эво­люционная теория Дарвина, в начале XX — теория относительности А. Эйнштейна. Используя выведенные в рамках этих теорий законы, общие принципы и терминологию, наука стремилась придать точность и законосообразность тем изменениям, участниками которых в каче­стве членов общества были сами ученые. Однако большинство иссле­дователей не могло не понимать более сложной и неоднозначной при­роды социальных процессов.

К началу XX века сложившейся научной дисциплиной можно счи­тать только историю. Что касается экономики, социологии, политоло­гии и психологии, то они только ко второй четверти XX века смогли обрести статус научных дисциплин. К этому времени все названные социальные дисциплины стремились объяснить сложные обществен­ные изменения исключительно в собственных рамках. Причиной это­го являлась недостаточная развитость методологического аппарата. Такой путь безусловно обогатил наши знания о социальных процес­сах в разрезе соответствующих дисциплин, однако не давал возмож­ности понять логику этих изменений, совместить воедино поставлен­ные этими науками проблемы.

Каталог: data -> 2010
2010 -> Программа дисциплины «Библейский взгляд на предназначение и судьбу человека»
2010 -> «Создание и развитие рынка ценных бумаг инвестиционных фондов». С 2006 г профессор Кафедры фондового рынка и рынка инвестиций гу-вшэ
2010 -> Программа дисциплины История и методология математики для направления 010100. 68 «Математика» подготовки магистра
2010 -> Министерство Экономического образования
2010 -> Программа дисциплины Философия и эстетика для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра
2010 -> Актуальность курсовой работы
2010 -> Программа дисциплины «Социальные теории туризма»
2010 -> Предположения и опровержения
2010 -> Программа спецкурса «Адвокатура» для специальности 030501. 65-Юриспруденция подготовки специалиста
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29