Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сказка для тех, кто не спит Сколько раз ниву поливают




страница1/18
Дата24.04.2017
Размер2.68 Mb.
ТипСказка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Л. Конвисарева

Д. Калетаев.



Возьмёмся за руки, друзья!

 

 



 

 

 



 

Астана "Елорда" - 2001

ББК 74 200

К 63


Конвисарева Л., Калетаев Д.

Возьмемся за руки, друзья! - Астана Елорда, 2001.-288с.



Содержание

Небольшая предыстория.

Программа “Шаг к успеху

Концептуальные основы.

Условия реализации программы

Содержание программы

Академия совершенствования

Студии

Психотехнология успеха

Мероприятия.

Групповые и отрядные инициативы

Педагогический отряд - как одна из

форм работы с молодежью

День первый - “Давайте познакомимся”

Игры и тренинги для знакомства

Договор-соглашение

Рандеву

Тайный друг

Сказка для тех, кто не спит...

“Если хочешь иметь друзей
День второй - “Ключ куспеху

Кто я? Мой герб и девиз

Супер-шанс

Сказка для тех, кто не спит... “Два пути

День третий - “Адаптация

Как стать звездой

Бабочка

Кот в мешке

Сказка для тех, кто не спит...

“Сколько раз ниву поливают
День четвертый - “От сумы и от тюрьмы”

Экономическая игра

Тренинг “От сумы и от тюрьмы”

Происшествие на “Улице разбитых фонарей

Психологическая игра “МафияСказка для тех, кто не спит...

“Три товарища”, “Счастье и мудрость”

День пятый -“Интеллектуальный

Тренинг “Ценности”

Тренинг “64 клетки

Интеллектуальное казино

Загранкомандировка

Дисковечер “Ветер странствий”

Сказка для тех, кто не спит... “Чайка Долли”

День шестой - “Страницы истории

Психологический практикум

Познавательная программа “Елім-ай

ТУ- парк

Вечер солдатской песни “Есть только миг

Сказка для тех, кто не спит... “История голубого города”

День седьмой - “Танцевальный”.

Конкурс видеоклипов

Елім-ай-2

Психологический практикум

Стартинэйджер

Сказка для тех, кто не спит.

“Сказка о милостивой судьбе”
День восьмой — “День чудес”

Имидж вожатого

Тренинг “Зубы дареного коня”

Туристическая эстафета

Крестики -нолики

Конкурсная программа “Атамекен”

Фестиваль “Звёзды Окжетпеса”

Сказка для тех, кто не спит...

“Три мудрых совета”
День девятый - “День любви”

Эстафета “Любовь и тайны Окжетпес”

“Истории любви”

Бал вожатых

Сказка для тех, кто не спит. . .

“Поймайчик Агао с планеты людчей”
День десятый -“Прощальный”

О нас пишут

18ВК 9965-06-076-2

В разработке и реализации программы сборов принимала

активное участие



Л В Лимарева

Выражаем благодарность К К Кусанову и сотрудникам Республиканского молодежного лагеря "Окжетпес" за создание условий для реализации программы, а также всему педагогическому коллективу сборов за активное внедрение ее в жизнь

Книга рассчитана на отрядного вожатого, педагога, социального работника и просто неравнодушного человека

Она не дает готовых рецептов и не претендует на открытия Это всего лишь одна страница из жизни педагогического отряда, рассказывающая о 10 прожитых днях В ней может найти полезные советы и сценарии любой, кто пробует делать окружающую жизнь светлее и радостней . Сделайте шаг к успеху вместе с нами!

ББК 74.200

Елорда", 2001



Возьмемся за руки,друзья!

Посвящается членам Костанайского

педагогического отряда “Ровесник”.

Небольшая предыстория написания этой книги. Всё

началось с проведения студенческих смен в Республиканском молодёжном лагере “Окжетпес”. Идею подготовки кадров для работы в лагерях страны поддержало Министерство культуры, информации и общественного согласия. Тем более, что опыт эаботы нашего отряда в течение четырёх лет с детьми и подростками в этом лагере давал надежду на то, что программа интересна для любого возраста, легко адаптируется к любым условиям и у многих возникло желание изучить этот опыт. Мы с удовольствием на страницах этой книги рассказываем о каждом прожитом дне на инструктивных сборах. Сегодня педагогические отряды начинают своё возрождение - время пришло. Пусть отчёт о нашей совместной работе поможет тем, кто готов подписаться под словами Б.Окуджавы “Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке”.



3

Возьмемся за руки, друзья!_____________

Цель смены:

пропаганда опыта работы педагогических отрядов

проведение теоретических и практических занятий

создание первоначальных коллективов педагогически отрядов



для их дальнейшего становления и роста

подготовка наиболее одарённых студентов к работе детьми и



подростками во внеурочное время

приобретение практических навыков работы детьми и



подростками

апробация программы “Шаг к успеху” в студенческой



аудитории

реализация возможности успеха для каждого



участника.

Для того, чтобы вы представили о чём пойдёт речь небольшая сказка, которая определяет наше педагогическо кредо.



Фиолетовый котёнок

Фиолетовый котёнок мыл лапы тольк в лунном свете.

- Ну что мне с ним делать? - кошка всплеснула лапами. Ведь хороший, умный котенок,а тут-что ты будешь делать, хоть кол на голове теши - ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?

- Да что с ним цацкаться? - рычал кабан. - Макнуть ег головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты - все котята как котята, а этому лунный свет подавай!

- Он просто глупый, - каркала ворона. - Голова маленькая мозгов не много. Вырастет - его из солнечного света не вытащишь!

4

Возьмемся за руки, друзья!

Фиолетовый котёнок мыл лапы только в лунном свете.

Луна была большая, белая, яркая.

-Милый котёнок, - говорила Луна, - а почему ты

фиолетовый?

А как бывает ещё? - удивляется котёнок.

У меня есть брат, - сказала Луна, - он очень большой и

жёлтый. Хочешь на него посмотреть?

Он похож на тебя? Конечно, хочу.

Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а ты

немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займёт моё

место.


Ранном утром котёнок увидел Солнце.

-Ух, какой ты тёплый! - воскликнул котёнок. - А я знаю сестру Луну!

-Передай ей привет, - сказало Солнце, - когда встретишь. А мы редко видимся.

-Конечно, передам.

Фиолетовый котёнок теперь умеет мыть лапки не только солнце , а даже в мыльной ванной.



Ну и что?

Эта сказка Дмитрия Соколова очень близка нашему отношению к воспитанию. Кошка, кабан, ворона - это обычные ы воспитания. Это в сущности вина, угроза и насмешка. А - Луна это символ веры. Она не воспитывает котёнка, а расширяет его мир. Так и наша программа - она не васпитывает, а создаёт условия для развития любого человека, эш может взять только то, что он хочет.



5

Программа “Шаг к успеху”



Костанайского педагогического отряда

Ровесник”

Главная идея: “Вашуруку, друзья, вот -моя!

Авторы программы:

Конвисарева Л.П., руководитель Костанайского педагогического отряда “Ровесник”, более 25 лет занимается вопросами организации летнего отдыха детей и подростков. В 1991 году создала этот отряд, как постоянно действующее объединение молодёжи. Лауреат награды акима области и общественно—педагогического движения “Педагоги в защиту жизни и достоинства ребёнка”, “Шапагат” за особый вклад в защиту интересов ребёнка.

Новодворская Н.Б. завуч гимназии им. А.М.Горького

г. Костаная, много лет проработала в составе педагогического отряда вожатой, старшим координатором, отличник просвещения Республики Казахстан.

1.Концептуальные основы



1. Общие положения программы

Программа “Шаг к успеху” разрабатывалась авторами в течение нескольких лет, неоднократно была апробирована детских летних лагерях Костанайской области, с 1997 года Республиканском молодёжном лагере “Окжетпес”, с 2000 года в детском оздоровительном комплексе “Ракета-Орлёнок: (Акмолинская область), во время открытых сборов и конференций школьного и студенческого актива. В основ; программы легли многолетние традиции лагерей актив, Костанайской области “Костёр” и “Романтик”, а такж новейшие разработки в области создания воспитательных

6

Возьмемся за руки, друзья!

систем, современные методы, формы работы с детьми и подростками, студентами.



2. Актуальность

Современное общество, раздираемое противоречиями, в котором постоянно происходит смена ценностных ориентиров, где развитию ребёнка уделяется необоснованно мизерное внимание, делает первые попытки создания специализированных программ по работе с детьми, подростками и молодёжью, которые были бы направлены на формирование будущего потенциала государства.

Программа рассчитана на детей и подростков от 7 до 17 лет, студентов, учитывает возрастные особенности, помогает каждому участнику познать себя, найти формы самореализации. Ежедневно, благодаря тщательному отбору разнообразных видов деятельности, создаётся ситуация свободного выбора и самоопределения ребёнка и, как следствие, реализованная возможность достижения успеха: это и признание сверстников, и одобрение со стороны взрослых участников программы, и открытие в себе ранее неизвестных или нераскрытых способностей.

Программа является продолжением процесса

оциализации, который при разработанных условиях даёт

аибольший эффект.



 З.Цель

Помочь каждому познать себя,

реализовать свои возможности и добиться

успеха.

4. Основные задачи:

создание условий для самопознания, самоорганизации и социализации личности ребенка через разнообразные виды деятельности;

7

Возьмемся за руки, друзья!

• укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни;

• организация активного отдыха детей;

• стимулирование творческой деятельности;

• разработка и внедрение на практике инновационных подходов воспитания личности ребенка.

5.Ключевые понятия программы:

Успех, социализация, самопознание, самоорганизация, самореализация, активное взаимодействие, позитивное реагирование, формы реализации, технология, принципы, педагогические условия,

II. Условия реализации программы



1. Кадровое обеспечение

Реализует программу Костанайский педагогический отряд "Ровесник" - открытое молодёжное объединение, которое сегодня объединяет более 400 человек.

В соответствии со штатным расписанием, и в зависимости от количества участников,программу релизуют: рукаводитель программы старшие координаторы, вожатые, практический психолог, музыкальный руководитель, художник, оператор ЭВМ, инструкторы по спорту и туризму, хореограф, преподаватель сценического мастерства, руководители кружков,координатор сводного отряда.

2. Педагогические условия

• Соответствие направлений и форм работы целям и задачам, создание

условий для индивидуального развития личности через непосредственное

8

участие в разнообразных формах деятельности;



*Эффективность процесса личностного развития соотносится с обеспечением субъективности и самостоятельности участников в реализации целей, поставленных в программе, созданием условий взаимодействия коллектива и личности, развитие гуманистического климата взаимоотношений в микро- и макросреде отряда и лагеря;

• Отбор педагогических приёмов и средств с учётом возрастных особенностей детей, подростков, студентов;

• Обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления, привлечение специалистов (педагогов, психологов) для реализации программы;

* Единство педагогических требований;

* Желание принять программу, подписать договор-соглашение, определить правила участия в ней;

• Гуманизация, эстетизация и психологизация любого вида деятельности (оформление, призывы, музыкальное сопровождение и т. д.), таким образом изначально каждый участник программируется на успешное, позитивное восприятие и проживание смены.



3.Методическое обеспечение

*Организация работы методической службы;

*Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами перед началом смен и в течение всего года;

*Еженедельные теоретические и практические занятия с

членами педагогического отряда;

*Издание сборников, подготовка “портфеля” вожатого и координатора;

*Участие в различных обучающих семинарах и тренингах;



9

Возмемься за руки, друзья

• Наличие библиотеки педагогического отряда.



4. Организационное обеспечение

• Наличие постоянно действующего педагогического' отряда;

• Наличие необходимой документации;

• Реклама деятельности педагогического отряда и ,программы “Шаг к успеху”.



Во время смены:

• Ежедневные планерки;

• Заседание Совета лидеров отрядов, групп;

• Подготовка стажеров и их участие в реализации программы.



5. Материально-техническое обеспечение

Наличие любого удобного помещения или! стационарной базы, позволяющей реализовать конкретные цели и задачи.

III. Содержание воспитательного процесса в рамках



программы “Шаг к успеху”

Программа состоит из пяти блоков. Она адаптирована как для долго-срочной работы в течение года, так и для работы во временном коллективе оздоровительного лагеря. Её продолжительность определяется конкретными целями и задачами, условиями, составом участников.



Пути реализации программы

1 блок. Академия совершенствования. (АС)



Академия совершенствования - это

своеобразная структура, объединяющая

10

Возьмемся мруки, друзья!

несколько факультетов, работающих по самостоятельным программам, нацеленным на развитие личности и дальнейшее ее самосовершенство-вание, на приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, осознание себя как личности.

Академия совершенствования - это обязательные занятия для всех участников программы.

Учебный план строится исходя из 3-х ступеней, которые постепенно осваивает участник программы: самопознание, саморазвитие, самосовершенствование.



В академии работают совершенствования работают следующие

1. Граждановедения

Занятия направлены на познание человеком Родины. “Я - гражданин”, что это -понятие или позиция в жизни, что я знаю о своей стране, есть ли у меня права и что такое обязанности. Изучаем Конвенцию о правах ребенка; Декларацию прав человека;

формируем готовность к цивилизованному участию в политической и общественной жизни в открытом обществе.

2. Факультет практической психологии

Занятия направлены на самопознание себя как личности. Во время тренингов происходит обучение навыкам позитивного реагирования, способам эффективных коммуникаций. Ребята знакомятся с формами бесконфликтного сосуществования; выхода из |конфликтных ситуаций, узнают о своих скрытых талантах и способ-ностях, учатся понимать и принимать человека таким, какой он есть. Вводятся элементы языка телодвижений, психоориенто-логии. Занятия ведут психологи, социальные педагоги

11

Возьмемся за руки, друзья!__

3. Факультет игровых технологий

Как организовать игру, во что поиграть дома, на дне рождения, во дворе, в гостях? Здесь происходит непосредственное включение каждого в активное общение



которое приносит радость, позволяет проигрывать и осваивать различные социальные роли, помогает застенчивому в обычной жизни ребёнку забыть о своих комплексах, проявить себя, добиваясь пусть небольшого, но успеха.



4. Музыкальный факультет

Как можно обойтись без песни, которая сплачивает, поднимает настроение, передает целую гамму чувств, будит эмоции?!!

На занятиях музыкального факультета у ребят воспитывается культура песенного и музыкального репертуара, разучиваются песни. В лагере создан свой песенный сборник, куда вошли лучшие и любимые песни многих поколений, в том числе и на казахском языке.



5. Факультет хореографии

Не случайно говорят в народе, что душа человека раскрывается в танце. Танец понятен людям, говорящим на самых разных языках и наречиях, поэтому обосновано введение в программу занятий хореографией, где ребята разучивают танцы народов мира, эстрадные, массовые, бальные.

Все вожатые педагогического отряда в течение года проходят курс танцевальных занятий. Они могут помочь каждому ребёнку в освоении несложных танцевальных композиций. Самые любимые ребятами танцы: “Бананы”, “Вальс”, “Сиртаки”, “Блюз” и другие.

12

6. Факультет краеведения

В программе факультета - знакомство с историей, культурой родного края, обычаями и традициями народов, проживающих в Казахстане. Экскурсионная программа “Приглашает Синегорье”, восхождение в горы.

Базовые темы: “Легенды родного края”,

Поэты и акыны земли казахской”, “Приглашение в юрту” (виды жилищ, убранство юрты, быт казахов, традиции и обычаи).

7. Спортивный факультет

Факультет способствует привитию навыков здорового образа жизни, знакомит ребят с многообразием спортивных игр: стритбол, футбол, бейсбол, лапта, волейбол, др. Разучиваются игры, без которых не обойтись в любом дворе: “Казаки-разбойники”, “Кариколо”, “Штандер” и другие.

Все отряды проходят курс обучения игре “Снайпер”. По итогам занятии проводятся межотрядные соревнования. Популярны соревнования между сборными командами лагеря и вожатых.

8. Факультет валеологии

В программе факультета специальные занятия, тренинги, направлен-ные на формирование здорового образа жизни, борьбе с вредными привычками, и опасными заболеваниями, обучение навыкам закаливания и оказания первой помощи при несчастных случаях. /



9. Факультет экономики

Каждый школьник реально понимает, что без знаний по экономике невозможно обойтись в современном мире. Занятия

13

Возьмемся за руки, друзья

на факультете проходят в игровой форме, используются различные деловые, ролевые, экономические и компьютерные игры.

10. Факультет туристический

Освоение форм помощи и взаимопомощи,

навыков выживания в чрезвычайных ситуациях. Основы знаний туристи-ческого мастерства,

умение организовать поход выходного дня, разложить костёр, поставить палатку и принять участие в туристической эстафете -всё это даёт факультет туризма. Итог его работы - туристическая эстафета, в которой принимают участие все.

Блок 2. Студии

Реализуя право ребенка на выбор деятельности, программой “Шаг к успеху” предусматриваются занятия по интересам - это своеобразные лаборатории творчества, фантазии, в которых каждый ребенок может найти занятие по душе, реализовать свои потребности в самовыражении, узнать новое о возможных видах увлечений.

Каждый член педагогического отряда “Ровесник” в течение года готовится к ведению какой-либо студии, исходя из своих личных увлечений.

Перед открытием работы студий проводится их презентация, которая превращается в своеобразный конкурс рекламных роликов, посвященных достоинствам той или иной студии.

По окончании занятий каждая студия устраивает

собственные вернисажи, показательные выступления, ярмарки

идей, творческие отчеты, коллективные творческие сборники,

показывая результат кропотливого труда над изделием или

самим собой.

Члены педагогического отряда готовы вести более 40 студий. Все студии делятся на 5 групп.

14

Возьмемся за руки, друзья!



Группа первая, объединяет студии, направленные на

формирование здорового образа жизни.

Валеология - это закалка, умение оказывать первую помощь себе и своим оварищам, это знания о профилактике

СПИДа, правильном питании, режиме дня.

Я - телохранитель”. Как защитить себя от неожиданного нападения, как правильно реагировать в ситуациях,опасных для здоровья, как контролировать свое тело и эмоции в моменты страха - эти и другие вопросы и навыки помогут в жизни.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18