Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сборнику «Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план»




Скачать 267.13 Kb.
Дата04.07.2017
Размер267.13 Kb.
ТипСборник
Аннотация к рабочей программе по литературе - 6 класс

Содержание рабочей программы учебного курса литературы для 6 класса выработано согласно сборнику «Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план», М., Дрофа,2007 год и на основании «Программ общеобразовательных учреждений. Литература .5-11 классы ( базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010г.

На изучение литературы в 6 классе по учебному базисному плану МБОУ «Гимназия №26» отводится 2 часа в неделю. Таким образом, образовательная программа рассчитана на 70 часов в год ( 35 учебных недель). Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.

Основу курса литературы в основной школе составляет чтение и постижение художественных произведений, продолжается работа над терминами и понятиями по теории литературы, совершенствуются речевые навыки учащихся.

Главная цель курса литературы в 6 классе заключается в приобщении учащихся к лучшим образцам русской литературы, начиная с рассмотрения некоторых жанров УНТ (обрядовой поэзии, пословиц, поговорок); произведений древнерусской литературы (обзорного рассмотрения «Повести временных лет»); басен Х VIII века И.И. Дмитриева; произведений ХIХ и ХХ столетий. Школьники продолжают знакомство с произведениями русской классики, им предлагается самостоятельное изучение художественных произведений, духовное освоение их под руководством учителя; некоторые стихотворные тексты даются для заучивания наизусть. Очень важно на этом этапе воспитывать у школьников интерес к русской литературе, расширение их читательского кругозора. Предпринимается попытка научить понимать слово писателя, происходит формирование эстетического вкуса учащихся, высокой человеческой культуры.

Курс литературы в средней школе определяется во всех программах как курс на историко-литературной основе. Это предполагает хронологический порядок построения курса и сообщение учащимся кратких общих сведений о литературе данной эпохи во взаимосвязи с общественно-историческими событиями. Это позволяет учащимся лучше понять тематику и проблематику изучаемых произведений. Немаловажно также и обращение к биографиям писателей. Нередко личность того или иного автора, интересные факты его жизни и творчества являются ступенью к постижению смысла произведения, написанного им.

Всегда актуальная для школьного преподавания русской классики задача приблизить ее к нашему времени и понять, что вопросы духовной жизни человека важны во все времена. Отсюда главное внимание учащихся должно быть направлено на нравственно-философскую проблематику произведений.
Круг произведений, представленный в программе для 6 класса, позволяет осуществлять принцип вариативности в выборе произведений и путей изучения конкретной темы. В своей образовательной программе мы традиционно продолжаем практику изучения в 6 классе следующих авторов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, А.П. Чехова. Школьники имеют возможность продолжить свое знакомство с лучшими образцами литературы ХХ века, произведениями А. Грина, М.М. Пришвина, В.Г. Распутина и др., с поэтическими произведениями А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, Н. Рубцова, Е. Евтушенко, А.К. Толстого. Таким образом, учащиеся лучше понимают литературное и общественное значение произведений русской классики, учатся связывать литературный процесс с историческим.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование, литературный диктант с самопроверкой, эвристическая беседа и др.) и письменный (в форме сочинений на литературную тему, развернутого ответа на вопрос). Запланированы и контрольные уроки.


Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М., Просвещение, 2008.

  2. Егорова Н.В.: Поурочные разработки по русской литературе (к учебнику Полухиной В.Р.) – М., Вако, 2006.

  3. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе. Урок за уроком. – М., Русское слово, 2006.

В рабочей программе определены основные требования к предметным и общеучебным знаниям и умениям учеников. Приводится список литературы для учителя и учащихся.
Аннотация к рабочей программе по литературе - 7 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса составлено на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе для 5-9 классов под редакцией В.Я.Коровиной.- М., «Просвещение», 2008 г. Курс литературы рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю), из них на развитие речи - 7 часов, на уроки внеклассного чтения - 6 часов, уроки контроля3 часа.

Уроки развития речи предполагают как устные, так и письменные виды работ.

В курсе 7 класса подробно изучаются произведения, предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего общего образования.

В 7 классе затронута одна из ведущих проблем – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как одна из важнейших проблем литературы, поэтому основными задачами литературного образования в 7 классе можно считать следующие:


  • развитие способности формулировать и, аргументируя, отстаивать личностную позицию;

  • совершенствование умения анализа художественного произведения;

  • уметь устанавливать связь произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Главной целью литературного образования является развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, читательской культуры и авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении, развитие устной и письменной речи учащихся.

К концу учебного года учащиеся должны овладеть следующими умениями:



  • разные виды устного пересказа

  • развёрнутый ответ на вопрос

  • рассказ о литературном герое

  • характеристика героя или героев

  • отзыв на разные виды искусства

  • создание плана сочинения

  • создание поучения

Изменение формы итоговой аттестации в 9 и 11 классах диктует необходимость использования в 7 классе на уроках таких форм контроля, как тест, ответ на проблемный вопрос, мини-сочинение. Параллельно с произведениями изучаются и вопросы теории литературы, идет работа над понятийным словарем учащихся, т.е. идет подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Тематическое планирование по литературе предусматривает работу по учебно-методическому комплекту:

  1. В.Я. Коровина. Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/В.Я.Коровина и др.- М.: Просвещение, 2009 .

  2. В.Я.Коровина. Литература.7 класс: учебник – хрестоматия в 2-х частях./В.Я.Коровина и др. М.: Просвещение, 2010.

  3. В.Я.Коровина. Литература.7 класс: Поурочные разработки к урокам. М.: Просвещение , 2008 .

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 7 КЛАССА.


В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина и некоторых писателей ХХ века (В.Маяковского, С.Есенина, А.Платонова и др.), а также некоторых зарубежных писателей: Дж. Г.Байрона, Э.По, О.Генри, Дж.Олдриджа.

  • изученные теоретико-литературные понятия

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе в дополнительных источниках и СМИ.


Аннотация к рабочей программе по литературе - 8 класс

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе для 5-9 классов под редакцией В.Я.Коровиной. В ней отражена особая роль литературы как учебного предмета: литература как наука и как предмет искусства. Поэтому ученики должны овладеть навыками творческого чтения и познакомиться с основными законами литературного творчества.

Изучение литературы способствует формированию навыков грамотной устной и письменной речи, освоению ими законов родного языка , раскрытию его поэтических возможностей. Планированием предусматривается проведение уроков различного типа: урок-лекция, урок-семинар, аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией. Необходимым компонентом изучения предмета являются уроки внеклассного чтения и уроки развития речи. На уроки внеклассного чтения вынесены следующие произведения:

«Шемякин суд» (из древнерусской литературы)

И.А.Крылов «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

Н.С.Лесков. «Старый гений».

И.А.Бунин «Кавказ».

Журнал «Сатирикон» Сатирическое изображение исторических событий в произведениях Тэффи, О.Дымова, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».

В связи с тем, что стандарт по литературе допускает выбор произведений по определенной теме, то считаем возможным заменить «Житие Сергия Радонежского» на «Житие Александра Невского», личность которого учащиеся изучали на уроках истории.

Курс литературы рассчитан на70 часов. В нем подробно изучаются произведения, предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего общего образования. Данная программа способствует расширению списка писательских имен и произведений, расширяет читательский кругозор, позволяет глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, разнообразие литературных стилей. Поэтому основными задачами литературного образования в 8 классе можно считать следующее:

осмысление литературы как особой формы литературной традиции;

формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия и оценки литературного произведения;

совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи;

развитие творческих способностей учащихся.

Главной целью литературного образования является изучение истории в произведениях искусства: исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения разных народов и времен. В центре анализа – связь жизни с искусством. Материал в планировании расположен в хронологическом порядке, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений и развития литературных знаний.

Тематическое планирование по литературе предусматривает работу по учебно-методическому комплекту:

В.Я. Коровина. Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/В.Я.Коровина и др.- М.: Просвещение, 2009 .

В.Я.Коровина. Литература. 8 класс: учебник – хрестоматия в 2-х частях./В.Я.Коровина идр. М.: Просвещение, 2007.

Данная программа реализуется в 8А,В,Г классах, что отмечается в календарно- тематическом планировании.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 8 КЛАССА.


В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)



Аннотация к рабочей программе по литературе - 9 класс

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена согласно сборнику нормативных документов «Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план» (М. «Дрофа», 2010 год), программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной М. «Просвещение» 2010

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

Основные цели и задачи литературного образования в 9 классе:

1. На основе сформированного в 5-8 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусствами и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать её внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».

2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.

3. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в литературном процессе, определить в основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох, сформировать представление об историко-литературном процессе.

4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.

5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.



Главной целью литературного образования в 9 классе является изучение историко-литературного процесса в России XIX века, овладение элементами историко-функционального анализа шедевров родной литературы. В центре анализа- отражение жизни на страницах русской классики.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании под редакцией В.Я.Коровиной литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненно эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач: систематизации сведений по теории литературы, формированию общего представления о логике развития русской литературы, усвоению теоретических понятий, связанных с осмыслением связей искусства и жизни.

Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования.

Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

В рабочую программу включены уроки по темам:


  • «Литература эпохи Античности. Эсхил «Прометей прикованный» (1 час);

Для уроков внеклассного чтения предлагается изучение следующих художественных произведений:

  • «Повесть временных лет» (1 час);

  • Д.Г.Байрон «Шильонский узник»(1 час);

  • «Е.А.Баратынский как представитель поэзии мысли» (1 час);

  • А.С.Пушкин «Маленькие трагедии»( «Моцарт и Сальери») (1 час)

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.


Программа рассчитана на 102 часа, в том числе для проведения уроков развития речи-12 часов, для уроков внеклассного чтения-6 часов.

Для реализации Рабочей программы используется учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений «Литература.9 класс» под редакцией Г.И.Беленького. М.: Мнемозина, 2010, а также методическое пособие для учителя (И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс – М.: «Вако», 2010 г.).

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Аннотация к рабочей программе по литературе - 10 класс

Содержание рабочей программы учебного курса литературы для 10 класса составлено согласно сборнику «Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план», М., Дрофа,2008 год и на основании «Программ общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В.Я.Коровиной М., Просвещение, 2010 (допущено МО и НРФ), издание 12-е.

На изучение литературы в 10 классе по учебному базисному плану МБОУ «Гимназия №26» отводится 3 часа в неделю. Так построен курс изучения литературы во всех классах. Таким образом, рабочая образовательная программа рассчитана на 105 часов в год (35 учебных недель). Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.

Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Курс литературы в старшей школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, овладения средствами русского литературного языка.

Цели обучения

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;




  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;




  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.


Изучение литературы реализует общие цели и способствует решению специфических з а д а ч:

  • обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора при изучении литературы;

  • формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и зарубежной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

  • совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Основа литературного образования заключается в чтении и изучении художественных произведений, знакомстве с биографией писателей и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

В 10-ом классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, а также монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

Необходимо отметить, что в 10 классе в основном изучаются произведения второй половины Х1Х века. Наиболее крупные программные произведения первой половины Х1Х века изучены в курсе литературы 9 класса. Начинается изучение литературы в 10 классе вводных уроков обзорного характера, где рассматриваются тематика и проблематика русской литературы Х1Х века, вопросы зарождения реализма и профессиональной русской критики. Углубляются знания учащихся о своеобразии творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и об эволюции некоторых тем (например, темы свободы в поэзии Пушкина).

Всегда актуальной для школьного преподавания русской классики считалась задача приблизить ее к нашему времени и понять, что вопросы духовной жизни человека важны во все времена. Отсюда главное внимание учащихся должно быть направлено на нравственно-философскую проблематику произведений.

Круг произведений, представленный в программе для 10 класса, позволяет осуществлять принцип вариативности в выборе путей изучения конкретной темы. В своей образовательной программе мы традиционно продолжаем практику изучения в 10 классе следующих авторов: А.Н.Островского, А.И.Гончарова, И.С.Тургенева, А.Фета, Ф.И.Тютчева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Школьники имеют возможность продолжить свое знакомство с лучшими образцами русской классики. Учащиеся знакомятся с литературно-критическим наследием Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и др., что позволяет им лучше понимать литературное и общественное значение произведений русской классики, учиться связывать литературный процесс с историческим.

Отведено место обзорному изучению творчества известного осетинского поэта Косты Хетагурова.

Произведения зарубежной литературы также включены в планирование в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование, литературный диктант с самопроверкой, эвристическая беседа и др.) и письменный (в форме сочинений на литературную тему, развернутого ответа на вопрос, тестов).


Произведения, предлагаемые для уроков внеклассного чтения:

  • И. А. Гончаров «Обыкновенная история»,

  • И.С. Тургенев « Новь», «Накануне» (по выбору учащихся),

  • Ф.М. Достоевский «Бедные люди»,

  • Н.С. Лесков «Тупейный художник»,

  • Л.Н.Толстой «Анна Каренина».

Изучение творчества каждого писателя завершается уроками развития речи. Так, запланированы домашние сочинения по творчеству писателей первой половины Х1Х века; по роману И.А. Гончарова «Обломов»; по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»; классные сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза», по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети», по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий следующие пособия:

1. Литература. 5-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. – В.Я. Коровина.- 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

2. 2.Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 частях.- В.И.Коровин. – 7-е изд. – М.:Просвещение, 2007.
3.Егорова Н.В., Золотарева Л.М. Методическое пособие для учителя: Поурочные разработки по русской литературе в Х классе. Допущено МОРФ, М., Вако, 2004 и последующие переиздания, дополненные и улучшенные.

Используются монографии по творчеству русских писателей, материалы литературной критики, словари и справочники.



В рабочей программе определены основные требования к предметным и общеучебным знаниям и умениям учеников. Приводится список литературы для учителя и учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Учащиеся должны знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы 12 – 19 веков;

  • основные черты литературных направлений русской литературы 18 – 19 веков;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века;

  • содержание изученных литературных произведений, отчётливо представлять роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе.

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • определять как время изображённое, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выявлять авторскую позицию и аргументировано выражать своё отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно её использовать;

  • писать рецензии на прочитанные произведения, сочинения разных жанров на литературные темы.

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интерната).

Аннотация к рабочей программе по литературе - 11 класс

Настоящая программа по литературе для 11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также программы курса «Русская литература XIX-XX веков» для общеобразовательных учреждений (10-11 классы). Авторы: В. В. Агеносов, А. Н. Архангельский – М. : Дрофа, 2008. На изучение историко-литературного курса XIX-XX вв. отводится 102 часа.

Конкретное поурочное распределение учебного материала остается за учителем. Это зависит от его собственных предпочтений и уровня подготовленности класса.

Согласно базисному учебному плану МБОУ «Гимназия №26» календарно-тематическое планирование рассчитано на 102 часа, то есть 3 часа в неделю. Планирование предусматривает проведение уроков развития речи - 8 часов для написания классных сочинений и проведение зачета.

Стержневой методологический идеей программы для старших классов является принятая методистами России и Европы мысль о необходимости сочетания эстетического и исторического анализа явлений литературы, когда критический разбор творчества каждого выдающегося писателя сопровождается историческим обозрением литературного процесса. Такое соединение наиболее полно соответствует психолого-возрастным особенностям старшеклассников. Подросток не довольствуется элементарным чтением и анализом произведения, ему свойственно стремление к пониманию общих закономерностей, к воссозданию цельной картины мира.

Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит следующие задачи:



  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций;

  • подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и – шире – культурно-исторического процесса.

При этом полагается, что учитель, в зависимости от профиля школы и подготовленности учащихся, может использовать как весь материал, представленный в программе, так и часть его в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Указанный компонент государственного стандарта явился основой для отбора автором и произведений, которым посвящены отдельные главы. Для изучения предлагается сравнительно небольшой круг писателей, каждый из которых представляется то или иное наиболее характерное явление литературного процесса. А совокупность творческих индивидуальностей позволяет увидеть многообразие художественно-философских и стилевых течений в русской литературе.

Важнейшим принципом построения курса литературы для 11 класса является принцип преемственности. XX век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера. Литература XX века – это и советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и было известно лишь узкому кругу знатоков ( литература андеграунда).

Соответственно программа интегрирует все эти направления в единых обзорах, построенных на принятой ныне большинством ученых «укрупненной» периодизации: рубеж веков (1890–1917), 1920-е годы; 30-е – середина 50-х; 50–90 -е годы. Обзоры включают в себя не столько социально-политические события (хотя без них тоже нельзя обойтись), сколько собственно литературные явления: формирование тех или иных художественно-философских концепций мира и человека; становление и развитие литературных школ и стилевых направлений; художественные открытия эпохи.

Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодерн, а также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива, дольник, верлибр и т. п.).

Отчетливое понимание перегруженности школьника, его физической неспособности объять необъятное привело к изменению структуры монографических разделов программы. Вместо перечисления всех произведений каждого изучаемого писателя, оборачивающегося на практике схоластическим заучиванием положений учебника о не прочитанных учеником книгах, предполагается текстуальное изучение небольшого числа произведений, позволяющих выявить своеобразие художественного мира писателя в его соотнесенности с литературным процессом, освещенным в обзорах.

Вместе с тем введение в программу писательских имен и текстов, выходящих за рамки государственного стандарта, позволяет учителю более глубоко и широко осветить литературный процесс, расширить кругозор учеников в соответствии с современной тенденцией обращения к творчеству писателей русского зарубежья, андеграунда, постмодернизма.



Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 11 класса

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен,


знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия;    



уметь

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обр азов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

 определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;



определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»
files -> Тематическое планирование по литературе, 9 класс
files -> Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Апастовского муниципального района рт
files -> Рабочая программа по предмету литература для 11 класса
files -> Программа по литературе 5 класс

  • ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 7 КЛАССА.
  • ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 8 КЛАССА.