Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сборник хрестоматийных и справочных материалов Москва




страница1/8
Дата16.01.2017
Размер1.55 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8


Л.Г. Кихней


Зарубежная литература
Средних веков
и Возрождения

Часть II. ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ

Сборник
хрестоматийных и справочных материалов



Москва

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова

2008



утверждено

кафедрой истории


журналистики и литературы

С о с т а в и т е л ь – д-р филол. наук, проф. Л.Г. Кихней



Зарубежная литература Средних веков и Возрождения. Часть II: Предвозрождение: Сборник хрестоматийных и справочных материалов. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 143 с.

Подготовлен на факультете журналистики.

© Кихней Л.Г., 2008

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ


В настоящее пособие включены программные художественные произведения к разделу «Предвозрождение» курса «История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение». Объемные тексты представлены не только в наиболее показательных фрагментах, но и в кратком изложении. Составитель считает нужным подчеркнуть, что краткий пересказ, разумеется, не может заменить первоисточника, но дает целостное представление о нем и может быть использован для повторения при подготовке к семинарским занятиям, межсессионной аттестации и зачету. Репрезентация художественных текстов предваряется краткими справками об авторе и произведени, а при необходимости сопровождается материалами к теме. Пособие завершает список рекомендованной литературы.
Хрестоматийные материалы-II составлены в соответствии со следующим разделом Програмы курса История зарубежной литературы. Для студентов факультета журналистики (М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004, с. 11–12):


Раздел 1.2. Предвозрождение

Итальянское Предвозрождение


Понятие Предвозрождения. Проявление новых тенденций в жизни итальянского общества. Культурный расцвет Флоренции. Политическая борьба гвельфов и гибеллинов. Возникновение школы «нового сладостного стиля» (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Чино да Пистойя, Данте). Новая концепция любви и новые черты в образе Прекрасной дамы. Особенности поэтического стиля. Сонет и его жанровые признаки.

Творчество Данте Алигьери. Биография поэта. «Новая жизнь» как лирическая исповедь о любви. Образ Беатриче и традиции школы «нового сладостного стиля». Система символов и особенности формы. Влияние «Новой жизни» на формирование европейской психологической прозы.

«Божественная комедия» как произведение двух эпох: средневековья и Возрождения. Влияние средневековой литературы. Обращение к опыту жанра видения и аллегорической поэзии. Наличие четырех смысловых уровней. Использование символов. Влияние магических чисел на композицию «Божественной комедии». Произведение Данте как предвестие эпохи Возрождения. Вторжение в содержание поэмы современного материала. Новые критерии оценки человека и его деятельности. Новые подходы к античному наследию. Образы Вергилия и Беатриче. Хронотоп поэмы. Данте в России.

Предвозрождение в Англии


XIV век как переходная эпоха в истории английского государства. Раннее творчество Чосера. «Птичий парламент», «Троил и Хризеида», «Легенда о добрых женщинах», «Кентерберийские рассказы» как памятник Предвозрождения. Композиционный прием повествовательной рамы. Функция «Пролога». Символический план книги. Мастерство Чосера в портретных характеристиках героев. Традиции средневековой литературы. Отражение в «Кентерберийских рассказах» жизни английского общества XIV столетия. Формирование ренессансных идеалов и их влияние на книгу Чосера.

Предвозрождение во Франции


Французская поэзия XIV–XV вв. Система жанров. Творчество Франсуа Вийона. Вийон и наследие средневековой литературы. Пародия как средство борьбы с поэтическими штампами и клише. Ироническая игра с общепринятыми понятиями. Стилевое новаторство Вийона. Обращение к воровскому и профессиональным жаргонам. Темы смерти и быстротекущего времени в творчестве Вийона. Поэзия Вийона в русских переводах.

Хрестоматийные материалы содержат следующие разделы:

I. ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ

II. ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ В АНГЛИИ

III. ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ




При составлении были использованы следующие источники:
Данте Алигьери. Божественная комедия. – М.: Правда, 1982.

Чосер Дж. Кентерберийские рассказы. – М.: Эксмо, 2007.

Вийон Ф. Сочинения / Пер. с фр. Ю.Б. Корнеева. – М.: Летопись, 1998.

Мандельштам О.Э. Франсуа Виллон // Автопортрет: Стихотворения 1908–1937 гг. – М.: Центр-100, 1996.

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост. В.И. Новиков – М.: Олимп: ACT, 1997.



Материалы электронных библиотек «Vikipedia», «Кругосвет».

I. ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ



ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265–1321)

Алигьери (Dante Alighieri) (1265, Флоренция, – 1321, Равенна), итальянский поэт. Происходил из старинного дворянского рода. В наиболее известных юношеских стихах Данте, испытавший влияние провансальских трубадуров, сицилийских поэтов и школы «дольче стиль нуово», воспевал молодую женщину по имени Беатриче и оплакивал её смерть (1290). Эти стихи и присоединённое к ним прозаическое повествование на итальянском языке составили первую в западноевропейской литературе романизированную автобиографию «Новая жизнь» (1292), где мистическое преображение действительности сочетается с глубоким психологическим проникновением в живое чувство.

Данте активно участвовал в общественной жизни Флоренции, примкнув к партии «белых» гвельфов (в основном представлявших торгово-ремесленные круги). После победы «чёрных» гвельфов (партии городского дворянства) Данте был заочно приговорён к сожжению с конфискацией имущества (1302). Позже отошёл от «белых» и стал, по его выражению, «сам себе партией». Начались скитания поэта по Италии. Он был приговорён к смерти вторично в 1315 (этот приговор был отменен в 1966!). Последние 6 лет жизни Данте провёл в Равенне.

Междоусобная борьба во Флоренции и войны между итальянскими городами, интриги папской курии, падение морального авторитета церкви, личный опыт изгнанника, которому пришлось странствовать почти по всей стране, осознание единства итальянской нации – всё это привело к тому, что Данте возложил надежды на германского императора Генриха VII, вошедшего в 1310 со своим войском в Италию. Д. видел в Генрихе миротворца, наследника Римской империи, которому предназначено возродить Италию. В поддержку Генриха поэт написал на латинском языке 3 послания (1310–1311). В политическом трактате «О монархии» (1312––1313) на латинском языке. Данте защищает идеал всемирной монархии как государства, которое должно обеспечить земное благополучие людей.

Вершина творчества Данте – поэма «Комедия», названная после его смерти «Божественной» (по-видимому, начата в 1307, закончена в 1321, первое печатное изд. 1472). Форма поэмы восходит к традиционному жанру «видения»; она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

Руководимый Вергилием (символ земного разума) герой поэмы, сам Д., воплощающий греховное человечество, спускается в ад (мир осуждения) – подземную воронку, разделённую на 9 кругов, затем поднимается на гору чистилища (мир искупления), очищается от грехов и в сопровождении Беатриче (символ божественного разума) возносится в рай (мир блаженства и познания абсолютной истины). В последних песнях «Рая» Беатриче сменяет третий вожатый Д. – Бернар Клервоский, богослов-мистик XIII в.

В «Комедии» отчётливо проявляется переходный характер творчества Данте. Со средневековьем её связывает аллегорическая картина неподвижного загробного мира, подчинённая представлениям католической теологии. Но в разрешении огромного комплекса затронутых в поэме проблем богословия, истории, науки и особенно политики и морали католические догмы вступают в столкновение с новым отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Интерес Данте к земной жизни, к судьбе человеческой личности – основа его гуманизма. Отвлечённым грехам Данте придаёт политическую и социальную окраску. Его волнуют судьбы Италии и Флоренции, раздираемых междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви, столкновение папской и императорской власти, идеал монархии. Данте размещает грешников в аду по личному усмотрению, иногда карает их не так, как этого требовала церковь, часто относится к ним с глубоким состраданием и уважением.

Там, где Данте излагает схоластические тонкости (особенно в 3-й части), поэма приобретает абстрактный характер, но в целом она тесно связана с реальностью, отражает своё время, воссоздаёт облик современников поэта. Наиболее пластичны образы нераскаявшихся грешников «Ада» – трагические фигуры, не изжившие своих страстей: Франческа, Фарината, Улисс, Уголино. Поэзия «Чистилища» посвящена лирическому изображению человеческих чувств: горечи изгнания, дружбы, радости и раскаяния. В «Раю» же поэтизируются отвлечённые философские представления, наряду с личными переживаниями поэта-изгнанника, тоскующего о родине. Особое место среди персонажей занимают мудрый и снисходительный Вергилий, величественная и нежная Беатриче (это и символы, и живые человеческие характеры) и сам Данте – человек гордый, страстный, нетерпимый и вместе с тем чувствительный к людским страданиям. Данте выступает в поэме то как личность, то как представитель человечества в целом.

Называя свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией: комедия, как он поясняет в письме к Кангранде, – всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке; трагедия – всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом. Слово «божественная» не принадлежит Данте, так поэму позже назвал Джованни Боккаччо. «Божественная комедия» плод всей второй половины жизни и творчества Данте. В этом произведении с наибольшей полнотой отразилось мировоззрение поэта. Данте выступает здесь как последний великий поэт средних веков, поэт, продолжающий линию развития феодальной литературы, впитавший однако в себя некоторые черты, типичные для культуры раннего Ренессанса.



Каталог: library -> meth
meth -> Программа дисциплины история литературы стран изучаемых языков (ВеликобританиЯ и сша) Направление 620100 (031202. 65) «Лингвистика и межкультурная коммуникация»
meth -> Программа курса история отечественной литературы
meth -> Программа курса История русской литературной критики
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины теория государства и права для студентов юридического факультета
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины история отечественной журналистики (1702-1917) Для студентов факультета журналистики
meth -> Сборник хрестоматийных и справочных материалов Москва
meth -> История отечественной журналистики (1702-1917) Выпуск 2
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть II литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики
meth -> Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта п анов М. И., Т умина Л. Е., 2008
meth -> Программа дисциплины история литературы Великобритании и США направление 620100 (031202. 65) «Лингвистика и межкультурная коммуникация»
  1   2   3   4   5   6   7   8

  • ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
  • Раздел 1.2. Предвозрождение
  • Предвозрождение в Англии
  • Предвозрождение во Франции
  • I . ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ
  • I. ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ