Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по русской литературе для 9 класса муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Березняк Кукморского муниципального района рт




Скачать 445.04 Kb.
Дата03.07.2017
Размер445.04 Kb.
ТипПояснительная записка



«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»

Руководитель МО Заместитель Руководитель МОУ

____/______________/ руководителя по УВР СОШ с. Березняк

МОУ СОШ с.Березняк _____/Фахрутдинов А.М./

Протокол №____от _____/__Мазитова Л.В./

«____»_________2010г. Приказ № ________от

«____» __________2010г. «____» _________2010г.


Рабочая программа

по русской литературе для 9 класса



муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Березняк Кукморского муниципального района РТ

Баймиева Айгуль Рафиловна, учительII квалификационной категории
Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _______от

«____» ____________2010г.

2010-2011 учебный год

Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с родным (нерусским) языком обучения и программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы «Русская литература» под редакцией М.Г.Ахметзянова, Казань: Магариф, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;

-обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;

- умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры литературы.

Чтение произведения зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.

Содержание программы

Введение. Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы: древнерусская литература, литература 18, 19, 20 вв.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Самобытный харак­тер и высокий уровень культуры Древней Руси. Патриотизм древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Классицизм в русской литературе.

Введение. Общая характеристика русской литературы XVIII века.

Классицизм в русском искусстве (литература, живопись, скульптура, архитектура).

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Разговор с Анакреоном», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года», «Случились два астронома в пиру». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения. Тема поэта и поэзии.



Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. Державин и Казань.

«Властителям и судиям», «Фелица (в сокращении), «Памятник». Взгляды Державина на назначение поэта и поэзии. Сочетание одических и сатирических начал в его поэзии, расширение жанровых границ.



Денис Иванович Фонвизин. Биография писателя. «Недоросль»(в сокращении). Сатирическое изображение невежества и безнравственности помещиков . Проблема воспитания истинного гражданина Конкретно-историческое и общечеловеческое значение образов комедии.

Теория литературы. Понятие о классицизме.



Сентиментализм в русской литературе.

Николай Михайлович Карамзин. Биография писателя.

«Бедная Лиза». Изображение в повести жизни простых людей. Утверждение общечеловеческих ценностей. Черты сентиментализма в повести.

Карамзин – реформатор литературного языка.

Александр Николаевич Радищев. Жизненный подвиг писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Особенно­сти повествования.

Теория литературы. Понятие о сентиментализме.



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Романтизм в русской литературе.

Введение. Особенности развития литературы в первой половине 19 века. Появление русского романтизма. Становление реализма. Развитие профессиональной русской критики. Выдающиеся писатели этого времени, их роль в развитии русской литературы и журналистики.



Василий Андреевич Жуковский – поэт-романтик, переводчик. Биография поэта. Идея единства истины, добра и красоты в жизни и творчестве поэта. Жанр баллады.

«Лесной царь» - творческий перевод баллады Гете. Фантастика, трагизм баллады как отражение настроений разочарования в жизни.

«Вечер», «Море». Тесная связь психологического анализа с эстетическим. Мир нравственных переживаний в лирике поэта. (воспоминания, мечты, надежды, чувство неудовлетворенности, меланхолии, грусти от изменчивости жизни, стремление к гармонии как к идеалу).

Теория литературы. Понятие о романтизме.



Реализм в русской литературе.

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество.

«Горе от ума» (в сокращении). Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

Теория литературы. Общественная позиция автора в литературном произведении. Понятие о литературном характере.

Александр Сергеевич Пушкин. Личность поэта, его судьба.

Стихотворения «На холмах Грузии ...», «Мадонна», «Я вас любил...», «Я помню чудное мгновенье...». Любовь как высокая очищающая сила. «Лелеющая душу гуманность» поэзии Пушкина.

«Медный всадник». Изображение исторической роли Петра Ӏ, трагических последствий его деятельности. Бунт Евгения. Сочувствие поэта «маленькому человеку».

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Критика. В.Г.Белинский. «Сочинения Александра Пушкина» (статья 8,9)

Теория литературы. Развитие понятия о реализме). Понятие о литературном типе.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Трагичность судьбы поэта. Лирика. «Смерть Поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен..», «И скучно и грустно», «Поэт», «Родина», «Прощай, немытая Россия..». Пафос вольности, чувство одиночества, поэта и поэзии.

«Герой нашего времени». Главы «Тамань», «Бэла», «максим Максимыч», «Княжна Мэри». Первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Смысл названия романа. Особенности композиции.

Сила и одаренность натуры Печорина, его ум, воля, ясное представление об окружающих, способность глубоко и сильно чувствовать, противоречивость характера. Трагедия Печорина. Печорин и «ундина». Грушницкий. Максим Максимыч. Образы Бэлы, Веры, Мэри.

Критика: В.Г.Белинский. «Герой нашего времени». «Сочинение М.ю. Лермонтов»; «Стихотворения Лермонтова»(в сокращении).

Теория литературы. Развитие понятия о композиции литературного произведения. Развитие понятий о реализме и романтизме.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. Судьба писателя.

«Мертвые души»(т.1, гл. 1, 2, 6,11). Замысел произведения. Смысл названия поэмы. Композиция 1 тома. Обобщающее значение образов помещиков и чиновников; приемы их сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалогов). Особая роль Плюшкина и Чичикова.

Чичиков – новый «герой» эпохи. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Народ и Родина. Образ автора. Гоголевский «смех сквозь слезы». Лирические отступ­ления. Единство сатирического и лирического начал как вопло­щение авторского замысла. Гуманизм поэмы. Раздумья писа­теля о судьбе Родины в период создания II тома «Мертвых душ».

«Выбранные места из переписки с друзьями» (главы I, IV, VIII, IX, XVII, XIX, XXXII — в сокращении). Нравствен­ное начало произведения. Особенности жанра. Полемика с В. Г. Белинским.

Гоголь и Пушкин. Развитие в творчестве Гоголя русского реализма. Гоголь и татарская литература.

Теория литературы. Развитие понятия о литературном типе.

Развитие понятия о повести как жанре прозы.



Иван Сергеевич Тургенев. Биография писателя. «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, реши­тельность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченность на одиночество. Приемы психологической харак­теристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Николай Семенович Лесков. Биография писателя. «Старый гений». Сатирическое изображение чиновничества. Нравствен­ные проблемы рассказа. Приемы создания образов героев в рассказе.

Для обсуждения:

«Кадетский монастырь». Композиция рассказа. «Младописатели» кадетского монастыря: Перский, Бобров, Зеленский, Иреней Несторович — праведники, жившие в «глухую пору». Гуманизм рассказа.

Николай Алексеевич Некрасов. Биография поэта. Лирика. «Перед дождем», «Тройка», «Давно отвергнутый тобою...», «Я сегодня так грустно настроен...».

Мотивы тоски и неудовлетворенности собой. Поэтический идеал общественно активной личности. Восприятие народных страданий как личной трагедии. Глубокий лиризм стихов «панаевского цикла».



Лев Николаевич Толстой. Биография писателя.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Для обсуждения: повесть «Казаки». Идея единения с природой, изображение простых форм казачьей жизни и быта, возвеличивание людей труда. Образ Ерошки. Марьяны. Образ Оленина, его нравственные искания.

Антон Павлович Чехов. Биография писателя.

«Ионыч». Трагизм духовного оскудения личности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений.



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Судьба писателя.

Рассказ «Холодная осень». Печальная история любви героев рассказа. Писатель о сложности человеческих судеб. Глубокий лиризм и поэтическая атмосфера рассказа. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Лирика. «Поэт печальный и суровый...», «Еще холоден и сыр...», «Слово», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».

«Любовь и радость бытия» в стихотворениях Бунина, чув­ство природы, яркость красок. Скорбные мотивы последних стихотворений.



Максим Горький (А. М. Пешков). Биография писателя. «Макар Чудра». Ранние романтичесие рассказы писателя. Идеализация гордых и сильных людей. Герои рассказа Лойко Зобар и Радда. Размышления старого цыгана о жизни и человеке. Художественное своеобразие рассказа, эмоциональность и красочность языка. Пейзаж и портрет в рассказе. Роль рассказчика.

Для обсуждения:

«Челкаш». Тема босячества в рассказе. Романтизация босяков. Герои рассказа Челкаш и Гаврила. Анархический бунт Челкаша. Протест против морали собственнического мира и морали вообще. Мужицкий инстинкт собственника в Гав­риле.

Теория литературы. Развитие понятия о романтизме.



Александр Александрович Блок. Судьба поэта. Лирика. «О,я хочу безумножить..», «Да, так диктует вдохновенье...»,«Река раскинулась. Течет, грустит лениво...», «Ты — как от­звук забытого гимна...».Тема загадочной и бесконечно люби­мой родины. Глубокое чувство долга по отношению к народу. Бескомпромиссное отрицание современной «лживой жизни». Тончайшая поэзия любви. Роль символов. Музыка стиха.

Сергей Александрович Есенин. Судьба поэта. Лирика. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

Сыновнее чувство любви к родине, к родной природе. Предельная искренность и глубокий лиризм. Народная основа языка лирических стихотворений.



Михаил Афанасьевич Булгаков. Биография писателя.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.



Андрей Платонович Платонов. Биография писателя. «Песчаная учительница». Сюжет рассказа. Учительница Мария Нарышкина. Мечта о создании новой жизни. Любовь к людям, понимание их боли и гордость за них. Гуманизм рассказа.

Михаил Александрович Шолохов. Биография писателя.

Для обсуждения: «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей. Гуманизм рассказа.



Василий Макарович Шукшин. Биография писателя.

Для обсуждения: «Мастер», «Крепкий мужик».

Писатель о бережном отношении к духовным ценностям. Два типа человека — мастер, созидатель и разрушитель. Ав­торское отношение к героям рассказов.

Николай Михайлович Рубцов. Судьба поэта. Лирика. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «Виде­ние на холме», «Березы», «Песня». Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. Поэтизация Родины, ее природы. Предельная искренность и глубокий лиризм. Народ­ная основа языка лирических стихотворений. Музыкальность стиха.

Федор Александрович Абрамов. Биография писателя. «По­ездка в прошлое». Автобиографическая основа повести. Траги­ческие страницы в истории русской деревни: коллективизация и Отечественная война 1941—1945 годов. Размышления автора о судьбе русского народа, его страданиях.

Чингиз Торекулович Айтматов. Биография писателя. Для обсуждения:

Роман «И дольше века длится день» («Буранный полуста­нок»). Обзор с чтением отдельных глав. Масштабность образа Едигея как человека народной судьбы. Тема памяти в романе. Своеобразие композиции романа, роль мифологических мотивов в нем. Гуманистический пафос романа.



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Для обсуждения:

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна).

Использование сюжетов и образов древнегреческой мифоло­гии в европейской литературе и искусстве последующих перио­дов.



Мигель де Сервантес. Слово о писателе. Для обсуждения:

«Дон Кихот» (главы). Разлад между воображением героя и реальной жизнью как причина его комических неудач. Траге­дия гуманного, благородного, возвышенного духом Дон Кихота, его столкновение с несправедливым и пошлым миром. «Здра­вый смысл» Санчо Пансы и «безумство» Дон Кихота.

Дон Кихот — вечный образ мировой литературы.

Жан Батист Мольер. Слово о драматурге. Для обсуждения:

«Мещанин во дворянстве». Сочетание в главном герое здравого смысла с легковерием и ограниченностью. Осмеяние претензий на образованность и культуру. Наивное стремление сыграть роль знатного человека. Честь и достоинство в понимании Мольера. Элементы буффонады в пьесе. Мастерство комедийной интриги. Народные истоки смеха Мольера.



Фридрих Шиллер. Слово о драматурге. Свободолюбивый, тираноборческий характер его творчества. Для обсуждения:

«Коварство и любовь». Изображение преступного феодаль­ного мира в трагедии. Осуждение жестокости и коварства. Фердинанд как борец за справедливость.



Список произведений для заучивания наизусть.

Слово о полку Игореве ( «Плач Ярославны»).

В.А.Жуковский. Море.

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. Одно из стихотворений по выбору.

М.Ю. Лермонтов. Родина.

Н.В.Гоголь. Мертвые души. Одно из лирических отступлений.

Н.А.Некрасов. Тройка.

И.А.Бунин. Одно из стихотворений по выбору.

А.А. Блок. Одно из стихотворений по выбору.

С.А. Есенин. Одно из стихотворений по выбору.

Н.М.Рубцов. «Березы», «Песня» ( по выбору).



Список литературы для самостоятельного чтения.

А. С. Пушкин. «Цыганы», «Кавказский пленник»

H. В. Гоголь. «Портрет», «Невский проспект» (по выбору).

И. С. Тургенев. Первая любовь. Вешние воды. (по выбору).

Н.А.Некрасов. Стихотворения по выбору.

А. П. Чехов. Палата №6. Учитель словесности. Дом с мезонином. (по выбору).

И. А. Бунин. «Чаша жизни», «Сны Чанга», «Темные аллеи» (по выбору).

А. А. Блок. «Лениво и тяжко плывут облака...», «Сны» и другие стихотворения. С. А. Есенин. «Сыплет черемуха снегом...», «Звезды», «Лебедушка» и другие стихотворения

М. А. Булгаков. Рассказы. (по выбору).

А.П.Платонов. «Сокровенный человек».

В.М.Шукшин. «Чудик».

Н. М. Рубцов. «Памяти матери», «Первый снег», «Послед­няя ночь», «Сергей Есенин», «Приезд Тютчева» и другие сти­хотворения.

Ф. А. Абрамов. «Деревянные кони».

Н. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции».



Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы ученик должен знать:



  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.









Дата




Тема урока

Планируемые результаты освоения материала

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

Виды контроля, измерители




п

ф




1







Введение. Общее понятие об истории русской литературы.

Знать основные этапы развития русской литературы

Урок изучения нового материала

Лекция учителя, беседа

Познакомиться с учебником






2-3








Древнерусская литература.

Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. «Слово о полку Игореве»





Уметь воспринимать и анализировать древнерусский текст

Урок изучения нового материала

Лекция учителя, беседа, комментированное, выразительное чтение

Стр. 4-6 , прочитать, рассказать

Анализ текста




4







Композиция, поэтический язык «Слова…». Связь «Слова…» с устной народной поэзией.

Уметь анализировать произведение

Урок-повторение

Практикум

Ответить на вопросы (стр. 24)

Письменная работа



5








Русская литература 18 века.

. Классицизм в русской литературе. Общая характеристика литературы 18 века.



Знать основные этапы развития литературы 18 века, знать понятие классицизм

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа

Статью «Классицизм» конспект.,

рассказать









6-7







М.В. Ломоносов. Биография поэта. «Разговор с Анакреоном», «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны», «Случились вместе два астронома в пиру»

Знать понятие ода, уметь анализировать оды

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа, чтение произведений

«Разговор с Анакреоном»

Прочитать, отв. на вопросы



Анализ оды




8-9







Г.Р. Державин. Биография поэта. Державин и Казань. «Властителям и судиям», «Фелица», «Памятник»

Уметь выразительно читать стихотворение

Урок изучения нового материала

Лекция, практикум

Выразительное чтение стих, отв на вопросы (стр. 48, 49)

Выразительное чтение




10-11







Д.И. Фонвизин. Биография писателя. «Недоросль»(фрагменты)

Знать понятие комедия, уметь выразительно читать по ролям

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа, комментированное чтение

Рассказать содержание, отв. на вопросы

Выразительное чтение по ролям



12-13








Сентиментализм в русской литературе

Н.М. Карамзин. Биография писателя. «Бедная Лиза»



Уметь определять характерные черты сентиментализма

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа, выразительное чтение

Пересказ, ответы на вопросы







14-15.







А. Н. Радищев. Жизненный подвиг писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Пешки», «Любани)


Уметь анализировать прозаическое произведение

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа, выразительное чтение

Пересказ, отв. на вопросы

Анализ прозаического текста



16








Особенность жанра повести. Эмоциональная насыщенность повествования


Знать литературные жанры

Урок-практикум

Выполнение практических заданий

Прочитать статью о романтизме






17








Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя»(на примере одного –двух произведений)


Уметь писать сочинение, связно излагать свои мысли

Урок развития речи

Ответы на вопросы

Написать сочинение

Сочинение



18








Русская литература первой половины 19 века

Особенности развития русской литературы первой половины 19 века. Романтизм




Знать особенности развития рус. лит. первой половины 19 века, знать понятие романтизм

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа, конспектирование

Стр. 86-89, прочитать, рассказать







19







В.А. Жуковский – поэт-романтик, переводчик. Биография поэта. Жанр баллады


Знать понятие баллада

Урок изучения нового материала

Лекция

Рассказать биографию; анализ элегий «Море», «Вечер»

Какие баллады на татарском языке вы знаете?




20








«Лесной царь»-творческий перевод баллады И.В.Гёте. Фантастика, трагизм баллады как отражение настроений разочарования в жизни


Уметь анализировать лирическое произведение


Комбинированный

Практикум

Прочитать биографию А.С. Грибоедова

Анализ стихотворения




21








«Вечер», «Море». Тесная связь психологического анализа с эстетическим


Уметь выразительно читать


Урок-семинар


Чтение стихов, беседа по вопросам

Подготовиться к контрольной работе

Выразительное чтение

22







Контрольная работа по русской литературе первой половины19 века


Знать особенности литературы первой половины 19 века

Урок контроля




Прочитать биографию А.С.Грибоедова

Тесты




23-24.







Реализм в русской литературе

А.С. Грибоедов. Биография драматурга. «Горе от ума»



знать понятие реализм, уметь анализировать драматическое произведение

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа, конспектирование

Прочитать, рассказать, отв. на вопросы

Анализ драматического произведения




25







Защитники моральных устоев «века минувшего» в комедии. Чацкий-выразитель мировоззрения передовых людей своего времени


Уметь характеризовать героев произведения

Комбинированный

Беседа

Выучить наизусть один из монологов Чацкого







26








Своеобразие композиции комедии(переплетение двух сюжетных линий: общественной и личной)

Уметь определять композицию произведения

Комбинированный



Практикум

Стр.150 ответить на вопросы и задания







27







Афористичность языка. «Горе от ума» на современной сцене, в том числе национальной

Уметь отстаивать свою точку зрения

Урок-семинар

Беседа

Подготовиться к контрольной работе







28







Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума»

Знать особенности лирики начала 19 века

Урок контроля

Выполнение заданий

Вспомнить о жизни и творчестве А.С.Пушкина

Тесты




29-30







А.С. Пушкин. Личность поэта, его судьба. Лирика «Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии…», «Мадонна», «Я вас любил..»


Уметь анализировать стихотворения

Урок изучения нового материала

Лекция, практикум

Биографию рассказать;

одно из стих.

наизусть


Анализ стихотворения




31







«Евгений Онегин»-первый реалистический роман в стихах в русской литературе

Уметь выразительно читать

Комбинированный

Лекция

Пересказ;

написать сочинение «Образ «маленького человека» в поэме



Выразительное чтение




32







Недюжинность натуры Онегина. Противоречивость его характера, искания героя

Уметь давать характеристику герою произведения

Комбинированный

Беседа

Пересказ, ответы на вопросы







33







Татьяна-любимая героиня Пушкина. Чистота души, искренность, сила чувств героини, цельность, благородная простота её характера

Уметь выявлять авторскую позицию в произведении

Урок-повторение

Беседа

Выучить наизусть письмо Татьяны







34







Образ автора. Философско-нравственные проблемы в романе(проблемы цели, смысла жизни, счастья, долга)

Уметь определять проблемы в произведении

Урок-семинар

Беседа, выполнение практических заданий

Прочитать критические статьи о романе







35







Особенности композиции романа, лирические отступления. Пейзаж в романе.Богатство и своебразие языка

Уметь анализировать произведение

Практикум

Выполнение индивидуальных заданий

Написать реферат о творчестве Пушкина

Анализ произведения




36







Значение творчества А.С. Пушкина в истории русской литературы и литератур других народов

Уметь делать сопоставительный анализ

Урок развития речи

Выступления учащихся, беседа

Ответить на вопросы







37







В.Г.Белинский “Сочинения Александра Пушкина”

Уметь связно излагать свои мысли

Практикум

Беседа

Подготовиться к внеклассному чтению







38







А.С.Пушкин “Цыганы”, “Кавказский пленник”

Уметь выразительно читать

Урок внеклассного чтения

Краткий пересказ

Прочитать рассказы Н.В.Гоголя

Выразительное чтение




39







М.Ю.Лермонтов. Трагичность судьбы поэта. Лирика. “Смерть поэта”, “Поэт”, “Родина”

Уметь находить изобразительно-выразительные средства в произведении

Комбинированный

Чтение стихов, беседа

«Родина наизусть»







40







“Герой нашего времени”( “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Княжна Мери”

Уметь выразительно читать

Комбинированный

Комментированное чтение, беседа

Подготовить пересказ

Выразительное чтение




41







Сила и одарённость натуры Печорина, его ум, воля, противоречивость характера

Уметь определять авторское отношение к героям

Практикум

Беседа

Написать характеристику главным героям







42







Трагедия Печорина. Образы Бэлы, Веры, княжны Мери в романе

Уметь характеризовать главных героев

Урок-обобщение

Беседа

Ответить на вопросы и задания







43







Печорин и Грушницкий. Печорин и Максим Максимыч

Уметь производить сопоставительный анализ героев

Практикум

Сравнительная характеристика героев










44







Нравственные проблемы в произведении:вопросы о смысле жизни.Картины природы в романе.

Уметь находить проблемы в произведении, определять роль пейзажа

Семинар

беседа

Прочитать статьи В.Г.Белинского







45







В.Г.Белинский “Герой нашего времени”; “Сочинение М.Ю.Лермонтова”.Подготовка к сочинению по роману М.Ю.Лермонтова “Проблема “лишнего человека” в романе “Герой нашего времени”

Уметь писать сочинение

Урок развития речи

Беседа, анализ эпизодов

Написать сочинение

Сочинение




46







Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя

Знать биографию Н.В.Гоголя

Урок изучения нового материала

Лекция

Рассказать биографию







47-48







“Мёртвые души”(т.I, гл.2,6,11).Замысел произведения. Смысл названия поэмы

Уметь выразительно читать

Комбинированный

Беседа, практикум

Прочитать, пересказать

Выразительное чтение




49







Чичиков-новый “герой” эпохи. Идейно-композиционное значение образа Чичикова

Уметь давать характеристику главным героям

Урок-обобщение

Семинар

Выучить наизусть одно из лирических отступлений







50







“Выбранные места из переписки с друзьями”(главы в сокращении)Нравственное начало произведения

Уметь выразительно читать

Урок изучения нового материала

Беседа

Прочитать

Выразительное чтение




51







Н.В.Гоголь.”Портрет”, “Записки сумасшедшего”

Уметь кратко пересказывать содержание

Урок внеклассного чтения

Пересказ прочитанных произведений

Прочитать стихи Некрасова







52







Контрольная работа по творчеству писателей первой половины19 века

Знать творчество писателей первой половины 19 века

Урок контроля

Самостоятельная работа

Дописать работу







53-54







Русская литература второй половины 19 века. Н.А.Некрасов. Биография поэта.Лирика. “Перед дождём, “Тройка, “Давно отвергнутый тобою”

Знать особенности литературы второй половины 19 века

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа

«Тройка» наизусть

Чтение наизусть




55







Н.А.Некрасов. Стихотворения по выбору учащихся

Уметь выразительно читать

Урок внеклассного чтения

Чтение стихов

Прочитать рассказы И.А.Бунина

Выразительное чтение




56-57







Н.С.Лесков. Биография писателя. “Старый гений”

Уметь выразительно читать

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа

Пересказать

Выразительное чтение




58-59







Л.Н.Толстой. Биграфия писателя. Повесть “Юность”

Знать биографию Л.Н.Толстого

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа

Ответить на вопросы и задания







60







Повесть “Казаки”.

Уметь выразительно читать

Урок-семинар

Выступления учащихся

Вспомнить основные произведения литературы 19 века

Выразительное чтение




61







Подготовка к сочинению “В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века”

Уметь писать сочинение

Урок развития речи

беседа

Написать сочинение

Сочинение




62







Русская литература 20 века.И.А.Бунин.Судьба писателя.Рассказ “Холодная осень”.

Знать особенности русской литературы 20 века, уметь анализировать прозаическое произведение


Урок изучения нового материала

Лекция, беседа

Краткий пересказ

Анализ прозаического произведения




63







Лирика. “Ещё и холоден и сыр...”, “Слово”

Уметь выразительно читать, анализировать лирику

Комбинированный

Беседа

Наизусть одно из стихотворений( по выбору)

Выразительное чтение




64







И.А.Бунин. “Чаша жизни”, “Сны Чанга”(по выбору)

Уметь пересказывать содержание произведения

Урок внеклассного чтения

Пересказ, беседа

Прочитать стихи А.А.Блока

Пересказ произведения




65







Максим Горький(А.М.Пешков).Биография писателя. “Макар Чудра”

Знать биографию М.Горького

Урок изучения нового материала

Лекция

Прочитать, пересказать







66







Художественное своеобразие рассказа, эмоциональность и красочность языка.

Уметь анализировать прозаическое произведение

Практикум

Беседа

Ответить на вопросы и задания







67-68







А.А.Блок. Биография поэта, Лирика. “О, я хочу безумно жить”, “Да.Так диктует вдохновенье”

Уметь выразительно читать

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа

Наизусть одно из стихотворений по выбору

Выразительное чтение




69







А.А.Блок “Лениво и тяжко плывут облака”, “Сны” и другие стихотворения

Уметь анализировать стихотворения

Урок внеклассного чтения

Чтение стихов

Прочитать рассказы М.А.Булгакова

Анализ стихотворения




70-71







С.А.Есенин.Биография писателя, лирика. “Не жалею, не зову, не плачу”, “Собаке Качалова и другие”

Уметь выразительно читать

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа

Наизусть одно из стихотворений по выбору

Выразительное чтение




72-73







М.А.Булгаков. Биография писателя. “Собачье сердце”

Уметь пересказывать

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа

Подробный пересказ

Пересказ




74







Поэтика Булгакова-сатирика, приём гротеска.

Уметь находить изобразительно-выразительные средства

Практикум

Беседа, практические задания

Подготовиться к внеклассному чтению







75







М.А.Булгаков. Рассказы(по выбору учащихся)

Уметь пересказывать содержание прочитанного произведения

Урок внеклассного чтения

Пересказ, беседа

Прочитать рассказы А.А.Платонова

Пересказ




76







А.П.Платонов. Биография писателя. “Песчаная учительница”.


Знать биографию А.П.Платонова

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа

Краткий пересказ







77







А.П.Платонов “Сокровенный человек”

Уметь выразительно читать

Урок внеклассного чтения

Пересказ, беседа

Прочитать рассказы В.М.Шукшина

Выразительное чтение




78-79







М.А.Шолохов. Биография писателя. “Судьба человека”(в сокращении)

Уметь характеризовать героев произведения

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа

Написать характеристику главным героям







80







В.М.Шукшин. Биография писателя. “Мастер”, “Крепкий мужик”

Уметь выразительно читать

Урок изучения нового материала

Лекция, практикум

Пересказ произведений

Выразительное чтение




81







В.М.Шукшин. Рассказы писателя «Чудик»)

Уметь пересказывать содержание произведения

Урок внеклассного чтения

Пересказ

Прочитать стихи Н.М.Рубцова

Пересказ




82







Н.М.Рубцов. Судьба поэта.Лирика. “Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны”, “Берёзы”, “Песня”

Уметь выразительно читать

Урок изучения нового материала

Беседа. Практикум

Наизусть «Берёзы», «Песня» по выбору


Выразительное чтение




83







Поэтизация Родины, её природы. Предельная искренность и глубокий лиризм

Уметь высказывать своё мнение

Практикум

Практические задания

Подготовиться к внеклассному чтению







84







Н.М.Рубцов. “Памяти матери”, “Первый снег”, “Последняя ночь и др.стихи”

Уметь выразительно читать

Урок внеклассного чтения

Выступления учащихся

Прочитать биографию Н.М.Рубцова

Выразительное чтение




85-86







Ф.А.Абрамов. Биография писателя. “Поездка в прошлое”.

Уметь выразительно читать

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа

Прочитать, пересказать

Выразительное чтение




87-88







Ч.Т.Айтматов. Биография писателя. Роман “Буранный полустанок”(“И дольше века длится день...”

Уметь анализировать прозаическое произведение

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа

Подготовиться к сочинению

Анализ произведения




89







Сочинение-размышление по произведениям В.М.Шукшина, Ф.А.Абрамова, Ч.Т.Айтматова


Уметь писать сочинение

Урок развития речи

Самостоятельная работа

Написать сочинение

Сочинение




90







Контрольная работа или зачётное занятие по произведениям 20 века

Знать произведения 20 века

Урок контроля

Выполнение заданий




Тесты




91-92







Зарубежная литература.мифы Древней Греции.Прометей.Дедал и Икар.Орфей и Эвредика

Знать произведения зарубежных писателей

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа

Ответить на вопросы и задания







93-94







В.Шекспир. Очерк жизни и творчества. “Ромео и Джульетта”(Отрывки)

Знать биографию В.Шекспира

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Прочитать, пересказать







95







Ж.Б Мольер.Слово о драматурге. “Мещанин во дворянстве”(отрывкти)

Уметь выразительно читать

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа

Прочитать, ответить на вопросы и задания

Выразительное чтение




96







Элементы буффонады в пьесе. Мастерство комедийной интриги.

Уметь анализировать драматическое произведение

Практикум

Беседа

Прочитать биографии Ф.Шиллера

Анализ драматического произведения




97-98







Ф.Шиллер. Слово о драматурге. “Коварство и любовь”(отрывки)

Знать биографию Ф.Шиллера

Урок изучения нового материала

Лекция

Подготовиться к сочинению







99







Сочинение-рассуждение о любимом произведении русской или зарубежной литературы

Уметь писать сочинение

Урок развития речи

Беседа, самостоятельная работа

Написать сочинение

Сочинение




100-102







Повторение изученного за год

Обобщить и систематизировать полученные знания, знать основные изученные произведения

Урок обобщения

Беседа









Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»
files -> Тематическое планирование по литературе, 9 класс
files -> Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Апастовского муниципального района рт
files -> Рабочая программа по предмету литература для 11 класса
files -> Программа по литературе 5 класс