Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по литературе 7 класса Гильмановой Розы Акрамовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории




Скачать 480.43 Kb.
страница1/2
Дата25.06.2017
Размер480.43 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________ Ф.И.О.

Протокол № ___

от «_29___»___08_____2013г.

«Согласовано»

Заместитель

руководителя по УВР

МБОО –«Староимхайловская «СОШ

Аитова Г.А._________. «_29___»__08______2013г.

«Утверждено»

Руководитель МБОО-«Старомихайловская СОШ»

_Муртазин Н.К.___

Приказ № 104___

от «__31__»___08_____2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе 7 класса

Гильмановой Розы Акрамовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории

МБОУ «Старомихайловская СОШ»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __2____

от «__31____»___08___2013 г.

2013-2014 учебный год



Пояснительная записка

1.Рабочая программа разработана на основе:

* Закона РФ «Об образовании»

* Закона Республики Татарстан «Об образовании»

* Государственного образовательного стандарта 2004 года

* Примерной образовательной программы по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения ,( Сайт МО и Н РФ, 2005г.)

* Образовательной программы МБОУ «Старомихайловская СОШ»

* Авторской программы по литературе Автор-составитель Г..С. Меркин ,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев М.: «Русское слово», 2009года.
* Учебного плана МБОУ «Старомихайловская СОШ» на 2013-2014 учебный год

* Положения школы о порядке разработки и утверждения рабочих программ

* Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях. Учебник: Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Г.С.Меркин– М.: Русское слово»2008
2. Цели и задачи программы:
Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.



Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.



3.Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик 7 класса должен знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, роды литературы и жанры; литературный герой (развитие представлений), понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; баллада, стихотворения в прозе; лирический герой, поэма, трехсложные размеры стиха, гипербола, гротеск, сатира и юмор как формы комического, публицистика, мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.


уметь:

  • Видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;

  • Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • Объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • Видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • Аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • Выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • Сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • Оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • Сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;

  • Стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • Написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.


4.Количество часов -70

В неделю-2 часа
5.Содержание обучения программы в 7 классе



Введение (1 час)

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.



Теория литературы: литературные роды.

Из устного народного творчества (5 часов)

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера в речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой, преданием).

Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

 Из древнерусской литературы (3 часа)



Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Из литературы XVIII  века (7 часов)

М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Г.Р. Державин. Биография . Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р.Державина в сравнении со стихотворениями М.В.Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, его отличие от оды, тематическое разнообразие лирики.

Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, соновной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Из литературы  XIX  века (30 часов)

А.С. Пушкин

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение массы и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.



Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование – дружеское послание.

М.Ю. Лермонтов.

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

 Н.В.Гоголь.

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

 И.С.Тургенев.

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.



Н.А.Некрасов.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

 М. Е. Салтыков-Щедрин.

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.



Л.Н.Толстой.

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.



Н.С.Лесков.

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.



А.А.Фет.

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.



Произведения русских поэтов XIX века о России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам... » Н.М. Языков. «Песня ». И.С. Никитин. «Русь ».

А.Н. Майков. «Нива».

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»



А.П.Чехов.

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.



Из  литературы  XX  века (19 часов)

М. Горький

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

 И.А.Бунин.

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.



А.И.Куприн.

Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.



В.В.Маяковский.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.



Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

С.А. Есенин.

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.



И.С.Шмелев.

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.



М.М.Пришвин.

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.



К.Г.Паустовский.

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.



Н.А.Заболоцкий.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.



А.Т.Твардовский.

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма«Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.



Лирика поэтов  —  участников Великой  Отечественной  войны

Н.П. Майоров. «Творчество»;

Б.А. Богатков. «Повестка»;

М. Джалиль. «Последняя песня»;

Bс. H. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

Б.Л.Васильев.

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.



В.М.Шукшин.

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.



Русские поэты XX века о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...» А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Из зарубежной литературы (4 часа).

У. Шекспир.

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь – так теперь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…». Темы и мотивы. Вечные темы в сонетах: любовь, жизнь, смерть, красота.



Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубленное и расширенное понятие).

Р.Л.Стивенсон.

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть 3, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.



Теория литературы: приключенческая литература.

Мацуо Басё.

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.



Теория литературы: хокку (хайку).

А. де Сент-Экзюпери.

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка«Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.



6.Учебно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе



тема урока

характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

виды контроля измерители

планируемые результаты освоения темы

дата проведения

план.

факт.

1

Вводный. Любите читать!

беседа




. Знать: образную природу словесного искусства. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа

Сентябрь

3





2

Устное народное творчество.Былины


рассказ учителя, беседа, составление таблицы, , выразительное чтение, элементы анализа текста

составление планы былины

Знать: своеобра­зие былин как ге­роических песен эпического харак­тера. Уметь: воспри­нимать и анализи­ровать поэтику былин.

6



3

«Святогор и Микула Селянинович»




выразительное чтение

Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин


10




4

Русские народные песни. Обрядовая песня

викторина, выразительное чтение, беседа по вопросам,

ответы на вопросы викторины




13




5

Русские народные песни

рассказ учителя, работа с дидактическим материалом, словарная работа, творческие задания

устный ответ по теме урока

углубление понятия о жанрах, развитие навыков устной речи

17




6

Древнерусская литература .Летопись



выразительное чтение, комментарии учителя, элементы сопоставительного анализа текста




дать определение жанра басни; познакомить с историей жанра, развивать навыки анализа текста

20




7

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Чтение, беседа по содержанию

Развернутый ответ на вопрос

Знать исторические сведения об эпохе. Уметь выделять основную мысль прочитанного

24




8

Литератур18 века

М.В.Ломоносов



Рассказ учителя, ученика

Выступление по биографии поэта

Знать элементы биографии.

27




9

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…

Чтение, комментарий учителя

Письменный ответ на вопрос

Знать историю создания. Уметь выявлять важные темы произведения

Октябрь

1





10

Г.Р.Державин. «Властителям и судиям»

рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

Выступление о поэте

Знать литературные жанры; развивать знания по теории стихосложения; навыки выразительного чтения поэтических текстов

4




11

Г.Р.Державин. «Властителям и судиям»

Беседа по прочитанного




Уметь строить самостоятельное суждение о прочитанном

8




12

Д.И.Фонвизин. Рассказ о писателе

рассказ учителя или подготовленного учащегося, беседа по вопросам

выразительное чтение

Знать эпоху, мировоззрение писателя

11




13

«Недоросль» История создания.

Рассказ учителя, беседа по прочитанному

Блиц-опрос по содержанию

Знать содержание, уметь высказаться по прочитанному

15




14

«Недоросль».Действие 1и 2. Основные проблемы

Беседа, чтение отдельных эпизодов

Конкурс на лучший вопрос по содержанию

Знать содержание, уметь высказаться по прочитанному

18




15

«Недоросль».Действие 3 и 4. Сюжет, композиция .

Анализ действий, выделение элементов сюжета

Тест по теории

Знать теоретические сведения о композиции, сюжете

22




16

РР. Обучение устному сочинению

Составление плана, подбор материала

Устное сочинение

Уметь строить устное сочинение

25




17

А.С.Пушкин . Лицейская пора.



заполнение таблицы примерами из стихотворений выразительное чтение

развернутый ответ на вопрос

Знать биографию поэта, этапы его жизни. Уметь соотносить события жизни и стихотворения

29




18

А.С.Пушкин после лицея. Свободолюбивая лирика

Выступления учащихся

Выступление по творчеству, чтение стихов наизусть

Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

Ноябрь-1




19

Богатство и разнообразие жанров лирики А.С.Пушкина.

рассказ учителя или подготовленного учащегося, беседа по вопросам, выразительное чтение

блиц-опрос по биографии Пушкина

совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста

12










20

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

»


объяснение учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение

развернутый ответ на вопрос

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

15




21

«Полтава» Прием антитезы.

объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказы учащихся

Опрос по содержанию

.Знать историческую основу произведения, уметь находить антитезу

19




22

М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте


Выступление подготовленного ученика

Конкурс вступительного слова о поэте

Знать биографию



22




23

Тема Родины в поэзии М.Ю. Лермонтова

Выразительное чтение

Письменный анализ стихотворения

Знать приемы анализа, уметь анализировать

26




24

«Песня

Ивана Ва­сильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашни­кова»



Чтение, комментарий

Выразительное чтение

Знать: содержа­ние поэмы; нравст­венную проблема­тику поэмы; вла­деть различными видами пересказа, участвовать в диа­логе по прочитан­ному произведе­нию.

29




25

Образы поэмы.

Выступления учащихся о героях поэмы с включением своего отношения

Анализ эпизода

Знать содержание. Уметь строить свое суждение о поступках героев

Декабрь

3





26

Авторское отношение к героям

Рассказ учителя

Письменный ответ-рассуждение

Уметь выявлять авторское отношение к героям

6




27

Н.В.Гоголь. Петербургский период жизни

Рассказ, презентация творчества

Создание презентации

Знать биографию

10




28

Н.В.Гоголь. «Шинель». История создания

рассказ учителя, выразительное и комментированное чтение, элементы анализа текста.

выразительное чтение

Знать эпоху создания, содержание. Уметь выявлять основные проблемы произведения

13




29

«Шинель»Характеристика героев повести Н.В.Гоголя

Анализ с чтением отдельных эпизодов

Письмо от имени героя

Уметь анализировать, определять роль эпизодов

17




30

Тема маленького человека в повести

Анализ с чтением отдельных эпизодов

письменная работа

Уметь анализировать, определять роль эпизодов

20

























33


Образ главного героя

Составление плана характеристики

Характеристика главного героя

Уметь определять главные черты литературного героя

24




32

Авторское отношение к герою

Беседа по творчеству писателя

Тест по творчеству

Знать творчество и основное содержание произведений

27




33

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество

составление тезисного плана статьи учебника,

Тезисный



Знать биографию

Январь

14





34

Цикл рассказов «Записки охотника». Образы, типы людей


сообщение ученика о творческом замысле

Сравнительная характеристика героев

Знать содержание. Уметь строить сравнительную характеристику

17




35

«Певцы»

Чтение

Рассказ о герое

Знать содержание, художественные особенности произведения. Уметь выявлять роль пейзажей.

21




36

«Нищий»

Чтение, беседа

Сочинение-рассуждение

Уметь выделять основную мысль произведения

24




37

Н.А.Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворенияй

рассказ учителя, чтение и анализ текст стихотворений, словарная работа

блиц-опрос

Знать биографии., мировоззрение поэта. Уметь анализировать стихотворение

28




38

Н.А.Некрасов««Раз

мышления у парадного подъезд». Народ­ные характеры и судьбы



Чтение. Комментарий учителя

устный ответ

совершенствовать навыки анализа текста. Уметь высказывать свое мнение по поводу прочитанного

31




39

Н.А.Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.



Чтение, беседа по содержанию

Развернутый ответ на вопрос

Уметь: воспри­нимать и анализи­ровать поэтический текст. Знать теоретический материал - контекст







40

Н.А.Некрасов «Железная дорога»

Чтение. Составление цитатного плана

Ответить на вопросы по содержанию

Знать содержание, элементы фабулы. Уметь находить элементы фабулы.







41

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил



рассказ учителя, чтение и анализ текста, словарная работа с терминами: гротеск, ирония, сатира, эзопов язык, иносказание, сарказм, гипербола

терминологический диктант

Знать биографию Салтыкова-Щедрина, особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок;

понять иносказательный смысл произведения, его идею. Уметь определять значение и роль художественных деталей









42

М.Е.Салтыков-Щедрин

«Дикий помещик»



Анализ с чиением отдельных эпизодов

Сочинение-рассуждение





Знать особенности иносказательного жанра.Уметь строить рассуждение по основным проблемам произведения







43

РР. Выступления учащихся «Портреты героев сказок М.Е.Щедрина»

Выступления

Устный рассказ

Уметь строить выступление по плану.






44

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество.

Рассказ учителя, составление плана и хронологической таблицы

сочинение-миниатюра «Мой Толстой»

Знать биографию. Уметь составлять план лекции учителя, составлять тезисы







45

Л.Н.Толстой.»Севасто

полььские рассказы».



Чтение, комментарий учителя

развернутый ответ , выступление по плану

письменная работа по содержанию «Защитники города»



Знать содержание. Уметь выделять значительные эпизоды, детали. Уметь давать словесную характеристику герою







46

РР.Составление рассказа очевидца

Написание письма от имени героя произведения

Составление вопросов по произведению

Знать историю создания, значение рассказа. Уметь собирать материал о герое, уметь обобщать, делать выводы







47

Н.С.Лесков. Автобиографическая заметка

Составление тезисного плана

Составление тезисного плана

Уметь выделять главное, составлять тезисный план.







48

«Левша».

Чтение, комментарий

Составление плана характеристики героя

Рассуждение « В чем заключается основная идея произведения?»



Знать особенности жанра сказа, уметь находить их.







49

А.А.Фет В мире художественного слова поэта

усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста



выразительное чтение стихотворения наизусть

Знать приемы анализа стихотворения
Уметь анализировать, строить рассуждение по поводу прочитанного







50

А.П.Чехов. Совесть эпохи

усвоение новых знаний

рассказ учителя, запись основных положений рассказа



Развернутый ответ на вопрос

Знать биографию. Уметь рассказывать о писателе, выделяя основные черты характера







51

«Хамелеон»

усвоение новых знаний

сообщение ученика, беседа



выразительное чтение диалога

Уметь выделять художественные детали







52

«Смерть чиновника»

усвоение новых знаний выработка навыков и умений


Самостоятельный анализ рассказа

Уметь применять навыки анализа







53

РР Составление сатирического рассказа

Поиск сюжета

Составление рассказа










54

Русские поэты о России

Чтение

Чтение наизусть

Знать поэтов. Уметь выделять темы, строить высказывание о своих чувствах




























55

М.Горький. «Старуха Изергиль»: сюжет и герой легенды о Данко

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями



Художественный пересказ

Знать понятие «романтизм», «романтический герой .Уметь анализировать







56

И.А.Бунин. Рассказ о писателе. Стихи

усвоение новых знаний

объяснение учителя,



выступление

Уметь выделять основную идею произведения,







57

«Кукушка»

Беседа с перечитыванием отдельных эпизодов

Блиц-опрос по содержанию

Уметь увидеть особенности творчества, выделять значительныеэпизоды







58

В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче»

усвоение новых знаний

рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями



выразительное чтение наизусть

начать знакомство учеников с личностью Маяковского, попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта; дать предварительное понятие о футуризме







59

А.И Куприн. Куст сирени

беседа по вопросам,

Конкурс на лучший проблемный вопрос

Знать авторский замысл.Уметь составить устную иллюстрацию к произведению






60


К.Г.Паустовский.

«Мещерская сторона»



усвоение новых знаний

комментированное чтение, составление плана, беседа



Выразительное чтение, художественный пересказ

Знать основные темы творчества.

Уметь определять роль пейзажей









61

Р/речи. Рецензирование одного из изученных произведений

выработка навыков и умений, проверка и оценка знаний

работа со схемой рецензии,



написание рецензии

Уметь писать рецензию







62

С.А.Есенин. Тема родного дома



рассказ учителя, выразительное чтение

Составление словаря средств выразительности

Уметь находить средства выразительности






63

И.С.Шмелев. Русская песня

усвоение новых знаний проверка и оценка знаний

выразительное чтение,



Развернутый ответ на вопрос

Знать особенности творчества ,уметь анализировать







64

Н.А.Заболоцкий. Лирика

Знакомство с личностью поэта

развернутый ответ на вопрос

Уметь находить средства выразительности, определять их роль.







65

М.М.Пришвин.

Москва- река



усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа по вопросам, словарная работа



Составление художественного описания

Знать теоретические сведения-метафоричность. Уметь находить художественные средства







66

А.Т.Твардовский. «Василий Теркин»

выразительное чтение, по, беседа по вопросам,

Чтение отрывка наизусть

Знать значение творчества поэта







67

Поэзия Великой Отечественной войны

Выразительное чтение

Защита рисунков. Чтение любимых стихотворений наизусть

Знать значение и роль стихотворений о войне. Уметь выявлять основную мысль, художественные средства







68

В.м.Шукшин. Рассказы

Рассказ учителя, беседа с перечитыванием отдельных эпизодов


Лучший рассказ описателе

Знать биографию ,названия произведений








69

Стихотворения о России

Выступления учащихся

Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о Родине

Уметь анализировать лирическое произведение







70

Обзор зарубежной литературы.

Рассказ учителя с чтением отрывков

Выступление о самостоятельно прочитанном произведении

Знать названия и авторов произведений







Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»
files -> Тематическое планирование по литературе, 9 класс
files -> Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Апастовского муниципального района рт
files -> Рабочая программа по предмету литература для 11 класса
files -> Программа по литературе 5 класс
  1   2

  • Пояснительная записка 1.Рабочая программа разработана на основе
  • 2. Цели и задачи программы
  • 3.Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения литературы ученик 7 класса должен знать
  • 4.Количество часов -70 В неделю-2 часа 5.Содержание обучения программы в 7 классе Введение (1 час)
  • Из устного народного творчества (5 часов) «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец».
  • Из древнерусской литературы (3 часа) Из «Повести временных лет»
  • Из литературы XVIII века (7 часов) М.В.Ломоносов.
  • Из литературы XIX века (30 часов) А.С. Пушкин
  • Произведения русских поэтов XIX века о России
  • Из литературы XX века (19 часов) М. Горький
  • М.М.Пришвин.
  • Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны
  • Русские поэты XX века о России
  • Из зарубежной литературы (4 часа). У. Шекспир.
  • 6.Учебно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
  • Знать