Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по истории медицины цикл гуманитарный, социальный и экономический для специальности 32. 05. 01 «Медико-профилактическое дело»




страница1/3
Дата13.01.2017
Размер0.58 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения

Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе,

профессор Мамаев С.Н.

_______________________

“______”_____________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

цикл - гуманитарный, социальный и экономический

для специальности – 32.05.01 «Медико-профилактическое дело»

факультет - медико-профилактический

кафедра - Общественного здоровья и здравоохранения

уровень высшего образования – Специалитет

квалификация выпускника – «Врач по общей гигиене, по эпидемиологии»

форма обучения - очная

курс – 1

семестр –II

всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах) - 2,25/81 ч.

лекции - 16 (часов)

практические (семинарские) занятия - 38 (часов)

лабораторные занятия______________ (часов)

самостоятельная работа - 27 (часов)
экзамен – (семестр)

зачет- II (семестр)

курсовая работа __________ (семестр)

Махачкала 2015г.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО протокол №

от 201 г., с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки – 32.05.01 «Медико-профилактическое дело».


Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры –

от « » 201 г. Протокол №


Заведующий кафедрой ________________________ (Гаджиев Р.С.)

Рабочая программа согласована:


1.Директор НМБ ДГМА _______________________ (Бекеева А.В.)
2.УМО _______________________ (Н.А.Загирова)

3.Зам. декана по 1 курсу_______________________ (Магомедов М.Г.)


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета

от « » 201 г. Протокол №
Председатель СФ _________________________ (М.Г.Магомедов.)
Составители:
ассистент _______________________ Э.М. Газиева

ассистент ________________________ Л.А.Гаджиева


Рецензент:
д.м.н., профессор кафедры

общественного здоровья и

здравоохранения ФПК и ППС _________________ Р.С.Шамсудинов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Пояснительная записка ………………………………………………………………... 4


  1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………………………….6

  2. Место дисциплины в структуре основной

общеобразовательной программы……………………………………………………..7

Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП……….. 7



  1. Общая трудоемкость дисциплины…………………………………………………….8

  2. Требования к результатам освоения дисциплины…………………………………... 8

  3. Образовательные технологии и инновации в преподавании

дисциплины…………………………………………………………………………….10

  1. Форма промежуточной аттестации…………………………………………………...11


III. Учебная программа дисциплины …………………………………………………….12

3.1.Объем учебной дисциплины……………………………………………………….....12

3.2.Содержание разделов дисциплины…………………………………………………..12
IV. Рабочая учебная программа дисциплины

Учебно-тематические планы……………………………………………………………17


  1. План и тематика лекций…………………………………………………………….... 17

  2. План и тематика семинарских занятий……………………………………………….18

  3. Самостоятельная работа студентов…………………………………………………...18

  4. Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………………..19


V. Словарь терминов (глоссарий)………………………………………………………… 20
VI. Оценочные средства для контроля уровня подготовки…………………………… 25

VII. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………. 32
VIII. Научно-исследовательская работа………………………………………………… 34
IX. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины……………………………………………………………………………….35

а) Основная литература…………………………………………………………………...35

б) Дополнительная литература…………………………………………………………...35

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы……………………………………..35


Карта обеспеченности учебно-методической литературой………………………… 36
X. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими дисциплинами)………………………………………………………..37


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом ФГОС высшего профессионального образования по специальности – лечебное дело (060.101.65.), (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 2010г.)


История медицины - наука о зарождении, развитии и современном состоянии медицины. Она является связующим звеном в изучении истории всех медицинских дисциплин. История медицины является составной частью общеисторической науки, поэтому ее изучение в медицинских институтах тесно связано с профессиональной подготовкой будущего врача.

Цели изучения предмета:

1. Обучение студентов историко-аналитическому подходу к объективной оценке медицины, гигиенических знаний о здоровье и болезни человека на различных этапах человеческого развития.

2. Ознакомление с огромным историческим фактическим материалом во взаимосвязи с достижениями других наук на фоне различных общественно-экономических формаций.

3. Воспитание и формирование чувств морально-этического характера: честности, бескорыстности, патриотизма, гуманизма, любви к своей профессии дня решения поставленных задач необходимо путем устного опроса, выяснить школьный уровень подготовки студента в области литературы, истории, общей культуры, физики, химии и др., чтобы постепенно под вести студента к восприятию более сложных закономерностей между раз личными научными дисциплинами.

Преподавание истории медицины на медико-профилактическом факультете должно убедительно демонстрировать достижения отечественной медицины, ее прогрессивный и высокогуманный характер, рассматривать конкретные примеры самоотверженного и бескорыстного труда отечественных врачей на благо народа.

Программа составлена с учетом изучения на кафедре истории медицины общеисторико-медицинских вопросов. Вопросы частного характера разбираются на соответствующих кафедрах (анатомии, физиологии, гигиены, патологической анатомии, терапии, хирургии, терапевтической, педиатрической).

В лекционном курсе особое внимание обращено на раскрытие общетеоретических, методологических основ мировой медицины.

Семинарские занятия посвящаются изучению истории отечественной медико-профилактической медицины, анализу деятельности выдающихся представителей отечественной медицины. В том числе в области медико-профилактического дело.

В процессе занятии каждый студент выполняет курсовую работу, которая является частью научно-исследовательской работы студентов в вузе. При планировании тем курсовых работ, учитывая профиль факультета, особое внимание уделяется вопросам этики и деонтологии врача- гигиениста.
Завершается изучение курса истории медицины сдачей зачета.
Для лучшего усвоения студентами учебного материала желательно организовать посещение музеев, демонстрацию кинофильмов, проведение студенческих научных конференций по актуальным вопросам историко-медицинского характера. Для целенаправленного развития творчества студентов на кафедре необходимо создать условия для работы научного студенческого кружка.

Наглядность преподавания достигается развертыванием тематических экспозиций, созданием музеев истории медицины, истории института, истории здравоохранения республики. В помощь студентам при кафедрах (курсах) истории медицины целесообразно иметь учебно-методические кабинеты, оснащенные учебно-методическими материалами, наглядными пособиями, историко-медицинской литературой и др.

Изучение истории медицины способствует формированию у студента более широкого мировоззрения, научного мышления, умения анализировать исторический материал и закономерности развития мировой и отечественной медицины. Все знания, полученные студентом на кафедре истории медицины, являются фундаментом в его историко-медицинском образовании.


1. Цели и задачи дисциплины:
Целью освоения дисциплины является изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.

Задачами освоения дисциплины является:


  • обучить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;

  • показать общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;

  • раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;

  • показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;

  • ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;

  • прививать этические принципы врачебной деятельности; показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;

  • воспитывать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;

  • расширить общий научный и культурный кругозор учащихся.


2. Место дисциплины в структуре основной

образовательной программы
Дисциплина «История медицины» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин высшего профессионального образования по специальности «Медико-профилактическое дело».

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины, формируются :

- в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин (биология, экология, гигиена, анатомия человека, топографическая анатомия).


2.1. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Модуль клинических дисциплин профессионального цикла:




+

+

+

+

+

1.1.

Акушерство и гинекология

+

+

+

+

+

+

1.2.

Педиатрия

+

+

+

+

+

+

1.3.

Профессиональные болезни, военно-полевая терапия




+

+

+

+

+

1.4.

Инфекционные болезни




+

+

+

+

+

2.

Модуль терапевтических дисциплин

профессионального цикла:



+

+

+

+

+

+

2.1.

Пропедевтика внутренних болезней

+

+

+

+

+

+

2.2.

Внутренние болезни, общая физиотерапия, эндокринология

+

+

+

+

+

+

3.

Модуль хирургических дисциплин профессионального цикла:

+

+

+

+

+

+

3.1.

Хирургические болезни

+

+

+

+

+

+

3.2.

Травматология, ортопедия, военно-полевая хирургия

+

+

+

+

+

+

4.

Модуль педиатрических дисциплин профессионального цикла:

+

+

+

+

+

+

4.1.

Гигиена питания

+

+

+

+

+

+

4.2.

Коммунальная гигиена




+

+

+

+

+

4.3.

Гигиена труда

+

+

+

+

+

+

4.4.

Эпидемиология, военная эпидемиология

+

+

+

+

+

+

4.5.

Микробиология, вирусология, иммунология

+

+

+

+

+

+

4.6.

Общественное здоровье и здравоохранение

+

+

+

+

+

+


3. Общая трудоемкость дисциплины составляет

81 академических часа
4.Требования к результатам освоения дисциплины

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
А) общекультурных (ОК):


  • пониманию движущих сил и закономерностей исторического прогресса

(ОК-1);

  • владению письменной и устной речью на государственном языке российской федерации, знанию одного иностранного языка как средства

делового общения, умению вести дискуссии и полемики, способности и готовности к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-2);

  • способностью и готовностью деятельности к общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерам, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК-3);

  • культурным традициям, толерантному восприятию социальных и
    культурных различий, приумножению отечественного и мирового
    культурного наследия, знанием истории цивилизации (ОК-5);

  • способностью и готовностью к пониманию роли искусства в человеческой жизнедеятельности, значения и роли религии в истории и современной духовной жизни общества, к развитию художественного восприятия, к эстетическому развитию и самосовершенствованию (ОК-6);

  • владению культурной мышления, способности к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу (ОК-7);

  • готовности к самостоятельной, индивидуальной работе, способности к
    совершенствованию, самореализации (ОК-8).

Б) профессиональных компетенций (ПК):


    • способности и готовности реализовать этические аспекты фармацевтической деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением, их родителями; работать в команде (ПК-1);

    • способности и готовности к анализу медицинской и фармацевтической информации, анализиро­вать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);


В результате освоения дисциплины обучающихся должен:

Знать:

  • основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;

  • отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшая история);

  • достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в прогрессе поступательного развития их духовной культуры;

  • вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и деятельности в истории человечества.

Уметь:

  • анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;

  • понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;

  • грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам общей истории медицины;

  • использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения;

  • постоянно совершенствовать и углублять свои знания по истории избранной специальности;

  • стремиться к повышению своего культурного уровня;

  • достойно следовать в своей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.

Владеть:

Навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий.


5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ

В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

В свете повышения качества образования в соответствии с новой программой по Истории медицины предусмотрено использование современных инновационных технологий в обучении.

Для методов активного обучения (МАО) характерно нетрадиционная технология учебного процесса

МАО

- активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения, развивают партнерские отношения;

- повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, за счет глубины и скорости ее переработки;

- обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях студентов;

Особенности МАО

Быстрая переработка информации

Активность мышления

Активное дискутирование

Принятие творческих индивидуальных решения коллегиальность в принятии решений.

Из многочисленных методов активного обучениям для преподавания Истории медицины использовались дискуссии, круглые столы, мозговая атака, занятие, конференция, тренинги, деловая и ролевая учебная игра и др.

Широко применяется метод активной лекции, в основе которой лежит образное восприятие через использование визуализации, что приводит к более глубокому освоению и запоминанию материала.

Применяются также выездные семинарские занятия на базе Дагестанского краеведческого музея.

Большой интерес представляют материалы музея, относящиеся к развитию медицины и здравоохранения в советский период. В музее имеется редкая фотография, сделанная во время пребывания Н.А.Семашко в Дагестане в 1925 г. Он снят у Талгинского минерального источника с группой руководящих работников здравоохранения РСФСР и Дагестана, среди которых Л.Я.Брусиловский и Д.А.Березин.

В музее экспонируется 67 фотографий по истории и этнографии Дагестана, сделанных в 1927г. во время научной экспедиции «Социально-гигиеническое исследование народностей Дагестана», возглавляемой профессором А.В. Мольковым.

Знакомство с экспозициями, в частности медицинского раздела воспитывает у студентов чувство патриотизма, вызывает законную гордость за старшее поколение.
6. Форма промежуточной аттестации

В соответствии с основой образовательной программой и учебным планом в конце II семестра I курса проводится промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины «История медицины» в форме зачета, устно, по билетам.


III. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы




Вид учебной работы

Всего часов

семестр

2

Аудиторные занятия (всего)

54

54

в том числе:







Лекции

16

16

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)

38

38

Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (всего)

27

27

в том числе:







Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







Другие виды самостоятельной работы







Вид промежуточной аттестации (зачет)

зачет

Общая трудоемкость часы

зач.ед.



81

2,25


Содержание разделов дисциплины

(Учебная программа дисциплины)




п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Роль истории медицины в формировании нравственного облика современного врача



История, культура и медицина. Периодизация и хронология истории медицины. Источники изучения. Медицина и искусство.

Медицинская этика и деонтология. Изменение морально-нравственного облика врача с развитием общества. Требования, предъявляемые обществом к врачу в разные исторические эпохи.

Этический облик современного врача. Этический кодекс врача России. Взаимоотношения с пациентами и коллегами.

Эмблемы и символы врачебной профессии. История белого халата

Основы информационной культуры.

Справочно- поисковый аппарат библиотеки. Информационные ресурсы Интернет.

Российские информационные центры и их названия.


2.

Врачевание в первобытном обществе и странах Древнего мира.


Становление первобытного общества и первобытного врачевания. (Становление человека и человеческого общества. Праобщина и зачатки врачевания). Врачевание в период зрелости первобытного общества (Общественные отношения и духовная культура. Врачевание и зарождение культов и верований. Трепанация черепа).Врачевание в период разложения первобытного общества (Общественные отношения и духовная культура. Врачевание и врачеватели). Медицина-народная, традиционная, научная. Врачевание в Древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия). Врачевание в Шумере (История. Мифология и врачевание. Развитие врачевания). Врачевание в Вавилонии и Ассирии (История. Мифология и врачевание. Развитие врачевания). Врачевание в Древнем Египте (История. Мифология и врачевание. Развитие медицинских знаний). Врачевание в Древней Индии (История. Санитарное дело периода Индской цивилизации. Врачевание в ведийский период. Врачевание классического периода). Врачевание в Древнем Китае (История. Философские основы китайской медицины. Традиционная китайская медицина).

Врачевание и медицина в Древней Греции (История. Мифология и врачевание).

Врачевание крито-ахейского периода.

Врачевание предполисного периода.

Врачевание полисного периода.

Медицина классического периода (философские основы древнегреческой медицины. Врачебные школы. Гиппократ. «Гиппократов сборник». Врачебная этика в Древней Греции).

Медицина эллинистического периода (История. Философские основы. Александрийский Мусейон и медицина). Медицина в Древнем Риме

Врачевание в царский период Медицина периода Республики (Санитарное дело. Начала организации медицинского дела. Философские основы медицины Древнего Рима).

Медицина периода Империи (Становление военной медицины. Развитие медицинского дела. Развитие медицинских знаний. Гален: его учение и галенизм. Становление христианства и медицина).


3.

Медицина Раннего (V-X вв.), Классического (XI-XV вв.) и Позднего

(XV-XVII вв.) Средневековья.




Медицина в Византийской империи (395-1453) (История. Санитарно-технические сооружения. Византийская наука и религия. Развитие медицинских знаний. Образование и медицина). Медицина народа средневекового Востока (VII-XVII вв.). Медицина в халифатах (VII-XI вв.) (История. Арабоязычная культура и медицина. Больничное дело). Медицина народов Средней Азии (X-XV вв.) (История. Ибн Сина).

Медицина Юго-Восточной Азии (IV-XVII вв.). Китай. Тибет. Медицина в Западной Европе в периоды Раннего и Развитого средневековья (V-XV вв.) (История. Больничное дело. Образование и медицина. Схоластика и медицина. Эпидемия повальных болезней). Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения (XV-XVII вв.) (История. Становление анатомии как науки. Становление физиологии как науки. Ятрофизика. Ятрохимия и медицина. Эпидемии и учение о контагии. Развитие хирургии. Больничное дело и монастыри). Медицина народов Американского континента до и после конкисты (История. Развитие медицинских знаний. Организация медицинского дела. Медицина Древней Руси (IX-XV вв.) (Врачевание в Древнерусском государстве. История. Развитие врачевания. Нашествие Золотой Орды).

Медицина в Московском государстве (XV -XVII вв.) (Народная медицина. Эпидемии. Первые аптеки и Аптекарский приказ. Доктора медицины и лекари).

4.

Медицина Нового времени.

Общая биология и генетика (Теория эволюции органического мира. Учение о наследственности и изменчивости).Анатомия.Гистология (Эмпирический период. Микроскопический период).Эмбриология.Общая патология (патологическая анатомия и патологическая физиология).Микробиология (Эмпирический период. Физиология и экспериментальная медицина (Эмпирический период. Экспериментальный период).

Внутренние болезни (Утверждение клинического метода. Первые методы и приборы физического образования в России в XIX в.).

Инфекционные болезни и эпидемиология.

Педиатрия. Психиатрия. Хирургия (Техника операций. Создание топографической анатомии. Открытие и введение наркоза. Антисептика и асептика. Учение о переливании крови).

Акушерство и гинекология. Зубоврачевание и стоматология. Общественное здоровье в Новой Истории (Общественная медицина. Экспериментальная гигиена).




5.

Медицина в России в XVIII-начале ХХ века.


Медицина в России в период развитого феодализма (XVIII век).Общественно-экономические сдвиги в стране. Реформы Петра 1.

Медицинское дело и медицинское образование в России в XVIII в. Первые военные госпитали и госпитальная школа в Москве (1707 г.). Роль Н.Бидлоо в подготовке русских врачей. Практический характер преподавания. Российская академия наук (1725), первый русский Университет в Москве (1755) с медицинским факультетом (1764). Первые гражданские врачи.

М.В.Ломоносов и его роль в развитии естествознания и медицины С.Г.Зыбелин – первый русский профессор медицины.

Н.М.Максимович-Амбодик – основоположник русского акушерства. Д.С.Самойлович – основоположник отечественной эпидемиологии. Эпидемии в России и меры борьбы с ними.

Медицина в России 1 половина XIX века.

Характеристика эпохи. Рост промышленности и городов. Движение декабристов, вопросы охраны здоровья народа. Открытие новых университетов с медицинскими факультетами. Влияние Отечественной войны 1812 г. на развитие медицины. Русская хирургическая и анатомическая школа П.А.Загорский, И.Ф.Буш, И.В.Буяльский (Петербург), Е.О.Мухин, Ф.И.Иноземцев (Москва). Создание отечественных учебников и руководств.

М.Я.Мудров – основоположник русской клинической медицины. Основные принципы лечения и предупреждения заболеваний. Внимание отечественных ученых к патологической анатомии, физиологии, взаимосвязи с окружающей средой (И.Е.Дядьковский, Г.И.Сокольский, П.А.Чаруковский).Н.И.Пирогов (1810-1881) – выдающийся русский ученый-хирург, педагог, общественный деятель, создатель топографической анатомии, военно-полевой хирургии. Изучение действия наркоза при разных путях введения. Работы А.М.Филомафитского и Н.И.Пирогова – обоснование применения наркоза. Развитие зубоврачевания в России. Звание «зубной лекарь». Вопросы хирургии, терапии, зубопротезирования и ортодонтии в трудах И.Ф.Буша, И.В.Буяльского. Челюстно-лицевые операции, разработка зубоврачебного инструмента, пластические операции.

Медицина в России в период разложения феодализма и нарастания капиталистических отношений (2 половина XIX века - начало XXI века). Характеристика эпохи. Социально-экономические сдвиги. Отмена крепостного права.

Возникновение земской медицины (1864) и санитарной организации. Добрел и Эрисман.

Развитие отечественной клинической медицины, создание научных школ. Разработка вопросов экспериментальной патологии. С.П.Боткин, Г.А.Захарьин – терапевтическая школа, Н.В.Склифосовский, А.А.Бобров, П.И.Дьяконов – хирургическая, Н.Ф.Филатов, Н.П.Гундобин – педиатрическая, В.Ф.Снегирев – акушерская и пр.

Развитие физиологии. И.М.Сеченов (1829-1905) – изучение рефлексов головного мозга, изучение процессов мышления, психологии, парациального давления газов в крови, процессов утомления и др. Школа И.М.Сеченова.

И.П.Павлов (1849-1936) – изучение нервизма, высшей нервной деятельности, пищеварения, кровообращения. Методы условных рефлексов. Присуждение Нобелевской премии в 1904 г. Основатель физиологической школы.



6.

Медицина XX –начала XXI века.


Становление советской медицины. Создание Наркомздрава РСФСР. Принципы советской медицины. И.П. Павлов – «старейшина физиологов мира». Медицина в годы Великой Отечественной войны.

Основные достижения медицины в XX столетии. Нобелевские премии в области медицины или физиологии. Тенденции развития медицины и здравоохранения. Международное сотрудничество в области медицины (Международный Красный Крсет. Лига Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Всемирная организация здравоохранения. Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны».

История развития государственной системы здравоохранения в Дагестане. Начало становления советской системы здравоохранения (1918-1928 гг.). Здравоохранение в период индустриализации народного хозяйства (1929-1940 гг.).

Медицина и здравоохранение в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы (1941-1948 гг.). Развитие материально-технической базы здравоохранения и специализированной медицинской помощи (1949-1987 гг.). Новые механизмы хозяйствования и управления в период социально-экономических реформ в России (1988-1995 гг.). Национальный проект здоровья с 2006 г. по настоящее время).



История развития Дагестанского государственного медицинского института - ДГМА (XX в. – начало XXI в.). ДГМИ в довоенный период. ДГМИ в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период, период до наших дней. Научные школы ДГМИ-ДГМА.



IV. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Учебно-тематическиЕ планЫ
План лекций 1 курса (II семестр)

медико-профилактического факультета на 2015-2016 уч. Год




п/п

Темы лекций

Кол.

часов

1.

История медицины как предмет изучения. Врачевание в первобытном обществе. Врачевание в странах Древнего Востока.

2

2.

Врачевание и медицина античного Средиземноморья.

2

3.

Медицина Средневековья.

2

4.

Медицина Киевской Руси и Московского государства

2

5.

Медико-биологическое направление в медицине Нового времени.

2

6.

Клиническая медицина Нового времени.

2

7.

Медицина в России в XVIII веке. Развитие санитарного дела.

2

8.

Медицина в России в XIX веке-начале XX века.

4

9.

Медицина в России в XX- начале XXI века.

4




Всего:

16 часов

Каталог: sites -> default -> files
files -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
files -> Планы семинарских занятий для студентов очного обучения неисторических специальностей Челябинск 2014 ббк т3(2). я7 В676
files -> Бочарникова Наталья Викторовна Перевод названий текстов массовой культуры как инструмент лингвистического маркетинга
files -> Транскрибированный текст
files -> Биография арвинд джейн адрес: f 144 Нанакпура
files -> Ученая степень: кандидат исторических наук Другие должности: Сопредседатель Республиканской партии России Член попечительского совета «Федерации Интернет-образования»
  1   2   3