Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по искусству родного края за курс 8 класса




Скачать 175.98 Kb.
Дата02.07.2017
Размер175.98 Kb.
ТипРабочая программа
Рассмотрено на методсовете : Утверждаю: директор школы

_______________________ _____________ ( Герасимова Р.В.)

Рабочая программа

по искусству родного края

за курс 8 класса

учителя МБОУ Богословской ООШ

Карасукского района Новосибирской области

Шабаевой Натальи Николаевны

на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа курса «Искусство родного края» разработана на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта;

2. Минимума содержания образования регионального компонента

Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс;

3. Регионального базисного учебного плана для учреждений НСО;

Данный курс рассчитан на один год обучения в VIII классе и предполагает изучение содержания в течение 36 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.
Цель курса:

формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачи­тельного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.


На основе целевой установки программы сформулированы задачи курса:
— приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края;
— формирование способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате — осознание ее ценности уникальности и неповторимости;
— воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество;
— развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что может способствовать включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для кон­цепции программы особенно значимы следующие: краеведческий подход, содержательно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.


Основные принципы, определяющие структуру и реализацию содержания образования курса: принцип культурных доминант, территориальный принцип, принцип интегративности.
Структура содержания программы «Искусство родного края» представлена 4 модулями:
1. «Архитектура и дизайн».
2. «Музыкальное искусство».
3. «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство».
4. «Театр и кино».

В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопросы из истории становления архитектурного облика Новоси­бирска как областного центра: первые городские постройки, храмы, административные здания города и области, архитектурные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитекторов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.


Раздел «Музыкальное искусство» охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибирской области, народное и профессиональное творчество сибирских музыкантов, музыкальные театры.

В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоративно-прикладного творчества и Новосибирскому государственному художественному музею. Раскрывается творчество ярких личностей из плеяды новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы возникновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров купинского игрушечного промысла.


В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлен Новосибирск театральный — драматические театры, моло­дежный театр, детский театр, творчество ведущих театральных деятелей. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западносибирской студии кинохроники и детской студии мультипликации.

Каждый из представленных разделов содержит теоретические сведения, и рекомендации по проведению практиче­ской части занятия по каждой теме.

Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» — преемственность в реализации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, проектный подход в организации учебно-познавательной деятельности.

Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентированному подходам.

Развитие восприятия произведений искусства школьниками осуществляется по модели: «активный зритель, слушатель», развитие способности интерпретировать в рамках модели «функция — исполнитель». Важным показателем будет способность школьников включаться в сотворчество, основанное на развитии полифонического воображения, ассоциативного мышления и умения импровизировать.
Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оцениваться в режиме «зачет - незачет».

Требования к уровню подготовки выпускников по ИРК


не выходят за рамки требований федерального компонента государственного стандарта по предмету. Они должны способствовать овладению учащимися уже названными требованиями, но в деятельностной форме, с учетом специфики выделенного содержания образования БУП региона.

В результате изучения курса «ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ»:

в разделе «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» обучающийся должен

знать / понимать:


— основные направления в истории архитектуры и имена выдающихся архитекторов, работавших в регионе;
— выдающиеся архитектурные памятники Новосибирска и Новосибирской области, вошедшие в мировой художественный фонд;
уметь:
— выделять характерные черты творческого наследия сибирских архитекторов и дизайнеров, отражающие традиции художественной культуры региона;
— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интел­лектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

— для высказывания собственного суждения об архитектурном облике родного города (села), его ярких представителях;


организации личного и коллективного досуга.
в разделе «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» обучающийся должен:
знать / понимать:
— основные имена выдающихся представителей музыкального искусства — композиторов, исполнителей в различных областях музыкального искусства;
— иметь представление о крупнейших музыкальных центрах города Новосибирска и Новосибирской области;
уметь:
— выделять характерные черты музыкального творческого наследия сибирских авторов, отражающие традиции художественной культуры региона;
— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;
— высказывания собственного суждения о творчестве представителей музыкального искусства Сибири посредством художественного анализа их произведений;
— организации личного и коллективного досуга.
в разделе «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» обучающийся должен:
знать / понимать:
— основные направления и имена выдающихся представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства, работавших в регионе в различные исторические периоды;
— виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу;
уметь:
— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интел­лектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;
— высказывания собственного суждения о творчестве представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства города Новосибирска и Новосибирской области в процессе знакомства с их творчеством.
В разделе «Театр и кино» обучающийся должен:
знать / понимать:
— основные театры и имена выдающихся театральных представителей, работающих в регионе в различные исторические периоды;
— историю создания ведущих Новосибирских театров;

уметь:


— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентацию,

проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой,

исследовательской и проектной деятельности;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для ориентации в классическом наследии и современном процессе становления художественной культуры, сопоставляя его с региональными особенностями развития искусства;
— высказывания собственного суждения о театральных постановках;
— организации личного и коллективного досуга (посещение театров).
Темы для презентации творческих проектов

Раздел 1. «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

1. «Ведущий архитектор Новосибирска — А. Д. Крячков (страницы жизни и творчества)».


  1. «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры».

  2. «Архитектурный облик города».

  3. «С. Н. Баландин — летописец истории градостроительства Новосибирска».

  4. «Новосибирские архитекторы».

  5. «Храмы Новосибирска».

  6. «Любимые места твоего города (села)».

Раздел 2. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

  1. «Из истории становления музыкальной культуры Новосибирска».

  2. «Новосибирские композиторы: биография творчества»(по выбору).

  3. «Личность Арнольда Каца».

  4. «Символы российских регионов: Новосибирский государственный академический театр оперы и балета(страницы истории)».

  5. «Вокально-хоровая культура города Новосибирска: Камерный хор, хоровой ансамбль „Маркелловы голоса",вокальный ансамбль П. Шаромова, ансамбль ранней музыки и др.».

6. «Никогда не умолкнут гармони России" (братья Заволокины)
Раздел 3. «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

  1. «Новосибирский государственный краеведческий музей: история создания».

  2. «Новосибирский государственный художественный музей: просветительская деятельность».

  3. «Народные промыслы Сибири».

  4. «Музей „Сибирская береста"».

  5. «Новосибирский музей игрушки».

  6. «Новосибирские художники — детям».

Раздел 4. «ТЕАТР И КИНО»



  1. «Новосибирский театр „Красный факел":
    страницы истории».

  2. «Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева».

  3. «Молодежный театр: Новосибирский академический молодежный театр „Глобус"».

  4. «Всё началось с хроники Федота Махотина».

  5. «Западно-Сибирская студия кинохроники: история создания».

  6. «Детская студия мультипликации».

Тематическое планирование






Тема

Основной материал

Цели,задачи, ЗУН

«Архитектура и дизайн»-9ч



1

Вводное занятие. История градостроительства

Первые городские постройки, административные здания города и области, промышленные сооружения.

Рассмотреть основные вопросы Генерального плана строительства города, выявить его роль в формировании современного облика Новосибирска.

2

Градостроительный дизайн.

История градостроительства



3

Административные здания и промышленные сооружения. История градостроительства

4

Архитектурные ансамбли центра города.

Архитектурные ансамбли центра, дизайн окружающей среды (малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна).

Изучить архитектурные сооружения как один из показателей культурной составляющей жизнедеятельности региона.

5

Малые архитектурные ансамбли.

6

Храмы

Собор Александра невского, Вознесенский кафедральный собор, часовня святителя Николая Чудотворца, соборы и храмы Новосибирской области.

Изучить храмы как воплощение исторической памяти народа; выявить роль храма в организации жизненного пространства жителей города и данной местности.

7

Жилые массивы

Ведущие архитекторы В.П.Авксентюк, В.В.Бородкин и созданные ими проекты.

Изучить инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования.

8

Места досуга

Ведущий архитектор А.А.Воловик, и созданные им проекты.

Изучить культурные центры областного, районного, городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной композиции.

9

Защита творческих проектов

Архитектура Новосибирска, Академгородка, районы Новосибирской области.

Обобщить и закрепить знания учащихся по теме « Архитектура и дизайн».

«Музыкальное искусство»-9ч


10

Центры музыкальной культуры

Сибирские композиторы: А.П.Новиков, А.Ф.Муров,

Ю.П. Юкечев, Г.Н.Иванов; Новосибирские композиторы – детям: О.Сереброва, С.Ранда,

К. Журавлев.


Рассмотреть основные теоретические сведения о народной консерватории, музыкальных школах и училищах, учениках, получившие мировую и всероссийскую известность.

11

Музыкальная слава города

12

Народные коллективы

Творчество братьев

Г. и А. Заволокиных, Сибирский народный хор, Ансамбль « Чалдоны» и « Рождество».



Ознакомить учащихся с хоровыми коллективами, ансамблями, исполнителями на русских инструментах.

13

Народная музыка

14

Новосибирская филармония

Новосибирский академический симфонический оркестр и его создатель Арнольд Кац.

Ознакомить учащихся с историей создания Новосибирской филармонии.

15

Музыкальные коллективы филармонии

16

Страницы истории музыкальных театров

Новосибирский государственный академический театр, Новосибирский театр музыкальной комедии.

Ознакомить учащихся с историей создания музыкальных театров Новосибирска.

17

Театр муз-комедии

18

Защита творческих проектов

Практическая работа.

Повторить и закрепить знания учащихся по теме « Музыкальное искусство».

«Декоративно-прикладное и изобразительное искусство».-9ч

19

Декоративно- прикладное искусство

Развитие народных ремесел в Новосибирской области.

Выявить истоки современного декоративно – прикладного творчества в Новосибирской области.

20

История создания музеев декоративно-прикладного искусства

Новосибирский краеведческий музей, музей « Сибирская береста», Новосибирский музей игрушки, Центр художественных ремесел

« Сибирский вернисаж».



Ознакомить с историей создания музеев декоративно – прикладного искусства.

21

Музеи декоративно-прикладного искусства

22

Народные мастера

Народные мастера

Е.Д. Дьякова, Т.С.Лысенко



Ознакомить учащихся с купинским игрушечным промыслом.

23

Новосибирская картинная галерея

Русская живопись и графика первой трети20 века, иконы 15 – 19 веков, уникальная коллекция полотен Н.К.Рериха, произведения Н.Д.Грицюка.

Ознакомить учащихся с созданием и становлением Художественного музея

( картинной галереи).



24

Экспозиция картинной галереи

25

Выставочный зал союза художников

Х. А. Аврутис, Н.Д.Грицюк, Г.Н.Трошкин, А.Г.Позднеев, С.Мосиенко, И.В. Титков.

Ознакомить учащихся с творчеством новосибирских художников.

26

Новосибирские художники - иллюстраторы

Ю. Е. Ефимов, С.Гроховский, С.В.Калачев, А.Шуриц.

Изучить творчество художников – « Рыцари Ее Величества Книги».

27

Защита творческих проектов

Практическая работа.

Обобщить и закрепить знания учащихся по теме « Декоративно – прикладное и изобразительное искусство».

«Театр и кино»-9ч


28

Новосибирские театры

Новосибирский театр « Красный факел», Новосибирский областной театр драмы, театр « На левом берегу», молодежный театр « Глобус», детский областной театр кукол.

Ознакомить учащихся с историей создания театров.

29

Драматические театры

30

Театр «Глобус»

31

Кукольный театр

32

История кинопроката

Кинохроники « Виды города Новосибирска»,

« Новониколаевские юбилейные торжества дома Романовых, « Масленица в Новониколаевске» и др.



Ознакомить учащихся с историей создания сибирской хроники, первым кинотеатром в России и фильмами Ф.Махотина.

33

Западносибирская студия документального кино

34

Детская киностудия «Поиск»

« Сибирский фонд развития детского кино», детская киностудия « Поиск».

Ознакомить учащихся с технологией создания детских мультфильмов.

35

Мультфильм

36

Защита творческих проектов

Практическая работа.

Обобщить и закрепить знания учащихся по теме « Театр и кино».

Литература




  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.04. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и прим ерных учебных планов для общеобразователь­ных учреждений Российской Федерации, реали­зующих программы общего образования», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.04 № 1089 «Об утверждении фе­дерального компонента государственного стан­дарта образования» [Пояснительная записка к феде­ральному компоненту государственного стандарта общего образования // Вестник образования России. 2004. № 12. С. 18];

  2. Федеральный компонент государственного стан­дарта среднего (полного) общего образования. «Искусство» [Сборник нормативных документов. Ис­кусство. М.: Дрофа, 2004];

  3. Приказ департамента образования Новосибирской об­ласти от 02.07 07 № 675 «Об утверждении регио­нального базисного учебного плана для общеобра­зовательных учреждений Новосибирской области на 2007/2008 учебный год»,

  4. «Минимум содержания образования регионального компонента Новосибирской области среднего (полного) общего образования по искусству. „Ис­кусство родного края". VIII класс».

Электронные ресурсы

1. Литературно-художественная антология культурной жиз­ни Сибири // «Л№егга». — URL: http://www.literra.websib.ru.



2. Путешествия по Сибири с Леонидом Боровиковым. Статьи. Фонтаны Новосибирска. Имя Глинки в культурно-историческом ландшафте города Новосибирска. Про
Санкт-Петербург, просвещенную Сибирь и многое другое. Сказ о Сузуне. Кочки. Рыбка-чинюшка. А. Д. Крячков. И др. // «ЛШегга». — URL: http://www.literra.websib.ru.
Каталог: graffiti
graffiti -> Программа по учебному предмету «Музыкальная литература»
graffiti -> Граффити новый облик городов
graffiti -> Страница из проекта «Люби и знай свой край» Заочная экскурсия на 29 Купринский праздник
graffiti -> Билеты для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений Костромской области в 2010 – 2011 учебном году содержание билеты для проведения государственной (итоговой)
graffiti -> Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 класс
graffiti -> Образовательная программа основного общего образования мбоу «Пролетарская сош» Троицкий район