Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа «История и культура Башкортостана»




Скачать 221.13 Kb.
Дата15.05.2017
Размер221.13 Kb.
ТипРабочая программа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

Городского округа город Кумертау

Республики Башкортостан


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 12»

________О.В. Митченкова

«____» _________2014г.




Рабочая программа

«История и культура Башкортостана»

для 8 класса на 2014-2015 учебный год.

Программа составлена в соответствии с авторской программой С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х. Идельбаева, Ф.Т. Кузбекова, Р.А. Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова Уфа: Китап, 2011.

Учитель: Ульянова О.Ю

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

№ ___ от «____» августа 2014г

Руководитель ШМО

________Ульянова О.Ю


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ Г.Г. Шишканова

«_____» ________2014г.


2014-2015 учебный год



1.Пояснительная записка
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана» При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.

Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.

Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.



Целью изучения предмета «История и культура Башкортостана» является:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувство патриотизма, любви и уважения к своей республике и всего нашего государства в целом.
2. Развитие эмоционального восприятия исторических событий в республике, восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, понимания исторических событий происходящих в мире.
3. Формирование начальных представлений о специфике литературы, культуры и других искусств нашей республики на фоне нашего государства.
4. Умение развивать устную и письменную речь учащихся на уроках истории и культуры Башкортостана.
5. Освоение текстов произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений.
6. Овладение умениями чтения и анализа изучаемых исторических событий и художественных произведений на уроках ИКБ.
Основные задачи предмета «История и культура Башкортостана»:
* содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
* изучить историю Башкортостана, произведения литературы, музыкального, изобразительного, театрального искусства, созданных представителями башкирского народа и народов других национальностей, проживающих на территории нашей республики;
* знакомить с достопримечательностями городов, районов, сёл и деревень республики, выдающимися людьми Башкортостана;
* пробудить интерес к историческому прошлому, литературному и культурному наследию всех народов, населяющих нашу республику;
* формировать стремление учащихся быть достойными продолжателями славных традиций истории и культуры Башкортостана;
* содействовать в воспитании учащихся нравственных и эстетических идеалов;
* проводить беседы с учащимися о родном крае, доме, семье, окружающей природе, родной республике, её столице – Уфе, временах года, праздниках, обычаях и обрядах
наших народов.
* познакомить учащихся с текстами художественных произведений башкирских писателей и писателей других народов, составляющих гордость нашей республики далеко за её пределами.

2. Содержание учебного процесса.



Тема

Кол-во

часов

1.

Повторение пройденного материала

1

2.

Башкортостан на рубеже XVIII – XIX веков

7

3.

Башкирские исторические песни и предания

6

4.

Башкирская литература на рубеже XIX-XX веков

6

5.

Современная печать

2

6.

Изобразительное искусство Башкортостана в послевоенный период (1950-1980гг.)

5

7.

Башкирское танцевальное хореографическое искусство

5

8.

Обобщение

1


Программное содержание курса истории и культуры Башкортостана VIII класс

Повторение пройденного материала (1 час)

История в песнях. Вооружение башкир. Письменность. Профессиональная музыка и театр.



Башкортостан на рубеже XVIII-XIX веков (7 часов). Территория. Общественно-политическая структура. Введение кантонной системы управления. Население.

Участие башкир и других народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 года. Сбор добровольных пожертвований и взносов на победу. Подвиги, потери, награды башкирских полков. Кахымтурэ.

Участие башкир в заграничных походах русских войск.

Усиление колонизации края. Земельная политика царизма в Башкортостане, рост земельной спекуляции. Прогрессивная российская общественность о массовом расхищении башкирских земель. Упадок скотоводства. Завершение перехода башкир к оседлости и земледелию. Натуральные повинности и денежные сборы с башкир. Расслоение башкирского крестьянского общества. Обнищание основной массы башкир, борьба против расхищения их земель. Массовое переселение крестьян центральных и поволжских губерний России на территории Башкортостана. Расслоение среди переселенцев. Выделение крупных землевладельцев.

Отмена крепостного права и ликвидация кантонного режима в Башкортостане. Создание Уфимской губернии. Проведение буржуазных реформ в Башкортостане. Земская реформа. Компетенция земств. Земские сборы и налоги. Права земств их роль в решении хозяйственных и культурных вопросов.

Уфимская городская дума. Городская управа. Судебная реформа. Раздел губернии на мировые округа, выборы мировых судей. Введение окружных судов. Сохранение волостных судов для башкир.

Военная реформа. Изменение порядка призыва на военную службу. Формирование ополчения

Экономическое развитие края во второй половине XIX века. Рост городов, развитие торговли. Золотодобывающая, фабрично-заводская, лесная промышленность. Изменения в социальной структуре общества.

Зарождение революционного движения в крае. Включение Башкортостана в единый общероссийский социально-экономический и культурный процесс.

Башкирские исторические песни и предания (6 часов)

Роль исторических песен и преданий в духовной жизни башкир. М Лоссиевский, М. Уметбаев о необходимости знания башкирами своей родословной, преданий и песен.

Исторические песни и предания об Отечественной войне 1812 года. Отражение всенародного характера войны в песнях-преданиях Кахым-турэ». Образы царя и Кахым-турэ в них. Песни и предания об участии женщин в этой войне (песня «Иремель», предание «Рассказ башкирцаДжантюри»). Песня «Кутузов».

Песни о начальниках кантонов и их историческая основа. Песни и предания, проклинающие начальников («Кулуй кантон», «Тухват кантон»), песни сатирического («Кагарман кантон»), и лирического («Сибай») содержания.

Историко-архитектурный комплекс «Караван-сарай» в Оренбурге и одноименная народная песня.

Песни о беглых (о людях бунтарского духа, сбежавших от службы, из ссылки). Схожесть судеб героев этих песен. Социальный смысл слова «беглый». Судьба героев песен и преданий «Буранбай», «Бииш».

Песни об армейской службе и военных походах. Трагическая судьба солдата (песня «Армия»). Песни о военных походах 1839, 1853 годов в Среднюю Азию («Сыр-Дарья», марш «Перовский»). Песни о русско-японской войне («Порт-Артур», «Гайса-ахун»).

Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора. Образ сэсэна в народном творчестве. Его мудрость, остроумие и находчивость. Кубаир «Айтыш-состязание Акмурзысэсэна с Кубагушсэсэном». Баиксэсэн - певец героической истории башкир. ГабитсэсэнАргинбаев – хранитель кубаиров «Урал-батыр», «Акбузат», «Карасакал». ШафиксэсэнТамьяни – певец родного Урала.

М. Бурангулов – народныйсэсэн Башкортостана. Собиратель народного творчества. Запись эпоса «Урал батыр» Традиции сэсэнов в западном Башкортостане.

Краткая характеристика творчества сэсэнов Н. Юмрани, Ш. Шарифуллина, Г. Галиева, А. Гатиатуллина.

Собиратели и исследователи башкирского фольклора. Роль русских ученых и краеведов (С.Г. Рыбаков, Л.Н. Лебединский).

Башкирский народный эпос. Понятие об эпосе. Мифологический эпос «Урал батыр» как фундаментальный памятник мировой культуры. Древние мотивы кубаира. Янбирде и Янбике как первые люди на земле. Осознание нераздельности человека и природы. Антропоморфизм, анимизм. Этиологические мотивы. Проблема бессмертия.

Краткая характеристика сказаний против властителей Золотой Орды, Ногайского и Казанского ханств. «Идукай и мурадым», «Таргын и кужак» (отрывки). Сказание «Ек–Мергэн». Архаические мотивы и историческая основа сказания. Трагической и героическое. Образ Тугызак-эби. Образ Ек-Мэргэна – предводителя западных башкир в в борьбе против Казанского ханства. Пленение и освобождение батыра. Фольклорный и литературный стили сказания.

Сказание «Алдар и Зухра». Тема объединения степных и лесных башкир, дружбы башкир с другими народами. Прославление мирной жизни народов и осуждение попыток раздора. Образы Зухры, Алдара и Авлии.



Башкирская литература на рубеже 19-20 веков (6 часов)

Этапы развития башкирской литературы.

Творческий путь М. Акмуллы (1831-1895). Биография поэта. Просветительство в поэзии М. Акмуллы. Призыв к башкирам в стихотворении «Надо учиться, мои башкиры», актуальность стиха и в наши дни.

Стихотворение «Назидания» как кодекс ислама. Социальные мотивы в поэзии М. Акмуллы («ИсянгильдеБатучу»). Лирика поэта.

Мухаметсалим Уметбаев (1841-1907) как поэт и ученый. Книга «Ядкар». М. Уметбаев – поэт, публицист, фольклорист, языковед, историк, этнограф. Краткая характеристика его основных работ. Стихи поэта: «Страна юмран», «Жалоба», «Пройденная жизнь - оставшаяся память», отражение в них бедственного положения башкирского народа, осуждение колониальной политики царизма.

МажитГафури (1880-1934) – классик башкирской литературы. Биография поэта. Дореволюционная поэзия М. Гафури. Отношение поэта к революции 1905г. («Стихи радости», «Завещание 1906 года к 1907 году»). Проблема народа и поэта в поэзии М. Гафури («Я и мой народ», «Красное знамя»).

Отрывки из повести «Черноликие». Просвещенность и невежество героев повести: Закир и Галима – это Ромео и Джульетта на башкирской земле.

Шайхзада Бабич (1895-1919). Биография поэта. Ш. Бабич и башкирское национальное движение. Мотивы разочарования и надежды в начальный период творчества («Несчастлив я», «Жалоба»). Народ и поэт в стихах Ш. Бабича («За народ», «За кого»). Судьба стихотворения «Жду». Прославление Башкортостана в стихах «Кураю», «Марш войска», «Башкортостан», «Мы» (по выбору). «Хитап башкирскому народу по случаю соглашения с большевиками». Трагическая гибель поэта. Учреждение премии им. Ш. Бабича.



Современная печать (2 часа)

Современная печать и проблемы развития культуры в республике. Роль республиканских газет и журналов: «Башкортостан», «Кызыл тан», «Молодежная газета», «Агидель», «Башкортостан укытыусыхы», «Башкортостан кызы», «Аманат» в жизни общества. Новые издания: «Ватандаш», «Шонкар», «Акбузат», «Тулпар», «Тамаша», «Йэшлек», «Умет» и проблемы культуры.

Деятельность издательств «Китап» им. З. Биишевой, «Башкортостан», «Башкирской энциклопедии» и их роль в развитии культуры.

Библиотечное дело в конце XIX – начале XX века. Национальная библиотека имени З. Валиди как информационно-библиографический и методический центр. История организации и становления. Отделы и фонды.

Сеть библиотек в настоящее время.

Русские писатели и краеведы о Башкортостане (П.М. Кудряшов, А.С. Пушкин, В. И. Даль, Л.Н.Толстой, Г.И. Успенский, Н.А.Крашенинников).



Изобразительное искусство Башкортостана в послевоенный период (1950-1980) (5 часов)

Периодизация истории развития башкирского изобразительного искусства: дореволюционный, довоенный, в период Великой Отечественной войны, после войны.

Творчество башкирских художников среднего поколения в послевоенный период. Проведение выставок – «смотров», «творческих отчетов», посвященных знаменательным событиям. Декада башкирской литературы и искусства в Москве в 1955году, республиканская выставка 1957г., юбилейная в 1969 г. в г. Москве и Ленинграде; автономных республик России в 1971г., зональные (1964 - 1985).

Укрепление в республике художественного образования, связей башкирских художников с мастерами искусства других народов.

Национальные темы и традиции народного искусства в творчестве художников небашкирской национальности - Ф.А. Кащеева, А.А. Кузнецова, П.П. Салмасова.

Жизнь и творчество народного художника СССР, академика А. Лутфуллина..Произведения с широким обобщением военных событий, с использованием новых художественных средств и приемов: «Ожидание», «Прощание», «Проводы на фронт»; портретные работы «Мать погибшего героя»: «Ветеран», «Мелодии кубыза», «Сабантуй». Философская глубина портрета «Старуха на черном фоне».



Домашников Б. Ф. Уральский пейзаж, старинная русская архитектура в его произведениях: «Май. Березняк», «Вечерний сеанс», «Зимнее окно», «Черемуха», «День Победы», «Родина», «Май. Красная площадь», «Весна. Ключарево», «Зима на окраине», «Уфимский романс с минаретом».

В.П. Пустарнаков. Произведения на тему войны: «Пулеметная рота», триптих «Родина», «Лето 1945 года», «Передний край обороны», «Прифронтовой эвагоспиталь», «Пастбище».

Р.М. Нурмухаметов. Произведения исторического жанра: «Жертвы шариата», «Праздник в ауле», «На просторах Урала», «В нефтяном крае», «После трудового дня».

А.С.Арсланов. Величавая сила родной земли в его произведениях: «Осень в родном краю», «Степь». «Красный дом», «Весна на ферме», «Лето. Полдень», «Степь».

Башкирское танцевальное и хореографическое искусство (5 часов)

Башкирская народная хореография. Обрядовые, трудовые, военно-исторические, шуточные, лирические танцы.

Жизнь и творчество Файзи Гаскарова. Его роль в возрождении башкирского танца. Башкирский государственный академический ансамбль народного танца им.Ф.Гаскарова. История создания. Творческий путь коллектива. Наиболее яркие исполнители.

Итоговое повторение 1 час.


  1. Описание предмета в учебном плане.

Согласно Базисному учебному плану Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).


  1. Планируемые результаты освоения предмета.

«Истории и культуры Башкортостана»
Тематическое планирование по ИКБ предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, различных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для предмета ИКБ на этапе основного общего образования являются:
• выделение характерных причинно-следственных связей в изучении истории и культуры РБ;
• уметь делать сравнение и сопоставление исторического прошлого и современной истории;
• уметь различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза и т.д.;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование знаковых систем (текст, таблица, схема и т.д.);
• составление плана, тезиса, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных задач источников информации, включая энциклопедии, различные словари и другие справочники;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности;
• осознанное определение сферы своих интересов и возможностей в изучении истории и культуры Башкортостана.


5. Оценка достижений планируемых результатов.

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:



  • Урок, сочетающий урок с объяснением;

  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

  • Лекция с элементами беседы;

  • Работа с документами;

  • Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;

  • Раскрывать содержание иллюстраций.

  • Просмотр видеофильмов

  • Подготовка сообщений на данную тему

  • Подготовка реферата

  • Работа над исследовательской работой

Требования к уровню усвоения предмета

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
6.Календарно- тематическое планирование







ТЕМА

Колво час

Дата

Дом.задане

Примечание












1 модуль

1

1

Повторение пройденного

1

6.09










2

1

Башкортостан на рубеже XVIII-XIX веков.

1

13.09




ИБ 8 кл. глава XI, § 37, 38, 39




3

2

Участие башкир и других народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 года.

1

20.09




ИБ 8 кл. глава XI, § 40, 41




4

3

Участие башкир в заграничных походах русских войск

1

27.09




ИБ 8 кл. глава XI, § 40, 41




2 модуль

5

4

Усиление колонизации края.

1

18.10




ИБ 8 кл. глава XII, § 44




6

5

Отмена крепостного права и ликвидация кантонного режима в Башкортостане.

1

25.10




ИБ 8 кл. глава XII, § 45, 46, 47




7

6

Экономическое развитие края во второй половине XIX века

1

1.11




ИБ 8 кл. глава XII, § 48, 49




8

7

Зарождение революционного движения в крае

1

8.11




Записи в тетради




9

1

Роль исторических песен и преданий в духовной жизни башкир.

1

15.11




Записи в тетради




3 модуль

10

2

Исторические песни и предания об Отечественной войне 1812 года.

1

29.11




КБ 8 кл. § 1




11

3

Песни о начальниках кантонов и их историческая основа

1

6.12




КБ 8 кл. § 2




12

4

Песни о беглых. Песни об армейской службы

1

13.12




КБ 8 кл. § 3, 4




13

5

Собиратели и исследователи башкирского фольклора

1

20.12




Записи в тетради




14

1

Творческий путь М. Акмуллы

1

27.12




КБ 8 кл. § 24




4 модуль

15

2

Мухаметсалим Уметбаев как поэт и ученый

1

10.01




КБ 8 кл. § 25




16

3

Мажит Гафури– классик башкирской литературы

1

17.01




КБ 8 кл. § 26




17

4

Шайхзада Бабич.Биография поэта

1

24.01




КБ 8 кл. § 27




18

5

Констанин Иванов

1

31.01




КБ 8 кл. §28




19

1

Современная печать и проблемы развития культуры в республике

1

17.02




Записи в тетради




20

1

Русские писатели и краеведы о Башкортостане

1

14.02




Записи в тетради




21

1

Творчество башкирских художников среднего поколения в годы ВОв

1

21.02




КБ 8 кл. §10-11




5 модуль

22

2

Художественная жизнь в тылу

1

7.03




КБ 8 кл. §11




23

3

Графика в годы Вов.

1

14.03




КБ 8 кл. §12




24

4

Живопись Башкортостана в годы войны.

1

21.03




КБ 8 кл. §13




25

5

В.П. Пустарнаков. Произведения на тему войны

1

28.03




КБ 8 кл. §13




26

6

Р.М. Нурмухаметов. Произведения исторического жанра

1

4.04




КБ 8 кл. §13




27

1

История создания профессионального хореографического искусства в республике. Понятие о балете

1

11.04




КБ 8 кл. §20




6 модуль

28

2

Нариман Сабитов – композитор и дирижер

1

25.04




КБ 8 кл. §21




29

3

Основоположники Башкирского балета

1

2.05




КБ 8 кл. §22




30

4

Звезды башкирского балета. Творческие портреты З.Насретдиновой,.Нуриева Башкирский балет сегодня. Репертуар

1

16.05




КБ 8 кл. §23




31

5

Звезды башкирского балета. Творческие портреты З.Насретдиновой,.Нуриева Башкирский балет сегодня.

1

23.05




КБ 8 кл. §23







32-33

6

Итоговое повторение

1

30.05














7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Андриянов Ю.А «Башкирские сказки и предания». – Уфа «Китап», 1996.

  2. Ахияров К.Ш. , Якупов К.А. МустайКарим – поэт, педагог, патриот. – Уфа: РИО РУНМЦ О РБ, 2008.

  3. Башкирское народное творчество. Том II. Предания и легенды. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987.

  4. Башкирское народное творчество. Том III. Богатырские сказки. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988.

  5. Башкирское народное творчество. Том IV. Волшебные сказки. Сказки о животных. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989

  6. Башкиры: Этническая история т традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.

  7. Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.

  8. Башкортостан с древнейших времен до наших дней. Хроника основных событий / Сост. Р. А. Валишин. – Уфа: Китап, 2007.

  9. Валеев И.и. Педагогика Мустая Карима. – Уфа: Китап, 2002.Валеев И.И. Традиции башкирского национального воспитания в творчестве Мустая Карима/Вступит. Статья А. Филиппова. – Уфа: Китап, 2005.

  10. Галин С. А. Башкирский исторический эпос. Пособие для учителей культуры Башкортостана. – Уфа: БИРО, 2002.

  11. Галин С.А. Народной мудрости источник. Толковый словарь башкирского фольклора. – Уфа: Китап, 2007.

  12. Галлямова Л. Краски родного края. Очерки о художниках Башкортостана. – Уфа: Китап, 2002

  13. Губайдуллина Ф. Практический материал для учащихся средней школы по предмету «Культура Башкортостана». – Уфа: Издательство БИРО, 1999.

  14. Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? – С.-Пб.: ТОО Грань – УНЦ РАН, 1994.

  15. Исследователи-путешественники о Башкортостане. XVIII век / Сост., предисл., коммент. В.В. Сидорова. – Уфа: Китап, 2007.

  16. Карим М. Избранное. Стихотворение. Поэмы. Сказки. Трагедии. Пер. с башк. Вст. статья К. Кулиева. – М.: Художественная литература, 1973.



Каталог: foto -> olga3
foto -> Для сведения абонентов
foto -> Для сведения абонентов
foto -> «Свадьба в Чехии»
foto -> Му «Централизованная библиотечная система» «Краеведческая деятельность библиотек города Лесосибирска»
foto -> Издания Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования за 2013 год Есенков, Ю. В
foto -> Сводный перечень
foto -> Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию
olga3 -> Рабочая программа «История и культура Башкортостана»

  • Рабочая программа «История и культура Башкортостана» для 8 класса на 2014-2015 учебный год.
  • 2. Содержание учебного процесса.
  • Программное содержание курса истории и культуры Башкортостана VIII класс Повторение пройденного материала (1 час)
  • Башкортостан на рубеже XVIII - XIX веков (7 часов)
  • Башкирские исторические песни и предания (6 часов)
  • Башкирская литература на рубеже 19-20 веков (6 часов)
  • Современная печать (2 часа)
  • Изобразительное искусство Башкортостана в послевоенный период (1950-1980) (5 часов)
  • Р.М. Нурмухаметов
  • Башкирское танцевальное и хореографическое искусство (5 часов)
  • Итоговое повторение 1 час. Описание предмета в учебном плане.
  • Планируемые результаты освоения предмета.
  • 5. Оценка достижений планируемых результатов.
  • Требования к уровню усвоения предмета Оценка «5»
  • Оценка «2»
  • 7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.