Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины Основы социологии Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий




страница1/3
Дата16.01.2017
Размер0.75 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ
____________ С. С. Аванесов
" " февраля 2011 г.

Рабочая программа дисциплины

Основы социологии

Направление подготовки

040100 Социология

Профиль подготовки

Общий

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

Очная

Томск 2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Основы социологии» являются:



  • Знакомство с основными понятиями и проблемами теоретической социологии в контексте фундаментальных концепций социальной реальности, на фоне анализа их парадигмальных оснований, что позволяет понять генезис и суть проблем социального познания, структуру социологической теории.

  • Овладение теоретическими и методологическими возможностями различных парадигм и концепций для исследования конкретных социокультурных реалий, реализуя при этом принцип методологической дополнительности.

  • Развитие социологического воображения, способности эксплицировать теоретическое и практическое содержание различных интерпретаций социальных явлений и процессов.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Основы социологии» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете в 3 и 4 семестре на втором году обучения. Он представляет собой базовую дисциплину профессионального цикла Б.3. Предметное содержание модуля тесно взаимосвязано с учебными курсами «История социологии», «Современные социологические теории». Данный курс является логическим продолжением и углублением курсов «Социальная психология» и «Методология и методы социологического исследования». Для его успешного освоения, обучающиеся уже должны овладеть следующими компетенциями

- уметь логически верно, аргументировано и ясно выстаивать устную и письменную речь, свободно владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний – ОК-2;

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и профессионального мастерства – ОК-6;

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности – ОК-8.

Изучение этого модуля закладывает основы для успешного освоения студентами следующих профессиональных дисциплин «Современные социологические теории», «Качественные методы».


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы социологии».

В ходе изучения данной дисциплины у студентов формируются элементы профессиональной компетенции, обозначенной в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:

- знать фундаментальные социологические теории, основы профильно-прикладных знаний, методологию социологического исследования, специальные знания, связанные с областью будущей профессиональной деятельностью – ПК-2;

- уметь аргументировать и обосновывать принимаемое решение – ПК-7;

- уметь приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии – ПК-10.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: основные понятия социологической теории, фундаментальные концепции и теории среднего уровня, структуру и методологические средства социологической теории.

Уметь: различать парадигмальные основания концепций и теорий, их методологический и эвристический потенциал.

Владеть: навыками применения адекватных предмету изучения методологических средств и моделей социологического познания.

4. Структура и содержание дисциплины «Основы социологии»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, из них 108 аудиторных, 2 экзамена.






п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекция

Семинар

СРС

1

Социология как наука

3

1

2

2

5

Контрольная работа по теме: «Теоретические основания социологии»

2

Стратегии и парадигмы социологической теории

3

2

2

2

5

3

Личность как социально-отношенческий феномен

3

3

2

2

5

Кейс-стади «Личность как социальный опыт индивида»

4

Социо-культурная детерминация мотивации

3

4

0

2

5

5

Структура личности

3

5

2

2

5

6

Коммуникация как процесс формирования и существования личности и общества

3

6-7

2

2

10

7

Бихевиористская концепция личности и общества

3

8-9

2

4

10

Проблемный коллоквиум «Личность как объект и субъект социальных отношений»

8

Интеракционистская концепция личности и общества

3

10-11

2

4

10

9

Теория ролей

3

12-13

2

4

10

10

Феноменологическая концепция личности и общества

3

14-15

2

4

10

Эссе «Жизненные миры молодых россиян»

11

Социализация личности

3

16

2

2

5

12

Девиантное поведение

3

17-18

0

4

10

Семинар-конференция «Формы и факторы девиантного поведения»




Итого

3

1-18

20

34

90

Экзамен в 3 семестре

1

Предпосылки, задачи и проблемы теории социальной структуры

4

24

2




5

Контрольная работа по теме «Теоретические основания концепций социальной структуры»

2

Система понятий теории социальной структуры

4

25

2

2

5

3

Социология как конструирование социального пространства

4

26




2

5

4

Технология конструирования социального пространства

4

27-28

2

4

5

5

Элитаристская концепция социальной структуры

4

29

2

2

5

Проблемный коллоквиум «Элиты и страты российского общества»

6

Стратификационная концепция. Основные понятия

4

30-31

2

4

5

7

Измерения стратификации.

Методологические проблемы стратификационной концепции



4

32-33

2

4

10

8

Символическая концепция. Основания и предтече постструктурализма

4

34-35

2

4

10

Кейс-стади

«Символические механизмы структурации общества»



9

Символическая концепция. Теория символического капитала П. Бурдьё

4

36-37

2

4

10

10

Социальный институт как механизм регуляции социальных отношений

4

38-39

2

2

10

Эссе «Основания и ограничения свободы в современном российском обществе»

11

Маргинальность как характеристика социальной структуры

4

40

2

2

10

Семинар-практическое занятие «Локусы социального пространства России»

12

Особенности российского общества

4

41




4

10




Итого

4

24-41

20

34

90

Экзамен в 4 семестре


5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и семинары-конференции, а также написание рефлексивного эссе, кейс-стади и проблемный коллоквиум. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 20% аудиторных занятий.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются:

1. Эссе.

2. Кейс-стади.

3. Семинарско-практические занятия по всем темам курса.

4. Семинар-конференция.

5. Контрольная работа.

6. Проблемный коллоквиум.

7. Устный экзамен.
Примеры оценочных средств
Контрольная работа по теме: «Теоретические основания социологии»

Примерные вопросы на контрольную работу.



  1. На какие обстоятельства человеческого существования (факторы поведения) обращают основное внимание сторонники материалистического понимания общества и сторонники идеалистического понимания общества? В чём состоит самое главное, принципиальное различие между материалистическим и идеалистическим пониманием причин социального поведения?

  2. В чём суть принципа социального детерминизма? Какие сильные и слабые стороны есть в этом принципе объяснения социальных явлений? Почему не смотря на критику этого принципа (за что именно?) социологи от него полностью не отказываются и не откажутся?

  3. В чём состоит различие в понимании социального действия между позитивистами и герменевтами и какими идеями (методологическими постулатами) это обусловлено?

  4. Что общего и в чём принципиальное различие в понимании (определении, дефиниции) социальной группы в позитивизме и герменевтике? Прокомментируйте, поясните соответствующие дефиниции групп, которые предложил П. Бурдьё .

  5. На какие особенности человеческого поведения указывает герменевтика, говоря о принципиальной недостаточности естественно-научной логики объяснения? В чём принципиальное различие между позитивистской и герменевтической логикой изучения общества?

  6. В чём состоит различие в понимании социального факта между позитивистами и герменевтами? Почему герменевтически ориентированные социологи против того, чтобы уравнять по смыслу понятия «социальное действие» и «социальный факт», как это предлагал Дюркгейм, говоря о том, что факт есть результат действия?

  7. Сопоставьте объяснение и понимание как процедуры познания по схеме:

  • По цели познания: зачем (для чего) объяснять и зачем понимать?

  • По процедуре познания: в чём специфика метода объяснения и метода понимания; какие термины для этого используется?

  • По методическим средствам познания: какие методики получения знаний используются при объяснении и понимании; в чём их различия, специфические особенности?

  1. Соотнесите (сопоставьте, сравните) понятия «социальная структура» и «жизненный мир» по следующим пунктам:

  • По типу (характеру) социальной реальности, которую они отражают.

  • По типу (характеру) социальных групп как структурных элементов реальности.

  • По характеру (специфике) метода их изучения: дайте определение (дефиницию) этим методам и целям познания.

  1. В чём состоит различие в понимании мотивации в позитивизме и герменевтике?

  2. Что имели в виду Вебер и Щюц, говоря о двойной детерминации поведения и двух типов мотивов.


Кейс-стади «Личность как социальный опыт индивида»

Задания:


1. Опишите основные этапы Вашей биографии.

2. Проанализируйте социальное содержание каждого этапа и сопоставьте их по источникам и механизмам формирования социального опыта.

3. Опишите структуру личности каждого этапа по схеме:

Аспекты опыта:



  • Когнитивный: рационально-прагматический опыт взаимодействия в форме информации.

  • Эмотивный: опыт сопереживания в форме эмоций;

  • Нормативный: опыт регуляции и саморегуляции поведения и взаимодействия в форме традиции или закона.

Структурные элементы опыта:

  • Эмоции: чувства, оценки.

  • Информация: сведения, знания.

  • Нормы: правила, принципы.


Проблемный коллоквиум «Личность как объект и субъект социальных отношений»

Примерные вопросы для обсуждения.



  1. Анализируя процесс социальной детерминации поведения П. Бурдьё ввёл понятие «Habitus» - для чего он это сделал? На какие особенности социального поведения личности и социальной детерминации структуры личности он обращает внимание этим термином?

  2. На какие социальные механизмы социального действия преимущественно обращает внимание позитивизм и герменевтика и почему именно на них? Обоснуйте ответ постулатами позитивизма и герменевтики.

  3. На каких утверждениях (открытиях и идеях) Ч.Кули, Дж. Мида и Г. Блумера основывается тезис: «Личность и общество – две стороны (фазы) коммуникативного процесса»?

  4. На чём основано это утверждение: общество – это социальная конструкция, и какой в этом смысл, что это даёт в плане методологии и методов познания?

  5. Что нового в понимание социальных действий внёс интеракционизм в сравнении с бихевиоризмом?

  6. На какие условия социальной интеграции обращают внимание бихевиористы и интеракционисты?

  7. Что нового в понимание личного опыта внесла социальная феноменология? Что означает утверждение, что личный опыт интенционален и феноменологичен; какое методологическое (в плане целей и задач социологии) и методическое (в плане методов исследования) значение оно имеет?

  8. На основании чего герменевтически ориентированные социологи и сторонники символического интеракционизма утверждают, что социальных фактов вне интерпретации и контекста не существует? Почему они против того, чтобы уравнять по смыслу понятия «социальное действие» и «социальный факт», как это предлагал Дюркгейм, говоря о том, что факт есть результат действия?

  9. Какая проблема обсуждается социологами через понятие «структура личности»?

  10. Что определяет саму возможность и границы коммуникации как процесса формирования интерсубъективной реальности? Какие теоретические понятия используют для ответа на эти вопросы феноменологи (А. Щюц; П. Бергер и Т. Лукман)?


Эссе «Жизненные миры молодых россиян»

В качестве схемы написания можно использовать два варианта описания молодёжных субкультур известными отечественными специалистами: Слюсаревского Н. Н. и Щепанской Т.Б.



Вариант 1

  1. Картина мира, знания.

  2. Ценности – фокусы стремлений, желаний групп: 1) то, чему отдают предпочтение в наибольшей мере (акты поведения, приближающиеся к социальному идеалу; это то, чем восхищаются, но чего не всегда придерживаются); 2) то, что считается нормальным, правильным (так поступают в большинстве случаев); 3) то, что не одобряют, осуждают и — на крайнем полюсе – считают аморальным, преступным.

  3. Стиль и образ жизни.

  4. Социальные роли и статусы.

  5. Системы норм: набор целесообразно ориентированных стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях.

  6. Потребности и склонности – устойчивая ориентированность человека на что-то, желание заниматься определенным видом деятельности.

Слюсаревский Н. Н. Субкультура как объект исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2002. – № 3. – С. 117-127.
Вариант 2

1. Коммуникативная среда: самоназвание и традиции; внутригрупповые отношения (тусовка); межгрупповые отношения; социальная локализация.

2. Культурные коды: невербальные коды; пространственный код; временной код; предметный код, телесный код; вербальные стереотипы; сленг; принципы интерпретации.

3. Коды границ.

4. Обряды посвящения

5. Коды коммуникации: ценности, значения, смыслы.

6. Механизмы и практика саморегуляции и управления.

Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т. Б. Щепанская. – М.: ОГИ, 2004.



Семинар-конференция «Формы и факторы девиантного поведения»

Примерные вопросы для обсуждения:



  1. Какими типами мотивов в историческом и территориальном (по странам) планах руководствуются люди, склонные к суициду? Каковы причины различия мотивов?

  2. Как можно объяснить колебания статистических данных суицидального поведения?

  3. Есть ли специфика суицидальной мотивации в России и как это можно объяснить?

  4. Какие макросоциальные действия (мероприятия) наиболее эффективны в плане снижения суицида?

  5. Каковы мотивы проституции?

  6. От чего зависит масштабы проституции?

  7. Борьба с проституцией: Можно? Нужно? Как?

  8. Гомосексуализм, что это: Болезнь? Самореализация? Моральная распущенность?

  9. Почему в России стало так много наркоманов и что нужно делать, чтобы их стало меньше?

10. Сопоставьте теорию аномии как социологический вариант объяснения девиантного поведения с другими теориями по схеме:

  • Что, какие факты не могут объяснить несоциологические теории?

  • Какие основополагающие идеи лежат в основе каждой теории и какая социологическая идея (постулат) лежит в основе теории аномии, что и делает её социологической?

  • Какой самый общий принцип объяснения девиантного поведения выдвинул Э. Дюркгейм и почему его считают одним из фундаментальных, основополагающих принципов социологии, заложившим основы самой социологической науки?


Каталог: oop -> sociology -> docs -> prof
oop -> Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) Общие сведения
oop -> Программа по английскому языку гбоу сош №600 на 2015-2016 учебный год
oop -> 1. Общие положения Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 педагогическое образование и профилю подготовки начальное образование
oop -> Основная образовательная программа начального общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
oop -> Тариетхэр псесхэр синдхэр зиххэр дандэрийхэр гениоххэр
prof -> Рабочая программа дисциплины Социология города Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий
prof -> Рабочая программа дисциплины Качественные методы Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий
  1   2   3

  • Рабочая программа дисциплины Основы социологии
  • 1. Цели освоения дисциплины
  • 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
  • 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы социологии».
  • Знать
  • Владеть
  • Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) Лекция
  • Семинар СРС
  • 5. Образовательные технологии
  • 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
  • Примеры оценочных средств Контрольная работа по теме: «Теоретические основания социологии»
  • Кейс-стади «Личность как социальный опыт индивида»
  • Проблемный коллоквиум «Личность как объект и субъект социальных отношений»
  • Эссе «Жизненные миры молодых россиян»
  • Семинар-конференция «Формы и факторы девиантного поведения»