Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины (модуля) Литература народов России Направление подготовки 032700 Филология Профиль подготовки




страница1/5
Дата05.03.2017
Размер0.76 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ УДМУРТСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

«Утверждаю»

(декан факультета / директор института)


«_____» _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Литература народов России
Направление подготовки

032700 Филология
Профиль подготовки
Преподавание филологических дисциплин

(удмуртский язык и литература, английский язык);

Преподавание филологических дисциплин

(удмуртский язык и литература, венгерский язык)
Степень выпускника

БАКАЛАВР


Форма обучения

очная

ИЖЕВСК 2014

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Характерной чертой российского государства является его полиэтничность и поликультурность. В содержании литературного образования на факультете удмуртской филологии присутствует пять компонентов: родная литература, русская литература, литература народов России, литература ближнего зарубежья (раньше – «Литература народов СССР») и зарубежная литература.

В русле складывающихся политических ситуаций в стране и происходящих в ней национальных процессов актуальность разработки курса «Литература народов России» очевидна. Современный выпускник филологического факультета должен обладать богатейшими знаниями своей родной культуры, языка, литературы, хорошо знать литературу народов многонационального российского государства, объективно оценивать место родной литературы в ряду литератур народов нашей страны.

Построение курса «Литература народов России» учеными (Р. Хайруллин, С. Бирюкова) предлагается по двум возможным линиям:



  1. сочетание типовой программы по литературе народов России (1993г., 1994 г. – шк. прогр.) с региональным компонентом;

  2. сочетание типовой программы по литературе народов России (1993 г., 1994 г.) с национальным компонентом, в основе которого заложен принцип этно-лингво-культурной общности.

В первом варианте основная программа может дополниться и углубиться такими региональными компонентами, как «Литература народов Поволжья и Приуралья», «Литература народов Сибири и Дальнего Востока», «Литература народов Крайнего Севера», «Литература народов Дагестана и Северного Кавказа» и т. д. Во втором случае типовая программа может быть организована введением таких звеньев, как «Литература тюркских народов России», «Литература финно-угорских народов России», «Монголоязычные литературы народов России» и т. д.

В основе рабочей программы «Литература народов России» – регионально-географический, регионально-эстетический принцип изучения литературных общностей России (Р. Бикмухаметов, Ч. Гусейнов) с учетом опыта сочетания регионального компонента. Выделенный в регионы круг литератур определен близостью исторических судеб этих народов, их многосторонними связями, родственностью культурных, литературных, отчасти языковых традиций. Региональный подход позволяет последовательно подойти к созданию системы всевозможных межнациональных и общечеловеческих аналогий, реализуемых на уровне биографий отдельных авторов, их текстов, эстетических концепций. Взгляд на отдельную литературу в контексте региона, в параллелях и во взаимосвязях с другими литературными регионами расширяет представления студента до осознания того, что в недрах каждой национальной литературы существует великое многообразие всевозможных эстетических явлений, во многом аналогичных русской и мировой литературной традиции.



Цели и задачи курса: представить студентам в обобщенном и систематизированном виде многоязычный и многообразный литературный процесс наций и народностей России в его основных тенденциях и проявлениях,

Задачи освоения дисциплины:

Помочь создать в сознании слушателей целостную картину всего диалектически сложного, драматически противоречивого пути движения национальных литератур народов России.

Основываясь на новые историко-литературные факты и открытия, теоретические исследования, учебно-методические принципы, осветить сложные вопросы рождения и становления национальных литератур, раскрыть трудный период их послереволюционного движения, испытания, потери, обретения и открытия последующих десятилетий, особенности современного состояния.

В учебном процессе особое внимание уделить показу общих, типологически сходных черт и качеств национальных литератур, а также выявлению специфики художественного поиска в каждой отдельной литературе. Одной из важных задач изучения литератур народов России в вузе является то, чтобы студент осознал ее (литературу народов России) как идейно-эстетическую общность.



Литературоведческой основой предмета является сочетание историко-генетического, историко-функционального и сравнительно-типологического подходов к рассмотрению фактов и явлений литературы.

Главный критерий отбора материала – индивидуально неповторимое творчество мастеров национально художественного слова. Помогая студенту расширить общий литературно-художественный кругозор, направить его на освоение ведущих понятий курса: что такое национальная литература, национальная культура; как проявляется в художественной литературе своеобразие национального склада, характера, образа мышления, нравственно-эстетический идеал писателя; какова связь творчества национального писателя с художественными идеями мировой культуры и времени и т. д.

В задачу курса также входит изучение связей и взаимодействий литератур народов России с литературами, составлявшими советское культурное пространство; раскрытие особого, объединяющего, общекультурного и обогащающего значения русской литературы для всех народов российского государства. Русская литература – катализатор процессов художественного самовыражения в других литературах, хранительница духовных ценностей не только русского, но и других народов.

Приобщение студентов к художественной литературе российских народов повысит их культурный уровень, обогатит знания и эмоциональный мир, поможет формированию эстетической восприимчивости к иноязычной и инонациональной литературе, к ее нравственным ценностям, образно-эстетическому строю, содействует воспитанию в них общероссийского гражданского сознания, чувства любви к своему многонациональному отечеству, большой Родине.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс входит в число общепрофессиональных дисциплин Б3.Б.11

Курс «Литература народов России» читается на третьем курсе ДО для студентов факультета удмуртской филологии бакалавриата.

Курс "Литература народов России" является составной частью системы филологического образования и напрямую взаимодействует с другими дисциплинами: "Введение в литературоведение", "Теория литературы", с курсами истории русской и зарубежной литератур, культурологии, фольклористики и т. д.

После изучения курса студент должен иметь представление о многонациональной литературной карте России; знать вершинные произведения писателей-классиков нашей страны, уметь связывать классический литературный материал с современностью, представлять основные исторические вехи развития литературы народов России, ориентироваться в современном литературном процессе, уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой по данному предмету. Студенту необходимо знать проблему преподавания литературы народов России в школе и учебно-методическую обеспеченность этого предмета.

Программа курса состоит из лекционных занятий, самостоятельной работы студентов, выполнения контрольных заданий, сдачи экзамена (ФУдФ) и зачета (ФФ).



3. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины

Общекультурные компетенции

ОК-1 Владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК – 5 Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

ОК-9 Умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы

ОК-12 Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
Профессиональные компетенции

ПК -1 Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основной изучаемой литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии

ПК -2 Способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии

ПК-5 Владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов

ПК-8 Владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований

ПК-16 Умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности


4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций
Учебно-тематический план курса

"Литература народов России"

п/п


Разделы, темы


дисциплины

Неделя


семестра

Виды учебной работы

(в часах)



Формы текущего контроля успеваемости


Формируемые

компетенции (код)



Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам.

раб.





Семестр 5

1

Тема 1. Введение. Цели и задачи курса. Опыт и традиции в изучении многонациональной советской литературы (литератур народов России). Новая концепция литературного образования в национальной школе.

Методологические основы и методические принципы изучения литератур народов России.









2

5




ОК-1, ПК-6, ОК-12

3

2

Тема 2. Литература народов России как идейно-эстетическая общность. Типы литературных, регионально-географических, регионально-лингвистических общностей. Историко-литературные, сравнительно-сопоставительные, типологические, системные, теологические принципы и методы изучения национальных литератур.





2

4

5




ОК-1, ПК-6

2

3

Тема 3. Фольклор – древнейшая форма словесно-художественной, словесно-эстетической культуры народа. Народные сказания герои-ческого и лиро-эпического характера. Эпос народов Российской Федерации, истори-ческая основа. Фольклор как один из источников становления национальных литератур.




2

2

5




ОК-12, ПК-8

2

4

Тема 4. Литература народов Поволжья и Приуралья как историко-литературная общ-ность, специфика развития финно-угорских и тюркоязычных литератур региона. Перио-дизация. Многонациональная взаимосвязанность.





2

4

5




ОК-1, ПК-7, ПК-16,

3

5

Тема 5. Особенности развития финно-угорских литератур поволжско-приуральского региона (миссионерство, просветительство, двуязычие, развитие литературы нового времени, литература советского периода, 90-е гг. ХХ в.). Роль русской гуманистической культуры. Современные литературные связи финно-угорских народов России и Зарубежья.




2

4

5




ОК1, ПК-7, ПК-8

3

6

Тема 6. Тюркоязычные литературы поволжско-приуральского региона – древний и средневековый периоды, Новое время. Духовно-религиозное и светское направления, связь с литературами Средней Азии и Закавказья. История и современность: творчество выдающихся писателей. Освещение развития тюр-коязычных литератур в современном литературоведении и критике.




2

2

5




ОК-12, ПК-8

2

7

Тема 7. Литература малочисленных народов Севера и Дальнего Востока как самобытность и эстетическое своеобразие региона. Рождение и эволюция новописьменных лите-ратур, пересечение культурных, исторических, социальных и т. д. координат. Эстетическое своеобразие творчества ведущих писателей региона. Концепция неделимости этнокультурного, литературоведческого, лин-гвистического подходов в построении курса по изучению художественного слова наций и народностей Севера, Сибири и Дальнего Востока.




2

2

5




ОК-12, ПК-6, ПК-16

3

8

Тема 8. Литература народов Алтая и Южной Сибири (якутская, бурятская, алтайская, тувинская, хакасская). Специфика зарождения и ускоренного развития, сложное взаимодей-ствие национальных традиций и опыта других литератур, своеобразный переход из нового времени в новейшее, особая роль русской литературы.





2

4

5




ОК-12, ПК-8, ПК-16

3

9

Тема 9. Литература народов Северного Кавказа и Дагестана. Письменная литература XIX – начала ХХ вв., литература советского периода, литературно-этнические процессы 1990-х гг. Поэтические открытия и жанровое многообразие лирики, формирование писательских индивидуальностей, переводческая деятельность. Творчество ведущих романистов.





2

4

5




ОК-1, ПК-8

2

10

Тема 10. Еврейская, немецкая, цыганская, карельская и др. литературы, рассматриваемые вне литературных зон и регионов. Художественно-историческая значимость достижений произведений национальных писателей. Проблема гуманизма, морально-нравственных ценностей, этических идеалов




2

2

5




ОК-1, ПК-7, ПК-8

3

11

Тема 11. Литература народов России в контексте литератур стран ближнего зарубежья. Орбиты взаимодействия. Идея диалога культур в изучении исторического опыта советской литературы, основ и форм взаимовлияния и взаимодействия творчества великих мастеров художественного слова всей страны. Роль русской литературы в истории литератур народов России, ближнего зарубежья.







4

4




ОК-12, ПК-16

2




Всего




18

34

54










Форма промежуточной аттестации – экзамен

Каталог: pub -> docs -> stud
stud -> Рабочая программа дисциплины (модуля) Теория литературы (наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки
stud -> Рабочая программа дисциплины (модуля) История удмуртской литературы Направление подготовки Филология Профиль подготовки
stud -> Рабочая программа дисциплины (модуля) Жанровые искания в удмуртской литературе 1920-1950-х гг. Наименование магистерской программы
stud -> Рабочая программа дисциплины (модуля) Теоретическая и прикладная механика
stud -> Рабочая программа дисциплины (модуля) Зарубежная финно-угорская литература Направление подготовки Филология
stud -> Рабочая программа дисциплины (модуля) История удмуртской женской литературы Направление подготовки 032700 Филология
stud -> Мельникова О. М. Провинциальное археологическое сообщество вятской, Казанской, Пермской губерний
stud -> Программа по дисциплине «История удмуртской женской литературы» для специальности 21700 Филология
  1   2   3   4   5

  • «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Литература народов России
  • 1. Цель и задачи освоения дисциплины
  • 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
  • 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Общекультурные компетенции
  • Профессиональные компетенции
  • 4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций Учебно-тематический план курса