Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения




страница1/4
Дата26.05.2017
Размер0.7 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи

УДК 376.3;376.3.018.42

Волкова Ирина Павловна

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЛЮДЕЙ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ


Специальность:19.00.10 – коррекционная психология


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Санкт-Петербург

2010г.

Работа выполнена на кафедре психологии человека ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена»
Научный консультант: доктор психологических наук, профессор

Королева Наталья Николаевна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Плаксина Любовь Ивановна;


доктор психологических наук, профессор

Кручинин Владимир Александрович;

доктор психологических наук, профессор

Кораблина Елена Павловна

Ведущая организация: Московский государственный

Гуманитарный университет

им. М.А.Шолохова

Защита состоится 29 октября 2010 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.199.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена по адресу: 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26, ауд. 317.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена
Автореферат разослан «____» ___________ 2010 г.
Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор С. Ю. Ильина



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Гуманизация в современном обществе предполагает признание самоценности человеческой личности, реализацию ее способностей с учетом индивидуальных физических и психических особенностей. В связи с этим приоритетной задачей общества становится социальная интеграция людей с ограниченными возможностями. В то же время, происходящие в современном мире социально-экономические и культурные трансформации предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям человека. Это обусловило повышенный интерес исследователей к изучению психологических факторов и механизмов социальной адаптации личности, раскрытию ее адаптационного потенциала [Коновалова Н.Л.,2000; Маклаков А.Г., 2001; Петленко В.П., Давиденко Д.Н.,2000; Посохова С.Т.,2000]. Очевидно, что существенные затруднения в адаптации в условиях быстро меняющейся среды особенно характерны для людей с ограниченными возможностями здоровья. Данная категория населения испытывает значительные сложности включения в общественную жизнь, что обусловлено субъективными и объективными факторами. Люди с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалиды по зрению, представляют определенный социальный слой, который, в силу причин социального и психологического характера, оказывается изолированным от «социального большинства». В стратификационной системе данная категория населения занимает, как правило, нижний, маргинальный слой из-за проблем в домашней, школьной и социальной среде; безработицы после окончания школы; общего социального исключения. Как особая группа людей, инвалиды по зрению характеризуются спецификой процесса социальной адаптации, прежде всего, в силу доминирования визуальной составляющей современной социокультурной среды. Существенными барьерами интеграции инвалидов по зрению в общество являются не только недостаточное развитие реальной экономической, социально-психологической помощи, но и недостаточный уровень толерантности общества по отношению к инвалидам, несформированность социальных аттитюдов позитивного характера относительно человека с ограниченными возможностями, широкое распространение неадекватных представлений и стереотипов восприятия людей с глубокой зрительной патологией [Аксенова Л.И.,1997; Егорова Т.В., 2002; Гудонис В.П., 1996; Зайцев Д.В., 2002; Ярская-Смирнова Е.Р., 2002; Ярошенко С.С., 1996]. В связи с этим, интеграция инвалидов по зрению в общество предполагает, прежде всего, устранение социально-психологических барьеров, мешающих человеку достичь высокого качества жизни. В то же время, отсутствие благоприятной среды для удовлетворения особых потребностей людей с глубокими нарушениями зрения, ограничение социокультурной мобильности и жизненных шансов актуализирует вопросы их личностного развития, повышения адаптационного потенциала и социальной активности, что должно способствовать нормализации жизнедеятельности, социальной адаптации и реального «включения» их в общество.

На сегодняшний день в тифлологии, в деятельности реабилитационно-коррекционных учреждений накоплен обширный теоретический и практический материал по проблемам реабилитации и социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения разных возрастных категорий, проводится значительная по объему и содержанию работа, направленная на оптимизацию данных процессов [Акимушкин В.М., Моргулис К.С., 1983; Агеев Е.Д., 1995; Р.П.Бандзявичене, 1988, Буткина Г.А., 1977; Волкова И.П., 1991, 2003; Григутис А.В., 1979; Гудонис В.П., 1998, Кантор В.З., 2000, 2001; Литвак А.Г.,1998; Мурашко В.В., 2007; Никулина Г.В., 2000, 2003; Плаксина Л.И., 2003; Силкин Л.Н.,1984; Синева Е.П., 1982; Суславичюс А.И.,1978; Черанев А.И., 1983]. Однако, в отечественной тифлологии практически не представлен развернутый теоретико-методологический анализ проблемы социальной адаптации и интеграции в общество инвалидов по зрению, ощущается дефицит работ, направленных на комплексную разработку психологических и социально-психологических аспектов адаптации и интеграции инвалидов по зрению в общество. Это, в свою очередь, затрудняет развитие научных исследований в данном направлении, а также решение практических задач по социально-психологической поддержке людей с наличием глубокой зрительной патологии. Кроме того, не определены соотношения между широко используемыми в тифлологии понятиями «социальная адаптация» и «социальная интеграция», отсутствуют комплексные критерии определения уровня социальной адаптированности и интегрированности инвалидов по зрению. В то же время, социальная адаптация как приспособление людей к жизни в обществе, к отношениям с другими людьми и с самим собой выступает неотъемлемой составляющей, внутренним условием социальной интеграции, то есть, включения в социальные связи и отношения на равных правах с другими членами общества. Интеграция в общество предполагает наличие необходимого уровня социальной адаптированности личности. В свою очередь, включенность в общество способствует повышению адаптации инвалидов по зрению к социальной среде. Однако в реальной жизнедеятельности процессы адаптации и интеграции могут соотноситься различным образом: взаимно дополнять и усиливать друг друга либо вступать в противоречия, как на личностном, так и на социально-психологическом уровнях. Все это требует теоретико-методологического осмысления. Малоизученным является вопрос о специфике социальной адаптации и включения в общественные отношения инвалидов по зрению в зависимости от социально-демографических и аномальных факторов (степень тяжести зрительной патологии, возраст, в котором произошли нарушения зрения, длительность жизни в условиях зрительной депривации). Особую актуальность приобретает проблема выявления личностных факторов, обусловливающих эффективность включения людей с глубокими нарушениями зрения в общество. Необходима также разработка структурно-функциональной модели процесса социальной интеграции инвалидов по зрению и ее верификация в эмпирическом исследовании, что позволит определить пути оптимизации включения инвалидов в общество, направления социально-психологической помощи данной категории людей в достижении равноправного социального статуса, обретении возможностей самореализации в современном обществе. Таким образом, проблемное поле исследования определяется наличием следующих противоречий:

- между возрастанием гуманизации и демократизации в современном российском обществе и наличием затруднений в социальной интеграции людей с ограниченными физическими возможностями, в особенности, инвалидов по зрению;

- между потенциалом социальной адаптации инвалидов по зрению и его реализацией при включении в общественные отношения, достижении равноправного социального статуса, достойного качества жизни;

- между необходимостью повышения толерантности, обеспечивающей готовность к равноправному взаимодействию зрячих и незрячих людей и недостаточной изученностью ее личностного потенциала у членов общества, коммуникативной толерантности как составляющей адаптационно-интеграционного потенциала инвалидов по зрению;

- между социальной и практической значимостью выявления психологической сущности социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению, обусловливающих их личностных факторов, и отсутствием теоретических моделей данных феноменов, систематизированных научных представлений о личностных ресурсах и барьерах адаптации и интеграции;

- между востребованностью практической деятельности по оказанию социально-психологической поддержки в адаптации и интеграции инвалидам по зрению и неразработанностью ее методологических и организационных основ.

В целом изучение и поиск эффективно действующих факторов и механизмов социально-психологической адаптации инвалидов по зрению к быстро меняющейся жизни с целью оптимизации процесса их интеграции в социум становится одной из ключевых проблем научных исследований в области коррекционной психологии. Выбранная для исследования проблема представляется актуальной для фундаментальной науки и практики. Теоретико-эмпирическое изучение социальной адаптации и интеграции в общество людей с глубокими нарушениями зрения в контексте современной социокультурной ситуации приобретает особую значимость, что обусловлено запросами общественной практики и развитием новых направлений психологических исследований.

Вышесказанное обусловливает необходимость проведения настоящего исследования, объектом которого является социальная адаптация и интеграция инвалидов по зрению.



Предмет исследования: личностные факторы адаптации и интеграции в обществе инвалидов по зрению.

Цель исследования – разработать структурно-функциональную модель социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению в современном обществе, в соответствии с которой выявить личностные адаптационно-интеграционные барьеры и ресурсы людей с глубокими нарушениями зрения, на основании полученных результатов обосновать структурно-организационную модель службы социально-психологической поддержки инвалидов по зрению.

С учетом современного состояния проблемы социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения, в соответствии с основной целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать современные методологические основы и теоретические подходы к проблеме социальной адаптации и интеграции инвалидов, на основании теоретического анализа разработать структурно-функциональную модель социальной интеграции инвалидов по зрению, систематизировать основные факторы и критерии социальной адаптации и интеграции в общество людей с глубокими нарушениями зрения.

2. Разработать теоретические структурные модели личностного потенциала толерантности зрячих людей, личностного адаптационно-интеграционного потенциала инвалидов по зрению.

3. На основании теоретической структурно-функциональной модели социальной интеграции разработать операциональную модель эмпирического исследования психологических факторов адаптации и интеграции инвалидов по зрению, в соответствии с которой определить референты изучаемых феноменов, методы и методики, состав выборочной совокупности и основные этапы исследования.

4. На основании результатов эмпирического исследования потенциала толерантности зрячих людей в соответствии с разработанной моделью определить личностные факторы и барьеры толерантного взаимодействия с инвалидами по зрению.

5. Подтвердить теоретическую модель адаптационно-интеграционного потенциала личности на эмпирическом уровне, выявить личностные ресурсы и барьеры социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению в современном обществе, их опосредованность биосоциальными и аномальными факторами.

6. Систематизировать теоретико-методологические предпосылки, основные категории, перспективы исследования социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения в современной тифлопсихологии.

7. Разработать модель Службы социально-психологической поддержки людей с глубокими нарушениями зрения с целью оптимизации процесса их социальной адаптации и интеграции.

Основные гипотезы исследования:

- совокупность личностных факторов адаптации и интеграции инвалидов по зрению – адаптационно-интеграционный потенциал личности – опосредована биосоциальными характеристиками, аномальными факторами (степень тяжести зрительного нарушения, время возникновения зрительного дефекта, стаж слепоты/слабовидения) и включает в себя коммуникативные характеристики личности, мировоззренческие установки и ценностные ориентации, неосознаваемые защитные механизмы;

- значимым фактором социальной интеграции выступает толерантное взаимодействие нормально видящих людей и людей с глубокими нарушениями зрения, опосредованное личностным потенциалом толерантности зрячих – системой коммуникативных, регуляторных и нравственных свойств личности, ценностно-смысловых установок, системы отношений, особенностей сознания и самосознания, а также коммуникативной толерантностью инвалидов по зрению как личностным ресурсом адаптации и интеграции;

- оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению предполагает разработку организационных основ службы социально-психологической поддержки, деятельность которой направлена на помощь данной категории людей в адаптации к социальной среде и жизни в целом, повышение готовности к интеграции в социум, уровня профессиональной и личной самореализации.



Теоретико-методологическим основанием исследования выступают следующие принципы:

- базовые методологические принципы отечественной психологии: принцип системности, детерминизма, развития, единства сознания и деятельности [В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, М.Г.Ярошевский ];

- концепция культурно-исторического развития психики и теория аномального развития Л.С.Выготского (дивергенции культурного и биологического в развитии при наличии дефектов, опосредованного влияния дефектов зрения на личностное развитие и социальную адаптацию);

- концептуальные подходы и положения к изучению социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями в общество в отечественных исследованиях в области коррекционной психологии и тифлологии [Е.Д.Агеев, В.П.Гудонис, В.З.Кантор, В.А.Кручинин, А.Г.Литвак, И.Ю.Левченко, Н.Н.Малофеев, И.И.Мамайчук, Н.В.Назарова, Г.В.Никулина, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева, У.В.Ульенкова, О.Н.Усанова]; к изучению сущностных характеристиках процесса социально-психологического сопровождения коррекционно-образовательной и реабилитационной практики инвалидов по зрению [В.З.Кантор, Г.В.Никулина, И.Н.Никулина, В.В.Мурашко];

- положение коррекционной психологии о развитии сознания в деятельности как главного условия компенсации дефектов зрения и важнейшей составляющей социально-психологической адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов по зрению в общество [Е.Д.Агеев, В.М.Акимушкин, В.П.Гудонис, В.З.Кантор, А.Г.Литвак, Е.П.Синева, В.М.Сорокин, А.И.Черанев];

- концепция социально-психологических отношений личности [В.Н.Мясищев, В.Н.Панферов, В.Н.Куницына];

- концепция психологии жизненных ситуаций [В.А. Ананьев, Ф.Е. Василюк, Б.С. Братусь, Н.В.Гришина, Е.Ю.Коржова], положения о переживании человеком кризисных жизненных ситуации (утрата зрения) как особой деятельности по переструктурированию внутреннего мира, имеющей социальную и культурно-историческую детерминацию [Ф.Е. Василюк];

- положение психологии здоровья о социально-психологической детерминации расстройств, обусловливающих «болезни» адаптации [В.А.Ананьев];

- зарубежные социологические и социально-психологические концепции в области отношений человека и общества: стратификации [М.Вебер, П.Сорокин, Э.Шилз], культурной и социальной интеграции [Э.Дюркгейм, Д.Локвуд, Б.Малиновский, Т.Парсонс], культурной антропологии [М.Мид] компенсации дефекта [А.Адлер], маргинальной идентичности [Р.Парк]; положения социального интеракционизма [Г.Блумер, Дж.Г.Мид, Т.Шибутани], социального конструктивизма и структурализма [П.Бергер, Э.Гидденс, Т.Лукман], функционализма [Э.Дюркгейм, Б.Малиновский, П.Сорокин].

В работе применялись следующие методы исследования: теоретические (гипотетико-дедуктивное построение концепции, моделирование); эмпирические методы - качественно-феноменологические, психодиагностические, опросные методы (беседа, анкетирование), биографические, методы статистического анализа данных.



Организация исследования. Исследование осуществлялось в период с 2003 по 2009 год и состояло из пяти этапов:

На первом этапе (2003-2005 гг.) исследование имело теоретический характер: были сформулированы исходные теоретические предпосылки исследования феноменов социальной адаптации инвалидов по зрению и их интеграции в общество; описаны особенности и систематизированы основные факторы и критерии социальной адаптации и интеграции в общество людей с глубокими нарушениями зрения. На основании теоретического анализа были разработаны: структурно-функциональная модель социальной интеграции инвалидов по зрению, структурная модель личностного потенциала толерантности зрячих людей, структурная модель личностного адаптационно-интеграционного потенциала инвалидов по зрению.

Второй этап (2006 г.) предполагал разработку методологических основ, методов и процедур эмпирического изучения проблемы адаптации и включения в социальную жизнь слепых и слабовидящих людей. На основании результатов теоретического моделирования была разработана операциональная модель эмпирического исследования психологических факторов адаптации и интеграции инвалидов по зрению, в соответствии с которой были определены референты изучаемых феноменов, методы и методики, состав выборочной совокупности.

На третьем этапе (2007 г.) было проведено сравнительное эмпирическое исследование коммуникативной толерантности людей с нормальным и нарушенным зрением, уточнена и апробирована модель личностного потенциала толерантности зрячих людей, выявлены основные социально-психологические и личностные факторы толерантности нормально видящих людей к инвалидам по зрению.

Четвертый этап (2008 г.) включал в себя эмпирическое исследование основных составляющих адаптационно-интеграционного потенциала личности инвалидов по зрению, в результате которого были выявлены основные социально-психологические и личностные барьеры и ресурсы социальной адаптации и интеграции в общество людей с глубокими нарушениями зрения.

На пятом этапе (2009 г.) были систематизированы теоретические предпосылки становления нового научного направления в коррекционной психологии, занимающегося проблемами адаптации и интеграции в общество незрячих и слабовидящих людей и определены основные направления деятельности, цели и задачи службы социально-психологической поддержки по оказанию помощи инвалидам по зрению в социально-бытовой и личностной адаптации к социальной среде.



Экспериментальная база

Исследование проводилось на базе специализированных предприятий Общества Слепых, Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению г.Санкт-Петербурга и местных организаций Санкт-Петербургской региональной организации ВОС. Общую выборочную совокупность эмпирического исследования составили 465 инвалидов по зрению. Основную выборочную совокупность инвалидов по зрению составили 270 человек; 195 инвалидов по зрению принимали участие в отдельных сериях эмпирического исследования. В эмпирическом исследовании личностных факторов толерантности зрячих людей к инвалидам по зрению приняли участие 89 человек с нормальным зрением в возрасте от 18 до 45 лет – студенты ВУЗов Санкт–Петербурга, работающие мужчины и женщины различных специальностей, как имеющие, так и не имеющие опыта взаимодействия с инвалидами по зрению.



Научная новизна исследования заключается в следующем:

- показана сущностная взаимосвязь процессов социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению, которая раскрывается в том, что социальная адаптация выступает необходимым фактором включения инвалидов по зрению в общество;

- выявлена структура личностного потенциала толерантности зрячих людей по отношению к инвалидам по зрению;

- определены базовые личностные ресурсы и барьеры толерантности к инвалидам по зрению;

- уточнены личностные факторы и определены основные барьеры толерантности зрячих к инвалидам по зрению: интолерантность, формальная толерантность, демонстративная толерантность;

- выявлены базовые составляющие адаптационно-интеграционного потенциала инвалидов по зрению - система личностных факторов адаптации и интеграции, включающая в себя коммуникативные характеристики, мировоззренческие установки и ценностные ориентации, неосознаваемые защитные механизмы;

- описаны личностные ресурсы и барьеры адаптации и включения в общество инвалидов по зрению;

- на основании эмпирического исследования раскрыты основные психологические противоречия между процессами адаптации и интеграции инвалидов по зрению и опосредующие их личностные характеристики;

- осуществлено теоретико-эмпирическое обоснование деятельности Службы социально-психологической поддержки людей с глубокой зрительной патологией.



Положения, выносимые на защиту:

1. Социальная интеграция представляет собой процесс включения людей с глубокими нарушениями зрения в равноправные отношения на основе диалогического взаимодействия инвалидов по зрению и общества, единства социальной адаптации инвалидов и формирования толерантности общества, опосредованное совокупностью психологических и социальных факторов; адаптация как личностная активность в процессе восстановления равновесия с предметной и социальной средой в условиях зрительной депривации, является внутренним условием социальной интеграции инвалидов по зрению.

2. Основными объективными критериями интегрированности инвалидов по зрению являются: социальная адаптированность, включенность инвалида в социокультурную среду, социальное благополучие, субъективными критериями выступают: самооценка адаптированности, личностной и социальной активности, удовлетворенность уровнем интеграции; базовыми личностными факторами, опосредующими готовность к равноправному социальному взаимодействию, выступают адаптационно-интеграционный потенциал личности инвалидов по зрению и личностный потенциал толерантности зрячих людей.

3. Толерантность зрячих по отношению к людям с глубокими нарушениями зрения проявляется в двух основных сферах: психологической - толерантное сознание и мышление, толерантная личность, толерантное поведение и взаимодействие, и социокультурной - осуществляемой через закон и традицию (общественные ценности и нормы поведения); структура личностного потенциала толерантности зрячих людей включает в себя способность к толерантной межличностной коммуникации, опосредованную эмоциональными, когнитивными, коммуникативными и ценностно-смысловыми характеристиками личности; личностными ресурсами толерантности зрячих по отношению к незрячим являются эмоциональная устойчивость, принятие себя и переживание целостности жизненного пути, ориентация на партнерское общение, эмпатия; барьерами равноправного взаимодействия выступают интолерантность, формальная и демонстративная толерантность к инвалидам по зрению.

4. Базовыми составляющими структуры адаптационно-интеграционного потенциала личности инвалидов по зрению выступают: 1) коммуникативные характеристики, 2) мировоззренческие установки и ценностные ориентации,

3) неосознаваемые защитные механизмы личности, 4) биосоциальные и аномальные факторы; затрудняют адаптацию и интеграцию внезапная утрата зрения в период взрослости, врожденный характер зрительного нарушения, проживание в одиночестве.

5. Личностными ресурсами инвалидов по зрению, опосредующими социальную адаптацию и включение в общество, выступают: личностная автономия, осмысленность жизни, оптимистическое мировосприятие, значимость ценностей социальных контактов и личного благополучия, ответственность, установка на позитивное отношение к себе и другим людям, мотивация аффилиации, коммуникативная толерантность, низкий уровень выраженности эго-защитных механизмов.

6. Личностные барьеры адаптации и интеграции имеют специфику в зависимости от типа внутренних психологических противоречий процессов адаптации и интеграции у инвалидов по зрению: 1) «Дезадаптация на эмоциональном уровне - интеграция по принципу преодоления социальной среды», опосредованный эгоцентрическими установками, стремлением к доминированию как компенсации переживания неполноценности, выраженностью защиты по типу гиперкомпенсации и рационализации; 2) «Фрагментарная адаптация - интеграция на микросоциальном уровне», предполагающий коммуникативную ригидность, низкую осмысленность жизни в настоящем, негативные коммуникативные установки в сочетании с альтроцентристской коммуникативной позицией, негативное отношение к себе, защиты по типу отрицания и замещения; 3) «Адаптационный конфликт - формальная интеграция», связанный с неудовлетворенностью прошлым и будущим, конформностью и манипулятивностью в общении, страхом отвержения, экстернальным локусом контроля, защитами по типу регрессии и проекции.

6. В современной тифлопсихологии сложились предпосылки для обоснования нового научного направления: психологии социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению, предметную область которого составляют проблемы толерантного взаимодействия, оптимизации процессов полноценной социальной интеграции и самореализации незрячих и слабовидящих людей; важной практической задачей направления является разработка способов социально-психологической поддержки и оптимизации адаптации и интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения.

Научная обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются:

-теоретическим анализом научной литературы, посвященной проблемам социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения;

- наличием этапов работы, логически связанных между собой;

- разработкой (теоретической) структурно-функциональной модели социальной интеграции инвалидов по зрению и ее проверкой в процессе эмпирического исследования, разработкой критериев их социальной адаптированности и интегрированности;

- репрезентативностью выборки исследования;

- адекватным использованием психодиагностических методик;

- применением многомерных методов математической статистики и автоматизированного контент-анализа текстовой продукции.

Теоретическая значимость работы:

- разработаны теоретико-методологические основания интегративного подхода к исследованию психологических проблем социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения, предполагающего междисциплинарный синтез различных наук о человеке – психологии, психофизиологии, социологии, философии и базирующегося на гуманистическом понимании инвалидности как индивидуальной особенности, равноправного способа жизни в обществе;

- определено соотношение феноменов социальной адаптации и интеграции в общество инвалидов по зрению, разработана структурно-функциональная модель интеграции инвалидов по зрению в общество;

- систематизированы основные факторы и критерии социальной адаптированности и интегрированности в общество инвалидов по зрению;

- разработаны структурные модели личностного потенциала толерантности зрячих по отношению к инвалидам по зрению и адаптационно-интеграционного потенциала личности людей с глубокими нарушениями зрения;

- определена специфика социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению в зависимости от биосоциальных и аномальных факторов (пол, возраст, глубина зрительной патологии, время и темпы утраты/ снижения зрения, стаж слепоты/ слабовидения).

- исследованы основные типы адаптационно-интеграционных затруднений, обусловливающих разную меру включения в общество в зависимости от качества адаптации инвалидов по зрению: снижение адаптации - интеграция по принципу «преодоления социальной среды», частичная адаптация - интеграция на микросоциальном уровне, адаптационные конфликты – формальная интеграция;

- обоснована предметная область и сформулированы базовые задачи нового научного направления в коррекционной психологии, а именно: социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения.

. Практическая значимость исследования:

- разработан и апробирован методический комплекс для диагностики основных показателей и личностных факторов социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению;

- разработан психодиагностический инструментарий для выявления характеристик толерантности зрячих людей по отношению к инвалидам по зрению и личностных факторов, опосредующих готовность к толерантному взаимодействию;

- определены основные затруднения в адаптации и включении в общественные отношения инвалидов по зрению с учетом биосоциальных и аномальных факторов, что позволяет осуществить дифференцированный подход в процессе реабилитационной и коррекционной деятельности;

- разработаны организационные основы деятельности службы комплексной социально-психологической поддержки инвалидов по зрению.

Апробация работы. Материалы диссертации были апробированы и представлены в виде докладов на научно-практических конференциях и симпозиумах: Профессиональная деятельность специалистов реабилитационных учреждений в области социальной защиты, реабилитации и профессионального образования инвалидов (Санкт-Петербург, 2005); Социальная и профессиональная реабилитация инвалидов как фактор их интеграции в общество (Санкт-Петербург, 2006); Социально-психологическая реабилитация инвалидов по зрению в процессе образования: опыт, проблемы (Санкт-Петербург, 2007); Комплексное сопровождение процесса образования инвалидов как фактор реализации их прав на интеграцию в общество (Санкт-Петербург, 2008); Развитие творческого потенциала инвалидов в процессе реабилитации, образования и профессиональной деятельности (Санкт-Петербург, 2009); 11-я Международная научно-практическая конференция «Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности»(Санкт-Петебрург, 2009); Ананьевские чтения (Санкт-Петербург, 2005); ХШ Царскосельские чтения «Высшая школа - инновационному развитию России» (Международная научная конференция, Санкт-Петербург, 2009). Материалы исследования представлены в публикациях, отражающих содержание и основные результаты исследования.

Внедрение результатов диссертационного исследования.

Основные результаты исследования были внедрены: в деятельность курсов повышения квалификации преподавателей Санкт-Петербургского центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению (Санкт-Петербург, 2007); в процесс повышения квалификации специалистов по реабилитации в рамках реализации Проекта сотрудничества Евросоюза и России «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» ( Санкт-Петербург, 2009); в содержание учебного курса «Тифлопсихология» и спецкурса «Актуальные проблемы социальной реабилитации и адаптации инвалидов по зрению» для студентов факультета коррекционной педагогики (отделение тифлопедагогики); в содержание и организацию работы электронного еженедельника «Колесо познания» посредством научного консультирования редакционной коллегии (http//koleso.mostinfo/ru.); в деятельность добровольческого проекта «Служба социально-психологической поддержки инвалидов по зрению г.Санкт-Петербурга», который реализуется с 2004 года и продолжается в настоящее время (в 2005 году проект стал номинантом конкурса «Социальный форум», проведенном партией «Единая Россия»).



Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения и выводов, 5 приложений. В работе представлены 41 таблица и 33 рисунка. Основное содержание исследования изложено на 390 страницах, список использованной литературы содержит 382 источника, из них 35 на иностранных языках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении к диссертации обосновывается актуальность проблемы исследования психологии социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения, определяются цель, задачи, объект и предмет, основная гипотеза, методологические основания исследования; характеризуются методы исследования, представляются положения, выносимые на защиту, пути апробации и внедрения результатов, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.


Каталог: common -> img -> uploaded -> files -> vak -> 2010 -> announcements -> psiholog
announcements -> Дагестанская публицистика ХХ века: формирование, развитие, тенденции
announcements -> Английская литературная автобиография: трансформация жанра в XX веке
announcements -> Традиция экзистенциализма в польской прозе второй половины XX века
announcements -> Носир Бухори и развитие газели в Х1У веке 10. 01. 03 -литература народов стран зарубежья
announcements -> Баланчин и Стравинский : к проблеме музыкально-хореографического синтеза
announcements -> На Ближнем Востоке в 1945-1975 гг
announcements -> А. А. Фет и русская поэзия первой трети ХХ века
psiholog -> Психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних
  1   2   3   4

  • Основные гипотезы исследования
  • Теоретико-методологическим основанием исследования
  • Организация исследования.
  • Положения, выносимые на защиту
  • Научная обоснованность и достоверность полученных результатов
  • Теоретическая значимость работы
  • Практическая значимость исследования
  • Внедрение результатов диссертационного исследования.
  • Структура и объем диссертации.
  • ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении