Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа вступительных испытаний по литературе санкт-Петербург 2010 г




Скачать 152.43 Kb.
Дата01.07.2017
Размер152.43 Kb.
ТипПрограмма


ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Санкт-Петербург

2010 г.

Составитель:
Доцент кафедры литературы и русского языка СПбГУП Евдокимычева М. А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вступительные испытания по дисциплине «Литература» имеют целью проверку знаний абитуриентов, полученных ими по данной дисциплине


в школе (10-11 классы). В этой связи ставятся задачи, которые должны решаться абитуриентами при подготовке к устному экзамену:

  1. Повторение курса школьной программы 9-11 классов по русской литературе

  2. Формирование представления об особенностях русской литературы 19-20 веков, а также об основных литературных направлениях и школах этого периода.

  3. Развитие умения анализировать прочитанный текст и формулировать мысли, которые свидетельствуют о понимании прочитанного.

  4. Развитие навыка логически стройного устного изложения собственных идей.

Каждый билет устного вступительного испытания содержит два вопроса, первый из которых касается русской литературы 19 века, а второй – русской литературы 20 века (включая современную русскую литературу).
1. ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Творчество А. С. Грибоедова (1795—1829). Мировоззрение, литературные взгляды драматурга. Комедия «Горе от ума». Использование приемов классицистического театра. Столкновение героя с московским обществом. Эволюция героя, осознание им иллюзорности просветительства.

Творчество А. С. Пушкина (1799—1837). Роль лицея в формировании просветительских ориентации поэта, пора ученичества. Петербургский период, близость с декабристами, отражение эволюции просветительских представлений в лирике. Южная ссылка. Декларативно-романтический характер лирики. Мировоззренческий кризис 1823 года. Михайловский период. Усиление реалистических тенденций в лирике. «Евгений Онегин» — реалистический роман в стихах. Эволюция героев, значение образа автора. Возвращение из ссылки. Размышление над итогами восстания декабристов, осмысление концепции просвещенного монархизма. Болдинская осень 1830 года. Тема поэта и поэзии.

Творчество М. Ю. Лермонтова (1814—1841). Традиции Байрона, Пушкина, Шиллера в ранней лирике. Личностно-исповедальный характер романтической поэзии. Осознание

трагизма существования своего поколения. Философская лирика. «Герой нашего времени» — сюжет и проблематика.



Творчество Н. В. Гоголя (1809—1852). Творческий путь. Новаторство Гоголя в драматургии. «Миражная интрига» в «Ревизоре». Хлестаков — «самый сложный образ» в пьесе, символическое и гротескное в нем. Авторский поиск «человеческого», которое «слышится везде». «Мертвые души». Реально-бытовой и символический смысл названия, замысел сочинения, в котором должна явиться «вся Русь». Композиция поэмы. Русский человек, его проявления и возможности. Соотнесение бытового и символического в поэме. Создание образа России, находящейся в пути, в духовном поиске.

Творчество И. С. Тургенева (1818—1883). «Отцы и дети». Кризисное состояние России и пути ее спасения. Образы либералов и нигилистов. Масштабность фигуры Базарова и его трагическое одиночество. Полемика вокруг романа.

Творчество И. А. Гончарова (1812—1891). Роман «Обломов». Проблема характера и среды. Антикрепостническое звучание романа. Трагизм образа Обломова.

Драматургия А. Н. Островского (1823—1886). Роль Островского в формировании национального репертуара русского театра. «Гроза» как русская трагедия. Личность и патриархальная традиция. Катерина как самобытный народный характер.

Поэзия Н. А. Некрасова (1821—1876). Ранняя литературная деятельность. Талант журналиста и литературного организатора. Руководство обновленным «Современником». Жизнь города в изображении Некрасова, своеобразие любовной лирики. Крестьянский мир в поэзии Некрасова, социальная острота этой темы в «Размышлении у парадного подъезда», «Железной дороге» Герои поэмы «Мороз, Красный нос» как народные типы. Фольклоризм и мифологическая образность поэмы. Эпопея «Кому на Руси жить хорошо» — художественное исследование народной жизни. Замысел и его эволюция в процессе работы над поэмой. Образы крестьян.

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826—1889).

«История одного города». Город Глупов и его обитатели. Две ипостаси народа. Сатира и гротеск. Тема нравственного и физического вырождения дворянства как класса в романе «Господа Головлевы». Пустословие, пустомыслие, погружение в мир призраков Иудушки Головлева. Соединение сатиры с психологическим анализом.



Творчество Ф. М. Достоевского (1821—1881). Начало творческого пути. «Бедные люди». Углубленный анализ сознания ущемленной личности. Участие в кружке Петрашевского. Арест, каторга, ссылка. Отход от идей утопического социализма. «Преступление и наказание». Авантюрный сюжет и глубокая социально-философская проблематика. Раскольников и его идея. Полифоничность романа. Спор автора с героем. Система двойников главного героя. Пути духовного возрождения героя.

Творчество Л. Н. Толстого (1828—1910). Раннее творчество. «Война и мир» — непревзойденный образец исторической эпопеи. Становление замысла романа. Неразрывная связь частной жизни и истории. Нравственно-философская проблематика романа. Духовные искания Пьера и князя Андрея. Образ Наташи Ростовой. «Мысль народная» в романе. Образ Платона Каратаева. Значение эпилога.

Творчество А. П. Чехова (1860—1904). Периодизация творчества. Ранние рассказы. Социально-философские и нравственные проблемы в творчестве Чехова: необходимость общей идеи, смысл жизни, возможность нравственного воскресения («Дуэль», «Студент»), тема духовного оскудения личности, подчинение ее обстоятельствам, трагизм и пошлость обыденной жизни («Попрыгунья», «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре»). Новаторство Чехова-драматурга. Жанровое своеобразие пьес. Новый тип конфликта. Сложность характеров и неоднозначность авторской оценки. Драматизм действия, символика, способы выражения авторской позиции. Мировое значение чеховского творчества.
2. ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА

Модернизм в литературе конца XIX — начала XX века. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Имажинизм (краткая характеристика основных литературных течений начала ХХ века)

Творчество А. Блока (1880—1921). А. Блок — крупнейший русский поэт XX века. Ранняя лирика Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Усиление интереса к судьбе России. Образ России в лирике Блока. Блок и революция. Поэма Блока «Двенадцать».

Творчество А. Ахматовой (1889—1966). Ахматова и акмеизм. Тема любви в ранней лирике Ахматовой. Гражданская поэзия Ахматовой. Поэма «Реквием». Лирика времен Великой Отечественной войны,

Творчество В. Маяковского (1893—1930). Маяковский и футуризм. Ранее творчество поэта. Лирика Маяковского. Поэма «Облако в штанах». Маяковский и революция. «Хорошо!». Октябрьская поэма. Образ Родины в поэме.

Творчество С. Есенина (1895—1925). Поэзия С. Есенина. Русская природа в лирике Есенина. Образ России. Творчество Есенина в советские годы.

Творчество М. Горького (1868—1936). Раннее творчество писателя. Проблема человека в произведениях Горького («Старуха Изергиль», «Челкаш», «Коновалов» и др.). Пьеса Горького «На дне».
3. ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА

Идейное размежевание писателей в годы революции и Гражданской войны. Тема революции в литературе послереволюционного периода


(А. Фадеев. «Разгром»; М. Булгаков. «Белая гвардия», «Дни Турбиных» и др.).

Творчество М. Булгакова (1891—1940). Ранние опыты Булгакова-сатирика. Повесть «Собачье сердце». Итоговое произведение писателя — философский роман «Мастер и Маргарита».

Творчество А. Толстого (1882/83—1945). Исторический роман
«Петр Первый». Образ Петра в романе. Художественное мастерство писателя.

Творчество М. Шолохова (1905—1984). Тема коллективизации
в романе «Поднятая целина». «Тихий Дон» — вершина творчества Шолохова. Трагедия Григория Мелехова.

4. ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ Войны

Лирическая поэзия К. Симонова, А. Твардовского, О. Берггольц. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин». Роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Военная тема в литературе 60—70-х годов (К. Симонов, Ю. Бондарев,


В. Астафьев, В. Быков, Б. Васильев).

5. ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА В ЛИТЕРАТУРЕ 60—80-Х ГОДОВ

Проблемы русского народного характера в прозе о деревне. Творчество В. Распутина. Нравственно-философская проблематика в произведениях писателя («Живи и помни»). Повесть Распутина «Прощание с Матерой».


В. М. Шукшин. Проблема города и деревни в произведениях писателя. Художественное исследование русского крестьянского характера в рассказах Шукшина

Творчество А. Солженицына. Судьба и творчество. Рассказ «Один день Ивана Денисовича». Мастерство писателя. Образ крестьянки Матрены
в рассказе «Матренин двор». Солженицын и деревенская проза.

6. «ВОЗВРАЩЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Возвращение в литературу произведений, созданных писателями


в предреволюционные и послереволюционные годы и не издававшихся
в России по идеологическим причинам (Н. Гумилев, А. Ахматова,
М. Булгаков, А. Платонов, А. Твардовский и др.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
1. Русская литература XIX века

Грибоедов А. С. Горе от ума.

Пушкин А. С. Евгений Онегин. Капитанская дочка. Станционный смотритель. Вольность. Стихотворения: К Чаадаеву. К морю. Деревня. Я помню чудное мгновение... Пророк. В Сибирь. На холмах Грузии... Вновь я посетил... Я памятник себе воздвиг нерукотворный...

Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. Песня про купца Калашникова. Мцыри. Стихотворения: Парус. Бородино. На смерть поэта. Поэт. Дума. Как часто пестрою толпою окружен... Из-под таинственной холодной полумаски...

Гоголь Н. В. Ревизор. Мертвые души. Шинель.

Островский А. Н. Гроза.

Тургенев И. С. Отцы и дети.

Гончаров И. А. Обломов.

Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо? Железная дорога. Размышления у парадного подъезда. Памяти Добролюбова. Пускай нам говорит изменчивая мода... Мороз, Красный нос.

Салтыков-Щедрин М. Е. 2—3 сказки (по выбору). История одного города. Господа Головлсвы.

Толстой Л. Н. Война и мир.

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Бедные люди.

Чехов А. П.. Вишневый сад. Рассказы.

2. Русская литература ХХ века

Блок А. А. Двенадцать. Незнакомка. О, весна без конца и без края... Россия. О доблестях, о подвигах, о славе... На железной дороге. Фабрика.

Есенин С. А. Русь советская. Письмо матери. Неуютная жидкая лунность. Каждый труд благослови, удача. Спит ковыль, равнина дорогая...
Я иду долиной, на затылке кепи... Отговорила роща золотая... Не жалею, не зову, не плачу... Собаке Качалова.

Маяковский В. В. Левый марш. Необычайное приключение... О дряни. Прозаседавшиеся. Письмо тов. Кострову из Парижа о сущности любви. Рассказ о Кузнецкстрое. Разговор с фининспектором. Поэмы: Облако в штанах. Хорошо! Во весь голос.

Горький М. Старуха Изергиль, Челкаш. Коновалов. На дне.

Фадеев А. А. Разгром. Молодая гвардия.

Толстой А. Н. Петр 1.

Шолохов М. А. Подия гая целина (или Тихий дон).

Твардовский А. Т. Насилий Теркин.

3. Произведения отечественной литературы, опубликованные в последние десятилетия

Абитуриент должен прочитать два—три произведения современных отечественных писателей. Приведенный ниже список не является обязательным, поступающие могут анализировать и другие произведения, не включенные в данный список, но обязательно написанные или опубликованные в последние годы.

Стихотворения А. Ахматовой, В. Брюсова, Н. Гумилева,
О. Мандельштама, Б. Пастернака, М. Цветаевой, И. Бродского, Б. Окуджавы.

Ахматова А. Реквием.

Булгаков М. Белая гвардия (или Дни Турбиных). Собачье сердце. Мастер и Маргарита.

Пастернак Б. Доктор Живаго.

Платонов А. Чевенгур (или Котлован).

Замятин Е. Мы.

Айтматов Ч. Буранный полустанок (И дольше века длится день). Плаха (на выбор).

Астафьев В. Царь-рыба (или Пастух и пастушка).

Белов В. Привычное дело.

Быков В. Сотников. Знак беды.

Распутин В. Последний срок. Прощание с Матерой. Мать Ивана, дочь Ивана.

Солженицын А. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор.

Приставкин А. Кукушата. Ночевала тучка золотая (на выбор).

Королев А. Человек-язык. Голова Гоголя (на выбор).

Пелевин В. Generation П.

Аксенов В. Московская сага. Затоваренная бочкотара. Остров Крым


(на выбор).

Улицкая Л. Девочки. Сквозная линия. Медея и ее дети. Сонечка. Искренне ваш, Шурик. Казус Кукоцкого (на выбор).

Толстая Т. Кысь.

Поляков Ю. Козленок в молоке. Замыслил я побег (на выбор).



Учебники и учебные пособия по литературе
Обязательная литература

  1. Гордович К. Д. Русская литература конца XX в. - СПб 2003.

  2. Есенин А. Б. Как самостоятельно подготовиться к экзамену
    по литературе. – М.: Рус. Слово, 1996.

  3. История русской литературы XI-XIX веков в 2-х частях- М, 2000.

  4. Красовский В. Е., Леденев А. В. Литература пособие для поступающих в вузы – М., 2005.

  5. Литература. 11 класс. В двух частях/ под редакцией В. Г. Маранцмана. М., «Классикс Стиль», 2002.

  6. Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средних школ. - М. 2000.

  7. Русская литература XX века: В 2-х т.; М. Асаdemia, 2005.

  8. «Сквозь даль времен…» Учебник по русской литературе второй половины XIX века для 10 класса в двух частях / под общей редакцией
    В. Г. Маранцмана. СПб, «Специальная литература», 1997.

  9. Сочинение: Практ. Пособие. – М. Моск. Лицей, 1996.

  10. Сухих И. Н. Двадцать книг XX века. Эссе. СПб. 2004.

  11. Якушин Н. И. Русская литература XIX века (первая половина)- М., 2001


Дополнительная литература


  1. Агеносов В. В. Литература русского зарубежья. М., 1998

  2. История русской литературы XIX века1800-1830-тые годы/ под.ред. В. Н. Аношкина – М. 2001.

  3. История русской литературы XIX века 70-90-тые годы/ под.ред. В. Н. Аношкина – М., МГУ 2001.

  4. Кузьмина С. Ф. История русской литературы XX века: Поэзия Серебряного века- М, 2004.

  5. Родин И. О. Как составить сочинение по готовым образцам: Русская литература первой половины XIX века – М., 2004.

  6. Словарь литературных персонажей: В 4 кн./ Сост. И отв. Ред. В. П. Мещеряков. – М.: Моск.. Лицей, 1997. Кн. 1.

  7. Сугай Л. А. Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов. М., 1998.


Методические рекомендации

Программа по литературе состоит из трех разделов. Первые два включают в себя произведения отечественной литературы XIX и XX веков, текстуально изучаемые в средней школе. В третий раздел программы включены произведения, написанные или опубликованные в последние десятилетия. Абитуриенты также должны знать 2—3 произведения современной литературы последних лет. Приведенный в программе список не является обязательным, поступающие могут использовать и произведения, не вошедшие в него, но это должны быть произведения двух последних десятилетий. Еще раз напоминаем: приведенный список современной литературы является ориентировочным, рекомендательным, мы надеемся, что он напомнит абитуриентам наиболее интересные произведения последних лет и поможет выбрать из них 2—3 для подробного анализа.

Устный ответ абитуриента должен представлять собой стройное, логичное и доказательное рассуждение на заданную тему, в основу ответа обязательно должен быть положен план (он может быть написан на листе при подготовке к ответу). Именно продуманный план позволит вам отобрать необходимый материал и выделить главное.

Готовясь к устному вступительному испытанию, самое важное - внимательно и вдумчиво прочитать (вернее, перечитать) художественные произведения, включенные в основной, обязательный список. Ни учебник, ни критическая литература не заменят вам чтения текста. Только при чтении книги могут появиться мысли о прочитанном, связанные с вашим личным отношением к содержанию, проблематике и героям того или иного произведения.

Прежде чем начать подготовку к устному ответу, следует внимательно прочитать формулировку вопросов билета, вдуматься в круг проблем, которые станут основой плана вашего сочинения. Отбор материала определяется формулировкой вопросов. Не следует рассказывать все, что вы знаете об авторе, эпохе, произведении и героях, и ни в коем случае не следует пересказывать содержание книги. Последнее является самой распространенной ошибкой экзаменующихся.

Вопросы по литературе XIX века охватывают круг проблем, связанных


с творчеством русских писателей-классиков от А. С. Грибоедова до А. П. Чехова включительно, а вопросы по литературе XX века ориентированы как
на обязательные программные произведения, так и на публикации последних лет.

Вопросы билетов могут быть связаны с проблематикой, идейно-художественным своеобразием тех или иных произведений, характеристикой героев. Это может быть характеристика главного героя, сравнительная характеристика героев одного произведения (Татьяна и Ольга в романе


А. С. Пушкина «Евгений Онегин») или разных произведений (Онегин и Печорин — герои своего времени). Возможно, вам предложат проанализировать какую-либо ведущую тему в творчестве одного писателя (военная тема в творчестве А. Твардовского; тема России в поэзии А. Блока) или речь пойдет об актуальных темах в отечественной литературе (военная тема в современной литературе; тема Родины в русской поэзии XIX века).

Ряд вопросов посвящен современной отечественной литературе, ее проблемам и героям. Они могут быть сформулированы следующим образом:

1. Героические и трагические страницы истории в литературе наших дней.

2. Актуальные проблемы литературы нашего времени.

3. Герои нашего времени в современной литературе.

4. Анализ одного из произведений современной отечественной литературы (по выбору экзаменующегося).



От поступающих требуется, прежде всего, знание текстов художественных произведений, включенных в обязательный список программы. Разумеется, должны быть прочитаны абитуриентом те 2 - 3 произведения, которые выбраны им из рекомендательного списка. Знание текста произведения необходимо еще и потому, что отвечающий должен уметь высказать и обосновать свою оценку прочитанного, определить свое отношение к героям произведения. Ответ на устном экзамене должен свидетельствовать о понимании абитуриентом идейно-художественного содержания произведения, что в свою очередь связано со знанием и пониманием характерных особенностей той эпохи, когда создавалось произведение. Само собой разумеется, что отвечающий должен быть знаком с биографией писателя, с основными этапами его творческого пути, правильно определить место и значение произведения, о котором идет речь, как в творчестве писателя, так и в истории литературы.
Перечень примерных вопросов для вступительного испытания
по литературе:


  1. «Картина московских нравов известной эпохи» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

  2. Ваш любимый герой романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

  3. Портрет героя эпохи в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

  4. «Я лиру посвятил народу своему» (тема поэта и поэзии в творчестве поэтов 19 века) (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет).

  5. Тема природы в поэзии 19 века (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов,
    А. А.Фет, Ф. И.Тютчев).

  6. Тема любви в поэзии 19 века века (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А.Фет, Ф. И.Тютчев).

  7. Тема родины в творчестве русских поэтов 19 века (А. С. Пушкин,
    М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет).

  8. Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

  9. Живые и мертвые души в поэме Н. В. Гоголя.

  10. Надежды и разочарования Андрея Болконского в романе
    Л. Н. Толстого «Война и мир».

  11. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: проблематика и художественные особенности.

  12. Преступление и раскаяние Родиона Раскольникова (по роману
    Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

  13. Обломов глазами Штольца, Ольги и Захара (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

  14. Эволюция Иудушки Головлева в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина.

  15. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина: проблематика и художественные особенности

  16. Гроза над городом Калиновым (пьеса А. Н. Островского «Гроза»: проблематика и поэтика).

  17. Мое любимое произведение русской литературы ХIХ века.

  18. Образ вишневого сада в представлении героев пьесы А. П.Чехова.

  19. Философские и социально-нравственные проблемы в рассказах
    А. П. Чехова

  20. Мой любимый поэт «Серебряного века».

  21. Любовная лирика поэтов-символистов (А. Блок, А. Белый, В. Брюсов и др.)

  22. Лирический герой поэзии С. Есенина.

  23. Лирический герой поэзии В. Маяковского.

  24. Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока.

  25. Мир отверженных и поиск истины в пьесе М. Горького «На дне».

  26. Романтический герой в прозе М. Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль» и др. произведения). Реальность и фантастика в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  27. Путь нравственных исканий героев М. Шолохова (на примере романов «Тихий Дон» или «Поднятая целина»).

  28. Судьба русского крестьянства в прозе писателей 20 века
    (М. Шолохов, А. И. Солженицын, В. Г. Распутин и др.).

  29. Тема любви в сборнике рассказов И. Бунина «Темные аллеи».

  30. «Поющая женская душа» (лирика З. Гиппиус, А. Ахматовой,
    М. Цветаевой, О. Берггольц).

  31. Проблема нравственного выбора в русской литературе 20 века
    (М. Шолохов, В. Распутин, Б. Васильев и др.)

  32. Ваше любимое произведение русской литературы 20 века.

  33. Тема войны в русской литературе ХХ века (творчество
    А. Твардовского, Б. Васильева, М. Шолохова и др.).

  34. Художественные особенности рассказов В. М. Шукшина («Энергичные люди», «Чудик», «Срезал!» и др.).

  35. Современная русская литература (ваше любимое произведение).



Каталог: uni -> aspirant -> announce
announce -> Imitatio alexandri портреты александра македонского и мифологические образы в искусстве эпохи эллинизма
announce -> Монументальная живопись м. Л. Бойчука и его школа
announce -> Организационные формы и сценическая деятельность ирландского национального эбби-театра
announce -> Антропологическое наследие с. Л. Франка как ресурс развития современной гуманитарной культурологии
announce -> Художественно-эстетическое самосознание художников якутии на рубеже тысячелетий
announce -> Еврейское изобразительное искусство в санкт-петербурге во второй половине XIX начале XX вв
announce -> Творчество художника ивана семёновича куликова (1875-1941) в контексте русского искусства конца ХIХ первой половины ХХ вв
announce -> Кураторство в современной художественной практике
announce -> Творческое наследие н. М. Дудинской и к. М. Сергеева в контексте развития советского балетного искусства

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Дополнительная литература
  • Методические рекомендации