Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа разработана в соответствии с




Скачать 362.58 Kb.
Дата15.05.2017
Размер362.58 Kb.
ТипПрограмма





  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Социология потребления» .

Программа разработана в соответствии с:



  • Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», подготовки бакалавров по направлению 040100.62 «Социология», утвержденным Ученым советом НИУ ВШЭ (протокол № 15 от 02.07.2010)/

  • Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология» для студентов 3 курса.

  • Образовательной программой НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология».

2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Социология потребления» являются:

  • Знакомство студентов с современным пониманием, подходами и трактовками потребления. Материал курса сформирован вокруг основных направлений исследований потребления с точки зрения теоретических подходов, а также с точки зрения объектов потребления, характерных для современных обществ западного типа. В ходе курса обсуждаются следующие вопросы: Что такое потребление? Кто такие потребители? Зачем и кому нужно изучать потребление? Какую роль потребление играет в современных обществах, и было ли потребление раньше? Есть ли устойчивые образцы структур потребления у разных социальных групп? Чем определяется потребительский выбор? Какие институты общества регулируют потребление? Как происходит изменение практик потребления со временем? Какие смыслы люди приписывают потребляемым благам?

  • Формирование у студентов концептуального представления о потребительской деятельности, не просто как индивидуальной деятельности, регулируемой личными предпочтениями, вкусами и рациональным расчетном, но как деятельности социальной, то есть наделенной определенными смыслами, позволяющей социальную коммуникацию и общение, вписанную в институциональную и социальную структуру общества, анализ которой позволяет раскрыть многие сложные социальные механизмы и игры, ведущиеся в современных обществах.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


основные направления исследований в рамках современной социологии потребления;

отличительные черты теоретических моделей, лежащих в основе социологического анализа потребления;

основные подходы к социологическому определению потребления;

особенности группового измерения потребления;

основные особенности потребления в сфере туризма, питания и одежды.
Уметь:

анализировать теоретические источники, сопоставлять различные подходы к анализу потребления в рамках социологии;

самостоятельно формулировать темы эмпирического исследования в рамках социологии потребления;

проводить анализ эмпирического объекта (в сфере потребления) с целью выявления основных социальных процессов, лежащих в его основе;

работать с литературой и подготовить презентацию по одной из основных тем данной дисциплины.
Иметь навыки (приобрести опыт):

сбора эмпирических данных



анализа теоретических источников
В результате освоения дисциплины студент приобретает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы — основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-1

Студент дает определения основным понятиям курса, воспроизводит основные положения социологических подходов к изучению потребления

Лекция, анализ литературы на семинарах, выполнение домашних заданий

Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Студент умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию

Выступления на семинарах, выполнение домашних заданий

Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе

ОК-3

Студент демонстрирует умение вести диалог с одногрупниками, распределять функции и выполнять задания

Групповая работа на занятиях и в процессе подготовки домашних заданий

Стремление к саморазвитию, повышению квалификации

ОК-6

Студент дает определение основных понятий курса, использует новую терминологию, распознает различные теоретические подходы к пониманию потребления, высказывает свою точку зрения

Лекции, чтение материалов к семинару, выполнение домашних заданий

Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выработать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК-7

Студент исправляет свои работы, рефлексирует свой опыт

Групповая работа, работа над ошибками

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-10

Студент применяет способы анализа и интерпретирует предложенные материалы о современном состоянии экономики и ее взаимодействии с обществом

Семинарские занятия, работа в группах, домашние задания

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информации

ОК-13

Студент владеет способами поиска и переработки информации в виде составления списка источников и материалов, презентации результатов чтения и анализа

Семинарские занятия, работа в группах, домашние задания

Способность работать в информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-14

Студент демонстрирует умение находить материалы в Интернете

Семинарские занятия, работа в группах, домашние задания

Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации

ОК-15

Студент владеет английским языком, достаточным для чтения текстов к семинарским занятиям

Семинарские занятия, работа в группах, домашние задания

Профильные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования

ПК-1

Студент применяет полученные знания о теоретических подходах к социологическому исследованию потребления

Семинарские занятия, работа в группах, домашние задания

Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного оборудования и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

ПК-2

Студент демонстрирует владение методами социологического исследования в ходе анализа социально-экономических явлений в сфере потребления

Семинарские занятия, работа в группах, домашние задания

Умение использовать социологическое методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп

ПК-5

Студент интерпретирует предложенные материалы для анализа

Семинарские занятия, работа в группах, домашние задания

Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений, рекомендаций

ПК-8

Студент демонстрирует умение работать с теоретическими и эмпирическими материалами

Семинарские занятия, работа в группах, домашние задания

Способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности

ПК-10

Студент владеет материалом и применяет полученные знания основных социологических теорий для выполнения заданий

Лекции, семинарские занятия, работа в группах, домашние задания



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин базовой (общепрофессиональной) части и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров по направлению 040100.62 «Социология».


Для направления 040100.62 «Социология» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Социологическая теория, Методология и методы социологии, Социальная структура и социальная стратификация.


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации (ОК-6);

  • способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информации (ОК-13);

  • способность работать в информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

  • владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15);

  • способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профильные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

  • способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного оборудования и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

  • умение использовать социологическое методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

  • умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений, рекомендаций (ПК-8).

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



Социологическая теория, социальная политика в сравнительной перспективе, научно-исследовательский семинар, социология массовой коммуникации, социология молодежи, социология рекламы, визуальная социология, социальные проблемы и основы социальной политики, экономическая социология, социология здоровья и болезни.

5. Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Проблемное поле социологии потребления

13

2

2

9

2

Вкус и стиль жизни. Потребление и социальная стратификация

13

2

2

9

3

Культура потребления

14

2

2

10

4

Человек в окружении вещей

13

2

2

9

5

Формы и места потребления

14

2

2

10

6

Визуальное потребление. Туризм

13

2

2

9

7

Потребление напитков и еды: социальная дифференциация и социальная коммуникация

14

2

2

10

8

Потребление одежды: производство себя

14

2

2

10




Итого

108

16

16

76


6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Домашняя работа







*




Устный доклад по выбранной теме

Итоговый

Экзамен









*




Итоговая презентация по выбранной теме



6.1. Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



Работа на семинарах

Подготовка к семинарам включает следующие составляющие работы на семинарах: чтение текстов и участие в дискуссиях, а также подготовка обзоров в виде устных презентаций, представляющих различные виды потребления и потребительские практики. Приветствуются вопросы по содержанию текста и собственные оригинальные идеи по совершенствованию сферы социальной политики и решению социальной проблемы.


Домашняя работа

Домашняя работа проводится в течение всего курса, начиная со второй недели. В домашней работе проверяется знание основных категорий и принципов социологии потребления, а также умение их применять для анализа текущих социальных проблем, имеющих отношение к проблематики потребления. На протяжении курса студенты должны выбрать тему для самостоятельной подготовки и доклада (список тем докладов для домашней работы см. ниже) и представить результаты своей работы на семинаре.


Итоговая презентация результатов самостоятельного исследования

По окончании данного курса студенты должны презентовать результаты исследования по одной из тем (примерный список тем презентаций см. в конце программы). Предполагается, что студенты в ходе подготовки к семинарским занятиям выберут интересующую их тему, представят первичные результаты работы над темой на семинаре. При подготовке итоговой презентации они разовьют имеющиеся результаты, дополнив их литературой, эмпирическим материалами и самостоятельным анализом. Презентации должны быть представлены в устной форме и сопровождаться письменным текстом. Письменный вариант презентации может быть представлен либо в формате Word (6-7 печатных страниц (12 шрифт, 1,5 интервал) или 10-12 тыс. знаков (без пробелов), не считая титульный лист и список литературы) либо в формате PowerPoint (20-25 слайдов, не считая титульный слайд и слайды со списком литературы).

В презентации должно быть продемонстрировано знание теоретических подходов и навыки анализа потребления, умение пользоваться понятийным аппаратом социологии потребления, творчески работать с имеющимся материалом, внятно выражать и аргументировать собственную точку зрения, а также должны быть внятно и аргументированно представлены результаты аналитической работы по раскрытию заданной темы. Презентация должна содержать введение, основную часть и заключение. Во введении следует четко сформулировать проблему и цели работы, объяснить структуру и логику изложения. В основной части нужно придерживаться правила «тезис-аргумент». Это правило предполагает, что за выдвижением идеи или концепции, отражающий авторский вариант объяснения проблемы, должна следовать ее аргументация, т.е. доказательство обоснованности тезиса. Аргументация может строиться на примерах из других исследований, демонстрации различий между позициями разных авторов или подходов, критической рефлексии по поводу них. Положения авторов должны быть подкреплены ссылками на источники, но необходимо избегать длинных цитат и цитирования лекций. В заключении нужно подвести итог вышеизложенным рассуждениям, резюмируя основные положения презентации и формулируя общий вывод. Здесь же можно указать на возможные направления развития этой темы или ее практическую значимость. Письменный вариант презентации (предоставляемый преподавателю) должен включать список литературы, цитируемой в тексте.


    1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждениях прочитанных текстов, умение ответить на поставленный по тексту вопрос. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: аналитический характер выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, грамотный подбор материалов. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,2* Отекущий + 0,5* Оауд + 0,3* Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = 0,5·Од/з + 0,5·Оитог презент ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,6* Онакопл + 0,4 *·Оэкз

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический.


7. Содержание дисциплины



1.Раздел 1 Проблемное поле социологии потребления
Лекция: Проблемное поле социологии потребления (2 часа)

Предмет курса. Понятие потребления. Потребительское поведение как особый вид деятельности в современных обществах. Характеристики процесса потребления. Подходы к изучению потребления и различие моделей поведения потребителя в антропологии, социологии, экономике и психологии. Основные подходы, используемые в курсе для анализа процессов потребления: критическая теория, культуральные исследования, семиотика, теория практик, стратификационные теории, пост-модернистские подходы.


Семинар: Основные подходы к анализу потребления. Отличие социологического подхода к потреблению от экономического (2 часа)
Основная литература:

Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5-18. // http://www.ecsocman.edu.ru/socis/volumes.html?year=2005&j_num=1.

Рощина Я. Социология потребления. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. Главы 1,2,3

Дополнительная:

Лезурн Ж. Основные элементы теории полезности // THESIS. 1993. №3 // http://www.hse.ru/science/igiti/thesis3/3_1_1Lesou.pdf

Магун В.С. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст // Вопросы психологии. 1985. №2. С. 118-126. http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/08/17/0000173441/Magun_2_85_1.pdf
Вопросы к семинару:


  • Экономический человек: основные методологические допущения

  • Потребительское поведение в экономике

  • Понятия полезности и потребности

  • Понятие ограниченной рациональности

  • Возможно ли насыщение потребностей с точки зрения социологии и экономики

  • Эффект Веблена, эффект сноба, эффект присоединения к большинству

  • Потребление и неоинстуциональная экономическая теория

  • Потребление в обществах дефицита (Кораи)

  • Основные различия подхода к потреблению в экономике и социологии


2.Раздел 2. Вкус и стиль жизни. Потребление и социальная стратификация
Лекция: Вкус и стиль жизни. Потребление и социальная стратификация (2 часа)

Понятие стиля жизни. Подходы к определению понятия «стиль жизни». Стиль жизни и потребление в стратификационных теориях. Демонстративное потребление (Веблен). Потребление как инструмент воспроизводства социальных позиций. Престижное, статусное потребление. Понятие вкуса. Вкус и социальная позиция. Вкус, стиль жизни и социальная борьба, культурное доминирование.


Семинар: Вкус, стиль жизни и социальная стратификация (2 часа)

Основная литература:

Бурдье П. Различение: социальная критика суждений (фрагменты). // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. М, РОССПЭН, 2004. C. 537-565; Журнал «Экономическая социология». 2005. Т.6, №3 // http://www.ecsoc.msses.ru/pdf/ecsoc_t6_n3.pdf

Веблен Т. Теория праздного класса, 1984. С. 83-133, 184-199.
Дополнительная:

Волков В.В., Хархордин О.В. Глава 8. Бурдье: фотографирование и суждение вкуса // Теория практик / В.Волков, О. Хархордин. СПб, 2008. С. 145-159.

Гофман Э. Символы классового статуса // Логос # 4-5 2003 (39) http://www.ruthenia.ru/logos/number/39/04.pdf

Ильин В.И. Потребление социально-экономических групп и слоев. Демонстративное потребление // http://www.consumers.narod.ru/lections/socec.html

Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 147-156 // http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/205962.html

Гофман Э. Символы классового статуса // Логос № 4-5 2003 (39) //http://www.ruthenia.ru/logos/number/39/04.pdf


Вопросы к семинару:

  • Что такое праздный класс? Как он сформировался? Из кого он состоит? Каковы отличительные критерии его выделения по Вебелену?

  • Механизмы демонстрации статуса и классовой принадлежности. Какие механизмы выделяет Веблен?

  • Какое место занимает классовое соревнование (соперничество) в понятии классов Веблена? Какие формы приобретает классовое соревнование? Как выражается классовое соревнование в потреблении?

  • Что такое праздность? Что такое демонстративная праздность? Какова ее роль в производстве классов и классовых различий? Что такое подставная праздность?

  • Как бы вы описали «потребление» на основе идей Вебелена? Как Веблен понимает потребление? Каково его значение в обществе? Что такое демонстративное потребление? Что такое подставное потребление?

  • Что такое вкус с точки зрения Веблена?

  • Что такое «денежная культура»? Приведите примеры проявления денежной культуре. Разберите случай одежды как элемента денежной культуры.

  • Какие основания предлагает Бурдье для выделения классов?

  • Что такое капиталы и какие формы капитала выделяет Бурдье? Дайте определение каждому виду капитала.

  • Понятие габитуса.

  • Какое значение имеет понятие стиля (и стиля жизни) в формировании классов и классовых различий по Бурдье.

  • Что такое вкус по Бурдье? Какие типы вкуса он выделяет? Что такое пространство вкусов? Какие структурирующие пространство вкусов оппозиции выделяет Бурдье? Приведите примеры вкуса к роскоши и вкуса к необходимому (еда, напитки, одежда, отношение к телу, косметика).

  • Что такое «быть» и «казаться» для Бурдье, и как эта оппозиция структурирует пространство вкусов и классовое пространство?

  • Какие классы выделяет Бурдье и какие практики потребления и вкусы их отличают, с его точки зрения?

  • В чем, с вашей точки зрения различия и сходства в подходе П.Бурдье и Т.Веблена к потреблению?


3.Раздел 3. Культура потребления

Лекция. Культура потребления (2 часа)

Понятие культуры потребления/потребительская культуры. Массовая культура, культурные индустрии и потребление. Понятие культурного стиля, стилизация. Идентичность и потребление. Система потребительской социализации. Этапы формирования современной потребительской культуры, основные черты современной потребительской культуры. Общество потребления.


Семинар. Культура потребления (2 часа)

Основная литература:

Рощина Я. Глава 11. Культура потребления // Рощина Я. Социология потребления. Учебное пособие. М.: Издательский Дом ГУ-ВШЭ, 2007. С.108-120.

Горалик Л. Деньги, висящие в гардеробе: Особенности русского шоппинга как классово-социальной практики // Теория моды. No 2.
Дополнительная:

Slater D. Sociology of consumption and lifestyle // The sage handbook on sociology / Ed by C. Calhoung, C. Rojek, B. Turner. Sage publications, 2005. P. 175-187.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Щепаньская Т.В. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования Системы, 1986-1989 гг. СПб., 1993.


Вопросы к семинару:

  • Какие черты современной потребительской культуры вы можете выделить?

  • Что такое общество потребления? Каково влияние общества потребления на современную потребительскую культуру?

  • Как формировалась современная потребительская культура?

  • Какие функции потребительской культуры вы можете выделить?

  • В чем специфика российской потребительской культуры?


4.Раздел 4. Человек в окружении вещей

Лекция. Потребление и вещи: Овеществление людей или очеловечивание людей? (2 часа)

Человек в мире вещей. Социология вещей. Система вещей: грамматика и лексика (Ж. Бодрийяр). Знаковая и символическая стоимость. Потребление знаков. Подарок, товар, сакральный предмет. Культурная биография вещей (И.Копытоф). Типы отношения людей к вещам. (В. Голофаст).


Семинар. Человек в окружении вещей (2 часа)

Основная литература:

Бодрийяр Ж. Система Вещей. М., Рудомино, 1999 // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bod_SisV/index.php; http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000323/

Голофаст В.Б. Люди и вещи // Социологический журнал. 2000. № ½. С. 58-65. http://www.nir.ru/sj/sj/sj1-2-00gol.html

Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей / Сб. статей под ред. В. Вахштайна. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 134-169.


Дополнительная:

Ильин В.И. Подарок как социальный феномен // Рубеж (альманах социальных исследований). Январь 2001. № 16-17.

Вахштайн В. Социология вещей и «поворот к материальному» в социальной теории // Социология вещей / Сб. статей под ред. В. Вахштайна. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 7-42.

Орлова Г. Апология странной вещи: "Маленькие хитрости" советского человека // НЗ. № 34 (2\2004) // http://www.nz-online.ru/index.phtml?aid=25010981


Вопросы к семинару:

  • Какие классы вещей выделяет Ж.Бодрийяр?

  • Почему Бодрийяр пишет о «дискурсах вещей»? Что это значит?

  • Какие дискурсы вещей выделяет Бодрийяр? О чем рассказывают вещи и о чем человек может рассказать при помощи вещей?

  • Три режима отношений человека к вещам (по Голофасту)

  • Опишите каждый из режимов? Приведите примеры.

  • Какой режим отношения человека к вещам типичен для современного Российского общества?

  • Что такое товар и как вещь становится товаром?

  • Понятие культурной биографии вещи.

  • Из чего состоит биография вещи?

  • Приведите примеры биографий вещей?


5.Раздел 5. Формы и места потребления

Лекция. Шоппинг как институт потребления (2 часа)

Торговый центр, супермаркет, магазин, ресторан как современные формы потребления: основные принципы их организации. Практики их освоения потребителями. Шоппинг. Интернет и потребление. Глобализация потребления.


Семинар: Шоппинг и места потребления (2 часа)
Основная литература:

Рощина Я. Глава 13. Торговля и шоппинг // Рощина Я.М. Социология потребления. Учебное пособие. М.: Издательский Дом ГУ-ВШЭ, 2007. С. 215-232.

Corrigan P. The sociology of consumption. L.: Sage, 1997. P. 50-65.
Дополнительная:

Fiske J. Shopping for pleasure: malls, power and resistance // The consumer society reader / Ed by J. Schor, D. Holt. NY: New Press, 2000. P. 306-330.


На семинаре предполагается обсуждение визуальных материалов, которые студенты готовят заранее, в виде видео и фото наблюдений мест потребления.
6.Раздел 6. Визуальное потребление: Туризм

Лекция. Туристическое и визуальное потребление (2 часа)

Путешествие и туризм как основные черты организации повседневности, сознания и ритма жизни в современном обществе. Понятие визуального потребления. История организованного туризма. Туризм как практика визуального потребления (Лэш и Урри). Планы туристического восприятия (МакКаннелл). Туристическое созерцание. Управление впечатлениями и индустрия туризма. Туризм и стиль жизни. Чрезмерное потребление в сфере туризма.



Семинар. Турист как идеальный тип современного потребителя (2 часа)

Основная литература:

Рощина Я.М. Социология потребления. М., ГУ-ВШЭ, 2007. Глава 21. Туризм.

Урри Д. Туристическое созерцание и окружающая среда. // Вопросы социологии. Выпуск 7. 1996 г. С. 70-99
Дополнительная:

Corrigan P. The Sociology of Consumption. L.: Sage, 1997. - Tourizm. p. 132-1146.

Lash S., Urry S. (1987) Economies of Sign and Space. L.: Sage,1987. p. 253-278.

McCannell, D. (1976) The Tourist. A New Theory of the Leisure Class. New York: Schocken Books.



Вопросы к семинару:

Какими чертами обладает туризм как форма потребления?

Что такое визуальное потребление?

Какие формы туристического потребления можно обнаружить в любой форме современного потребления?

Индустрия туризма. Политика в сфере туризма?

Образы городов и регионов как форма маркетинга в сфере туризма



7.Раздел 7. Потребление напитков и еды: социальная дифференциация и социальная коммуникация

Лекция. Потребление напитков и еды: социальная дифференциация и социальная коммуникация, телесность (2 часа)

Особенности потребления в сфере питания. «Цивилизация аппетита» (С.Меннел). Причины ограничения количества потребления пищи. Причины отказа от различных видов пищи. Структуралистские исследования в области потребления. Еда как средство социальной коммуникации. Питание, телесность, власть и биополитика. Питание и забота о себе, здоровый образ жизни. Сверхпотребление еды, проблема ожирения и лишнего веса. Булимия и анорексия как симптомы современной потребительской культуры. Потребление алкоголя и социально-культурная дифференциация. Алкоголизм.


Семинар. Социология питания: социальный контроль, власть и тело (2 часа)
Основная литература:

Рощина Я.М. Социология потребления. М., ГУ-ВШЭ, 2007. Глава 18. Питание и напитки.

Corrigan P. The Sociology of Consumption. L.: Sage, 1997. - Food and Drink. p.115-131. http://www.consumers.narod.ru/book/corrigan.html
Дополнительная:

Чарлз Н. и Керр М.. Поло-возрастные различия потребления пищи в семье. (Из книги Society & Social Science: a Reader. Ed. by J.Anderson and M.Ricci. London, Open University, 1990. (N.Charles and M.Kerr) P.36-42.) http://www.socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/hrest/charls.htm

Mennell S. All Manners of Food. Eating and Taste in England and France from the Middle Ages to the Present. Oxford: Basil Blackwell, 1985.

Falk P. The consuming body. London, Sage, 1994. – Body, self and culture. p.10-44.


Вопросы к семинару:

Почему появляются запреты на специфические виды пищи: например, кошерная пища, халяльная и т.д.?

Зачем государству и церкви нужен контроль над питанием? Есть ли разница между этими институтами в ограничениях?

Диета как современная форма контроля над телом? Кто и что контролирует тело?

Социальные различия в питании и телесности.

Тело и индустрия развлечений и удовольствий.

Можно ли увидеть в тексте Меннела возрастание самоконтроля в питании с ходом истории? А сейчас в западном обществе - насколько велик самоконтроль?
8.Раздел 8. Потребление одежды: производство себя и коммуникация

Лекция. Потребление одежды: производство себя и коммуникация (2 часа)

Понятие идентичности и самопрезентации. Функции одежды. Одежда как язык (Ф. Дэвис). Одежда и социальный статус. Показное потребление, одежда как проявление денежной культуры (Т.Веблен). Одежда и социальная дифференциация: социальное различение. Мода. Этапы распространения моды. Теория просачивания (Г.Зиммель). Антимода.


Семинар: Потребление одежды: производство себя и коммуникация (2 часа)
Основная литература:

Рощина Я.М. Социология потребления. М., ГУ-ВШЭ, 2007. Глава 19. Одежда.

Горалик Л. Антресоли памяти: воспоминания о костюме 1990-го года (http://linorg.ru/clothes90.html

Кон И.С.. Битва за штаны: этикет, мода, политика, идеология. \\ "Человек", 2001, №5. http://www.consumers.narod.ru/book/pants.html


Дополнительная:

Вайнштейн О. «Банты, рюши, цветы и кокарды»: теоретические и политические аспекты моды. \\ «Неприкосновенный запас» 2004, №5(37). http://magazines.russ.ru/nz/2004/37/

Горалик Л. Маленький Принц и большие ожидания Новая зрелость в современном западном обществе http://linorg.ru/little_prince.htm

Горалик Л. Шляпу можешь оставить. Современный эротический костюм http://linorg.ru/erotic_costume.htm


Вопросы к семинару:

  • Механизмы моды (по Зиммелю). Как вам кажется, эти же механизмы можно обнаружить в современном обществе? Есть ли вообще в западном обществе сейчас такое явление, как "мода"?

  • Согласны ли вы, что одежда - один из видов языка? Почему?

  • С чем сегодня в западном обществе в наибольшей степени связаны различия в одежде: статус, характер, функции (деловая. домашняя, спортивная и т.д. одежда)?

  • Какие социальные «типажи» с точки зрения одежды можно обнаружить в современном российском обществе?

  • Чем руководствуется современный российский потребитель при выборе одежды?



    1. 8. Образовательные технологии


При реализации различных видов учебной работы в рамках дисциплины используются различные образовательные технологии:

- активные и интерактивные формы проведения занятий – семинары, дискуссии, рассмотрение кейсов, презентации;

- самостоятельная работа, поиск необходимых материалов, подготовка сообщений;

- индивидуальная и групповая работа.



Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Курс состоит из лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. Лекционные занятия предназначены для теоретического изучения курса. Семинарские предназначены для самостоятельного изучения, а также закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Контрольная домашняя работа связана с проведением студентами самостоятельного мини-исследования по тематике курса.
Зачет осуществляется в виде презентации самостоятельного исследования.

Методические указания студентам

В качестве важного практического результата изучения курса могут быть следующие требования, согласно которым студенты должны быть способны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях;

- предвидения возможных последствий определенных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения потребления;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни в процессе изучения студентами данного курса может быть обеспечено на занятиях лишь частично (например, при выполнении практических заданий и др.). Наиболее полный результат может быть достигнут лишь на основе их активного участия в жизни вуза, местного сообщества, общественной и политической деятельности в целом.

Домашнюю (самостоятельную и контрольную работу) студент выполняет по принципу индивидуальной и групповой аналитической работы, связанной с проведением самостоятельных исследования.

Требования к контрольной домашней работе: работа проводится в мини-группах, студенты выбирают проблему в рамках социологии потребления, подбирают литературу по теме и выбирают аналитический подход, проводят сбор эмпирического материала, представляют результаты исследований на семинаре в PowerPoint, 10-15 слайдов.

  1. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля — домашняя работа


Примерные задания для домашней работы:

Знаковая функция потребления

Система вещей

Режимы отношения человека к вещам

Биография вещей

Товаризация как процесс

Потребление как стратифицирующая практика

Потребление как институт

Демонстративное потребление

Потребление и стиль жизни

Социальное пространство вкусов Российского общества

Гендерные аспекты потребления

Культура(ы) потребления

Потребительская социализация

Проблема сверхпотребления

Общество потребления

Потребление и средний класс

Проблема лишнего веса как социальная проблема

Потребление и телесность

Потребление и идентичность

Потребление как язык

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  • Механизмы моды (по Зиммелю). Как вам кажется, эти же механизмы можно обнаружить в современном обществе? Есть ли вообще в западном обществе сейчас такое явление, как "мода"?

  • Согласны ли вы, что одежда - один из видов языка? Почему?

  • С чем сегодня в западном обществе в наибольшей степени связаны различия в одежде: статус, характер, функции (деловая. домашняя, спортивная и т.д. одежда)?

  • Какие социальные «типажи» с точки зрения одежды можно обнаружить в современном российском обществе?

  • Чем руководствуется современный российский потребитель при выборе одежды?

Примеры заданий итогового контроля


  1. Характеристики процесса потребления. Различие моделей поведения потребителя в экономике и социологии.

  2. Функциональные, внефункциональные, мета и дисфункциональные вещи и их свойства. Сходство и различия (Ж.Бодрийяр)

  3. Символ и семиотика потребления в теории потребления Ж. Бодрийяра. Симулякр.

  4. Потребление знаков. Потребление как процесс манипулирования знаками.

  5. Текст потребления: что можно прочитать анализируя различные сферы потребления (одежду, мебель, туризм и т. п.)

  6. Основные подходы к понятию «стиль жизни»

  7. Концепция «стиля жизни» П. Бурдье – основные идеи и понятия

  8. Стили жизни современного российского общества

  9. Место стиля жизни и потребления в основных стратификационных теориях

  10. Демонстративное потребление и теория праздного класса (Т. Веблен)

  11. Понятие общества потребления и его основные черты

  12. Человек и вещи: основные подходы

  13. Значение вещи как товара и дара: как и почему дар может стать товаром и наоборот?

  14. «Макдональдизация общества» (Г. Ритцер).

  15. Места потребления: влияние места потребления на процесс покупки и потребления

  16. Шоппинг как особый вид поведения и досуга современного человека

  17. История рекламы

  18. Мода в современном российском обществе

  19. Основные черты современной потребительской культуры

  20. Автомобиль: роскошь или средство передвижения?

  21. Коллекционирование как социальная практика

  22. Советский стиль жизни

  23. Потребление услуг здравоохранения: рынок и государство

  24. Туризм как особая область потребительского опыта



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература


Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии. М.: Вузовский учебник, 2009.

Зубков В.И. Социологическая теория риска. М.: Академический проект, 2009.

Эльстер Ю. Объяснение социального поведения: еще раз об основах социальных наук
М: Изд. дом Гос. ун-та - Высш. шк. Экономики, 2011.


Дополнительная литература


Бодрийяр Ж. Система Вещей. М., Рудомино, 1999 // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bod_SisV/index.php; http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000323/

Бурдье П. Различение: социальная критика суждений (фрагменты). // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. М, РОССПЭН, 2004. C. 537-565; Журнал «Экономическая социология». 2005. Т.6, №3 // http://www.ecsoc.msses.ru/pdf/ecsoc_t6_n3.pdf

Бурстин Д. Сообщества потребления // THESIS. 1993. №3 //http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/90850

Веблен Т. Теория праздного класса, 1984. С. 83-133, 184-199

Голофаст В.Б. Люди и вещи // Социологический журнал. 2000. № ½. С. 58-65. http://www.nir.ru/sj/sj/sj1-2-00gol.html

Горалик Л. Шляпу можешь не снимать: Современный эротический костюм // Теория моды. No. 6, 2008.

Горалик Л. Деньги, висящие в гардеробе: Особенности русского шоппинга как классово-социальной практики // Теория моды. No 2.

Горалик Л. Антресоли памяти: воспоминания о костюме 1990-го года (http://linorg.ru/clothes90.html

Ильин В. Гендерные модели потребления // http://www.consumers.narod.ru/lections/gender.html

Кон И.С.. Битва за штаны: этикет, мода, политика, идеология. \\ "Человек", 2001, №5. http://www.consumers.narod.ru/book/pants.html

Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей / Сб. статей под ред. В. Вахштайна. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 134-169.

Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5-18. // http://www.ecsocman.edu.ru/socis/volumes.html?year=2005&j_num=1

Рощина Я.М. Дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга. // Экономическая социология, 2007, том 8, № 4, с. 23-42. http://www.ecsoc.msses.ru/data/742/587/1234/ecsoc_t8_n4.pdf

Урри Д. Туристическое созерцание и окружающая среда. // Вопросы социологии. Выпуск 7. 1996 г. С. 70-99

Ушакин С. Познавая в сравнении. О евростандартах, мужчинах и истории // С. Ушакин. Поле пола. Вильнюс: ЕГУ, 2007. С. 234-250.

Ушакин С.А. Количественный стиль: потребление в условиях символического дефицита // Социологический журнал. 1999. № 3/4.

Corrigan P. The sociology of consumption. L.: Sage, 1997. P. 50-65.

Corrigan P. The Sociology of Consumption. L.: Sage, 1997. - Food and Drink. p.115-131. http://www.consumers.narod.ru/book/corrigan.html.

Рощина Я.М. Социология потребления. М., ГУ-ВШЭ, 2007.

Бредникова О., Кутафьева З. Старая вещь как персонаж блошиного рынка. «Неприкосновенный запас» 2004, №2(34) http://magazines.russ.ru/nz/2004/34/

Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., Библион, 2003.

Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии, 1994. Вып. №5. С. 50 – 62.

Вайнштейн О. «Банты, рюши, цветы и кокарды»: теоретические и политические аспекты моды. \\ «Неприкосновенный запас» 2004, №5(37). http://magazines.russ.ru/nz/2004/37/

Вахштайн В. Социология вещей и «поворот к материальному» в социальной теории // Социология вещей / Сб. статей под ред. В. Вахштайна. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 7-42.

Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 147-156 // http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/205962.html

Волков В.В., Хархордин О.В. Глава 8. Бурдье: фотографирование и суждение вкуса // Теория практик / В.Волков, О. Хархордин. СПб, 2008. С. 145-159.

Горалик Л. Маленький Принц и большие ожидания: Новая зрелость в современном западном обществе // Теория моды. No. 8, 2008.

Гордон Л.А., Клопов Э.В. Потери и обретения в России девяностых. Том 1. Меняющаяся страна в меняющемся мире: предпосылки перемен в условиях труда и уровне жизни. М., Эдиториал УРСС, 2000. Очерк 4.

Гордон Л.А., Клопов Э.В. Потери и обретения в России девяностых. Том 2. Меняющаяся жизнь в меняющейся стране: занятость, заработки, потребление. М., Эдиториал УРСС, 2000. Очерк 17.

Гурова О. Продолжительность жизни вещей в советском обществе: заметки по социологии нижнего белья. «Неприкосновенный запас» 2004, №2(34). http://magazines.russ.ru/nz/2004/34/

Гофман Э. Символы классового статуса // Логос # 4-5 2003 (39) http://www.ruthenia.ru/logos/number/39/04.pdf

Гурова О. Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью. М.: НЛО, 2008.

Гэлбрейт Дж. Экономические тории и цели общества. Глава IV Потребление и концепция домашнего хозяйства. http://ek-lit.agava.ru/glb004.htm

Ильин В.И. Подарок как социальный феномен // Рубеж (альманах социальных исследований). Январь 2001. № 16-17.

Ильин В.И. Потребление социально-экономических групп и слоев. Демонстративное потребление // http://www.consumers.narod.ru/lections/socec.html

Ильин В.. Потребление как текст. http://www.consumers.narod.ru/book/text.html

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Казурова Е. Дефицит и очереди в повседневной жизни прифронтового города: Саратов в годы войны // http://www.nz-online.ru/index.phtml?aid=55011511

Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. С-Пб.: "Дмитрий Буланин", 2003.

Лезурн Ж. Основные элементы теории полезности // THESIS. 1993. №3 // http://www.hse.ru/science/igiti/thesis3/3_1_1Lesou.pdf

Магун В.С. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст // Вопросы психологии. 1985. №2. С. 118-126. http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/08/17/0000173441/Magun_2_85_1.pdf

Маркс К.. Капитал. т.1. гл.1. http://souz.info/library/marx/capital/capital1contains.htm

Николаев В. Советская очередь: прошлое как настоящее. Неприкосновенный запас 5(2005) № 43. http://www.nz-online.ru/index.phtml?aid=55011503

Орлова Г. Апология странной вещи: "Маленькие хитрости" советского человека // НЗ. № 34 (2\2004) // http://www.nz-online.ru/index.phtml?aid=25010981

Осокина Е.А. СССР в конце 20-х - первой половине 30-х годов: Торговля? - Распределение! M., 1992. www.auditorium.ru/p/index.php

Павел Романов, Елена Ярская-Смирнова. Фарца: подполье советского общества потребления http://www.nz-online.ru/index.phtml?aid=55011505

Тихомирова А. В 280 километрах от Москвы: особенности моды и практик потребления одежды в советской провинции (Ярославль, 1960 - 1980-е годы) // Неприкосновенный запас, № 37 (5\ 2004) http://www.nz-online.ru/index.phtml?aid=25011179

Урри Д. Туристическое созерцание и окружающая среда. // Вопросы социологии. Выпуск 7. 1996 г. С. 70-99

Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994.

Чарлз Н. и Керр М.. Поло-возрастные различия потребления пищи в семье. (Из книги Society & Social Science: a Reader. Ed. by J.Anderson and M.Ricci. London, Open University, 1990. (N.Charles and M.Kerr) P.36-42.) http://www.socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/hrest/charls.htm

Чернова Ж. Корпоративный стандарт мужественности // Соц.Ис. 2003. № 2. http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2005/01/06/0000201629/014-ChERNOVA_Zhx2cV.pdf

Щепаньская Т.В. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования Системы, 1986-1989 гг. СПб., 1993.

Corrigan P. The Sociology of Consumption. L.: Sage, 1997. - Tourizm. p. 132-1146.

Falk P. The consuming body. London, Sage, 1994. – Body, self and culture. p.10-44.

Fiske J. Shopping for pleasure: malls, power and resistance // The consumer society reader / Ed by J. Schor, D. Holt. NY: New Press, 2000. P. 306-330.

Lash S., Urry S. (1987) Economies of Sign and Space. L.: Sage,1987. p. 253-278.

McCracken G. Culture and Consumption. New Approaches to the Symbolic Character of Consumer Goods and Activities. Bloomington: Indiana University Press, 1988. P. 3-30.

McKendrick. N.. Brewer. J. and Plumb. J.H. (1982) The Birth of a Consumer Society. London: Europa.

Mennell S. All Manners of Food. Eating and Taste in England and France from the Middle Ages to the Present. Oxford: Basil Blackwell, 1985.

McCannell, D. (1976) The Tourist. A New Theory of the Leisure Class. New York: Schocken Books.

Slater D. Sociology of consumption and lifestyle // The sage handbook on sociology / Ed by C. Calhoung, C. Rojek, B. Turner. Sage publications, 2005. P. 175-187.

Wilson E. Feminism and fashion // The consumer society reader / Ed by J. Schor, D. Holt. NY: New Press, 2000. P. 291-305.



  1. 11. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для семинарских и лекционных занятий используется компьютер и проектор.

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает также наличие доступа для студентов Интернета и возможность самостоятельной работы в Интернете.





Каталог: data -> 2015
2015 -> Программа дисциплины «Русская литература ХХ века»
2015 -> Программа дисциплины «Экономика и политика Италии»
2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 231000. 62 «Программная инженерия»
2015 -> Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы»
2015 -> Программа дисциплины "История" для направления 45. 03. 03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 10. 05. 01 2014 «Компьютерная безопасность» подготовки бакалавра
2015 -> Программа дисциплины «Античная литература»

  • 2. Цели освоения дисциплины
  • 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • 4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
  • 5. Тематический план учебной дисциплины
  • 6. Формы контроля знаний студентов
  • 6.1. Критерии оценки знаний, навыков
  • 7. Содержание дисциплины
  • 8. Образовательные технологии
  • 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
  • Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
  • Примеры заданий итогового контроля
  • Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  • Дополнительная литература
  • 11. Материально-техническое обеспечение дисциплины