Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа предусматривает освоение знаний




Скачать 229.34 Kb.
Дата25.06.2017
Размер229.34 Kb.
ТипПрограмма


Раздел №1 Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС) по специальности среднего профессионального образования. Программа предназначена для изучения биологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего ( полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.

Программа предусматривает освоение знаний о биологических системах, истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке, роли биологической науки в формировании современной естественно- научной картины мира, о методах научного познания.

В процессе изучения дисциплины студенты овладеют умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах.

Программа способствует развитию у студентов познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитывает убежденность в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования.

Программа обеспечивает использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей сред, здоровью других людей и собственному здоровью.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованием федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования базового уровня.

В целях углубления изучения материала, его практической значимости в рабочей программе предусмотрено 24 часа практических занятий, которые проводятся по ходу изучения разделов и тем.



Самостоятельная работа студентов помогает студентам лучше формировать мировоззрение, воспринимать реальную действительность
Раздел № 2

Примерный тематический план учебной дисциплины

« Биология»

Наименование разделов

Количество часов

По программа

фактически

итого

Теория

Практич.

Введение

2

2

2




1. Учение о клетке

10

10

4

6

2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие

8

8

6

2

3. Основы генетики и селекции

16

16

8

8

4. Эволюционное учение

15

14

10

4

5. История развития жизни на земле

6

10

8

2

6. Основы экологии

12

14

12

2

7. Бионика

2

2

2




Резерв учебного времени6 подведение итогов

7

2

2




ИТОГО

78

78

54

24


Изменения:
Тематический план предусматривает использование резервного времени в количестве 7 часов в следующих темах:

История развития жизни на земле -3 часа

Основы экологии -2 час

Итоговое занятие – 2 часа


Из темы « Эволюционное учение» 1 час перенесен в тему « История развития жизни на Земле».


Раздел № 3 Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические

работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

( если предусмотрены)

урока

Уровень усвоения

Введение



  • Определение понятий « биология», « общая биология»

  • Система биологических наук

  • Методы изучения живых систем

  • Значение биологии для народного хозяйства


Самостоятельная работа

Из периодической печати, журналов и других СМИ подобрать и оформить материал о достижениях современной биологии. Работу оформить в виде сообщения на бумаге

формат А-4, указать источник информации


1


Ознакомительный:

Иметь представление о системе биологических дисциплин, о методах изучения живых систем.

Репродуктивный:

Привести примеры, связанные с проявлением живых систем.

Продуктивный

Подготовить сообщения о достижениях современной биологии.

Раздел № 2

Учение о клетке
Тема№1

Химическая организация клетки




  • Атомный состав клетки

  • Молекулярный состав клетки

  • Неорганические вещества клетки и их значение

  • Органические вещества клетки и их значение


Практическая работа №1

« Органические вещества клетки»

1.Изучить строение и функции белка, ДНК,РНК.

2.Выписать особенности строения углеводов и липидов.

Биологическая роль углеводов, жиров для живых организмов
Самостоятельная работа

Подготовить сообщения или презентации о роли воды и отдельных элементов минерального питания для организма человека.


2

3

Ознакомительный

Познакомить студентов с химическим составом клеток.

Раскрыть особенности строения органических соединений и их значение для организмов.

Репродуктивный

Знать схемы строения молекул ДНК, РНК, белка.

Продуктивный

Уметь рассчитывать количество отдельных химических элементов ,находящихся в организме человека.

Уметь схематично изображать самоудвоение молекулы ДНК.

Тема №2

Строение и функции клетки

  • Клеточная теория

  • Особенности строения растительной клетки

  • Особенности строения бактерий и вирусов

  • Отличие растительной клетки от животной


Практическая работа № 2 ,3

« Строение и функции клетки»

1. Изучить строение и функции органоидов клетки.

2. Выделить отличительные особенности растительной клетки от животной.

3. Зарисовать особенности строения бактерий и вирусов, выписать их биологическую роль.
Самостоятельная работа

Подготовить сообщения или презентации о роли бактерий и вирусов для человека.

4

5
6

Ознакомительный

Сформировать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической.

Познакомить с особенностями строения животной и растительной клетки.

Репродуктивный

Знать основные положения клеточной теории.

Знать принципиальные отличия растительной клетки от животной.

Знать основные компоненты клетки и выполняемые ими функции.

Продуктивный

Уметь отличать растительную клетку от животной.

Уметь объяснять роль отдельных органоидов для живых организмов.

Раздел № 3

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Тема №1

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.




  • Формы размножения организмов

  • Деление клетки. Митоз

  • Формирование половых клеток. Мейоз

  • Онтогенез – индивидуальное развитие.

  • Этапы онтогенеза

  • Влияние окружающей среды на развитие организмов


Практическое занятие № 4

Выявление и описание сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
Самостоятельная работа

Подготовить сообщения о влиянии на развитие организма

человека наркотиков, алкоголя, табакокурения и др

токсических веществ.

Подготовить сообщение или презентацию « Жизнь до

рождения»



7
8

9
10


Ознакомительный

Иметь представление о формах размножения организмов.
Репродуктивный

Знать сходство и отличие митоза и мейоза.

Знать биологическую роль митоза и мейоза.

Знать сущность оплодотворения.
Продуктивный

Уметь объяснять механизм обмена генами между гомологичными хромосомами.

Уметь устанавливать причинно- следственные связи влияния окружающей среды на развитие организмов.

Раздел №4

Основы генетики и селекции
Тема № 1

Закономерности моногибридного скрещивания
Тема №2

Закономерности дигибридного скрещивания


Тема № 3

Закономерности изменчивости

Тема №4

Основы селекции

  • Основные понятия генетики.




  • Гибридологический метод исследования




  • Закономерности моногибридного и дигибридного скрещивания



Практическая работа№ 5,

Решение задач

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение о биографии Г.Менделя.

Решить задачу на моногибридное скрещивание( задание у преподавателя)


  • Закономерности дигибридного скрещивания.

  • Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом организма


Практическая работа № 6

Решение задач на дигибридное скрещивание.

Практическая работа № 7

Решение задач на явление сцепленного наследование признаков.

Самостоятельная работа

Составить генеалогическое древо своей семьи.

Подготовиться к контрольному опросу по решению генетических задач.

Ответить на вопрос – На чем основывается универсальность законов Г.Менделя? Почему эти законы едины для всех живых организмов, обитающих на Земле?


  • Модификационная изменчивость. Основные понятия

  • Норма реакции. Статистические закономерности

  • Свойства модификационной изменчивости

  • Мутационная изменчивость. Причины проявления мутаций.

  • Свойства мутационной изменчивости.

Практическая работа № 8

Модификационная изменчивость. Построение

вариационного ряда и вариационной кривой.

Самостоятельная работа.

Сравнить две формы изменчивости.

Подготовиться к контрольному опросу по теме.

Подготовить сообщения, презентации о проявлениях

мутационной изменчивости у организмов.


  • Краткая история селекции как науки.

  • Центры многообразия и происхождения культурных растений

  • Методы селекции

  • Достижения современной селекции растений, животных, микроорганизмов.


Самостоятельная работа

Подготовить биографию Н,И,Вавилова.

Подготовить сообщение, презентацию о Красноуфимской селекционной станции.


11


12

13

14

15

16

17
18



Ознакомительный

Сформировать основные представления сущности метода генетики –гибридизации

Репродуктивный

Знать основные термины и символы генетики.

Знать закономерности моногибридного скрещивания

Продуктивный

Уметь решать задачи на моногибридное скрещивание
Ознакомительный

Познакомит с сущностью закономерностей дигибридного скрещивания.

Иметь представление о механизме сцепленного наследования признаков.

Репродуктивный

Знать закономерности дигибридного скрещивания..

Продуктивный

Уметь решать задачи на дигибридное скрещивание и явление сцепленного наследования признаков.

Уметь объяснять сущность явления сцепленного наследования

Ознакомительный

Иметь представление о сущности модификационной ( фенотипической) и мутационной изменчивости.

Репродуктивный

Знать причины проявления мутаций

Продуктивный

Уметь объяснять причины проявления модификационной и мутационной изменчивости и их роль в с/х производстве.

Приводить примеры по управлению модификационной изменчивостью.

Уметь выражать статистические закономерности модификационной изменчивости.


Ознакомительный

Познакомить с историей развития науки селекции, с достижениями современной селекции.
Репродуктивный

сформировать знания о важной роли разнообразного исходного материала в селекционном процессе.

Углубить знания о методах селекции.

Продуктивный

Уметь объяснять сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости.



Раздел № 5

Эволюционное учение
Тема 1

История представлений об эволюции живой природы


Тема №2

Эволюционная теории Ч.Дарвина,

учение об искусственном и естественном отборе.

Тема №3

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Вид. Критерии вида. Структура вида.

Тема№4

Макроэволюция. Главные направления прогрессивной эволюции.



  • История эволюционных представлений о развитии органического мира в додарвинский период.

  • Предпосылки возникновения учения Дарвина о

движущих силах эволюции


  • Основные положения эволюционного учения Дарвина.

  • Значение работ Дарвина для развития биологии.


Самостоятельная работа

Подготовить сообщение о биографиях Ч.Дарвина, К..Линея, Ж.Б. Ламарка.

Античные и средневековые представлении о сущности жизни ее развитии.


  • Искусственный отбор и его творческая роль

  • Естественный отбор и его творческая

  • Борьба за существование. Формы борьбы


Практическая работа № 9

«Факторы эволюции.

Сравнение искусственного и естественного отбора.»
Самостоятельная работа

Привлечь учащихся к самостоятельной работе с учебником и обобщенными записями в тетради.


  • Приспособленность организмов к условиям среды.

  • Механизм видообразования

  • Вид. Критерии вида. Структура вида.


Практическая работа №10

«Изучение приспособленности организмов к окружающей среде.»

Вид, критерии вида

Самостоятельная работа

Привлечь студентов к поиску новой информации, работая с учебником. Привести примеры приспособлений у разных организмов к условиям окружающей среды. Объяснить происхождение этих приспособлений.

  • Макроэволюция. Главные пути и направления прогрессивной эволюции


Самостоятельная работа

Подготовить сообщения о развитии органического мира в разных геологических эрах.


19


20

21


22


23


24


25


Ознакомительный

Дать общее представление о современном состоянии теории эволюции, ее структуре.

Познакомить с особенностями развития теории эволюции и содержанием антидарвинизма.
Репродуктивный

Знать основоположников эволюционных теорий

Продуктивный

Уметь анализировать и обобщать различные взгляды на живую природу.

Привлечь студентов к самостоятельной работе с дополнительной литературой.
Ознакомительный

Показать заслугу Ч.Дарвина перед наукой - открытие принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции.

Репродуктивный

Студенты должны знать формы борьбы за существование, приводить примеры.

Продуктивный

Сравнить искусственный и естественный отбор.

Ознакомительный

Показать разнообразие приспособленности организмов к среде обитания.

Выяснить различия в понимании вида Линеем, Ламарком, Дарвином.

Дать понятие о популяции как структурной единице вида.

Репродуктивный

Знать определение вида и его критерии.

Продуктивный

Проверить умение студентов применить на практике полученные знания, делать выводы и обобщения.

Ознакомительный

Показать роль ароморфозов, идиоадаптации в результатах эволюции. Расширить представление о главных событиях жизни на Земле. Продолжить формирование понятия о биологической эволюции как необратимом и направленном историческом развитии живой природы.

Репродуктивный

Студенты должны знать особенности развития живой природы в разных геологических эрах.

Продуктивный

Проверить студентов на умение делать выводы и обобщения на основе анализа конкретных приспособлений к условиям среды.

РАЗДЕЛ № 6

История развития жизни на Земле

Тема № 1

Свойства живого, уровни организации живого.

Развитие жизни на земле по геологическим эрам


Тема № 5

Происхождение человека.





  • Многообразие живого мира

  • Основные свойства живого

  • Уровни организации живого

  • История представлений о возникновении жизни на Земле

  • Гипотеза академика А.И. Опарина




  • Краткая история развития жизни по геологическим эрам

Самостоятельная работа

Поясните практическое значение работ Л.Пастора, используя знания о бактериях и невозможности самозарождения микроорганизмов.

Ответить на вопрос: может ли , на Ваш взгляд, в современных условиях возникнуть жизнь абиогенным путем?

Подготовить сообщения о мифологических и религиозных представлениях жизни.

Подготовить сообщения о развитии жизни в разные геологические эры.

  • Сходство и отличие человека от животных.

  • Общие предки человека и человекообразной обезьяны.

  • Эволюция человека

  • Человеческие расы

  • Критика расизма и социального дарвинизма о происхождении человеческих рас.


Практическая работа №11

« Происхождение человека»

Самостоятельная работа

Подготовить реферат « Человек в прошлом, настоящем и будущем»
Урок обобщения материала по разделу

« Эволюционное учение»,

« История развития жизни на земле».

Классная контрольная работа





26

27


28

29
30


Ознакомительный

Иметь предсталение об уровнях организации живого, об исторических представлениях возникновения жизни на земле. Сформировать понятие о геологических эрах в истории развития жизни на земле.

Репродуктивный

Знать основные свойства живого

Уметь объяснять особенности гипотезы академика А.И.Опарина.

Продуктивный

Подготовить сообщения

Ознакомительный

Определить место человека в системе животных. Показать единство и взаимосвязь человека и среды.

Репродуктивный

Знать черты отличия человека от животных. Знать основные черты человеческих рас. Движущие силы антропогенеза.

Репродуктивный

Уметь доказывать существование одного вида Человек разумный, представленного расами

Критика расизма и социального дарвинизма о происхождении человеческих рас.


Раздел № 7
Основы экологии

Тема №1

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой

Тема № 2

Учение о биосфере



  • Понятие о науке экологии и ее задачах.

  • Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

  • Биогеоценозы, агроценозы.



  • Экологические цепи питания.

  • Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах



Практическая работа № 12

«Экологические цепи питания»



  • Понятие о биосфере

  • Биосфера и ее границы


  • Свойства живого вещества

  • Биомасса суши, почвы, мирового океана



  • Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

  • Охрана природы и перспективы рационального природопользования.



«Составление плана мероприятий по охране природы г. Красноуфимска»

Самостоятельная работа

Подготовить предложения по охране окружающей среды для местности, где проживают студенты. Личное участие студентов в деле охраны природы.


31
32

33
34
35


36
37

Ознакомительный

Расширить представления студентов о взаимосвязях биосистем на Земле

Показать взаимодействие наук для комплексного решения экологических проблем. Показать, каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологических системах. Раскрыть роль человека в сохранении биологического равновесия как необходимого условия дальнейшего существования биосферы.

Продуктивный

Уметь работать с текстом учебника с последующим обсуждением факторов, влияющих на живые организмы. . Уметь составлять экологические цепи питания.





Репродуктивный

Знать действие экологических законов

Ознакомительный

Ознакомить студентов с учением В.И.Вернадского о биосфере как оболочке Земли, населенной живыми организмами.

Репродуктивный

Знать химический состав живых организмов для формирования представления о главной функции биосферы – обеспечении круговорота химических элементов.

Знать границы жизни и факторы ее определяющие.
Продуктивный

Уметь работать с текстом учебника с последующим обсуждением факторов, влияющих на живые организмы.


Раздел №8

Бионика


Заключительный урок.

Будущее человечества




  • Основные понятия науки бионики

  • Особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми организмами.



  • Перспективы роста народонаселения и процессы, определяющие его скорость.

  • Сфера жизни человека как фактор здоровья.

  • Экологические проблемы и задачи дальнейшего экономического развития

38


39


Ознакомительный

Познакомить студентов с наукой бионикой как одной из направлений биологии.

Репродуктивный

Знать основные принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Продуктивный

Использовать полученные знания для анализа деятельности человека в конкретной ситуации.

Ознакомительный

Дать общий обзор проблем, связанных с будущим человечества.

Репродуктивный

Сформировать знания об основных проблемах человечества.

Продуктивный

Выделить и занести в виде таблицы глобальные экологические проблемы, экологические проблемы России и роль международного сотрудничества.

Раздел № 4

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Раздел « История развития жизни на Земле» , занятие№ 27
Задание:

Выписать в виде таблицы хронологию событий развития жизни на Земле по геологическим эрам



Раздел № 5

Вид итоговой аттестации
Классная контрольная работа проводится на занятии № 30

Вопросы классной контрольной работы рассмотрены и утверждены на заседании цикловой комиссии.



Раздел № 6

Библиографический очерк

  1. Биология. Общая биология. Базовый уровень.: учеб. для 10-11 кл общеобразовательных учреждений /В.И. Сивоглазов, И.В.Агафонова, Е.Т.Захарова; под ред. Акад.РАЕН, проф.В.Б. Захарова. -3-е изд., испр. _М. : Дрофа, 2007.

  2. « Общая биология» учеб. 10-11 кл под ред. Ю.И. Полянского, 21-е изд. М. : Просвещение . 1991.

  3. « Общая биология» учеб. 10-11 кл под ред.Д.К. Беляева и А.О.Рувинского, 2-е изд. – М. : Просвещение 1996.

  4. « Общая биология» учебник для средних специальных учебных заведений. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. М.: Высшая школа 1996.