Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по учебному предмету «Музыкальная литература»




Скачать 472.29 Kb.
страница1/3
Дата17.06.2017
Размер472.29 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3



МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ПРОГРАММА
по учебному предмету

«Музыкальная литература»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Юный музыкант»

Год разработки программы

2016

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I. Пояснительная записка

II. Содержание учебного предмета

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Данная программа учебного предмета « Музыкальная литература» является частью дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Юный музыкант» и продолжением дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

Учебный предмет «Музыкальная литература» – это дидактически отработанная система знаний, умений и навыков, с помощью которых учащиеся должны научиться слушать музыку, понимать ее содержание, разбираться в своеобразии выразительных средств и получить запас ярких художественных впечатлений от непосредственного общения с лучшими образцами музыкального искусства. Без музыкальной литературы нет пути к музыкальной образованности, к овладению основами музыкальной культуры.

На занятиях по музыкальной литературе складываются наиболее благоприятные условия для овладения музыкальным восприятием. Формирование способности воспринимать серьезную музыку и ее развитие в процессе обучения имеет свою систему приемов и составляет один из разделов курса методики преподавания музыкальной литературы



Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа учебного предмета «Музыкальная литература» рассчитана на трехлетний срок обучения. Данная программа является продолжением курса музыкальной литературы, пройденному в предыдущих классах (2- 3 год обучения программы «Основы музыкального исполнительства».

Занятия проводятся в группах. Форма аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4-10 человек).



Цель : воспитание профессионального слушателя музыки через приобщение его к музыкальной культуре, широкому спектру направлений и стилей, формирование музыкальной культуры обучающихся, накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса, формирование потребности познавательной деятельности и расширение кругозора детей.

Задачи :

- Формировать слушательские умения и навыки учащихся;

- Поддержать познавательный интерес;

- Приобщать учащихся постигать музыкальное искусство;

- Способствовать его всестороннему развитию

- Активизация музыкального мышления учащегося, умение самостоятельно думать и высказывать суждения об услышанном произведении.

- Формирование желания разобраться и проанализировать музыкальное произведение в процессе слушания музыки.

- Формирование эстетического вкуса.



Методы обучения

1. Словесный (объяснение, рассказ, беседа, обмен впечатлениями).

2. Наглядный (просмотр видеокассет, клавиров, репродукций картин).

3. Прослушивание аудиозаписей.

4. Посещение музыкальных спектаклей.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Реализация учебного предмета требует наличие оснащенного учебного кабинета, наличие учебных пособий, методической, нотной литературы, фоно – и аудиотеки, дидактического материала.



Средства обучения

  1. Литература: по музыкальной литературе.

  2. Дидактические и наглядно-иллюстративные материалы: слайды, фотографии, плакаты.

  3. Нотная литература.

  4. Аудио – видео-фонотека

Настроенный инструмент (фортепиано)

Парты и стулья.

Стол для педагога.

Аудио - и видеозаписи.

Телевизор, DVD.


II.Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

Первый год обучения.

Классики западно- европейской музыки.

№ темы

Наименование

Количество часов

1

2

Всего

1.

История развития музыки от Древней Греции до эпохи барокко, театральные и эстетические идеалы, грегорианский хорал, музыкальная культура эпохи барокко.

1

2.

И.С. Бах. Жизненный и творческий путь. Органные сочинения. Хоральные прелюдии. Клавирная музыка. Хорошо темперированный клавир, сюиты, партиты. Месса си минор.

5

3.

Классицизм, возникновение и обновление инструментальных жанров и форм, симфония, классический оркестр.

1

3.

Й. Гайдн.

Биография и характеристика творчества. Сонатно-симфонический цикл. Симфоническое творчество. Сонатное творчество. Соната для фортепиано ми минор.



3


4.

В.А. Моцарт.

Биография и характеристика творчества. Маленькая ночная серенада. Оперное творчество. Опера «Волшебная флейта». Реквием.



5

5.

Л. Бетховен. Биография и характеристика творчества. Соната № 14 «Лунная» до диез минор. Симфоническое творчество. Увертюра «Эгмонт».

5

6.

Романтизм как стилистическое направление в европейской музыке. Его зарождение. Характерные черты. Жанры.

1

7.

Ф. Шуберт

Биография и характеристика творчества. Вокальное творчество. Песни. Фортепианное творчество.



4

8.

Ф. Шопен.

Биография и характеристика творчества. Мазурки. Этюды. Вальсы. Прелюдии. Ноктюрны. Полонезы.



4

9.

Композиторы-романтики первой половины XIX века. Европейская музыка в XIX веке

6




Всего

35


Второй год обучения.

Классики русской музыки.

№ темы

Наименование

Количество часов всего

1.

Русская музыка с древних времен по XVIII век. Русская музыка первой половины XIX века. Романс и песня.

2

2.

М.И. Глинка.

Биография и характеристика творчества. Опера «Руслан и Людмила». Симфонические произведения. Романсы.



6

3.

А.С. Даргомыжский.

Биография и характеристика творчества. Романсы и песни.



2

4

Русская музыка в 60-70-е годы XIX века. «Могучая кучка».

1

5.

А.П. Бородин.

Биография и характеристика творчества. Опера «Князь Игорь». Камерное творчество. Квартеты.



5

6.

М.П. Мусоргский.

Биография и характеристика творчества. Оперное творчество. Опера «Хованщина»

«Картинки с выставки». Песни.


5

7.

Н.А. Римский – Корсаков.

Биография и характеристика творчества. Опера «Садко». Романсы.



6

8.

П.И.Чайковский.

Биография и характеристика творчества. Произведения для оркестра. Симфония №6. Опера « Пиковая дама». Концерт для ф- но с оркестром № 1. Фортепианное творчество.«Времена года»



8




Всего

35

Третий год обучения

№ темы

Наименование

Количество часов.

1.

Русская музыкальная культура конца 19 начала 20 века. А.К. Лядов, А.К. Глазунов, С.В. Танеев, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский.

6

2.

С.В. Рахманинов. Фортепианное творчество.

3

3.

Отечественная музыкальная культура в 1920-1950 годы.

2

4.

С.С. Прокофьев.

Биография и характеристика творчества. Балет « Ромео и Джульетта». « Александр Невский». Произведения для фортепиано. «Мимолетности».



6

5.

Д.Д. Шостакович.

Биография и характеристика творчества. Симфония №7. Произведения для фортепиано.



4

6.

Отечественная музыка в 1960- 1990 годы.

3

7.

Д.Д. Кабалевский.

Биография и характеристика творчества.



1

8.

Г. Свиридов.

Биография и характеристика творчества.«Поэма памяти Сергея Есенина»

Свиридов и Пушкин.


3

9.

Р. Щедрин.

Биография и характеристика творчества. « Кармен- сюита». «Озорные частушки».



3

10.

Композиторы последней трети XX века.

3

11.

Итоговая аттестация.

1




Всего

35


Годовые требования

Первый год обучения.

Классики европейской музыки

Тема 1.

Введение. Музыка от древнейших времен до 18 века.

Формирование классического стиля.

Музыка в Древнем мире. Расцвет античной эпохи.

Развитие инструментальной музыки.

Барокко в музыке .Формирование классического стиля

Понятие стиля эпохи. Стиль барокко в музыке. Представители стиля барокко (И.С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди, А. Скарлатти и др.) Знакомство с основными темами, жанрами, инструментами, особенностями музыкального языка времени.

Архитектура, скульптура, живопись, театр XVII – пер. половины XVIII веков. Опера, органная, скрипичная и клавирная школы.



Примерный музыкальный материал:

К.Монтеверди «Плач Орфея» из оперы «Орфей»,

ДЖ. Каччини «Аве Мария»

И.С. Бах – Г.Гуно «Аве Мария»

Г.Гендель концерт для альта с оркестром, си-минор, 1 часть

Г.Перселл «Жалоба Дидоны» из оперы «Дидона и Эней»,

А.Вивальди «Времена года»,

пьесы для клавесина Ф.Куперена и Ж.Ф.Рамо.



Тема 2.

И. С. Бах.(1685- 1750).

И.С. Бах – исключительное явление в мировом музыкальном искусстве. Облик, характер, художественная личность, религия. Связь духовного и светского. Бах – педагог. Творчество Баха – завершение полифонической эпохи. Наследие. Триумфальное возвращение музыки Баха в XIX веке. Значение музыки композитора в современном мире.

Немецкая школа органистов. Патетика, величие, мощь органной музыки Баха. Протестантский хорал. Образная глубина. Импровизаторский дар Баха. Малый двухчастный цикл. Органные произведения. Клавирная музыка Баха, определившая время. «Первая глава» фортепианной музыки. Обновленная техника исполнения. Рождение клавирных концертов, прелюдии и фуги. Темперация. Полифонический и гомофонно-гармонический склад письма в клавирной музыке Баха.

ХТК – энциклопедия творчества Баха. Инвенции: строение, эстетические достоинства, многообразие оттенков певучего звучания. «Английские» и «Французские» сюиты, Партиты.



Примерный музыкальный материал:

Финал из оркестровой сюиты №2,

«AveMaria».

И.С. Бах – Ш. Гуно «Аве Мария»

«Страсти по Матфею» (№1, №47)

Хоральная прелюдия фа - минор

«Токката и фуга» d moll,

органные хоральные прелюдии

«Инвенции»,

«Хорошо темперированный клавир» I том С dur и c moll,

Партиты c moll, e moll/

фрагменты из «Мессы» h moll, «Страстей по Матфею»

Тема 3.

Классицизм в музыке. Венская классическая школа

Искусство Древней Греции и Древнего Рима, эпоха Возрождения, идеи Просвещения как фундамент нового европейского стиля в музыке. Изменение положения музыканта в обществе. Оптимистический взгляд на мировые исторические процессы, поиск совершенных форма и новых идей, увлеченность народно-бытовым музыкальным искусством. Господство гомофонного стиля. Преобразование всех элементов музыкального языка, новые жанры, формы, инструменты. Вена- столица музыкальной Европы второй половины XVIII века. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен)

Французская живопись, скульптура, архитектура, литература XVII-XVIII веков. Музыкальное искусство эпохи Просвещения.

Примерный музыкальный материал:

фрагменты из оперы К.В. Глюка «Орфей и Эвридика» соло флейта



Й. Гайдн Симфония №45, 1 часть

В.А. Моцарт Симфония №40 1 часть; опера «Волшебная флейта» ария Царицы ночи, Соната №11 (3 часть), Реквием (7 часть).

Л.Бетховен Соната №14 (1 часть), Соната №23 (3 часть), «К Элизе»

Тема 4.

Й. Гайдн ( 1732- 1807)

Один из основоположников Венской классической школы. Обращение ко всем жанрам своего времени. Связь музыки Гайдна с природой и народным бытом. Внимание к фольклору разных народов. Спокойная гармония душевных, творческих и жизненных сил и устремлений Гайдна.

Роль композитора в создании классических образцов симфонии, сонаты и квартета. Симфонизм – творческий метод в искусстве Венских классиков. Значение и образный мир симфоний Гайдна. Связь с другими жанрами. Симфонический оркестр Гайдна. Народно – жанровый тип симфонизма. Сходство главных тем. Эмоциональное равновесие медленной части. Классический тип менуэта и финала. Фортепианное наследие Гайдна. Формирование классической сонаты. Жанровые истоки, народно-танцевальная основа.

Примерный музыкальный материал:

Й. Гайдн Симфония №45, 1 часть

Симфония №103

Симфония №94

Квартет


Соната ми – минор

Симфония №103 Es dur, №104 («Лондонские»)

Великий австрийский композитор. Представитель венского классицизма. Один из создателей жанров инструментальной музыки классического типа: симфонии, сонаты, струнного квартета. Краткая биография.

Формирование сонатно -симфонического цикла. Строение сонатной формы. Симфоническое творчество. Сонаты для фортепиано. Соната ми минор.



Тема 4.

В. Моцарт (1756- 1791)

Творческий облик композитора. Ренессансная личность, светлый гений венской классической школы. Цельность и гармония, гуманизм мировоззрения, универсальность музыкального дарования. Переосмысление и обогащение всех жанров его времени. Возвышенное и плутовское, трагическое и комедийное в наследии Моцарта. Воплощение идей Просвещения, оптимизм, поэтический реализм творчества.

Симфонии Моцарта – вершина симфонизма его времени. Психологизм, драматическое восприятие жанра, симфонический театр Моцарта. Камерность стиля, малый парный состав оркестра, драматический конфликт между частями, полифоническое мастерство в Симфонии №40.

Опера в творчестве Моцарта. Оперное наследие. Реформа жанра. Музыкальная драматургия, либретто, жанр и идея, композиция, индивидуальный язык сольных номеров, ансамблей в опере- зингшпиле «Волшебная флейта», противоборство сил добра и сил зла.

Опера «Свадьба Фигаро»

Моцарт – пианист. Фортепианное наследие. Соната №11 (1777 – 1778) – необычность трехчастного цикла, влияние симфонической музыки, комической оперы на язык сонаты. Опора на австро-венгерский фольклор.



Примерный музыкальный материал.

музыкальные фрагменты: «Маленькая ночная серенада»;

«Dies irae», «Lacrymosa» из Реквиема

опера «Волшебная флейта» ария Царицы ночи,

Фортепианная фантазия ре-минор.

Симфония №40 g moll.

Соната A - dur

Тема 5.

Л. Бетховен.(1770- 1827)

Творческий облик композитора. Музыкант – носитель, гений, полно воплотивший творческие принципы венской классической школы. Свобода, целеустремленность, гражданственность мировоззрения. Богатство духовно – эмоционального мира композитора. Преддверие романтизма. Симфонизм эпохи революций XVIII века. Идеалы гуманизма, свободы, общественного долга. Создание героического симфонизма. Героическая трагедия и трагическая героика в симфонии №5 (1805 – 1808). Традиции венской классической школы. Введение в партитуру новых инструментов.

Завершение классической эпохи в развитии фортепианной сонаты. Пианизм нового времени. «Патетическая соната» (1798) – одна из вершин мировой фортепианной литературы. Театральность. Приемы фортепианного письма.

Примерный музыкальный материал:

Симфония №9 (4 часть)

Симфония №3 (1 часть)

Симфоническая увертюра «Эгмонт»

Соната № 14 «Лунная», №23 «Аппассионата»

Увертюра «Эгмонт».

Симфония №5, до минор

Тема 7.

Романтизм как стилистическое направление в европейской музыке. Его зарождение. Характерные черты. Жанры.

Границы «романтической» эпохи, ее истоки. Музыкальный романтизм: новая социальная роль музыканта, стремление к недостижимой свободе. Новые темы. Программность многих сочинений. Рождение новых жанров. Обновление и обогащение музыкального языка. Огромный интерес к национальной культуре.

Расцвет национальных композиторских школ.

Живопись, литература, театр, балет в первой половине XIX века. Музыкальное искусство этой эпохи: расцвет национальных композиторских школ, появление новых жанров, музыкальный театр.



Примерный музыкальный материал:

Ф.Мендельсон «Песни без слов», Концерт для скрипки с оркестром ми минор (1 часть);

Р.Вагнер «Полет валькирий» из оперы «Валькирия»

Э. Григ «Пер Гюнт»: «Утро», «В пещере горного короля»

Р.Шуман «Детские сцены»: «Горелки», «Засыпающий ребенок»

Ж. Бизе опера «Кармен» Антракт к 4 действию

Дж. Верди опера «Аида» марш 2 действие. Ф.Шуберт Серенада

Тема 7.

Ф. Шуберт( 1797- 1828)

Творческий облик композитора. Первый композитор – романтик. Органичность черт музыкального классицизма и романтизма в творчестве Шуберта. Глубокое содержание произведений Шуберта, связь с музыкальной жизнью и бытом. Интонационный строй музыки.

Песенность – основа фортепианного стиля. Ф. Шуберт – основатель жанра романтической фортепианной миниатюры (музыкальные моменты, экспромты, вальсы). Шубертиады в прошлом и настоящем. Песенный жанр в начале XIX века. Песня как главный жанр в творчестве Шуберта. Сложность и глубина содержания песен Шуберта. Многожанровость вокальных произведений. Значение песенных циклов. Влияние песенных «повестей» Шуберта на дальнейшее развитие камерно – вокальной и фортепианной музыки.

Судьба симфонических произведений Шуберта. «Неоконченная симфония» (1822), как вершина симфонизма Шуберта. История создания и исполнения, форма, особая роль деревянных духовых, унисонов струнных, оркестровых педалей.



Примерный музыкальный материал:

Ф.Шуберт «Аве Мария»

«Лесной царь»

«Форель»

«Серенада»

пьесы для фортепиано «Музыкальные моменты»,

«Экспромты»,

Вальс ми минор

Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха»: «В путь», «Моя», «Охотник», «Мельник и ручей», «Колыбельная ручья».

Вокальный цикл «Зимний путь»

баллада «Лесной царь».

Симфония №8 «Неоконченная симфония» h moll.

Тема 8.

Ф. Шопен (1810- 1849).

Творческий облик композитора. Основоположник и гений польского музыкального искусства. Композитор и пианист. Романтическое восприятие мира с богатыми творческими традициями и красочностью народной жизни в музыкальном наследии Шопена. Новаторство в области жанров. Мировое признание национального духа, мелодического богатства, фантазии, глубины и искренности чувств, выразительных и технических возможностей музыки Шопена. Вальсы, ноктюрны.

Шопен – «поэт» фортепиано. Изящество, психологическая глубина, техническое совершенство пианизма. Тяготение к малым формам. История, культура, быт, язык Польши в полонезах и мазурках Шопена.

Шопен – автор романтической прелюдии и этюда как самостоятельных, новаторски смелых, художественно завершенных пьес. Импровизационная свобода прелюдий.

Соединение глубокого содержания и подлинной виртуозности в этюдах Шопена.

Краткая история, содержание, черты музыкального языка малых форм. Основоположник польской классической музыки. Тема Родины в творчестве композитора. Шопен - пианист; новый концертный стиль его фортепианных произведений. Фортепианные произведения - основа творчества композитора. Разнообразие произведений крупной формы: одночастные - скерцо, баллады, фантазия; циклические - сонаты, концерты. Романтические черты музыки Шопена. Новая трактовка жанра (прелюдия, этюд, мазурка, полонез).



Примерный музыкальный материал:

Экспромт – фантазия фа диез минор

Ноктюрны до минор и Ми-бемоль мажор

Вальсы до-диез минор и ля минор

Прелюдия Ре-бемоль мажор

Соната №2 (3 часть)

Полонез №3

Мазурки № 5, 34, 49

«Мазурки» (Ор. 7 №1 B dur, Ор.17 №4 а moll, Ор.45 №5 F dur),

«Полонез» А dur,

«Прелюдии» (№4 e moll, №6 h moll, №7 А dur, №15 Des dur, №20 c moll),

«Ноктюрны» (Ор.48 №1 c moll, Ор.55 №1 f moll)

«Этюды» (Ор.10 №3 E dur, №12 c moll).


Каталог: tbkp
tbkp -> Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе Ключи ответов (10 класс)
tbkp -> Принята утверждена
tbkp -> Биография С. П. Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире
tbkp -> Рабочая программа учебного курса «Литература»
tbkp -> Учебный год 9 класс Максимальный балл 100 Дорогой друг! Желаем тебе успеха!
tbkp -> Основная образовательная программа начального общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области
tbkp -> Рабочая программа учебного курса по английскому языку для 5Д класса на 2013 2014 гг
tbkp -> Рабочая программа по английскому языку 11 класс
tbkp -> Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для учащихся 5 9 классов общеобразовательной школы
  1   2   3

  • «Юный музыкант» Год разработки программы 2016
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
  • II.Содержание учебного предмета Учебно-тематический план Первый год обучения. Классики западно- европейской музыки.
  • Второй год обучения. Классики русской музыки.
  • Годовые требования Первый год обучения. Классики европейской музыки Тема 1.
  • Примерный музыкальный материал
  • Тема 2. И. С. Бах.
  • Тема 3. Классицизм в музыке. Венская классическая школа
  • Тема 4. Й. Гайдн
  • Тема 4. В. Моцарт (
  • Примерный музыкальный материал.
  • Тема 5. Л. Бетховен.(1770- 1827)
  • Тема 7. Романтизм как стилистическое направление в европейской музыке. Его зарождение. Характерные черты. Жанры.
  • Тема 7. Ф. Шуберт( 1797- 1828)
  • Тема 8. Ф. Шопен (1810- 1849).