Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по математике 1- 4 класс программа по окружающему миру 1 4 класс программа по технологии 1 4 класс программа «изобразительное искусство»




страница1/28
Дата27.06.2017
Размер7.41 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28



Содержание


ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ) В 1 КЛАСС
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 - 4 КЛАСС

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 - 4 КЛАСС


ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 1- 4 КЛАСС
ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 - 4 КЛАСС
ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ 1 – 4 КЛАСС
ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО » по Кузину В.С. 1 - 4 КЛ.
ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО » по Кашековой И.Э.

1 - 4 КЛ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО зам. директора по УВР: директор:

Руководитель:_____ _______Л.Г. Корзанова ____ Н.Ю.Евтинова

«__»_________2014г. «___»_______2014г. «__»______2014г.



Рабочая программа

по русскому языку (обучение грамоте)

1 класс

Программа разработана учителями



Начальных классов Кудровой С.Н.,

Гроссман О.Г., Михайловой Н.А.,

Романовой Т.Н.

г. Торжок

2014год
1.Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ от 06.10.2009 г. №373).

Программа разработана в соответствии с новыми образовательными стандартами на основе концепции «Перспективная начальная школа», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом прочности усвоения знаний. Она является составной частью программы «Русский язык» в школах с русским языком обучения и представляет собой основу для всего последующего обучения.

Программа по обучению грамоте включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Цель курса — обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка,что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений. Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц — слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты — важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма,без которых невозможно дальнейшее полноценное их обучение.


2. Общая характеристика учебного предмета
В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развивается фонематический слух, культура звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции: геометрических фигур (квадратов, кружков) и системы специальных транскрипционных знаков, во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы (печатные или письменные), в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, то есть читать. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях.

Последовательность изучения звуков и букв в «Азбуке» и соответственно в «Тетради по письму» обусловлена позиционным (слоговым) принципом русской графики и принятыми в ней правилами обозначения твердости/мягкости согласных и передачей на письме звука [й’].

Гласные звуки (а, о, у, э, ы, и) и соответствующие буквы, обозначающие эти звуки, изучаются в первую очередь, так как они образуют слоги, на основе которых дети знакомятся с технологией чтения.

После гласных изучаются сонорные звуки, что обусловлено тем, что они противопоставлены только по признаку твердости/мягкости и не имеют пар по глухости/звонкости (а [й’] не имеет пары и по твердости/мягкости). На примере именно этой подгруппы согласных букв вводится понятие позиционного принципа графики, который гласит, что узнать значение буквы можно только по её окружению. Это можно показать с помощью изученных ранее букв гласных звуков, а именно: «а, о, у, э, ы» обозначающих твердость предшествующих согласных, а «и» — их мягкость.

Кроме этого, изучение звука [й’] в этой группе позволяет познакомить детей с двумя функциями букв «е, ё, ю, я»: 1) обозначать два звука — [й’] и гласный, 2) обозначать гласный звук и указывать при этом на мягкость предшествующего согласного.

Дети знакомятся с употреблением мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

На следующем этапе при изучении парных звонких и глухих согласных дети имеют возможность закрепить правила обозначения твердости/мягкости согласных и звука [й’] на письме на достаточно обширном словесном материале.

Затем они упражняются в звуковом анализе и чтении слов с разделительными «ь» и «ъ» и лишь потом изучают непарные по глухости/звонкости шумные согласные звуки и знакомятся с некоторыми традиционными правилами написания сочетаний шипящих и «ц»с различными гласными.

При подборе словесного материала «Азбуки» в заданной последовательности была использована компьютерная технология (программа «АБВ» Ю.А. Агаркова), что позволило создать специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами. Поэтому первоклассник в сравнительно короткий промежуток времени (при чтении лишь одной страницы текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных звуков, и, следовательно, учится перекодировать буквы в соответствующие звуки.

Помимо специально созданных текстов для чтения в «Азбуку» включены произведения других жанров: стихи, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, дразнилки, приговорки, считалки, то есть то, что отвечает возрастным потребностям шестилетнего ребенка и способствует формированию у него познавательного интереса.

Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения шестилетних детей на уроках грамоты достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приемов: а) наращивания и б) реконструирования слов. Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Например:ша — груша — грушка — грушевый (сок); бы — был — были — были_на — былинный; пе — пей — репей — репейник. Это не только существенно обогащает лексический материал «Азбуки», но, главное,создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося техники осознанного чтения. Чтение слов в таких цепочках реализуется сразу на двух уровнях: а) слоговом нараспев и б) орфоэпическом, то есть с учетом ударения. В этом заключается технология овладения первоначальным чтением.

Также используется прием реконструирования слов, что позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места лишь одного звука в слове приводит к полному изменению его значения, например: ива — нива, сон — слон, батон — бутон, зайка —лайка, игра — игла.

Особой задачей для шестилетних учащихся является усвоение форм печатных и письменных буквенных знаков. В связи с этим на основе структурно-системного подхода к совокупностям печатных и письменных букв были разработаны элементы-шаблоны для их конструирования. Ребёнок имеет возможность на уровне практического действия — руками — самостоятельно воссоздать форму изучаемой буквы.

Параллельно с обучением чтению в 1 классе дети должны овладеть и письмом. Природа письма в отличие от чтения характеризуется не только слухоартикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматизированности становится графическим навыком.

Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой — как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых,о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении звуковой и графической форм слов.

Период обучения письму, так же как и чтению, состоит из трех этапов:

1) п о д г о т о в и т е л ь н о г о,

2) о с н о в н о г о (звукобуквенного),

3) з а к л ю ч и т е л ь н о г о.

На подготовительном этапе (Тетрадь по письму № 1) первоклассники знакомятся с девятью структурными единицами, или элементами графической системы письменных букв русского алфавита. Элементы даны в виде линий и полосок, идентичных по форме этим линиям, то есть шаблонов для конструирования письменных букв. Дети узнают названия элементов-линий и элементов-шаблонов, обращают внимание на их размер (целый, половинный, четвертной) и учатся писать элементы-линии по алгоритму на соответствующей разлиновке тетради при соблюдении правил посадки и пользования письменными принадлежностями.

На основном этапе обучения первоначальному письму, который соответствует также основному (звукобуквенному) этапу обучения чтению по «Азбуке» (Тетради по письму № 1, № 2, № 3), первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.

На заключительном этапе (в процессе обучению русскому языку)проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка, так как именно на этой основе в последующих 2–4классах начальной школы у учащихся вырабатывается полноценный графический навык.


3. Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений отводит 207 часов в 1 классе для обязательного изучения курса «Обучение грамоте» на базовом уровне из расчета 9 учебных часов в неделю.

Содержательное и методическое обеспечение курса (учебники и пособия издательства «Академкнига / Учебник»)

Обучение грамоте обеспечивается учебниками:

ААгаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука: Учебник. 1 класс. Под ред. М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига / Учебник,2010.

ААгаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука: Тетради по письму № 1, № 2 и № 3. – М.: Академкнига / Учебник,20014.

ААгаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука: Методическое пособие. 1 класс. – М.: Академкнига / Учебник,2014.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Обучение грамоте — важная составная часть курса русского языка на начальной ступени образования. В первом классе ребенок овладевает действиями первоначального чтения и письма, которые по мере автоматизированности позволяют ему учиться в течение всей последующей жизни. От совершенства интеллектуальных навыков чтения и письма зависит не только успех продвижения школьника в учебной деятельности, но и его психическое развитие.

В основе обучения грамоте и формирования важнейших человеческих навыков чтения и письма — усвоение первоклассниками графического действия, состоящего из следующих речеязыковых операций:

1) анализ произносимого учеником слова, то есть выделение в нем звуков и установление их последовательности;

2) различение звуков по их дифференциальным признакам (артикуляционным и акустическим);

3) знакомство со смыслоразличительной функцией звуков в процессе сравнения звуковой формы слов (угол — уголь, бочка — почка) с их значением;

4) формирование в памяти учащихся четко дифференцированных образов буквенных знаков (печатных и письменных);

5) овладение технологией начертания письменных букв и их соединений;

6) перекодирование звуковой формы слова сначала в условно-графическую с помощью геометрических фигур: квадратов и кружков, а затем — в собственно графическую, то есть буквенную, с использованием печатных и письменных букв;

7) обратное перекодирование (в процессе чтения) графической формы слов (печатной или письменной) в звуковую и понимание значения воспроизведенного звукового комплекса: слова, сочетания слов, предложения.

Период обучения грамоте понимается не только как время формирования важных интеллектуальных и речевых навыков чтения и письма, но и как важный этап подготовки первоклассников к систематическому обучению русскому языку. В процессе овладения грамотой первоклассники упражняются в выполнении (на конкретно-действенном уровне) мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, систематизация и др.), которые по мере овладения ими становятся приемами учебной деятельности учащихся и используются ими на любом уроке и в любой области знания. Следовательно, младшие школьники не просто учатся, они учатся учиться.

Письмо в сравнении с другими видами речевой деятельности (чтением, говорением, слушанием) имеет более сложную психофизиологическую природу. Это обусловлено рукодвигательным компонентом, а именно возрастными особенностями тонко-координированных движений пишущей руки (правой или левой) у шестилетних первоклассников.

Стержнем обучения грамоте (первоначальному чтению и первоначальному письму) является современный аналитико-синтетический метод, который интерпретируется в данной методической системе как принцип. Это подтверждается, во-первых, теорией русского языка, во-вторых, психолого-лингвистическими основами усвоения его начинающими учащимися и, в-третьих, длительностью (со времен К.Д. Ушинского; XIX век) существования его в отечественной методической науке. В практике современной начальной школы этот принцип реализуется с помощью следующих методических приемов:

а) акцентированное последовательное воспроизведение звуков-фонем в слове, произносимом или воспринимаемом на слух;

б) произнесение выделенных звуков в чистом виде;

в) характеристика их дифференциальных признаков;

г) формирование или актуализация в памяти графических образов букв (печатных и письменных), соответствующих выделенным звукам-фонемам;

д) перекодирование буквенной формы слова в звуковую (при чтении) и наоборот — звуковой в буквенную (при «печатании», письме по памяти или под диктовку); а также е) сам процесс воссоздания буквенной (письменной) формы слова с помощью определенных движений руки и в определенной последовательности (по алгоритмам).

Основу учебной деятельности на уроках чтения и письма составляют практические и игровые действия, в процессе выполнения которых у учащихся формируются более или менее адекватные образные представления об основных лингвистических структурных единицах, что является важным и необходимым фундаментом для овладения ими в дальнейшем родным языком и связной устной и письменной речью.


5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности на уроках обучения грамоте:

самоопределение (ориентация младшего школьника на определение известных и неизвестных моделей языковых единиц);

смыслообразование, т. Е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.(обсуждение проблем любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей.



Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации:

Работа с текстом и иллюстрациями (перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск нужных слов).

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных):

Сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;

Анализ парных звонких – глухих звуков и моделей слов с этими звуками с целью обнаружения существенных признаков: преобладание шума и чередование звонких – глухих;

Обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука Й в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ.

Обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков;

Выяснение общих черт непарных согласных.

— подведение под понятие:

Формирование понятия «звук» через анализ моделей;

Поэтапное формирование понятия «парный звонкий – глухой согласный» через систему сопоставлений;

Формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне;

формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково – символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах – моделях слов.

— установление причинно-следственных связей:

между разным звучанием мягкого – твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;

между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных;

между обнаружением связи в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.



6.Ожидаемые результаты формирования УУД

В области общих учебных действий обучающиеся научатся:

- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;

- первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;

- работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.



В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

- работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполняемую соседом;

- выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.



В области контроля и самоконтроля учебных действий

обучающиеся научатся:

- понимать что необходимо выполнение работы над ошибками;

- выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.


Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

Понимать структуру родной речи, иметь образные представления, о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;

Отличать графические системы печатных и письменных букв русского алфавита;

Определять форму каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;

иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.

читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);

озаглавливать прослушанный текст;

связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно:

1) при списывании с печатного или письменного текста,

2) письме по памяти или

3) под диктовку учителя;

ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.



Учащиеся получат возможность научиться:

выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;

анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;

применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;



применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости/мягкости согласных и передачи на письме звука [й’].
6.Содержание программы учебного предмета (207 часов)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (22 ч)

Чтение (10 ч)

Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки.

Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и,во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели.

Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

Первичное представление о словах как структурных единицах языка.

Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв.



2. Письмо (12 ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.

Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.

Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.

Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.
Требования подготовки учащихся по курсу «Азбука» к концу подготовительного периода:

Учащиеся должны знать/ понимать:

на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы — элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Уметь:

составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.
ОСНОВНОЙ ЗВУКОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (168 ч)

Чтение (80 ч)

Гласные звуки

Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.

Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем — знака транскрипции.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи.

Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Согласные сонорные звуки (непарные по глухости/звонкости и парные по твердости/мягкости)

Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й] как ртосмыкатели.

Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

Противопоставление сонорных-согласных звуков по твердости-мягкости; обозначение их твердости/мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом Y’) фиксируются мягкие, другим (без апострофа Y) — твердые звонкие звуки.

Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил — ныл. Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).

Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.

Звук [й’] в начале слова и между гласными.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь»

«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» — обозначать два звука [й’а],[й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’ан] — баян, [р’исуй’у] — рисую).

Обозначение мягкости согласных в слоге слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е» ([но]- но; [н’о]- нё; [ру]- ру; [р’у]-рю; [ла]- ла; [л’а]- ля;[мэ]- мэ; [м’э]- ме).

Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь.

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.

Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, юЮ, е Е, ь.


Парные звонкие и глухие согласные звуки

Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-[с’],[г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков [д-т, д’-т’, з-с, з’-с’, г-к, г’-к’, в-ф, в’-ф’, б-п, б’-п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Например: Дима — Тима, Даня — Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.

Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв: д Д, т Т,з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш.

Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар — шар, Луша — лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш].

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.



Звук [й’] после разделительных мягкого «ь»и твердого «ъ» знаков

Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е,ё, ю, я).

Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование её в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически.

Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм.



Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц]

Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, то есть чихание, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, почта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.

Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв: х Х, ч Ч, щ Щ, ц Ц.
2. Письмо (88 ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.

Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.

Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.

Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых — строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.

Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов, трех видов соединений этих букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.

Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.

Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.

Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.
Требования подготовки учащихся по курсу «Азбука» к концу основного звукобуквенного периода:

Учащиеся должны знать/ понимать что:

звуки русского языка делятся на гласные — ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные —ртосмыкатели, образующиеся с наличием преграды; согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные — на ударные и безударные;

слово представляет собой единство звучания и значения;

звучащее слово делится на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами — тоже условными значками;

основные слова называют предметы, их признаки, действия, неосновные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в предложении; графические символы их обозначения;

устное высказывание членится на предложение и текст, эти единицы языка можно также изобразить графически;

элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв;

форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении;

формы всех письменных букв состоят из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении.


Уметь:

акцентировано произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;

при анализе использовать практические приемы определения звонкости/глухости согласных звуков и ударного слога в слове;

делить слово на слоги, выделять и фиксировать из них ударный;

читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;

читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;

перекодировать звуковую форму слов из условно графической в буквенную и наоборот;

анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов;

правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;

при письме под счёт чередовать напряжения мышц руки с расслаблением;

записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте;

выполнять узоры-бордюры и росчерки.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (34 ч)

Чтение (10 ч)

Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.

Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все начиналось, б) главная часть: что произошло с героями, в) заключение: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.



2. Письмо (24 ч)

Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования).

Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.



Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Азбука» к концу заключительного периода обучения грамоте:

Учащиеся должны знать/ понимать:

структуру родной речи, иметь образные представления, о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;

графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;

форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;

иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.

Уметь:

читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);

озаглавливать прослушанный текст;

связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;



ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.
7.Тематическое планирование. 1 класс.


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Обучение грамоте (207 ч)

Складываются из 115 часов предмета «Русский язык» и 92 часов предмета «Литературное чтение».

Фонетика

Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значе­ния. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак—рак) Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качест­венные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Согласные звонкие и глухие. Слог как минимальная произносительная единица. Ударение


Первоначальное представление о слове как единстве значения и звучания. Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Инто­национное выделение звука на фоне слова. Звуковой анализ слова с выделением, называнием, фиксацией фишкой каждого звука в слове. Число и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак—рак) Особенность гласных звуков. Особенность сог­ласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная функция твердых и мяг­ких согласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков. Моделирование звукового состава слова с отражением в модели качественной характеристики звука (гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные). Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударение. Способы его выделения. Слого-ударные схемы.


Воспроизводить заданный учителем образец интонационного вы­деления звука в слове. Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении (н—м, р—л, с—ш и др.). Находить в стихотворении слова с заданным звуком. Моделировать звуковой состав слова (в том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки»). Соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной за­писи. Соотносить прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы


Графика

Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизве­дение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции. Обозначение буквами звука [й*] в разных позициях.

Русский алфавит.



Гигиенические требования при письме. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правиль­ного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три—пять слов со звуками в сильной пози­ции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.


Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость предшествующего согласного. Функции букв е, ё, ю, я (йоти­рованные). Буквы, обозначающие согласные звуки. Овладение спосо­бом чтения прямого слога. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Разные способы обозначения буквами звука [й*]. Функция букв ь и ь. Русский алфавит. Отработка техники чтения. Работа над осознанностью чтения. Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв. Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы. Письмо букв, буквосо­четаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Алгоритм списывания с печатного и пись­менного шрифта. Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых совпадает. Гласные после шипящих (жи—ши, ча-ща, чу-щу)


Анализировать поэлементный состав букв. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов Сравнивать собственные буквы с
предложенным образцом.
Соотносить слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.
Контролировать собственные

действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.



Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трех-пяти слов со звуками в сильной позиции. Выписывать из текста слова с бук­восочетаниями жи-ши, ча-ща, чу—щу. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы


Слово и предложение

Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).


Слово как объект изучения, материал для анализа. Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова называющие признаки. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдение над значением слов. Понимание значения слова в контексте. Включение слов в предложение. Наблюдение над родственными словами (без введения терминологии).

Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Коррекция предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки. Заглавная буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в именах собственных.



Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.

Моделировать предложение (игра «Живые слова»). Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.

Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой.













Каталог: DswMedia
DswMedia -> Конкурс «Использование новых информационных и коммуникационных технологий»
DswMedia -> Страничка биографии
DswMedia -> "Фантастический и реальный мир сказок. Х. К. Андерсен "Снежная королева". 5-й класс
DswMedia -> Предмет: Литература, 10 класс. Место занятия в структуре образовательного процесса : урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану : Этапы биографии А. А. Фета. Основные мотивы лирики Фета. Номер урока по теме : 1
DswMedia -> Тема урока : «А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве» класс: 8 (ОО)
DswMedia -> Рабочая программа учебного предмета «Литература»
DswMedia -> Роль деталей в создании художественного образа в стихотворениях А. А. Ахматовой «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить»
DswMedia -> Наименование издания
DswMedia -> «Незабываемый мир детства в произведениях литературы девятнадцатого столетия»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

  • 2. Общая характеристика учебного предмета
  • 3. Место предмета в учебном плане
  • ААгаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
  • 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные действия
  • Метапредметные результаты: Познавательные универсальные действия
  • 6.Ожидаемые результаты формирования УУД В области общих учебных действий обучающиеся научатся
  • В области коммуникативных учебных действий
  • В области контроля и самоконтроля учебных действий
  • Предметные результаты: Учащиеся научатся
  • Учащиеся получат возможность научиться: выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк , чн , чт
  • 6.Содержание программы учебного предмета (207 часов) ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (22 ч ) Чтение (10 ч)
  • Требования подготовки учащихся по курсу «Азбука» к концу подготовительного периода: Учащиеся должны знать/ понимать
  • Чтение (80 ч) Гласные звуки
  • Согласные сонорные звуки (непарные по глухости/звонкости и парные по твердости/мягкости)
  • Звук [й’] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь»
  • Парные звонкие и глухие согласные звуки
  • Звук [й’] после разделительных мягкого «ь»и твердого «ъ» знаков
  • Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц]
  • Требования подготовки учащихся по курсу «Азбука» к концу основного звукобуквенного периода: Учащиеся должны знать/ понимать что
  • Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Азбука» к концу заключительного периода обучения грамоте: Учащиеся должны знать/ понимать
  • 7.Тематическое планирование. 1 класс.
  • Обучение грамоте (207 ч)
  • (жи-ши, ча-ща, чу-щу).
  • (жи—ши, ча-ща , чу-щу)