Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа «Основы духовной культуры»




Скачать 482.5 Kb.
страница1/3
Дата23.06.2017
Размер482.5 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
С сайта: http://www.volgadmin.ru/istoki/progr.htm

Г.В. Бокадоров

Программа «Основы духовной культуры»

Волгоград, 2002

Лестница духовного восхождения

Схема программы «Основы духовной (православной) культуры»
для учреждений дополнительного и начального образования Российской Федерации

I. Основание написания и изучения данного курса: детская пытливость, любознательность ума, чистота помыслов, желание узнать себя, окружающий мир, тайны мироздания плюс любовь педагога к детям, к миру, к Родине, ее истокам, традициям, истории, честность, трудолюбие, эрудиция, грамотность, высокая нравственность и ответственность.

II. Цели и задачи всего курса:


  • приобщение к общечеловеческим ценностям культуры как материализации Божьего Духа в человеческом обществе;

  • воспитание ответственного, любящего и хорошо знающего родную культуру, родной язык гражданина Отечества;

  • пробуждение и воспитание в каждом ребенке совести, развития добрых чувств, качеств, действий по отношению к себе, ближним, к Отечеству, к планете Земля, ко Вселенной;

  • подготовка для обновленной России культурных, духовно-нравственных граждан Отечества, способных самостоятельно осваивать духовные ценности культуры через познание истории.

Цели и задачи I года обучения:

  • знакомство с духовно-нравственными, общечеловеческими культурными ценностями Священной Истории как источника познания жизни, добра, света, любви, ценности жизни, бесконечности Вселенной и Вечности, бессмертия, природы, ее творца и человека.

Ключевые понятия:

Ветхий Завет

Новый Завет

Обретение любви к Богу, к миру, человечеству, к истории

Ожидаемый результат:

Осознание, духовно-сердечное ощущение себя в мире через познание азов Библейской истории в самых общих чертах, формирование у каждого ребенка жажды познания Божьей Истины, Евангелия, стремление к Свету, Истине, Добру, Любви, Вечности.



Цели и задачи II года обучения:

  • познание устройства своего духовного организма – духа и души;

  • осознание цели и смысла жизни Вселенной, Земли, каждого человека;

  • познание основных нравственных категорий таких, как Любовь, Добро, Зло и их природы, проявление и освоение их на практике

Ключевые понятия:

Жизнь


Любовь

Добро


Зло

Обретение себя

Ожидаемый результат:

Первые шаги к обретению самого себя через познание механизма жизни, его основных нравственных категорий, их сущности, и познание своего собственного духовного, душевного механизма, организма.



Цели и задачи III года обучения:

  • приобщение, «паломничество» к истокам, святыням любимой, великой Родины;

  • познание своей малой Родины, ее ценностей и ценностей малой ячейки общества – семьи как основы государства и мира.

Ключевые понятия:

История Родины

Святыни Родины

Малая Родина

Семья

Обретение любви к Родине, к святым, к семье

Ожидаемый результат:

Любовь к Родине, природе; уважение к святыням; трепетное отношение к малой Родине, ценностям семьи, рода; к отечественным и семейным традициям, обычаям; стремление принести пользу Отечеству, народу, семье, школе, людям.



Цели и задачи IV года обучения:

  • введение во Храмы религий, искусства, общества, слова и приобщение к радости Праздников духа и тела; введение в «роскошь человеческого общения» в радость жизни на земле к обретению радости вечной жизни.

Ключевые понятия:

Церковь – основа общества,

Этика взаимных отношений

Искусство и мы

Праздники

Обретение духовной культуры, радости жизни, гармонии, красоты

Ожидаемый результат:

Желание стать членом Вселенской Церкви, Церкви своего народа, государства, Родины, предков, первые шаги к ним; ощутить радость человеческого общения через любовь к Богу, к ближним и «дальним»; сделать первые шаги в храм настоящего, высокого искусства, искусства красоты и гармонии; через познание сути праздников обрести вечную радость души и духа, чтобы каждый день был праздником, праздником земли и неба.



Цели и задачи среднего и старшего звена обучения и просвещения:

  • на основе полученных знаний, умений, навыков развивать душевный, духовный, нравственный механизм (потенциал) и организм, используя фундамент священной истории и ее законов как вечной ценности для всех времен и народностей; формировать гармонически развитую личность, патриота своего Отечества, своего народа, человечества и Вселенной, приобщая к радости жизни.

Обретение, воскрешение Святой Руси и ее святого народа, радости жизни на земле; обретение вечной жизни, бессмертия.

Ожидаемый результат

Открытие Солнца Правды; светлого будущего; Истины, Любви, Веры, Надежды и непреходящей радости жизни; победа над злом и смертью.



Основы православной культуры

Экспериментальная программа
учебно-воспитательного курса для учебных заведений
в системе дополнительного образования


Пояснительная записка

При деморализации и дегуманизации общества, которые мы наблюдаем сегодня, чрезвычайно актуальна проблема духовно-нравственного воспитания детей.

Назрела необходимость в целостной системе духовного воспитания учащихся, с помощью которой ученик мог бы постичь важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении.

Сегодня особенно нужна активная работа разума и души ребенка, чтобы процесс освоения духовности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и долговременным.

Основы православной культуры – гуманистическая система воспитания. Она вбирает в себя благотворные источники этического знания о человеке, которые мы черпаем в духовном потенциале Библии, религиозных учений, духовной литературы, на протяжении тысячелетий игравших существенную роль в усвоении народом общечеловеческих ценностей; в народной педагогике, вобравшей в себя духовной созерцание народных традиций, праздников, фольклорного наследия; в духовном богатстве произведений искусства, в которых художники воплотили свое представление о должном, об идеале.

Лейтмотивом программы выступает отношение к миру: школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить этот мир и выстроить свою жизнь в согласии с этим миром.

Основой программы является созидание, а не разрушение, где вместо борьбы с недостатками формируются достоинства, которые вытесняют недостатки.

Достойную жизнь человека определяют ключевые ценности:



  • Природа, Космос, вселенная – как дом человечества;

  • человек как феномен мира;

  • жизнь общества, гражданственность, патриотизм, героизм;

  • образ жизни, достойный человека и понятия добра, зла, любви, совести, истины, красоты;

  • духовный, внутренний мир «Я».

Таким образом, воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении.

Профессиональная работа по программе требует определенной профессиональной образованности и обученности педагога, отбора материала и средств воздействия, воспитания, выработки знаний, умений и навыков в реальной жизни на ее высоком уровне культуры.

«Суть культуры – говорит И. Кант - в общественной ценности человека». Понятие «ценность» является ключевым звеном в освоении мира, своего рода эталоном должного.

Существуют различные виды духовных ценностей:



  • аксиологический – обращение личности к высшим духовным ценностям;

  • гносеологический – включение личности в процесс познания высших ценностей;

  • когнитивный – познание личностью через призму высших ценностей самой себя, своих возможностей;

  • ориентационный – выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношения к окружающему миру, людям, самому себе;

  • результативный – механизм становления структуры человеческого Я.

Ценностные ориентации определяют процесс духовно-нравственного развития личности. Усвоение молодым человеком общечеловеческих норм нравственности – важный этап формирования моральной культуры личности.

Методика духовно-нравственных занятий с учащимися

Методика духовных занятий с детьми ориентирована на возрастные особенности учащихся.

В работе с младшими школьниками акцент делается на желание быть хорошим, свойственное детям данного возраста. В процессе занятий важно ориентироваться на характерное для младшего школьника внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих.

Эффективна и организация опосредованных высказываний о себе и своих проблемах через введенных в урок нарисованных человечков, через продолженные предложения.

Продуктивна и созданная ситуация нравственного выбора в процессе игры, анализа ситуаций, решения педагогических задач. Можно использовать серию рисунков, отражающих атмосферу в классе, в семье, символические знаки, выражающие самооценку.

Одним из главных компонентов системы воспитания духовной культуры школьников является повседневная методика «этической зарядки».

«Этическая зарядка» – это эмоциональный импульс доброжелательного отношения к данному уроку, ко всей программе, к изучаемому материалу, к учителю, друг к другу. Это своего рода настрой «духовного организма» на определенную волну восприятия и реакции. Это настрой своего духовного инструмента для хорошего исполнения художественного творческого урока мастером-учителем. Без этой «зарядки», без этого настроя никакой учитель любой категории не сможет сыграть даже хорошей отличной «партитуры» заранее сочиненного плана и хода урока.

«Этическая зарядка» – это своеобразная психологическая установка, ориентирующая школьников на доброжелательность, уважение к уроку, друг к другу, к учителю, к своей школе, к родителям, ко всему доброму, светлому.

Другим компонентом данной системы духовно-нравственного воспитания должна быть внеурочная домашняя деятельность с этической направленностью, логически включенная в учебно-воспитательный процесс школы. Главное здесь - организация разностороннего общения детей с родителями, со своими родственниками дома, в свободное от школьных занятий время. Это и совместное чтение стихов, духовной литературы, анализ художественных изобразительных произведений, икон, исполнение рисунков, схем, «карт», «древ», как например, «родословное древо», «древо жизни», «древо государства» и др.

Внутри такой деятельности заложена возможность познания самого себя, другого человека, своих родителей, родственников, своей Родины, устройства мироздания. Здесь вырабатываются способности и умения сравнивать, анализировать, обобщать поступки других и собственные, видеть их духовно-нравственное содержание, оценивать его и внедрять в повседневную жизнь – учить этими знаниями и ценностями.

Чем ярче и композиционно разнообразнее построена данная деятельность, тем больше влияние на эмоциональную сторону личности, эффективнее результат.

Принципы реализации системного подхода к воспитанию основ духовной культуры школьников

Процесс реализации системного подхода в педагогической практике позволяет вычленить, систематизировать и усовершенствовать наиболее эффективные методические формы и приемы воспитательного воздействия, используемые как на уроках, так и во внеурочное время.

Анализ опыта творчески работающих педагогов дает возможность сформулировать следующие принципы обеспечения эффективной деятельности по воспитанию духовной культуры школьников:


  • Обеспечение субъективной позиции ребенка.

  • Развитие, становление духовной культуры предполагает желание детей к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию. Необходимо на уроках создавать педагогические ситуации, условия для принятия самостоятельного решения, поступка, нравственного выбора, нравственной оценки, самооценки. Поэтому на уроках по духовно-нравственному воспитанию должны преобладать методики, акцентирующие стремление ребенка самостоятельно действовать, решать задачи, выбирать. Учителю отводится роль опосредствующего звена, его задача своевременно и грамотно помочь ученику выстроить пути собственного духовно-нравственного развития, поощрить, ободрить, поддержать его устремления, создать ситуацию успеха.

  • Осознание школьниками ценности человеческой личности, самооценки как основы духовно-нравственного развития.

  • Духовная культура сориентирована на восприятие индивидом каждого человека как носителя «внутреннего нравственного закона». Это должно определять ценностные ориентации школьников, значимость нравственных критериев, незыблемость нравственных принципов.

  • Обеспечение этической, духовной рефлексии учащихся.

Каждое занятие должно быть построено с позиций взаимосвязи:

  • знания,

  • чувства,

  • поведение.

Переживание детьми конструируемых педагогом ситуаций, коллизий, игровых приемов.

Логика курса

Логика данного кура заключается в повышении духовного и нравственного облика школьников, чтоб они смогли стать зрелыми личностями, верными супругами, любящими родителями и ответственными гражданами. Изучая этот курс, школьники смогут понять, что же такое нравственность, духовность. Хотелось бы, чтобы дети выработали в себе такие нравственные качества, как честность, чистота, праведность, бескорыстие, ответственность, самоконтроль, независимость, целостность, а также приобщились к важнейшим этическим ценностям – любви, уважению, послушанию, терпимости, верности, состраданию, вежливости.

В процессе прохождения этого курса дети могут осознать уникальность их личности и их внутренней жизни, понять, что значит быть человеком, по-настоящему научиться любить и ценить жизнь.

Рекомендации учителям

1. Целью занятий не может являться механическое заучивание заданного урока, обсуждение и чуткое отношение к каждому ученику является основным методом.

2. Возникновение дискуссий и неприятие определенных идей не является признаком педагогической неудачи. Должна быть свобода выбора наиболее оптимальных решений сложной нравственной проблемы.

3. Преподавание материала не должно стать методом принуждения учеников, необходимы раздумья и осмысление проблем.

4. Должны быть хорошие, сердечные отношения между учителем, учеником и их родителями.

5. Учителям, преподающим духовность, нравственность, надо ответить себе на вопросы: «Преподаю ли я доктрины или размышляю, советуюсь, делюсь опытом, сомневаюсь, ищу? Сухо ли излагаю материал? Насколько близко к жизни моих учеников то, о чем я говорю с ними? Как я отношусь к тому, что преподаю? Что меня больше всего беспокоит?»

6. Ключевая роль принадлежит личности учителя, его моральному облику,

7. мировоззрению. Учитель духовности не может быть, не имеет права быть безнравственным во всей своей жизни.



Основные правила на уроках духовности

1. Настроить себя на урок до начала урока.

2. Быть опрятным.

3. Содержать в порядке класс, личные вещи, рабочее место.

4. Соблюдать тишину.

5. Работать сообща.

6. Слушать друг друга (не перебивать, не кричать).

7. Не «якать», не тянуть руку.

8. Не ябедничать, не делать замечаний друг другу.

9. Помогать друг другу, выручать, но не подсказывать и не выкрикивать.

10. Не отвлекать друг друга.

11. Создать в классе такую атмосферу, чтобы все могли честно и откровенно высказать свои мысли по теме урока, не боясь насмешек.

12. Быть раскованным, но не наглым и бессовестным.

Оценивание

1. Оценки за усвоение нравственно-этических, духовных знаний должны быть только положительными.

2. Идеальным решением самих учащихся было бы изучение курса самоусовершенствования, удовольствия, радости успеха, без формального оценивания.

3. Возможно самооценивание или устная оценка класса, группы.



Методы обучения

1. Ролевые игры.

2. Классный круг.

3. Ведение творческого дневника (2-3-4 класс).

Запись своих размышлений, вопросов, общения с собой, рисунки, сбор репродукций, открыток, марок, письма родным, друзьям, учителю.

4. Дневники личные, сокровенные. Доступ к ним возможен самым близким людям – родителям, родственникам, учителю.

5. Дискуссии, поощрение нравственных размышлений учеников.

6. Рассматривание нравственных духовных проблем из реальной жизни учеников.

7. Рассказы учителя из личной жизни.

8. Создать исповедальную атмосферу между учеником и учителем. Учитель должен стать «духовником учеников.



Групповое обучение

1. Взаимопомощь.

2. Дружеские отношения.

3. Забота друг о друге, товарищество.

4. Терпимость к «слабачкам»

5. Достижение общей цели.

6. Помощь отстающим, робким.

Правила группового объединения:

1. Объединяться тихо и быстро.

2. Взять сразу необходимое для работы.

3. Говорить тихо, не мешать другим.

4. Ждать указания учителя.

5. Слушать друг друга.

6. Обсуждать только задание, не отвлекаться от темы.

7. Твердо помнить задание.



Обобщающие рекомендации учителю нравственности и духовности

1. Быть для учеников заботливым воспитателем, служить для них примером, любить детей и уважать каждого из них.

2. Превратить класс в дружный коллектив, раскрыть особенности каждого, дать возможность раскрыться, почувствовать себя человеком, личностью.

3. Создать в классе демократическую атмосферу, самостоятельность и ответственность всех и каждого.

4. Утвердить нравственную, духовную дисциплину в классе. Отработать правила поведения на уроке.

5. Наладить систему нравственного, духовного воспитания по всей школьной программе на всех уроках.

6. Выработать общие правила и их неукоснительное соблюдение. Контроль.

7. Воспитать в школьниках уважение к учебе, как к первому труду.

8. Учить сопереживать друг другу, проблемам в семье, в стране, в мире.

9. Учить детей умению разрешать конфликты, достойно выходить из конфликтных ситуаций.

10. Научить школьников заботиться друг о друге всегда и везде.

11. Создать в школе хороший нравственный духовный климат.

12. Привлекать родителей, ветеранов, героев, современных передовых людей, людей духовной сферы к помощи в нравственном и духовном воспитании детей – будущего нашей Родины.

Программа «Основы духовной культуры»

Учебно-тематический план
I год обучения




Раздел. Тема.

Количество часов

Теория

Практика

I.

Введение. Священная история Ветхий Завет.

9

9

 

II.

Наша эра. Новый Завет.

5

5

 

III.

Иисус Христос и его добрые чудеса.

4

4

 

IV.

Притчи Иисуса Христа.

6

6

 

V.

Дар вечной жизни. Искупление. Спасение.

11

11

 

 

Всего

36

36

 

Программное содержание
I год обучения


Тема 1. Священная история. Ветхий Завет.

Духовная основа невидимого и видимого мира. Его Создатель и созидание.

Происхождение и природа Ангелов.

Результат падения, мятежа ангелов.

Сущность добрых и злых ангелов.

Назначение добрых и злых ангелов. Их дела.

Созидание материального мира.

Шестоднев. День покоя.

Происхождение человека. Две теории – эволюционная и библейская.

Физическая, психическая и нравственная конституция человека.

Происхождение духа и души человека.

Грехопадение. Последствие греха.

Первые преступления человека. Каин и Авель. Потоп. Вавилонское столпотворение. Содом и Гоморра.

Богоизбранный народ. Авраам и Сара. Авраам и Исаак.

Пророк Моисей и его подвиги во имя спасения своего народа.

Царь Давид, его сила, мудрость правителя и псалмопевца.

Ожидание Мессии, пророчество, Его предтечи.

Тема 2. Наша эра. Новый Завет.

Жизнь и пророчества Иоанна Предтечи.

Рождение Девы Марии, ее детство и школа благочестия, послушания, кротости и смирения, трудолюбия и нестяжания.

Благая весть Архангела Гавриила. Наш Ангел-Хранитель.

Рождество Иисуса Христа. Первые чудеса, связанные с именем Иисуса Христа в Вифлееме.

Детство, отрочество, возмужание Иисуса Христа в Назарете.

Крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Чудеса крещения.

Испытания, искушения и закалка Иисуса Христа в пустыне. Первое поражение дьявола от Иисуса Христа.

Победное шествие Иисуса Христа со своими учениками среди врагов и друзей.

Характер Христа: святость, любовь, смирение, кротость, душевное равновесие, молитвенность, послушание отцу, жертвенность, трудолюбие, милосердие, сострадание, героизм, патриотизм.

Чудеса Иисуса Христа.

Притчи Иисуса Христа.

Величие и сила последних дней жизни Иисуса Христа.

Предательство и подлость Иуды, Ирода, Понтия Пилата, первосвященников, части народа.

Мужество, героизм, милосердие, выносливость и стойкость духа в последние минуты, секунды жизни Иисуса Христа.

Чудеса в минуты кончины Иисуса Христа. Муки и страдания Девы Марии.

Сошествие в ад. Спасение праведников и очередная победа над дьяволом.

Великая победа Жизни над смертью – великое чудо Воскресения распятого, умершего Иисуса Христа.

Явления на земле живого Иисуса Христа многим своим ученикам.

Телесное вознесение Иисуса Христа на Небо, в Царствие Своего Отца.

Подвиги учеников Иисуса Христа после Его Вознесения.

Сошествие на землю Духа Святого и Его значение в созидании Христианской церкви.

О втором пришествии Иисуса Христа как Царя Вселенной и о Праведном суде.

Литература для педагогов и родителей

1. Толковая Библия в 3-х томах. Второе издание «Институт перевода Библии» Стокгольм, 1987 г.

2. Библейская энциклопедия. Репринтное издание. М.: Терра, 1990 г.

3. Православно-догматическое богословие в 2-х томах. репринтное издание. М. Свято-Троицкий Ново-Голутвин моанстырь. 1993 г.

4. Конспект лекций по догматическому богословию. Учебное пособие для детей школьного возраста. Россия, 1993 г.

5. Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский «О святой православной вере» (для школьников). С.- Петербург АО «Санкт- Петербургская типография № 6» 1995 г.

6. Генри Кларенс Тиссен «Лекции по систематическому богословию». Изд. «Логос» Санкт-Петербург, 1994 г.

7. «Закон Божий». Для семьи и школы. Издание четвертое. Репринтное. М. 1990 г.



Литература для детей

1. Детская Библия (любое издание).

2. Закон Божий (начальные сведения для младшего возраста) Л., 1990 г.

3. Уроки по Закону Божию (для младшего возраста) Изд. «Благо» М., 1994 г.

4. За что мы любим Бога (Евангелие для маленьких детей). Изд. «Воскресение», М., 1990 г.

5. Дерево доброе (учебное пособие для начальных классов) Москва, 1997 г.

6. Христос в сердце детей (хрестоматия для детей с рисунками) М., «Фарог», 1995 г.

7. Прекрасный Божий мир (для детей 9-12 лет), М., 1996 г.



Программа «Основы духовной культуры»

Учебно-тематический план
II год обучения


 №

Раздел. Тема.

Количество часов

Теория

Практика

  I.

Жизнь.

8

4

4

  II.

Любовь.

9

5

4

  III.

Добро.

7

4

3

  IV.

Зло.

12

8

4

 

Всего

36

21

15

Программное содержание
II год обучения



  1   2   3

  • Схема программы «Основы духовной (православной) культуры» для учреждений дополнительного и начального образования Российской Федерации
  • Цели и задачи всего курса
  • Цели и задачи I года обучения
  • Ключевые понятия
  • Цели и задачи II года обучения
  • Цели и задачи III года обучения
  • Цели и задачи IV года обучения
  • Цели и задачи среднего и старшего звена обучения и просвещения
  • Основы православной культуры Экспериментальная программа учебно-воспитательного курса для учебных заведений в системе дополнительного образования
  • Методика духовно-нравственных занятий с учащимися
  • Принципы реализации системного подхода к воспитанию основ духовной культуры школьников
  • Основные правила на уроках духовности
  • Обобщающие рекомендации учителю нравственности и духовности
  • Программа «Основы духовной культуры» Учебно-тематический план I год обучения
  • Раздел. Тема. Количество часов Теория
  • Программное содержание I год обучения Тема 1. Священная история. Ветхий Завет.
  • Тема 2. Наша эра. Новый Завет.
  • Литература для педагогов и родителей
  • Программа «Основы духовной культуры» Учебно-тематический план II год обучения
  • Программное содержание II год обучения