Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа мбдоу «Детский сад общеразвивающего вида №31




страница1/16
Дата21.07.2017
Размер3.61 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Принято на заседании Утверждаю Педагогического совета № 1 заведующий МБДОУ

от 25 сентября 2014 года «Детский сад №31 «Чишмэ»
__________А. Х. Белалеева

Основная


общеобразовательная

ПРОГРАММА



МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №31 «Чишмэ» ЗМР РТ

Оглавление образовательной программы
I. Целевой раздел
Пояснительная записка

1.Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования………………......................................................4-6


2.Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы……………………………………………………………………………………..6-8
3Характеристики

А) Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в ДОУ. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения о квалификации педагогических кадров. ………………………………………..…………………………….8-11

Б) Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста ….11-22
4. Планируемые результаты освоения программы……………………………………….22-25
II. Содержательный раздел
1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленным в пяти образовательных областях…………………… 25-143

2. Взаимодействие детского сада с семьей………………………………………….143-150



III.Организационный раздел
1.Материально-техническое обеспечение ……………………………………………..150-158
2. Литература и пособия по образовательным областям………………………………159-199
3.Организация режима детей…………………………………………………………….200-202
4. Примерное комплексно-тематическое планирование………………………………202-204

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности.


Деятельность МБДОУ осуществляется на основе документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


2. Закон Республики Татарстан от 22.07.2013г. №68 – З РТ «Об образовании»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
7. Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.10. 2013г. №08-140

Основой для разработки образовательной программы ДОУ (далее-Программа) стал Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее-ФГОС).

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа разрабатывается и утверждается МБДОУ самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учетом Примерных программ.


При разработке Программы, в соответствии с ФГОС ДОУ определяет в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп.


I. Целевой раздел
Пояснительная записка

1.Цели и задачи реализации Программы:

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.


Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

-забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

-создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми и любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельному творчеству;

-максимальное использование различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

- творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- уважительное отношение к результатам детского творчества;

- единство подходов в воспитании детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Вместе с тем следует отметить другие особенности организации образовательного процесса:

- соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 60% и 40%;

- общий объем обязательной части Программы определён в соответствии с возрастом воспитанников для групп:

младшего возраста – 80%

для групп старшего возраста – 60% .

2.Принципы и подходы к формированию Программы


  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

принцип интеграции образовательных областей

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;


  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обу­чения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Чтобы отвечать принципу системности, Основная образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:



  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

  • формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;

  • интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

  • формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

  • развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.


Условия реализации образовательной программы ДОУ

  • управление реализацией программы;

  • создание и обновление предметно-развивающей среды;

  • постановка инновационной или экспериментальной работы;

  • использование различных форм сотрудничества с семьей;

  • преемственность в работе ДОУ и школы;

  • взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

В основе организации образовательного процесса определен развивающий принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
3. Характеристики
А). Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в ДОУ. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения о квалификации педагогических кадров.

Комплектование групп дошкольного образовательного учреждения.

Общие требования к приему воспитанников в детский сад определяется законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан, а также Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.

В детский сад принимаются дети от 1,5 лет до 7-ми лет включительно. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом и видом дошкольного образовательного учреждения.

В детском саду функционируют группы общеразвивающей направленности. Наполняемость в группах определяется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, соответствует требованиям СанПина и возрастом детей.

В детском саду функционирует 13 групп.

Все группы однородны по возрастному составу детей.



Сведения о квалификации педагогических кадров


  • Музыкальный руководитель – 2

  • Старший воспитатель-1

  • Инструктор по физической культуре-1

  • Воспитатели – 24

  • Воспитатель по обучению детей татарскому языку-1


Образовательный уровень педагогов:
Всего: 29 педагогов


Образование

2014-2015

%

Среднее профессиональное

9

69

Высшее

20

31



Квалификационный уровень педагогов:


Квалификационная категория

2014-2015

%

Базовая

12

41

I категория

13

45

Высшая категория

4

14



Основная направленность образовательной программы:

В  соответствии с утверждением и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, современное образование находится на новом переходном этапе развития – идет его модернизация. Происходящие перемены в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №31«Чишмэ» обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Опираясь на предшествующий опыт и положительные результаты в оздоровлении, художественно-эстетической работе с дошкольниками, педагоги детского сада осознают необходимость перемен в работе учреждения.



Основное направление: целенаправленная социализация личности ребенка, воспитание физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного дошкольника. Усовершенствование педагогических систем для детей, через решение программных образовательных задач не только в рамках непосредственно специально организованных форм обучения, но и реализация образовательных областей в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

В соответствии с примерной программой «От рождения до школы» на основе анализа уровня развития детей и психолого-педагогических условий воспитания и обучения коллектив детского сада определил следующие приоритетные направления деятельности учреждения, соответствующие основным линиям развития ребенка.


1. Физическое и психологическое здоровьесбережение детей, формирование навыков здорового образа жизни;

1.1. Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей (младший  дошкольный возраст);

1.2. Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций (старший дошкольный возраст);

2. Социальное развитие.

2.1. Развивать способность ребенка к эмпатии (сопереживанию) и  навыки общения (младший  дошкольный возраст);

2.2. Развивать ответственность, контроль за собственными действиями, способность реально оценивать свои и чужие поступки (старший дошкольный возраст);

3. Познавательное развитие.

3.1. Активизировать работу во всех возрастных группах по формированию диалогической речи путем развития самостоятельной активной речи  ребенка, поощрения его желания говорить и положительную оценку его высказывания;


3.2. Формировать у ребенка целостную картину мира на основе знакомства с физическими явлениями и свойствами предметов, развития географических и астрономических представлений и формирования экологической культуры;

3.3. Реализация национально-регионального компонента в образовательном процессе и повышение статуса татарского языка через организацию воспитательно-образовательного процесса на двух языках.

Региональный компонент предусматривает:



  • содержание данного раздела программы ДОУ на местном материале о Татарстане, Зеленодольске с целью воспитания уважения к своему дому, к родной земле, малой родине;

  • приобщение ребёнка к национально- культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально–культурным традициям, произведениям татарских писателей и поэтов, композиторов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей Татарстана;

  • приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков;

  • воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедования.

4 Художественно-эстетическое развитие

4.1. развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, в том числе созданных художниками и композиторами Республики Татарстан, мира природы;

4.2. формировать элементарные представления о видах искусства;

4.3. овладевать татарским языком как способом общения и культуры через театрализованную деятельность;

5. Взаимодействие с семьёй.

5.1. Изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей;

5.2. Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
Б) Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей

от 1 года до 2 лет (ранний возраст)

Возраст от 1 до 2 лет является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Прежде всего, ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Ежемесячная прибавка роста составляет 1 см, веса 200-250 граммов.



Особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей.

Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Продуктивная и репродуктивная предметная деятельность. Начало продуктивной и символической деятельности.



Основные достижения в развитии ребенка раннего возраста.
Развитие речи у детей раннего возраста. Общность первоначальных и последующих шагов в развитии речи у всех детей. Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет: усвоение детьми фонетики и грамматики, развитие синтаксической структуры речи, совершенствование лексики и семантики детской речи, начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому

Появление предметной и игровой деятельности. Начальный этап развития предметной деятельности. Освоение правил пользования предметами домашнего обихода. Включение ориентировочно-исследовательских моментов в предметную деятельность детей. Возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметных игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивных и сюжетно-ролевых моментов, переход к групповым предметным и сюжетно-ролевым играм. Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста. Возникновение предвосхищения будущего результата действия как признака развития оперативной памяти. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Появление способности решать задачи методом догадки. Два основных направления развития мышления в раннем детстве: формирование понятий и совершенствование интеллектуальных операций. Начальный этап соединения речи с мышлением. Выделение операций анализа и синтеза.

Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год ребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10-20 лепетных слов, то к 2 годам 200-300 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются названием свойства предметов. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка. Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы.


Возрастные и индивидуальные особенности развития детей групп

от 2 лет до 4 лет (младший возраст)

Младший возраст — важнейший период в развитии до­школьника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предмет­ным миром.

В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения с взрослыми, почув­ствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него ра­достное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружаю­щим миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладис­тый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осу­ществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым со­держанием.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «ясам» прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрос­лого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, выражая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с млад­шими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость пере­живания успеха в деятельности.

Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя.

Учитывая важнейшую роль общения с взрослыми в полноценном раз­витии младших дошкольников, воспитатель ежедневно общает­ся с каждым ребенком — индивидуально или в маленькой под­группе детей (2—3 ребенка). Это обязательное условие органи­зации жизни в младших группах.

На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес детей к общению со сверстниками и сопереживанию. В младшем дошкольном возрасте открываются новые воз­можности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых не­возможно правильное социальное развитие. Для того, чтобы ре­бенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться сопереживать самым близким людям — родителям, воспитателю, сверстникам.

Дети 3-4 лет — это, в первую очередь, «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности со­ставляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, дви­гательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.).

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими пред­метами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с иг­рушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернуты­ми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.



Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У од­них детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более дета­лизированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие до­школьники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие вос­приятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена воз­ведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.



Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5—6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве за­местителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целе­направленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возра­сте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе свер­стников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов пове­дения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вмес­те с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ре­бенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооцен­ка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в харак­тере выбираемых игрушек и сюжетов.
Возрастные и индивидуальные особенности развития детей от 4 до 5 лет (средний возраст)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются роле­вые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять се­бя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начи­нают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Много внимания уделяется развитию творческих способ­ностей детей ­ в игре, в изобразительной, театрально­-испол­нительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок стано­вится предметным и детализированным. Графическое изображение человека харак­теризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Форми­руются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными, дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом пси­хологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев пере­возбуждение ребенка, воспитатель, зная слабость тормозных процессов детей 4-­5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начи­нает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотво­рение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких круж­ков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредо­точенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса живот­ных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотвор­чеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеси­туативной.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают с взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, ин­теллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, спо­собность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой актив­ностью. Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном дей­ствии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком. В этом проявляется одна из особенностей детей средней группы. В течение пятого года жизни воспита­тель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возрас­та, перестройка их поведения и деятельности как бы замедля­ется, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты старшей возрастной ступени.

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-­то неправильно или кто-то не выполняет требование. Неопытный воспитатель иногда расцени­вает такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополни­тельные разъяснения по поводу «границ» действия правила.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, со­ревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к разви­тию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; по­явлением ролевых и реальных взаимодействий. С развитием изобразительной дея­тельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мо­тивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уваже­нии со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревнова­тельности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей от 5 до 7 лет (старший возраст)

Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впер­вые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли, игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровожда­ющая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваи­вать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активно­го рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисун­ки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отли­чаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и дина­мичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, су­щественными изменениями.



Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых проте­кает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы вопло­тить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строе­ния предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не толь­ко основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, лег­ко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного по­ложения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространст­венного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях вос­приятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противополож­ных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Кроме того, продолжают совершенствоваться обоб­щения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрас­те у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируют­ся по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие до­школьники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и фор­му (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяс­нения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение бу­дет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.



Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; приме­нением в конструировании обобщенного способа обследования образца.

Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мы­шления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности из­менений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоуст­ройство и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые деть­ми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными стано­вятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорцио­нальным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конст­руирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными спо­собами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на ос­нове сходства со знакомыми им объемными предметами

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бума­ги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространст­венных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различ­ных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновре­менно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отноше­ний затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатиро­вать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей груп­пой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произволь­ным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения до­стигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматичес­кий строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом воз­расте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синони­мы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной, работы у детей развива­ется диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Высшей формой самостоятельности детей является творче­ство. Все это ­- обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы eгo воплощения.

Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении эле­ментарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек­-самоделок, простейших механизмов и моделей.

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к бу­дущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основ­ные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой куль­туры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познава­тельного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учить­ся в школе.



Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»
files -> Тематическое планирование по литературе, 9 класс
files -> Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Апастовского муниципального района рт
files -> Рабочая программа по предмету литература для 11 класса
files -> Программа по литературе 5 класс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

  • МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №31 «Чишмэ» ЗМР РТ Оглавление образовательной программы I. Целевой раздел Пояснительная записка
  • II. Содержательный раздел
  • III.Организационный раздел
  • I. Целевой раздел Пояснительная записка 1.Цели и задачи реализации Программы
  • 2.Принципы и подходы к формированию Программы
  • А). Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в ДОУ. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения о квалификации педагогических кадров.
  • Сведения о квалификации педагогических кадров
  • Образование 2014-2015 %
  • Квалификационная категория 2014-2015 %
  • Основная направленность образовательной программы
  • Б) Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей от 1 года до 2 лет
  • Развитие речи у детей раннего возраста .
  • Появление предметной и игровой деятельности .
  • Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста .
  • Основные достижения возраста
  • Достижения этого возраста