Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дополнительного образования «Культура речи и культура общения»




страница1/7
Дата08.07.2017
Размер1.29 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7
МУ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Программа
дополнительного образования


«Культура речи и культура общения».

Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №1
Соколова Ольга Ивановна
г. Лабытнанги
2014 г.


УТВЕРЖДЕНА

Научно – методическим советом

МОУ СОШ № 1
Протокол № 1 от 29.08. 2014г.
Программа
дополнительного образования
кружка
«Культура речи и культура общения»

Вид программы авторская
Направленность интеллектуально – развивающая
Возраст обучающихся 8 – 11 лет
Уровень освоения общекультурный, углублённый
Объём курса 216 часов
Срок освоения 3 года

Автор: Соколова Ольга Ивановна

учитель начальных классов МОУ СОШ №1

первая квалификационная категория


Рецензенты:

Содержание



  1. Введение

  2. Пояснительная записка

  3. Первый год занятий:

А) содержание;

Б) учебно-тематический план;

В) знания, умения, навыки.

4. Второй год занятий:

А) содержание;

Б) учебно-тематический план;

В) знания, умения, навыки.

5. Третий год занятий:

А). содержание;

Б). учебно-тематический план;

В). знания, умения, навыки

6. Система мониторинга результативности освоения программы.

7. Методическое обеспечение программы.

8. Методические рекомендации.

9. Список литературы.

Введение.

Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделён человек, - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать … Мы мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться; умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и свою речь; умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь.

Начинать это приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. Надо, чтобы на речевых уроках дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека – умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравление, письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить рекламное объявление и т. д.

Речевая культура – это не просто умение говорить и писать правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и умение хорошо, эффективно общаться, учитывая с кем, кому, с какой целью, что, где ты говоришь (пишешь). Поэтому основная идея предлагаемой программы дополнительного образования кружка «Культура речи и культура общения» - учить эффективному общению.

Эта идея оптимально реализуется через обучение речевым жанрам – таким малым, как информационное объявление, аннотация, просьба… и таким большим, чётко осознаваемым всеми речевым жанрам, как рассказ, заметка в газете, письмо.

Любой речевой жанр – это текст с определёнными структурно – смысловыми частями, определённого стиля. И когда дети осознают эти жанровые особенности, они осмысленно анализируют, оценивают и более успешно создают тексты определённых жанров.

Главное – провести детей через систему коммуникативно-речевых задач – от аналитических к конструктивно-созидательным (сообщи в газету, составь объявление, придумай афишу, расскажи о весёлом, чтобы вызвать улыбку и т.д.).

При этом необходимо научить детей ориентироваться в речевой ситуации, учитывать задачу общения, его адресат, место и т.д., чтобы выбирать оптимальные для данных обстоятельств языковые средства.

Такие регулярные занятия с детьми помогут привить им навыки культуры общения, в ненавязчивой форме будут способствовать не только речевому, но и общему развитию личности.

Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования кружка «Культура речи и культура общения» разработана на основе факультативного курса «Речевые уроки» автора Т. А. Ладыженской и пособия для родителей и педагогов «Развитие речи» автора Л. Г. Антоновой.


Актуальность.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности обучающихся, для общения, для выражения своих мыслей.

Условием успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей является потребность общения (с этой целью должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний). Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его речи.

Отвечая естественным для младшего школьного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа кружка обозначает перспективу жизни, дарящей радость познания, счастье открытий. Для формирования учебной мотивации на занятиях предполагается использование игровых форм, системы поощрения и т.д.

В целом занятия в кружке «Культура речи и культура общения» позволят более полно раскрыть воспитательный и развивающий потенциал литературных знаний, создадут благоприятные условия для продолжения литературного образования в следующих классах.
Цель программы:

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке, как основе национального самосознания.

Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Воспитание такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д.


Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • развитие личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий обучающихся, формирование универсальных учебных действий;

  • развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);

  • количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей;




  • формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности;

  • активизация мыслительной, познавательно – языковой, коммуникативно – речевой и творческой деятельности обучающихся;

  • приобщение к культурным ценностям русского языка;

  • развитие патриотического чувства по отношению к родному языку, любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;

  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою речь, делать её правильной, точной, богатой;

  • введение через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;

воспитание личности со свободным и независимым мышлением.
Для достижения поставленных целей и задач необходимо:

А) обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для обучающихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, просмотр телепередач и т.д.;

Б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи школьников, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, т.е. обеспечить речевую практику;

В) обеспечить правильное усвоение обучающимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей; активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций; обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи;

Г) вести постоянную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, синтаксический и уровень связной речи, текста);

Д) создать в коллективе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей, правильной речи.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества;

  • способы организации деятельности и взаимодействия обучающихся в достижении

целей личностного, социального и познавательного развития;

  • учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

  • разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.


Основные педагогические идеи программы:


  1. От практики к теории и опять к практике.

Задача программы – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, развить умение общаться. Это требует введения элементарных речеведческих понятий (сведений) о том, для чего нужна речь, что такое текст, какие разновидности текстов встречаются, как они строятся и т.д. Основу

программы составляют коммуникативные умения, формируемые на базе элементарной

речеведческой теории. Таким образом, на уроках речевой культуры большая часть

времени отводится активной речевой деятельности обучающихся.




  1. Культура – культурный человек – культура речевого поведения.

Эти исходные для программы понятия рассматриваются как соотносительные и взаимосвязанные: культура речевого поведения есть проявление общей культуры человека. В процессе работы обучающиеся приближаются к осознанию важных идей

мировоззренческого характера – о связи языка и действительности, языка и мышления и, конечно, о значении культуры речевого поведения в жизни. Именно поэтому особую роль в программе имеет раздел «Культура общения». На уроках речевой культуры развивается чувство уместности высказывания, а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, - к формированию вежливой речи.




  1. Развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей.

На уроках речевой культуры должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии, и тогда даже в самых реалистических (прозаических) высказываниях типа «Как мы ходили в лес за грибами» ребёнку захочется сказать о чём-то своём и по-своему. Он на практике поймёт, что с помощью родного языка можно «творить чудеса».

Детей надо так учить, чтобы им было интересно. Это требует творчества и от детей, и от учителя. Общение в своей основе – всегда творчество.


Программа ориентирована на личностно – развивающее образование младших школьников и духовно- нравственное развитие ребёнка.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы являются:


  • учёт социальных потребностей времени;

  • соответствие материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста;

  • тематический принцип группировки материала;

  • принцип практической направленности;

  • принцип оптимального сочетания форм деятельности;

  • принцип перспективных динамических связей (учёт внутрипредметных связей);

  • учёт сферы повышенной речевой деятельности обучающихся (повседневное общение в школе, дома, вне школы, вне дома);

  • принцип сквозных методических идей (идея воспитания внимания, уважения, доброго отношения к людям; желания контактировать, сотрудничать, искать взаимопонимание; идея овладения речью, свободой слова для самовыражения, раскрепощения личности, для осуществления своих жизненных идеалов и задач; формирование речевой самооценки).



Содержание программы направлено на:

  • создание условий для развития личности ребёнка;

  • развитие мотивации школьника к познанию и творчеству;

  • обеспечение эмоционального благополучия обучающихся;

  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  • профилактику асоциального поведения;




  • создание условий для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

  • целостность процесса психического, умственного и духовного развития личности ребёнка.

Программа состоит из трёх разделов: «Речь и её значение в жизни», «Текст», «Культура общения». Тематика занятий тесно связана с преподаванием школьных предметов «Литературное чтение» и «Риторика», что способствует углублению и расширению знаний обучающихся по данным предметам.

Предлагаемая программа ориентирована на обучающихся 8 – 11 лет. В коллектив принимаются дети по желанию.

Программа рассчитана на 3 года. В 1-й год – 72 часа, 2-й год – 72 часа, 3-й год – 72 часа, при режиме занятий 2 часа в неделю, с общим количеством 216 часов.


Реализация программы обеспечит:


  • представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,

о языке как основе национального самосознания;

  • сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как

показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературно-

го языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать

адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения; умение осознанно воспри-

нимать и оценивать специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать

и обосновывать нравственную оценку поступков героев;



  • овладение приёмами интерпретации, анализа и преобразования текстов с использованием

элементов литературоведческих понятий;

  • достижение необходимого уровня общего речевого развития;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания

для решения познавательных, практических и коммуникативных задач, при выполнении

творческих заданий;



  • основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений,

компетенций, видов и способов деятельности;

  • рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия

со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • повышение уровня личностного и познавательного развития обучающихся;

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • активное использование речевых средств и коммуникационных технологий для решения

коммуникативных и познавательных задач;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, принятие ими моральных

норм, нравственных установок, национальных ценностей.
В рамках программы кружка создаются условия для саморазвития и самореализации каждого ребёнка, что позволяет удовлетворить образовательные и культурные потребности обучающихся, предоставив им право на творческое применение. А учителю предоставляется возможность формировать личность человека, который в общественной жизни, межличностном общении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать её, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.

Первый год обучения.

(2 класс)
Количество часов: 72 (2 часа в неделю).
Содержание.
Раздел 1. «Речь и её значение в жизни». (20 ч.)
Речь - важнейшее средство общения и передачи мыслей и чувств человека. Значение речи в деятельности человека. Понятие о родном языке. Устная и письменная речь.

Особенности устной речи: громкость, темп, тембр. Понятие о мимике и жесте. Роль жестов и мимики в устной речи.

Знакомство с вывесками на улицах города и их назначением.

Знакомство с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи. Считалка. Языковые особенности считалок. Анализ текстов считалок с целью выявления их сюжета и композиции. Сочинение считалок.

Составление устных рассказов с опорой на картинку. Разыгрывание эпизодов из сказок.
Раздел 2. «Текст». (32 ч.)
Текст – речевое произведение, высказывание. Текст как тематическое единство. Тематический словарь. Заглавие и тема текста. Соответствие между содержанием текста и его заглавием. Основная мысль текста. Выделение в тексте непонятных по значению слов. Опорные слова, вычленение опорных слов в тексте. Структура текста. Связь между предложениями текста.

Понятие об изложении. Знакомство с правилами изложения. План текста. Подробный и краткий пересказы текстов.

Знакомство с разными типами текстов: повествование, описание, рассуждение. Тексты простейших рассуждений. Объяснительно – доказательная часть рассуждения. Точные и неточные, убедительные и неубедительные объяснения. Понятие о тексте – описании, его отличительные признаки, употребление в учебной и разговорной речи.

Сравнение. Сравнительное описание внешне похожих предметов. Объявление, в котором дано описание. Анализ объявлений. Составление объявлений данного типа.

Особенности загадок, включающих признаки предметов. Приёмы конструирования загадок. Понятие о невыдуманном рассказе. Отличие правды от вымысла, рассказа о том, что действительно имело место в реальной жизни, от придуманной истории, сказки, фантазии. Композиция и структура невыдуманного рассказа. Составление невыдуманных рассказов.
Раздел 3. «Культура общения». (20 ч.)
Различные формы приветствия, поощрения и благодарности.

Правила поведения во время разговора. Навыки культуры речевого поведения во время телефонного разговора.

Употребление различных словесных форм обращения с просьбой. Отличие просьбы от требования, мольбы. Скрытая (ненавязчивая) просьба. Выбор уместных для данной ситуации средств выражения просьбы.

Знакомство с различными формами выражения извинения, со словами, выражающими согласие или отказ. Вежливый отказ; слова, смягчающие отказ. Ответы на отказ, уместная реакция на отказ.

Тон вежливой речи. Разыгрывание сценок с употреблением вежливых слов.
Учебно – тематический план.


п/п

Раздел, тема занятий.

Всего

часов.

Теория.

Практика.






Раздел 1. Речь и её роль в жизни. (20 ч.)











1.

Вводное занятие.

Для чего нужна речь.



1

1

-

2.

Речь – средство передачи мыслей и чувств.

1

1

-

3.

Понятие о родном языке.

1

1

-

4.

Значение речи в деятельности человека.

1

1

-

5.

Устная и письменная речь.

1

1

-

6.

Вывески на улицах города.

1

1

-

7.

Практическая работа: составление устного рассказа с опорой на иллюстрации «Мой город».

1

-

1

8.

Особенности устной речи: окраска (тембр) голоса.

1

1

-

9.

Особенности устной речи: темп (от медленного до скороговорки).

1

1

-

10.

Скороговорка.

1

1

-

11.

Громкость как свойство устной речи (от шёпота до крика).

1

1

-

12.

Практическая работа: сочинение собственных скороговорок и их произношение с использованием различных особенностей устной речи (темп, тембр, громкость).

1

-

1

13.

Мимика и жесты в устной речи.

1

1

-

14.

Говорящий взгляд.

1

1

-

15.

Речевая ситуация.

1

1

-

16.

Речевые роли.

1

1

-

17.

Практическая работа: разыгрывание речевых ситуаций.

1

-

1

18.

Устный рассказ.

1

1

-

19.

Обобщение изученного об особенностях устной речи.

1

1

-

20.

Практическая работа: разыгрывание эпизода из сказки «Волк и семеро козлят».


1

-

1




Раздел 2. Текст. (32 ч.)











21.

Текст. Тема текста.

1

1

-

22.

Заглавие текста.

1

1

-

23.

Выделение в тексте непонятных (неясных по значению) слов.

1

1

-

24.

Практическая работа: словарные игры.

1

-

1

25.

Опорные (важные) слова.

1

1

-

26.

Тематический словарь.

1

1

-

27.

Текст как тематическое единство.

1

1

-

28.

Практическая работа: сочинение сказки по опорным словам.

1

-

1

29.

Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Жизнь слова» (Как родятся, живут и умирают слова).

1

-

1

30.

Основная мысль текста.

1

1

-

31.

Основной тон высказывания.

1

1

-

32.

Выделение опорных слов в учебном тексте.

1

1

-

33.

Структура текста.

1

1

-

34.

Связь между предложениями текста.

1

1

-

35.

Пересказы. Подробный пересказ.

1

1

-

36.

Пересказы. Краткий пересказ.

1

1

-

37.

Понятие об изложении.

1

1

-

38.

План текста. Правила изложения.

1

1




39.

Практическая работа: составление плана и написание изложения «Умные гуси» (по И. Соколову-Микитову).

1

-

1

40.

Типы текстов.

1

1

-

41.

Рассуждение.

1

1

-

42.

Понятие о рассуждении-объяснении.

1

1

-

43.

Понятие об описании.

1

1

-

44.

Описание в учебной и разговорной речи.

1

1

-

45.

Сравнение.

1

1

-

46.

Сравнительное описание внешне похожих предметов.

1

1

-

47.

Описание в объявлении.

1

1

-

48.

Загадки-описания.

1

1

-

49.

Практическая работа: сочинение загадки (с использованием описания предмета).

1

-

1

50.

Понятие о невыдуманном рассказе.

1

1

-

51.

Композиция невыдуманного рассказа.

1

1

-

52.

Практическая работа: сочинение невыдуманного рассказа «Однажды со мной произошёл такой случай…»


1

-

1




Раздел 3. Культура общения. (20 ч.)











53.

Общение. Что значит общаться?

1

1

-

54.

А вместе мы называемся так… (партнёры, собеседники, коммуниканты).

1

1

-

55.

Твоя коммуникативная задача, коммуникативное намерение.

1

1

-

56.

Различные формы приветствия.

1

1

-

57.

Различные формы прощения. Благодарность.

1

1

-

58.

Практическая работа: разыгрывание ситуаций (приветствие, прощение, выражение благодарности).

1

-

1

59.

Как нужно вести себя во время разговора.

1

1

-

60.

Разговор по телефону.

1

1

-

61.

Практическая работа: игра «Разговор по телефону».

1

-

1

62.

Выражение просьбы.

1

1

-

63.

Ненавязчивая просьба.

1

1

-

64.

Что вы знаете о вежливости. Вежливые слова.

1

1

-

65.

Различные формы выражения извинения.

1

1

-

66.

Вежливый отказ.

1

1

-

67.

Согласие или отказ.

1

1

-

68.

Ответы на отказ.

1

1

-

69.

Знакомство.

1

1

-

70.

Тон вежливой речи.

1

1

-

71.

Практическая работа: разыгрывание сценок с употреблением вежливых слов.

1

-

1

72.

Итоговый урок-игра «Весёлая викторина».

1

-

1

  1   2   3   4   5   6   7

  • Направленность интеллектуально – развивающая Возраст обучающихся 8 – 11 лет Уровень освоения общекультурный, углублённый Объём курса 216 часов
  • Срок освоения 3 года Автор: Соколова Ольга Ивановна
  • Основные педагогические идеи программы: От практики к теории и опять к практике.
  • Культура – культурный человек – культура речевого поведения.
  • Развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей.
  • Содержание
  • Реализация программы обеспечит
  • Первый год обучения. (2 класс) Количество часов: 72 (2 часа в неделю). Содержание. Раздел 1. «Речь и её значение в жизни». (20 ч.)
  • Раздел 2. «Текст». (32 ч.)
  • Раздел 3. «Культура общения». (20 ч.)
  • Учебно – тематический план.
  • Практика. Раздел 1. Речь и её роль в жизни. (20 ч.)
  • Раздел 2. Текст. (32 ч.)
  • Раздел 3. Культура общения. (20 ч.)