Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «Социология»




Скачать 189.69 Kb.
Дата01.02.2017
Размер189.69 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Социология» для направления/ специальности
030600.62 «История» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»

Санкт-Петербургский филиал

Факультет истории

Программа спецкурса

«Биография и автобиография: становление нововременного субъекта»
Для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра

Курс 1, 2


Автор: Калугин Д. Я. к.фил.н. доцент

e-mail: m.kalugin@gmail.com


Одобрена советом Факультета истории «28 »_декабря_2013 г


Утверждена председателем совета Факультета истории «28»_декабря_2013 г.

А.М. Семенов ___________________


Санкт-Петербург, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 030600.62 «История»

  • Рабочим учебным планом 1 и 2 бакалавриата курса Факультета по направлению 030600.62 «История» подготовки бакалавра

  1. Цели освоения дисциплины

Цели спецкурса – познакомить студентов с основными темами и проблемами становления субъективности в философском, историческом и культурологическом аспектах, а также со способами ее репрезентациями в текстах разных жанров и эпох.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате прохождения данного курса студенты должны приобрести:

- представление о проблематике субъективности, знание соответствующей терминологии, знание различных способов репрезентации субъекта, характерные для различных эпох, умение применять герменевтические установки, связанные с аналитикой субъекта в исторических исследованиях;



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность к восприятию, обобщению, анализ информации, постановка цели и выбору путей её достижения

ОК-1


Студент дает определения основным понятиям курса, Студент воспроизводит основные положения подходов философии истории

Лекция, анализ литературы на семинарах, выполнение написание эссе

Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Студент умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию.

Выступления на семинарах, выполнение домашних заданий, написание эссе

Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе

ОК-3

Студент демонстрирует умение вести диалог с одногруппниками, распределять функции и выполнять задание

Групповая работа на занятиях

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации

ОК-6

Студент дает определения основных понятий курса, использует новую терминологию, распознает различные теоретические подходы, высказывает свою точку зрения

Лекции, чтение материалов к семинару, выполнение домашних заданий, написание эссе

Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК-7

Студент исправляет свои работы

Групповая работа, работа над ошибками

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК-8

Студент умеет охарактеризовать роль социальных наук в современном обществе, место истории среди прочих социальных и гуманитарных наук и обосновать тенденцию к междисциплинарности

Лекции, семинары, домашний анализ литературы, дискуссии в классе

Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач

ОК-9

Студент формулируют специфику тех или иных подходов, историю и специфику их формирования, сферу их применимости; описывает примеры применения конкретных подходов и методов

Лекции, семинары, домашний анализ литературы, написание домашних работ и эссе.

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-10

Студент применяет способы анализа и интерпретирует предложенные материалы

Семинарские занятия, работа в группах, домашняя задания, написание эссе

Способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого

СЛК-1

Студент ориентируется в исторической хронологии и в логике развития европейской культурной традиции в сравнительной перспективе

Лекции, семинары, Выполнение домашних заданий, написание эссе

Готовность и способность общаться с представителями других культур

СЛК-2

Студент объясняет логику различий, демонстрирует умение мыслить в других культурных перспективах

Лекции, семинары, выполнение домашних заданий, написание эссе

Готовность к восприятию информации, заложенной в языках других культур

СЛК-3

Студент аргументирует позицию в рамках подходов, заложенных в языках других культур

Лекции, семинары, дискуссии в классе, выполнение домашних заданий, написание эссе

Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования

ПК-1

Студент применяет полученные знания о теоретических подходах к исследованию исторических процессов, структур при выполнении заданий

Лекции, семинарские занятия, домашние задания, написание эссе

Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

ПК-2

Студент демонстрирует владение философскими методами и подходами в ходе анализа исторических явлений

Домашние задания, написание эссе

Способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и

аналитической деятельности



ПК-4

Студент показывает умение применять методы и теории для решения конкретных вопросов и задач

Лекции, семинары, выполнение домашних заданий, написание эссе

Способность понимать, критически анализировать и использовать историческую информацию

ПК-6

Студент резюмирует получаемую информацию, дает собственные оценки, обобщает, показывает, какие выводы могут быть проиллюстрированы ей

Участие в семинарских занятиях, дискуссии в классе, выполнение домашних заданий, написание эссе

Способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности

ПК-10

Студент владеет материалом и применяет полученные знания для выполнения заданий

Лекции, участие в семинарских занятиях, выполнение домашних заданий, написание эссе



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на знании школьных курсов истории и обществоведения и таких курсов, читаемых на первом году обучения, как антиковедение, введение в историю человечества, введение в специальность, история правовых и политических учений, философия, социология для историков, антропология и др.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть базовыми знаниями по перечисленным курсам, обладать базовыми навыками работы с учебной и научной литературой и иметь опыт учебной работы в форме устных докладов и самостоятельных письменных работ.

Основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении следующих дисциплин: Европа V–XVII вв., теория и история исторического знания, история и социология гуманитарного знания, и др.





  1. Тематический план учебной дисциплины



№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Аудиторных часов


Самостоятельная работа




лекций

семинаров

1

История субъективности: возможна ли она?

2

1







2

Античные концепции субъекта: Древняя Греция и Древний Рим

4

2







3

Средневековые аспекты и случаи.

2

1







4

Концепции человека в Возрождении и Новое время

4

2

1




5

Абсолютизм и буржуазная эпоха: человек на сцене жизни

4

2







6

Книга и формирование субъективности

2

1

1




9

Метаморфозы субъективности в XIX и XX веке

6

3

1




10

Русская культура и проблема личности

6

3

2




 

ИТОГО:

30 часов




10

часов






  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля




Параметры

1

2

3

4

Текущий


эссе










*

10000 - 12000 знаков

Домашнее задание










*

В письменной форме, 3000 знаков

Итоговый

Зачет











*

Защита эссе с возможными дополнительными вопросами по курсу.



6.1. Критерии оценки знаний, навыков

В качестве форм контроля предусмотрено финальное эссе.


6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждения прочитанных текстов, умение ответить на поставленный вопрос к тексту. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает финальную самостоятельную работу студентов в форме эссе. Оценки за эссе преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за эссе определяется перед итоговым контролем – Оэссе.


Оценка за текущий контроль представляет собой оценку за финальное эссе.
Накопленная оценка вычисляется следующим образом:
Онакопленная = 0,4*Отекущая + 0,4*Оаудиторная
Результирующая оценка выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:
Орезультирующая = 0,2* Озачет + Онакопленная
Способ округления оценки: арифметический

  1. Содержание дисциплины



Лекция 1. Предмет курса. История субъективности как предмет исследования.
Основные понятия курса: репрезентация, субъект, нарратив. персона. Что значит «быть личностью»? Механизмы репрезентация и структура публичной сферы. Риторика и жанровые возможности: энкомий, псогос. Структура представления. Функции моралистического текста: «воспроизвести в себе те же нравы».

Лекция 2. Героическая личность. Воспитание через образец.
Гомеровские герои. Деяние в публичной сфере. Ахиллес и представления о героическом. Приватная сфера. Домостроительство. Античный панегирик и античная панегирическая биография. Биографизм Плутарха и его роль в формировании самосознания европейского человека.

Лекция 3. Человек и власть: римский морализм, пороки и otium
Римская политика времен Августа. Биография и эпос в Древнем Риме. Жизнь Агриколы. Вергилий. Эней человек судьбы. Историзация. Становление автобиографии. Работа над собой. Стоицизм. Практика размышление о себе. Марк Аврелий «Размышления».
Семинар 1. Работа над собой и конститутирование «я».

Марк Аврелий,. Размышления, пер. и прим. А. К. Гаврилова. Статьи А. И. Доватура, А. К. Гаврилова, Я. Унта. Комм. Я. Унта.. Л.: Наука, 1985, с. 1-42.

М. Фуко Забота о себе, Перевод с французского Т. Н. Титовой и О. И. Хомы. Киев, Рефл Бук,1998, с. 45-79.
Лекция 4. Трансформации концепции человека и человеческой жизни в средние века.
Концепция субъекта в средние века. Идея спасения и ее репрезентация в тексте. Становление агиографической литературы. Иаков Варагинский и его «Золотая легенда». «Исповедь» Августина. «История моих бедствий» Абеляра. Монастырь и университет. Куртуазная культура. Любовные трактаты средневековья. Прекрасная дама. Эротизм. Рыцарский роман. Любовь и дружба как основные механизмы формирования человеческого «я».


Лекция 5. Человек эпохи Возрождения: мифология и морфология ренессансной личности.
Педагогические идеи Возрождения. Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» как педагогический трактат. Генезис произведения Б. Кастильоне «Придворный» и его роль в формировании европейской придворной культуры. Рождение социабельного человека: Эразм Роттердамский и его трактат «О воспитании детей». Концепция субъекта Норберта Элиаса.
Лекция 6. «Мирская аскеза»: герой эпоха протестантизма и открытие нового мира.
Человек на острове. Даниэль Дэфо и его «Робинзон Крузо»: становление Европейской мифологии. Трудны и дни протестанта. Автобиография Франклина. Встреча с Другим.
Семинар 1. Образы Другого в культуре.

1. Шекспир У. «Буря», Уильям Шекспир, Полное собрание сочинений в 8 томах, под общ. ред. А. Смирнова и А. Аникста. Т. 8. М.: Искусство, с. 119-213.

2. Старобинский Ж. Слово “цивилизация”, Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. Т. 1. М., 2002. С. 110—149.

3. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока., СПб.:Русский мир, 2006.


Лекция 7. Французский абсолютизм и трагический человек.
Французский двор − образец для государей Европы. Что значит быть придворным? Стратегии и тактики придворной жизни. Трагедия и ее функции при дворе. Расин и рождение трагического мировоззрения. Трагический взгляд на мир дворянства мантии.
Лекция 8. «Человек на сцене жизни»: пороки и добродетели буржуазной эпохи.
Интеллектуальный проект Дидро. Племянник Рамо. Моралистический словарь эпохи: основные понятия. Роман и буржуазные добродетели: Памела и Кларисса Самуэля Ричардсона. Искусство жизни. Босуэлл рассказывает о жизни Джонсона. Либертинаж. Теория и практика. Маркиз де Сад и экономика наслаждения.
Семинар 2. Моралистический словарь эпохи: добродетели и пороки.

Дидро Д. «Племянник Рамо», Денни Дидро, Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: 1992, 52-72.

Старобинский Ж. О лести, Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. Т. 1. М., 2002. С. 110—149.


Лекция 9. Эксурс в историю чтения. Книга и формирование субъективности.
Исследование читателей и чтения как область изучения культуры. Читательские практики в античности и в Средние века. Чтение в XVIII веке. Трансформация традиционных парадигм. Руссо и чтение романов. Человек эпохи сентиментализма. Человек и книга. Век романа. Чтение как формирование субъекта.

Лекция 10. Романтический герой как он есть.
Метафоры идентичности и метаморфозы романтизма. Преромантизм: готический роман. Тайна как конститутивный момент нарратива. Романтический тип личности. Биография Байрона, написанная Томасом Муром. Контрромантизм. «Романтизм и нравы» Луи Мегрона.

Лекция 11. Расщепленный субъект. Человек и его подполье. Викторианская литература.
Морализм и нравы викторианской эпохи. Нарративы эпохи: Р.Л. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» и Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея». Сексуальность викторианской эпохи. Порнографическая автобиография «Моя тайная жизнь». Жизнь Оскара Уайльда как культурный артефакт.

Лекция 12. Неомифологизм или страшный сон истории.
В поисках новой истории и нового мифа. Жизнь и творчество Рихарда Вагнера. Битва темных и светлых сил в тетралогии «Кольцо Нибелунга». Закат Европы: болезнь, смерть, новые варвары. Концепция исторических циклов. Томас Манн и гомосексуальный субъект. Великие неомифологические тексты: инициационная структура личности. Первая мировая война, распад идентичности и разрушенный нарратив. Поиски новой истории в 20 веке.
Лекция 13. Человек русского средневековья.
Основные константы русской культуры и концепция индивидуальности. «Житие Феодосия Печерского»: «худость» риз и «тихий труд». Любовь и дружба в русском средневековье: «Повесть о Петре и Февронии». Секуляризация, раскол и метаморфозы XVII века. Закат средневековой культуры и появление нового героя. «Житие протопопа Аввакума»: автобиография?
Семинар 4. Категории персональности в русской культуре.

Житие протопопа Аввакума, Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979.

Виноградов В.В Из истории слова личность в русском языке до середины XIX в.» («Доклады и сообщения филологического факультета МГУ», вып. I, 1946, с. 10—12).

Хант П. Самооправдание протопопа Аввакума, Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН. Л., 1977. Т. 32. С. 70—83.


Лекция 14. Биография писателя: стратегии и тактики русских литераторов XVIII века.
Трансформации русской культуры в XVIII веке. Петровские преобразования как процесс цивилизации. Производство новых поведенческих парадигм («петровские повести»). Импорт поведенческих моделей. Метаморфозы образа писателя от XVII к XVIII веку. Русские писатели XVIII века.
Лекция 15. Жизнь по книге: конструирование поведения по образцам в русской культуре первой половины XIX века.
Поиск альтернативных моделей существования. Античные образцы для конститиурования облика декабриста. Русский романтический герой: оригинал или копия. Ранний русский феминизм: рецепция романов Жорж Санд в России. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» как программа жизни. Роль образцов в русской культуре и литературе второй половины XVIII века.
Семинар 5. Жизнь по книге: Ю.М. Лотман и его продолжатели.

Лотман Ю.М. «О Хлестакове» в к.н. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.

Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. М. "Новое литературное обозрение". 1996. с. 12-62.



  1. Образовательные технологии


В учебной работе используются: лекции, презентации в Power Point, семинары, практические/творческие задания и их обсуждение, эссе.

Зачет осуществляется в форме защиты написанных эссе.



  1. Оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля студента





    1. Примеры вопросов для домашнего задания

Как складывался образ Другого в европейской и русской культуре?


Какую роль играет чтение в «работе над собой»?



    1. Примеры тем для написания эссе

Как репрезентируется субъективность в биографическом нарративе?

Воспитание себя и структура биографического текста.

История понятия личность и его трансформации в эпоху Нового времени.




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник

В данном курсе нет единого «базового» учебника. В качестве вспомогательного учебного пособия может использоваться пособие для студентов: Гречко П.К. Концептуальные модели истории. Пособие для студентов / Ин-т "Открытое о-во". М.: Логос, 1995.



    1. Основная литература

Адо, П. Духовные упражнения и античная философия. М.: СПб.: Степной ветер; Коло, 2005



Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000

Бенишу П. На пути к светскому священнослужению: “Литератор” и новая вера // Новое литературное обозрение. 1995. № 13. С. 215-236

Беньямин В. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2008

Берк, П, Историческая антропология и новая культурная история, НЛО, № 75

Бурдъе П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № 1/2, 5

Виала А. Рождение писателя: социология литературы классического века// Новое литературное обозрение, 1997, №25, с.7-23

Гинзбург, К. Репрезентация: слово, идея, вещь. НЛО, № 33, 1998

Гофф ле, Ж. Интеллектуалы в средние века. М.:Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997

Дарнтон, Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2002

Делон, М, Искусство жизни либертена. Французская либертинская проза XVIII века. М.: Новое литературное обозрение, 2013

Жирар, Р. Козёл отпущения, пер. Г. М. Дашевского. СПб, Издательство Ивана Лимбаха, 2010

История субъективности: Средневековая Европа, сост. Ю.П. Зарецкий. М.: Гаудеумус, 2009



Лотман Ю.М. «О Хлестакове», Лотман Ю.М., В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.:Искусство, 1988

Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. М.:Новое литературное обозрение, 1996

Неклюдова, М. Искусство частной жизни. Век Людовика ХIV. М.: ОГИ, 2008

Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока СПб.:Русский мир, 2006

Серто М. де. История повседневности. 1. Искусство делать. СПб.: Изд-во ЕУ, 2013.

Старобинский Ж. Поэзия и знание. История литературы и культуры. В 2-х томах/ Сост., предисл. С. Н. Зенкин. М.: Языки славянской культуры, 2002

Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1981—1982 уч. году. СПб.: Наука, 2007.

Шартъе Р. Новая культурная история // Homo Historicus: К 80-летию со дня рождения Ю. Л. Бессмертного: В 2 кн. М., 2003. Кн. 1. С. 271—284.

Шартье, Р. Культурные истоки Французской революции, пер. с фр. О. Э. Гринберг. — М. : Искусство, 2001

Шартье. Р. Письменная культура и общество Москва: Новое изд-во , 2006.

Элиас Н. О процессе цвилизации: в 2 т. М. – СПб, Университетская книга, 2001

Ямпольский М. Физиология символического. Кн. I. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. М.: НЛО, 2004.



Habermas J. Stmkturwandel der Offentlichkeit. Darmstadt; Neuwied, 1962 (англ.пер. - The structural transformation of the public sphere. Cambridge, Mass., 1989).

Jameson F. (1981) The Political Unconscious: Narrative as a Socially Symbolic Act, London: Methuen.

Goodman D. Public Sphere and Private Life: Toward a Synthesis of Current Historiographical Approaches to the Old Regime // History and Theory. Vol. 31. 1992. № 1. P. 1—20

Eyerman R., Shipway D. Habermas on Work and Culture // Theory and Society. Vol. 10. 1981. № 4. P. 547—566.
  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


На занятиях используется видео аппаратура и проектор (для лекций или семинаров), раздаточные и другие вспомогательные материалы.





Каталог: data -> 2014
2014 -> Программа дисциплины Западная философия до середины ХХ века для направления
2014 -> Программа дисциплины "История дизайна"
2014 -> Экономические и политические аспекты миграции 1960-70е гг
2014 -> Программа дисциплины «Духовная культура и интеллектуальная традиция изучаемого региона»
2014 -> Программа дисциплины «Духовная культура и интеллектуальная традиция изучаемого региона»
2014 -> Программа дисциплины «Методы практического pr»
2014 -> При информационной поддержке журнала «Вопросы культурологии»
2014 -> Программа и приглашение Казань, 27-29 ноября 2014 г. Сопредседатели конференции
2014 -> Программа дисциплины «История русской литературы

  • Формы контроля знаний студентов
  • 6.1. Критерии оценки знаний, навыков
  • Содержание дисциплины
  • Образовательные технологии
  • Оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля студента
  • Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  • Основная литература
  • Материально-техническое обеспечение дисциплины