Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «История и теория литературы»




Скачать 498.81 Kb.
страница1/3
Дата16.01.2017
Размер498.81 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"






Факультет прикладной политологии

Отделение деловой и политической журналистики



Программа дисциплины
«История и теория литературы»

для направления 031300.62 « Журналистика» подготовки бакалавра




Авторы: Кучерская М.А., к.ф.н., доцент


Поливанов К.М., доцент

Рекомендовано секцией УМС


Секция «Журналистика»

Председатель

«__» Е.Н. Пенская 20_г.

Одобрено на заседании


кафедры словесности

Зав. кафедрой

«__» Е.Н. Пенская 20_г.

Утверждено УС факультета

Прикладной политологии

Ученый секретарь


_________________

«__» ____________ 20_г.







Москва


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина "История и теория литературы" относится к блоку профессиональных дисциплин. Она адресована студентам, обучающимся на Отделении деловой и политической журналистики (направление 031300.62 «Журналистика» ) и читается в течение одного года обучения.

Предметом курса является история и теория мировой литературы от античности до Возрождения. Понятие "мировая литература" в данном курсе не включает в себя литературы Востока и литературы стран Восточной Европы.

В ходе курса предполагается знакомство студентов с основными тенденциями развития древнегреческой, древнеримской, европейской средневековой литературой, литературой эпохи Возрождения. Кроме того, курс предполагает знакомство студентов с основами теории литературы, освоение ими понятийного аппарата по литературоведению.

В основу курса положен принцип стадиального движения культуры, однако внутри культурных эпох подача материала унифицирована в той мере, в какой это необходимо, чтобы не нарушить специфичности мышления каждой из изучаемых эпох. Это относится прежде всего к тому, насколько обособленно внутри общей картины эпохи представлено развитие национальных литератур. В Средние века их становление лишь начинается, и главный культурный водораздел проходит не между отдельными нациями, а между литературой на национальном языке и на латыни. Народной и рыцарской культуре, где бы она ни создавалась, противостоит обширная совокупность жанров латинской письменности, определяя тем самым характер культурного двуязычия.

Ситуация меняется в ходе становления Эпохи Возрождения. Национальные языки обретают культурный статус (важным свидетельством чему становится перевод Библии на основные европейские языки) и, параллельно процессу создания национальных государств, служат основой формирования мышления нации, ее памяти, ее архетипов. Таким образом, путь становления основных жанров литературы Ренессанса вписан в картину ее исторического бытия, отмеченного небывалым ранее национальным разнообразием и интенсивным диалогом европейских культур.

Целью курса является формирование у студентов широкого гуманитарного, литературного кругозора, способности свободно ориентироваться и соотносить тенденции развития мировой литературы с особенностями национальной литературы. Вместе с тем задача курса состоит и в том, чтобы не только дать студентам общее представление о ходе развития мирового литературного процесса, взаимосвязи и преемственности различных литературных эпох, но и обучить их профессиональным навыкам анализа литературного текста.

В результате освоения курса студенты должны знать творчество выдающихся писателей разных эпох, этапы истории мировой литературы, закономерности смены культурных парадигм. Студенты должны видеть общее и особенное в литературе каждой страны, национальную специфику в ее соотнесенности с типологически родственными или, напротив, отличными явлениями в художественной словесности иных культур, регионов, периодов.

Студенты должны овладеть навыками анализа художественного произведения, уметь работать с литературными источниками и научной литературой, свободно оперировать научной терминологией в соответствии с культурной проблематикой каждой художественной эпохи.

Методологическую основу курса составляет компаративистский подход, позволяющий раскрывать динамику взаимодействия разных литератур с учетом особенностей каждой из них и их роли в формировании культурного единства.

Мировой литературный процесс складывается из разнообразия несходного. Национальные литературы не столько повторяют общую модель литературного развития (от античности до постмодернизма), сколько наполняют ее собственным содержанием. Любая художественная эпоха в национальных литературах глубоко своеобразна. Одной из целей настоящего курса является выяснение этого своеобразия.

Инструментарий анализа составляют ключевые категории литературной теории: произведение, автор, герой, жанр, а также понятия, определяющими общий склад мышления: время, пространство, природа, личность. Принципиальными особенностями курса являются, таким образом, его (коммпаративный характер, внимание к поэтике, проблемно-аналитический подход к материалу, подкрепление теоретических положений лекционного куpca анализом художественных текстов на семинарских занятиях. Объем дисциплины составляет 216 часов.

Учебным планом предусмотрены следующие формы контроля: контрольные работы, курсовые работы, рефераты, эссе, домашние задания.

Параллельно курсу словесности Европы читается курс русской словесности (на 1 курсе от древнейших памятников Средневековой литературы до творчества Александра Сергеевича Пушкина). Курс предполагает овладение представлениями об связи литературных произведений с событиями отечественной истории, сопоставление основных точек развития русской литературы с ключевыми поворотными явлениями литературы Западной Европы.

Параллельное рассмотрение русской и западной словесности также формирует целостный взгляд на историю и взаимодействие культур.

Инструментарий анализа применяемый в истории европейской словесности прилагается соответственно и к словесности русской, которая в «сжатые» сроки проходила основные этапы характерные для литератур Европы, причем в нутрии средневековой словесности оказывается возможным обнаружить тенденции характерные для разных этапов европейской словесности, а рассмотрение литературы «нового времени» - XVIII – сначала XIX веков подготавливает перспективу рассмотрения соответствующих этапов развития литератур западной Европы.



Объем уделяемый на российскую часть составляет 50% от общего курса.

Тематический учебный план дисциплины




Название темы

Всего часов

Аудиторные

Самостоя-тельная

часы

работа

 

 

 

Лекции

Сем. и практ. Занятия

 

«Система западной словесности»




Общая характеристика античной литературы

4

2




2



Архаический эпос

6

2

2

2



Архаическая лирика

6




2

4



Классическая драма

6

2




4



Эллинистическая литература

6




2

4



Начало римской литературы

4

2




2



Римская литература I в. до н. э.

6




2

4



Римская литература первых веков нашей эры

6

2

2

2



Введение в историю средневековой литературы

2

2









Средневековая латинская литература

4




2

2



Эпос раннего Средневековья

6

2

2

2



Героический эпос Высокого Средневековья

6




2

4



Рыцарская (куртуазная) литература Средневековья

8

2

2

4



Городская литература позднего Средневековья

6




2

4



Данте Алигьери. Предвозрождение

6

2




4



Возрождение как культурно-историческая эпоха

4




2

2



Возрождение в Италии

4




2

2



Европейское предвозрождение

4

2




2



Возрождение во Франции

6

2

2

2

Всего

 

108

24

32

52

«Система российской словесности»


1.

Введение. Понятие о традиционных литературных системах

4

2

2

2

2.

Понятие о жанре в фольклоре

6

2

2

2

3.

Основные жанры литературы Средневековой Руси

10

2

2

6

4.

Исторический и культурный перелом в литературе XVIII в.

10

2

4

4

5.

Политические и культурные преобразования Петра I и литература

4

2

1

1

6.

Формирование литературы русского классицизма

6

2

2

2

7.

Жанровая система поэзии русского классицизма. М.В. Ломоносов и А. П. Сумароков

6

2

2

2

8.

Драматургия русского классицизма

12

2

4

6

9

Творчество Г. Р. Державина

и переход от поэзии классицизма к поэзии XIX века



6

2

2

2

10

Литература конца XVIII в


12

4

4

4


11

Русская поэзия и драматургия 1800-1810-х.


10

2

2

6

12

Творчество А.С. Пушкина

20

5

5

10

Всего

 

108

24

32

52

Итого




216

48

64

104


Формы контроля знаний студентов.
1. Годовая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов :

1 курс

Посещение лекций -10%

Работа на семинарских занятиях (доклады, обсуждения ) -20%

Письменная аудиторная контрольная работа (60 мин.) - 20 %

Экзамен (60 мин.) –50 %
2. Итоговая оценка по учебной дисциплине выводится по обобщении результатов всех лет обучения.



Каталог: data -> 2011
2011 -> Книга объясняет тайны удивительных явлений, связанных с языком, таких как «мозговитые»
2011 -> Г. В. Гриненко история философии
2011 -> Дэвид Ванн, Томас X. Нэйлор, Джон Де Грааф Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру
2011 -> Жильсон Этьен Философия в средние века
2011 -> Выражаем глубокую признательность Международному фонду «Культурная инициатива» и лично Джорджу Соросу за финансовую поддержку серии Лики культуры
2011 -> Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы
2011 -> Сочинения в двух томах
  1   2   3

  • Факультет прикладной политологии
  • Авторы: Кучерская М.А., к.ф.н., доцент
  • Одобрено на заседании
  • Ученый секретарь