Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа № Кафедра: Психологии и педагогики Направление : 521000 «Психология»




Скачать 222.1 Kb.
Дата28.06.2017
Размер222.1 Kb.
ТипПрограмма
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
БАКАЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА №

Кафедра: Психологии и педагогики

Направление: 521000 «Психология»

Дисциплина: Зоопсихология и сравнительная психология

Кредит 3

Семестр 1.



Преподаватель: д.п.н., проф. Гагарин А.В.

Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами): по назначению и договоренности.

Часы академических групповых консультаций по расписанию.

Телефон: 8 495 772 54 86

Еmail: alex-gagarin@narod.ru

Описание курса
Цель изучения дисциплины заключается в создании условий:

– для обес­пе­чения фун­да­мен­таль­ной под­го­тов­ки вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­циа­ли­стов, об­ла­даю­щих глу­бо­ки­ми и раз­но­сто­рон­ни­ми зна­ния­ми в об­лас­ти зоо­пси­хо­ло­гии и срав­ни­тель­ной пси­хо­ло­гии, а так­же в смеж­ных об­лас­тях пси­хо­ло­гии и био­ло­гии;

– для формирования у сту­ден­тов современных научных пред­став­ле­ний в области зоопсихологии и сравнительной психологии, в частности, о про­ис­хо­ж­де­нии и эво­лю­ции пси­хи­че­ско­го от­ра­же­ния, субъ­ек­тив­ной пред­став­лен­но­сти ми­ра в субъ­ек­тив­ных пе­ре­жи­ва­ни­ях, ис­то­ках спе­ци­фи­че­ски че­ло­ве­че­ских форм пси­хи­че­ско­го от­ра­же­ния и струк­ту­ры дея­тель­но­сти, их фи­ло­ге­не­ти­че­ском и он­то­ге­не­ти­че­ском раз­ви­тии;

– для овладения студентами методами научно-исследовательской работы;

– развития способности к самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
За­да­чи изучения дисциплины:


  • дать сту­ден­там ос­но­вы зна­ний для по­ни­ма­ния об­ще­го про­цес­са раз­ви­тия пси­хи­ки, оз­на­ко­мить их с клас­си­че­ски­ми и со­вре­мен­ны­ми пред­став­ле­ния­ми об эво­лю­ции пси­хи­ки, о раз­ви­тии по­ве­де­ния и психи­ки жи­вот­ных в он­то­ге­не­зе, о ро­ли био­ло­ги­че­ских де­тер­ми­нант в по­ве­де­нии и пси­хи­ке че­ло­ве­ка, с со­вре­мен­ным со­стоя­ни­ем зна­ний и при­клад­ны­ми ис­сле­до­ва­ния­ми в об­лас­ти зоо­пси­хо­ло­гии и срав­ни­тельной пси­хо­ло­гии;

  • по­ка­зать на кон­крет­ных при­ме­рах воз­мож­но­сти объ­ек­тив­но­го изуче­ния пси­хи­че­ско­го от­ра­же­ния жи­вот­ных на ос­но­ве ана­ли­за их по­ве­де­ния;

  • при­вить на­вы­ки са­мо­стоя­тель­ной ра­бо­ты с ли­те­ра­ту­рой и умение ори­ен­ти­ро­вать­ся в со­вре­мен­ных на­прав­ле­ни­ях раз­ви­тия ком­плекса на­ук о по­ве­де­нии и пси­хи­ке жи­вот­ных, умение са­мо­стоя­тель­ной ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­ния прак­ти­че­ской и ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты в об­лас­ти зоо­пси­хо­ло­гии, ос­вое­ние спе­ци­аль­ных ме­то­дов, ме­то­дик и про­це­дур.


Содержание курса:

Объ­ект, пред­мет, задачи, проблемы зоо­пси­хо­ло­гии и срав­ни­тель­ной пси­хо­ло­гии; ка­те­го­ри­аль­ная сис­те­ма и ба­зо­вые по­ня­тия зоо­пси­хо­ло­гии и срав­ни­тель­ной пси­хо­ло­гии; ос­нов­ные на­прав­ле­ния, шко­лы и кон­цеп­ции оте­че­ст­вен­ной и за­ру­беж­ной зоо­пси­хо­ло­гии и срав­ни­тель­ной пси­хо­ло­гии; ис­то­рия и се­го­дняш­ний день зоо­пси­хо­ло­гии и срав­ни­тель­ной пси­хо­ло­гии; ме­сто и вклад зоо­пси­хо­ло­гии в раз­ви­тие сис­те­мы на­ук о ми­ре, че­ло­ве­ке и об­ще­ст­ве; ос­нов­ные на­прав­ле­ния прак­ти­че­ских зоо­пси­хо­ло­ги­че­ских и срав­ни­тель­но-пси­хо­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний; при­клад­ные ас­пек­ты зоо­пси­хо­ло­гии; ме­то­ды, ме­то­ди­ки и пси­хо­ло­ги­че­ские прие­мы изу­че­ния пси­хи­ки жи­вот­ных и че­ло­ве­ка в зоо­пси­хо­ло­ги­че­ских и срав­ни­тель­но-пси­хо­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях; воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие пси­хи­ки в про­цес­се филогенеза; кри­те­рии пси­хи­че­ско­го, фе­но­ме­но­ло­гия пси­хо­ло­ги­че­ско­го в зоо­пси­хо­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях; раз­ви­тие пси­хо­ло­ги­че­ской ре­аль­но­сти и ее фе­но­ме­нов в фи­ло­ге­не­зе и он­то­ге­не­зе раз­ных объ­ек­ти­ви­ро­ван­ных форм био­сфер­ной ор­га­ни­за­ции жиз­ни; эта­пы фи­ло­ге­не­ти­че­ско­го раз­ви­тия по­ве­де­ния: сен­сор­ная пси­хи­ка, ин­стинк­тив­ное по­ве­де­ние, ин­ди­ви­ду­аль­но-из­мен­чи­вое по­ве­де­ние, ин­тел­лек­ту­аль­ное по­ве­де­ние; по­зна­ва­тель­ные про­цес­сы и ког­ни­тив­ное по­ве­де­ние у жи­вот­ных и че­ло­ве­ка: вос­при­ятие ми­ра и сис­те­ма от­но­ше­ний со сре­дой оби­та­ния, фор­мы нау­че­ния от низ­ших к выс­шим; рас­те­ния, жи­вот­ные и че­ло­век  воз­мож­но­сти кон­так­тов; про­бле­ма гра­ни­цы, от­де­ляю­щей че­ло­ве­ка от жи­вот­но­го; со­ци­аль­ная жизнь у жи­вот­ных и че­ло­ве­ка: фор­мы со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния, об­ще­ния и ком­му­ни­ка­тив­но­го взаи­мо­дей­ст­вия, аг­рес­сия и эс­те­ти­че­ская дея­тель­ность у жи­вот­ных и че­ло­ве­ка; по­зна­ва­тель­ная дея­тель­ность и мыш­ле­ние у жи­вот­ных и че­ло­ве­ка; про­бле­ма про­ис­хо­ж­де­ния язы­ка и соз­на­ния в ас­пек­те изу­че­ния выс­ших пси­хо­ло­ги­че­ских фе­но­ме­нов и воз­мож­но­стей у жи­вот­ных.


Организационно-методическое построение курса.

Курс состоит из лекционных и практических занятий. Проводится два письменных тестирования на основе пройденного материала и по дополнительной литературе. Студенты к аттестации должны выполнить индивидуальную письменную работу и аттестационный проект, защитить его на последнем занятии.


Обязательная литература:
Фаб­ри К.Э. Ос­но­вы зоо­пси­хо­ло­гии. М., 2001 (или 1976, 1993).

Фи­лип­по­ва Г.Г. Зоо­пси­хо­ло­гия и срав­ни­тель­ная пси­хо­ло­гия. М., 2005.

Хре­сто­ма­тия по зоо­пси­хо­ло­гии и срав­ни­тель­ной пси­хо­ло­гии: Учеб­ное по­со­бие для сту­ден­тов фа­куль­те­тов пси­хо­ло­гии выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний по спе­ци­аль­но­стям 521000 и 020400 – «Пси­хо­ло­гия». – М.: Рос­. пси­хо­л. об­ще­ст­во, 1997.


До­пол­ни­тель­ная литература:
Бо­ров­ский В.М. Пси­хи­че­ская дея­тель­ность жи­вот­ных. Крымск: ГИ, 1941.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.

Ваг­нер В.А. Био­ло­ги­че­ские ос­но­ва­ния срав­ни­тель­ной пси­хо­ло­гии. Т.1, 2. СПб.; М., 1910–1913.

Вой­то­нис Н.Ю. Пре­дыс­то­рия ин­тел­лек­та. М.; Л., 1949.

Вы­гот­ский Л.С. Пре­ди­сло­вие к рус­ско­му из­да­нию кни­ги В. Ке­ле­ра «Ис­сле­до­ва­ние ин­тел­лек­та че­ло­ве­ко­по­доб­ных обезь­ян» // Собр. соч. Т. 1. М., 1962.

Вы­гот­ский Л.С., Лу­рия Л.Р. Этю­ды по ис­то­рии по­ве­де­ния (обезь­я­на, при­ми­тив, ре­бе­нок). М., 1993.

Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М.: Мир, 1992.

Дем­бов­ский Я. Пси­хо­ло­гия жи­вот­ных. М., 1959.

Дембовский Я. Психология обезьян. М., 1963.

Дольник В.Р. Вышли мы все из природы: Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. М.: Linka Press, 1996.

Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М.: Мир. 1981.

Ке­лер В. Ис­сле­до­ва­ние ин­тел­лек­та че­ло­ве­ко­по­доб­ных обезь­ян. М., 1930.

Лавик-Гудолл Д.В. В тени человека. М., 1974.

Лавик-Гудолл Д.В. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.

Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.

Ла­ды­ги­на-Котс Н.Н. Раз­ви­тие пси­хи­ки в про­цес­се эво­лю­ции ор­га­низ­мов. М., 1959.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981.

Лоренц К. Год серого гуся. М.: Мир, 1984.

Лоренц К. Человек находит друга. М., 1995.

Мак-Фер­ланд Д. По­ве­де­ние жи­вот­ных. М., 1988.

Новоженов Ю.И. Таинственное либидо: Социобиологический анализ человеческой сексуальности. Екатеринбург: Банк культ. информации, 1999.

Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 1980.

Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М.: Наука, 1983.

Плюснин Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции: Теоретико-методологический анализ. Новосибирск: Наука, 1990.

Ро­гин­ский Я.Я. Пси­хи­ка че­ло­ве­ко­об­раз­ных обезь­ян. Л., 1945.

Тин­бер­ген Н. По­ве­де­ние жи­вот­ных. М., 1969.

Тинберген Н. Социальное поведение животных. М.: Мир, 1993.

Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1970.

Уитни Л.Ф. Психология собаки. М., 1997.

Фабри К.Э. Игра животных. М., 1985.

Фир­сов Л.А. По­ве­де­ние ан­тро­пои­дов в при­род­ных ус­ло­ви­ях. Л., 1977.

Фос­си Д. Го­рил­лы в ту­ма­не. М., 1966.

Фриш К. Из жизни пчел. М., 1980.

Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975.

Хайнд Р. По­ве­де­ние жи­вот­ных. М., 1975.

Шо­вен Р. По­ве­де­ние жи­вот­ных. М., 1972.

Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М., 1984.

Этология человека на пороге XXI века: новые данные и старые проблемы. М.: Старый Сад, 1999.


Электронные источники:
1. Сотская М.Н. Электронный УМК «Зоопсихология»: учебное пособие, биографии ученых, словарь терминов, список литературы по курсу, хрестоматия, электронный тест на самопроверку.

http://www.ido.edu.ru/psychology/animal_psychology/

2. Гагарин А.В. Зоопсихология и сравнительная психология: Электронная версия учебно-методического комплекса; база ссылок на сайты зоопсихологической тематики.



http://www.ag-students.narod.ru/links3.html
Условия и критерии выставления оценок:

От студентов требуется посещение лекций, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на занятиях (умение вести дискуссию, творческий подход к анализу текстов, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также качество подготовки рецензии, контрольных работ (тестов), докладов и итоговое испытание.


Балльная структура оценки:
Формы контроля: зачет.
Посещение занятий – 21 балл (21 неделя х 1 б.)

Работа на лекциях – 10 баллов (10 лекций х 1 б.)

Выполнение практической работы № 1 (работа со статьями) 6 баллов

Выполнение практической работы № 2 (понятийный аппарат) 6 баллов

Выполнение практической работы № 3 (просмотр фильма и написание рецензии-эссе) 6 баллов

Выполнение практической работы № 4 (работа с текстом учебника Г.Г. Филипповой) 6 баллов

Выполнение практической работы № 5 (заполнение рабочей тетради) 6 баллов

Домашняя работа по наблюдению за животным (с устным обсуждением) 7 баллов.

Индивидуальная письменная работа (с защитой) 10 баллов

Оформление аттестационного проекта 8 баллов

Промежуточная аттестация (тестирование) – 10 баллов

Итоговая аттестация (тестирование) – 12 баллов.


Всего – 108 баллов (3 кредита)
Шкала оценок:

(Оставляется строка, которая соответствует количеству кредитов)





Кол-во кредитов

Оценка


Неудовлетвор.

Удовлетвор.

Хорошо

Отлично

Оценка ECTS

F(2)

FX(2+)

E(3)

D(3+)

C(4)

B(5)

A(5+)

Мак. сумма баллов






















1

36

Менее 13

13-18

19-21

22-24

25-30

31-33

34-36

2

72

Менее 25

25-36

37-42

43-48

49-60

61-66

67-72

3

108

Менее 37

37-54

55-63

64-72

73-90

91-99

100-108

4

144

Менее 49

49-72

73-84

85-96

97-120

121-132

133-144

5

180

Менее 61

61-90

91-105

106-120

121-150

151-165

166-180

6

216

Менее 73

73-108

109-126

127-144

145-180

181-198

199-216

7

252

Менее 85

85-126

127-147

148-168

169-210

211-231

232-252

8

288

Менее 97

97-144

145-168

169-192

193-240

241-264

265-288

Пояснение оценок



А

Выдающийся ответ

В

Очень хороший ответ

С

Хороший ответ

D

Достаточно удовлетворительный ответ

Е

Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа



Оценка 2+ (FХ) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа

F

Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)


Правила выполнения письменной работы

Для эффективной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать соответствующие требования (представлены на сайте ag-students.narod.ru, ссылка «Зоопсихология и сравнительная психология»).


АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОЙ работы над текстом статьи
Раз­мер пись­мен­ной ра­бо­ты над тек­стом статьи составляет 2–3-х пе­чат­ных стра­ницы.
Вариант 1
1. Вы­пи­сать 10-15 клю­че­вых слов, сло­во­со­че­та­ний, по­зи­ций, от­ра­жаю­щих сущ­ность про­бле­мы, под­ня­той ав­то­ром (1/4 тек­ста).

2. Рас­крыть сущ­ность со­дер­жа­ния работы (мож­но сфор­му­ли­ро­вать 3-5 во­про­сов, рас­кры­ваю­щих сущ­ность, ли­бо со­ста­вить план и т.п.) (1/4 тек­ста).

3. Сфор­му­ли­ро­вать 3-5 во­про­сов (с позиций пре­по­да­ва­те­ля), ко­то­рые мож­но бы­ло бы за­дать сту­ден­ту, ре­цен­зи­рую­ще­му дан­ную работу (1/4 тек­ста).

4. Ва­ше от­но­ше­ние к про­бле­ме, под­ня­той в работе, воз­мож­ные во­про­сы, ко­то­рые хо­те­лось бы за­дать ее ав­то­ру, воз­мож­ные пер­спек­ти­вы изу­че­ния дан­ной про­бле­мы, за­ме­ча­ния и по­же­ла­ния ре­цен­зен­та, воз­мож­ное ис­поль­зо­ва­ния ре­зуль­та­тов, по­лу­чен­ных ав­то­ром в тео­рии и прак­ти­ке (1/4 тек­ста).


Вариант 2
1. Раскрыть сущность содержания текста, при этом не пе­ре­сказывая ан­но­та­цию или сам текст, а пре­ж­де все­го, сфор­му­ли­ро­вать во­просы, на ко­то­рые пы­та­ют­ся от­ве­тить ав­то­ры ста­тьи (1/4 тек­ста).

2. Провести краткий критический анализ работы, при этом, пре­ж­де все­го, от­ве­тить на во­про­сы:  Согласны ли Вы с позицией автора? По­че­му по­зи­ция ав­то­ров вас не впол­не уст­раи­ва­ет? Ка­кие ис­ход­ные пред­по­ло­же­ния ка­жут­ся со­мни­тель­ны­ми? Ка­кие вы­во­ды ка­жут­ся про­ти­во­ре­ча­щи­ми полученным Вами ранее­ зна­ни­ям? (1/4 тек­ста).

3. Сформулировать возможный ответ на собственную критику (1/4 тек­ста).

4. Раскрыть возможные перспективы разработки проблемы, затронутой в тексте, при этом ответить на вопрос: В изу­че­нии ка­ких про­блем мож­но ис­поль­зо­вать тео­рию или ме­то­ды, раз­ви­тые в ре­цен­зи­руе­мой ра­бо­те? (1/4 тек­ста).

5. По ре­зуль­та­там ра­бо­ты над тексом под­го­то­вить вы­сту­п­ле­ние (3-5 ми­нут) на зачетном занятии.
Академическая этика

Все имеющиеся в творческой работе сноски тщательно выверяются и снабжаются «адресами». Недопустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников, найденных в Интернете. Необходимо указывать полный адрес сайта. Все случаи плагиата должны быть исключены. В случае необходимости в конце работы дается исчерпывающий список всех использованных источников.


Темы лекций и практических занятий
Неделя I, II: «Введение в зоопсихологию и сравнительную психологию» (лекция)

Литература обязательная:

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2001 (или 1976, 1993).

Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М., 2005.

Дополнительная:

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972

Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 521000 и 020400 «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1997.



Задание для самоподготовки:

Студенты готовятся к обсуждению следующих вопросов:

1. Понятие о психике, поведении, психической деятельности животных. Объект и предмет зоопсихологии и сравнительной психологии.

2. Поле деятельности зоопсихолога и проблема зарождения психики с позиций отечественной психологии.

3. Предмет сравнительной психологии.

4. Задачи и проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии.

5. Взаимосвязь зоопсихологии с другими науками.

6. Прикладное значение зоопсихологии и сравнительной психологии.


Неделя III-IV: «Актуальные современные прикладные проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии» (круглый стол, «ПЗ1»)

Литература обязательная:

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2001 (или 1976, 1993).

Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М., 2005.

Дополнительная:

Статьи в печати, Интернете, другие материалы из СМИ.



Задание для самоподготовки:

Студенты готовятся к обсуждению различных вариантов возможного приложения зоопсихологических знаний в реальной человеческой практике. Предлагаются для обсуждения следующие направления.

1. Для реше­ния коренных проблем общей психологии, для выявления биологических корней психической деятельности челове­ка и закономерностей происхождения и развития его со­знания.

2. Для выявления биологических основ развития детской психики, а в сравнительно-психологическом плане — ее генетических корней.

3. Для педагогической психологии.

4. Для решения проблемы происхождения человека.

5. Для медицинской практики.

6. Для анималотерапии.


Неделя V-VI: «Методы зоопсихологии» (лекция)

Литература обязательная:

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2001 (или 1976, 1993).

Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М., 2005.

Дополнительная:

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972

Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 521000 и 020400 «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1997.



Задание для самоподготовки:

Студенты готовятся к обсуждению следующих вопросов:

1. Методы зоопсихологии и общие особенности зоопсихологических исследований.

2. Характеристика традиционных методов зоопсихологии, сводимых к постановке задач перед животными.

3. Некоторые особенности современных методов зоопсихологии.
Неделя VI-VIII: «Понятийно-терминологический аппарат зоопсихологии и сравнительной психологии» (организационно-деятельностная игра, «ПЗ2»).

Литература обязательная:

Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М., 2005.

Дополнительная:

Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 521000 и 020400 «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1997.



Задание для самоподготовки:

Студенты готовятся к выполнению практических заданий по освоению основных категорий и понятий зоопсихологии и сравнительной психологии.


Неделя IX-X: «История и теории зоопсихологии» (лекция)

Литература обязательная:

Фи­лип­по­ва Г.Г. Зоо­пси­хо­ло­гия и срав­ни­тель­ная пси­хо­ло­гия. М., 2004.

Дополнительная:

Вой­то­нис Н.Ю. Пре­дыс­то­рия ин­тел­лек­та. М.; Л., 1949.

Вы­гот­ский Л.С., Лу­рия Л.Р. Этю­ды по ис­то­рии по­ве­де­ния (обезь­я­на, при­ми­тив, ре­бе­нок). М., 1993.

Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996.

Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. М., 2005.

Задание для самоподготовки:

Студенты готовятся к обсуждению следующих вопросов:

1. Классификация теорий зоопсихологии.

2. Креационные теории зоопсихологии.

3. Предыстория формирования и развития рациональных гипотез в зоопсихологии.

4. Рациональные теории в зоопсихологии.

5. Проблемы современной теоретической зоопсихологии.
Неделя XI-XII: «Проблема происхождения «живого» и «психического» на Земле» (просмотр фильма или работа с дополнительным материалом, написание рецензии-эссе, «ПЗ3»)

Литература обязательная:

Гагарин А.В. «Зоопсихология и сравнительная психология»

http://www.ag-students.narod.ru/links3.html

Задание для самоподготовки:

Студенты готовятся к самостоятельной работе с дополнительным материалом (просмотру фильма по зоопсихологии) с целью написания рецензии эссе на тему «Проблема происхождения «живого» и «психического» на Земле», где делают попытку ответить на вопросы:

На каком этапе эволюции «живого» на Земле могла возникнуть психика?

Каковы критерии проявления психического, в чем его особенности?

Какова роль «психического» в жизнедеятельности живых организмов на Земле?

Ответы на вопросы иллюстрируются конкретными примерами из фильма (другого источника информации).


Неделя XIII-XIV: «Про­бле­ма про­ис­хо­ж­де­ния психики и критерии психического» (лекция)
Литература обязательная:

Фи­лип­по­ва Г.Г. Зоо­пси­хо­ло­гия и срав­ни­тель­ная пси­хо­ло­гия. М., 2004.

Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЕК, 1999 (Серия «Психологи Отечества»).

Дополнительная:

Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

Опарин А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. 2-е изд., М. Наука, 1968.

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2001 (или 1976, 1993).

Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М.: Академия, 2005.

Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум, М.: Наука, 1987.

Юнг К.Г. «Структура психики и процесс индивидуализации», М. Наука, 1996

Задание для самоподготовки:

Студенты готовятся к обсуждению следующих вопросов:



  1. Возникновение и эволюция жизни на планете Земля: вводные замечания.

  2. Про­бле­ма про­ис­хо­ж­де­ния пси­хи­ки в пси­хо­ло­гии.

  3. Пред­став­ле­ния о воз­ник­но­ве­нии пси­хи­ки на различных уровнях развития материи.

  4. Проблема критерия психического в подходах различных авторов.


Неделя XV: «Особенности образа жизни животных» (коллоквиум)

Литература обязательная:

Фи­лип­по­ва Г.Г. Зоо­пси­хо­ло­гия и срав­ни­тель­ная пси­хо­ло­гия. М., 2004.

Дополнительная:

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2001 (или 1976, 1993).

Гагарин А.В. «Зоопсихология и сравнительная психология»

http://www.ag-students.narod.ru/links3.html

Задание для самоподготовки:

Студенты готовятся к ответу на следующие вопросы:



  1. Про­бле­ма он­то­ге­не­за по­ве­де­ния. Эво­лю­ци­он­ные и ре­во­лю­ци­он­ные пе­рио­ды в он­то­ге­не­зе. Сен­зи­тив­ные и кри­ти­че­ские пе­рио­ды.

  2. Ме­та­мор­фоз и он­то­ге­нез. Со­зре­ва­ние и раз­ви­тие. Пе­рио­ди­за­ция он­то­ге­не­за.

  3. Спе­ци­фи­ка со­дер­жа­ния дея­тель­но­сти в дет­ст­ве по срав­не­нию со взрос­лой жиз­нью.

  4. Раз­лич­ные фор­мы за­бо­ты о по­том­ст­ве.

  5. Ос­нов­ные тео­рии иг­ры. Спе­ци­фи­ка иг­ро­вой дея­тель­но­сти.

  6. Ха­рак­те­ри­сти­ка иг­ро­вой дея­тель­но­сти, внеш­ние и внут­рен­ние ус­ло­вия для осу­ще­ст­в­ле­ния иг­ро­вой дея­тель­но­сти.

  7. Иг­ро­вая мо­ти­ва­ция, ее спе­ци­фи­ка.

  8. Иг­ра как он­то­ге­не­ти­че­ский ме­ха­низм раз­ви­тия ин­тел­лек­ту­аль­ной струк­ту­ры дея­тель­но­сти.

  9. Ори­ен­ти­ро­воч­но-ис­сле­до­ва­тель­ская дея­тель­ность: роль в по­ве­де­нии жи­вот­ных, со­дер­жа­ние, струк­ту­ра, ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния.

  10. Об­ще­ние как ме­ха­низм осу­ще­ст­в­ле­ния груп­по­во­го по­ве­де­ния и как дея­тель­ность. Раз­ви­тие об­ще­ния в фи­ло­ге­не­зе.

  11. Воз­ник­но­ве­ние спе­ци­фи­че­ской функ­цио­наль­ной по­треб­но­сти в об­ще­нии и ее роль в про­ис­хо­ж­де­нии че­ло­ве­че­ско­го соз­на­ния.


Неделя XVI-XVII: «Эволюция психики» (лекция)

Литература обязательная:

Фи­лип­по­ва Г.Г. Зоо­пси­хо­ло­гия и срав­ни­тель­ная пси­хо­ло­гия. М., 2005.

Дополнительная:

Ле­он­ть­ев А.Н. Про­бле­мы раз­ви­тия пси­хи­ки. М., 1972.

Леонтьев А.Н. «Эволюция психики», М. Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1999, (Серия «Психологи Отечества»).

Фаб­ри К.Э. Ос­но­вы зоо­пси­хо­ло­гии. М., 2001 (или 1976, 1993).

Фи­лип­по­ва Г.Г. Зоо­пси­хо­ло­гия и срав­ни­тель­ная пси­хо­ло­гия. М., 2005.

Ла­ды­ги­на-Котс Н.Н. Раз­ви­тие пси­хи­ки в про­цес­се эво­лю­ции ор­га­низ­мов. М., 1959.

Задание для самоподготовки:

Студенты готовятся к ответу на следующие вопросы:

1. Схема определения уровня развития психики животных.

2. Типы взаимосвязей животного с окружающей средой.

3. Функ­цио­наль­ные сфе­ры по­ве­де­ния и строе­ние по­треб­но­ст­но-мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры субъ­ек­та пси­хи­ки.

4. Ори­ен­ти­ро­воч­но-ис­сле­до­ва­тель­ская дея­тель­ность.

5. Об­ще­ние.

6. Он­то­ге­нез.

7. Стадиальные и уровневые концепции развития психики в филогенезе.

8. Стадия сенсорной психики.

9. Стадия перцептивной психики.

10. Стадия интеллекта.

11. Стадия сознания.

12. Общие закономерности эволюции психики и антропогенез.


Неделя XVIII: «Эволюция психики» (работа с текстом учебника, «ПЗ4»)

Литература обязательная:

Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М., 2005.



Дополнительная:

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2001.

Задание для самоподготовки:

Студенты самостоятельно изучают главы 1-3, 7 учебника Филипповой Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М., 2005 и готовятся к выполнению практического задания по работе с данным текстом.


Неделя XIX: «Практическое наблюдение за поведением домашнего животного» (обсуждение результатов выполнения домашней работы).

Литература обязательная:

Гагарин А.В. «Зоопсихология и сравнительная психология»

http://www.ag-students.narod.ru/links3.html

Задание для самоподготовки:

Студенты готовятся к выполнению задания по наблюдению за домашним животным.


Неделя XX: Заполнение рабочей тетради по зоопсихологии и сравнительной психологии (практическая работа на занятии, ПЗ5)

Литература обязательная:

Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М., 2005.



Дополнительная:

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2001.



Задание для самоподготовки:

Студенты готовятся к выполнению задания по заполнению рабочей тетради.


Неделя XXI: Заключительная конференция по итогам подготовки аттестационного проекта, устная (или индивидуальная) защита письменных работ, итоговая аттестация.

Задание для самоподготовки:

1. Студенты готовятся к защите аттестационного проекта, а также к выступлению на заключительной конференции по итогам выполнения индивидуальной письменной работы.

2. Студенты готовятся к итоговой аттестации в форме тестирования по всему пройденному материалу.
СОДЕРЖАНИЕ

Описание курса

Цель курса

Содержание курса:

Организационно-методическое построение курса

Обязательная литература:

Дополнительная литература

Условия и критерии выставления оценок:

Балльная структура оценки:

Шкала оценок:

Правила выполнения письменных работ (эссе и контрольных тестовых работ)

Академическая этика

Неделя I, II: «Введение в зоопсихологию и сравнительную психологию» (лекция)

Неделя III-IV: «Актуальные современные прикладные проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии» (круглый стол, «ПЗ1»)

Неделя V-VI: «Методы зоопсихологии» (лекция)

Неделя VI-VIII: «Понятийно-терминологический аппарат зоопсихологии и сравнительной психологии» (организационно-деятельностная игра, «ПЗ2»).

Неделя IX-X: «История и теории зоопсихологии» (лекция)

Неделя XI-XII: «Проблема происхождения «живого» и «психического» на Земле» (просмотр фильма или работа с дополнительным материалом, написание рецензии-эссе, «ПЗ3»)

Неделя XIII-XIV: «Про­бле­ма про­ис­хо­ж­де­ния психики и критерии психического» (лекция)

Неделя XV: «Особенности образа жизни животных» (коллоквиум)

Неделя XVI-XVII: «Эволюция психики» (лекция)

Неделя XVIII: «Эволюция психики» (работа с текстом учебника, «ПЗ4»)

Неделя XIX: «Практическое наблюдение за поведением домашнего животного» (обсуждение результатов выполнения домашней работы).

Неделя XX: Заполнение рабочей тетради по зоопсихологии и сравнительной психологии (практическая работа на занятии, ПЗ5)



Неделя XXI: Заключительная конференция по итогам подготовки аттестационного проекта, устная (или индивидуальная) защита письменных работ, итоговая аттестация.