Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка. Статус программы. Цели и задачи предмета. Общая характеристика учебного предмета




страница1/2
Дата15.05.2017
Размер0.51 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка.

    1. Статус программы.

    2. Цели и задачи предмета.

    3. Общая характеристика учебного предмета.

    4. Место предмета в учебном плане.

    5. Общеучебные умения, навыки и способы действия.

    6. Основные содержательные линии.

    7. Технологии, формы, методы обучения.

    8. Результаты обучения

  2. Содержание курса. Требования к практическому владению видами речевой деятельности по классам.

  3. Требования к уровню подготовки выпускников

  4. Критерии и нормы оценки образовательных результатов учащихся.

  5. Условия реализации.

  6. Тематическое планирование 5-9 классы.




  1. Пояснительная записка.

Предлагаемая рабочая программа предназначена для учащихся 5–9 классов МАОУ «Гимназия им. А.С.Пушкина». Программа составлена в соответствии с:



  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

С учетом:

  • Примерной программы основного общего образования по предмету «Иностранный язык» для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

  • Программы общеобразовательных учреждений. «Английский язык». Школа с углубленным изучением иностранных языков II-XI классы. Автор: доктор педагогических наук, профессор В.В. Сафонова. Год издания 2006, издательство Москва: «Просвещение»;

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы МАОУ «Гимназия им.А.С. Пушкина».

1.1 Статус программы.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Программа реализует следующие основные функции:


  • информационно-методическую;

  • организационно-планирующую;

  • контролирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии  образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение  количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе.

Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.
1.2 Цели и задачи курса.

В процессе реализации предлагаемой рабочей программы предполагается достижение следующих целей:



  • Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

  • речевая компетенция – коммуникативные умения в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

  • языковая компетенция – владение языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; знания о языковых явлениях изучаемого языка; представления о способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

  • социокультурная компетенция – осведомлённость учащихся о культуре, традициях и реалиях стран английского языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы в 5–9 классах; умение представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; способность адаптироваться в условиях неродной культуры;

  • компенсаторная компетенция – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и передаче иноязычной информации, а также при соприкосновении с неродной культурой;

  • учебно-познавательная компетенция – общие и специальные учебные умения, владение способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

  • Развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой культуры.

  • Формирование уважения к личности, ценностям семьи, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учётом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки.

  • Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым английским языком, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.

  • Создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на уровне среднего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы профессиональной деятельности.

Основными задачами реализации содержания обучения являются:

  • формирование и развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;

  • формирование и развитие языковых (фонетических, лексических и грамматических) навыков;

  • формирование и развитие социокультурных умений учащихся.


1.3 Общая характеристика учебного предмета.

Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации  (использование новых информационных технологий) требуют развития коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Иностранный язык как учебный предмет характеризуется



  • межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

  • многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой -  умениями в четырех видах речевой деятельности);

  • полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Программа нацелена на  реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и  деятельностного  подходов к обучению иностранному языку (в том числе английскому).

Обучение в период с 5 по 9 класс является вторым уровнем общего образования и важным звеном, которое соединяет все три уровня общего образования: начальное, основное и среднее. Обучение иностранному языку (английскому) в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения иностранного языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках. В этом возрасте у учащихся появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес.

В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Все это позволяет расширить связи английского языка с другими учебными предметами, способствует иноязычному общению школьников с учащимися из других стран, в том числе и через Интернет, содействует их социальной адаптации в современном мире.

В 8-9 классах реальной становится предпрофильная ориентация школьников средствами английского языка. На данной ступени языкового развития у школьников отмечаются также значительные возрастные и индивидуальные различия, которые должны учитываться как при отборе содержания, так и в использовании приемов обучения. В связи с динамикой возрастного развития школьников на уровне основного общего образования в данной программе предусматривается выделение двух этапов:



  • обучение английскому языку в 5-7 классах

и

  • обучение английскому языку в 8-9 классах.

Учёт возрастных особенностей учащихся обеспечивается личностно ориентированным и деятельностным подходом к обучению при переходе школьников от детства к взрослению. Постепенное усложнение познавательной деятельности даёт возможность включать иноязычную коммуникацию в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки.

При формировании и развитии речевых, языковых, социокультурных или межкультурных умений учитывается новый уровень мотивации учащихся, которые проявляют растущую самостоятельность в постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценке деятельности.

К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися общеевропейского допорогового уровня подготовки по иностранному языку (английскому языку), уровень А-2. Этот уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать иностранный язык для продолжения образования на уровне среднего образования, в специальных учебных заведениях и для дальнейшего самообразования.
Предмет «Иностранный язык» имеет коммуникативную направленность, и это даёт возможность развивать культуру межличностного общения на основе морально-этических норм (уважения, равноправия, ответственности и т. д.). При обсуждении специально отобранных текстов у учащихся формируется умение рассуждать и доказывать, предполагать (выдвигать гипотезы) и прогнозировать, анализировать и синтезировать, сравнивать, находить сходства и различия, замечать, интерпретировать и оценивать как языковые, так и культурные явления.
Английский язык как учебный предмет характеризуется:


  • межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

  • многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладе-ние различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);

  • многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях знания).

Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Второй аспект обучению иностранному языку в школе связан с реализацией содержания этнокультурного образовательного компонента, который выполняет в образовании ряд важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:


  • воспитывает нравственные качества личности ребенка;

  • побуждает детей к изучению истории и настоящего родного края;

  • приобщает детей к изучению национальной культуры и фольклора.


1.4 Место курса в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений отводит 525 часов (из расчёта 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения иностранного языка в 5–9 классах. Для реализации углубленного изучения английского языка в МАОУ «Гимназия им. А.С.Пушкина» данная рабочая программа рассчитана на 735 часов из расчета 4 часа в неделю в 6-9 классах и 5 часов в 5 классе.

Для реализации программы углубленного обучения английскому языку предлагается использовать следующие компоненты УМК «Звёздный английский – 5,6,7,8,9 »(учебник, книга для учителя, книга тестов авторов К.М. Барановой, Д. Дули, В.В. Копыловой, Р.П. Мильруда, В. Эванс).

Учитывая углубленный уровень обучения английскому языку в гимназии, следует отметить, что в учебном плане отводится место интегрированным курсам «История Великобритании» для 6, 7 классов, «Страноведение Великобритании и США» для 8, 9 классов.

Программа курса «История Великобритании» расширяет кругозор учащихся, способствует дальнейшему развитию иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной). Данный учебный курс играет существенную роль в процессе гуманизации образовательного пространства гимназии, так как кроме уже обозначенных положительных моментов, создаёт условия для реализации важнейшей цели предпрофильного образования на ранней ступени обучения: умение объективно оценить свои резервы и способности к продолжению образования в области связанной с иностранным языком.

В преподавании данного курса большая роль отводится связям иностранного языка с курсами истории, географии, литературы. Курс направлен на обеспечение возможности изучения английского языка одновременно с изучением важнейших событий истории и национальной культуры английского народа.

Интегрированный курс предназначен для учащихся 6 и 7 классов и рассчитан на 35 часов в учебный год при интенсивности проведения 1 час в неделю.

Для реализации содержания интегрированного курса используется учебное пособие «Страницы Британской истории». Книга для чтения на английском языке в 7-11 классах общеобразовательной школы. К. И. Кауфман, М. Ю. Кауфман. Издательство «Титул», 2013 г. Учебное пособие отвечает нашим требованиям и уровню языковой подготовки учащихся. Представляет собой краткое историческое введение в курс страноведения. Пособие содержит сжатую информацию об исторических событиях Великобритании, выделяет ключевые слова, термины для каждого раздела, предлагает упражнения для проверки понимания и усвоения изученного материала по каждому историческому периоду. Периодизация исторических событий соответствует периодизации, представленной в тематическом планировании в рабочей программе учебного предмета.

Учебный интегрированный курс “Страноведение Великобритании и США” дает возможность познакомить с учебными материалами посредством использования иллюстративного материала и наглядных пособий: карт, диаграмм, фотографий, репродукций, иллюстраций из книг и журналов, мультимедийных презентаций, аудио- и видеоматериалов, компьютерных программ. Курс преподается на английском языке, следовательно, позволяет пополнить и расширить лексико-грамматическую базу учащихся, совершенствовать навыки аудирования и говорения. Практические занятия развивают и совершенствуют имеющиеся у учащихся речевые умения.

Интегрированный курс предназначен для учащихся 8 и 9 классов и рассчитан на 35 часов в учебный год при интенсивности проведения 1 час в неделю.

Для реализации содержания интегрированного курса используется учебное пособие: Артемова А.Ф. Энциклопедия самообразования по английскому языку и страноведению Великобритании и США: Учебное пособие А.Ф.Артемова, О.А.Леонович. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига, 2005-398, (2) с.: ил. В качестве дополнительного пособия используется учебное пособие: Голицинский Ю. Б. «Великобритания». Пособие по страноведению. - КАРО. СПб.,2000.-477с. и Голицинский Ю. Б. «США». Пособие по страноведению. - КАРО. СПб.,2004.

Используемые учебные пособия отвечают требованиям программы и уровню языковой подготовки учащихся. Представляют собой пособия по страноведению Великобритании и США соответственно. Пособия содержат сжатую информацию об исторических событиях Великобритании, знакомят обучающихся с основными достопримечательностями, включают основные сведения о географическом положении, рельефе, природных зонах, политической, экономической и культурной жизни изучаемых стран выделяют ключевые слова и термины для каждого раздела, предлагают упражнения для проверки понимания и усвоения изученного материала.

Домашнее задание по содержанию пособий не задается.

1.5 Обще учебные умения, навыки и способы действия.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и способствующих самостоятельному изучению английского языка и культуры стран изучаемого языка; а также развитию специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.



1.6 Результаты обучения

При изучении предмета «Английский язык» на уровне основного общего образования учащиеся достигнут следующих результатов:



А. В коммуникативной сфере (т. е. во владении иностранным языком как средством общения).

Речевая компетенция:

В говорении:

  • начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

  • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;

  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;



  • сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;

  • описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.

В аудировании:

  • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

  • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);

  • воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.

В чтении:

  • читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;

  • читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;

  • читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.

В письменной речи:

  • заполнять анкеты и формуляры;

  • писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;

  • составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.

Языковая компетенция:

  • применение правил написания слов, изученных в основной школе;

  • адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;

  • соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;

  • распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);

  • знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);

  • понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка: синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;

  • распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка;

  • знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

  • знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.

Социокультурная компетенция:

  • знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  • распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;

  • знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорок, поговорок, пословиц);

  • знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;

  • представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);

  • представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

  • понимание роли владения иностранными языками в современном мире.

Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
  1   2

  • 1.2 Цели и задачи курса.
  • Развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного языка
  • Формирование уважения к личности
  • Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым английским языком
  • Создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета
  • 1.3 Общая характеристика учебного предмета.
  • 1.4 Место курса в учебном плане.
  • 1.5 Обще учебные умения, навыки и способы действия.
  • А. В коммуникативной сфере (т. е. во владении иностранным языком как средством общения).