Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка рабочая программа по кубановедению составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе




страница1/10
Дата08.07.2017
Размер1.58 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по кубановедению составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы Кубановедение: программа для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края. /Под редакцией А.А. Зайцева -2-e изд., перераб и доп. с учетом требований ФГОС. – Краснодар: Перспективы образования , 2014; с учетом писем министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 7.07.2016 № 47-11727/16-11«О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования» и от 19.07.2016 г. № 47-12536/16-11 «О формировании учебных планов образовательных организация Краснодарского края на 2016 – 2017 учебный год».



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ»

В результате изучения кубановедения в 5-9 классах ученик должен:

  • знать/понимать

- полезные ископаемые региона и их рациональное использование;

- типы почв Краснодарского края и их хозяйственное использование;

- особенности климатических условий на территории Краснодаре края;

- растительный и животный мир Кубани и своей местности;

- редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края

- природные и природно-хозяйственные комплексы на территории Кубани

- устойчивость экосистемы, её значение в сохранении природы;

- экологические проблемы своей местности и пути их разрешения;

- природно-ресурсный потенциал своего родного края;

- основные этапы и ключевые события истории Кубани в контексте российской истории;

- открытия кубанских учёных и их вклад в сокровищницу отечественной и мировой науки;

- историко-культурные и природные памятники родного края (своего рай­она, города);

- произведения кубанских писателей и публицистов;

- фольклор народов, населявших Кубань в различные исторические периоды;

- истоки и наиболее характерные черты кубанских говоров;

- значение диалектных слов в произведениях кубанского фольклора; их роль в художественной литературе;

- литературные произведения, отражающие кубанскую тематику;

- музыкально-культурное наследие региона;

- выдающихся представителей художественной культуры Кубани прошло­го и настоящего (художников, архитекторов, скульпторов, мастеров ДЛИ);

- особенности декоративно-прикладного искусства местных этнических общностей;



  • уметь

- показывать на карте основные географические объекты края;

- характеризовать наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности;

- объяснять последствия влияния человека на природные компоненты;

- описывать внешний вид представителей живого мира Кубани;

- находить необходимую информацию по кубановедению в разных источ­никах краеведческой литературы: материалах местных СМИ, Интернета;

- систематизировать разнообразную информацию о Краснодарском крае на основе собственных представлений об основных закономерностях развития общества;

- показывать на исторической карте территорию Кубани в различные исто­рические эпохи и периоды, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;

- излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубанове­дению, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты);

- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и лично­стям, аргументировать собственную точку зрения;

- анализировать идейное содержание и художественные достоинства про­изведений литературы и искусства кубанских авторов;

- понимать образный язык разных видов искусства; оценивать творчество местных художников, архитекторов, скульпторов, народных мастеров Кубани;

- отличать литературные слова и выражения от диалектных;



  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения опасных для человека растений, грибов и животных, в чающихся в своей местности;

- понимания роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов Краснодарского края;

- познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства;

- понимания причин и значимости происходящих событий и определения собственного отношения к ним;

- объяснения обычаев и традиций, распространённых на Кубани;

- сохранения и дальнейшего развития культурных традиций своего народа

- высказывания собственных суждений о культурно-историческом наследии народов многонациональной Кубани;

- общения с людьми различных национальностей и религиозных взглядов:

- формирования художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию;

- адекватной оценки собственных способностей и возможностей их изменения в будущем.



Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса

Личностные результаты:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, овладение навыками саморазвития и самообразования.

  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего coвременному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социаль­ной жизни в группах и сообществах.

6. Развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

8. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие цен­ностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам сво­ей семьи.

9. Развитие эстетического сознания через освоение художественного насле­дия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том чис­ле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре­шения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осу­ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собствен­ные возможности её решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия ре­шений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной дея­тельности.

6. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, клас­сифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классифи­кации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рас­суждения, умозаключения и делать выводы.

7. Смысловое чтение.

8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель­ность с учителем и сверстниками.

9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с за­дачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.



Предметные результаты:

1. Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона.

2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину.

3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т. д.

4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.

5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности:

- в 5-м классе вводятся творческие проекты, например, связанные с изготовлением макетов исторических памятников Кубани. Возможны варианты коллективных проектов. Темы предложены с учетом перечня умений, навыков, универсальных учебных действий (УУД), возрастных особенностей подростков;

- в 6-м классе вводятся проекты, связанные с прикладной игровой деятельностью;

-в 7-м классе помимо игровой деятельности вводятся элементы исследовательской работы;

- в 8-м классе вводятся исследовательские и творческие проекты;

- в 9-м классе организуется проектно-исследовательская деятельность, связанная с изучением биографий знаменитых земляков-кубанцев.

2. Содержание учебного предмета «Кубановедение»

5 класс

( 34 часа)

Введение. (1 ч) Что и как изучает предмет «Кубановедние». Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Природа и история Кубани в древности. Особенности культуры и быта жителей региона в далёком прошломКубановедение как предмет.
Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (6 ч)

Тема 1. Древние собиратели и охотники

Каменный век на Кубани, его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская (Майкопский район Адыгея) Быт и занятия древнего человека. Первобытное человеческое стадо. Орудия труда и особенности жилища. Места обитания(пещеры, гроты) древних людей. Стоянки среднего палеолит:Ильская,Губская,Монашеская,Баракаевская,Ацинская,Воронцовская,Хостинская.Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной жизни. Добывание использование огня. Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.



Работа с текстом «Удачный день».

Тема 2. Появление человека современного облика «Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община. Костяной век. Техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пещера (Майкопский район, Адыгея), Губские навесы (Мостовской район)

Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной. Зачатки древнего искусства. Мезолитические стоянки: Ацинская пещера(г.Сочи), Гамовские навесы (Отрадненский район),Явора (Карачаево-Черкесия)



Работа с текстом «Охота на мамонта».

Тема3. Земледельцы и скотоводы

Неолитическая революция. Производящее хозяйство: земледелие, скотоводство. Родовая община. Неолитические стоянки на Кубани: Каменномостская (Майкопский район,Адыгея),Нижнешиловская (г.Сочи),Нововочепшийская (Теучежский район, Адыгея). Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани: подкурганные захоронения (Правобережная Кубань); поселение Мешоко (пос. Каменномостский, Адыгея),Свободное (Красногвардейский район, Адыгея), Большетегинское (Отрадненский район); стоянки Нижнешиловская, Бочаров ручей (г.Сочи).

Работа с текстом «Весенний праздник».

Раздел II. Земледельцы и скотоводы Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы - 5 часов

Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры

Кубань в эпоху бронзы. Особенности производства бронзы на Северном Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена.

Археологические культуры. Майкопская культура, Майкопский и Новосвободненские курганы. Поселение Мешоко (посёлок Каменномостский).Ямная культура (правобережье Кубани).Особенности погребального обряда. Основные занятия племен ямной культуры.

Тема 5. Дольменная культура

Дольмены и их типы (плиточные, составные, корытообразные,монолиты). Легенды о происхождении дольменов. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и на Черноморском побережье: ст.Даховская и Новосвободная (Майкопский район,Адыгея), ст. Баговская (Мостовской район); пос. Каменномостский (Майкопский район,Адыгея); окрестности Геленжика и Сочи. Образ жизни,Занятия представителей племен дольменной культуры.



Работа с текстом «Каменное святилище».

Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры

Северокавказские племена на территории Кубани. Памятники северокавказской археологической культуры: окрестности аулов Уляп (Красногвардейский район,Адыгея), Хатажукай (Шовгеновский район, Адыгея); станиц Казанской Кавказского района и др. Образ жизни, хозяйственная деятельность. Общественный строй. Катакомбная культура. Особенности погребального обряда. Памятники племен катакомбной культуры.

Срубная культура. Погребальный ритуал. Памятники срубной культуры на территории Кубани.

Работа с текстом «Тайны Литейщика»

Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке - 8 часов

Темы 7. Кочевники кубанских степей

Кубань в раннем железном веке.Орудия труда,хозяйственная деятельность и образ жизни людей.Сыродутный способ получения железа. Технический переворот, вызванный распространением железа. Второе общественное разделение труда: отделение ремесла от земледелия.

Кочевые племена кубанских степей. Киммерийцы. Территория расселения, особенности быта и занятий

Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни, обычаи. Общественный строй. Вооружение. Звериный стиль в искусстве скифов. Скифская военная история. Погребальный ритуал. Курганы. Усыпальницы воинов и вождей. Влияние скифов на племена, населявшие территорию Кубани.Памятники скифской культуры: Костромской (Мостовской район), Келермесский и Ульский ( Республика Адыгея) курганы.

Сарматы.Особенности быта, образ жизни, погребальный обряд. Памятники сарматской культуры: курганы ст. Динской, Раздольной, х. Бойкопонура и др.

Сираки.Территория расселения.

Античные авторы о кочевниках: Геродот, Страбон, Овидий и др.

Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».

Тема 8. Меоты - земледельческие племена Северо-Западного Кавказа

Племена меотов на Кубани. Территория проживания меотов. Племенной состав. Памятники меотской культуры(городища и могильники) в окрестностях Краснодара, Усть-Лабинска, хутора Лебеди (Калининский район).Занятия: пашенное земледелие, скотоводство, рыболовство, металлургическое и гончарное производства, торговля. Общественный строй.



Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».

Тема 9. Мифология. Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья

Материальная культура народов Прикубанья. Оружие, одежда, предметы быта, украшения, найденные в скифских курганах. Звериный стиль в искусстве скифов и сарматов. Древние традиции в культуре народов Северного Кавказа.«История» Геродота. Легенды о происхождении скифов. Верования скифов. Скифские божества. Обряды. Культ предков. Культ плодородия.



Работа с текстом «Бычья шкура».

Раздел 4. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей -10 часов.

Тема 10.Начало древнегреческой цивилизации

Великая греческая цивилизация. Причины переселения древних греков на северо- восточное побережье Черного моря. Основание колоний. Фанагория, Гермонасса, Пантикапей (, Синдска – Горгиппия, Кепы и др. Греки и местное население.
Темы 11. Античная мифология и Причерноморье

Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера. Мифы об Ахилле. Миф об Ифигении. Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об амазонках. Миф о Прометее.



Тема 12. Занятия жителей колоний

Повседневная жизнь греческих переселенцев.Развитие земледелия, животноводство. Ремесло и торговля.Торговые партнёры, предметы вывоза и ввоза.



Работа с текстом «Микка - дочь Стратоника».

Тема 13. Боспорское царство.

Союз греческих городов-полисов. Архонты. Династии Археанактидов и Спартокидов. Внешняя политика Боспорского царства. Левкон I. Перисад I. Упадок Боспора в III в. до н. э. Восстание Савмака (107 г. до н. э.); восстание в Фанагории. Набеги кочевников. Нашествие готов и гуннов на Северный Кавказ. Падение Боспорского царства( IV в. н. э.)



Работа с текстом «Битва на реке Фат».

Тема 14. Культура и быт греческих городов-колоний

Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в городах-колониях. Полис и его структура. Повседневная жизнь. Двор­цы и жилища простых граждан. Одежда, ювелирные украшения, терракотовые статуэтки, микротехника. Домашняя утварь и традиционная пища. Верования.Святилища и храмы. Культовая скуль­птура. Жрецы и жрицы. Празднества. Погребальный обряд. Образование, спорт, искусство.

Тема 15. Культура и быт Боспора римского времени

Отражение культурных традиций Рима в культуре Боспора. Шедевры античного искусства, найденные археологами на территории Кубани. Богатство и художественная ценность археологических находок. Взаимодействие античной и местной (варварской) скифско-сарматской традиций.

Архитектура. Новые типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые строительные материалы: известковый раствор, обожжённый кирпич.

Признаки варваризации античного искусства в скульптурных произведениях. Скульптурны правителей. Статуя Неокла (Горгиппия).

Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые сюжеты. Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла.

Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки.

На пути к христианству. Тайные общины первых христиан. Апостол Андрей Первозванный. Боспорская и Зихская епархии. Базилики.

Работа с текстом «Тиргатао - царица синдов».

Раздел 5 «Духовные истоки Кубани» - 4часа

Тема1. Семья. Родители. Родительская любовь и благословение.

Любовь к ближнему. Залог успеха детей – послушание родителям и уважение старших. Выполнение заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Какой должна быть семья. Значение слова "благословение".



Тема2. Традиции казачьей семьи

Понятие "традиция". Православные традиции в казачьих семьях. Казак - отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага.



Тема 3. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Что такое воскресная школа. Традиции воскресной и светской школы



Тема 4. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.

Что такое духовные святыни. Святые места Кубани


6 класс - 34 часа

Введение (1 час)

Кубань - перекрёсток цивилизаций. Средневековый период этнополитической истории Кубани.

Раздел I. Природа малой родины и человек - 8 часов

Тема 1. Источники информации о малой родине

Источники знаний о природе, населении и истории своей местности. Географические и исторические карты. Краеведческая литература. Археологические находки. Письменные источники: документы, летописи, описания путешественников. Энциклопедические и топонимические словари. Справочники. Научно-популярная литература. Картины. Фотоснимки. Кино- и видеофильмы. Литературные произведения. СМИ. Мультимедийные учебные пособия. Интернет. Фенология и фенологические карты. Биоклиматические Краеведческие музеи.



Тема 2. Неповторимый мир природы

Особенности природы Кубани и своей местности. Географическое положение Краснодарского края. Рельеф края и своей местности. Полезные ископаемые. Особенности климатических условий Краснодарского края и своей местности. Неблагоприятные погодные явления. Реки. Озёра. Плавни и лиманы. Подземные воды, их роль в жизни местного населения. Почвы.

Животные - обитатели населённых пунктов.

Природные достопримечательности и памятники природы, истории и культуры. Природные достопримечательности и памятники природы своей местности.



Тема 3. Изменение природы человеком

Влияние человека на природу своей местности. Воздействие человека на рельеф, водные объекты, природные зоны. Мероприятия по охране природы. Биоиндикаторы загрязнённости окружающей (природной) среды. Заповедные территории. Кавказский государственный природный заповедник. Государственный природный заповедник Утриш.

Тема 4. Население

Площадь территории Краснодарского края. Население, национальный состав, особенности культуры, быта, традиции. Типы населенных пунктов. Города ( промышленные центры, портовые, курортные и др.) Сельские поселения ( станицы, села, хутора, аулы) Влияние окружающей среды на здоровье человека. Жители вашего населенного пункта и административного района. Виды хозяйственной деятельности. Занятия жителей Кубани в прошлом. Занятия жителей городов и сельских населённых пунктов.



Раздел II. История Кубани IV - XVI вв. - 13 часов

Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья

Переход от древности к периоду Средневековья. Великое переселение народов. Гунны: образ жизни и общественный строй. Завоевательные походы гуннских племён. Проникновение гуннов на Северо-Западный Кавказ. Последствия гуннского нашествия для Боспорского царства и племен, проживающих на Северном Кавказе. Аммиан Марцеллин о гуннах.

Племена болгар (булгар) на Северном Кавказе. Расцвет Великой Булгарии в годы правления хана Кубрата. Разделение болгар: Дунайская Булгария. Хан Аспарух. Кубанские болгары (Прикубанье и Приазовье). Столкновение с печенегами и гузами. Волжская (Камская) Булгария. Авары (обры) в степях Предкавказья.

Образование государства у хазар и рост его могущества. Племенной состав Хазарского каганата. Хозяйственная деятельность населения.Итиль- важный центр ремесла и торговли. Крепости Семендер ии Саркел. Отношения с Византией. Религия хазар ( язычество, христианство, иудизм). Древнерусская летопись «Повесть временных лет» о взаимоотношениях восточных славян с Хазарским каганатом в первой половине IX в. Падение Хазарского каганата.




Каталог: wp-content -> uploads -> 2017
2017 -> Биография Фёдора Конюхова это история жизни уникального и невероятно одарённого человека. Большинство людей знает его как отважного и неутомимого путешественника, покорившего самые высокие горные вершины и в одиночку переплывшего океаны
2017 -> Дагестанская медицинская академия
2017 -> Кабардино-балкарский государственный
2017 -> Новая дипломатия
2017 -> Рабочая программа дисциплины «Литература» для 5 – 9 классов
2017 -> Материальные и социокультурные интенции евразийской интеграции: о чем говорит историческая память
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10