Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа составлена с учётом: Базисного учебного плана




страница1/4
Дата15.05.2017
Размер0.58 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» г. Воркуты


РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ

школьным методическим Директор МОУ «СОШ № 1»

объединением учителей г. Воркуты

гуманитарного цикла ____________ Е.А. Касымова

Протокол № 1 «31» августа 2013 года

от «31» августа 2013 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРА»


    1. классы, 3 ступень

общеобразовательный уровень

Срок реализации: 2 года

Программа составлена на основе

Примерной программы основного общего образования по литературе

Составитель: Денисова Валентина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы


ВОРКУТА


2013

Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена с учётом:

  1. Базисного учебного плана (Приказ № 1312 от 09.03.2004);

  2. Примерной программы по литературе (5-11 классы) под ред. В.Я.Коровиной. – М.: «Просвещение», 2011;

  3. Государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

  4. Национально регионального компонента (Указ главы РК № 301 от 13.06.2001).

Главнейшая цель школы – подготовка каждого обучающегося к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда её реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Цель изучения курса:

  1. способствовать духовному становлению личности, её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Осваивая программу, обучающийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как о виде искусства, постигает её специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с историческим процессом. Образование на уроках литературы идёт рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы в общеобразовательной школе.

Обучающиеся должны:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее.

Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы; историко-литературные сведения, теоретико-литературные понятия, помогающие освоению духовного богатства художественных произведений.

В десятом классе представлена русская литература 19 века, это становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики, также даются некоторые сведения по литературе зарубежной.

Монографическое изучение великих классиков 20 века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений. Это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращенное к пересказам и исполнению фрагментов произведения, выразительному чтению и др.

В одиннадцатом классе характеризуется русская литература рубежа 19 - 20 веков и всего ХХ века. В этом классе повышается роль обзорных тем. Сочетание обзорных и монографических тем воссоздает историко-литературный процесс на протяжении 20 столетия со всем обилием направлений и течений.

Программой предусмотрено изучение национальной литературы коми народа. Регионально-национальный компонент составляет 10 % учебного времени.



Отличительной особенностью данной программы является также включение тем по современной литературе.

Количество часов на изучение программы:

10 класс – 108 часов (3 часа в неделю), 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).



Для реализации учебной программы используются учебники:

  1. Лебедев Ю.В. Русская литература ХIХ века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009

  2. Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е.П. Пронина; под ред. В.П. Журавлева. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2010


Содержание учебного материала


  1. класс

  1. Введение (1 ч.)

  2. Русская литература и русская 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века (духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «проповедничество», борьба с социальной несправедливостью, свобода). Становление реализма в русской и мировой литературе.

  3. Русская литература первой половины 19 века (21ч.)

Россия в первой половине 19 века. Зарождение реализма в русской литературе первой половины 19 века. Национальное самоопределение русской литературы.

ТЕОРИЯ. Реализм и его становление.



А.С. Пушкин. «Деревня». «Вольность». «Погасло дневное светило». «Свободы сеятель пустынный». «Подражания Корану». «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). «Вновь я посетил…». «Пора, мой друг, пора...». «Из Пиндемонти».

Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики Пушкина: вольнолюбивая и философская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика, тема природы. «Вечные темы» в творчестве Пушкина. Природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.



«Медный всадник». Проблемы власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны, и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт-Петербурга. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиция произведения.

«Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха в трагедии.

ТЕОРИЯ Народность литературы.



М.Ю. Лермонтов. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…», «И скучно и грустно…», «Нищий», «Мой демон». Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

ТЕОРИЯ. Романтическое и реалистическое начало в лирике Лермонтова.



Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект». Пискарёв и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя.

Критика. В.В. Набоков «Гоголь».

ТЕОРИЯ. Образ автора в произведении.



3.Русская литература второй половины 19 века (79 ч.)

Русская литература второй половины 19 века. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Развитие литературы критического реализма. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Журнальная полемика.



Александр Николаевич Островский. «Гроза». «Бесприданница» (по выбору учителя и обучающихся).

Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Неравный и острый конфликт героини с «темным царством». Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. Обличение самодурства и невежества. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского. Судьба его пьес в кино и на телевидении.



Критика. Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве», А. А. Григорьев. «После «Грозы» Островского», «Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу».

ТЕОРИЯ. Реалистическая драма. Речевая характеристика в драматическом произведении.



Иван Александрович Гончаров. «Обломов» (главы). Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

«Обломов» — роман, утвердивший писателя как классика. Обломов. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская. Женские образы в романе. «Обломовщина». Критика. Н. А Добролюбов. «Что такое обломовщина?».

Д,И. Писарев. «Обломов». А. В. Дружинин. «...«Обломов», роман Гончарова».

Теория. Нарицательные образы — герои художественных произведений.



Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети». Очерк жизни и творчества. «Записки охотника».

«Отцы и дети». Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими и причины его одиночества. Оппоненты героя, их нравственная и социальная позиция. Автор и герои романа. Полемика сторонников и противников позиции автора.

Роль и место Тургенева в развитии русского и европейского романа.

Критика. Д. И. Писарев. «Базаров», Н. Н. Страхов. «Отцы и дети» И. С. Тургенева».

ТЕОРИЯ. Философские позиции героев романа и автора. Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.



Из русской поэзии второй половины 19 века

Общий обзор и возможность изучения одной из тем как монографической. Выбор учителя предполагает таких авторов: Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов и др.



Федор Иванович Тютчев. «Silentium!». «He то, что мните вы природа...». «Еще земли печален вид...». «Эти бедные селенья...». «Как хорошо ты, о море ночное...». «Нам не дано предугадать...». «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»). «Чему бы жизнь нас ни учила...». Тютчев — поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Любовь как «поединок роковой». Строгое изящество формы. Ритмическое бо­гатство стиха.

Афанасий Афанасьевич Фет. «Поэтам». «Еще весны душистой нега...». «Еще майская ночь...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Шепот, робкое дыханье...». «Заря прощается с землею...». «Облаком волнистым...». «На железной дороге». «Это утро, радость эта...». Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. «Зоркость по отношению к красоте» (Л. Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.

Николай Алексеевич Некрасов. «Я не люблю иронии твоей...». «Поэт и гражданин». «Рыцарь на час». Стихотворения из цикла «О погоде». «Умру я скоро. Жалкое на­следство...». «Элегия». «Пророк». «Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право...»). «Кому на Руси жить хорошо». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм в изображении жизни народа. Образы города и деревни. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Полемика вокруг поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского зва­ния» и «народные заступники». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. Нравственная проблематика в поэме. Идейная позиция автора.

ТЕОРИЯ. Народность литературы.

Николай Семенович Лесков. «Очарованный странник» или «Тупейный художник». Обзорное изучение. Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Лесков как мастер описания русского быта. Националь­ный характер в его изображении. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Иван Флягин — один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести. «Тупейный художник». Призвание «маленького человека» и его судьба. Манера сказа. Близость к народной речи и активное словотворчество. Роль Лескова в развитии русской литературы.

ТЕОРИЯ. Сказ в творчестве Лескова.



Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «История одного города». «Сказки» (по выбору учителя и обучающихся). Очерк жизни и творчества писателя. Жизненная позиция писателя. «История одного города». Сатирическое изображение смены градоначальников. Градоначальни­ки и народ. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Безграничное терпение и бесправие народа. «Сказки». Злободневность, политическая острота сказок. Прием гротеска в сатирическом произведении. Роль гротеска в создании сюжетов и обрисовке героев. Литературная полемика вокруг его творчества.

ТЕОРИЯ. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).



Федор Михайлович Достоевский. «Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Особенности творческой манеры Достоевского: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, полемическая направленность произведений. «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова (право на «кровь по совести» и разоблачение этой ложной позиции). «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе. Женские образы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. «Идиот». Философская и идейно-нравственная проблематика романа. Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя — князя Мышкина. Трагический итог его жизни. Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Христианский идеал человека в романе. Женские образы в романе. Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблематике романа. Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура 20 века.

Теория. Полифонизм романов Достоевского.



Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя.

Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повторение).

«Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. Художественные особенности романа-эпопеи: своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души». «Мысль народная» в эпопее. Богатый и сложный духовный мир героев романа. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Различие путей нравственных поисков героев романа — Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа — Наташа Ростова и Марья Болконская. Их роль и их судьба. Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл рез­кого противопоставления этих героев. Взгляд Л. Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года как отечественная война. «Дубина народной войны» — партизанское движение и его герои в романе. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Внутренние противоречия среди крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Лев Толстой — классик и самобытный философ. Интерес к Льву Толстому в современном мире. Л. Толстой и культура 20 века.

ТЕОРИЯ. Роман-эпопея. История на страницах художественного произведения. Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя.



Антон Павлович Чехов. «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь» и другие рассказы. «Вишневый сад» и другие пьесы (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика жизни и творчества А. И. Чехова. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Мелочи жизни» в изображении писателя. «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств рассказов. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, особое внимание к миру всего живого. Своеобразие чеховского психологизма. Способы создания комического эффекта. Новаторство в изображении мира природы и его связи с духовным миром человека. Чехов-драматург. Пьесы Чехова, их новаторство и художественное своеобразие. Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Подтекст и его роль. Ремарки. «Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Символический смысл названия. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Жизненная неустроенность, разобщенность героев- Разлад между желаниями и реальностью их осуществления — основа конфликта пьесы. Раневская и Гаев. Лопахин. Вне сценические персонажи. Образ сада. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира.

ТЕОРИЯ. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова,

Итоги. 19 век — век русской классики. Судьба русской литературы 19 века и ее роль в мировой культуре. Тесные связи русской и мировой культур. Тематика и проблематика русской классики. Судьбы реализма и итоги века.

3. Современная литература (4 ч.)

1.Виктория Токарева Рассказы.

2.Проза Людмилы Улицкой.

3.Андрей Вознесенский «Ров»

4.Александр Вампилов «Утиная охота»

4. Зарубежная литература (5 ч.)

Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст». Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. «Фауст» как философская трагедия. Утверждение величия разума и права человека на дерзание. Роль Мефистофеля как злого начала в судьбе Фауста.

Теория. Философская трагедия.



Ги де Мопассан «Ожерелье». Краткие сведения о писателе. «Ожерелье» - новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен «Кукольный дом». Краткие сведения о писателе. Проблема социального неравенства и права женщины в произведении «Кукольный дом». Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта.

Национально-региональный компонент (10 ч.)

1.Песенная лирика Виктора Савина.

2.Жанровое своеобразие стихотворений М. Лебедева.

3.Василий Юхнин. Роман «Алая лента».

4.А.Н. Рочев. Роман «Два друга».

5.Г.А. Фёдоров. Роман «Когда наступает рассвет»

6.Жизнь поэта и учёного В.И. Лыткина.

11 класс

1. Введение (2 ч.)

История XX века и судьбы искусства. Острота постановки вопросов о роли искусства в начале века.

Сложности периодизации литературы 20 века. Русская литература после 1917 года; советская литература; литература, «возвращенная» читателю; литература русского зарубежья. Их судьбы и пути объединения.

Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении.

Роль гуманитарного образования в формировании современного читателя.

ТЕОРИЯ. Литературный процесс, сложности и противоречия.

Русская литература рубежа 19—20 веков

Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце 19 — начале 20 века. Богатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Краткая характеристика прозы Леонида Андреева. Модернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.

ТЕОРИЯ. Литературное направление. Литературные направления начала века.

Реализм

Развитие критического реализма. Традиции и поиски нового в творчестве писателей-реалистов. Роль писателей-реалистов в литературном процессе рубежа веков.



2. Литература начала 20 века (31ч.)

Иван Алексеевич Бунин. «Крещенская ночь». «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»). «Одиночество». «Песня» («Я простая девка на баштане...»). «Последний шмель». «Господин из Сан-Франциско». «Чистый понедельник». «Темные аллеи» (по выбору учителя и учащихся). Традиции 19 века в лирике Бунина. Связь с природой: богатство «красочных и слуховых ощущений» {А. Блок). Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Лирическое мастерство, красота и гибкость стиля. Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. «Господин из Сан-Франциско». Точность и эстетическое совершенство воспроизведения психологии героев. Изображение мирового зла в рассказе. Осуждение бездуховности существования. Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы. «Чистый понедельник» — любимый рассказ Бунина. Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Неожиданность финала. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина.

Александр Иванович Куприн. «Олеся». «Гранатовый браслет». Богатство типажей в рассказах Куприна, Динамичность сюжетов. «Олеся». Поиски духовной гармонии. Поэтическое изображение природы. Богатство внутреннего мира героини. Ее трагическая судьба. «Гра­натовый браслет». Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. Сопоставление чувств с представлениями о любви других персонажей повести. Мастерство Куприна-реалиста.

ТЕОРИЯ. Реализм. Критический реализм. Традиции и Новаторство.



Модернизм

Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе (романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессио­нистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма и его просчеты. (Модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» (Э. Золя). Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Философские концепции русского модернизма. Символизм, акмеизм и футуризм как основные течения модернизма.



Символизм

Истоки. Эстетические взгляды символистов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. Старшие символисты В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус. Младосимволисты: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Кризис символизма.



Валерий Яковлевич Брюсов. «Юному поэту». «К Медному всаднику». «К портрету М. Ю. Лермонтова». «Кинжал». «О фетовский, душе знакомый стих...». «Родной язык в моей стране». «Сын земли». «Юношам». «Мое упорство». «О себе самом». «Пока есть небо». «Женщине». Брюсов как теоретик символизма. Опыт русской классики в поэзии Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений. Поэзия Брюсова как «подвиг мысли и труда». Раздумья о судьбах человечества, о «величии и низости жизни», устремленность к грядущему. Четкость, скульптурность образов, отточенность стиля.

Александр Александрович Блок. «Вхожу я в темные храмы...». «В ресторане». «Незнакомка». «Русь». «О доблестях, о подвигах, о славе...». «На железной дороге». «На поле Куликовом». «Двенадцать». «Скифы». Поиски эстетического идеала. Неоромантизм «младосимволистов». Влияние философии Владимира Соловьева на Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Эволюция творчества. Тема любви к Родине. Трагедия поэта в «страшном мире». Звукопись в поэзии Блока. «Двенадцать»— первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме. Философская проблематика.

Акмеизм

Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэты-акмеисты: Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и др.



Николай Степанович Гумилев. «Сонет» («Я конквистадор в панцире железном...»). «Жираф». «Волшебная скрипка». «В библиотеке». «Капитаны». «Андрей Рублев». «Слово». «Заблудившийся трамвай». «Рабочий». Героический, жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева,
Яркость, праздничность восприятия мира. Преклонение перед подвигом, дух исканий и путешествий. Человек на «сильной, веселой и злой» планете. Напряженность страсти и патетика. Строгость и чистота поэтической формы, ясность и. совершенство языка, чеканность стиха.

Анна Андреевна Ахматова. «Песня последней встречи». «Перед весной бывают дни такие,..». «Заплаканная осень, как вдова...». «Мне ни к чему одические рати...». «Не с теми я, кто бросил землю...». «Приморский сонет». «Родная земля». «Муза». «Реквием». Психологизм поэзии Ахматовой. Новаторство формы. Роль детали в создании поэтического образа. Ахматова и «ахматовщина». Лирика («Сероглазый король», «Песня последней встречи» и другие стихотворения). Поэмы Ахматовой. «Реквием». «Поэма без героя»

Футуризм

Возникновение футуризма. Русский футуризм. Отказ футуристов от старой культуры. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Не только новое, но новое и окончательное слово в искусстве — таковы установки футуризма. Футуристы: В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский и др. Эгофутуризм И. Северянина.



3. Литература 20-30-х годов.

Владимир Владимирович Маяковский. «Вам!». «Нате!». «Послушайте!». «Дешевая распродажа». «Владимир Маяковский». «Флейта-позвоночник». «Облако в штанах». «Сергею Есенину». «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой». Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество поэта. Бунт против современности. Черты избранничества лирического героя. Маяковский и Октябрь. Эволюция творческого метода Маяковского. Работа в «Окнах РОСТа». Поэмы об Октябре. Послеоктябрьская лирика Маяковского. Дра­матургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Тема поэта и поэзии. Вступление к поэме «Во весь голос».

Новаторство поэта. Яркость и ярость стиха Маяковского. Материализация метафоры в стихотворных строках. Роль гиперболы и гротеска.

ТЕОРИЯ. Неоромантизм. Модернизм. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Тоническое стихосложение.

Максим Горький. «На дне». Литературные портреты («Лев Толстой», «А. П. Чехов»).

Публицистика. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» и др.). Горький-драматург. Популярность его пьес. Особая судьба пьесы «На дне». «На дне» как социально-философская драма. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение жизненных позиций Бубнова, Лука и Сатин. Композиция пьесы и ее герои. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Литературный портрет как жанр. Проблема изображения? исторической личности. Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким. Лев Толстой в восприятии писателя: самобытность и противоречивость великого старца. Образ Антона Павловича Чехова в восприятии и изображении писателя. Публицистика. Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»). Публицистика последних лет («О том, как я учился писать» и др.). Роль Горького в судьбах русской культуры.

Теория. Литературный портрет.

Марина Ивановна Цветаева. «Стать тем, что никому не мило...». «Мне нравится, что вы больны не мной...». «На радость». «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Стихи к сыну» («Не к городу, и не к селу...»). «Родина». «Вскрыла жилы: неостановимо...». «Тоска по
родине! Давно...». «Москве». Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Необычность образа лирического героя. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Своеобразие поэтического стиля и языка Цветаевой. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

Русская литература 1917—1941 годов (27)

Обзор

Общая характеристика развития страны в годы после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. Трудности развития и богатство творчества.

Три потока развития литературы, объединенные в последние десятилетия: советская литература, «возвращенная» литература и литература русского зарубежья.

  1   2   3   4