Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Педагогическая психология




страница1/18
Дата23.06.2017
Размер3.56 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Трофимова Н Б., Щиголева Н.В., Фомина Н.Л.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие


Воронеж 2009г.

В издании отражено содержание теоретического курса, представлены методические материалы к семинарско-практическим занятиям, рекомендованы вопросы и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогическая психология».

Учебное пособие рекомендовано для студентов второго курса очной и заочной форм обучения высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно практическим работникам сферы образования.

Предисловие
Перед современной школой встают психологические задачи формирования нового человека, обладателя таких качеств как: общая научная подготовка, нестандартный подход к решению возникающих задач, стремление к обновлению знаний на протяжении всей жизни, при сохранении своей индивидуальности научиться работать с коллективом и в коллективе.

С учетом основных изменений в образовательной среде для педагога приоритетными становятся не только абсолютно свободное, научное владение предметом педагогической практики, богатство целесообразных методических приемов активизации творческой активности ребенка, но и высокий ценностный горизонт, общая психологическая культура.

Авторский коллектив предлагает оригинальную концепцию учебно–методического пособия. В основу изучения данной дисциплины нами положены опережающий, рефлексивный и творческий характер усвоения учебного материала студентами педагогических вузов.

Учитывая требования образовательных стандартов, материал пособия структурирован следующим образом. В начале содержится общая характеристика научной дисциплины, затем в равных пропорциях, располагается материал по темам: «Психология воспитания», «Психология обучения», «Личность учителя». Теоретическая часть ориентирует студентов в основных направлениях самообразования по дисциплине. Этому способствуют и информация библиографического характера по рассматриваемой теме, и серия проблемно-познавательных заданий.

Раздел «Семинарско-практические занятия по педагогической психологии» включает в себя не только традиционные аспекты. Наряду с методическими рекомендациями, комплексом вопросов и заданий по теме, списком рекомендованной литературы, сюда входят специально подобранные методики, помогающие становлению профессионального самосознания студентов. Дополнительно введены системы тренингов и заданий, стимулирующих развитие их педагогических умений и навыков.

Существенным дополнением к самообразованию студентов стали контрольно-измерительные материалы по основным темам научной дисциплины.

В помощь студентам разработан Словарь основных понятий по педагогической психологии.

Авторский коллектив надеется, что данное пособие станет надежным помощником будущего учителя в становлении его педагогического мастерства.

Содержание

Предисловие

Глава 1. Теоретический курс дисциплины «Педагогическая психология»


    1. Педагогическая психология как наука

    2. Психологическая сущность воспитания, его критерии

    3. Понятие нравственности. Становление нравственности в онтогенезе

    4. Обучение и развитие. Обучаемость

    5. Теория учебной деятельности. Усвоение в учебной деятельности обучающихся

    6. Психологическая роль педагогической оценки

    7. Личность педагога

    8. Психология педагогической деятельности

    9. Педагогическое общение

Глава 2. Семинарско-практические занятия по педагогической психологии

2.1. Предмет и задачи педагогической психологии

2.2. Теоретические вопросы психологии воспитания

2.3. Воспитание ребенка в семье


    1. Мотивация учебной деятельности

    2. Современные концепции обучения

    3. Ученик как субъект учебной деятельности

    4. Педагог как субъект педагогической деятельности

    5. Педагогическое общение в конфликтных ситуациях

2.9. Профессиональная компетентность и психологическая культура учителя
Глава 3. Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Педагогическая психология»

Приложения



  1. Словарь основных понятий

  2. Краткие биографии выдающихся психологов

Глава 1. Теоретический курс дисциплины

«Педагогическая психология»
1.1. Педагогическая психология: становление, современное состояние.



Педагогическая психология как наука. Педагогическая психология — самостоятельная отрасль общепсихологического знания. Некоторые ученые считают, что данное название дисциплины вошло в научный оборот с появлением книги П.Ф. Каптерева (1849-1922гг.) «Педагогическая психология» (1876г., 1877г.). Работа Э.Торндайка с аналогичным названием была опубликована в 1903 г.

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая проблемы обучения и воспитания детей, психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей и родителей, педагогических коллективов. Это междисциплинарная, самостоятельная отрасль знания, основанная на данных общей, возрастной, социальной психологии, персонологии, теоретической и практической педагогики.

Взаимосвязь педагогики с психологией определяется тремя показателями: 1) методологией; многие инструменты психологического научного исследование составляют основу решения педагогических исследовательских задач (формирующий эксперимент, психологический тест, рейтинг и др.); 2) результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик учащихся: симптомы достижений, сдвиги в психике, в мышлении, поведении учащихся; 3) психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.

До недавнего времени педагогическая психология изучала главным образом психологические закономерности обучения и воспитания детей. В настоящее время она выходит за пределы детского и юношеского возраста и начинает изучать психологические проблемы обучения и воспитания на более поздних возрастных этапах.



Объектом педагогической психологии, как и в возрастной психологии, является развивающийся человек. Но, если возрастная психология изучает динамику психики человека и ее особенности на различных возрастных этапах, то педагогическая психология рассматривает факторы и условия возникновения психических новообразований под воздействием обучения и воспитания. Это и есть предмет педагогической психологии. Важно отметить, что существуют различные подходы к определению предмета данной науки. Приведем примеры.

Крутецкий В.А. полагает, что педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах ... закономерности формирования у школьников творческого активного мышления … изменения в психике».

Габай Т.В. утверждает, что педагогическая психология «исследует закономерности присвоения общественно выработанных способов действий и используемых в них знаний той или иной стадии развития. Она также устанавливает связь процессов учения с процессами развития, т. е. выясняет, при каких условиях первые обеспечивают возможность последних».

Божович Л.И. предметом данной науки называет «закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания».

Зимняя И.А. определяет предмет педагогической психологии как «факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и возникающие при этом процессы освоения изменения в интеллектуальном и личностном развитии человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса ... ».

Давыдов В.В. считает педагогическую психологию составной частью возрастной психологии. Он аргументирует это тем, что специфика возраста определяет законы усвоения учебной дисциплины у учащегося, поэтому и учитель должен учитывать особенности её преподавания.

В центре внимания педагогической психологии — процессы усвоения знаний, формирования различных сторон личности. Развитие человеческой личности в онтогенезе выступает, прежде всего, как процесс усвоения (присвоения) опыта, накопленного человечеством. Этот процесс всегда осуществляется с участием помощи других людей, то есть обучения и воспитания. Педагогическая психология имеет свою структуру. Важными разделами педагогической психологии являются психология обучения и психология воспитания. Психологические аспекты эффективности профессиональной деятельности педагога представлены в разделе психология личности учителя. Каждый из трех разделов имеет свой предмет и задачи.

Психология обучения раскрывает особенности развития познавательной сферы личности в условиях систематического обучения.

Основные задачи этого раздела:


  • Выявление взаимосвязи внешних и внутренних факторов, обусловливающих развитие познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем.

  • Изучение соотношения мотивационного и интеллектуального планов учения.

  • Выявление закономерностей управления процессами учения и развития ребенка.

  • Разработка психолого-педагических критериев эффективности обучения и воспитания.

Психология воспитания изучает развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, деятельности коллектива.

В данной сфере рассматриваются задачи:



  • Изучение содержания мотивационной сферы учащихся, ее направленности, нравственных установок.

  • Выявление особенностей самосознания учащихся, воспитывающихся в разных условиях.

  • Изучение особенностей детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности.

  • Выявление условий возникновения наблюдательных состояний личности и детского коллектива.

Психология учителя исследует психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют эффективности этой деятельности.

В качестве ведущих задач этого раздела называются следующие:



  • Определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.

  • Изучение эмоциональной устойчивости учителя.

  • Выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося.

Наряду с этим существуют общие задачи педагогической психологии. К ним относят:

  1. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.

  2. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого.

  3. Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия.

  4. Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность

  5. Изучение психологических основ педагогической деятельности.

  6. Определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения.

  7. Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирования операционального состава деятельности на их основе.

  8. Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами.


История становления педагогической психологии, ее современное состояние. Основы педагогической теории заложены в работе Я.А. Коменского «Великая дидактика» (1657 г.). Как самостоятельная наука педагогическая психология начинает оформляться во второй половине 19 века. Выделяют три этапа в становлении науки.

Первый этап начинается с середины XVII и продолжается до конца XIX вв. Его можно назвать общедидактическим. Этот период представлен именами Яна Амоса Коменского (1592-1670гг.), Жана-Жака Руссо (1713-1776гг.), Генриха Песталоцци (1746-1827гг.), Иоганна Гербарта (1776-1841гг.), Адольфа Дистервега (1790-1866гг.), Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870гг.), Петра Федоровича Каптерева (1849-1922гг.).

Основоположником российской педагогической психологии является К.Д. Ушинский. Он же и определил ее главную задачу: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».

Фундаментальный анализ работ предшественников осуществил П.Ф. Каптерев. Он ввел в научный оборот понимание «образования» как совокупности обучения и воспитания, как «выражение внутренней самодеятельности человеческого организма и развитие способностей».

Особое значение в становлении педагогической психологии сыграли А.П. Нечаев и А.Ф. Лазурский.

Значителен вклад С.Т. Шацкого (1878-1934гг.) в ее развитие. Им разработана концепция гуманизации и демократизации воспитания в процессе социализации человека.

Второй этап длится с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в. Это этап оформления педагогической психологии в самостоятельную отрасль, этап появления первых экспериментальных работ в этой области. Он представлен трудами Альфреда Бине, Германа Эббингауза, Жана Пиаже, Льва Семёновича Выготского, Павла Петровича Блонского, Марии Монтессори и др.

В 1907г. Эрнст Мейман публикует «Лекции по экспериментальной психологии» с обзором работ по экспериментальной дидактике.

На рубеже XIX-XXв.возникает педология – течение, обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основателем ее за рубежом признан американский психолог Стенли Холл, который в 1889 году создал первую педологическую лабораторию; сам термин придумал его ученик О. Крисмент. Основоположником российской педологии является блестящий ученый и организатор А.П. Нечаев.

Большой вклад в науку внес Владимир Михайлович Бехтерев, организовавший в 1907 году Педологический институт в Санкт-Петербурге. П.П. Блонский определил педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды.

Основные принципы педологии заключаются в следующем: а) ребенок – целостная система. Он не должен изучаться «по частям» (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией). б) ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но отчасти и на антропоморфические параметры развития. в) наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической. г) ребенка можно понять, только принимая во внимание, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода.

Третий этап начинается в 50-60 гг. и продолжается до 90-х гг. XX в. его считают этапом разработки теоретических основ психологических теорий обучения. В 1954г. Б. Скиннер выдвинул идею программированного обучения. В 60-х гг. Л. Ланда сформулировал теорию алгоритмизированного обучения. В 70-80гг. В. Оконь и М. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения. В 60-70гг. П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина разрабатывали основные положения теории поэтапного формирования умственных действий. В 70-е гг. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, Л.В. Занков обосновали теорию развивающего обучения. Возникает принципиально новое направление в педагогической психологии – суггестопедия (Г. Лозанов). Основой его является управление педагогом неосознаваемыми психическими процессами обучающегося с использованием эффектов гипермнезии и внушения. Был разработан метод активизации резервных возможностей личности (Китайгородская Г.А.).

На современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения – учебной деятельности, развития способностей и личности учащихся. Наблюдается большая дифференциация педагогической психологии и возрастной психологии.



Методы исследования в педагогической психологии. Педагогическая психология использует все известные нам группы общепсихологических методов (организационные, эмпирические, обработки данных, интерпретационные). Специфика методов педагогической психологии заключается в их комплексности и непосредственной включенности в педагогический процесс. Наряду с общими она использует ряд специфичных методов. К их числу относится так называемый генетический метод (формирующий эксперимент). Его особенность состоит в том, что интересующее явление изучается в процессе его формирования, в динамике. Нашли применение в педагогической психологии моделирование, методы системного анализа и др.

В практической деятельности отдельного педагога основными выступают наблюдение и беседа с последующим анализом продуктов учебной деятельности, изменений в поведении учащихся.



Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Виды наблюдений: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длительное), выборочное и сплошное, включенное (наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Компоненты процедуры наблюдения:1) Определение задачи, цели. 2) Выбор объекта, предмета, ситуации. 3) Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор информации. 4)Выбор способов регистрации наблюдаемого явления.5) Обработка и интерпретация полученной информации.

Достоинства метода: 1. Ребенок не знает о том, что он – объект исследования, ведет себя естественно, проявления психики не искажаются. 2. Исследователь может увидеть личность ребенка в целом. 3. Наблюдение не ограничено возрастом: ведется за всеми видами деятельности и поведением ребенка любого возраста. Недостатки метода: 1. Наблюдаемые факты слиты с множеством попутных явлений. 2. Исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность людей, психическое явление может и не проявиться, если не случайность. 3. Возможно нарушение объективности. 4. Трудно быстро собрать достаточно большой материал. 5. Невозможно проверить первоначальные факты. 6. Трудность фиксации. 7. Трудность интерпретации из-за описательной формы фиксации.

Вопросы и задания


  1. Что является предметом педагогической психологии? В чем смысл дискуссий о предмете данной науки?

  2. Каковы задачи педагогической психологии?

  3. Какие методы использует педагогическая психология, в чем их специфика?

  4. Материал раздела «История становления педагогической психологии» структурируйте в виде текстовой таблицы. Дополните его самостоятельно фактическим материалом.

Литература




  1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты.— М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-208с.

  2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн.— М.: ВЛАДОС, 2000.- Кн.2: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. –160с.

  3. Божович Л.И. Педагогическая психология // Педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1999. Т2.

  4. Большой психологический словарь. / Сост. И общ. Ред.Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672, (6)с. – (Большая университетская библиотека).

  5. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. М., 1995.

  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1996.

  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология.: Учеб. пособие.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.- 480с.

  8. Картавцева М. И., Чередникова О. М. Не позволяй душе лениться… Очерки и беседы.- Воронеж, Ц-Ч книжное изд-во, 1975.-167с.

  9. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

  10. Основы педагогического мастерства. /Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

1.2. Психологическая сущность воспитания личности
Новая социокультурная ситуация развития школьника.

Изменения в нашем обществе и в самом человеке современности характеризуют новую социокультурную ситуацию развития. Они требуют от педагога научить растущего человека адекватно видеть, понимать современный мир и бороться за свое будущее. Актуальными становятся такие личностные качества как самостоятельность, инициативность, готовность к разумному риску, стремление к профессионализму на основе качественного образования, умение реализовывать свои личные интересы, умение грамотно общаться с людьми и другие. Современные условия жизни создают для подрастающих людей новые возможности выбора, требуют углубления самоопределения личности, её общего взросления (Д.И. Фельдштейн, 2002г.).

Изменилась структура образования: увеличилось количество учебных заведений и характер предоставляемых ими образовательных услуг, число лиц, занятых преподавательской, управленческой, консультативной, обслуживающей, исследовательской деятельностью. Переосмыслены составляющие самой образовательной системы: цели, принципы, содержание, методы и формы обучения. Традиции, заложенные Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейном в педагогической психологии, изначально были ориентированы на личностные аспекты обучения, идеи гуманистически ориентированной психологии. Не «норма развития», а «развитие – норма», – в этом суть принципа амплификации (обогащение, усиление, углубление) развития и обучения (А.В. Запорожец, Н.А. Менчинская).

Привычные ценностные нормы и стереотипы не всегда могут служить жизненным ориентиром. Современный человек может отыскать свой жизненный путь лишь при условии наличия особых ценностно-смысловых установок по отношению к самой жизни, к своему опыту, к событиям своей жизни. Школа становится тем общественным институтом, который не просто предлагает ученику определенную сумму знаний, но и создает для него стимул к саморазвитию, поиску смысла своей жизни.

Появились прикладные отрасли психологии: психопедагогика (А.Г. Асмолов, Л.М. Фридман), практическая психология образования (А.Г. Асмолов), человекообразование (В.Е. Клочко), смысловая педагогика (А.Г. Асмолов, В.Е. Клочко), смысловое образование (А.Г. Асмолов, М.С. Нырова). Они пограничны между психологией и педагогикой. Их перспективно-практической направленностью стала педагогика, а сущностной основой – психология. Однако только психологического обоснования тех или иных подходов в обучении при выборе модели или технологии недостаточно, сама система обучения должна воплощать собой реальный познавательный механизм реально познающего ребенка. «Новый взгляд на человека, на законы формирования собственно человеческого в нем, на условия, факторы и движущие силы человекообразования не может не повлиять на изменение всей системы образования».

Вместе с тем осмысляемый характер современного человеческого бытия все настоятельнее запрашивает от человека как сознающего существа способность сознавать себя и свое положение в мире, свою деятельность и её результаты. Развитие рефлексии, адекватности, гибкости человеческого поведения обусловливается способностью человека жить перспективой, неким идеалом, определяемым условиями его существования в культурной среде. Любая культура полагает определенные человеческие идеалы и верования. Идеалы являются «отправными точками» развития человека и его культуры. Поэтому образование все чаще мыслится как мощный социально-культурный организм по становлению человека в его специфических качествах. Ведущими целями современного образования становятся общекультурные ориентиры, где чисто «знаниевый» подход уступает место смыслотворчеству.

«Цель фундаментальных психологических исследований, – отмечает Д.И. Фельдштейн, – состоит не только в познании человека, но и в его развитии через реальное овладение, освоение, присвоение им достижений материальной и духовной культуры». Современные социальные условия выводят педагогику на необходимость работы с Человеком, с его внутренним миром. Исходя из этого, смысл воспитания следует искать в духовно-нравственном наследии нашей национальной культуры.


Каталог: images -> kaf pp
images -> Книжно-иллюстративная выставка ко дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере
images -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
images -> Реферата: «Биография творческой личности.»
images -> «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»
images -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»
kaf pp -> Практикум Для студентов педагогических вузов воронеж 2007 Трофимова Н. М., Трофимова Н. Б., Поленякина Е. В
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

  • Глава 1. Теоретический курс дисциплины «Педагогическая психология»