Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлениям




страница1/10
Дата04.07.2017
Размер2.33 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


ДН(М).Ф. 1.4
Педагогика: история образования и педагогической мысли

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ



050300 ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

050600 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Утверждено на заседании кафедры

Общей и специальной педагогики ППИ

(протокол № 1 от 14.09.2011г.)


Зав. кафедрой

_______________________________




Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор-составитель программы: Веселова Л.Г., к.п.н., доцент
1.2 Рецензенты: Рычкова Н.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики МГПУ;

Манухин В.П., к.п.н., профессор кафедры педагогики МГПУ.


1.3 Пояснительная записка:

История образования и педагогической мысли является важнейшим компонентом духовной культуры, общечеловеческих ценностей. Изучение студентами данной дисциплины позволяет не только рассмотреть существенные явления и события в истории образования, но и раскрыть важные тенденции в развитии его теоретических основ, ознакомиться с трудами педагогов-мыслителей, без идей и концепций которых трудно понять и представить изучаемый процесс. На основе полученных знаний у молодого человека формируются определённые взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственные качества, что очень важно в подготовке будущего специалиста – современного учителя.

Целью данного курса является изучение мирового историко-педагогического процесса, закономерностей его развития в единстве теории и прак­тики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи и формирование на этой основе прогностических тенденций. К числу основных задач относятся:


  1. воспитание у будущих учителей интереса к педагогической науке и педагогической деятельности;

  2. осмысление студентами процесса развития практики воспитания;

  3. развитие педагогического мышления и повышение педагогической культуры у будущих учителей;

  4. формирование умений ориентироваться в сложной панораме подходов к педагогическому процессу;

  5. раскрытие историко-педагогических понятий и определений;

  6. ознакомление с жизнью и творческой деятельностью классиков мировой и отечественной педагогики;

  7. стимулирование свободы педагогического творчества.

Место курса в общей системе подготовки специалиста:

Совершенствование профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в современных условиях должно быть максимально ориентировано на становление их индивидуальности и развитие творческого мышления, что немыслимо без осознания глубинных связей педагогических явлений в их исторической целостности и взаимодействии с общекультурным процессом в мире. Содержание курса вводит студентов в исторический круг актуальных проблем воспитания и образования.

Студент должен знать: философские аспекты целеполагания в образовании; историю образования и педагогических учений; культурно-исторический характер воспитания; закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления.

Студент должен уметь: выявлять рациональные и гуманистически ориентированные средства воспитания, разработанные поколениями прогрессивных педагогов; раскрывать пути развития педагогической науки; связывать цели, содержание и организацию процесса воспитания с уровнем экономического развития общества, а также с уровнем развития науки и культуры в каждую историческую эпоху.

Общий объем времени представлен следующими видами занятий: лекционными, практическими занятиями и самостоятельной работой студентов. Самостоятельная работа студентов предполагает конспектирование первоисточников, подготовку рефератов и их защиту.

При подготовке учебной программы использовались материалы учебно-методических пособий З.И.Васильевой, А.Н.Джуринского, Г.М. Коджаспировой, А.И.Пискунова и др.
1.4 Государственные требования к минимуму содержания образования по дисциплине «История образования и педагогической мысли»

История образования и педагогической мысли как область научного знания. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.). Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX в. (до 80-х. годов). Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX в. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917г.). Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917г.). Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость


Всего

аудит.


ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР


1

050300 Филологическое образование

2

3

72

36

26

10

-

36

Экзамен

2

050600 Художественное образование

2

3

72

36

26

10

-

36

Экзамен



1.6 Содержание дисциплины:

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:



№ п/п

Наименование

раздела, темы



Количество часов

Вариант 1


Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.





Раздел 1. Воспитание в первобытном обществе и античном мире.
















1

История образования и педагогической мысли как область научного знания.

2

1

1

-

-

2

Воспитание в первобытном обществе и в Древнем мире

2

1

1




4




Раздел 2. Ренессанс.
















1

Воспитание и школа в эпоху средневековья.

3

2

1

-

-

2

Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.

4

3

Воспитание и обучение в Киевской Руси до XVII в.

3

2

1

-

-




Раздел 3. Педагогическая мысль XVII-XVIII вв.
















1

Воспитание в Русском государстве (XVIIIв.).

3

2

1

-

4

2

Педагогическая мысль в Западной Европе XVII-XVIII вв.

3

2

1




3




Раздел 4. Развитие образования и педаго-гической мысли в XIX в.
















1

Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX в. (до 80-х. годов).

3

2

1

-

3

2

Зарубежная педагогика и школа в конце XIX в.

3

2

1

-

-

3

Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в.

3

2

1

-

3




Раздел 5. Отечественная и зарубежная педагогика XX века.
















1

Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917 г.).

3

2

1

-

3

2

Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами.

2

2




-

3

3

Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.).

2

2




-

3

4

Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны.

2

2




-

3

5

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

2

2




-

3




Всего

36

26

10




36

1.6.2 Содержание разделов дисциплины:



Раздел 1. Воспитание в первобытном обществе и античном мире.

Воспитание в первобытном обществе. Возникновение воспитания, его особенности, цель и формы. Реализация задач воспитания в первобыт­ных племенах. Инициация.

Воспитание в античном мире. Спартанская система воспитания, элементы ее содержания. Афинская система воспитания. Теоретическая и практическая деятельность идеологов афинской системы воспитания, их ос­новные труды. Главные черты римской системы образования. Типы школ, их сравнительный анализ, формы обучения.

Раздел 2. Ренессанс.

Европейская педагогика средних веков. Основные черты феодального строя. Монастырские, приходские, кафедральные (соборные) школы. Основные типы школ в мусульманских регионах, странах Ближнего и Среднего Востока.

Сравнение школ по целям образования и составу учебных предметов. Развитие мануфактуры, ремесла и торговли. Появление цеховых и гильдейских школ. Рыцарская система образования. Возникновение университетов, содержание образования в них.

Изменения в направленности и характере образования в эпоху Возрождения. Я.А. Коменский. Биографические сведения. Взгляды на проблемы воспитания (его цели и задачи). Принцип природосообразности воспитания. Всеобщее обучение. Система школ. Содержание образования. Дидактические требования. Учение Коменского о материнской школе.

Воспитание и просвещение в средневековой России (до XVII в.). Воспитание и обучение детей в Киевском и Московском государствах. Берестяные грамоты XI-XV вв. «Мастера грамоты». Создание книгохранилищ. Возникновение книгопечатания. «Домострой».

Раздел 3. Педагогическая мысль XVII-XVIII вв.

1. Педагогическая мысль в Западной Европе XVII-XVIII вв. «Некоторые мысли о воспитании» Дж. Локка. Воспитание джентльмена. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо. Педагогическая деятельность и теория И.Г. Песталоцци. Энциклопедисты. Филантрописты. Деятели фран­цузской революции XVIII в.

2. Воспитание и просвещение в России XVII-XVIII вв. Увеличение количества школ. Открытие греко-латинских школ и грамматических школ, Московской славяно-греко-латинской академии. Организация типографий и выпуск учебной литературы. Букварь Васи­лия Бурцева. «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого. Начало XVIII - конец XIX вв. - эпоха реформации образования в России. Просветительные реформы Петра 1 (введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, учреждение Академии наук, открытие первых светских государственных школ - математических и навигационных наук, реальных школ при заводах и верфях, цифирных школ – первых государственных общеобразовательных школ, создание Морской академии на базе морских классов школы математических и навигационных наук).

Деятельность М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова. Воспитательные дома России во второй половине XVIII в. Педагогические взгляды А.Н. Радищева.



Раздел 4. Развитие образования и педагогической мысли в XIX в.

1. Развитие образования в России первой половины XIX века.

«Устав учебных заведений подведомых Университетам». Основные тенденции развития школы в первой четверти XIX в.: отход правительства от либеральных положений Устава 1804г., введение в 1811г. Закона Божьего во всех учебных заведениях, усиление сословности в обра­зовании, преобразование в 1817г. Министерства народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения, введение в 1819г. платы за обучение в приходских, уездных училищах и гимна­зиях. Устав 1828г. Учреждения по призрению бедных детей. Устав 1835г. Ланкастерская система обучения. «Вольное общество учреждения учи­лищ взаимного обучения». Деятельность В.Ф. Одоевского, В.Г. Белинского, А.И. Герцена.

Общественно-педагогическое движение в России 60-х гг. XIX века. Распространение материалистических идей, развитие науки, искус­ства, литературы. Подъем прогрессивной демократической педагоги­ческой мысли. Разработка теоретических вопросов русской педагогики революционными демократами Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым. Н.И. Пирогов о воспи­тании и обучении детей. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого.

К.Д. Ушинский - основатель научной педагогики в России. Жизнь и педагогическая деятельность Ушинского. Идея народности воспитания. Место родного языка в воспитании и обучении детей. Психологические основы воспитания и обучения. Пути и средства нрав­ственного воспитания детей. Основы теории дошкольного воспитания. О семейном воспитании. Значение деятельности Ушинского в развитии педагогики.

2. Школьное дело в Европе второй половины XIX века.

Социально-педагогические утопии в истории европейской культуры. Педагогические идеи «ранних» утопистов - Т. Мора и Т. Кампанеллы. Деятельность Р. Оуэна. Утопия Ш. Фурье. Вопросы воспитания в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Педагогические идеи и опыт Парижской Коммуны 1871г. Влияние марксистской методологии на развитие педагогической мысли.

Прагматическая педагогика Джона Дьюи. Реформаторское движение «новое воспитание» и его представители.



Раздел 5. Отечественная и зарубежная педагогика XX века.

1. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917г.). Правительственные проекты. Развитие начального, среднего и высшего образования. Представители концепции свободного воспитания.

2. Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами. Новые системы обучения в США, Англии, Германии и Франции.

3. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917г.), новые принципы создания советской школы. Новые типы обучения и воспитания. Педагогические идеи П.П.Блонского, педагогическая теория А.С.Макаренко.

4. Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Педагоги-новаторы. Педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского.

5. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. Современная реформа образования. Виды образовательных учреждений.



1.6.3 Темы для самостоятельного изучения



Наименование раздела, темы

Содержание сам. работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения сам. работы

В.1

В.2




Раздел 1. Воспитание в первобытном обществе и античном мире













1

Воспитательные системы в античном мире.

Написание конспектов (работа с первоисточниками)




4

Проверка конспектов




Раздел 2. Ренессанс.













1

Воспитание и школа в эпоху средневековья. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси до XVII в.

Конспект Я.А.Коменского «Великая дидактика»




4

Беседа по вопросам




Раздел 3. Педагогическая мысль XVII-XVIII вв.













1

Воспитание в Русском государстве (XVIII в.). Педагогическая мысль в Западной Европе XVII-XVIII вв.

Работа с первоисточниками




4

Беседа по вопросам




Раздел 4. Развитие образования и педагогической мысли в XIX в.













1

Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX в. (до 80-х. годов). Зарубежная педагогика и школа в конце XIX в.

Работа с первоисточниками




4

Беседа по вопросам

2

Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в.

Работа с первоисточниками




4

Беседа по вопросам




Раздел 5. Отечественная и зарубежная педагогике XX века.













1

Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917г.).

Написание конспектов




4

Беседа по вопросам

2

Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами.

Работа с первоисточниками




4

Беседа по вопросам

3

Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917г.).

Работа с первоисточниками




4

Беседа по вопросам

4

Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны.

Подготовка сообщения




-

Выступление на тему сообщения

5

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Написание конспектов




4

Беседа по вопросам




Всего







36





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:




Каталог: umu-umk -> ФЖиМК -> 050300.62%20Филологическое%20образование,%20профиль%20Иностранный%20язык
050300.62%20Филологическое%20образование,%20профиль%20Иностранный%20язык -> Учебно-методический комплекс дисциплины дн (М). Ф. 12 Зарубежная литература и культура
ФЖиМК -> Практикум по чтению является элементом системы предметной подготовки студентов 3 курса по специальности 050303 «Иностранный язык с доп специальностью»
ФЖиМК -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 История литературы Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
ФЖиМК -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 16 Домашнее чтение сд. Ф 4 Практический курс английского языка: домашнее чтение
ФЖиМК -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 9 История культур и цивилизаций
ФЖиМК -> Учебно-методический комплекс дисциплины
ФЖиМК -> Учебно-методический комплекс опд. Ф. История зарубежной литературы основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050300.62%20Филологическое%20образование,%20профиль%20Иностранный%20язык -> Учебно-методический комплекс дисциплины педагогика: введение в педагогическую деятельность дн (М). Ф 1
050300.62%20Филологическое%20образование,%20профиль%20Иностранный%20язык -> Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). Р. 2 Литература и культура стран скандинавии и финляндии
050300.62%20Филологическое%20образование,%20профиль%20Иностранный%20язык -> Учебно-методический комплекс дн (М). Ф. 12 Зарубежная литература и культура основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  • Педагогика: история образования и педагогической мысли
  • 050600 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • Раздел 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор-составитель
  • 1.3 Пояснительная записка
  • 1.4 Государственные требования
  • 1.6 Содержание дисциплины
  • Раздел 1. Воспитание в первобытном обществе и античном мире.
  • Раздел 3. Педагогическая мысль XVII-XVIII вв.
  • Раздел 4. Развитие образования и педагогической мысли в XIX в.
  • Раздел 5. Отечественная и зарубежная педагогика XX века.
  • 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины