Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Образовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты»




страница1/4
Дата01.07.2017
Размер0.88 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей Хотынецкая детская школа искусств

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные

инструменты».

Предметная область ПО.02. теория и история музыки

Программа по учебному предмету

ПО.02.УП.ОЗ Музыкальная литература

Хотынец 2013 г.





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образование детей Хотынецкая детская школа искусств
Рецензия

на дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области музыкального искусства по учебному предмету» « Музыкальная литература» .Срок реализации-5 лет

Составитель: Коваленко Ирина Николаевна, преподаватель МБОУ ДОД «Хотынецкая детская школа искусств»

Программа учебного предмета « Музыкальная литература» (ПО.02.УП.ОЗ) составлена на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.

Данная программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся,формы и методы контроля,шестой год орбучения по учебному предмету «Музыкальная литература»(9-й или 6-й класс),методическое обеспечение учебного процесса,список учебной и методической литературы.

Содержание программы учебного предмета соответствует Федеральным государственным требованиям к минимуму содержания,структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства.

Данная программа дает подробные методические рекомендации, список учебно-методической литературы,в который в включены не только проверенные временем разработки и рекомендации,но и современные издания. .Программа учебного предмета « Музыкальная литература» (ПО.02.УП.03) может быть рекомендована для реализации в образовательном процессе детской школы искусств.

Рецензент: Директор Хотынецкой ДШИ Черкасова Е.Н

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного



образования детей Хотынецкая детская школа искусств
Рецензия
на рабочую программу по учебному предмету «Музыкальная литература»

(ПО.02.УП.ОЗ.) дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства» 5 (6) и

8 (9) и летнего образования.

Составитель - преподаватель МБОУ ДОД «Хотынецкая детская школа искусств» Коваленко Ирина Николаевна
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учётом ФГТ к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства. «Музыкальная литература входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки». Содержание учебного предмета «Музыкальная литература» 9 и 6 летнего срока направлено на подготовку учащихся к поступлению в профессиональные учебные заведения. 6-й год обучения (9 и 6 кл.) по учебному предмету «Музыкальная литература» является дополнительным к основному курсу и назначение его - содействовать профориентации учащихся через расширение и углубление знаний, навыков и умений, приобретённых при изучении традиционного курса.

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» в последние десятилетия значительно расширена, так как время диктует свои условия: невозможно сегодня представить музыкальную культуру без представителей западноевропейского и отечественного «авангарда», открывшими новые языковые средства музыкальной культуры (атональность додекафония, сериализм, сонористика, «неофольклоризм»), отечественную музыку без имён Р.Щедрина. Э.Денисова, А.Шнитке, С..Губайдулиной, В.Гаврилина и др., искусство которых входит в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Предлагаемый тематический план преподавателя «Хотынецкой детской школы искусств» Коваленко И.Н. по предмету «Музыкальная литература» соответствует государственным стандартам и возможен как один из вариантов содержания предмета. Однако необходимо учитывать региональный компонент и проходить творчество В.С.Калинникова в полном объёме (Симфония соль-минор, фортепианные и вокальные произведения), как неотъемлемую часть истории русской культуры.

Программа является составительской и представляет практико-педагогическую ценность, так как, наряду с традиционными базовыми установками, содержит все современные структурные элементы построения программы, необходимые для решения задач и достижения целей учебного предмета «Музыкальная литература».

В целом, представленная учебная программа по предмету «Музыкальная литература» (ПО. 02. УП. 03.) дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и «Народные инструменты» 8 (9) и 5 (6) летнего обучения преподавателя МБОУ ДОД «Хотынецкая детская школа искусств» Коваленко Ирина Николаевна составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по вышеуказанной специальности и, с учётом рекомендаций, может быть рекомендована в образовательном процессе ДШИ.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей Хотынецкая детская школа искусств
Рецензия
на дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области музыкального искусства по учебному предмету» « Музыкальная литература» .Срок реализации-5 лет
Составитель: Коваленко Ирина Николаевна, преподаватель МБОУ ДОД «Хотынецкая детская школа искусств»
Программа учебного предмета « Музыкальная литература» (ПО.02.УП.03) составлена на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.

Данная программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся,формы и методы контроля,шестой год орбучения по учебному предмету «Музыкальная литература»(9-й или 6-й класс),методическое обеспечение учебного процесса,список учебной и методической литературы.

Содержание программы учебного предмета соответствует Федеральным государственным требованиям к минимуму содержания,структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства.

Данная программа дает подробные методические рекомендации, список учебно-методической литературы,в который в включены не только проверенные временем разработки и рекомендации,но и современные издания. .Программа учебного предмета « Музыкальная литература» (ПО.02.УП.ОЗ) может быть рекомендована для реализации в образовательном процессе детской школы искусств.





Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его .место и роль в образовательном процессе



- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Учебно-тематический план

III. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;



- Годовые требования по классам;

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

V. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;



- Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

VI. Шестой год обучения по учебному предмету «Музыкальная литература» (9-й или 6-й класс)

VII. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;



- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VIII. Список учебной и методической литературы

- Учебники,



- Учебные пособия;

- Хрестоматии;

- Методическая литература;

- Рекомендуемая дополнительная литература.


I Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты». Музыкальная литература — учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации. На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы.

Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке. Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».

Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами

предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.

2. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (с 1 по 5 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.



3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Год обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Итого часов

Форма занятий

Аудиторная (в часах)

33

33

33

33

49,5

181,5

Внеаудиторная

(самостоятельная, в часах)



33

33

33

33

33

165

Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 346,5 часов.

В 9-м (6-м) классе учебная нагрузка распределяется следующим образом: аудиторная работа - 49,5 часа, самостоятельная (внеаудиторная) работа - 33 часа, максимальная учебная нагрузка - 82,5 часа.



4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» - мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.



5. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература» Программа учебного предмета «Музыкальная литература»

направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.



Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:

• формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом;

• воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;

• овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;

• знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;

• знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;

• умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);

• умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

• формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Учебно-тематический план и содержание учебного предмета «Музыкальная литература» для 9 (6) класса представлены в самостоятельном разделе.



7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

• словесный (объяснение, рассказ, беседа);

• наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

• практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмет Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:

.

• обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана;



• укомплектование библиотечного фонда печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;

• наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;

• обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой.



Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для учащихся 4 класса (освоивших курс учебного предмета «Слушание музыки в 1-3 классах) содержание тем первого года обучения раскрывается с учетом полученных знаний, умений, навыков.



Предлагаемые музыкальные примеры для прослушивания в классе могут быть дополнены или заменены другими по выбору преподавателя, в зависимости от сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

1 год обучения 1 четверть

Тема

Количество часов

Введение. Место музыки в жизни человека

1

Содержание музыкальных произведений

2

Выразительные средства музыки

2

Состав симфонического оркестра

1

Тембры певческих голосов

1

Контрольный урок

1

2 четверть

Тема

Количество часов

Понятие жанра в музыке. Основные жанры -песня, марш, танец

2

Песня. Куплетная форма в песнях

2

Марш, танец. Трехчастная форма в маршах и танцах

3

Контрольный урок

1

3 четверть

Тема

Количество часов

Народная песня в произведениях русских

4




композиторов. Сборники русских народных песен. Музыкальные жанры: вариации, квартет, концерт, сюита




Программно-изобразительная музыка

2

Музыка в театре (раздел «Музыка в драматическом театре»)

2

Повторение

1

Контрольный урок

1

4 четверть

Тема

Количество часов

Музыка в театре (раздел «Балет»)

2

Музыка в театре (раздел «Опера»)

4

Повторение

1

Контрольный урок

1

Резервный урок

1

5 класс - 6 класс «Музыкальная литература зарубежных стран»

2 год обучения 1 четверть

Тема

Количество часов

История развития музыки от Древней Греции до эпохи барокко

1

Музыкальная культура эпохи барокко, итальянская школа

1

И.С.Бах. Жизненный и творческий путь

1

Органные сочинения

1

Клавирная музыка. Инвенции

1

Хорошо темперированный клавир

1

Сюиты

1

Контрольный урок

1


Каталог: files -> uploads -> files
files -> Рабочая программа регионального курса
files -> Конкурс методических разработок «Методический потенциал в современном профессиональном образовании»
files -> Устный журнал 5-11 кл Провели: Карнюшина Т. И. Изоткина Л. С. Декабрь 2013 г
files -> Вечер поэзии «Четыре года по команде “к бою!” »
files -> К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин»
files -> Герой Советского Союза
files -> «Сострадание – это благородное расположение души…»
files -> Рабочая программа средней группы «Пчелка» общеразвивающей направленности на 2016 2017 учебный год
  1   2   3   4

  • Рецензия на рабочую программу по учебному предмету «Музыкальная литература»
  • Составитель - преподаватель МБОУ ДОД «Хотынецкая детская школа искусств» Коваленко Ирина Николаевна
  • Структура программы учебного предмета I . Пояснительная записка
  • II . Учебно-тематический план III . Содержание учебного предмета
  • IV . Требования к уровню подготовки обучающихся V . Формы и методы контроля, система оценок
  • VI . Шестой год обучения по учебному предмету «Музыкальная литература» (9-й или 6-й класс) VII . Методическое обеспечение учебного процесса
  • VIII . Список учебной и методической литературы
  • 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
  • 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
  • Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»
  • 6. Обоснование структуры программы учебного предмета
  • 7. Методы обучения
  • II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  • 1 год обучения 1 четверть
  • 5 класс - 6 класс «Музыкальная литература зарубежных стран» 2 год обучения 1 четверть