Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Нигматзянова Алсина Наиловна литература 8 класс 2014 /2015 учебный год Азбаба пояснительная записка Статус документа рабочая программа




Скачать 473.23 Kb.
Дата15.05.2017
Размер473.23 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Азбабинская средняя общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан


Рабочая программа

Составитель: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Нигматзянова Алсина Наиловна
Литература

8 класс
2014 /2015 учебный год

Азбаба

Пояснительная записка
Статус документа

Рабочая программа разработана на основе:


  • Законов РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);

  • Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования (утвержден Приказом МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 с действующими изменениями);

  • Приказа МОиН РТ от 09.07.2012г. №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»

  • Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

  • Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным ( нерусским ) языком обучения;

  • Программы по литературе для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы «Русская литература» под редакцией М.Г .Ахметзянова, Казань: Магариф, 2009;

  • Регионального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2014-2015 учебный год;

  • Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Азбабинская средняя общеобразовательная школа » Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1 от 28 августа 2014 года)


Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.


Изучение литературы в 8 классе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели:

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

Задачи:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью.

По учебному плану школы на изучение литературы в 8 классе отводится 70 часов (2часа в неделю).



Рабочая программа ориентирована на использования учебника
Русская литература: Учебник для 8-го класса татарской средней общеобразовательной школы в 2-х частях. Под редакцией М.Г.Ахметзянова. Издательство «Магариф» 2007 г.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • содержание изученных литературных произведений;

  • образную природу словесного искусства;

  • изученные теоретико-литературные понятия.

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выделять авторскую позицию

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

  • сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы;

  • самостоятельно переводить на родной язык фрагментырусского художественного текста



Учебно-тематический план





Содержание





Количество часов



Тема

Разв.речи

Внекл.чтение

1

Введение

1










Русский фольклор

1







2

Русская литература XIX века

31

4

3

3

Русская литература XX века


18

2

2

4

Зарубежная литература

5







5

Подведение итогов

1










ИТОГО:

57

6

7


Содержание курса

Введение

Художественная литература и действительность. Образное отражение жизни в художественной литературе. Понятие о художественном образе.


Русская литература 19 века

Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин и декабристы. « К Чаадаеву»,

«Арион», « Анчар», « К морю», « Пророк», « 19 октября», « Я памятник…».

Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина. Образ автора, его гуманность, чувство собственного достоинства, независимость, оптимизм. Точность и продуманность лексических средств.

Теория литературы. Стихотворная строфа.

Пушкин в Казани. « Капитанская дочка»( в сокращении). Причины обращения Пушкина к теме пугачевского восстания. Образ Пугачева. Образ рассказчика и образ Гринева. Образы Мироновых



«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чувств собственного достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

Теория литературы. Повесть как жанр литературы.



Для внеклассного чтения. К.Г.Паустовский. « Михайловские рощи»
Михаил Юрьевич Лермонтов. Лермонтов на Кавказе. «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...», «Дума», «Когда волнуются…», « Три пальмы»

Взаимоотношения человека и природы. Авторская позиция.



«Мцыри». Свободолюбивый характер Мцыри. Контраст между жизнью в монастыре и за его пределами. Романтическая красочность описаний, упругость и энергия стиха. Национальный колорит.

М. Лермонтов. Автопортрет (1837г.). Иллюстрации П. Константинова, , М. Врубеля, Л. Пастернака, В.Серова и других художников к произведениям Лермонтова.

Теория литературы. Поэма как литературный жанр.

Для внеклассного чтения:

К. Г. Паустовский. «Разливы рек».


Николай Васильевич Гоголь. Гоголь в Петербурге.

Комедия «Ревизор» (в сокращении). Разоблачения в комедии социальных и нравственных пороков чиновников царской России. Страх перед ревизором как основа драматического действия. Мастерство речевых характеристик, своеобразие монологов и диалогов. Авторские ремарки. Обобщающее значение характеров комедии. Хлестаков и «хлестаковщина». Смех- единственное «честное и благородное лицо комедии».Гоголь в Петербурге.



«Шинель».Тема «маленького человека». Сложность образа Акакия Акакиевича Башмачкина, отношение к нему автора. Образ «значительного лица», развязка повести. «Шинель»-одно из глубочайших создания Гоголя» (Белинский).

Теория литературы. Герой литературного произведения. Комедия как драматургическое произведение.



Для внеклассного чтения:

«Петербурские повести».



А.Н.Островский. Слово о драматурге.

Комедия «Свои люди – сочтёмся» ,«Снегурочка»., (в сокращении)

Купеческая среда в изображении Островского. Проблема «отцов» и «детей» в комедии. Образ Большова и Подхалюзина, тема самодурства в пьесе. Нравственная проблематика пьесы.

Николай Алексеевич Некрасов. Биография поэта. «Мороз, Красный нос» (в сокращении). Изображение крестьянской жизни. Прокл. Его судьба как отражение тяжелой жизни крестьян. Поэтический образ русской женщины. Картины природы в поэме. Народно-поэтические мотивы в поэме.

«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…». Поэт о печальной доле русской крестьянки. Горечь и страдание героине. Гражданские мотивы его творчества. Разнообразие авторских интонаций. Связь стихотворений с народно-поэтическим творчеством.

Иван Сергеевич Тургенев. « Певцы». Народ как носитель лучших черт национального характера. Вера писателя в духовные силы народа.

« Бурмистр». Создание целостной картины русской действительности

Для внеклассного чтения. « Живые мощи».



Федор Иванович Тютчев. « Я встретил вас…»

Афанасий Афанасьевич Фет « На заре ты её не буди…»

Алексей Константинович Толстой «Средь шумного бала…»

Николай Семенович Лесков « Тупейный художник». Прославление талантливости русского человека.
Лев Николаевич Толстой. Л. Н. Толстой в Казани. «После бала». Обличительный характер рассказа. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Мысль автора о моральной ответсвенности человека за жизнь окружающего общества. Автор и рассказчик произведение.

Иллюстрации художников к рассказу.

Теория литературы. Сюжет и композиция произведения. Антитеза как способ построения произведения.

Для внеклассного чтения:

Л. Н. Толстой. «Юность» (главы).



Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи».

В.М. Гаршин. Рассказ «Красный цветок».
Антон Павлович Чехов. Биография писателя.

«Крыжовник», «О любви». Своеобразие композиции рассказов. Призыв делать добро. Писать о ложных представлениях, определяющих судьбы людей.

« Человек в футляре». Изображение духовного оскудения личности

Иллюстрации к рассказам Чехова. Портреты А. П. Чехова.



Русская литература XX века

И.А.Бунин. Рассказ «Темные аллеи».

А.И.Куприн. «Куст сирени». Согласие и взаимопонимание как основа любви и счастья в семье в рассказе.

Андрей Белый. « Заброшенный дом».

М.Горький. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести «Мои университеты».

Урок внеклассного чтения. Мечта М.Горького о светлой жизни в рассказе «Сказки об Италии»

В.В.Маяковский. Биография поэта. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям».Гуманистический смысл стихотворений поэта.

Обличение бюрократизма в сатирическом стихотворении В.Маяковского «Прозаседавшиеся».



М.Цветаева. Биография поэта. «Моим стихам, написанным так рано…»

О.Мандельштам. Биография поэта. «Раковина», «Автопортрет».

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе.

Урок внеклассного чтения по рассказам К.Г.Паустовского.

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин».
Стихотворения о Великой Отечественной войны
А.А.Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…».

К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…»

А.И.Солженицын. Биография писателя. Рассказ «Как жаль». Повесть«Матрёнин двор». Судьба героини как воплощение подвижности, бескорыстия, деятельного добра

В.Астафьев. Биография писателя. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

Н.Рубцов. «Привет, Россия…». Любовь к людям, к родной природе.

Андрей Вознесенский. « Баллада 41-го года»

Ч.Т.Айтматов «Белый пароход»


Зарубежная литература

Античная лирика. Гораций. Ода «Памятник», Анакреонт. « Подражание древним»

Жюль Верн. «Таинственный остров»

Артур Конан-Дойл. Рассказ «Пестрая лента»

Жанр новеллы в зарубежной литературе



П. Мериме Новелла «Маттео Фальконе»

Э.А.По «Падение дома Ашеров».


Произведения для заучивания наизусть
А.С.Пушкин. «К Чаадаеву»

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» (отрывок).

Ф.И.Тютчев «Я встретил вас – и всё былое...»

А.А.Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад...»

А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно...»

И.Ф.Анненский. «Снег»

М.И.Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...»

О.Э.Мандельштам. «Мы живём, под собою не чуя страны...»

А.А.Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»

А.А.Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

Б.Л.Пастернак. «Снег идёт»

Н.М.Рубцов. «Привет, Россия»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Основное содержание программного материала

Основные знания, умения, навыки



Теория литературы

Методические приёмы

Домашнее задание

Дата

план

факт.

Введение. Литература как искусство слова (1 час)

1

Введение.

Художественная литература и действительность



Способствовать формированию у учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени, когда произведение прочитано; ознакомление со структурой учебника




Беседа, повторение изученного, объяснение учителя, работа с учебником

Конспект статьи «Литература и история», вопросы 1-4

03.09




Русский фольклор. Героический эпос в мировой культуре (1час)


2

Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский эпос «Калевала».

Способствовать формированию у учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени, когда произведение прочитано;




Беседа, повторение изученного, объяснение учителя, работа с учебником

Пересказать содержание

06.09







Русская литература XIX века (31 часов)

3

Русская литература 19 века. Пушкин и декабристы

Ознакомить с особенностями русской лит-ры 19 века, эволюции подхода к истории в творчестве Пушкина; обобщение ранее изученного





рассказ учителя

сообщения учеников

беседа по вопросам, комментарии учителя,


Подготовить сообщение о тв. А.С.Пушкина.

Выучить наизусть А. С. Пушкин. "К Чаадаеву"



10.09




4

Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина «К Чаадаеву», «Анчар», « Во глубине сибирских руд», «Арион».

Раскрыть образ автора, его гуманность, чувство собственного достоинства, независимость, оптимизм.

Стихотворная строфа

рассказ учителя

сообщения учеников

беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение


Выучить наизусть А. С. Пушкин. " Во глубине сибирских руд "

13.09




5


А.С.Пушкин в Казани. «История Пугачевского бунта»

Расширить представления о личности Пушкина как историка; ознакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»


Роман

Семейные записи

Хроника

Прототип


Прообраз

Мятеж


восстание

рассказ учителя

сообщения учеников

беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение


Вопросы, характеристика главного героя

17.09




6

Повесть А.Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин (разбор глав 3-5)



Показать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева

проследить путь духовного становления Гринева;






Объяснение учителя

беседа по вопросам,

комментарии учителя, выразительное чтение, сжатый пересказ
аналитическая беседа,

выразительное чтение




Гл. 3-5 рассказ о жизни Гринева

Перечитать главы 6-7, рассказ о падении Белогорской крепости



20.09




7


Пугачев и народ в повести. Разбор 6-7 глав

Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав




Проверить знания устаревших слов; проследить путь духовного становления Гринева

Выявить способы и средства характеристики героев

Раскрыть смысл названия повести; доказать, что образ Маши Мироновой – нравственный идеал Пушкина


Благородство,

великодушие,

безразличие


Словарная работа, сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение

Творческая работа, выступления групп, комментарии учителя, выразительное чтение,

Пересказ, беседа по вопросам, анализ текста, описание иллюстраций


Перечитать главы 8-12, найти эпизоды с Пугачевым

Перечитать 13-14 главы, подготовить краткий пересказ




24.09




8

Образ Маши Мироновой. Проявление душевной стойкости, преданности и верности любимому человеку.

Смысл названия повести. Анализ эпизода.



Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст.

Повесть как жанр литературы

Словарная работа, сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение

выступления групп, комментарии учителя, выразительное чтение






27.09




9

Подведение итогов по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Развитие понятия о повести.

Р.р.Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка»



Развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал; учить работать над сочинением





Беседа по вопросам, выступления групп, сообщения учеников, составление плана

Написать сочинение

01.10




10

Изображение «маленького человека», его положения в обществе в повести А. С.Пушкина «Станционный смотритель».


Развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал;




Пересказ, беседа по вопросам, анализ текста, описание иллюстраций




04.10




11

Внеклассное чтение К. Г. Паустовский. «Михайловские рощи».


Развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал;




Пересказ, беседа по вопросам, анализ текста, описание иллюстраций




08.10




12

М.Ю.Лермонтов на Кавказе. «Люблю я цепи синих гор…», «Синие горы Кавказа», «Три пальмы».

Ознакомить с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова; обобщение ранее изученного





Объяснение учителя

беседа по вопросам

выразительное чтение,


Выразительное чтение поэмы «Мцыри»

11.10




13

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри». Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания.

Свободолюбивый характер Мцыри.




Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения.

Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.




Поэма как литературный

жанр


выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам комментарии учителя, словарная работа



Составить цитатный план, ответить на вопросы, подготовить рассказ «Жизнь Мцыри в монастыре»

15.10




14

Контраст между жизнью в монастыре и за его пределами.


Выявить способы раскрытия образа главного героя ; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте




Работа по составлению цитатного плана, лекция учителя, выраз-ое чтение, анализ текста, беседа по вопросам, словарная работа, работа в группах

Наизусть отрывок, ответить на вопросы

18.10




15

Понятие о поэме. Р/р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

Учить работать с критической литературой, учить писать сочинение


критическая литература

Объяснение учителя

беседа по вопросам

выразительное чтение, анализ текста, работа с критической литературой


Написать сочинение

22.10




16

Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский «Разливы рек».













25.10




17

Н.В.Гоголь в Петербурге. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией

Углубить знания о творческой биографии писателя, закрепить знания о драматическом роде литературы

Герой литературного произведения

Комедия


Повторение изученного, рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, беседа по вопросам

Подготовить хар-ки действующих лиц, выраз-ое чтение сцен комедии, ответить на вопросы

29.10




18

Разоблачение пороков чиновничества в комедии. Приемы сатирического изображения. Страх перед ревизором как основа драматического действия.

Хлестаков и «хлестаковщина». Мастерство речевых характеристик, своеобразие монологов и диалогов.





Углубить понятие о сатире и ее средствах; закрепить знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, умение пользоваться ими; развивать творческие способности

Развивать навыки анализа текста, характеристики героев, навыки выразительного чтения



Сатира

«хлестаковщина»



выразительное чтение

комментированное чтение, характеристика персонажей, составление таблицы комм.чтение; чтение по ролям, рецензирование исполнения чтецов, харак-ка героя, работа в группах




Ответить на вопросы хар-ка Хлестакова, выраз-ое чтение сцен

01.11




19


Особенности композиционной структуры комедии. Р.р.Подготовка к сочинению по комедии «Ревизор».

Обобщить материал предыдущих уроков, учить писать сочинения, выделение композиционных элементов

композиция

Сообщения учеников, пояснения учителя, анализ иллюстраций, беседа по вопросам

Написать сочинение

12.11




20

Н.В. Гоголь. «Шинель» Тема «маленького человека».

Сложность образа Акакия Акакиевеча Башмачкина, отношение к нему автора.



Тема «маленького» человека










15.11




21

Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь. «Петербургские повести»

Расширить круг чтения, развитие читательских умений, навыков погружения в текст.

Раскрыть образ Петербурга как бездушного города.









Вн.чт. Тургенев «Живые мощи»

19.11




22

Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Углубить и систематизировать знания учащихся по разделам










22.11




23

А.Н.Островский. Пьесы Свои люди –сочтёмся» , «Снегурочка»

Помочь увидеть гуманизи театра Осторвского.




Чтение по ролям. Анализ действий




26.11




24

Иван Сергеевич Тургенев. Биография писателя. «Певцы». Народ как носитель лучших черт национального характера.

Вера писателя в духовные силы человека.


Расширить знания о биографии писателя, определить нравственные проблемы рассказа







Сообщение учащегося, рассказ учителя, повторение изученного,

выразительное чтение

беседа по вопросам,

комментированное чтение




Составить цитатный план

29.11




25

Создание целостной картины русской действительности, противопоставление России крестьянской и России помещичьей в рассказе «Бурмистр» .

Развивать навыки анализа текста, характеристики героев, навыки выразительного чтения отрывков







Составить цитатный план

03.12




26

Внеклассное чтение Тургенев «Живые мощи»

Расширить круг чтения, развитие читательских умений, навыков погружения в текст.








Внек. чт. ЛН.Толстой «Юность»

06.12




27


Стихи о любви к природе.

Ф.И.Тютчев «Я встретил вас и все былое…»

А.К.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…», «Не ветер вея с высоты…»

А.А.Фет. «На заре ты её не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»




Показать значение образов природы в творчестве поэтов, поддержать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении, понять идеи, настроения, чувства поэтов




Рассказ учителя, выраз-ое чтение, беседа по вопросам, сопоставление стих-ий


Выучить наизусть Тютчев "Я встретил вас – и все былое…"
А.К.Толстой "Средь шумного бала, случайно..."

10.12




28

Н.А.Некрасов. Биография поэта. "Мороз, Красный нос".

Образ величавой славянки.



Расширить знания о биографии писателя, определить нравственные проблемы поэмы, показать тяжелую крестьянскую жизнь. Познакомить с поэтическим образом русской женщины




Работа по составлению цитатного плана, лекция учителя, выраз-ое чтение, анализ текста, беседа по вопросам, словарная работа, работа в группах

Составить характеристику Проклу

Выучить наизусть «Есть женщины в русских селениях…»



13.12




29

«Мороз, Красный нос». Картины природы в поэме.

Показать значение образа природы в поэме




выразительное чтение

беседа по вопросам,

комментированное чтение


Выучить наизусть «Не ветер бушует над бором…»

17.12




30

Н.А.Некрасов. О печальной доле русской крестьянки в стихотворениях "Орина, мать солдатская", "В полном разгаре страда деревенская".

Познакомить с тяжелой долей русской крестьянки



беседа по вопросам,

комментированное чтение




Ответы на вопросы

20.12




31

Р. р. Сочинение-размыщшление на тему: «Гражданские мотивы лирики Н. А. Некрасова»













24.12



32


Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Тупейный художник» Прославление талантливости русского человека, воспевание творческого труда народа.

Расширить знания о биографии писателя, определить нравственные проблемы рассказа






Сообщение учащегося, рассказ учителя, повторение изученного,

выразительное чтение

беседа по вопросам,

комментированное чтение

Подготовить рассуждение на тему «Кто виноват в страдании героини?»




27.12




33


Л.Н.Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»

Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный прием. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи.



Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел

Понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни


Сюжет и композиция произведен.

Антитеза


Сообщение учащегося, рассказ учителя, повторение изученного,

выразительное чтение,

беседа по вопросам,

комментированное чтение

Элементы диспута

Работа с таблицей



Подготовить харак-ку героев


14.01




34

Социально-нравственные проблемы рассказа. Осуждение социального строя в рассказе. Моральная ответственность человека за происходящее


Выявить идею произведения, обучать ведению диспута

Элементы диспута



Элементы диспута

Работа с таблицей



Подготовиться к тесту

Написать отзыв на рассказ «После бала».



17.01




35

Р.р. Подготовка к д/ сочинению по рассказу «После бала» Л.Н.Толстого

Учить работать с критической литературой, учить писать сочинение











21.01




36

Внеклассное чтение Л.Н.Толстой «Юность»

Расширить круг чтения, развитие читательских умений, навыков погружения в текст.








Урок внеклассного чтения.

М. Горький «Сказки об Италии».



24.01




37

Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи».

Обзор: жизнь и творчество писателя.

Объяснить традиции сентиментализма в повести.







28.01




38

В.М. Гаршин . «Красный цветок» (возможен выбор другого произведения)



Красный цветок как воплощение мирового зла. Прославление великого подвига самопожертвования. Аллегорический смысл рассказа.




Выявление в рассказе черты обыденности и героизма в художественном мире писателя.




31.01




39

А. П. Чехов. Биография писателя. «Человек в футляре». Образ Беликова- «человека в футляре».

Расширить представления о личности А.П.Чехова, показать особенности чеховского стиля. Помочь учащимся раскрыть особенности образа Беликова.




Беседа по вопросам, элементы анализа текста




04.02




40

Изображение духовного оскудения личности в рассказах «О любви», «Крыжовник»


Помочь учащимся раскрыть особенности рассказов.

Понять главную мысль рассказа о необходимости сохранить в себе человека. Хар-ка образов. Увидеть своеобразие коипозиции рассказов «Маленькой трилогии». Рассуждение

о ложных представлениях, определяющих судьбы людей.





Рассказ учителя, повторение изученного, беседа по вопросам, элементы анализа текста Чтение и анализ

Письменно ответить на вопросы

07.02







Русская литература 20 века (18 часов)

41


Русская литература 20 века.

И.А.Бунин .Грустные размышления автора о дворянской усадьбе в рассказе «Тёмные аллеи».

Выявить исторические особенности литературы XX века;

Сформировать первоначальное представление о взгляде писателей на родную историю через судьбы людей эпохи;

Акцентировать внимание учащихся на особенной красоте бунинского слова





Рассказ учителя

беседа по вопросам Чтение, беседа, хар-ка героев через их речь, поступки.

Написать сочинение-размышление



11.02




42


Нравственные проблемы рассказа. А.И.Куприна «Куст сирени». Согласие и взаимопонимание как основа любви и счастья в семье в рассказе

Показать своеобразие рассказа «Куст сирени»

Выявить авторскую позицию

Согласие и взаимопонимание как основа любви и счастья в семье.





Рассказ учителя

беседа по вопросам, работа по таблице, элементы анализа текста .Сравн-я хар-ка героев, сот-е письм-й сравн-й хар-ки, анализ эпизодов. Отзыв (письменный) о прочитанном




Ответить на вопросы

14.02




43

«Серебряный век» русской поэзии.

Выр-но читать, анализировать


Краткая справка о «Серебряном веке» русской поэзии, биография поэтов данного века.

Чтение, анализ средств худ-ной выр-ти, чтение наизусть.




18.02




44

Максим Горький. М. Горький в Казани.

«Мои университеты» Автобиографическая основа повести



Познакомить с творчеством М.Горького.

Автобиографическая основа повести. Казань 80-ые годов 19 века на страницах повести. Алеша Пешков и другие герои повести.






Анализ творческих работ, рассказ учителя,

выразительное чтение




Ответить на вопросы Характер-ка героев

21.02




45

Внеклассное чтение.

М. Горький «Сказки об Италии».



Раскрывать навыки сравнительной характеристики героев, сопоставительного анализа текстов, монологической речи, учить писать сочинения





Объяснения учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста, составление плана

Урок внеклассного чтения. Рассказы К.Паустовского «Снег», «Бриз», «Белая радуга».



25.02




46

В.В.Маяковский. Биография поэта. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям». «Прозаседавшиеся»

Кратко ознакомить с личной и творческой биографией В.В.Маяковского, показать особенности его стихотворной речи. Развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста. Обличение бюрократизма в сатире поэта

Гипербола. Гротеск.

Литота.


Лекция, сообщение ученика, беседа по вопросам, выраз-ое чтение, беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста

Выраз. чтение

Анализ стихотворения



28.02




47


М.И.Цветаева. Биография поэта. Лирика. «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью рябина зажглась…», «Тоска по Родине! Давно…»

Расширить представления о личной и творческой биографии М.И.Цветаевой, показать философскую глубину восприятия мира. . Темы лирики Цветаевой. Определять разнообразие ритмов, неожиданное созвучие, музыкальную атмосферу и лаконизм стихов поэта.




Лекция учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста ,работа по объяснению средств худ-й выр-ти, чтение наизусть, письменный самост-й анализ.

Выучить одно стихотворение поэта

04.03




48


О.Э.Мандельштам. Биография поэта. Лирика. «Раковина», «Автопортрет», «Мы живем, под собою не чуя страны…».

Развивать навыки выразительного и сопоставительного анализа, показать отрицание насилия и крови. Увидеть усложнённую ассоциативность поэтической речи.




беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста

Выучить наизусть одно стихотворение

07.03




49

Р.р. Сочинение-анализ любимого стихотворения поэта начала 19 века.

Учить работать с критической литературой, учить писать сочинение





Выр-е чтение. Беседа. Анализ. Отрицание насилия и крови в строках поэта.

Прочитать рассказ «Телеграмма» Паустовского, составить вопросы.


11.03




50

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. «Телеграмма»

Отношение Насти к матери и к скульптору. Проблема истинной человечности в рассказе.



Вовлечь учащихся в размышления о «назначении жизни»;

Обучение учащихся аналитическому пересказу. Выразить интерес к творческой работе, выявить способы авторской характеристики Насти, определить, что писатель ценит в людях.


Развитие понятия о композиции



Рассказ учителя,

выразительное чтение, пересказ текста, элементы анализа текста Анализ творческих работ, повторение изученного, рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам,



Ответить на вопросы:

- Почему рассказ называется «Т»?

- Какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ?

Сообщение «Поступок, за который я себя осуждаю».



14.03




51

Внеклассное чтение. Рассказы К.Паустовского «Снег», «Бриз», «Белая радуга».

Провести обзор содержания рассказа;

Обучение учащихся аналитическому пересказу





Пересказ текста, комментарии учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выраз-ое чтение


Урок внек чтения. В.Скотт. «Айвенго», «Квентин Дорвард».

18.03



52


А.Т.Твардовский. Слово о поэте. А. Твардовский на фронте. Поэма Твардовского «Василий Теркин». Герой и автор поэмы

Показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны, рассмотреть особенности жанра и сюжета; дать понятие о народности в литературе. Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина; подготовиться к сочинению


Юмор в поэме.


Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста



Ответить на

вопросы, выраз. чтение поэмы.

Выучить одно стих. о Великой Отечественн войне


21.03




53

Р. р. Сочинение по картине Художника Ю. Неприянцева «Отдых после боя».













01.04




54


Стихотворения о Великой Отечественной войне. А.А.Сурков. «Песня смелых», «Бьется в тесной печурке огонь…».

К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…».

М.В.Исаковский. «До свидания, города и хаты», «В лесу прифронтовом».


Рассказать о значении поэзии в годы ВО войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями, помочь почувствовать пафос поэзии военных лет, развивать навыки выразительного чтения.




Анализ стихотворений, выразительное чтение.

Ответить на вопросы

04.04




55

А.П.Платонов. Слово о писателе. Тема войны и семьи в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Углубить знания о личной и творческой биографии А.Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа; определить роль художественных текстов




Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста

Ответить на вопросы

08.04




56

А.А.Ахматова. Биография поэта. Лирика. «Я живу, как кукушка в часах...», «Мне голос был. Он звал утешно…», . «Мне ни к чему одические рати…», «Читатель», «Мужество».

Развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста Учить понимать поэтический язык; помочь осмыслить прочитанное




Выразительное чтение, элементы анализа текста

«Мне голос был. Он звал утешно…» -наизусть



11.04




57

А.И.Солженицын. Биография писателя. «Как жаль ». Традиции русской классики в изображении народной жизни.

Показать традиции русской классики в изображении народной жизни.




беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение, рассказ учителя

выступление учеников



Прочитать произведение



15.04




58

А. И. Солженицын. «Матрёнин двор».

Судьба Матрёны как воплощение подвижничества, бескорыстия и деятельного добра.

Идея национального характера в рассказе.Традиции русской классики в изображении народной жизни.


Судьба писателя. Место произ-я в творчестве писателя.






Работа по инд-м и групповым заданиям. Беседа-осмысление проч-го. Сот-е характеристики главной героини. Выб-й пересказ.

Написать сочинение – размышление по рассказу «Матрёнин двор».

18.04




59

Б. Л. Пастернак. Лирика. «Никого не будет в доме», «Снег идёт». Философское осмысление жизни.













22.04




60

В.П.Астафьев.

Слово о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Красота души героев. Непреходящая историческая память народа.



Изучение нового материала Пересказывать, сопоставлять отд-ные эпизоды.

Сюжет рассказа

Рассказ учителя

Аналитичес-кая беседа



Выборочный пересказ Коммент-е чтение, объяснение значения деталей портрета.




25.04




61

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Лирика. «Привет, Россия…», «Русский огонек», «Поэзия». Животворящая любовь к людям, к родной природе. Мотивы одиночества в лирике поэта.

Развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста. Учить понимать поэтический язык; помочь осмыслить прочитанное;




Сообщения учеников, выраз-ое чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста

Ответить на вопросы

29.04




62

Чингиз Айтматов. Биография писателя. «Белый пароход».

Гуманистический пафос повести. Идея взросления человека. Анализировать на основе личностного восприятия.




Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста Чтение, выб-ный пересказ, коммент-е отд-х мест, анализ поступков героев.

Подготовиться к сочинению

02.05




63

Р.р. Сочинение на тему «Доброта и красота души героев в произведениях А.И.Солженицына, Ч.Айтматова, Н.Рубцова, В.П.Астафьева».







Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста

Написать сочинение

06.05




Литература народов России (2 часа)

64

М. Карим. Стих. из сб. «Европа- Азия», поэма «Возмездие».

Анализ лирич. произв. Помочь увидеть гуманистический пафос стих, отражение в них народной мудрости.




Выраз. чт., беседа, анализ эпизодов.




13.05




65

Кайсын Кулиев. Стихотворения «И я, бывало, покидал свой дом…», «Любовь остается». Лиризм и исповедальность поэзии.


Лирический пафос.Национальный колорит.Диалог культур.




Выразительное чтение, беседа




16.05







Зарубежная литература (5 часов)

66

Античная литература

Анакреонт « Подражание древним».

Гораций. Ода « Памятник»














20.05




67

Жюль Верн. «Таинственный остров».


Ознакомить с биографией и .

выявить глубинное содержание его романа». Борьба человека за овладение Вселенной; гимн науке, созидательной мысли и труду в романе.






Рассказ учителя, беседа по вопросам,




23.05




68

Артур Конан-Дойл «Пестрая лента»













26.05




69

Жанр новеллы в зарубежной литературе.

П. Мериме

Новелла «Маттео Фальконе» (возможен выбор другого произведения).


Ознакомить с биографией и творчеством. Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.




Рассказ учителя, беседа по вопросам,



28.05




70

Э.А.По«Падение дома Ашеров».

Итоговый урок



Реальное и фантастическое в литературном произведении

урок обобщения и контроля





Выразит. чтение некот-х эпизодов, тестирование

Сочинение на тему: «Необъяснимые события в моей жизни» Задания на лето

30.05




Перечень учебно-методического обеспечения

1.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.

2.Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы по русской литературе под ред. М.Г.Ахметзянова, Казань, « Магариф»,2009

3.Русская литература. Учебник-хрестоматия для 8-го класса татарской СОШ в двух частях под ред. М.Г.Ахметзянова, Казань, « Магариф»,2007




Раздел VI. Использованная литература

1.Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть4, инновационные уроки, издательство « Учитель»

2. Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть5, альтернативные уроки, издательство « Учитель»

2.Г.Х.Ахбарова. Писатели Татарстана на уроках внеклассного чтения. Часть 2,Казань, 2008

3.Конспекты уроков для учителя литературы под ред. Е.Р.Аносовой, Москва,2004

4. Интерактивные уроки «Кирилл и Мефодий»



5. ЦОР
Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»
files -> Тематическое планирование по литературе, 9 класс
files -> Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Апастовского муниципального района рт
files -> Рабочая программа по предмету литература для 11 класса
files -> Программа по литературе 5 класс