Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Немеркнущее наследие к 250-летию Н. М. Карамзина «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…»




Скачать 123.89 Kb.
Дата27.06.2017
Размер123.89 Kb.
Немеркнущее наследие

К 250-летию Н. М. Карамзина

«Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…»

(А. С. Пушкин)
Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина 2016 год объявлен в России Годом Карамзина – в ознаменование 250-летия со дня рождения известного русского историографа, писателя, реформатора русского языка, выдающегося литератора, гражданина и патриота земли русской.

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в усадьбе среднепоместного дворянина, потомка татарского мурзы в Симбирской губернии. Он рано лишился матери. Получил хорошее домашнее образование. Затем воспитывался в частном пансионе Симбирска, а на 14-м году жизни был привезён в Москву и отдан в пансион московского профессора Шадена. Одновременно в 1781—1782 годах Карамзин посещал лекции в университете, в котором можно было научиться тогда «если не наукам, то русской грамоте». В 1783 году, по настоянию отца, он поступил на службу в Преображенский гвардейский полк Петербурга, который считался одним из лучших. Военная карьера не привлекала будущего писателя, и вскоре он вышел в отставку. Первое напечатанное произведение Карамзина (перевод идиллии Гесснера «Деревянная нога») появилось в 1783 году. Так произошло рождение Карамзина-литератора, о котором потом проницательный Белинский скажет: «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы». После отставки Карамзин некоторое время жил в Симбирске, где сблизился с масонами. Четырёхлетнее общение с кружком масонов очень изменило его образ жизни и мышление, дало мощный толчок к развитию писательского таланта и творческому самоопределению.

После приезда в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) Карамзин был членом «Дружеского учёного общества». Здесь он познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума». В нём появилась его первая оригинальная повесть «Евгений и Юлия». В 1789 г. Карамзин отправился в заграничное путешествие по Европе. Для этого Николай Михайлович заложил своё наследственное имение и решил истратить на поездку все полученные деньги. Это был очень смелый и необычный шаг для того времени. Для Карамзина он означал отказ от жизни на доходы от наследственного поместья и обеспечения себя за счёт труда крепостных крестьян. Теперь Николаю Михайловичу оставалось зарабатывать на жизнь собственным трудом профессионального литератора. Он посетил Германию, Австрию, Швейцарию, Францию, Англию, встречался с И. Кантом, И. Гёте, Ш. Бонне. В Париже был свидетелем событий Великой Французской революции, падения Бастилии, слушал в Национальном собрании О. Мирабо, М. Робеспьера. Впечатления от поездки по западноевропейским странам Карамзин изложил в знаменитых «Письмах русского путешественника», публикация которых сразу же сделала его известным литератором. Их называли «окном в Европу», подобным тому, которое когда-то прорубил Петр Первый. Некоторые филологи считают, что именно с этой книги ведёт свой отсчёт современная русская литература. Как бы то ни было, в литературе русских «путешествий» Карамзин действительно стал пионером, быстро нашедшим как подражателей, так и достойных преемников (А. А. Бестужев, Ф. Н.Глинка, А. С.Грибоедов). Кстати, Карамзину принадлежит самая краткая, ставшая крылатой, характеристика общественной жизни в России. Когда во время его путешествия в Европу русские эмигранты спросили, что происходит на родине, писатель ответил одним словом: «Воруют».

К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина. По возвращении из поездки в Европу, Карамзин поселился в Москве и приступил к изданию «Московского журнала». К сотрудничеству он привлёк Дмитриева, Петрова, Хераскова, Державина, Нелединского-Мелецкого. В этом первом русском литературном журнале появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза», затем ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», «Фрол Силин, благодетельный человек», «Лиодор». Успех «Московского журнала» был грандиозный — целых 300 подписчиков. По тем временам очень большая цифра. К Карамзину приходит известность. Его знают и любят не только в двух столицах, но и по всей России. Однако в 1792 г. «Московский журнал» был закрыт после публикации в нём оды Карамзина «К Милости», поводом к созданию которой стал арест Н. И. Новикова. Интерес к отечественной истории и даже сама мысль приняться когда-нибудь за исторический труд были у Карамзина всегда. «Буду учиться, – писал он, прощаясь с читателями «Московского журнала», - буду пользоваться сокровищами древности, чтобы после приняться за такой труд, который мог бы остаться памятником души и сердца моего, если не для потомства (о чём и думать не смею), то, по крайней мере, для малочисленных друзей моих и приятелей».

Карамзин искал себя также в сфере перевода. И поиски увенчались успехом. Николай Михайлович стал не только крупным практиком, но и теоретиком перевода своего времени. Он переводил произведения с английского, французского, немецкого языков. Так, с английского он перевёл замечательный памятник индийской литературы драму «Сакунтала», автором которой является Калидаса. В 1798 г. Карамзин снова начинает издавать журнал, на этот раз целиком посвящённый переводной литературе. Журнал назывался «Пантеон иностранной словесности». Карамзин регулярно публиковал в нём свои переводы: «Времена года» Томсона, «Деревенские вечера» Жанлис, трагедии У. Шекспира («Юлий Цезарь») и Лессинга («Эмилия Галотти»).

В 1801 г. Николай Карамзин женился на Елизавете Ивановне Протасовой. Она была женщиной очень образованной и деятельной помощницей мужу. Но, имея слабое здоровье, весной 1802 года, родив дочь, скончалась от послеродовой горячки. По словам Карамзина, Елизавету он «тринадцать лет знал и любил». Некоторые исследователи считают, что именно в её честь названа героиня «Бедной Лизы». Вторым браком Карамзин был женат на сводной сестре П. А. Вяземского Екатерине Андреевне Колывановой, с которой прожил счастливо до конца дней, найдя в ней не только преданную жену и заботливую мать 10-х детей, но и друга, помощника в исторических занятиях. Она участвовала в работе мужа над «Историей государства Российского», правила корректуру и считывала привозимые из типографии экземпляры. После его смерти помогала Д. Н Блудову и К. С. Сербиновичу закончить и издать 12 том.

О неподдельном интересе Карамзина к истории, о приоритете этой тематики над всеми остальными свидетельствовал характер публикаций «Вестника Европы». Этот общественно-политический и литературно-художественный журнал, ставший первым образцом русского «толстого журнала», издавался в 1802-1803 гг. С журналом сотрудничали множество авторов, среди которых были Г. Р. Державин и В. А. Жуковский. Карамзин напечатал здесь несколько своих сочинений по русской средневековой истории («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода», «Путешествие вокруг Москвы», «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» и др.).

С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы. Новый период в его биографии как человека и писателя связан с вступлением на престол Александра I. В октябре 1803 г. император назначает писателя официальным историографом с ежегодным жалованием 2 тыс. рублей. С 1804 г. Карамзин прекратил всякую литературную работу, «постригся в историки» по выражению П. А. Вяземского. В связи с этим он отказывается от предлагавшихся ему государственных постов, в частности, от должности тверского губернатора. Карамзин стал третьим по счёту историографом России – так тогда именовали историков – и последним. Никому после него это звание не присваивалось. Заданием Карамзина было написать полную историю России. Для него теперь были открыты все библиотеки. Он получил практически неограниченный доступ к архивам государственных учреждений Российской империи. Материалы брались в Московском архиве Министерства иностранных дел, в Синодальном хранилище, в библиотеках монастырей, в частных собраниях рукописей Мусина-Пушкина, Румянцевых, Тургеневых, Муравьевых. Были использованы Троицкая, Лаврентьевская, Ипатьевская летописи, Двинские грамоты, Судебники. Благодаря «Истории государства Российского» читательской публике стали известны «Слово о Полку Игореве», «Поучение Мономаха» и множество других литературных произведений Древней Руси.

В 1811 г. по просьбе великой княгини Екатерины Павловны Карамзин написал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды консервативных слоёв общества, недовольных либеральными реформами императора. Здесь он изложил свои представления об идеальном устройстве Российского государства и подверг резкой критике политику Александра I и его ближайших предшественников: Павла, Екатерину II и Петра I. В 19 веке эта записка не была ни разу опубликована полностью и расходилась в рукописных списках. Она остаётся в творчестве Карамзина самым полным выражением его политических взглядов. «Записка» сыграла также роль набросков к последующему огромному труду Николая Михайловича по русской истории.

Многотомное сочинение «История государства Российского», описывающее события отечественной истории, начиная с древнейших времён и до правления Ивана Грозного и Смутного времени, стало событием в культурной жизни России XIX века. Трудно представить, какую огромную работу проделал Карамзин. Ведь на создание двенадцати томов его «Истории…» ушло двадцать три года напряжённого труда, с 1803 по 1826 г. Изложение исторических событий отличалось беспристрастностью и достоверностью, а также прекрасным художественным слогом. Труды Карамзина, выходившие двенадцатью томами и следовавшими один за другим, вызвали многочисленные читательские отклики. Возможно, впервые печатная книга спровоцировала такой всплеск национального самосознания. «История государства Российского» не была первым описанием истории России, до этого были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл народу его историю, объяснил его прошлое. Первые восемь томов вышли все разом в 1818 году. Рассказывают, что, захлопнув, последний том, Фёдор Толстой воскликнул: «Оказывается, у меня есть Отечество!». И он был такой не один. Зачитывались «Историей» студенты, чиновники, дворяне. По словам А. С. Пушкина, «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом». Читали «Историю…» в Москве и Петербурге, читали в провинции. Друг историка поэт П.А. Вяземский писал: «Карамзин — наш Кутузов 12-го года — он спас Россию от нашествия забвения, воззвал её к жизни, показал нам, что у нас есть отечество».

К сожалению, Карамзин не увидел свой труд изданным полностью. Работа его над «Историей…» была лишь однажды временно прервана Отечественной войной 1812 г. Сам писатель готов был сражаться в московском ополчении: «Я готов умереть за Москву, я рад сесть на своего серого коня и вместе с Московскою удалой дружиною примкнуть к нашей армии...». Не имея возможности принять личное участие в сражениях, он считал своим нравственным долгом оставаться в Москве: «По крайней мере, не уподоблюсь трусам... Душе моей противна мысль быть беглецом». Только в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу он покинул город. 1813 г. Карамзин провёл в эвакуации сначала в Ярославле, а затем в Нижнем Новгороде. В Москву Карамзин возвратился в июне 1813 г. и сразу же продолжил работу, невзирая на то, что в московском пожаре 1812 г. сгорела его уникальная библиотека.

«”История государства Российского” есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека», - так сказал А. С.  Пушкин. С тех пор прошло более чем полтора столетия. Нынешние историки знают о древней России куда больше, чем Карамзин, но его история-летопись — единственная в своём роде. Зачем она нам сейчас? Об этом хорошо сказал в своё время Бестужев-Рюмин: «Высокое нравственное чувство делает до сих пор эту книгу наиболее удобною для воспитания любви к России и к добру».

Николай Михайлович был приверженцем абсолютной монархии, придерживался консервативных взглядов. Смерть Александра I и восстание декабристов, свидетелем которого он был, стали для него тяжёлым ударом. После восстания Карамзин смертельно заболевает. 22 мая 1826 года его не стало. Смерть была следствием простуды, полученной 14 декабря 1825 года, когда Карамзин воочию наблюдал события на Сенатской площади. Похоронили его в Александро-Невской лавре, на Тихвинском кладбище.

Роль писателя в истории русской культуры велика. «Влияние Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною», — писал А. И. Герцен. В литературе Карамзин проявил себя как реформатор: дал право гражданства разговорному языку, создал жанр психологической повести, преобразовал русскую разговорную речь, освободил прозу от обветшалых, архаических форм. Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность»), а в русский алфавит букву «ё». Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас». Его членами стали многие поэты нового поколения: Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин. В журналистике Карамзин заложил основы профессионализации писательского труда, создал образцы основных видов периодических изданий. Как просветитель он сыграл огромную роль в формировании грамотного читателя, так как без читателей литература немыслима. Он приучил женщин к чтению на русском языке, ввел книгу в домашнее образование детей, сформировал понятие интересного, увлекательного семейного чтения. Целый период в истории русской словесности и литературы назван «Карамзинским», настолько велико было его влияние на отечественную культуру. Современники сравнивали Карамзина с Петром Великим. Это, конечно, метафора, однако вся жизнь писателя, его блистательные начинания и свершения, которые оказали огромное преобразующее воздействие на развитие отечественной культуры, были и в самом деле столь необыкновенны, что вполне допускали самые смелые исторические аналогии. «К чему ни обратись в нашей литературе, всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, изучению истории…», - писал В. Г. Белинский.

Карамзин являет собой едва ли не единственный в истории отечественной культуры пример человека, о котором у современников и потомков не осталось каких-либо двусмысленных воспоминаний. Уже при жизни историограф воспринимался как высочайший нравственный авторитет. Это отношение к нему остаётся неизменным до сих пор. Николай Карамзин – один из тех мыслителей, чьими усилиями формировалась российская нация. Творчество Карамзина – это наше наследие, которое обязан знать каждый человек, считающий себя гражданином России.

Памятники, сооружаемые знаменитым соотечественникам – высшее выражение благодарности народной. В них освящается и увековечивается память прошедшего, в них преподаётся назидательный и поощрительный урок грядущим поколениям.

Начало увековечивания имени историографа, подвижника Русского Духа Николая Михайловича Карамзина было положено на его родине в Симбирске. 23 августа 1845 года ему торжественно открыли памятник. Он создавался по инициативе симбирских дворян на пожертвования, которые собирались по объявленной императором Николаем I всероссийской подписке. Инициаторами сооружения памятника были братья Пётр и Александр Языковы. Уникальность события состояла, прежде всего, в том, что впервые в истории страны памятник устанавливали не венценосной особе или полководцу, а человеку гражданскому, писателю. До сих пор он привлекает к себе внимание красотой, оригинальностью и изящностью.

А в 1848 году, отдавая заслуженную дань памяти великому земляку, в Симбирске была открыта Карамзинская общественная библиотека.

Памятник Карамзину и первым семи томам его «Истории государства Российского» был установлен в усадьбе Остафьево графом С. Д. Шереметевым в 1911 году к 100-летию написания «Записки о древней и новой России». Карамзин говорил, что если заживёт когда-нибудь своим домом, то поставит у себя в саду памятник Вальтеру Скотту за удовольствие, полученное от чтения его романов. Он и не предполагал, что за удовольствие от чтения его собственных сочинений кто-то поставит памятник ему.

Карамзин был первым, кто использовал букву «ё» в печатном издании, вышедшем довольно большим тиражом. В 1797 г. она впервые была напечатана в альманахе «Аониды» в слове «слёзы». В Ульяновске в 2005 году на бульваре «Венец» около областной научной библиотеки открыт памятник букве.

На памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Н. М. Карамзина.

Имя Карамзина сегодня вновь приближается к читателю. Карамзин возвращается из исторического и литературного прошлого в жизнь современных россиян. Имя человека, всю свою жизнь положившего на алтарь служения Отечеству, открывается современникам новыми, неизвестными гранями.

Обзор подготовлен библиографом



справочно-библиографического отдела

Антониной  Васильевной  Тугай
Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Организация самостоятельной работы учащихся
2014 -> Пояснительная записка Программа Гусаковой В. О. «Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции Российской армии»
2014 -> Дэн Иванов Вальдшмидт Будь лучшей версией себя
2014 -> Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию»
2014 -> Осьмнадцатое столетие непреходящее значение
2014 -> -
2014 -> «Деятельность Абылай хана по укреплению казахского ханства»
2014 -> Великие личности в потоке национальной истории
2014 -> Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Литература»