Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Музыка- душа моя»




Скачать 117.39 Kb.
Дата03.07.2017
Размер117.39 Kb.
ТипУрок

«Музыка-душа моя»

Составил: учитель музыки МОУ шк. №80 Ерина Л.В.

 

                                                         

1.     Тема урока: «Музыка- душа моя»

2.     Цель: знакомство с жизнью и творчеством русского композитора

               М.И.Глинки.

     3. Задачи:

           образовательная: формировать умение следить за развитием образа,

                                           сопереживать, сочувствовать музыкальному образу;

                                           подкрепление мотивации обучения через привлечение

                                           знаний, умений, полученных при изучении других

                                           учебных предметов (литературы, истории, театра);

          развивающая:         развивать познавательный интерес и творческую

                                           активность учащихся, непосредственные музыкальные

                                           навыки, а также навыки актёрского мастерства;

         воспитательная:    воспитывать интерес и любовь к классической музыке,

                                          уметь сопереживать чувствам, настроениям,       

                                          переданным в музыке.

4. Тип урока: закрепление полученных знаний.

5. Форма урока: музыкальный спектакль (урок-концерт).

6.     Методы: словесный, наглядный, практический.

7.     Оформление класса: портрет М.И.Глинки, ноты, пластинки, книги о жизни 

                                         и творчестве композитора, фонограммы.

8.      Предварительная подготовка: разучивание сценок, романсов

                                                           М.И.Глинки.

9.     Оборудование: костюмы героев инсценировки, музыкальный центр,

                               пианино.

 

План урока:



 

1.     Организационный момент……………………………………………………..

2.     Вход под музыку «Вальс-фантазия» М.И.Глинки……………………………

3.     Вступительная беседа…………………………………………………………..

4.     Инсценировка «Детские годы композитора»………………………………....

5.     Слушание и исполнение арии Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин»...

6.     Беседа «Молодые годы Глинки»……………………………………………….

7.     Исполнение романса «Венецианская ночь»……………………………………

8.     Страницы биографии «Друзья Глинки»……………………………………….

9.     Исполнение романса «Жаворонок»……………………………………………

10.Инсценировка «Любовь в жизни Глинки»…………………………………….

11.Слушание романса «Я помню чудное мгновенье»……………………………

12.Беседа «Последние годы жизни Глинки»……………………………………

13.Итог урока……………………………………………………………………...

14.Домашнее задание……………………………………………………………..

15.Выход из класса………………………………………………………………..



Музыка – душа моя

 

Звучит «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Выходят ведущие.



Вед.: Какая прекрасная музыка открывает нашу сегодняшнюю встречу!

Вед.: Кто её автор?

Вед.: Михаил Иванович Глинка.

Вед.: Эта фамилия мне знакома. Мы слушали музыку на уроках музыки.

Вед.: Я считаю, что Глинка должен быть знаком каждому, кто живёт в нашей стране. Музыка  Михаила Ивановича Глинки так прекрасна, потому что он обладал удивительным даром – мелодизмом. Не зря ещё при своей жизни он был признан уже как музыкальный классик.

Вед.: Совершенно справедливо. Ведь подобно Пушкину, который создал наш литературный язык, Глинка создал музыкальный язык. Он первый из композиторов сочинил оперную, балетную и симфоническую музыку, которая стала образцом для целого ряда поколения композиторов.

Вед.: Думаю, нашим зрителям будет интересно познакомиться с некоторыми событиями из жизни великого композитора. Даже венчание его родителей оказалось необыкновенным. Состоялось оно благодаря его бабушке, которая отличалась крутым и решительным нравом. Жила она в своём имении неподалёку от города Смоленска. Задумала она женить своего сына Ивана.

 

(Ведущие отходят в стороны. Появляется бабушка, одетая в тёплый халат и чепец. Ей навстречу выбегает Иван Николаевич, целует её руку.)

 

Иван Николаевич: Доброе утро, маменька. Расскажите скорее, чем закончилось ваше вчерашнее сватовство к соседке нашей, Евгении Андреевне. Ведь вы знаете, что мы давно любим друг друга. Сто сказал её опекун? Дал согласие?

Бабушка (властно):Погоди, Иван, не торопи меня. Значит так: опекун ответил отказом.

Иван Николаевич: Ах, маменька! Что же делать?

Бабушка: Погоди, говорю. Главное, что я на этот брак тебе благословение дала. Да и мне Евгения по душе пришлась. Так вот что мы сделаем. Нынче постарайся свидеться с нею да скажи, что ночью ты приедешь в закрытой карете, увезёшь её да и обвенчаешься в нашей церкви.

Иван Николаевич: Ах, маменька. Её опекун этого не потерпит. Ведь погоню вдогонку пошлёт.

Бабушка: Иван, какой же ты нетерпеливый. Дай же матери договорить. Силён опекун твоей невесты да мне не указ. Меня он не хитрее. Смотри - зима на дворе стоит, все реки замёрзли, льдом покрылись. От их села да церкви пять рек пересекать надо. Так я возле каждой переправы своих крепостных крестьян поставлю. Пусть они топорами да дубинами ломают лёд после твоей кареты. Чай побоится погоня в ледяную воду сунуться.

 

 



- 1-

Иван Николаевич: Ах, маменька, как вы добры! (Обнимает мат)  

Бабушка: Ну, то-то, будешь мать благодарить. (Уходят)   

Вед.: Вот это бабушка была у композитора Глинки! Что за решительность, что за горячий нрав!       

Вед.: Да и молодые её, действительно благодарили. Только вот беда – умер у них первый сын. Поэтому, когда родился второй – Мишенька, то бабушка решительно заявила, что будет воспитывать и беречь его сама. Она нежно любила его, дрожала от страха за его здоровье и потому почти не выпускала его из своей всегда жарко натопленной комнаты. Она кутала мальчика в тёплую шубу, независимо от времени года, от чего он становился всё более изнеженным и слабым.

Вед.: Последствия тепличного воспитания сказывались в течение всей жизни Глинки. Нервный, впечатлительный, он выходил из равновесия по любому поводу. Став взрослым человеком, он в шутку прозвал себя «мимозой» - растением, складывающим листики от неосторожного прикосновения к нему. Но преодолеть эту «мимозность» он так и не смог.

 

(Выходит Бабушка. Ей на встречу выходит Евгения Андреевна, которая ведёт за руку маленького Мишу, одетого в шубку.)



 

Бабушка (грозно): Это ещё что такое? Зачем Мишеньку на улицу вывели?

Евгения Андреевна: Так лето, маменька. Дозвольте мальчику на травке погулять, свежим воздухом подышать.

Бабушка: Незачем ему по улице ходить, вдруг заболеет. Уж вы не уберегли своего первенца, не учите теперь меня, как внука воспитывать. Идём Мишенька в дом. Там печку натопили. (Берёт мальчика за руку.)

Евгения Андреевна: Да ведь ему скучно.

Бабушка: Сейчас ему весело будет. Прикажу девушкам, пусть песни поют да сказки сказывают. Ты знаешь, Евгения, какие он мне картины мелом на полу рисует! Усадьба наша и пруд, и деревья, как живые. Ещё я ему азбуку показала, он теперь читать умеет. Недавно собрал на кухне медные тазы да и стал на них поварёшкой изображать колокольный звон.

Евгения Андреевна: Колокольный звон?

Бабушка: Ну да. Точь-в-точь на нашей церкви колокола в праздники так звенят.

Евгения Андреевна: Это значит, у Миши музыкальный слух очень хороший. 

Бабушка: Вот он каков у нас – молодой хозяин поместья смоленского.              

Евгения Андреевна: Так может быть Мишеньке суждено музыкантом сделаться. Надо ему учителя по музыке нанять.

Бабушка: Ещё чего – музыкантом! Ему в наследство вступать, от меня да от отца своего умением управлять. Вот насчёт учителя по музыке ты, пожалуй, права. Учителя надо ему нанять получше.

(Уходят.)

 

 

 



 

- 2 –


Вед.: Но недолго жил Миша баловнем. Шести лет ему не исполнилось, как умерла его бабушка. Пошло всё в его семье по-другому. Наняли ему хороших учителей, и все в один голос говорили, что мальчик способный, надо его учить.

Особенно довольна была маменька. Мишенька не отходил от рояля, музыкальные премудрости хватал на лету. «Что делать, маменька,- говорил он, - музыка- душа моя». Только подумали родители об учёбе, как новая беда нагрянула: вторглись в Россию французские войска и началась Отечественная война 1812 года.



Вед.: Тогда по всей Смоленщине гремел призыв «Встанем на защиту родной земли». Снаряжались в поход народные ополченцы, крестьяне устраивали в лесах засады незваным гостям. Смоленщина обратилась в пылающий костёр. Иван Николаевич отправил свою семью в Орёл, а сам остался готовить войскам снаряжение и продовольствие. 

Вед.: Просчитался кичливый захватчик Наполеон, который утверждал, что завоюет Россию через два месяца. После битвы на Бородинском поле Бонапарт вступил в Москву, которая встретила его пожаром. Об этом так сказал Пушкин:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Вед.: Осенью 1812 года началось бегство французских войск из России. Громила их русская армия во главе с любимым полководцем Кутузовым. Громили и отважные партизаны и крестьянские отряды.

 

 (Звучит отрывок из оперы «Иван Сусанин» в записи, а ведущие продолжают читать текст)



 

Вед.: Вернувшись обратно в родное село Михаил Глинка слышал немало рассказов и песен о народных смельчаках героях – крестьянах. Из этих впечатлений и родилась потом идея создания первой народной оперы – «Смерть за царя», которая вскоре была переименована: «Жизнь за царя», а в советское время она вновь меняет название: «Иван Сусанин».

Вед.:. Одними из первых произведений Глинки были его романсы на стихи известных поэтов. Так что давайте вспомним, где впервые будущий композитор  Глинка увиделся с Пушкиным. Ведь это было в годы учёбы Глинки в Петербургском благородном пансионе.

Вед.: Да, именно там Михаил Глинка познакомился с Пушкиным. Пушкин приезжал в пансион очень часто. Вместе с Глинкой учился брат Пушкина -Лёвушка, а русскую словесность преподавал его друг Вильгельм Кюхельбекер.

 

- 3 -



 

Вед.: По окончании пансиона Глинка получает низший титул чиновника – титулярный советник. Но вскоре он выходит в отставку и убеждает отца, что ему надо учиться музыке. Уже тогда первые сочинения Глинки оценили знатоки музыки.

Вед.: Музыкальных учебных заведений тогда в России не было, и в 1830 году Глинка едет в Италию к знаменитым преподавателям.

Вед.: Как же учился юный русский синьор?

Вед.: Усердно. Так усердно, что вскоре превзошёл своих учителей, и они стали называть его предпочтительным словом «маэстро», что в переводе с итальянского и означает «учитель». За годы пребывания в Италии Глинка написал много сочинений, в которых выразил своё восхищение красотами её природы. Вот послушайте, как тонко Глинка передал особенности итальянской ночи в своём романсе «Венецианская ночь» на стихи поэта Ивана Козлова.

Вед.: Глинка выбрал популярную в итальянской музыке форму баркаролы – песни на воде, с её «покачивающимся» ритмом. В ней ясно ощутим почерк русского композитора. Мягкие переливы мелодии, плавные, спокойные волны - вся эта светлая, безмятежная музыка запечатлела одну из счастливых минут в жизни композитора.

 

(Хор исполняет романс «Венецианская ночь».)



 

Вед.: Возвратившись в1834 году в Россию, в кругу друзей – поэтов и музыкантов Глинка рассказал о своём замысле написать оперу на русскую тему. Поэт Василий Андреевич Жуковский подсказал ему сюжет – подвиг народного героя Ивана Сусанина. И вот такая опера была написана. Восторгам зрителей и музыкантов не было конца. Наконец на оперной сцене был впервые показан спектакль, героем которого стал простой человек, крестьянин, совершающий подвиг и отдающий свою жизнь за родину.

Вед.: Кульминация развития образаСусанина – это ария «Ты взойдёшь, моя заря», полная молитвенного и гимнического величия. Герой мысленно обращается к детям, прощается с ними.

 

(Хор исполняет арию.)



 

 

Вед.: В Петербурге Глинка часто посещал дом поэтов Платона и Нестора Кукольников. Здесь собирались многочисленные друзья и знакомые братьев. Все они были – люди искусства: музыканты, художники. Несколько романсов Глинка написал на слова Нестора Кукольника и создал цикл «Прощание с Петербургом». Это название возникло не случайно: неприятности связанные с бракоразводным процессом, приводили Глинку в отчаяние. Единственным выходом казался отъезд из Петербурга. Тема дороги отражена многообразно. Здесь и трагичное обращение к друзьям, и прощание с родиной, и радостное предвкушение путешествия, и воспоминания о родных просторах.

 

 

- 4 –



 

Вед.: Один из таких романсов – «Жаворонок», полный восхищения прелестью родной природы. По музыке своей напоминает напев русской народной песни.

 

(В исполнении хора прозвучит романс «Жаворонок».)



 

Вед.: К 1839 году относится знакомство Глинки с Анной Петровной Керн – дамой, которой Александр Сергеевич Пушкин посвятил своё знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Как же возникла у композитора идея написать романс на эти стихи?

Вед. (обращается за кулисы):Прошу вас, Анна Петровна. (Подходит к кулисе и выводит за руку исполнительницу роли Анны Петровны Керн.) Прошу вас поведать внимательным зрителям историю возникновения этого романса.

Керн: Моё знакомство с поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным состоялось на вечере у наших знакомых в 1812 году. Затем я увидела его снова лишь через шесть лет, когда он находился в ссылке в своём имении Михайловское, а я приехала к своей тётке, жившей по соседству, в Тригорском. Мы почему-то были так смущены нашей встречей, что не скоро смогли даже просто разговориться. Через несколько дней, когда я уезжала, он пришёл утром попрощаться и преподнёс мне только что вышедший экземпляр Второй главы своего романа «Евгений Онегин». Страницы этого издания были даже не разрезаны, а между ними я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье».

Вед.: Какая романтическая история.

Керн: В 1839 году мою дочь Екатерину познакомили с композитором Михаилом Ивановичем Глинкой.

Вед.: Да, и Михаил Иванович Глинка даже оставил своё впечатление от этой встречи в своих записках: «Её ясные выразительные глаза, необыкновенный стройный стан и особого рода прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе всё более и более меня привлекали». Тогда-то Глинкой и был написан этот лучший из его романсов, посвящённый вашей дочери, которую Глинка тогда называл Катрин. Вы согласны со мной, госпожа Керн?

 Керн: Конечно. Никогда ещё не достигал Глинка в своих романсах такой красоты, такой окрылённости мелодии. Музыка выражала радостное стремление к счастью, к вдохновлённому творчеству. Ликующим, восторженным гимном жизни, счастью, творчеству звучит финал романса.



Вед.: Послушаем же этот романс в исполнении Светланы Валентиновны Ховятской. Аккомпанирует Ольга Витальевна Ласыгина.

 

(Керн уходит. Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»)



Вед.: Шли годы. Глинка много путешествует: Париж – Мадрид – Варшава – Берлин. Однако творческим планам Глинки не суждено было осуществиться. В январе 1857 года в Королевском дворце Берлина состоялся концерт, оказавшийся для Михаила Ивановича роковым.

 

 



- 5 –

Вед.: Концерт прошёл успешно. Но выйдя из жарко натопленных зал дворца, композитор простудился. Безобидная поначалу, болезнь привела к ухудшению состояния, и в ночь на 3 февраля 1857 года Глинки не стало.

 

(Звучит музыка «Вальса-фантазии». На фоне музыки ведущие читают текст.)



 

Вед.: Похороны, на которых присутствовало несколько человек, состоялись на лютеранском кладбище Берлина. Через несколько месяцев, благодаря настойчивым хлопотам друзей, прах Глинки был перевезён в Петербург и погребён на кладбище Александро-Невской лавры.

 

(Продолжает звучать музыка «Вальса-фантазии».)



 

 

Вед.: Трудным, но славным был жизненный путь композитора Михаила Ивановича Глинки. Русский народ гордиться Глинкой и любит его произведения. Сегодня мы исполнили лишь некоторые из его удивительных произведений. Поэтому есть повод сказать нашим слушателям слова «До новых встреч» и вновь встретиться в этом зале, чтобы послушать красивую музыку.



 

Домашнее задание:

Вед.:предлагаем составить викторину или кроссворд по творчеству М.И.Глинки и опубликовать в школьной газете.